Какой орган издает нормативно правовой акт. Законодательный акт: определение, особенности и виды

Нормативно-правовой акт - это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативно-правового акта:

1. властно-волевой характер;

2. неоднократность применения;

3. адресованность неопределенному кругу лиц.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ - решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной

форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Основные законодательные акты

Основным нормативно-правовым актом в России является Конституция Российской Федерации . Она определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2).

В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).



В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" введен в действие 17 июля 1999 г. В нем указаны правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях всех форм собственности.

Рассмотрены основные направления государственной политики в области

охраны труда:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

Расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

Координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

Распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

Подготовка и повышение квалификации специалистов по охране

Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

Обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

Международное сотрудничество в области охраны труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, запрещает использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц с медицинскими противопоказаниями на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Рассмотрены обязанности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Изложен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также указано, что работники не должны финансировать такие мероприятия. Названы органы государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Перечислены права государственных инспекторов труда и соответствующих органов профессиональных союзов или других уполномоченных работниками представительных органов.

Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охран е труда, указанных в

коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах (контрактах), или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также общественного контроля.

Трудовой кодекс Российской Федерации введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I "Общие положения" кодекса изложены цели трудового законодательства - установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства - создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

В разделе II "Социальное партнерство в сфере труда" приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы контроля за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.

В разделе III "Трудовой договор" кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.

В разделе V "Время отдыха" перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.

В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности и в зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда.

В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.

В разделе VIII "Трудовой распорядок. Дисциплина труда" указано, что правила внутреннего трудового распорядка организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ.

Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.

Раздел IX "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников" определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Раздел X "Охрана труда" содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

В статье 217 раздела X каждой организации численностью более 100 работников предписано создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. При численности работников 100 и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда должен принимать работодатель, который также может заключать договор с соответствующими специалистами или организациями.

Статья 220 гарантирует право работника на труд при соблюдении требований безопасности и гигиены. Статья 221 обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе во вредных и (или) опасных условиях, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Статья 222 предписывает работникам, выполняющим работы во вредных условиях, бесплатно выдавать по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в особо вредных условиях - профилактическое питание. Статья 223 обязывает работодателя в соответствии с требованиями охраны труда оборудовать санитарно-бытовые помещения (для приема пищи, оказания

медицинской помощи, отдыха в рабочее время и др.), а статья 224 - переводить работников на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Статья 225 предписывает всем работникам организации, в том числе ее руководителю, проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В статье 226 определены источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статьи 227...231 посвящены особенностям расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В разделе XI отражены обязанности сторон трудового договора по возмещению ущерба, причиненного одной из сторон другой.

Раздел XII кодекса посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. В частности, женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, работников транспорта, педагогических работников и др.

В разделе XIII кодекса указано, что защиту трудовых прав и законных интересов работников должны выполнять органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, профессиональные союзы. Возможна также самозащита. Перечислены органы государственного надзора и контроля, основные права и обязанности государственных инспекторов труда, разъяснены особенности самозащиты трудовых прав работников и защиты этих прав профессиональными союзами, а также определена ответственность лиц, нарушающих трудовое законодательство.

В разделе XIV указаны срок введения в действие Трудового кодекса, порядок и срок введения размера минимальной заработной платы, перечень утративших законодательных актов, а также особенности применения законов и иных нормативных правовых актов.

В системе управления БЖД большое внимание уделяется одному из важнейших социальных прав российских граждан - праву на труд, основным

аспектам его реализации относительно женщин.

В настоящее время существует неограниченное количество путей реализации права на труд в связи с многообразием форм собственности, возможностью применения своих предпринимательских способностей, а также знаний и умений в эффективном протекании трудовых отношений, зависящих от форм и видов собственности, самостоятельно устанавливающих нормы права, что же касается норм, относящихся к охране труда женщин, льгот, предоставляемых беременным женщинам, матерям, имеющим детей, то эти нормы носят общий характер и применяются независимо от того, в чьей собственности находится предприятие, организация, учреждение.

Женщина, желающая поступить на работу, заключает соглашение с предприятием (трудовой договор), в соответствии с которым обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому порядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором или соглашением сторон.

Нормы трудового законодательства запрещают необоснованный отказ в приеме на работу. Недопустим отказ в работе по мотивам пола, расы, национальности или религиозной принадлежности. Не только запрещается, но и преследуется в уголовном порядке отказ в приеме на работу по причинам, связанным с беременностью или кормлением ребенка.

Поступая на работу, женщинам следует знать, что в законодательстве есть ограничения в приеме на определенные виды работ как для всех трудящихся независимо от пола, так и специально касающиеся женщин. Так, например, запрещается принимать на работу лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена давностью.

Не допускается прием женщин на подземные работы, за исключением

руководящих должностей, а также некоторых видов работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Понятно, что запрещение женщинам трудиться на вредных и тяжелых работах не является дискриминацией. Речь идет об охране здоровья, о том, чтобы вредная работа не отразилась на новых поколениях.

Женщинами могут выполняться и работы, связанные с физическими нагрузками - в этих случаях запрещается женщинам переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные нормы, которые хотя и базируются на определенных медицинских данных, т.е. согласованы с Министерством здравоохранения, вызывают справедливую критику тех, кому приходится выполнять подобные работы. (Приложение №3)

Основной критерий, которым должна руководствоваться администрация, - это деловые качества работницы, ее способность выполнять ту или иную работу. С целью проверки этих качеств при заключении трудового договора может быть установлено условие об испытании. Срок испытания, как правило, не должен превышать трех месяцев. В испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности и те дни, когда работница отсутствовала по уважительной причине. Когда результаты испытаний не удовлетворяют администрацию, она вправе расторгнуть с работницей трудовой договор до истечения периода испытания. Увольнение в этом случае производится без выплаты выходного пособия. Согласия профсоюзного комитета на увольнение не требуется. Работница может не согласиться с мнением администрации и обжаловать ее решение в суде.

При переводе, вызванном производственной необходимостью, оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Беременные женщины (с момента установления этого факта) не должны привлекаться к работам, требующим значительного нервно-эмоционального напряжения, особенно связанным с опасностью аварии, взрыва, т.е. с риском для жизни собственной и других людей, а также к работам, выполняемым в

условиях резкого дефицита времени, например, на конвейере с принудительным ритмом. Рекомендуются работы, выполняемые в спокойном режиме, не связанные со срочностью выполнения задания, запрещается работа, связанная с перегреванием и переохлаждением организма.

Вопросы увольнения рабочих и служащих относятся к одним из самых важных в трудовом праве. Они непосредственно связаны с гарантиями права на труд. Наряду с общими нормами о порядке прекращения трудовых отношений существуют специальные правила, охраняющие труд женщины в период, когда она готовится стать матерью или имеет малолетних детей. Среди оснований прекращения трудового договора наиболее распространено, конечно, прекращение трудовых отношений по инициативе работника или работницы.

Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, работник или работница могут расторгнуть в любое время и по любой причине. Закон обязывает лишь письменно предупредить администрацию за два месяца, а при наличии уважительных причин - за один месяц.

Работница может подать заявление об увольнении в любое время, в том числе находясь в отпуске и во время болезни.

Женщина, занимающая любую должность, вправе по своей инициативе прекратить трудовые отношения, предупредив об этом администрацию. В случаях, когда по истечении срока предупреждения ни сама работница не настаивает на увольнении, ни администрация не издает приказ о расторжении договора, последний считается продолженным (на неопределенный срок).

При достижении женщиной 55 лет и при наличии у нее права на полную пенсию администрация с согласия работницы может заключить (перезаключить) с нею срочный трудовой договор на период до 2 лет. Если такой договор был заключен, то в течение его срока администрация не вправе прекратить трудовые отношения на том основании, что работница достигла пенсионного возраста.

Одно из оснований по инициативе администрации - обнаружившееся

несоответствие рабочего и служащего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы.

Иногда женщина вынуждена длительно отсутствовать на работе из-за болезни ребенка. Эта причина не может послужить основанием к ее увольнению.

В настоящее время большое значение придается повышению качества работы трудящихся. Администрация имеет право за грубое нарушение технологической дисциплины и другие серьезные нарушения, повлекшие ухудшение качества продукции, снизить квалификацию рабочим на один разряд. Если работник или работница отказываются от продолжения работы в связи со снижением разряда, то такой отказ рассматривается как дисциплинарный проступок, за который при определенных условиях может последовать увольнение.

Серьезными проступками, дающими основание расторгнуть трудовой договор с совершившими их работниками, являются прогул без уважительных причин и отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня.

Основанием для расторжения трудового договора с работником может быть появление последнего в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения. Расторжение трудового договора по данному основанию с женщинами - сравнительно редкое явление, хотя на практике и встречается. Состояние опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими документами, в том числе протоколом, составленным администрацией с привлечением общественности.

Закон позволяет администрации расстаться с работницей или работником в случае совершения ими по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества. Также предусматривается возможность увольнения работников, несущих дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности, за однократное грубое нарушение

трудовых обязанностей. К числу таких работников относятся руководители предприятий, их заместители и помощники, главные врачи и другие главные специалисты, руководители структурных подразделений предприятия и ряд других. Говоря о труде женщин, можно констатировать, что данная норма применяется к ним крайне редко. Во-первых, среди работников, несущих дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности, женщины составляют сравнительно небольшое число, хотя в последнее время это соотношение несколько изменилось, и женщина уже в парламенте, не говоря уже о ее стремлении к посту Президента страны. Во-вторых, женщины, занимающие соответствующие должности, как правило дисциплинированны. Однако, все-таки встречаются такие случаи.

Таковы основные аспекты реализации права на труд, предусмотренные еще КЗОТом РСФСР. В последнее время ситуация значительно изменилась, даже если взять хотя бы вопрос трудоустройства. Если раньше, получив образование, женщина могла по распределению устроиться на работу, тем самым не только полноценно реализовывая свое право на труд, обеспечивая себе в достаточной мере (по крайней мере, не оказывалась выброшенной на улицу в прямом смысле этого слова) существование, находясь под своеобразной опекой профсоюзов, предоставляющих право на отдых и времяпрепровождение и детям (путевки, пионерские лагеря, дома отдыха, бесплатное посещение кружков, секций и т.д.), но и находясь под защитой нормативных актов, предусмотренных трудовым законодательством, регулирующих трудовые отношения. Сейчас женщина, зачастую заботясь лишь о пропитании детей, готова идти на любую работу, не думая ни о своем здоровье, ни о моральном облике, «отвоевывает» эмансипацию, тянет на себе лямку обыденности, отодвигая на второй план мужчину, издавна считающегося добытчиком, своеобразной силой общества. Но если брать выше, в женщине «созрело» стремление к посту Президента. Это, скорее всего, две крайности. Однако сейчас, когда экономическая ситуация в стране является крайне сложной, все и

вся стремятся вытащить ее из этой трясины. И, видимо, женщина изо дня в день лицом к лицу сталкиваясь с насущными проблемами, хочет и старается быть сильной в любом отношении, и поэтому можно понять ее рвение к политике, к предпринимательской деятельности в надежде не только выжить, но и держаться на плаву, к доказательству своего «всемогущества» от неизбежности.

Важное значение в регулировании труда женщин имеет установление режима рабочего времени, под которым понимается распределение работы и отдыха в течение календарного периода. Конкретные режимы работы того или иного предприятия или организации и их работников устанавливаются на основе общих норм права. Режим рабочего времени может быть единым для всех работников предприятия или организации, либо различным для рабочих и служащих отдельных подразделений. По соглашению сторон трудового договора допускается и применение индивидуального режима работы для той или иной работницы, если это не ухудшает условий ее труда по сравнению с установленными в законодательстве. По просьбе работниц или в связи с изменением производственных условий режим труда и отдыха может меняться.

Режим рабочего времени зависит от типа рабочей недели, применяемого на предприятии, учреждении, организации. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы соответствует установленному законом рабочему дню; правилами внутреннего распорядка определяется лишь время начала и конца работы и время перерыва.

При пятидневной рабочей неделе, допускающей различную продолжительность смен, могут быть установлены разные режимы рабочего времени. При этом непременным условием является соблюдение установленной продолжительности рабочей недели. При работе в три смены, а также на непрерывных производствах обычно вводится режим работы, основанный на суммированном учете рабочего времени - продолжительность рабочего времени в сутки и в неделю может отклоняться от установленной законом нормы, а переработка в одни дни компенсируется либо недоработкой в другие

дни, либо предоставлением дополнительных дней отдыха в пределах определенного учетного периода - норма рабочего времени обеспечивается в среднем за учетный период. Для стимулирования работы во вторую и третью смены установлены доплаты за работу в вечернюю и ночную смены.

Все большее число женщин проявляет интерес к режимам труда, основанным на использовании графиков с гибким рабочим временем. Гибкие графики работ соответствуют интересам многих групп трудящихся, но они особенно эффективны при организации труда женщин, - это такая форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников и для коллективов подразделений предприятий допускается саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня или рабочей смены. Сущность графиков работы с использованием гибкого рабочего времени состоит в том, что в рамках любого режима работы для работниц устанавливается «фиксированное время» - время, когда работницы должны обязательно находиться на рабочем месте, и «переменное (гибкое) время» в начале и конце рабочего дня (смены), в пределах которого работницы вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению. Режимы работы с гибким рабочим временем вводятся для того, чтобы наилучшим образом обеспечить сочетание интересов работниц с интересами производства. В случае нарушения работницами данного режима, если такое нарушение выразилось в невыполнении производственных заданий или установленных норм выработки, повышенном проценте брака, опозданиях на работу в пределах фиксированного времени, прогулах, неполном использовании рабочего времени, недоработке рабочих часов за учетный период без уважительных причин, администрация вправе помимо применения мер дисциплинарного взыскания перевести работницу на общеустановленный режим работы на срок до трех месяцев. При систематическом нарушении работницами подразделения режима с гибким рабочим временем руководитель предприятия вправе перевести данное подразделение на обычный режим работы.

В качестве особого режима труда можно рассматривать надомную работу женщин - такая форма организации работы, которая удобна для тех, у кого понижена трудоспособность, и для женщин, ведущих домашнее хозяйство и воспитывающих детей. Работницы, работающие на дому, пользуются всеми правами трудящихся женщин - им предоставляется отпуск, как основной, так и дополнительный, если женщина имеет на него право, администрация может вводить премирование за соответствующие показатели работы; правами в области страхования в соответствии с правилами, установленными законодательством.

Женщины пользуются правом на отдых без какой-либо дискриминации. Более того, в ряде случаев им предоставляются дополнительные права.

Трудящимся ежедневно должен быть предоставлен отдых во время рабочей смены и после нее. Перерыв в течение работы необходим как для сохранения здоровья, так и для повышения производительности труда. Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы. Длительность перерыва не должна превышать двух часов. Работницы используют перерыв по своему усмотрению - они могут отлучаться с места выполнения работ и с территории предприятия, но к концу перерыва должны быть на рабочем месте. На тех работах, где по условиям производства нельзя установить перерыв, так как работницы не могут отлучаться с места работы, им должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего дня. Например, медицинским сестрам в течение их дежурства в стационаре.

Всем работникам должны еженедельно предоставляться выходные дни. При шестидневной рабочей неделе еженедельный отдых соответствует установленному законом минимуму. При пятидневной рабочей неделе еженедельный отдых превышает 42 часа, так как работники пользуются двумя выходными днями. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. Общий выходной день - воскресенье, а при пятидневной рабочей неделе -

суббота и воскресенье. На отдельных предприятиях, в учреждениях, организациях в силу специфики производства второй день отдыха при пятидневной рабочей неделе может предоставляться в любой другой день недели по графику. На тех предприятиях, в учреждениях, организациях, где приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям или из-за необходимости постоянного и непрерывного обслуживания населения, выходные дни предоставляются в различные дни недели в соответствии с графиком работ. Это относится к работающим на предприятиях транспорта, электростанциях, в больницах и т.д.

Для отдельных категорий работниц установлены дополнительные гарантии, охраняющие их право на отдых. Так, к работе в выходной день не могут привлекаться беременные и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Работа в праздничные дни допускается лишь на непрерывных производствах, где по производственно-техническим условиям приостановка работы невозможна, а также на некоторых предприятиях, в учреждениях, организациях, обслуживающих население; компенсируется повышенной оплатой. По желанию работницы, которая трудилась в праздничный день, ей может быть предоставлен другой день отдыха, но лишь в том случае, если работа выполнена сверх нормы рабочего времени за учетный период.

На предприятиях может быть организовано дежурство в выходные и праздничные дни, а также после окончания рабочего дня или смены - пребывание работника на предприятии для решения неотложных вопросов и принятия срочных мер. Беременные женщины, матери, имеющие детей в возрасте до 12 лет, лица, не достигшие 18 лет, к дежурству не допускаются. Если работник или работница дежурит после окончания рабочего дня или смены, явка их на работу переносится на более позднее время, с тем чтобы работа вместе с дежурством не превышала нормальной продолжительности рабочего дня или смены. Кроме перерывов для отдыха существуют и другие

виды перерывов в течение рабочей смены, имеющие специальное целевое назначение. Такими являются перерывы, предоставляемые женщинам для кормления ребенка. Женщины используют свое право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Однако, если женщина не желает воспользоваться предоставляемым ей правом на отпуск или использует его частично и выходит на работу, то она вправе пользоваться перерывами для кормления ребенка. Указанные перерывы предоставляются всем женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, независимо от того, кормит ли женщина своего ребенка грудью или ребенок находится на искусственном вскармливании.

Отпуск может предоставляться для отдыха, для ухода за ребенком, для подготовки дипломного проекта, для устройства личных дел и т.д. Отпусками для отдыха и восстановления сил работницы пользуются на тех же условиях, что и работающие мужчины. Общие нормы закрепляют право всех рабочих и служащих на ежегодный отпуск. Это право не зависит ни от места работы, ни от занимаемой должности. Исключение составляют лишь временные и сезонные работники, которые правом на отпуск не пользуются.

Установлены следующие виды отпусков:

1. Дополнительные отпуска рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, - даются для того, чтобы ослабить воздействие вредных факторов производства на организм человека. В тех случаях, когда работница, занятая на работах с вредными условиями, в течение года выполняла работы различной степени вредности, отпуск ей предоставляется пропорционально фактически отработанному в этих условиях времени. Если работница отсутствовала на работе по уважительным причинам, предусмотренным законодательством, то эти периоды включаются в стаж, дающий право на дополнительный отпуск женщинам, работающим неполное рабочее время на производствах, в цехах, по специальностям, связанным с вредными условиями труда, в стаж, дающий право на дополнительный отпуск в

связи с вредностью работы, засчитываются лишь те дни, в которые работница фактически была занята во вредных условиях труда не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

2. Дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется для того, чтобы компенсировать повышенную нагрузку и переработку сверх нормы рабочего времени, может быть предоставлен женщинам, работающим неполное рабочее время, если трудовым договором предусмотрена работа на условиях неполной рабочей недели, но с полным рабочим днем.

3. Дополнительные отпуска работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях предоставляются женщинам на общих основаниях, как и другим рабочим и служащим. Этот отпуск призван компенсировать неблагоприятные условия работ в суровых климатических условиях и стимулировать приток кадров в указанные районы.

4. Дополнительный отпуск, предоставляемый рабочим и служащим, занятым в отдельных отраслях производства и имеющим продолжительный и непрерывный стаж работы на одном предприятии, - это правовой способ поощрения за длительную работу на одном предприятии и средство предотвращения текучести кадров. Женщины, занятые в непроизводственной сфере, таким отпуском не пользуются. Для получения такого отпуска необходимо проработать на одном предприятии не менее трех лет.

Дополнительный отпуск лицам, работающим в 2-3 смены, - одна из льгот, установленных государством для тех, кто перешел на многосменный режим работы, - предоставляется работницам, которые трудятся в две смены, из расчета по одному дню за каждые отработанные два года, но не более двух дней, в три смены - по одному дню за каждый отработанный, максимальная продолжительность данного отпуска - четыре дня. Право на указанные отпуска работники имеют в том случае, если проработали не менее 50%

вечерних или ночных смен в году.

5. Дополнительный отпуск женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, - предоставляется независимо от места работы, где трудится женщина.

Правовая система большинства современных государств функционирует на основе нормативных актов. Подобного типа источники права в российской юридической системе представлены в самом широком спектре разновидностей. Какие органы власти отвечают за принятие нормативных актов в РФ? Какова специфика субординации соответствующих источников права в аспекте сопоставления юридической силы?

Нормативные акты в системе источников права

Нормативные акты - это один из наиболее распространенных в современных государствах видов источников права. В зависимости от конкретной страны, они будут являться ведущими или же сочетаться с иными категориями, такими как, например, правовой обычай или судебные прецеденты. Основной признак, который характеризует нормативные акты - издаются они при непосредственном участии политических институтов (законодательных, исполнительных органов). Это значит, что во всех случаях они будут иметь официальный, общеобязательный характер. Рассмотрим прочие признаки, характеризующие нормативные акты.

Признаки нормативных актов

Прежде всего отметим, что источники права, о которых идет речь, носят правотворческий характер. Нормы посредством них устанавливаются, корректируются или отменяются. Другой важнейший признак нормативных актов - они издаются в пределах компетенции конкретного органа власти (например, парламента). Соответствующие источники права имеют письменную форму, а также обладают различными реквизитами (если говорить о российской юридической традиции, то в числе таковых - вид, принявший орган, дата и место утверждения акта, его номер).

Нормативные акты не должны противоречить тем источникам права, у которых юридическая сила выше. Также они должны быть публичными. Нормативные акты - это источники права, направленные, главным образом, на регулирование отношений в социуме в целом или в рамках некоторой социальной группы. Если тот или иной акт не будет этому критерию соответствовать, то нормативным его считать не корректно.

Соотношение законов и нормативных актов

Закон и нормативный акт - это одно и то же? Все зависит от интерпретации данных терминов, вариантов которой может быть много. Закон в общеправовом смысле - это любой источник права, в том числе и тот, что основан, например, на правовых обычаях. В этом смысле рассматриваемые термины могут выступать синонимами, так как любой нормативный акт так или иначе будет законом. Однако возможны и иные трактовки исследуемых понятий.

Закон в узком смысле - это правовой акт, принимаемый представительным органом власти - Парламентом. При этом в юридической системе государства могут существовать те или иные виды нормативных актов, в разработке и утверждении которых Парламент участия не принимает. Если говорить о российской модели, это могут быть Указы Президента РФ или же Постановления Правительства.

Указ главы государства - это нормативный акт, но не «закон» в узком смысле этого слова. И потому отождествлять в данном контексте рассматриваемые термины некорректно. В свою очередь, Госдума и Совет Федерации разрабатывают и утверждают правовые акты, классифицируемые как «законы», но в более узком значении. Поскольку они считаются нормативными актами, то в этом контексте отождествлять изучаемые нами термины можно.

Критерии юридической силы нормативного акта

В чем выражается юридическая сила источников права, о которых идет речь? Если говорить о юридической модели, сформировавшейся в РФ, можно отметить, что нормативные акты Российской Федерации в любом случае соответствуют принципам, определенным на уровне Конституции страны, а также той классификации, что излагается в основном законе государства. Соблюдается принцип соподчиненности источников права.

Классификация актов: Конституция

Рассмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой модели. Ключевой закон России - это Конституция. Особенность данного нормативного акта - в том, что он призван обеспечивать баланс интересов различных групп социума, а также формулировать базовые положения, отражающие принципы общественного контракта между гражданами и государством.

Российская Конституция - это нормативный акт, характеризующийся высшей юридической силой. Он учреждает ключевые принципы управления государством, которые должны быть раскрыты в нормативных актах с более низкой юридической силой. Специфика Конституции РФ в том, что она утверждается в ходе прямого голосования гражданами РФ. Остальные органы государственного управления формируются в соответствии с конституционными нормами.

Классификация актов: законы

Ступенью ниже относительно юридической силы Конституции в правовой системе РФ располагаются законы. Они представляют собой государственные нормативные акты, принятые законодательным органом власти. В российском варианте он может быть федеральным или региональным. Законы характеризуются рядом особых признаков. Рассмотрим их.

Во-первых, предполагается, что в законах отражена воля граждан страны, которая делегирована посредством представительных органов власти. Во-вторых, законы характеризуются наибольшей длительностью действия в сравнении с иными нормативными актами с меньшей юридической силой. В-третьих, данного типа нормативные акты РФ принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы в РФ представлены на двух уровнях - федеральном и региональном. Какие относятся к первым? На верхней ступени - Федеральные конституционные законы. Далее равную юридическую силу имеют два типа актов. Во-первых, это Федеральные законы - источники права, принятые по факту утверждения Конституции РФ в 1993 году. Во-вторых, это законы (называемые иногда «обычными») - источники права, принятые до того, как был утвержден основной закон страны. Кодексы - Гражданский, Семейный, Налоговый и другие относятся к ФЗ.

Можно отметить, что Закон РФ о поправках к Конституции играет особую роль в правовой системе РФ. Данный акт характеризуется существенными ограничениями в аспекте круга лиц, которые имеют право вносить его на обсуждение в Парламент. Также одобрять его должны субъекты РФ.

Рассмотрим подробнее специфику различных видов российских Законов, а также иных источников права, которые могут иметь признаки правовых норм. Начнем с Федеральных конституционных законов - вторых по юридической силе актов после Конституции России.

Федеральные конституционные законы

Данные нормативные акты - это инструмент регулирования государством ключевых общественных отношений, о которых идет речь в Конституции России. Значительная часть ФКЗ направлена на юридическое оформление статуса ключевых политических институтов. В частности, к таковым актам можно отнести ФКЗ о Правительстве РФ или, например, о Конституционном Суде России. Иные ФКЗ регулируют различные правовые состояния. К таковым можно отнести закон, определяющий условия и порядок введения в государстве чрезвычайных положений. Федеральные конституционные законы - главный источник права в рамках прецедентов, отражающих изменения в территориальном составе РФ - например, при принятии в Россию новых субъектов. Для того чтобы ФКЗ был принят, за него должны проголосовать не менее чем две трети депутатов Госдумы, а также три четверти сенаторов Совета Федерации.

Федеральные законы

Данные федеральные нормативные акты - в числе самых многочисленных. При этом ФЗ на практике могут быть представлены в достаточно широком спектре разновидностей. Так, например, разновидностью ФЗ являются различные Кодексы, которые представляют собой систематизированные источники, призванные регулировать ту или иную сферу общественных коммуникаций.

Многие Кодексы считаются основополагающими актами в тех или иных сферах социального взаимодействия. Например, ГК РФ - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой в среде гражданско-правовых актов. Схожую роль играют Бюджетный, Семейный, Налоговый Кодексы.

Законы о ратификации

Можно отметить, что в российской правовой системе есть особый вид нормативных актов - федеральные законы, ратифицирующие (или, наоборот, денонсирующие) различные международные соглашения России. Работают данные источники права в соответствии с положениями 15-й, а также 106-й статей Конституции России.

Главная особенность данных нормативных актов - они имеют юридическую силу выше, чем законы, принимаемые внутри государства.

Подзаконные нормативные акты федерального уровня

Есть в российской системе также подзаконные нормативные акты. Это могут быть указы главы государства, постановления Правительства и иные источники права, призванные дополнять федеральные и иные законы. Их юридическая сила ниже, чем у ФЗ и ФКЗ, но и процедура их принятия гораздо проще: Президенту РФ, например, не требуется согласовывать свои действия с Парламентом. Однако издать прямо противоречащий положению ФЗ и ФКЗ Указ глава российского государства не может.

Указы Президента

Основная роль Указов - придание статуса нормативных актов компетенциям Президента РФ, которые зафиксированы в 4-й главе Конституции России. Указы главы государства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они, как мы уже отметили выше, не должны противоречить ФЗ, ФКЗ, а также, разумеется, Конституции. Можно отметить, что некоторые Указы Президента относятся к категории ненормативных. В самом начале статьи мы определили один из критериев отнесения того или иного источника права к нормативным актам - публичность. Соответственно, те Указы главы государства, положения в которых не предполагают этого критерия (то есть направленные на узкий круг лиц), относятся к ненормативным. Подобные акты могут быть связаны, например, с отставками или назначениями в Администрации Президента и иных органах власти.

Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ - это также нормативный юридический акт, относящийся к категории подзаконных. Издаются они на основе положений конституции РФ, различных ФЗ или же Указов главы государства. Они также обязательны для соблюдения во всех регионах страны. При этом Президент РФ вправе отменять Постановления высшего исполнительного органа власти, если они противоречат основному закону страны (Конституции), ФЗ или же Указам главы государства. Исполняются Постановления в пределах предметов ведения, которые могут относиться к РФ или же в совместном порядке к РФ и субъектам. Таким образом, исполнительные органы на федеральном и региональном уровне функционируют в рамках единой системы.

В структуре Правительства РФ работают различные министерства и ведомства. Они также могут издавать нормативные акты. Это могут быть инструкции, письма, приказы, положения и т. д. Их юридической силы достаточно с точки зрения обязательности исполнения гражданами и организациями, участвующим в сфере правоотношений, которая регулируется соответствующим актом. Источники права, которые издают федеральные органы, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции России, а также впоследствии опубликованы.

Региональные законы

Россия - федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов - республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.

Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, - Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.

Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.

Муниципальные законы

В Конституции РФ определено, что система местного самоуправления в России должна быть отделена от государственного. Муниципалитеты могут создавать в пределах своей компетенции собственные нормативные акты. Это могут быть различные решения, приказы или, например, распоряжения. Наибольшая юридическая сила характерна для Уставов муниципалитетов. Те акты, которые издаются органами местного самоуправления, обязательны к исполнению для жителей муниципалитетов.

Корпоративная специфика

Термин «нормативный акт» может применяться не только в аспекте деятельности государства, но также и в сфере гражданских правоотношений. Так, например, существуют нормативные акты организации, предприятия - коммерческого или же не имеющего отношения к бизнесу. Однако предмет их ведения предельно локализован. Более того, издавать собственные источники права предприятие может, основываясь на положениях ограниченной группы государственных нормативных актов.

Так, например, 8-я статья ТК РФ дает организациям подобное право - издавать свои источники права локально. Нормативные акты организаций могут быть направлены на реализацию тех или иных норм трудового права в структуре отдельной компании. Например, они могут устанавливать те или иные правила внутреннего распорядка в организации, предопределять технологические аспекты взаимодействия сотрудников. Во многих случаях их принятие требует согласования с профсоюзом. Разумеется, принятые локально нормативные акты не должны противоречить иным источникам права, действующим в стране.

Что представляет собой система правового регулирования? Каковы ее особенности в России и что такое нормативно-правовые акты в российской юридической практике?

Что такое нормативный акт?

Нормативные акты - это закрепленные в письменном В числе основных его признаков - формального характера реквизиты (дата принятия, наименование, название органа, принявшего акт и т. д.), факт утверждения определенной структурой (власти или корпорации), публичность (в том числе посредством размещения в общедоступных печатных и электронных СМИ).

Для нормативных актов, издаваемых органами власти, характерно опубликование на государственном языке. Другие важнейшие признаки актов - в них есть конкретные касающиеся регулирования процессов определенного вида или с участием узкого круга лиц.

«Нормативный» и «правовой» акты - не одно и то же?

Некоторые юристы отождествляют термин, о котором идет речь, с понятием «правовой акт». В этом случае оба термина употребляются одновременно, через дефис. Другие эксперты в области юриспруденции полагают, что эти два явления - не совсем одно и то же. Их тезисы таковы. Нормативные акты - это только лишь официальные документы (изданные властью - Президентом, Госдумой и т. д.). Они не должны иметь противоречия с другими актами рангом выше (такими как Конституция).

Определяется как более широкое понятие. Ими могут быть любые документы, имеющие юридическую значимость. Например, это файлы, предназначенные для служебного пользования внутри корпорации. То есть их наличие не подразумевает правовых норм, обязательных к применению людьми вне фирмы. Предписания, которые содержатся в таких документах, адресованы конкретному субъекту (отделу, должностному лицу и т. д.).

Получается, что нормативные и правовые акты отличаются по следующим критериям. Во-первых, это характер их применения. Нормативные акты - всеобщие, правовые - имеют индивидуальную направленность. Во-вторых, это область применения актов. Нормативные адресованы неограниченному количеству субъектов, правовые - конкретному кругу лиц. В-третьих, это время действия актов. Нормативные действуют до тех пор, пока не будут отменены или скорректированы. Правовые, как правило, предназначены для применения в конкретных ситуациях, часто однократно.

В среде юристов есть еще одна точка зрения по вопросу соотношения нормативных и правовых актов. Она подразумевает, что нормативный акт создает правовые нормы (либо вносит изменения и дополнения в существующие), а правовой являет собой инструмент для корректной реализации этой нормы.

Какие бывают акты

Посмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой практике. Их разграничение основано на субординации двух понятий. Первое - это «закон». Акт такого типа принимается исключительно органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум. Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти. Акты такого типа призваны регулировать ключевые процессы, связанные с развитием государства и общества. Они содержат первичные нормы: иного типа акты детализируют и интерпретируют нормативные установки, изложенные в законах. Эти типы актов принимаются при обязательном соблюдении процессуального порядка.

Второе понятие - это «подзаконные акты». Они издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже. Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России следующие.

Это общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств). Это акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона). Это муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Особый вид нормативных актов - международные законы. Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида - директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования. Конституция России гласит, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы. И если договор с другой страной устанавливает правила, отличные от тех, что прописаны в законах, принятых в России, то более высокой юридической силой наделяется

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «акт» и «закон» часто отождествляются юристами. Это справедливо, но только в одном случае: если под «законом» понимаются вырабатываемые обществом через политические институты или непосредственным образом предписания, обязательные для всех или определенной категории лиц. Конкретные акты - это либо письменные источники предписаний, о которых идет речь, либо документы, разъясняющие нюансы их исполнения.

Закон - это совокупность нормативных актов, всех, что есть в государстве, или же касающихся определенной сферы - например, законы о семье. Нормативные акты - это законы в юридическом смысле как таковом. Исторически ему предшествовало такое явление, как Но по мере выявления противоречий между обычаями разных народов, стран и континентов стали устанавливаться закрепленные в актах нормы, способные привести непохожие друг на друга традиционные, «народные» правила к единому стандарту. Законы и нормативные акты с точки зрения современной юридической терминологии могут быть синонимами.

Уровни нормативных актов

Действие может распространяться на нескольких уровнях. Есть акты общефедеральные - они обязательны для исполнения на всей территории России. Есть источники права субъектов федерации - они, в свою очередь, распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц (вне зависимости от прописки и даже гражданства), приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. Есть муниципальные правовые акты, действие которых распространяется на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц. Есть, наконец, локальные правовые акты - их особенность в узкой направленности (они могут регулировать деятельность ведомства, корпорации или какого-либо должностного лица).

Федеральные законы

Федеральные нормативные акты - источники права, которые утверждаются в особом порядке. Они наделены высшей юридической силой по отношению к региональным, муниципальным и локальным правым актам. Федеральные законы имеют подвид в виде актов конституционного характера, обладающих более высокой юридической силой (выше - только Конституция РФ). Данный подвид законов принимается с целью правильного толкования и развития норм, содержащихся в Конституции. Они призваны способствовать тому, чтобы субъекты гражданского права имели все возможности реализовывать данные законом свободы.

Муниципальные правовые акты

Каждый российский муниципалитет вправе издавать свои нормативные акты. Это главный инструмент местного самоуправления. Вот несколько примеров таких актов. Это может быть порядок реализации некоторых полномочий, переданных исполнительному органу муниципалитета от городской администрации. Например, мэрия Москвы может передать району Митино полномочии в сфере культурно-просветительской работы с гражданами.

Это могут быть решения об утверждении каких-либо Положений, ответственность за реализацию которых будет лежать на муниципалитете. Например, совет района Мещанское в Москве может утвердить Положение о том, как будет осуществляться практическое решение задач по вопросам развития семьи, согласно Закону г. Москвы «О наделении отдельными полномочиями в сфере опеки и попечительства». Муниципалитеты могут утверждать различные программы развития инфраструктуры и социального профиля районов.

Локальные нормативные акты

Вспомним рассуждение, которое мы делали выше, которое касается разграничения понятий «нормативный» и «правовой» акт. По мнению некоторых юристов, к источникам второго типа относятся документы любого негосударственного (не имеющего отношения к органам власти) характера. Самый часто встречаемый пример таких актов - документы, находящиеся в обороте корпораций. Они имеют несколько признаков. Во-первых, принимаются они самой компанией. Во-вторых, в них есть нормы права. В-третьих, в них есть направленность: под излагаемые в документе предписания попадает вся организация, либо ее отдельная структура (или несколько). Примеры таких правовых актов: график отпусков, приказ об утверждении расчетных листков. Действие нормативно-правовых актов имеет четкие признаки локализации.

Западная и восточная традиции законотворчества

Говоря о том, что такое нормативные и правовые акты, следует отметить, что есть два исторически сложившихся подхода к их составлению. Западный, характерный для Европы и в определенной мере для России, и восточный, характерный для стран Персидского залива, Азии, Индии и других государств в тех регионах. Ключевой момент для европейской традиции - формальное закрепление актов, верховенство закона, легитимность.

На Востоке же главный источник права - традиция, основанная на религиозных источниках. На Западе есть иерархия законов, высшей ступенью которых является Конституция (или набор норм, ее заменяющих). На Востоке есть императив в виде традиционных норм права, остальные акты могут быть достаточно свободными от иерархии относительно друг друга, но обязательно соответствовать императивному источнику права.

Основные проблемы российской системы права

Некоторые юристы говорят, что российская правовая система тяготеет к западной традиции. Это подтверждается тем, что каждый нормативный юридический акт находится на определенной ступени - подчиняясь юридически более сильным нормам или починяя себе те, что слабее. В то же время в российском обществе, как отмечает ряд экспертов, есть многое от Востока - пренебрежение прописанными правилами и нормами, ориентированность на традиции. В сознании многих россиян нормативные акты - это лишь «бумажки».

Одновременно в обществе есть и другой полюс - так называемые «правовые идеалисты», стремящиеся следовать закону до буковки. В результате в России пока нет единого общественного стандарта понимания правовой системы.

Законотворчество

Как создаются нормативные, правовые акты? Закон - кем он пишется? Создание нормативных актов часто именуется законотворчеством, и есть несколько основных способов осуществления этой процедуры. Во-первых, это правоустановительная работа государственных органов. Во-вторых, это легитимизация (придание законности) властью правовых обычаев, которые существовали давно. В-третьих, это правотворчество посредством прямой демократии (например, через референдум). Юристы называют ряд главных принципов законотворчества - плановость, целесообразность, системность, демократизм.

Юридическая техника как часть правовой системы

Нормативные акты - это источники права, которые по определению не могут быть совершенными хотя бы потому, что общество меняется, развивается. Для того чтобы акты были максимально приближенными к реалиями, применяются различные виды юридических техник - средств, методов и механизмов совершенствования источников права. Главная задача юристов, работающих в этом направлении, - делать законы как можно более понятными для людей, грамотными, прозрачными. В законах разного уровня, регулирующих одну сферу, должна прослеживаться четкая логическая взаимосвязь. Есть четыре основных вида юридических техник - законотворческие, систематизирующие, учетные и правоприменительные. Нормативные акты РФ, полагают юристы, должны совершенствоваться в рамках каждого вида техник.

Как действуют законы

В разных странах есть национальные ориентиры того, как действуют законы. В России этот механизм описан в Конституции (Статья 54). Что там сказано? Во-первых, то, что никакой закон, устанавливающий ответственность или отягчающий ее, не может иметь обратной силы. Во-вторых, никто не несет ответственность за действия, которые в момент совершения не являлись правонарушением с точки зрения действующих норм закона. В-третьих, если после совершения действия, попадающего под статью закона, приняты новые, более мягкие нормы, то применяются именно они. В свою очередь, неизменно общие для всех стран принципы действия законов - ориентированность на время, пространство и конкретный круг лиц (если речь не идет об обществе в целом).

Термин "" в отечественном правотворчестве раскрывается недостаточно полно. Между тем, правильное его понимание имеет большое практическое значение.

Общие сведения

Как известно, понятие законодательства рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В первом случае речь о собрании правовых документов, утвержденных уполномоченным органом. В широком смысле под этим термином следует понимать совокупность разнообразных подзаконных и законодательных актов. Наиболее распространена первая трактовка.

Основные признаки

Законодательные акты Российской Федерации создаются уполномоченными органами, обладающими правотворческой инициативой. Решения, которые они принимают по тем или иным вопросам, выражают государственную волю. Это обуславливает обязательность, авторитарность, официальность документов. Из признаков, которыми они обладают, в первую очередь необходимо отметить правотворческий характер. Отдельные законодательные акты устанавливают, отменяют, корректируют те или иные нормы. Эти документы являются хранителями установленных моделей поведения в государстве и обществе. Стоит сказать, что внесение изменений в законодательные акты , равно как и их отмена или принятие, осуществляются по определенным правилам. Издание тех или иных документов должно производиться исключительно уполномоченными на это органами. В противном случае по одному вопросу в государстве может существовать несколько решений, в том числе и противоречащих друг другу.

Особенности оформления

Законодательный акт - это документ. В нем должны присутствовать обязательные реквизиты. В их числе:

  1. Наименование. Как правило, в названии дается краткая характеристика документа. К примеру "О внесении изменений в отдельные законодательные акты ".
  2. Дата.
  3. Место утверждения.
  4. Структура, принявшая .
  5. Номер.

Письменная форма обеспечивает единообразное понимание предписаний. Это очень важно, поскольку несоблюдение требований норм влечет ответственность.

Дополнительно

Каждый должен согласовываться с положениями Конституции. Кроме этого, его нормы не должны противоречить документам, имеющим в сравнении с ним большую силу. Любой законодательный акт должен быть обнародован. Нормативные положения публикуются в официальных изданиях, доступных для организаций и граждан. Только после обнародования государство вправе требовать исполнения предписаний, которые содержит .

Качество изложения

Для того чтобы акты обладали надлежащей регулирующей силой, они должны отражать объективную действительность. Это требование, по большому счету, обладает общим характером. Стоит отметить, что хоть и уполномоченные органы обладают определенной свободой в принятии тех или иных документов, она далеко не безгранична. Если утвержденные акты не будут соответствовать объективной реальности, присутствующие в них положения нельзя будет эффективно применить на практике. При наличии острого противоречия принятие таких документов может спровоцировать внутригосударственные конфликты. Любые, в том числе и очень перспективные мысли, не могут быть реализованы, если общество к ним не готово. Примером можно считать включение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации , регламентирующие выборы в Госдуму. В 2005 г. была введена пропорциональная система голосования. Предполагалось представительство в парламенте в отсутствии сбалансированной и развитой партийной системы.

Структурность

Законодательные акты не должны представлять собой беспорядочный набор положений. Обычно, в документе присутствует вводная часть. Она именуется преамбулой. В ряде случаев в ней дается описание общественно-политической обстановки, сложившейся на момент утверждения акта. В обязательном порядке излагается (кратко) цель и задача документа. К примеру, он может быть принят, чтобы откорректировать некоторые международные соглашения Федерации и отдельные законодательные акты , утвержденные для их исполнения.

Схема построения

Первые статьи документа могут раскрывать терминологию, которая используется в нем. После этого формирование акта может осуществляться так:

Нюансы

Указанный выше порядок компоновки применяется обычно в некодифицированных актах. Они принимаются в сравнительно "молодых" юридических отраслях. Что касается давно существующих правовых сфер, то в них ключевыми документами выступают кодексы. Например, гражданские правоотношения регламентирует ГК, уголовное судопроизводство - УПК. Стоит сказать, что уполномоченные органы не только принимают правовые документы, но и следят за их соответствием современным реалиям. Чтобы нормативные положения сохраняли свою актуальность, при необходимости включаются изменения в отдельные законодательные акты. Так, например, относительно недавно корректировке подвергся УК. Некоторые деяния были декриминализированы, отдельные пункты ряда статей утратили силу.

Доступность для понимания

Законодательные акты утверждаются для неограниченного круга субъектов. Они направлены на установление правил, моделей поведения тех или иных лиц. В этой связи акты должны быть доступны для понимания рядовыми гражданами. Органы, принимающие документы, должны ориентироваться не на высокоинтеллектуальную часть населения, а на простых граждан. Содержание актов необходимо излагать ясным языком. Вместе с тем не допускаются просторечия. Документ должен отличаться строгостью изложения, официальностью, соответствовать законам логики, не быть излишне абстрактным, но и не детализировать мелочи.

Классификация

Федеральные законы разделяются по уровню своей значимости на:


Кодексы

Они считаются разновидностью текущих законодательных актов. Кодекс - сложный по составу, систематизированный документ. Обычно в нем в определенном порядке размещаются все либо основные нормы конкретной правовой отрасли. Например, УК содержит все положения, касающиеся преступлений и наказаний за них, ГК регулирует все аспекты гражданских (имущественных) отношений. Каждый кодекс представляет собой своего рода "юридическое хозяйство". В нем присутствует все, что нужно для регулирования определенной группы отношений. При этом весь материал систематизирован, распределен по соответствующим разделам, главам. Как правило, в кодексе присутствует 2 части: Общая и Особенная. В первой содержатся обобщающие положения. Эти нормы имеют значение для реализации любой статьи Особенной части. Проще говоря, они применяются при регулировании любых отношений, на которые распространяется кодекс. В УК, например, в этой части присутствуют положения о возрасте, по достижении которого гражданин может привлекаться к ответственности. Здесь же раскрывается, собственно, понятие преступления, присутствует перечень и порядок применения санкций. Особенная часть устанавливает конкретные наказания за определенные деяния.

Выводы

Законы считаются самыми значимыми видами правовых актов. Они могут утверждаться исключительно уполномоченными на это органами. Принятие законодательных актов осуществляется в рамках особой процедуры. Эти документы призваны регламентировать самые важные общественные отношения. В некоторых странах предусматривается закрытый перечень проблем, решение которых осуществляется путем принятия законов. В России такой список отсутствует. В этой связи уполномоченные органы, в частности ФС, формально вправе принять правовой акт по совершенно любому вопросу. Однако вряд ли законотворцы будут решать проблемы, не имеющие первостепенного значения. Стоит также сказать, что рассматриваемые правовые документы обладают высшей юридической силой. Они имеют преимущество при применении в сравнении с иными типами нормативных актов. Исключение составляют международные соглашения РФ. В установленных законодательством случаях договора, подписанные Россией с другими государствами, имеют преимущественную силу.

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др.

Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Иные федеральные законы;

Указы Президента Российской Федерации:

Постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

Межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

Межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

Правила устройства и безопасной эксплуатации (Г1УБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству.

Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

Конвенция - международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами - членами Международной организации труда.

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Инструкции по охране труда, содержание основных разделов

Инструкции по охране труда для работника разрабатываются исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации, с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников, с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проекты инструкций по охране труда разрабатывают руководители подразделений, служб, отделов и согласовывают их со службой охраны труда. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет, а для работ с вредными и (или) опасными условиями труда - не реже одного раза в три года. Контрольный пакет инструкций по охране труда хранится у работодателя или инженера по охране труда. Руководителям подразделениям необходимые им инструкции выдаются под роспись в журнале учета выдачи инструкций. Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения, организации, а также перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения. Местонахождение инструкций, по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации, с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними. Инструкции по охране труда, для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.

Инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы: «Общие требования по охране труда»; «Требования по охране труда перед началом работы»; «Требования по охране труда при выполнении работы»; «Требования по охране труда по окончании работы»; «Требования по охране труда в аварийных ситуациях».

В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии, вида работ (услуг) могут включаться другие главы. В главе «Общие требования по охране труда» отражаются:

Требования по охране труда по допуску работающих к работе по соответствующей профессии или виду работ (услуг) с учетом возраста, пола, состояния здоровья, наличия необходимой квалификации, прохождения обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда и тому подобного;

Обязанности работающих соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях, использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, немедленно сообщать руководителю работ о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, ухудшении состояния своего здоровья, оказывать содействие по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения;

Недопустимость нахождения работающих в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсичных веществ, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных или токсических веществ на рабочем месте или в рабочее время, курения в неустановленных местах;

Перечень опасных и (или) вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работающих в процессе труда;

Перечень средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием маркировки по защитным свойствам;

Требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;

Порядок уведомления работодателя об обнаруженных неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента, нарушениях технологического процесса;

Требования о необходимости уметь оказывать первую помощь потерпевшим при несчастных случаях на производстве;

Требования по личной гигиене, которые должен знать и соблюдать работающий при выполнении работы, оказании услуг;

Ответственность работающего за нарушение требований инструкции по охране труда.

В главе «Требования по охране труда перед началом работы» отражается порядок:

Проверки годности к эксплуатации и применения средств индивидуальной защиты;

Подготовки рабочего места, проверки комплектности и исправности оборудования, приспособлений и инструмента, эффективности работы вентиляционных систем, местного освещения, средств коллективной защиты (защитного заземления (зануления) электрооборудования, устройств оградительных, предохранительных, тормозных, автоматического контроля, сигнализации и других);

Проверки состояния исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

Приемки рабочего места при сменной работе.

В главе «Требования по охране труда при выполнении работы» отражаются:

Способы и приемы безопасного выполнения работ (оказания услуг), использования технологического оборудования, приспособлений и инструмента;

Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

Способы и приемы безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;

Указания по безопасному содержанию рабочего места;

Основные виды отклонений от нормального технологического режима и методы их устранения;

Действия, направленные на предотвращение условий возникновения взрывов, пожаров и других аварийных ситуаций;

Требования по применению работающими средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемой работы и обеспечивающих безопасные условия труда.

В главе «Требования по охране труда по окончании работы» отражаются:

Порядок безопасного отключения (остановки), разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

Порядок уборки рабочего места;

Порядок сдачи рабочего места, а при непрерывном процессе - порядок передачи их по смене;

Требования по соблюдению мер личной гигиены;

Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, выявленных во время работы.

В главе «Требования по охране труда в аварийных ситуациях» отражаются:

Возможные (основные) аварийные ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю, а также причины, их вызывающие;

Действия работающих при возникновении аварийных ситуаций;

Действия по оказанию первой помощи потерпевшим при аварии, в результате травмирования, отравления или внезапного заболевания;

Порядок сообщения об аварии и несчастном случае на производстве.

Поделиться: