Долгосрочная целевая программа экономического развития. Федеральные целевые программы

Утверждён бюджетный прогноз на долгосрочный период Распоряжение от 29 марта 2019 года №558-р. Утверждён бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. Ключевая цель бюджетного прогноза – оценка на вариативной основе наиболее вероятных тенденций в бюджетной системе, позволяющая путём выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить стабильные макроэкономические условия и достижение стратегических целей социально-экономического развития страны.

22 марта 2019 , Решения Правительства по вопросу о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 2018 год

4 февраля 2019 , Государственная программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» Постановление от 30 января 2019 года №63. Цель госпрограммы – создание условий для сбалансированного устойчивого развития экономики и социальной сферы Республики Крым и Севастополя. В рамках госпрограммы, в частности, предусматривается стимулирование предпринимательской активности, развитие инфраструктуры, функционирование свободной экономической зоны в Крыму, обеспечение эффективного функционирования сети автомобильных дорог, повышение уровня энергосбережения и надёжности инженерной инфраструктуры, формирование доступной и комфортной туристской среды.

25 декабря 2018 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости Об изменениях в порядке предоставления субсидий на приоритетное привлечение трудовых ресурсов в субъекты Федерации Постановление от 19 декабря 2018 года №1593. В целях создания привлекательных условий для переезда работников и закрепления их на рабочем месте подписанным постановлением утверждена новая редакция Правил предоставления и распределения субсидий субъектам Федерации на дополнительные мероприятия в сфере занятости. В частности, установлена возможность участия в региональных программах всех работодателей, испытывающих потребность в трудовых ресурсах (ранее предусматривалось участие в региональных программах только работодателей, реализующих инвестиционные проекты). Для работодателей в Дальневосточном федеральном округе предусмотрено увеличение размера финансовой поддержки с 225 тыс. рублей до 1 млн рублей на каждого привлечённого работника.

24 декабря 2018 , Аграрная наука О дополнении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы Постановление от 21 декабря 2018 года №1615. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы дополнена подпрограммой «Развитие селекции и семеноводства сахарной свёклы в Российской Федерации». Цель подпрограммы – обеспечение стабильного роста объёмов промышленного производства и реализации высококачественных конкурентоспособных семян рентабельных гибридов сахарной свёклы отечественной селекции на основе новых высокотехнологичных российских разработок и выполнения комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.

5 декабря 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ Доклад Максима Орешкина на заседании Правительства О ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2018 года.

5 декабря 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ В повестке: об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2018 года.

25 октября 2018 , Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы» Постановление от 25 октября 2018 года №1272. В настоящее время действует государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014–2018 годы». Поскольку период действия этой госпрограммы завершается, подписанным постановлением утверждена новая государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы».

6 сентября 2018 , Федеральный бюджет В повестке: об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2018 года, проекты федеральных законов.

3 августа 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ Сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ в 2017 году В соответствии с установленным порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Минэкономразвития России представило в Правительство сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ по итогам 2017 года. В соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм сводный доклад публикуется на официальном сайте Правительства России.

6 апреля 2018 , Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)» Постановление от 6 апреля 2018 года №420. Программа направлена на приведение следственных изоляторов и исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений в соответствие с российским законодательством и международными стандартами.

31 марта 2018 , Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» О внесении изменений в государственную программу «Развитие физической культуры и спорта» Постановление от 30 марта 2018 года №351. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Также в госпрограмму включена подпрограмма «Развитие хоккея в Российской Федерации». В рамках подпрограммы планируется увеличение количества спортивных сооружений для занятий хоккеем, обеспечение подготовки спортсменов сборной команды России по хоккею, увеличение числа граждан, занимающихся хоккеем, количества физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий по хоккею.

31 марта 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении изменений в государственную программу «Доступная среда» на 2011–2020 годы Постановление от 30 марта 2018 года №352. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

31 марта 2018 , Общие вопросы энергетической политики О внесении изменений в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» Постановление от 30 марта 2018 года №371. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

31 марта 2018 , Государственная программа «Юстиция» О внесении изменений в государственную программу «Юстиция» Постановление от 30 марта 2018 года №372. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

31 марта 2018 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки О внесении изменений в государственную программу «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы Постановление от 30 марта 2018 года №379. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». В госпрограмму включены отдельные мероприятия приоритетных проектов «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги», «Дикая природа России: сохранить и увидеть», «Чистая страна». Постановление от 29 марта 2018 года №340. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

1

Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета утверждаются Правительством Российской Федерации . Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются Правительством Российской Федерации в устанавливаемом им порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации .

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, утвердившим программу.

По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации .

Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета, может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (СМ. ДАЛЕЕ) устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Согласование показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации .

Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

II. Положение

Правительством Российской Федерации утверждено Положение о составлении проекта федерального бюджета и проектов ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период. Настоящим Положением установлены обязанности субъектов бюджетного планирования, в частности

· Правительства Российской Федерации,

· Министерства финансов Российской Федерации,

· Министерства экономического развития Российской Федерации,

· Министерства здравоохранения Российской Федерации,

· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации,

· Министерства регионального развития Российской Федерации.

Настоящим Положением также устанавливаются этапы составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период, а также порядок подготовки проектов законов о федеральном бюджете и о бюджетах ГВФ РФ на очередной финансовый год и плановый период для внесения в Правительство Российской Федерации.

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СУБЪЕКТОВ РФ 9

1.1. Эффективность расходов бюджета: подходы и сравнения 9

1.2. Сущность и эволюция программно-целевого бюджетирования: обобщение зарубежного и отечественного опыта 27

1.3. Целевые программы как инструмент управления инновационным развитием субъекта РФ 40

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ СУБЪЕКТОВ РФ 52

2.1. Механизм программно-целевого бюджетирования 52

2.2. Методы и критерии оценки эффективности долгосрочных целевых программ 62

2.3. Практический опыт реализации долгосрочных целевых программ (по материалам Ивановской области) 75

ПРОГРАММ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 86

3.1. Мониторинг реализации долгосрочных целевых программ 86

3.2. Интегральный показатель эффективности реализации долгосрочной целевой программы 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ 104

ПРИЛОЖЕНИЯ 106

ЛИТЕРАТУРА 135

Введение к работе

Актуальность исследования

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития РФ в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по модернизации управления общественными финансами РФ.

Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является программно-целевой принцип организации деятельности путем создания условий для интеграции стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках долгосрочных целевых программ.

Сложившаяся в РФ нормативно-правовая и методическая база формирования и финансирования целевых программ не позволяют в полном объеме реализовать на практике преимущества программно-целевого финансирования, снижают эффективность расходования бюджетных средств. Существующая система бюджетирования в РФ, несмотря на корректировки последних лет, не в полной мере отвечает требованиям эффективности использования бюджетных средств, а также существенно ограничивает возможности и стимулы повышения эффективности государственного управления, а также инновационного развития субъектов Российской Федерации. Все вышеперечисленное определяет актуальность диссертационного исследования, в котором предложены новые методологические подходы к оценке долгосрочных целевых программ с учетом новых требований к развитию бюджетной системы страны и новых ориентиров функционирования экономики.

Степень разработанности проблемы

Среди российских исследований, посвященных вопросам управления государственными финансами, можно выделить работы О.В, Богачевой, О.В.Врублевской, О.А.Гришановой, А.Г. Грязновой, Л.А.Дробозиной, А.М. Лаврова, В.Е. Леонтьева, Л.Н. Павловой, Г.Б. Поляка, М.В. Романовского, К.И. Таксира, Д.Г. Черника, М.В. Яндиева и др. Следует отметить, что исследования в этой области были созвучны основополагающим принципам классической налогово–бюджетной децентрализации, разработанных зарубежными учеными Р. Масгрейвом, У. Оутсом, А. Пигу, Ч. Тибу, Г. Циммерманом и др.

Вопросам внедрения программно-целевого бюджетирования как подхода к управлению социально-экономическим развитием страны и региона, ориентированного на результат, посвящены также труды В.В. Гамукина, М.Ю. Гараджи, В.П. Горегляда и др. ученых и исследователей.

Однако многие теоретические и методические положения управления расходами бюджета субъектов РФ на основе программно-целевого метода не в полной мере отвечают требованиям современной практики. Например, не обоснован единый методологический подход к порядку формирования и оценке эффективности реализации долгосрочных целевых программ, учитывающий особенности развития и задачи конкретного региона. В этой связи разработка положений по оценке целевых программ с учетом текущих изменений в экономике является актуальной задачей, имеющей существенное значение для управления расходами бюджета и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Целью исследования является разработка теоретических положений и методической базы оценки долгосрочных целевых программ для эффективного управления расходами бюджета субъекта РФ.

Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи теоретического и прикладного характера:

Раскрыть эволюцию программно-целевого бюджетирования в условиях реформирования бюджетной системы.

Выявить взаимосвязь программно-целевого бюджетирования и инновационного развития субъектов РФ.

Обобщить методы и критерии оценки эффективности бюджетных целевых программ на основе зарубежного и российского опыта.

Определить сущность и особенности оценки эффективности бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ.

Рассмотреть практический опыт развития долгосрочных целевых программ.

Область исследования . Исследование проведено в рамках специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит Паспорта специальностей ВАК в области исследования 2 «Общегосударственные, территориальные и местные финансы» (п. 2.8 «Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, бюджетного планирования и долгосрочного прогнозирования» и 2.18 «Механизмы распределения бюджетных средств»).

Объектом исследования являются долгосрочные целевые программы субъекта РФ.

Предмет исследования – совокупность финансовых, экономических и организационных отношений, возникающих в процессе формирования и реализации долгосрочных целевых программ на уровне субъекта РФ.

Методологическая и теоретическая база исследования – положения теории финансов, изложенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам планирования и финансирования расходов бюджетов, законодательные и нормативно-правовые акты РФ в сфере функционирования государственных финансов. В работе использовались материалы научных конференций, симпозиумов и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.

Исследование выполнено на основе общенаучных методов анализа и синтеза, диалектического метода и системного подхода, а также методов научной абстракции, группировки, сравнения.

Информационная база – материалы Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики, представительных и исполнительных органов власти и управления субъектов Российской Федерации.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке научно обоснованных положений по оценке долгосрочных целевых программ, что имеет существенное значение для повышения эффективности управления расходами бюджета субъекта РФ и экономики страны в целом.

Новыми результатами являются:

Обосновано, что в условиях инновационного и социально-ориентированного развития экономики, долгосрочные целевые программы приобрели двойственный характер и должны рассматриваться не только как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, реализуемых органами исполнительной власти для достижения долгосрочных целей функционирования субъектов РФ, но и как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов.

Дополнены основные положения по разработке долгосрочных целевых программ посредством обоснования целесообразности учета нового принципа, предусматривающего необходимость участия в программе не только органов государственной власти, но и субъектов инновационной деятельности, научных и общественных организаций.

Расширена классификация видов бюджетных целевых программ за счет введения дополнительного признака их группировки «функциональная ориентация» и выделения нового вида программ, обеспечивающих бюджетную безопасность.

Обоснована целесообразность расширения критериев оценки эффективности бюджетных ассигнований за счет включения в их число инновационно-экономической составляющей, учитывающей ключевой фактор стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.

Предложен и обоснован интегральный показатель эффективности реализации целевой программы, отличающийся учетом объемов исполнения бюджетного финансирования программы и достигнутых показателей целевых индикаторов за конкретный период времени.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций.

Достоверность результатов и обоснованность научных рекомендаций, изложенных в диссертации, подтверждается соответствием методологии исследования положениям теории финансов, применением научных принципов и методов исследования, обобщением теоретических и практических положений управления государственными финансами.

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных и российских научно-практических конференциях и получили одобрение научной общественности. Ряд разработанных рекомендаций и положений внедрен в практику управления финансами Ивановской области.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и положения диссертации развивают теоретические и методологические основы управления расходами бюджетов, формируют современный подход к оценке долгосрочных целевых программ в соответствии с задачами современной государственной финансовой политики и практики управления расходами бюджетов в соответствии с требованиями бюджетирования, ориентированного на результат.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные автором научные положения по оценке эффективности долгосрочных целевых программ могут быть использованы органами государственной власти при формировании и финансировании целевых программ, управлении расходами бюджетов, проведении мониторинга результатов и эффективности расходов бюджета на реализацию целевых программ, уточнении процедур бюджетного процесса.

Методические рекомендации по использованию интегрального показателя эффективности реализации целевой программы применяются при мониторинге реализации программ в Ивановской областной думе, о чем свидетельствует акт внедрения результатов диссертационного исследования.

Апробация работы.

Структура и объем работы.

Объем и структура диссертации обусловлены целью, задачами и логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 110 источников, содержит 25 таблиц, 16 рисунков и 6 приложений.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 9 работах объемом свыше около 10, 83 п.л. (вклад автора – 10,63 п.л.), в т.ч. 1 монография объемом 8,5 п.л., 2 статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ.

Эффективность расходов бюджета: подходы и сравнения

Оценка эффективности расходов бюджета - важный и неотъемлемый инструмент современной бюджетной политики государства. Ее роль многократно возрастает при необходимости обеспечения прозрачности бюджетного процесса и подотчетности деятельности органов исполнительной власти перед обществом за реализацию государственной политики в той сфере ведения, за которую они ответственны . С задачей построения целостной системы эффективности расходов бюджета сталкиваются правительства стран по всему миру. Зачастую это связано с последствиями периода финансовой нестабильности, наметившейся тенденцией роста расходных обязательств государства при снижении доходов бюджета. В такой ситуации применение указанной оценки позволяет выявить наименее эффективные направления государственных расходов, а также возможный потенциал по повышению их эффективности.

Современное государственное устройство РФ, страны с федеративным государственным устройством, с большим количеством субнациональных образований, неодинаковых по площади, численности населения и уровню социально-экономического развития, требует создания новой системы управления всеми экономическими процессами и, прежде всего, процессами взаимодействия между тремя уровнями власти: федеральным, региональным и местным .

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну .

Механизм программно-целевого бюджетирования

Механизм программно-целевого бюджетирования, разработанный на федеральном уровне, является неотъемлемым элементом механизма программно-целевого бюджетирования на уровне субъекта РФ (рис. 11).

При подготовке проекта бюджета высший орган исполнительной власти субъекта РФ определяет конечные результаты в виде общественно-значимого эффекта, которого намеревается достичь в каждой конкретной сфере. Данные результаты, а также соответствующие проектировки бюджетных расходов находят свое отражение в Сводном докладе о результатах и основных направлениях деятельности высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. Представительный орган субъекта РФ утверждает ассигнования, которые необходимы высшему органу исполнительной власти субъекта РФ для достижения этих результатов и за счет которых будут выполняться бюджетные обязательства и предоставляться бюджетные услуги. Органы исполнительной власти субъекта РФ, в свою очередь, отражают целевые значения показателей, которые они намереваются добиться для достижения намеченных высшим органом исполнительной власти результатов, в докладе о результатах и основных направлениях деятельности органа исполнительной власти субъекта РФ. На основе этого осуществляется планирование их деятельности и деятельности высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, измерение эффективности, а также контроль за деятельностью органов власти субъект.

ПРОГРАММ (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) class3

Мониторинг реализации долгосрочных целевых программ

Организация мониторинга реализации программ является важным условием обеспечения реальности их выполнения и оценки степени достижения поставленных целей, основой корректировки содержания, сроков и ресурсов для решения целевых задач (исполнения запланированных мероприятий).

Мониторинг - непрерывный процесс оценки реализации проекта с точки зрения соблюдения сроков исполнения проекта, использования ресурсов и инфраструктуры бенефициариями проекта. Мониторинг позволяет менеджерам (руководителям) проекта и другим его участникам постоянно получать информацию о реализации проекта, а также вовремя распознавать существующие и потенциальные проблемы, чтобы своевременно отрегулировать механизмы их решения или предусмотреть проведение превентивных мероприятий . Таким образом, с методологической точки зрения мониторинг программ можно рассматривать как процедуру по оценке, целью которой является выявление и (или) измерение эффектов продолжающихся действий без выяснения причин.

определить измеряемые показатели (индикаторы), по которым можно будет отслеживать ход программы;

установить источники информации для проведения мониторинга (организации, отделы, отдельные люди или группы людей, документы и т.д.);

выбрать методы сбора информации;

определить частоту и график сбора информации;

назначить ответственных за получение необходимой информации и договориться с теми, кто эту информацию будет предоставлять;

определить технологию обработки и анализа получаемой информации;

спланировать, как и кому будут переданы данные мониторинга, а также кто и как будет их использовать;

учесть в бюджете программы расходы, необходимые для проведения мониторинга.

Следует обратить особое внимание на то, что работа любой подсистемы в программе требует ресурсов, а ресурсы стоят денег. Если не учесть расходы на мониторинг программы на стадии проектирования, то осуществить их не удастся. К сожалению, именно такую ошибку зачастую совершают авторы проектов и программ: подробно рассчитываются все статьи бюджета, связанные с реализацией программы, но не учитываются расходы на мониторинг. Разрабатывать систему мониторинга нужно на стадии создания программы. По данным международных организаций, расходы на мониторинг и оценку могут составлять от 2-3% до 6-10% от общего бюджета программы .

При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы :

использование ресурсов (соответствие потраченных ресурсов плану);

процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур);

результаты проведения программы (на сколько достигаются поставленные цели);

влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается ее влияние).

Введение

Глава I. Разработка федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России

§ 1.1. Порядок принятия решения о разработке программы

§ 1.2. Финансирование

§ 1.3. Разработка

§ 1.4. Отбор проблем для программной разработки

§ 1.5. Формирование целевой программы

§ 1.6. Экспертиза и оценка программы

§ 1.7. Утверждение целевой программы

Глава II. Реализация федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Федеральная целевая программа по развитию проблемных регионов - увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целью реферата является изучение федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.Описать актуальность федеральных целевых программ.

2. Раскрыть общее понятие федеральные целевые программы.

3. Рассмотреть порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации.

4. Изучить финансирование федеральных целевых программ.

5. Изучить разработку федеральной целевой программы.

6. Рассмотреть отбор проблем для программной разработки.

7. Рассмотреть формирование целевой программы.

8. Рассмотреть утверждение целевой программы и ее финансирование.

Для достижения поставленной цели реферата использовалась следующая нормативно-правовая база:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Законы Российской Федерации.

3. Постановления правительства Российской Федерации.

4. Официальный сайт Федерального казначейства.

5. Периодические издания (газеты, журналы).


Глава I . Разработка федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России

§ 1.1 Порядок принятия решений о разработке программ

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации.

Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации .

Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган.

По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации.

По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, не позднее, чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение, о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации .

В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) .

Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

§ 1.2 Финансирование

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, либо в установленном указанным органам порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 600 миллионов рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством Российской Федерации .

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации сметной стоимостью менее 600 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета (субъектом бюджетного планирования) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов .

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью менее 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета суммарно по соответствующему виду расходов.

Главные распорядители средств федерального бюджета в части указанных бюджетных ассигнований вправе вносить предложения о выделении соответствующих видов расходов по отдельным объектам капитального строительства для последующего их отражения в сводной бюджетной росписи.

Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации и объекты муниципальной собственности в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом муниципального образования .

Поделиться: