Как арбитражный суд решил дело, в котором заявка участника была отклонена за большее количество товара. База решений и правовых актов Отклонение из за несоответствия количества 44 фз

рассмотрев жалобу ООО «Византия» (далее - заявитель, Общество) на действия единой комиссии федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации (далее - заказчик, ВА МТО, единая комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту зданий и помещений для нужд Омского автобронетанкового инженерного института (извещение № 0372100028516000081) (далее - электронный аукцион),

в присутствии представителей:

заявителя - <…>;

филиала ВА МТО -<…>;

специализированной организации ООО «ОТС-55» - <…>;

в отсутствие представителя заказчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. № 4247э от 14.06.2016) на действия единой комиссии заказчика при проведении электронного аукциона.

По мнению заявителя, единой комиссией нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при отказе Обществу в допуске к участию в аукционе.

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-3922 от 15.06.2016) специализированной организацией были представлены материалы закупки, а также письменные возражения на жалобу заявителя (вх. № 4403 от 17.06.2016).

Из представленных материалов и информации следует, что 29.04.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 19440554,68 руб.

13.05.2016 вносились изменения в извещение и документацию об электронном аукционе.

19.05.2016 на официальном сайте ЕИС размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.06.2016 на участие в электронном аукционе поступило двадцать заявок, пятнадцати участникам закупки, в том числе заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 06.06.2016 в процедуре электронного аукциона принял участие один участник (порядковый номер заявки 4). Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5%.

Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.06.2016 установлено, что заявка участника закупки ООО «Инстрой» признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, возражений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона , в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В частности пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что . В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

документация части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться .

Данные требования, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе, установлены заказчиком, специализированной организацией в приложении № 1 «Техническое задание» (далее - Техническое задание) к документации об электронном аукционе.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичные требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в пункте 1 раздела 20 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Исходя из требований части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, заявки на участие в электронном аукционе рассматривались единой комиссией заказчика в г.Омске по месту нахождения филиала ВА МТО.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 03.06.2016 заявителю (порядковый номер заявки 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: «Пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона. Обоснование: сведения о характеристиках используемых материалов, предусмотренные частью 3 статьи 66 Федерального закона, не соответствуют требованиям раздела 20 документации об аукционе, а именно: - по позиции № 20 «Герметик пенополиуретановый» в графе 5 «Значение, предлагаемое участником» указано значение показателя «Температура самовозгорания затвердевшей пены» - «плюс 390», что не соответствует требованиям Технического задания («Должна быть более +380»). С учетом требования Инструкции по заполнению первой части заявки («Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев: - в соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться; - указаны температурные показатели») значение данного показателя должно быть - «более +380»; - по позиции № 29 «Труба гофрированная» в графе 5 «Значение, предлагаемое участником» указано значение показателя «Температура огнестойкости» - «800», что не соответствует требованиям Технического задания («Должна быть выше 600»). С учетом требования Инструкции по заполнению первой части заявки («Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев: - в соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться; - указаны температурные показатели») значение данного показателя должно быть - «выше 600». Основание: пункт 1 части 4 статьи 67 Федерального закона. Обоснование: предоставление недостоверной информации по позиции № 35 «Камень керамический», а именно, в графе 5 «Значение, предлагаемое участником» указаны недостоверные сведения о значении показателя «Пустотность» - «0»%, поскольку согласно пункту 4.1.2 ГОСТ 530-2012 камень изготавливается только пустотелым. (В соответствии с пунктом 7.6 ГОСТ 530-2012 пустотность изделий определяют как отношение объема песка, заполняющего пустоты изделия, к объему изделия. Следовательно, значение пустотности для камня не может равняться нулю) ».

В жалобе заявителем дословно указано: «Причина отклонения 1, 2.

По позициям 20 и 29.

№ 20 Требуется «Температура самовозгорания затвердевшей пены» («Должна быть более +380»). Указали «плюс 390». Заказчик утверждает, что должно быть указано значение «более +380», т.к. («Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев: - в соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться; - указаны температурные показатели».

№ 29 Требуется «Температура огнестойкости» («Должна быть выше 600»). Указано «800». Заказчик утверждает, что должно быть указано значение «выше 600», т.к. («Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев: - в соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться; - указаны температурные показатели».

Согласно инструкции:

При описании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, в техническом задании, слова, словосочетания:

«не более…» «более…» , «не превышает…», «превышает…», «не выше…», «выше…» , «не менее…»,

«менее…», «не менее чем…», «не ниже…», «ниже…», «лучше…», «хуже…», «свыше…» устанавливают требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара, а слова, словосочетания, символы: «не менее… и не более…», «свыше…не более…», «…-…» устанавливают требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товара.

Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться .

Ниже приведено еще правило:

- указаны температурные показатели.

В соответствии с положением инструкции при использовании слов «более» и «выше» следует указывать конкретные показатели, как это было сделано при заполнении заявки.

Таким образом, участник закупки заполнил заявку в соответствии с требованиями Заказчика, а также в соответствии с представленными им разъяснениями. Отклонение неправомерно.

Причина отклонения 3.

В ГОСТ 530-2012 не содержатся минимальные и максимальные значения параметра «пустотность» для камня керамического. Кроме того, пустотность изделий может быть определена только по результатам испытаний, согласно методики, приведенной в ГОСТ 530-2012.

В данном случае участник закупки также указал показатель в соответствии с требованиями Заказчика. В данном случае Заказчиком нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, т.к. использованы показатели отличающиеся от требований ГОСТа, таким образом, исходя из обоснования отклонения было изначально невозможно указать показатель одновременно соответствующий требования и Заказчика и ГОСТа, хотя в данном конкретном случае ГОСТ никаких требований не предъявляет, соответственно участник закупки соблюл требования Заказчика.

Заказчик нарушил положения ч. 5 ст. 67 44-ФЗ, т.к. отклонил заявку участника по непредусмотренным в законе основаниям».

На вышеуказанные доводы жалобы заявителя специализированной организацией представлены письменные возражения следующего содержания:

«В соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ Заказчиком в приложении № 1 к документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) были установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки.

В частности, при описании объекта закупки в Техническом задании были установлены показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров, установленным заказчиком требованиям. При этом были установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей, а так же требования к показателям, значения которых не могут изменяться.

Так, по оспариваемым позициям товаров № 20 и № 29 в Техническом задании были установлены следующие требования:

1) позиция №20 - «Герметик пенополиуретановый»; Требуемый параметр - «Температура самовозгорания затвердевшей пены»; Требуемое значение - «Должна быть более +380»; Единица измерения - «°С»;

2) позиция №29 - «Труба гофрированная»; Требуемый параметр - «Температура огнестойкости»; Требуемое значение - «Должна быть выше 600», Единица измерения - «°С».

В соответствии с пунктом 1 раздела 20 документации об электронном аукционе участник аукциона должен был в впервой части заявки указать, в частности, следующее: «...согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в приложении № 1 к документации (Техническое задание), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование(при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Исходя из вышеизложенного и согласно Инструкции по заполнению первой части заявки при описании требований к значениям показателей (характеристик) товаров по позициям №20 и №29 в Техническом задании, используя слова «более...» и «выше...» Заказчик установил требования к минимальным значениям показателей (характеристик):

- «Температура самовозгорания затвердевшей пены»; Требуемое значение - «Должна быть более +380» (позиция №20);

  • «Температура огнестойкости»; Требуемое значение - «Должна быть выше 600» (позиция №29).

Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки, если в техническом задании установлены требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара, участник закупки указывает конкретное значение показателя.

При этом далее в Инструкции по заполнению первой части заявки указано, что представленные участниками закупки сведения о конкретных показателях используемого для выполнения работ товара не должны носить предположительный характер (сведения не должны сопровождаться словами «должен», «должен быть» и другими формами этих слов).

Однако ниже Инструкция по заполнению первой части заявки содержит условие (исключение), касающееся непосредственно вышеуказанных «температурных» показателей, а именно: «Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев:

В соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться;

Указаны температурные показатели ».

Таким образом, следуя инструкции по заполнению первой части заявки, при заполнении первой части заявки по вышеуказанным показателям товаров (позиции №№ 20 и 29) участнику аукциона следовало было указать следующие значения данных показателей: «более +380» и «выше 600», поскольку, в противном случае, указав в своей заявке значения: «плюс 390» и «800», Заявитель также изменил минимальный порог значения данных показателей, что не соответствует требованиям, установленным Заказчиком.

Следовательно, руководствуясь положениями пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона 44-ФЗ, единая комиссия Заказчика, по мнению Заказчика и ООО «ОТС-55», правомерно отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что сведения о характеристиках используемых материалов, указанные в первой части заявки, не соответствуют требованиям раздела 20 документации об аукционе.

В соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ в Техническом задании по позиции №35 «Камень керамический» Заказчиком были установлены следующие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара: Требуемый параметр - «Пустотность»; Требуемое значение - «Не более 30»; Единица измерения - «%». При этом в разделе «Сведения о соответствии ГОСТ» указан был ГОСТ («ГОСТ 530-2012»), которому должны были соответствовать значения показателей данного товара, в том числе и значения показателя «Пустотность».

В первой части заявки по позиции № 35 «Камень керамический», а именно, в графе 5 «Значение, предлагаемое участником» Заявитель указал сведения о значении показателя «Пустотность»: «0»%, что, по мнению единой комиссии Заказчика и ООО «ОТС-55», признано как предоставление недостоверной информации о товаре, используемом при выполнении работ. ».

Данная позиция единой комиссии Заказчика и ООО «ОТС-55» основывается на сведениях, содержащихся в ГОСТ 530-2012, а именно, в пункте 4.1.2 данного ГОСТ, где установлено следующее: «Кирпич изготавливают полнотелым и пустотелым, камень - только пустотелым».

При этом в соответствии с пунктом 7.6 ГОСТ 530-2012 «пустотность изделий определяют как отношение объема песка, заполняющего пустоты изделия, к объему изделия.

Пустоты изделия, лежащего на листе бумаги на ровной поверхности отверстиями вверх, заполняют сухим кварцевым песком фракции 0,5-1,0 мм. Изделие убирают, песок пересыпают в стеклянный мерный цилиндр и фиксируют его объем. Пустотность изделия, %, вычисляют по формуле:

Пустоты изделия, лежащего на листе бумаги на ровной поверхности отверстиями вверх, заполняют сухим кварцевым песком фракции 0,5-1,0 мм. Изделие убирают, песок пересыпают в стеклянный мерный цилиндр и фиксируют его объем. Пустотность изделия, %, вычисляют по формуле

где - объем песка, мм;

- длина изделия, мм;

- ширина изделия, мм;

- толщина изделия, мм.

За результат испытания принимают среднеарифметическое значение трех параллельных определений и округляют до 1%.

Исходя из вышеизложенного, по мнению единой комиссии и ООО «ОТС-55», значение пустотности для камня не может равняться нулю.

Таким образом, действия единой комиссии Заказчика в части отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе по данному основанию, по мнению Заказчика и ООО «ОТС- 55», также являются правомерными» .

Проанализировав положения документации об электронном аукционе, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия установила следующее.

Как было указано ранее в настоящем решении, пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер .

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться .

Согласно разделу 5 «Наименование и описание объекта закупки с указанием информации о количестве поставляемого товара» документации об электронном аукционе описание объекта закупки указано в приложении № 1 «Техническое задание» и приложении № 2 «Ведомость объемов работ и используемых материалов» к документации об электронном аукционе.

В Техническом задании к документации об электронном аукционе по обжалуемым заявителем позициям, послужившими основанием для отказа Обществу в допуске к участию в электронном аукционе, заказчиком, специализированной организацией были установлены следующие требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), которые будут использоваться при выполнении работ по текущему ремонту зданий и помещений:

Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках

(потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре,

представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме

Наименование товара (материала)

Указание на товарный знак (модель, производитель)

Технические характеристики

Ед. изм.

Сведения о соответствии ГОСТ

Требуемый параметр

Требуемое значение

Значение, предлагаемое участником

20

Герметик пенополиуретановый

Описание

Однокомпонентный санитарный герметик, затвердевающий под воздействием влажности воздуха, содержит антисептические свойства, препятствующие образованию плесени.

Плотность

Выход пены более

Максимальное время затвердевания

Не более 24

Температура самовозгорания затвердевшей пены

Должна быть более +380

°C

Группа воспламеняемости

должна быть В3

Труба гофрированная

Описание

Должна быть гибкая труба из самозатухающего ПВХ-пластиката. Не должна поддерживать горение

ГОСТ 14254-96

IP (степень защиты)

Не менее 54

Наружный диаметр

Не менее 20

Диэлектрическая прочность (50 Гц в течение 15 мин.)

Должна быть > 900

Температура огнестойкости

Должна быть выше 600

Минимальный радиус изгиба

Должен быть не менее 4 диаметров

Должна быть легкой или тяжелой, со стальной протяжкой (зондом)

Камень керамический

Марка по прочности

Не ниже М100

ГОСТ 530-2012

Морозостойкость

должна быть не ниже F50.

Длина и ширина

Не менее 120

Группа по теплотехническим характеристикам

условно-эффективный\ эффективный\ обыкновенный

Пустотность

Не более 30

Толщина

Не менее 140

Комиссия считает, что из вышеуказанного описания объекта закупки изначально невозможно определить:

Какие значения показателей товаров являются неизменяемыми;

Какие изменяемые показатели должны быть представлены в заявке конкретно;

Какие значения показателей должны быть представлены в виде диапазонного значения.

При указанных обстоятельствах, Комиссия усматривает в действиях заказчика, специализированной организации нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению .

В разделе 20 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе в инструкции по заполнению первой части заявки , заказчиком, специализированной организацией, в частности установлено:

«При описании объекта закупки в техническом задании установлены показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров, установленным заказчиком требованиям. При этом установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей, а так же требования к показателям, значения которых не могут изменяться. Наименования показателей (характеристик) товаров и требования к значениям показателей (характеристик) товаров указаны в соответствии с государственными стандартами. Под интервальным значением показателя (характеристики) товара понимается диапазон числовых значений показателя (характеристики) товара с границами соответствующими требованиям технического задания. Если в техническом задании установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, которые являются взаимоисключающими или вариативными, участник закупки указывает одно из допускаемых настоящим техническим заданием значений. Такие требования установлены с использованием слова «или» или символа «\». При описании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, в техническом задании, слова, словосочетания: «не более…» «более… «выше…», устанавливают требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара, а слова, словосочетания, символы: «не менее… и не более…», «свыше…не более…», «…-…» устанавливают требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товара. Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться. При указании сведений о конкретных показателях, используемого для выполнения работ товара, участник закупки обязан указать значения таких показателей, точно соответствующие значениям, установленным в техническом задании, для показателей, значения которых не могут изменяться. Если в техническом задании установлены требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара, участник закупки указывает конкретное значение показателя. При установлении в техническом задании требований к максимальным и минимальным значениям показателя (характеристики) товара, участник закупки указывает конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара меньшее или равное указанному в техническом задании. При установлении в техническом задании требования к максимальному или минимальному значению показателя (характеристики) товара, участник закупки указывает конкретное не интервальное значение показателя (характеристики) товара. Исключением является случай установления этих требований к максимальному значению показателя (характеристики) товара с использованием слов «не превышает…». Использование слов «не превышает…» в техническом задании задает интервал значений с максимально допустимой верхней границей значения показателя (характеристики) товара. Участник закупки должен указать конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара с верхней границей равной или меньшей значения показателя (характеристики) товара, установленного в техническом задании. При этом допускается указание в заявке конкретного интервального значения показателя (характеристики) товара, или с использованием слов «не превышает…» (в данном случае будет указан интервал с верхней границей равной или меньшей значения показателя (характеристики) товара, установленного в техническом задании, то есть нижняя граница интервала не указывается), или с указанием нижней и верхней границы интервала (например: «0-5»). При использовании в техническом задании слова «допускаются», участник закупки указывает конкретное значение показателя, указывающее на отсутствие или на наличие характеристики. При этом сведения, указанные участником закупки в заявке не должны сопровождаться словом «допускаются». Наименования показателей (характеристик) товаров необходимо указывать без изменений. Представленные участниками закупки сведения о конкретных показателях используемого для выполнения работ товара не должны носить предположительный характер (сведения не должны сопровождаться словами «должен», «должен быть» и другими формами этих слов). Если в требуемом параметре встречается показатели, отмеченные символами «*», «», то данный показатель относятся к показателям, значения которых не может изменяться.

Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением следующих случаев:

- в соответствии с настоящей инструкцией показатели товаров, относятся к показателям, значения которых не может изменяться;

- указаны температурные показатели ».

Комиссия считает, что совместное прочтение Технического задания документации об аукционе и инструкции по заполнению первой части заявки не позволяет надлежащим образом подать заявку на участие в аукционе, поскольку,

с одной стороны, инструкция по заполнению первой части заявки содержит условие о том, что «слова, словосочетания: «не более…» «более… », «не превышает…», «превышает…», «не выше…», «выше…», «не менее…», «менее…», «не менее чем…», «не ниже…», «ниже…», «лучше…», «хуже…», «свыше…» устанавливают требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара . Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться. Если в техническом задании установлены требования к максимальным или минимальным значениям показателей (характеристик) товара, участник закупки указывает конкретное значение показателя » (т.е. в рассматриваемом случае участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели товара),

с другой стороны, инструкция по заполнению первой части заявки также содержит условие о том, что «При указании сведений о конкретных показателях, используемого для выполнения работ товара, участник закупки обязан указать значения таких показателей, точно соответствующие значениям, установленным в техническом задании, для показателей, значения которых не могут изменяться », в то время как из Технического задания документации об аукционе невозможно определить какие значения показателей товаров являются неизменяемыми; какие изменяемые показатели должны быть представлены в заявке конкретно; какие значения показателей должны быть представлены в виде диапазонного значения.

Учитывая изложенное, ввиду неоднозначности восприятия в части того, какие показатели следует конкретизировать, а какие следует указывать без изменения, Комиссия приходит к выводу о том, что единой комиссией было неправомерно отказано заявителю в допуске к участию в аукционе по позициям № 20 «Герметик пенополиуретановый» и № 29 «Труба гофрированная», указавшего в своей заявке на участие в аукционе конкретный показатель товара.

При этом Комиссия отмечает, что в Техническом задании документации об электронном аукционе имеются товары, в которых значения показателей указаны со знаками препинания «;», «,» (например, позиция № 4 «Бетон тяжелый» содержит показатель «класс бетона по прочности на сжатие» с указанием следующего значения: «должен быть В3,5; В15»; позиция № 26 «лента бутиловая» содержит показатель «состав» с указанием следующего значения «полиэстр, алюминий» и т.п.).

Аналогичным образом со знаками препинания «;», «,» указано несколько значений показателей товаров по позициям №№ 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 21 и т.д. Технического задания документации об аукционе.

Вместе с тем ни документация об электронном аукционе, ни непосредственно инструкция по заполнению первой части заявки не содержится информации о том, относятся ли данные значения к изменяемым показателям или же данные значения показателей являются неизменяемыми.

Учитывая изложенное, из документации однозначно невозможно понять, каким образом участники закупки должны были указывать в своих заявках на участие в аукционе значения показателей товаров: указывать одно значение или же указывать все значения через знак препинания «;», «,».

Комиссия считает, что данное обстоятельство не позволяет надлежащим образом подать заявку на участие в аукционе, что подтверждается значительным количеством недопущенных к участию в аукционе заявок участников закупки.

На заседании Комиссии представителями заказчика и специализированной организации даны пояснения о том, что в данном случае будет применяться следующее условие, указанное в инструкции по заполнению первой части заявки: «Требования к значениям показателей (характеристик) товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов являются требованиями к показателям (характеристикам) товара, значения которых не могут изменяться».

По мнению представителя специализированной организации, такое указание в техническом задании как «;», «,» можно отнести к символам.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 года № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» установлено, что Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по русскому языку список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации (по результатам экспертизы), а также правила русской орфографии и пунктуации.

В настоящее время действуют Правила русской орфографии и пунктуации, утвержденные Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году, в параграфах 130-135 которых определены правила и случаи проставления знаков препинания, в частности «,», «;» и т.д.

В соответствии с указанными правилами пунктуации в русском языке, например, точка с запятой проставляется, в том числе между группами независимых предложений, а также между группами придаточных предложений, относящихся к одному главному, если необходимо указать границы между группами предложений в отличие от границ между отдельными предложениями.

Учитывая изложенное, Комиссия не может согласиться с указанной позицией представителей заказчика и специализированной организации, поскольку установленный в инструкции по заполнению первой части заявки случай относится исключительно к тем случаям, когда Техническое задание содержит слова, словосочетания, символы, в рассматриваемом же случае Техническое задание содержит знаки препинания «;», «,».

В силу указанного, Комиссия усматривает в действиях заказчика, специализированной организации нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

Относительно основания отказа заявителю в допуске к участию в аукционе по позиции № 35 «Камень керамический» Комиссия отмечает следующее.

В Техническом задании документации об аукционе по позиции № 35 «Камень керамический» заказчиком, специализированной организацией установлены следующие требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара: требуемый параметр «Пустотность» , требуемое значение - «не более 30%» .

При этом в разделе «Сведения о соответствии ГОСТ» по данной позиции указано: «ГОСТ 530-2012».

В заявке на участие в аукционе по позиции № 35 «Камень керамический» заявителем указано: значение показателя «Пустотность» - «0 %».

Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, Обществу отказано в допуске к участию в аукционе по данной позиции с указанием следующего основания «Основание: пункт 1 части 4 статьи 67 Федерального закона. Обоснование: предоставление недостоверной информации по позиции № 35 «Камень керамический», а именно, в графе 5 «Значение, предлагаемое участником» указаны недостоверные сведения о значении показателя «Пустотность» - «0»%, поскольку согласно пункту 4.1.2 ГОСТ 530-2012 камень изготавливается только пустотелым. (В соответствии с пунктом 7.6 ГОСТ 530-2012 пустотность изделий определяют как отношение объема песка, заполняющего пустоты изделия, к объему изделия. Следовательно, значение пустотности для камня не может равняться нулю ».

Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 4.1.2 ГОСТа 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 530-2012), ссылку на который делает заказчик в документации об электронном аукционе, кирпич изготавливают полнотелым и пустотелым, камень - только пустотелым.

Проанализировав содержание ГОСТа 530-2012, Комиссия установила, что в данном ГОСТе не содержится информация о минимальных и (или) максимальных значениях параметра «пустотность» для камня керамического.

Более того в соответствии с ГОСТом 530-2012 конкретные значения этих показателей возможно получить только после проведения лабораторных испытаний после изготовления конкретной партии товара.

На заседании Комиссии представитель заказчика затруднилась пояснить, как будет осуществляться заказчиком приемка товара «Камень керамический» на соответствие его по показателю «пустотность», учитывая, что данный показатель возможно получить только после проведения лабораторных испытаний после изготовления конкретной партии товара.

Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию характеристик товара, получаемых при проведении испытаний после изготовления товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

В силу указанного Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе в связи с тем, что описание объекта закупки по позиции № 35 «Камень керамический» не носит объективный характер.

При указанных обстоятельствах, в силу необъективности описания объекта закупки, Комиссия считает неправомерными действия единой комиссии по отказу заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 03.06.2016.

В связи с указанным, Комиссия усматривает в действиях единой комиссии нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе и признает жалобу Общества обоснованной.

3.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

Комиссия отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015 № 1457 (далее - Постановление № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации с 1 января 2016 года запрещено организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, (далее - Перечень) (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.12.2015).

В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

Комиссией установлено, что в разделе 18 «Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31» документации об аукционе заказчиком, специализированной организацией установлено требование о предоставлении следующего документа, подтверждающего соответствие участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: «выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемая участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе, является документом, с помощью которого Заказчик, в том числе устанавливает соответствие такого участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона ».

При этом в подпункте 5 пункта 2 раздела 20 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать, в том числе:

«5) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемая участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе, является документом, с помощью которого будет установлено соответствие такого участника требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона».

Непосредственно в инструкции по заполнению второй части заявки, в частности предусмотрено, что « Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения (в случае если, предоставление данных сведений и документов предусмотрено пунктом 2 настоящего раздела):

- документы, подтверждающие соответствие участника требованиям законодательства РФ к лицам, которые осуществляют выполнение работ, являющихся объектом закупки (предоставляется документ или его копия, в случае если соответствующее требование к участникам установлено в документации - выписка из ЕГЛ ЮЛ (или её копия)) ».

Пункт 1 раздела 15 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» документации об электронном аукционе содержит запрет на выполнение работ для обеспечения государственных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

Пунктами 2 и 3 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки копию выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копию выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, указанным в пункте 1 части 2 статьи 61 Федерального закона о контрактной системе, копию документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); копии учредительных документов этого участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица).

Учитывая, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит вид подтверждающего документа, то соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления № 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в вышеуказанных документах. Таким образом, дополнительного предоставления участником закупки в составе заявки каких-либо документов не требуется.

При указанных обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

Как следует из представленных специализированной организацией материалов закупки, документация об электронном аукционе на выполнение работ по текущему ремонту зданий и помещений для нужд Омского автобронетанкового инженерного института (извещение № 0372100028516000081) была утверждена должностным лицом филиала ВА МТО в г. Омске (Омский автобронетанковый инженерный институт).

При этом Комиссия отмечает, что нарушения, указанные в настоящем решении содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 и частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Византия» на действия единой комиссии заказчика - федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту зданий и помещений для нужд Омского автобронетанкового инженерного института (извещение № 0372100028516000081).

2. Признать в действиях федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российский Федерации в лице филиала ВА МТО в г. Омске (Омского автобронетанкового инженерного института), единой комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации и его единой комиссии, специализированной организации ООО «ОТС-55» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 0372100028516000081) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по части 2 и части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/139-2016

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Византия» на действия единой комиссии заказчика - федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации (далее - заказчик, ВА МТО, единая комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту зданий и помещений для нужд Омского автобронетанкового инженерного института (извещение № 0372100028516000081) (далее - электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях» федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российский Федерации в лице филиала в г. Омске (Омского автобронетанкового инженерного института), единой комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 21.06.2016 № 03-10.1/139-2016, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российский Федерации в лице филиала в г. Омске и его единой комиссии в срок до 04.07.2016:

- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту зданий и помещений для нужд Омского автобронетанкового инженерного института (извещение № 0372100028516000081);

Аннулировать электронный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту зданий и помещений для нужд Омского автобронетанкового инженерного института (извещение № 0372100028516000081).

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»:

Отменить протокол проведения электронного аукциона от 06.06.2016;

Обеспечить Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российский Федерации в лице филиала ВА МТО в г. Омске и его единой комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

3. Федеральному государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российский Федерации в лице филиала в г. Омске проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 05.07.2016 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <…>

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление Арбитражного суда по Уральскому округу № Ф09-4377/17 от 12 сентября 2017 года по поводу решения дела, в котором заявка была отклонена за большее количество товара

Постановление Арбитражного суда по Уральскому округу № Ф09-4377/17 от 12 сентября 2017 года.

Причины разбирательства . Заказчиком было опубликовано извещение об участии в электронных аукционных торах на поставку дефибрилляторов. На основании представленной документации учреждению были нужны два аппарата для проведения внутренней и внешней дефибрилляции (бифазный и портативный) и комплектующие к ним. Аукционной комиссией были рассмотрены первые части поданных заявок. Заявку акционерного общества по результатам рассмотрения отклонили. Комиссия приняла решение, что она не отвечает требованиям, предъявляемым к аукционной документации, а именно, участником неправильно описан закупочный объект. В заявке акционерного общества количество товара, который предлагался к поставке, отличалось от требований госзаказчика. Действия аукционной комиссии участник посчитал незаконными, поэтому обратился с жалобой в Антимонопольную службу.

Решение ФАС . Жалоба была признана обоснованной: в действиях заказчика выявлено нарушение Закона № 44 (статья 67, часть 5). Заказчик с выводом контролеров не согласился и подал жалобу в Арбитражный суд.

Судами различных инстанций принимались противоположные решения. Основные разногласия касались вопроса, относится ли к конкретным показателям количество товара. Но в итоговом решении решающее значение имели положения об эффективности государственных закупок, а также показания экономичности заказчика.

Решение суда первой инстанции . Судом первой инстанции было отказано в удовлетворении требования заказчика. Описание закупочного объекта отвечает всем положениям Закона № 44. При этом количество товара не является конкретной характеристикой товара, информация о котором должна предоставляться в первой части подаваемой заявки (Закон № 44, статья 66).

Решение апелляционного суда . Апелляционным судом первое решение суда было отменено. Антимонопольный орган обязали устранить нарушения законных интересов и прав заказчика. Аукционной комиссией заявка участника была отклонена обоснованно. Суд принял решение, что конкретными являются и количественные, и качественные показатели. Количество товара, которое предложено в заявке, должно соответствовать количеству, установленному в документации. В противном случае у участника закупки возникает намерение заключить государственный контракт на условиях, отличающихся от тех, которые предусмотрены заказчиком. Такая ситуация не соответствует требованиям Закона № 44.

Решение кассационного суда . Кассацией предыдущее решение было отменено, и она поддержала решение суда первой инстанции: защитила не заказчика, а участника. Принятое решение суд обосновал следующим образом. Целью Закона № 44 является обеспечение муниципальных и государственных нужд и одновременное повышение эффективности закупок (Закон № 44, статья 8). При этом задача контрактной системы состоит в создании равных условий для участников госзакупки.

Любое заинтересованное лицо может стать поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Для обеспечения равноправия и конкуренции заказчику нужно объективно описывать объект закупки. В документации должна содержаться инструкция по порядку заполнения заявки. Заказчик обязан представить показатели, позволяющие определить, насколько товар соответствует требованиям документации. Заказчик при этом указывает минимальные и максимальные значения таких показателей и значения тех показателей, которые изменяться не могут (Закон № 44, статья 33, часть 2).

При закупке заказчиком товара в первой части подаваемой на аукцион заявки участник соглашается представить конкретные показатели, которые должны соответствовать значениям в документации. Участник будет отклонен, если им не предоставлены сведения либо были предоставлены недостоверные сведения. Не допускать к электронному аукциону по иным основаниям, не перечисленным в Законе, нельзя (Закон № 44, статья 67, часть 5).

В документации заказчик требовал на один дефибриллятор одну единицу комплектующих. Победителю закупки нужно было произвести поставку одной аккумуляторной батареи, одного комплекта электродов диаметром 60Х70 мм, одного комплекта электродов диаметром 28Х22 мм и одного кабеля ЭКГ. Участником закупки на один дефибриллятор был предложен комплект из двух батарей, двух комплектов электродов каждого вида, а также двух кабелей ЭКГ. Со стороны участника предложены товары в количестве, большем, нежели предусматривала документация, однако в пределах контрактной цены. Именно по этой причине участник не был допущен заказчиком к аукциону.

Но подобный подход не отвечает целям закупочной деятельности, так как заказчик мог потратить бюджетные средства эффективнее, тем самым сэкономив на закупке. Судом было признано, что комиссия нарушила Закон № 44 (статьи 1, 6, 33). Таким образом, вывод, касающийся того, что предложение участника не соответствует требованиям документации и нарушает положения Закона № 44, не обоснован.

Что следует учитывать в ходе подготовки заявки на участие

Участникам закупки необходимо составить заявку в соответствии с правилами Закона № 44.

В зависимости от того, какого вида закупка проводится, заявка может содержать две части, однако подать их надо одновременно (если это электронный аукцион) или состоять из единого комплекта документов (если это запрос предложений, запрос котировок либо конкурс). Поэтому крайне важна правильная подготовка этих разделов, сведений о товаре и об участнике.

Будем рады, если избежать споров с Заказчиком Вам помогут наши советы:

1. Если проводится аукцион, то в первой части заявки выразите согласие на поставку товара либо выполнение работ на условиях, установленных заказчиком. Сведения о товаре участник должен указать, если заказчик самостоятельно закупает товар либо контракт предполагает выполнение работ (услуг), для которых необходимо использование определенных товаров (материалов). Если же контрактом предусмотрены лишь работы (услуги), то в заявке участнику достаточно выразить своё согласие. При подаче заявки на любой ЭТП такое согласие формируется автоматически.

2. Если заказчиком указан товарный знак, и у товара участника он имеется, то заявка также должна содержать только согласие. Если планируется поставка эквивалента, то должны быть указаны наименование торговой марки и ее описание, конкретные показатели товара, отвечающие значениям эквивалентности и страну его происхождения.

3. Если заказчиком товарный знак не указан, то в заявке нужно указать товарный знак либо его словесное обозначение, фирменное наименование, знак обслуживания, патенты, промышленные образцы, полезные модели, страну происхождения и конкретные показатели, отвечающие значениям документации.

4. Если для вас имеет значение цена товара за единицу, вы можете также указать ее как НМЦ товара в составе своей заявки. При этом у вас будет аргумент для заказчика, что спецификация к контракту составляется путем включения характеристик товара, указанных участником в своей заявке, а общая цена контракта при этом определяется предложением победителя.


Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 09 декабря 2016 года по делу № А53-11500/2016 сформулировал правовую позицию, согласно которой год изготовления товара не может являться конкретным показателем, который указывается участником в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Свою позицию суд мотивировал следующим.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 ? 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Судебные инстанции установили, что согласно инструкции по заполнению заявки предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в описании объекта закупки.

В техническом задании при описании требований к поставляемому товару (батареи аккумуляторные 6СТ-190, 6СТ-90) заказчик по каждой позиции установил следующее требование: «батареи должны быть 2016 года изготовления».

В соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о контрактной системе к существенным условиям государственных (муниципальных) контрактов относятся: предмет контракта (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации); срок исполнения обязательств по контракту (пункт 2 статьи 42, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе); порядок осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе); ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (части 4 ? 8 статьи 34 Закона); цена контракта (часть 2 стать 34 Закона о контрактной системе).

Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Из материалов дела видно, что согласно извещению о проведении электронного аукциона условия поставки товара, выполнения работ, оказания услуг указаны в проекте контракта. В материалы дела представлен проект государственного контракта. Год изготовления поставляемого товара является существенным условием исполнения контракта, поскольку входит в предмет контракта. Данное условие описано в техническом задании, являющимся приложением к документации об электронном аукционе.

Положения подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, которые регламентируют требования к содержанию первой части заявки, не включают в себя существенные условия государственных (муниципальных) контрактов, в том числе его предмет.

Судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что условие предмета контракта, касающееся года изготовления поставляемого товара, считается согласованным между сторонами ввиду подачи участником закупки заявки на участие в данном аукционе.

Рассматриваемые характеристики товара не относятся к сведениям, которые необходимо представлять в первой части заявки, ввиду чего нарушен пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, так как установлено требование к составу первой части заявки, не отвечающее пункту 1 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Подлежат отклонению доводы заказчика о том, что установленные требования к первой части заявки не влекут ограничение количества участников аукциона. В рамках дела судебные инстанции установили, что заказчик отклонил заявки участников на участие в электронном аукционе в связи с тем, что в первых частях заявок не установлен конкретный показатель товара по параметру «год изготовления аккумуляторных батарей», установленный в технической части аукционной документации. Решением антимонопольного органа данные действия заказчика признаны не соответствующими Закону о контрактной системе.

Суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание управления соответствуют действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя, и отказали в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Для проведения любой закупочной процедуры заказчик обязан разместить в ЕИС соответствующее извещение и документацию. Здесь, помимо прочего, также должен быть указан объем продукции. Причем в законе не сказано, какую именно часть нужно посвятить количественным характеристикам. Чаще всего участник может найти такие сведения в , проекте контракта и в приложениях к документации в следующем виде:

  1. Спецификация.
  2. Технический чертеж.
  3. Смета.
  4. Проектная документация.
  5. Дефектные акты.
  6. Результаты тестирования и работ.
  7. Результаты инженерных изысканий.
  8. Экспликации.

Подобная информация должна быть одинаковой во всех разделах документации, где она указана. Но заказчик может указать такую информацию только в одном месте (например, в проекте контракта), закон он в этом случае не нарушает. Поэтому поставщик должен внимательно изучить весь пакет тендерных документов, чтобы правильно рассчитать ценовое предложение.

Как заполнить количество в заявке

Единица измерения количества товара в большинстве случаев будет выражаться в килограммах, штуках, упаковках и т. д. В соответствии с этими сведениями поставщик может без труда рассчитать минимальную цену.

Если же количество невозможно определить, то его измеряют в денежном выражении. Когда приобретают некоторые услуги, единица измерения количество товара будет представлена заказчиком как стоимость единицы работы или услуги либо цена к оборудованию или технике (п. 2 ст. 42 № 44-ФЗ). Такие величины используют, когда предметом сделки является техобслуживание и ремонт техники либо услуги в области:

  • связи;
  • юриспруденции;
  • медицины;
  • образования;
  • общественного питания;
  • переводов;
  • пассажирских, багажных и грузовых перевозок;
  • гостиничного сервиса;
  • оценки.

При исполнении контракта на вышеуказанные блага заказчик будет оплачивать фактически выполненные работы или услуги либо поставленные запчасти. При этом итоговая сумма не должна превышать НМЦК, которую покупатель указал в извещении о процедуре. Похожие правила действуют и при закупке моторного топлива, в т. ч. авиационного и автомобильного бензина (Письмо Минфина № 24-03-08/31865 от 11.05.2018).

Стоит обратить внимание, что приобретение запасных частей к технике без услуг или работ, для которых они требуются, под вышеуказанные случаи не подпадает (Письмо Минфина № 24-02-07/73170 от 07.11.2017). То есть здесь должен быть указан конечный объем товаров в свойственных им единицах измерения (например, в штуках).

Когда заказчик может отклонить

На практике поставщик может получить отказ в допуске, если объем продукции в заявке не указан либо поставщик предложил поставить больше (или меньше) благ, чем указано в документации. Но действия покупателя в таких случаях не всегда правомерны.

Так, при проведении запроса котировок для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации ЧС заказчик не имеет права отклонить предложение, в котором объем предлагаемых благ не соответствует документации (ч. 7 ст. 82).

Также нельзя отклонять заявки, в которых поставщик предлагает поставить больше продукции, чем указано в документации, т. к. такой отказ будет противоречить принципам закупочной деятельности. Главное, чтобы предлагаемая цена не превышала НМЦК.

Но если в заявке не указано количество товара, то здесь не все так однозначно.

В законе не сказано, что поставщик обязан указывать объем продукции при составлении заявки на конкурс (п. 2 ч. 2 ст. 51). А для участия в аукционе необходимо указать конкретные характеристики в соответствии с требованиями документации (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 66). При этом п. 1 ч. 1 ст. 33 под этим понятием подразумевает функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. То есть указывать количество товара в первой части заявки не обязательно. Та же картина и при запросе котировок: в предложении, помимо прочего, должны быть указаны характеристики товара и цена за его единицу. Получается, что отклонение участника на основании того, что он не указал объем в своем предложении, противоречит закону. Тем не менее, ФАС и суды могут интерпретировать эти положения по-разному.

Пример отклонения по количеству товара

В качестве примера рассмотрим Решение Арбитражного суда Поволжского округа по делу № А57-2474/2017 от 05.12.2017.

Заказчик в извещении, документации, инструкции по заполнению заявки и техническом задании установил требование о том, что участник обязан указать в своем предложении объем продукции, а именно персональных компьютеров (моноблоков) — 17 шт.

Участнику, который не указал такие сведения, отказали в допуске.

Он обратился в ФАС, где жалобу признали обоснованной, а действия заказчика неправомерными, т. к. количественные характеристики к конкретным показателям не относятся.

Заказчик не согласился с решением ФАС и обратился в суд, который решил, что решение ФАС было ошибочным — при таких условиях заказчик не сможет понять, правильно ли участник воспринимает условия будущей сделки.

Также суд признал отказ в допуске правомерным, т. к. заявка участника не соответствовала требованиям документации, что также нарушает пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66.

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Поделиться: