Крот человек и вселенная крым. Подземная электростанция Севастополя


Историческая справка:
Строилась в тридцатых годах. Электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты (кодовое название - объект “Крот”) должна была состоять из двух турбогенераторов мощностью по 25 тысяч киловатт в двух подземных машинных залах, мельниц для размола топлива - каменного угля, бункеров для его хранения, трансформаторных и насосных станций, помещений обслуживающего персонала.
В совокупности все это представляло 4-5-этажный подземный лабиринт общей площадью
около 30 тысяч квадратных метров. Объект “Крот” был достроен уже в 50-е годы, и сегодня
это, пожалуй, самое крупное подземное сооружение Севастополя.

Можно немного дополнить приведенные выше данные - объект так и не был достроен. На сегодняшний день часть подземных сооружений принадлежит Севастопольской ТЭЦ, остальное, как и везде, расхищается "металлистами". Нынешние власти планируют на базе объекта соорудить подземную атомную электростанцию...
В нижней части горы имеется три портала (один не достроен) в которые ведут ж/д пути, на вершине горы масса бетонных сооружений, которые были построены в 50-е, данные сооружения покрыты гудроном и по замыслу инженеров должны были быть засыпаны вровень с землей. Особое впечатление производят две дымовые трубы (заканчиваются на уровне земли) диаметром метров по пять каждая. Изнутри выложены огнеупорным кирпичем, верхний пролет труб составляет метров 30-40. Наверху имеется бетонная конструкция, внутри которой вертикальная шахта 10-12 метров в диаметре, можно спуститься по металлической лестнице почти до самого низа (в самом верху надо соблюдать осторожность, т.к. мародеры срезали одно из креплений площадки), нижняя часть данной шахты необетонирована, там, где заканчивается бетон, в сторону отходит тоннель, который далее раздваивается, одно ответвление приводит к аналогичной шахте, которая не выходит на поверхность, а идет глубже еще метров на 30, в средней части шахты и на уровне дна просматриваются боковые ответвления. Часть лестниц срезана, т.ч. без снаряжения дальнейший осмотр невозможен...
Выше, по уровню горы, имеются бетонные сооружения более меньших размеров, спустившись в один из них Вы, следуя по коммуникациям вдоль вентиляционной трубы, сможете попасть в сооружение круглого сечения, которое вертикально разделено на две части, вниз ведут трапы, далее от них отходят тоннели, которые сообщаются между собой на более низком уровне. На сегодняшний день эти проходы перекрыты (заварены). В одну из половин данного сооружения можно попасть с поверхности через тоннельчик, выход из которого почти полностью завален землей (снаружи выглядит, как обычная яма).
Ближе к обрыву расположен выход вентиляции - домик, напоминающий по виду дачный сортир (только из бетона), вниз ведет скоб-трап (спуск очень опасен, т.к. от времени первые шесть скоб очень расшатаны и плохо держатся), после скоб-трапа небольшое помещение из которого вниз ведет лестница, на глубине 40-50 метров спуск преграждает металлическая решетка. За ней просматривается спуск еще метров на 20-30 и уходящий в сторону горизонтальный тоннель.
Наверху, над порталами, ведущими в объект"Крот", имеется еще одна вертикальная шахта, но сверху приварена решетка из металлических труб, имеются надписи "Собственность ТЭЦ" и "Объект под охраной".
Без снаряжения вы больше ничего не сможете осмотреть. Крушить и ломать что-либо не рекомендую - за преградами установлена сигнализация, кстати, действующая.

Т.к. мы были без снаряжения...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Обещанное продолжение.

Мы еще два раза посещали данный объект, спустились в дымовую трубу, которая расположена ближе к обрыву, и в шахту, которая располагается под бетонной постройкой (о ней мы уже упоминали).

И так, дымовая туба: диаметр около пяти метров, глубина порядка 35-40, по стене дымохода имеется скоб-трап, но он сильно поврежден во время взрыва, внизу толщиной метров 5 мусор, который здесь копился с 50-х годов, вглубь ведет просторный тоннель, метров через 15 поворот на лево, через 30 метров, поворот на право в более узкий тоннель, который идет под углом вниз. В конце этого тоннеля выход в помещение (выход расположен под потолком), где ранее находилась топка. Это помещение размером с брежневскую пятиэтажку. Вдоль стен установлены металлические колонны из профиля. ВНИМАНИЕ!!! Эти колонны не закреплены! Один из членов нашей группы встал на горизонтальную балку колонны, после чего колонна стала раскачиваться с возрастающей амплитудой..., слава Богу все закончилось удачно. На разной высоте в данный зал выходят другие ходы, внизу имеется выход наружу и заваренный металлическим щитами (свежеокрашенными) ход в используемые ТЭЦ коммуникации. На нижний уровень и в ведущие из зала ходы мы не смогли попасть, т.к. у нас была только одна длинная веревка.

Во время третьей вылазки мы спустились в шахту под бетонным сооружением. После тридцатиметрового спуска по скоб-трапу мы по узкой кромке (внизу еще необетонированный участок шахты двадцатиметоровой глубины) прошли в горизонтальный тоннель. Метров через двадцать тоннель раздваивается - к одному из сооружений, расположенных на поверхности, ведет ход, расположенный под углом, второй ход приводит вертикальной шахте. Имеется очень плохо закрепленный скоб-трап двадцатиметровой длины, ниже, метро на 25 трап срезан. Спуститься можно только имея спелиологическое оборудование. В нижней части ранее имелось два портала, где планировалось установить металлические ворота, один из порталов сейчас замурован. Второй ведет в большой зал, где расположено громоздкое оборудование (действующее), имеются выходы в другие используемые коммуникации. Во время нашего посещения в этом зале работники ТЭЦ включили освещение и прошли на другие уровни, очень хорошо были слышны их голоса и звуки производимых работ. Нас они, видимо, не заметили. В тоннеле, ведущем к этому залу, в полу мы обнаружили люк, закрытый металлической крышкой, под люком на глубине пяти метров небольшое необетонированное помещение, из него под углом вниз ведут два тоннельчика, но они завалены просевшей породой, большая влажность. Видимо это дренажная система.

В шахте, через которую мы туда попали, имеется еще одно ответвление, расположенное на пятиметровой высоте, где сохранилась площадка скоб-трапа, тоннель метров через двадцать заварен арматурой и металлическими листами.

Это пока все, что мы смогли изучить на объекте "Крот".

Объект "Крот" известен как самое большое подземное сооружение Севастополя (а, может, и всего Крыма) - общая площадь выработок доходит до 30 тысяч квадратных метров. Для того, чтобы обойти его весь, понадобится немало времени, терпения и везения - некоторые участки посещаются рабочими, в некоторых установлены датчики, на сработку которых является агрессивная охрана...

Благодаря местным исследователям, нам довелось слегка прикоснуться к этому легендарному сооружению, - так сказать, легонько погладить крота

Начну с исторической справки.
"Крот" должен был стать подземной электростанцией в скальном массиве берега Севастопольской бухты. Именно с таким замыслом началось его строительство в 1930-х годах.
Планировалось создать два подземных машинных зала с двумя турбогенераторами мощностью по 25 мегаватт. В качестве топлива подразумевался уголь, мельницы для размола и хранилища которого также должны были быть размещены под землей. В совокупности с помещениями для обслуживающего персонала и коммуникациями всё это должно было представлять подземный лабиринт из 4-5 этажей, общей площадью около 32 тысяч квадратных метров.
Пережив войну, в своей основе объект был достроен в 1950-е годы, дальнейшее строительство шло медленными этапами вплоть до 1980-х годов, после чего было остановлено и находится в замороженном состоянии до сих пор.

В то время, когда Крым был частью Украины, наиболее известные участки этого объекта неоднократно были использованы в качестве съемочных площадок. Огромные пространства подземных выработок по сей день не до конца изучены исследователями подземелий. Каждый новый поход приносит новые результаты: обнаруживаются ранее незамеченные ответвления, забутованные переходы в неизведанные участки, подтопленные галереи уровнем ниже ранее известных.

На то, чтобы обойти полностью всё изведанное, понадобилось бы несколько бессонных ночей.
А так как мы были гостями, нам показали малую долю объекта - наиболее зрелищную и наиболее исследованную.

По большей части, увиденное можно охарактеризовать как бетон с бетоном и кабелями. Впечатляет этот объект не сохранностью своей, а масштабами и историей. Эти тоннели многое повидали, сохранившись до наших дней в виде бесконечных поворотов, лестниц, колодцев, старых кабелей на ржавых креплениях, пыльных коридоров, подтопленных незаметных лазов, чудовищных обрывов и громоздких металлоконструкций.

Там, где нет лестниц, сооружены стрёмные нагромождения чего-то металлического, - трубы явно не отсюда, но по ним можно спуститься и подняться.

Трубы упираются в деревянный помост, напоминающий сцену. На стене просматривается старая забутовка. Даже те исследователи, что провели на этом объекте многие ночи и составили для себя весьма подробный план сооружения, не могут похвастаться, что знают его от и до, полностью, до каждой стены и каждой дырочки

Дальше проход ведет к высоким полуаркам, в которые должны были быть установлены специфические защитные узкие двери высотой более трёх метров. В другом месте такие двери установлены и глухо закрыты, что за ними - по-прежнему остается загадкой

Дальнейший путь идет через выработку, напоминающую штольню каменоломен, но вот уже неотделанная штольня превращается в ровный бетонный тоннель с тянущимися по стенам кабелями

После очередного поворота тоннель ныряет вниз, исследователям предлагается пройти несколько сотен ступеней, прежде чем окружающая обстановка сменится

Тоннели расходятся и соединяются, поворот следует за поворотом, и всё это вниз, вниз, вниз...

И вот, наконец, после широкой арки - разнообразие

Освещенный зал, в котором явно иногда кто-то бывает... Железные запертые двери, за которыми гудят бесконечные щитовые

Возвращаясь к неосвещенным участкам, проходим в другое ответвление и натыкаемся на такую вот красивую гермуху

К сожалению, с течением многолетней истории она утратила свои электроприводы

За ней - продолжение кабельных тоннелей, которые выводят к старой трансформаторной. От трансформаторов остались только изоляторы и разбросанные по полу запчасти

Подстанция имеет роскошную лесенку и выход через еще одну красивую дверь, заблокированную с нашей стороны

Продолжая следовать за проводниками, попадаем в подтопленный тоннель, идти по которому не особенно хочется из-за неподходящей обуви. Задерживаюсь для нескольких фоток, уж очень этот тоннель фактурный

Прямые участки сменяются резкими поворотами

На полу можно видеть вытекшие из щелей в стенах значительные объемы гудрона - это бывшая гидроизоляция расплавилась (кто-то мне сказал, что из-за пожаров, которые бушевали в сооружении во время войны, а другие говорят, что тогда потолок бы закоптился)

Но рано или поздно тоннели сменяются более просторными участками - здесь вот видим хранилище трансформаторного масла

На полу - рельсы, размеры тоннелей впечатляют, особенно с учетом глубины, на которой всё это размещено. В эти недра из порталов у подножия горы заходят железнодорожные пути, по транспортировочным тоннелям расходятся пути для вагонеток. Замысел этого сооружения грандиозен, хоть и вызывает сомнения скептиков целесообразность таких затрат труда, средств и времени на строительство всего лишь электростанции

В одном из залов сохранился гигантский трансформатор. Именно для их транспортировки тут были предусмотрены ЖД пути

Вновь двигаясь по кабельным тоннелям, мы попадаем в поистине огромный зал

Не взирая на его покинутость, находиться в нём как-то очково, расставлять штатив (чтобы потом в случае чего с ним убегать) неохота, а проводники предупреждают о датчике где-то на дальней стене. Поэтому отделываюсь вспышкой и ярким режимом фонаря

Масштабы можно прикинуть, приняв за отправную точку размеры стандартного дверного проёма. Тёмные прямоугольники на бетонной стене - как раз такие проёмы.

Не задерживаясь в зале надолго, двигаемся дальше. Когда-то здесь могло было быть светло, но лампочки выкручены, а линия, скорее всего, где-то оборвана...

Но вот мы приближаемся к еще одному освещенному участку сооружения. Местные говорят, что там наибольшая вероятность нарваться на рабочих..

Тоннели идут далеко-далеко и где-то там, за несколькими воротами, выходят на поверхность - вернее, к подножию горы

Здесь тоже можно видеть толстые защитные двери. Какие-то плотно закрыты, а какие-то распахнуты, будто вот-вот из-за них покажется обход или рабочая смена

Ходить в тоннели не советуют, поэтому проходим освещенные помещения назад

И попадаем в еще один огромный машинный(?) зал, под потолком которого мог ходить кран. К сожалению, этот зал тоже не достроен, однако, и не так пуст, как предыдущий осмотренный

Но вот одному из участников слышится щелчок сработки, и мы покидаем зал так же, как пришли в него. Недолго раздумываем, продолжать ли осмотр или отправляться назад, - на часах уже почти утро, а нам еще долго-долго возвращаться к поверхности... Решаем закончить - хотя посмотреть в эту ночь удалось едва ли треть сооружения.

Спасибо за внимание:)


В ноябре 1941 года, во время первого штурма Севастополя, городской Комитет обороны организовал перебазирование производств, работавших на оборону, в штольни, вырубленные когда-то для складов в прибрежных скалах в Троицкой балке. Здесь, под шестидесятиметровой толщей скалы, был создан знаменитый Спецкомбинат № 1, ставший арсеналом осажденного Севастополя.

Спецкомбинат работал круглые сутки. Каждый день на передовую отправляли 50-мм и 82-мм артиллерийские мины, ручные и противотанковые гранаты, минометы. В ответ бойцы присылали письма с благодарностями и просьбами: "Хотелось бы побольше противотанковых гранат! Уж больно хорошо действуют, сильно, безотказно".

Один из цехов производства Севастопольского подземного военного спецкомбината №1. Работал вплоть до окончания обороны Севастополя в июне 1942 года.

Работа в цехах комбината велась в тяжелейших условиях. В штольнях было сыро, из-за недостатка кислорода трудно было дышать. Но люди знали - их продукцию ждет фронт, придвинувшийся угрожающе близко, и делали часто то, что раньше могло показаться невозможным. Старые мастера сутками не покидали цехов, успевая выполнять по две-три нормы и попутно обучать новичков. Самоотверженно работали вчерашние домохозяйки, студентки, школьники. Они не покидали своих "оборонных" постов и после двенадцати - шестнадцатичасовой смены. Быстро овладев рабочими специальностями, многие из них вскоре прославили себя трудовыми подвигами. 25-летняя штамповщица Анастасия Чаус во время налёта вражеской авиации была тяжело ранена, лишилась руки. После окончания лечения девушка отказалась эвакуироваться и продолжала работать на станке, доведя норму выработки до 200-230%.

Комбинат испытывал постоянные перебои с электроэнергией, инструментом, материалами. Выручала смекалка инженеров и техников, рабочих и бойцов. Когда не стало взрывателей для инженерных мин, их начали изготовлять с использованием пистолетных и винтовочных патронов. Для производства минометов, корпусов гранат, мин, авиабомб использовали старые трубы, кровельное железо, старые консервные банки, металлолом, собранный на заводских дворах и в разрушенных зданиях, обломки ангара на Северной стороне, разрушенного вражескими бомбами. Специальную калиброванную проволоку для взрывателей ручных гранат с успехом заменили отходами стального морского троса, который расплетали на нити и подвергали термической обработке. Когда не стало натурального шелкового полотна для изготовления картузов пороховых зарядов, работницы комбината принесли из дому и раскроили на пороховые мешочки свои выходные шелковые платья.

Спецкомбинат № 1, оружейная кузница осажденного Севастополя, работал до последней возможности, даже в дни третьего (июньского) штурма. Рабочие продолжали все делать вручную и тогда, когда была разрушена последняя севастопольская электростанция и подача электроэнергии к станкам прекратилась. В последние дни июня 1942 года рабочие комбината были выведены из штолен на поверхность и укрыты в ближайших убежищах. Спецкомбинат был взорван, выйдя из строя, как сражающийся на посту боец.

**************************************** *******

Бегали туда,пока я работала. Оставить было некому -

Ирина,мать двоих сыновей,знает,насколько опасно оставлять детей без присмотра рядом с таким объектом. Восемь лет назад,Александр и Владимир(11 и 14 -ти лет),взяли фонарик,веревку и несколько самодельных карабинов,сделанных из огородных дуг. Влад,спускаясь в помещение завода по арматурным ступенькам,не удержался и упал с 3-х метровой высоты на бетонированный пол. Несколько царапин и ссадин не могли остановить любопытного"Ерему" и,обвязавшись веревкой,он начал спуск в одну из шахт.

Брат стоял наверху и светил фонарем,пока я спускался вниз,-говорит Владимир,вспоминая тот злополучный день,-Я уже "прошел" половину шахты и мог разглядеть мусор не дне,-продолжает он,улыбаясь,-как вдруг,веревка обрывается и я падаю вниз. После удара головой,я потерял сознание и пришел в себя от криков Сашки наверху. Сначала я не понял,что произошло и где я нахожусь. Я попытался встать,но острая боль в спине меня сковала. К тому же,ужасно болел затылок. Некоторое время спустя,в нос ударил резкий запах дохлятины и паленой резины. Вокруг было что-то мокрое,холодное и липкое. Я весь дрожал,сердце бешенно колотилось. Не знаю,сколько я так пролежал,наблюдая за мелькающим огоньком Сашкиного фонарика наверху,но вскоре огонек потух и меня охватила паника. "Неужели это конец?"промелькнуло у меня в голове. Сердце забилось еще быстрее. Я закричал"Сашка,Сашка,ты где?" и затих. Эхом вернулись мои слова и воцарилась тишина. Ни звука в ответ. Что-то запищало в стороне..."Крысы"подумал я и снова попытался встать,но опять неудачно. Казалось прошла целая вечность,прежде чем я увидел лучик света наверху,а рядом - еще один. Я потерял сознание во второй раз.Очнувшись,увидел мамино лицо. Она сразу меня обняла и заплакала....

Ни одного серьезного ушиба - урок на все жизнь!

**************************************** ************

Теперь мои впечатления от этого места

Первое,что бросается в глаза - это обилие удивительных,объемных граффитти на"коробках"завода. Они построены в 50-х годах, залиты гудроном, их предполагалось сравнять с землей, но...
Картинки выполнены в стиле сюрреализма и прекрасно вписываются в окружающий пейзаж.

Пытаюсь заглянуть внутрь коробки

На другой стороне обнаружил еще пару рисунков

Шахта, в которую я чуть не улетел спускаясь по склону!!!

На этой фотографии видно,насколько я рисковал:)

Стрелочка указывает вниз!

Правая "коробка" также украшена шедеврами

Верхнее отверстие генераторного блока

Со стороны моря раньше была нарисована свинья

В этом помещении находится еще одна шахта(а сколько их всего?)

Я продолжил путь к одной из дымовых(?) труб

Неподалеку торчит еще одна "труба"

Грунт проседает в низлежащие штольни

Завершая экскурсию на этот жуткий объект, невозможно отделаться от мысли, что всем плевать на это безобразие! Открытые шахты,провалы в земле...А ведь по"крыше"спецкомбината проходит тропинка по которой ходят люди близлежащих домов, в том числе и дети, которые, наверняка, выбрали это место в качестве игровой площадки. А ведь нет ничего проще,чем взять и завалить эти шахты землей!

........................................ ........................................ .........

Но это еще не все!!!

Оказывается,внутри объекта снимался х/ф"Обитаемый остров"(2009)

Кое-кто спускался вниз!!!

Вот описание спуска

На сегодняшний день часть подземных сооружений принадлежит Севастопольской ТЭЦ, остальное, как и везде, расхищается "металлистами". Нынешние власти планируют на базе объекта соорудить подземную атомную электростанцию...
В нижней части горы имеется три портала (один не достроен) в которые ведут ж/д пути, на вершине горы масса бетонных сооружений, которые были построены в 50-е, данные сооружения покрыты гудроном и по замыслу инженеров должны были быть засыпаны вровень с землей. Особое впечатление производят две дымовые трубы (заканчиваются на уровне земли) диаметром метров по пять каждая. Изнутри выложены огнеупорным кирпичем, верхний пролет труб составляет метров 30-40. Наверху имеется бетонная конструкция, внутри которой вертикальная шахта 10-12 метров в диаметре, можно спуститься по металлической лестнице почти до самого низа (в самом верху надо соблюдать осторожность, т.к. мародеры срезали одно из креплений площадки), нижняя часть данной шахты необетонирована, там, где заканчивается бетон, в сторону отходит тоннель, который далее раздваивается, одно ответвление приводит к аналогичной шахте, которая не выходит на поверхность, а идет глубже еще метров на 30, в средней части шахты и на уровне дна просматриваются боковые ответвления. Часть лестниц срезана, т.ч. без снаряжения дальнейший осмотр невозможен...
Выше, по уровню горы, имеются бетонные сооружения более меньших размеров, спустившись в один из них Вы, следуя по коммуникациям вдоль вентиляционной трубы, сможете попасть в сооружение круглого сечения, которое вертикально разделено на две части, вниз ведут трапы, далее от них отходят тоннели, которые сообщаются между собой на более низком уровне. На сегодняшний день эти проходы перекрыты (заварены). В одну из половин данного сооружения можно попасть с поверхности через тоннельчик, выход из которого почти полностью завален землей (снаружи выглядит, как обычная яма).
Ближе к обрыву расположен выход вентиляции - домик, напоминающий по виду дачный сортир (только из бетона), вниз ведет скоб-трап (спуск очень опасен, т.к. от времени первые шесть скоб очень расшатаны и плохо держатся), после скоб-трапа небольшое помещение из которого вниз ведет лестница, на глубине 40-50 метров спуск преграждает металлическая решетка. За ней просматривается спуск еще метров на 20-30 и уходящий в сторону горизонтальный тоннель.
Наверху, над порталами, ведущими в объект"Крот", имеется еще одна вертикальная шахта, но сверху приварена решетка из металлических труб, имеются надписи "Собственность ТЭЦ" и "Объект под охраной".
Без снаряжения вы больше ничего не сможете осмотреть. Крушить и ломать что-либо не рекомендую - за преградами установлена сигнализация, кстати, действующая.

Т.к. мы были без снаряжения...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Обещанное продолжение.

Мы еще два раза посещали данный объект, спустились в дымовую трубу, которая расположена ближе к обрыву, и в шахту, которая располагается под бетонной постройкой (о ней мы уже упоминали).

И так, дымовая туба: диаметр около пяти метров, глубина порядка 35-40, по стене дымохода имеется скоб-трап, но он сильно поврежден во время взрыва, внизу толщиной метров 5 мусор, который здесь копился с 50-х годов, вглубь ведет просторный тоннель, метров через 15 поворот на лево, через 30 метров, поворот на право в более узкий тоннель, который идет под углом вниз. В конце этого тоннеля выход в помещение (выход расположен под потолком), где ранее находилась топка. Это помещение размером с брежневскую пятиэтажку. Вдоль стен установлены металлические колонны из профиля. ВНИМАНИЕ!!! Эти колонны не закреплены! Один из членов нашей группы встал на горизонтальную балку колонны, после чего колонна стала раскачиваться с возрастающей амплитудой..., слава Богу все закончилось удачно. На разной высоте в данный зал выходят другие ходы, внизу имеется выход наружу и заваренный металлическим щитами (свежеокрашенными) ход в используемые ТЭЦ коммуникации. На нижний уровень и в ведущие из зала ходы мы не смогли попасть, т.к. у нас была только одна длинная веревка.

Во время третьей вылазки мы спустились в шахту под бетонным сооружением. После тридцатиметрового спуска по скоб-трапу мы по узкой кромке (внизу еще необетонированный участок шахты двадцатиметоровой глубины) прошли в горизонтальный тоннель. Метров через двадцать тоннель раздваивается - к одному из сооружений, расположенных на поверхности, ведет ход, расположенный под углом, второй ход приводит вертикальной шахте. Имеется очень плохо закрепленный скоб-трап двадцатиметровой длины, ниже, метро на 25 трап срезан. Спуститься можно только имея спелиологическое оборудование. В нижней части ранее имелось два портала, где планировалось установить металлические ворота, один из порталов сейчас замурован. Второй ведет в большой зал, где расположено громоздкое оборудование (действующее), имеются выходы в другие используемые коммуникации. Во время нашего посещения в этом зале работники ТЭЦ включили освещение и прошли на другие уровни, очень хорошо были слышны их голоса и звуки производимых работ. Нас они, видимо, не заметили. В тоннеле, ведущем к этому залу, в полу мы обнаружили люк, закрытый металлической крышкой, под люком на глубине пяти метров небольшое необетонированное помещение, из него под углом вниз ведут два тоннельчика, но они завалены просевшей породой, большая влажность. Видимо это дренажная система.

В шахте, через которую мы туда попали, имеется еще одно ответвление, расположенное на пятиметровой высоте, где сохранилась площадка скоб-трапа, тоннель метров через двадцать заварен арматурой и металлическими листами.

Это пока все, что мы смогли изучить на объекте "Крот".


Шахта

Дымовая труба

Тоннель электростанции

Привал

Спуск на третий уровень

Скоб-трап вентиляшки

Шахта пятого уровня

Распредщиток

Провал

Подъем
(очень долгий)

Верхний уровень

Вход в венткамеру

Ух, где я?

Шахточка...

Опять труба

Нижняя шахта

08.08.2015

Подземная тепло-электростанция с бункерами для хранения угля и машинными залами (Спецкомбинат №1). Строилась в тридцатых годах. Электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты.

Объект “Крот” представлял из себя подземный лабиринт в 4-5 этажей, общей площадью в 30.000 кв. метров. Состоял из нескольких турбогенераторов (по 25 мегаватт каждый), мельниц для размола топлива, складов для его хранения, насосных и трансформаторных станций. А так же помещений для обслуживающего персонала. Объект является самым крупным подземным сооружением Севастополя.

В нижней части горы имеется три портала (один не достроен), в которые ведут ж/д пути, на вершине горы масса бетонных сооружений, которые были построены в 50-е, данные сооружения покрыты гудроном и по замыслу инженеров должны были быть засыпаны вровень с землей.

Комплекс поделен на 4 уровня, каждый друг от друга в 30 метрах. Особое впечатление производят две дымовые трубы (заканчиваются на уровне земли) диаметром метров по пять каждая. Изнутри выложены огнеупорным кирпичом, верхний пролёт труб составляет метров 30–40.

На сегодняшний день часть подземных сооружений принадлежит Севастопольской ТЭЦ, остальное, как и везде, расхищается «металлистами».

Федор Бондарчук снимал здесь одну из сцен «Обитаемого острова» в 2009 году.

Карта

Где находится Объект «Крот»? Все просто, посмотрите отметку на карте, запишите адрес или координаты для своего навигатора или смартфона 44°36.705′, 33°34.212′, почитайте схему проезда под картой. Вам следует обязательно посетить это место!

Как добраться на Объект «Крот»

Россия, Республика Крым , .
южная часть севастопольской бухты, троицкая балка

Фото

Историческая справка:

Строилась в тридцатых годах. Электростанция в скальном массиве южного берега Севастопольской бухты (кодовое название - объект “Крот”) должна была состоять из двух турбогенераторов мощностью по 25 тысяч киловатт в двух подземных машинных залах, мельниц для размола топлива - каменного угля, бункеров для его хранения, трансформаторных и насосных станций, помещений обслуживающего персонала.

В совокупности все это представляло 4-5-этажный подземный лабиринт общей площадью около 30 тысяч квадратных метров. Объект “Крот” был достроен уже в 50-е годы, и сегодня это, пожалуй, самое крупное подземное сооружение Севастополя.

(По данным газеты Остров Крым)

Можно немного дополнить приведенные выше данные — объект так и не был достроен. На сегодняшний день часть подземных сооружений принадлежит Севастопольской ТЭЦ, остальное, как и везде, расхищается «металлистами». Нынешние власти планируют на базе объекта соорудить подземную атомную электростанцию…

В нижней части горы имеется три портала (один не достроен) в которые ведут ж/д пути, на вершине горы масса бетонных сооружений, которые были построены в 50-е, данные сооружения покрыты гудроном и по замыслу инженеров должны были быть засыпаны вровень с землей. Особое впечатление производят две дымовые трубы (заканчиваются на уровне земли) диаметром метров по пять каждая. Изнутри выложены огнеупорным кирпичем, верхний пролет труб составляет метров 30-40. Наверху имеется бетонная конструкция, внутри которой вертикальная шахта 10-12 метров в диаметре, можно спуститься по металлической лестнице почти до самого низа (в самом верху надо соблюдать осторожность, т.к. мародеры срезали одно из креплений площадки), нижняя часть данной шахты необетонирована, там, где заканчивается бетон, в сторону отходит тоннель, который далее раздваивается, одно ответвление приводит к аналогичной шахте, которая не выходит на поверхность, а идет глубже еще метров на 30, в средней части шахты и на уровне дна просматриваются боковые ответвления. Часть лестниц срезана, т.ч. без снаряжения дальнейший осмотр невозможен…

Выше, по уровню горы, имеются бетонные сооружения более меньших размеров, спустившись в один из них Вы, следуя по коммуникациям вдоль вентиляционной трубы, сможете попасть в сооружение круглого сечения, которое вертикально разделено на две части, вниз ведут трапы, далее от них отходят тоннели, которые сообщаются между собой на более низком уровне. На сегодняшний день эти проходы перекрыты (заварены). В одну из половин данного сооружения можно попасть с поверхности через тоннельчик, выход из которого почти полностью завален землей (снаружи выглядит, как обычная яма).

Ближе к обрыву расположен выход вентиляции — домик, напоминающий по виду дачный сортир (только из бетона), вниз ведет скоб-трап (спуск очень опасен, т.к. от времени первые шесть скоб очень расшатаны и плохо держатся), после скоб-трапа небольшое помещение из которого вниз ведет лестница, на глубине 40-50 метров спуск преграждает металлическая решетка. За ней просматривается спуск еще метров на 20-30 и уходящий в сторону горизонтальный тоннель.

Наверху, над порталами, ведущими в объект»Крот», имеется еще одна вертикальная шахта, но сверху приварена решетка из металлических труб, имеются надписи «Собственность ТЭЦ» и «Объект под охраной».

Мы еще два раза посещали данный объект, спустились в дымовую трубу, которая расположена ближе к обрыву, и в шахту, которая располагается под бетонной постройкой (о ней мы уже упоминали).

И так, дымовая туба: диаметр около пяти метров, глубина порядка 35-40, по стене дымохода имеется скоб-трап, но он сильно поврежден во время взрыва, внизу толщиной метров 5 мусор, который здесь копился с 50-х годов, вглубь ведет просторный тоннель, метров через 15 поворот на лево, через 30 метров, поворот на право в более узкий тоннель, который идет под углом вниз. В конце этого тоннеля выход в помещение (выход расположен под потолком), где ранее находилась топка. Это помещение размером с брежневскую пятиэтажку. Вдоль стен установлены металлические колонны из профиля. ВНИМАНИЕ!!! Эти колонны не закреплены! Один из членов нашей группы встал на горизонтальную балку колонны, после чего колонна стала раскачиваться с возрастающей амплитудой…, слава Богу все закончилось удачно. На разной высоте в данный зал выходят другие ходы, внизу имеется выход наружу и заваренный металлическим щитами (свежеокрашенными) ход в используемые ТЭЦ коммуникации. На нижний уровень и в ведущие из зала ходы мы не смогли попасть, т.к. у нас была только одна длинная веревка.

Во время третьей вылазки мы спустились в шахту под бетонным сооружением. После тридцатиметрового спуска по скоб-трапу мы по узкой кромке (внизу еще необетонированный участок шахты двадцатиметоровой глубины) прошли в горизонтальный тоннель. Метров через двадцать тоннель раздваивается — к одному из сооружений, расположенных на поверхности, ведет ход, расположенный под углом, второй ход приводит вертикальной шахте. Имеется очень плохо закрепленный скоб-трап двадцатиметровой длины, ниже, метро на 25 трап срезан. Спуститься можно только имея спелиологическое оборудование. В нижней части ранее имелось два портала, где планировалось установить металлические ворота, один из порталов сейчас замурован. Второй ведет в большой зал, где расположено громоздкое оборудование (действующее), имеются выходы в другие используемые коммуникации. Во время нашего посещения в этом зале работники ТЭЦ включили освещение и прошли на другие уровни, очень хорошо были слышны их голоса и звуки производимых работ. Нас они, видимо, не заметили. В тоннеле, ведущем к этому залу, в полу мы обнаружили люк, закрытый металлической крышкой, под люком на глубине пяти метров небольшое необетонированное помещение, из него под углом вниз ведут два тоннельчика, но они завалены просевшей породой, большая влажность. Видимо это дренажная система.

В шахте, через которую мы туда попали, имеется еще одно ответвление, расположенное на пятиметровой высоте, где сохранилась площадка скоб-трапа, тоннель метров через двадцать заварен арматурой и металлическими листами.

Но это еще не все!!!

Оказывается,внутри объекта снимался х/ф «Обитаемый остров»

Поделиться: