Понятие и виды права природопользования. Право природопользования: понятие и виды Понятие общая характеристика и виды права природопользования

Страница 1 из 4

7. Право природопользования

7.1. Понятие права природопользования, его виды
7.2. Право общего природопользования
7.3. Право специального природопользования
7.4. Субъекты, объекты и содержание права природопользования

7.1. Понятие права природопользования, его виды

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы».
По мнению М.М. Бринчука, при оценке роли природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно не только удовлетворяет разнообразные потребности человека, но одновременно является мощным фактором негативного воздействия на природную среду.
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств природной среды. Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
Право природопользования, как и право собственности рассматривается в двух основных качествах:
- как ключевой институт общей части экологического права (право природопользования в объективном смысле);
- как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных определенным субъектом в связи с получением природного объекта в пользование (право природопользования в субъективном смысле). В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.
В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются следующие виды природопользования (и соответственно - виды права природопользования):
- землепользование;
- водопользование;
- недропользование;
- пользование атмосферным воздухом;
- лесопользование;
- пользование растительным миром вне лесов;
- пользование животным миром.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельный фонд РФ делится на 7 категорий, каждая из которых имеет свое целевое предназначение, а именно:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса.
Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, конкретизирующую их назначение. Например, в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли:
- особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- природоохранного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- иные особо ценные земли в соответствии с законодательством РФ (ст. 94 Кодекса).
Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объекты в Российской Федерации могут использоваться для следующих целей:
- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- здравоохранения;
- промышленности и энергетики;
- сельского хозяйства;
- лесного хозяйства;
- гидроэнергетики;
- рекреации;
- транспорта;
- строительства;
- пожарной безопасности;
- рыбного хозяйства;
- охотничьего хозяйства;
- лесосплава;
- добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
- для иных целей.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О недрах», недра предоставляются в пользование для следующих целей:
- регионального геологического изучения, включающего региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Кроме того, недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
- охота;
- рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
- добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Имеется в виду отлов птиц, змей и других объектов в хозяйственных, коммерческих, эстетических и иных целях. Так, змей отлавливают для извлечения яда в целях изготовления лекарств;
- использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.);
- изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.);
- извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - поч- вообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
- получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска и т.п.).
Кроме того, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона).
Специфическими видами использования атмосферы, согласно Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», являются потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41) и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.
В зависимости от основания возникновения права природопользования выделяют общее и специальное природопользование, .
По признаку способа (условий) природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного ресурса из природной среды.
Кроме того, по признаку цели природопользования различают право природопользования в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд обороны, транспорта и иных целей.

Под правом природопользования в теории экологического права понимают систему норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов (объектов).

Права и обязанности природопользователей устанавливаются как в законодательных актах (в случае права общего природопользования), так и в лицензиях и договорах на природопользование (в случае специального).

Права и обязанности землепользователей установленыст. 40, 41 и 42 ЗК РФ; права и обязанности лесопользователей - ст. 24, 25, 27 - 50 ЛК РФ; права и обязанности водопользователей - ст. 7- 10, 37 - 54 ВК РФ; права и обязанности недропользователей - ст. 22 Закона о недрах; пользователей объектами животного мира - ст. 40 Закона о животном мире.

Общее ограничение права природопользования установлено ст. 36 Конституции РФ. Согласно ее положениям владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Статья 56 ЗК РФ содержит ограничения прав на землю, согласно ч. 2 данной статьи могут устанавливаться следующие ограничения:

  • 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
  • 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
  • 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
  • 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами.

Статья 8 Закона о недрах устанавливает, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Согласно ст. 21 Закона о животном мире, ограничения и запреты на использование объектов животного мира устанавливаются в целях сохранения их воспроизводства и среды их обитания.

Существует несколько классификаций видов прав природопользования. Право природопользования делится:

  • 1. По природным объектам и природным ресурсам:
    • а) на право землепользования;
    • б) право недропользования;
    • в) право водопользования;
    • г) право пользования атмосферным воздухом;
    • д) право лесопользования;
    • е) право пользования растительным миром вне лесов;
    • ж) право пользования животным миром.

Закон об охране атмосферного воздуха не упоминает об использовании или потреблении атмосферного воздуха, но говорит о таком способе воздействия, как выбросы.

  • 2. По целевому назначению:
    • а) на право землепользования делится согласно категориям земель, установленным ст. 7 ЗК РФ;
    • б) право недропользования делится по видам недропользования, установленным в ст. 6 Закона о недрах;
    • в) право водопользования делится согласно видам целевого использования водных объектов, установленным ВК РФ;
    • г) право лесопользования делится по видам лесных пользований, установленным ЛК РФ;
    • д) право пользования животным миром - согласно его видам, установленным ст. 34 Закона о животном мире, а также ст. 10 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации».
  • 3. По юридическому титулу, на котором основано право природопользования: непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов; производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права.
  • 4. В зависимости от срока пользования различают: бессрочное, долгосрочное и краткосрочное природопользование.
  • 5. В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое: с изъятием природного ресурса; без изъятия природного ресурса из природной среды.
  • 6. В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий):
    • ? общее - осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей (например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т.п.). Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;
    • ? специальное - осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов, за плату.

Право обгцего природопользования возникает непосредственно из законодательства и иных нормативных актов. Также этими актами иногда устанавливаются и пределы, ограничения такого права.

Право специального природопользования обусловлено ведением хозяйственной или иной деятельности, предназначенной для удовлетворения экономических интересов общества, юридических и физических лиц и зачастую связано с более значительными воздействиями на окружающую среду. Это право осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионно-договорной) системой и заключается в выделении частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Следует выделять следующие формы права специального природопользования:

  • ? комплексное природопользование;
  • ? специальное пользование отдельными природными ресурсами (например, особое водопользование).

К числу основных принципов права природопользования следует относить:

  • ? принцип рационального природопользования (заключающийся в соблюдении требований по обеспечению неистощимости природных ресурсов и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития);
  • ? принцип целевого использования природных ресурсов;
  • ? принцип платности природопользования;
  • ? принцип производности права пользования природными ресурсами от права собственности на них;
  • ? принцип устойчивости права пользования природными ресурсами;
  • ? принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования.

Вопросы и задание для самоконтроля

  • 1. Что такое право собственности на природные ресурсы?
  • 2. Какие природные ресурсы и объекты могут находиться в государственно!? собственности?
  • 3. Охарактеризуйте право частной собственности на природные ресурсы.
  • 4. Какие водные объекты могут находиться в муниципальной собственности?
  • 5. Что представляет собой право природопользования?
  • 6. Какие виды права природопользования вызнаете?

Страница 1 из 2

Понятие и общая характеристика права природопользования

Оценивая значение природопользования в рамках экологического необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Право природопользования - это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе говоря, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах :

  • как правовой институт;
  • как правоотношение;
  • как конкретное правомочие природопользователя.

Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.

Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Виды права природопользования

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов права природопользования.

Право природопользования подразделяется на следующие виды:

1. в зависимости от объекта природы:

  • право землепользования;
  • право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

2. в зависимости от требования по наличию разрешительной документации:

  • право общего природопользования (гарантированная законом возможность для всех пользоваться свободно и бесплатно природной средой);
  • право специального природопользования (представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов).

3. в зависимости от срока пользования:

  • бессрочное;
  • долгосрочное;
  • краткосрочное.

4. в зависимости от способа использования:

  • осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды;
  • осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды.

Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования . Так, земля может использоваться для нужд с/х, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Центральное место: опосредует использование природных ресурсов.

Право природопользования в объективном смысле - институт экологического права , представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Право природопользования в субъективном смысле - совокупность прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного ресурса в пользование.

Классификация:

I. По объекту :

Землепользование;

Водопользование;

Лесопользование;

Пользование ресурсами животного мира (животнопользование);

Пользование атмосферным воздухом (воздухопользование);

Недропользование.

II. По порядку и условиям пользования :

- Право общего природопользования - это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно окружающей природной средой (природными ресурсами). Это право является общедоступным, не требует специальных разрешений, вытекает из ст.9 и ст.42 КРФ (право на благоприятную окружающую среду) и конкретизируется. Фактически это публично-правовая реализация конституционного права. Вытекает прямо из закона. Например, ч.1 ст. 11 Лесного кодекса РФ «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов».- корреспондирует обязанность, право может быть ограничено (обеспечение безопасности).

Также Водный кодекс РФ (водные объекты общего пользования), о разработке общераспространенных полезных ископаемых и использование недр для строительства подземных сооружений - вытекает из закона.

- Право специального природопользования - это возможность использовать в установленным законом порядке и на основе специального юридического документа (государственный акт, разрешение) природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением.

Вытекает из определенной совокупности юридических фактов.

Признаки права специального природопользования:

1. Целью права является извлечение прибыли или удовлетворение общественных нужд

2. Осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченным органом

3. Платность

Носит частно-правовой характер и соответственно регулируется только гражданским законодательством (рецидивы - административно-правовым). Корреспондируются публично-правовые ограничения.


III. По субъекту права :

Физические лица;

Субъектами являются лица, обладающие правом использования природных ресурсов в установленном законом порядке.

Необходимой предпосылкой является правосубъектность.

Граждане имеют общую правосубъектность от рождения (естественное право, закрепленное КРФ), могут обрести специальную (может быть ограничения, как возраст и т.д.) в публичном или частноправовом порядке.

Юридические лица;

Имеют специальную правоспособность в соответствии с целью их деятельности, которая определяется уставами и иными учредительными документами. В установленном порядке могут обрести специальную дееспособность.

IV. По способу происхождения :

Первичное (собственник является природопользователем)

Производное или вторичное (право делегировано собственником)


Право природопользования как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов.
Общее природопользование обусловлено естественными жизненными процессами взаимодействия человека и природы и может осуществляться безо всяких нормативных предписаний. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей. В силу того, что общее природопользование не оказывает существенного воздействия на природную среду, оно осуществляется безвозмездно без закрепления природных ресурсов за пользователями и без получения соответствующих разрешений.
Однако законодательство предусматривает, что такое право может быть ограничено, чаще всего в интересах самих субъектов, его осуществляющих. Например, право общего водопользования осуществляется в соответствии с правилами поведения на водах, право общего лесопользования ограничивается или запрещается пожароопасный период и т. д.
Специальное природопользование в отличие от общего требует правового регулирования Это обусловлено в первую очередь тем, что по законодательству Республики Беларусь природные ресурсы - недра, воды, леса, животный мир. а также большая часть земель - являются объектом государственной собственности, и физическим и юридическим лицам могут быть предоставлены лишь в пользование. Особый правовой подход к специальному природопользованию обусловлен также и тем, что оно направлено на извлечение из природной среды материальных благ, необходимых человеку, осуществляется, как правило, с применением технических средств, а значит, со значительным воздействием на природную среду.
Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Законодатель закрепляет порядок предоставления природных ресурсов в пользование, а также права и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов. Человек в своей хозяйственной деятельности использует землю, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух. Каждый из перечисленных природных объектов имеет особенности правового регулирования, которые обусловлены, в частности, физическими свойствами самих природных ресурсов.
Право специального природопользования обладает следующими признаками.
  1. Разрешительный порядок. Право специального природопользования возникает на основании решения специально уполномоченного государственного органа.
  2. Лицензионный порядок возникновения права специального природопользования. Лицензирование природопользования проводится в целях максимального снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения рационального использования природных ресурсов. Оно является средством контроля со стороны государства за качеством подлежащей лицензированию деятельности, а так-
же средством защиты интересов потребителей. Применительно к области природопользования лицензирование является также и формой контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.
  1. Целевой характер. Существенным признаком специального природопользования является его целевой характер, поскольку природные ресурсы планеты ограничены, то каждую их часть следует использовать наиболее целесообразным способом. Предоставляя природный ресурс в пользование, государственный орган указывает цель, для осуществления которой он предоставлен. Использование природного ресурса не в соответствии с указанной в документе целью является основанием для прекращения права специального природопользования, что урегулировано специальным законодательством.
  2. Рациональность природопользования. Рациональным в соответствии с экологическим законодательством признается использование природного ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки.
  3. Платность природопользования. Рациональному характеру природопользования способствует и его платность. Первым шагом к введению платности природопользования явился Закон «Об аренде», который установил, что земля и другие природные ресурсы могут быть объектом арендных отношений. Арендная плата на природные ресурсы устанавливается по соглашению сторон, одной из которых является собственник - в наших условиях это чаще всего государство.
В настоящее время платность природопользования имеет не столько экономический, сколько экологический характер. Целью ее, помимо получения экономической выгоды, является возмещение вреда, причиняемого природной среде в результате правомерной хозяйственной деятельности, что в общем виде урегулировано ГК.
Платность природопользования в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» включает платежи за пользование природными ресурсами, платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и плату за размещение отходов. Нормативно-правовую основу платности природопользования составляют Законы Республики Беларусь «О платежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)», «Об отходах». Об экологическом характере платности природопользования свидетельствует то, что средства, поступающие в виде таких платежей, расходуются на цели оздоровления окружающей среды и осуществление программ и мероприятий по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов.
Содержание права специального природопользования.
Субъекты права природопользования наделены законодательством соответствующими правами и обязанностями, которые и составляют содержание права природопользования.
Природопользование осуществляется с целью извлечения полезных свойств природного ресурса и последующего их потребления или обращения, поэтому существенным правом для природопользователя является право собственности на результаты своей деятельности (например, посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, заготовленную древесину, добытые полезные ископаемые и пр.). В процессе хозяйственной деятельности по извлечению полезных свойств природного ресурса право государственной собственности на природный объект в целом (землю, недра, воды, леса) преобразуется в право собственности природопользователя на результаты деятельности, в том числе и на извлеченные из природной среды ресурсы.
Используемые человеком природные ресурсы находятся в естественной природной взаимосвязи, собственно составляющей природную среду. В силу этого в природной среде достаточно сложно использовать только один природный ресурс, не затрагивая хозяйственной деятельностью другие. Несмотря на то что законодатель предусматривает предоставление в пользование именно отдельных участков природных ресурсов - земель, недр, вод, одновременно допускается использование в установленном порядке других природных ресурсов, если это не противоречит цели природопользования. Так, Кодекс о земле предоставляет землевладельцам и землепользователям право использовать в установленном порядке для своих нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли.
Права и обязанности природопользователей возникают с момента получения документов, удостоверяющих право природопользования. Законодательством предусматривается возможность использования участка природного ресурса до выдачи соответствующего документа при условии определения границ участка на местности.
Поделиться: