Чьи будете? Особенности указания страны происхождения в закупочной документации и заявке на закупку. Страна происхождения товара Наименование страны происхождения товара по 44 фз

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В настоящей статье речь пойдет об указании и подтверждении страны происхождения товара при участии в закупках по 44-ФЗ. В этой статье мы подробно разберемся когда указывать, а когда можно и не указывать наименование страны происхождения товара (сокращенно НСПТ) в заявке. А в каких случаях от вас также потребуется и подтверждение указанной в заявке страны.

Предлагаем начать погружение в тему с определения СПТ. Итак…

Страна происхождения товара — страна, где товар был произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с критериями достаточной переработки.

Страна происхождения товара может быть подтверждена участником закупки следующими документами:

Сертификатом о происхождении товара СТ-1 . Настоящий документ подтверждает факт производства товара в стране-экспортере и выдается соответствующим уполномоченным органом. В нашей стране таким органом является Торгово-промышленная палата.

Декларацией страны происхождения товара . Этот документ представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое отправляет товар из страны происхождения.

Образец декларации страны происхождения товара для участия в закупках по 44-ФЗ можно скачать .

Эти документы необходимо предоставить в составе заявки в том случае, когда Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ и Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155).

Подробнее о Приказе №155 вы можете узнать из этого видео:

Согласно этим документам преференции предоставляются странам входящим в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Этими странами являются Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Помимо Приказа №155 есть еще и Постановления Правительства РФ, устанавливающие «национальный режим» в различных сферах:

  • от 14.07.2014 г. № 656 (товары машиностроения);
  • от 11.08.2014 г. № 791 (товары легкой промышленности);
  • от 16.11.2015 г. № 1236 (программное обеспечение);
  • от 14.01.2017 г. № 9 (ТРУ для нужд обороны страны и безопасности государства);
  • от 05.02.2015 г. № 102 (медицинские изделия);
  • от 30.11.2015 г. № 1289 (лекарственные препараты);
  • от 26.09.2016 г. № 968 (радиоэлектронная продукция);
  • от 22.08.2016 г. № 832 (отдельные виды пищевых продуктов).

Когда требуется указание НСПТ в заявке?

Давайте теперь с вами разберемся, когда необходимо указывать НСПТ в заявках. Такое указание требуется:

  1. При участии в открытых конкурсах (п.2 ч.2 ст.51 44-ФЗ);
  2. При участии в открытых конкурсах в электронной форме (п.п. «а» п.3 ч.4 ст.54.4 44-ФЗ);
  3. При участии в электронных аукционах (п.п. «а» п.2 ч.3 ст.66 44-ФЗ).

Причем хотим обратить ваше внимание на то, что указание наименования страны происхождения товара нужно лишь в случаях установления Заказчиком в извещениях о проведении данных закупок, самих закупочных документациях условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 44-ФЗ.

Если таких запретов Заказчиком не установлено, то в заявке можно и не указывать НСПТ. Однако, мы своим ученикам и клиентам рекомендуем ВСЕГДА указывать в заявке наименование страны происхождения товара, не смотря на отсутствие в извещении или документации соответствующих запретов и ограничений.

Вы в любом случае подбираете нужный товар под указанные в техническом задании характеристики, а также просчитываете рентабельность участия в закупке, поэтому указать в заявке СПТ для вас не составит абсолютно никакого труда.

Когда требуется подтвердить страну в заявке?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51 (открытый конкурс), п.6 ч.5 ст.66 (электронный аукцион), п.6 ч.3 ст.73 (запрос котировок) участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов.

Однако в 44-ФЗ сказано о том, что если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

То есть это означает, что участник закупки лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят, как это было до 1 июля 2018 года.

Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг Заказчиком будет установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ, а не ограничение.

На этом наша статья подошла к концу. До встречи в следующих выпусках. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях. Будем рады на них ответить.

С появлением национального режима и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Это обязательное требование, за нарушение которого заявка на участие может быть отклонена комиссией при рассмотрении.

Способы подтверждения происхождения товара.

Можно выделить два основных способа подтверждения страны-производителя поставляемого товара:

  1. Наличием сертификата СТ-1.
  2. В любой другой форме на усмотрение поставщика.

Поставщик принимает решение о способе подтверждения самостоятельно, исходя из того, какой товар ему необходимо поставить. В том случае, если поставляемый товар входит в один из утвержденных перечней, накладывающих ограничения на поставку такого товара, наличие сертификата СТ-1 обязательно. В отношении товаров, не входящих ни в один из утвержденных списков, форма подтверждения может быть любой и определяется участником самостоятельно.

Как получить сертификат СТ-1?

Выдачей сертификатов по форме СТ-1 занимаются уполномоченные органы и организации страны, из которой осуществляется вывоз товара. Для того, чтобы получить сертификат СТ-1 в России, участнику следует обратиться в торгово-промышленную палату и предоставить пакет документов на сертифицируемый товар.

В перечень необходимых документов входят:

  • заявление;
  • соглашение о поставке товара;
  • регистрационные документы товара;
  • перечень деталей и компонентов сертифицируемого товара;
  • документ, удостоверяющий происхождение товара на территории РФ.

Выдача сертификата осуществляется не позднее пяти календарных дней.

Практическая сторона проблемы подтверждения происхождения товара.

Как это часто бывает в сфере контрактной системы, практика государственных и муниципальных закупок вносит свои коррективы в трактование положений законодательства, писем, постановлений и распоряжений.

С одной стороны, требование подтверждения происхождения весьма туманно и в тех случаях, когда речь не идет о поставке товаров, на которые распространяются ограничения, может обретать крайне формальную форму, когда участник чуть ли не от руки дописывает к каждой позиции товара название нашей страны, ничем не подтверждая достоверность данной информации. Подобная голословная декларация страны происхождения зачастую становится причиной для споров с заказчиком и жалоб в контрольные органы.

Предоставление сертификата СТ-1 – это самый надежный способ подтверждения страны происхождения поставляемого товара. Его наличие снимает все вопросы и неоднозначные толкования, поскольку сертификат является официальным документом, подтверждающим происхождение товара не только на территории нашей страны, но и на международном уровне.


Требование к обозначению страны происхождения товара — одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе. У желающих участвовать в торгах возникает немало вопросов, связанных с этим понятием — от того, зачем же нужна эта информация, до того — как правильно ее указать. Разобраться с деталями и тонкостями этого пункта бывает крайне непросто. Что такое страна происхождения товара Первый вопрос, на который следует дать ответ — что же понимается под страной происхождения товара? В Федеральном законе №44 это понятие не раскрывается, поэтому для того чтобы найти истину придется обращаться к разъяснениям, данным Министерством экономического развития в письме №Д28И-1889 от 30.04.2014.

Страна происхождения товара

Отклонение же таких заявок неправомерно. ⁠ «Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 г. N ОГ-Д28-6795 ⁠ … в случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара согласно декларации о соответствии на данный товар заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе» ⁠ «Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2017 N 306-КГ17-552 по делу N А49-307/2016 ⁠ …..положения Закона о контрактной системе и Таможенного кодекса позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

Как определить страну происхождения товара

Внимание

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально. Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).


Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки. Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Указание места происхождения/производителя товара

Данное обязательство предусмотрено статьей 51 и статьей 66 Закона о контрактной системе. ⁠ Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в случае если закупка осуществляется в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ. ⁠ Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара. Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара? ⁠ Этим вопросом нередко задаются участники закупок. ⁠ При проведении конкурсов и электронных аукционов Закон № 44-ФЗ обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

Особенности предоставления информации о стране происхождения товара по 44-ФЗ Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально. ⁠ Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.
Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара ⁠ Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Обязательно ли указывать страну происхождения товара 44 ap

Инфо

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый национальный режим (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств). Как подтвердить страну-производителя При оформлении заявки на участие в конкурсе или аукционе необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование).


В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта. Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза).
Проводит ее Торгово-промышленная палата. Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1.

Обязательно ли указывать страну происхождения товара 44 фз

На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара. просто тут непонятно, обязательно ли указывать город… Спасибо! Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Какова ответственность за неверное указание страны происхождения товара?
  • Действителен ли протокол ГИБДД при отсутствии указания места совершения правонарушения?

Ответы юристов (4)

Важно

Согласно информации, содержащейся в пунктах 88-89 этого письма, следует исходить из определения, данном в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса РФ. Согласно ей, страна происхождения товара — это государство или несколько государств, на территории которого (которых) товар был произведен целиком или окончательно обработан. В каких закупках требуется указывать страну происхождения товара Такое требование в обязательном порядке содержится в документациях об открытых конкурсах (часть 2 статьи 51 Федерального закона №44) и электронных аукционах (часть 3 статьи 66 Федерального закона №44).


Многие участники задаются вопросом — нужно ли указывать подобную информацию в котировочной заявке.
Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:
  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно. Вместе с тем, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов.

Вместе с тем, указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников аукциона, и соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе» ⁠ Тем не менее, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует.

Сложности текущих политических и экономических взаимоотношений между странами неизбежно отражаются на госзакупках. Без ориентации участников торгов в соответствующих ограничениях и приоритетах российской контрактной системы, а также знания ими порядка указания страны происхождения и производителя продукции (товара, работы, услуги) в документации они могут лишиться возможности принять участие в конкурсной процедуре или же быть наказанными за необоснованное нарушение конкуренции. Рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ, какие в связи с этим возникают вопросы у участников торгов, и дадим на них ответы.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В первой части заявки участника закупки содержится информация о стране происхождения товара с используемым союзом «или» (например, Япония или Нидерланды). Информация о стране происхождения товара содержится не по каждой конкретной позиции объекта закупки, а в отдельно указанной в заявке «таблице странпроизводителей» (например, Hewlett-Packard (HP) - Япония, Kyocera – Япония, Xerox – Япония или Нидерланды).

Следует ли отклонить заявку участника закупки в связи с тем, что в числе прочих сведений, указываемых в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, участник указал не одну, а две страны происхождения товара?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документацию об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, обязательно включаются в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены в п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. В частности, она должна содержать следующую информацию:

– если в документации об электронном аукционе содержится, помимо прочего, указание на наименование страны происхождения товара, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);

– если в документации об аукционе такого указания не содержится, первая часть заявки должна содержать указание на наименование страны происхождения товара (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или представления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

В случае указания участником в первой части заявки более одной страны происхождения товара очевидно, что речь о непредставлении необходимой информации (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) не идет – информация представлена. Говорить в такой ситуации о том, что представленная информация не соответствует требованиям документации о таком аукционе, также неверно – документация об аукционе не содержит требования об указании одной страны происхождения товара.

Как представляется, требование об указании в первой части заявки страны происхождения товара установлено для целей соблюдения национального режима осуществления закупок в отношении товаров, работ и услуг, установленного ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Из части 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ следует, что при установлении Правительством РФ запрета либо ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом Законом № 44-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами не установлено никаких требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников, в том числе запрета на указание более одной страны происхождения товара.

Запрета и ограничения на указание в заявке участника более одной страны происхождения товара не содержит и приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 № 155, определяющий условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Справедливости ради надо отметить, что п. 10 названного документа содержит рекомендации в контракте указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа. Однако из указанного пункта не следует, что в заявке и, соответственно, в контракте не могут быть указаны две и более страны происхождения товара.

При отсутствии указаний заказчика в аукционной документации о закупке товара только определенной страны происхождения указание заказчиком в первой части заявки более одной страны происхождения товара, исходя из требований закона, не может оказать никакого влияния на результат аукциона, ограничить конкуренцию между его участниками. При отсутствии же законных оснований отклонение первой части заявки участника электронного аукциона с указанными двумя странами происхождения товара будет необоснованным.

Вместе с тем сказанное является лишь экспертным мнением. На практике имеет место и противоположная позиция проверяющих органов. Так, в решении Омского УФАС России от 26.05.2015 по делу № 03-10.1/172-2015 контролирующий орган признал правомерным отказ в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, указавшему в заявке на участие в электронном аукционе в отношении одной позиции товара две страны его происхождения, буквально истолковав норму пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ как содержащую требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе только одной страны происхождения товара в отношении конкретного товара.

За официальным разъяснением ситуации необходимо обратиться в Минэкономразвития РФ либо в Федеральную антимонопольную службу России.

В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать наименование страны происхождения товара.

Вправе ли заказчик включить в аукционную документацию требование об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст?

К сожалению, предоставить однозначный ответ на этот вопрос невозможно. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В свою очередь в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна в перечисленных в этой части случаях содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Законом № 44-ФЗ не установлено требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников. Из части 3 ст. 14 данного Закона лишь следует, что при установлении Правительством РФ запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность участника закупки определять наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст). Как следует из Введения к указанному классификатору, он предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Отдельными нормативными актами, принятыми во исполнение Закона № 44-ФЗ, действительно предусматриваются требования, в соответствии с которыми при осуществлении закупок информация о наименовании страны происхождения товара должна указываться в соответствии с ОКСМ (например, п. 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н, а также приложение 2 к приказу Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 07.05.2015 № 155-п). Однако, как показывает правоприменительная практика, поскольку такие требования к содержанию заявки положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрены, установление в документации об электронном аукционе требования об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ может быть признано неправомерным (например, решение ФАС от 19.06.2015 № К-734/15). По логике вещей, даже если рассматривать такое условие документации об аукционе как прямо не нарушающее Закон № 44-ФЗ, само по себе то обстоятельство, что указанное в конкретной заявке наименование страны происхождения товара отличается от формулировок, использованных в ОКСМ, однако позволяет однозначно определить страну происхождения товара, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе лица, подавшего такую заявку. Поэтому следует полагать, что при формировании документации об аукционе в нее нецелесообразно включать указанное в вопросе требование. Однако каких-либо иных, помимо приведенного решения ФАС, примеров из правоприменительной практики, где рассматривался бы заданный вопрос, обнаружить не удалось.

Заказчик проводит электронный аукцион на поставку мяса (говядина замороженная) с применением Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 и приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155. Все участники аукциона предложили в первых частях заявок российский товар. Все участники, кроме победителя, во вторых частях заявки продекларировали страну происхождения товара и производителя товара. Победитель аукциона во второй части заявки указал в декларации страну происхождения – Россию, но не указал производителя. Также во второй части заявки отсутствуют какие-либо иные документы, подтверждающие производителя товара. В первой части заявки победителя указана только страна происхождения.

Можно ли в этом случае признать заявку победителя не соответствующей требованиям, установленным к документации, на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты
основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики Правительство РФ своими правовыми актами может устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок.

В свою очередь Минэкономразвития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437).

В рамках реализации указанных полномочий Правительством РФ и Минэкономразвития РФ, соответственно, были приняты упоминаемые в вопросе постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действие каждого из которых распространяется в том числе и на такой товар, как говядина замороженная.

Вместе с тем при применении указанных нормативных правовых актов следует иметь в виду то обстоятельство, что
они действуют только в том случае, если при определении поставщика путем проведения конкурентных процедур, упомянутых в данных актах, к поставке предлагаются товары как из государств ЕАЭС, так и из иных государств (п. 1 постановления № 832, п. 1 приказа № 155). Причем из п. 2 постановления № 832 вытекает, что данное постановление не подлежит применению, если наряду с заявками на поставку определенного вида иностранного товара подана лишь одна заявка на поставку этого товара из государств ЕАЭС, либо две и более заявок на поставку товара из ЕАЭС содержат указание на то, что данный товар произведен одним и тем же производителем. В приведенной ситуации будет действовать Приказ № 155.

Из вышеизложенного следует, что в том случае, когда все заявки, поданные на электронный аукцион, содержат предложения о поставке замороженной говядины только российского происхождения, ограничения и правила, установленные постановлением № 832 и приказом № 155, не применяются.

Тем не менее необходимо учитывать, что обязанность участника электронного аукциона представить в составе второй части своей заявки документы, подтверждающие соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, предусмотрена не положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, а нормой п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. При этом исполнение указанной обязанности участником электронного аукциона не зависит от того, предлагаются ли участниками данного аукциона только товары, происходящие из стран ЕАЭС, или также и иностранные товары.

Согласно ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия ее в том числе требованиям, установленным ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, установленное заказчиком в документации об электронном аукционе требование о представлении участником в составе заявки документов, подтверждающих наименование производителя товара, внесенного в перечень, утвержденный постановлением № 832, должно быть исполнено участником закупки. Заявка участника, не содержащая сведений о производителе такого товара, подлежит отклонению (например, решение УФАС по Брянской области от 19.10.2016 № 227, решение УФАС по Москве от 07.11.2016 № 2-57-12589/77-16, решение УФАС по Свердловской области от 01.11.2016 № 1573-з).

Следует также обратить внимание на то, что требование заказчика об указании наименования производителя в первой части заявок, представляемых на электронный аукцион, не соответствует требованиям закона. Ведь, согласно ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в первых частях заявок правомерно требовать указания лишь наименования страны происхождения товара. Наименование производителя товара раскрывается участником электронного аукциона во второй части заявок в силу уже упоминавшегося п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (например, решение УФАС по Новосибирской области от 04.10.2016 № 08-01-358).

Заявки участников открытого конкурса и открытого аукциона в электронной форме должны содержать название страны происхождения товара (СПТ), которые предлагается для поставки в процессе исполнения контракта. Определение такого понятия дается в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). Из него следует, что таковым считается государство, в котором продукт был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством.

Как проверить указанную информацию

Бюджетной организации важно убедиться, что заявка содержит корректную информацию. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) утверждены правила определения страны происхождения товаров, происходящих из участниц СНГ и находящихся в торговом обороте между этими государствами.

Основным условием достаточной обработки или переработки является изменение классификационного кода товара (товарной позиции) по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. В этом случае меняется и код страны происхождения товара в ГДТ (буквенный или цифровой код страны происхождения товара). Для целей необходимо определить и указать именно наименование.

Обратите внимание, что местом, где произведен продукт, не являются:

  • место, откуда продукция (например, тульские пряники могут производить не только в России);
  • местонахождение производителя (его юридический адрес, он может быть в другом государстве);
  • места, откуда торговый знак (самый очевидный пример — iPhone производится в Китае, а товарный знак зарегистрирован в США).

Подтверждающие документы, которые предоставляют участники

Участники закупки подтверждают сведения о СПТ предоставлением определенных документов в составе заявки:

  1. Декларация о происхождении представляет собой заявление изготовителя, продавца или отправителя, сделанное в свободной форме.
  2. Сертификат о происхождении — это документ, однозначно свидетельствующий о СПТ и выданный уполномоченными органами или организациями этого государства или из которого вывезен продукт.
  3. Акт экспертизы — документ, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ) в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
  4. Сертификат формы СТ-1, предусмотренный национальной системой преференций и национальным законодательством, который разработан ТПП РФ в соответствии с правилами определения места производства продукции, происходящих из СНГ. такой сертификат оформляется на основании акта первичной экспертизы, которую выполняют эксперты уполномоченной ТПП РФ. Годовые акты экспертизы для оформления сертификатов формы СТ-1 составляются сроком на один год на постоянную номенклатуру.

Почему важно знать, где произведен продукт

В заявке наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ должно быть указано для каждого продукта, предлагаемого к поставке.

Официальный классификатор страны происхождения товара не утвержден. В качестве ориентира можно воспользоваться наименованиями, приведенными в Общероссийском классификаторе стран мира (ОКСМ). Однако Законом о контрактной системе обязательное применение ОКСМ при указании СПТ в заявках участников закупок не установлено.

Если в заявке указано, что продукт произведен в России или другой государстве ЕАЭС, это является условием к поставляемой продукции в случае, если документация о закупке содержит указание на применение национального режима.

Поделиться: