Суд назначил обязательные работы дальнейший порядок действий. Обязательные работы и последствия при уклонении

Уголовный Кодекс включает разные виды наказаний за преступления. Каждая из санкций имеет свои особенности, характер выполнения и, если с лишением свободы, штрафом и арестом все более-менее понятно, то обязательные работы как вид уголовного наказания вызывают много вопросов. Очень мало людей знают, что действительно включают обязательные работы УК РФ, но во всем разобрать поможет статья 49 УК РФ.

В ст. 49 УК РФ описывается, что такое обязательные работы по УК РФ и в каких случаях они могут применяться. Обязательные работы и уголовно исполнительное право тесно связанны между собой, ведь без контролирующего органа реализовать ст. 49 УК РФ, будет сложно. Обязательные работы в уголовном праве обозначаются, как вид принуждения, который назначается по приговору суда, с целью восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых нарушений.

Суть наказания в том, что осужденный должен в свободное от основной занятости или учебы время, выполнять назначенные ему общественно полезные действия на безвозмездной основе. Тип обязательных работ и место отбывания наказания назначает исправительный орган власти и органы местного самоуправления. В большинстве случаев, провинившейся выполняет деяния по благоустройству города, по уходу за больными или погрузочно-разгрузочные работы, которые не требуют специальных знаний, навыков и особой квалификации. В ходе судебного разбирательства будет устанавливаться трудоспособность осужденного, в большинстве случаев данный тип возмездия связан с физическим трудом, если по состоянию здоровья преступник не может выполнять наказание, оно будет заменено другим.

Согласно УК РФ применение обязательных работ возможно исключительно в качестве основного наказания. Иногда ими может быть заменен штраф, то есть они могут выступать в качестве альтернативной санкции.

Обязательные действия на благо общественности назначаются только по месту проживания преступника. Не отправляют для отбывания наказания человека в соседние регионы. На время выполнения санкции, человек имеет право посещать рабочее место и учебное заведение в привычном режиме.

Законодательство устанавливает срок исполнения наказания в часах. Максимальный предел санкции составляет 240 часов, в день выполнять наказание нельзя дольше 4 часов. На протяжении недели время для отбывания срока не должно быть меньше 12 часов.


Можно подумать, что обязательные работы не являются действенным методом исправления преступников, ведь никакой строгости в себе не имеют. На самом деле это не так, ведь выполнение назначенных действий происходит по принуждению, а не по собственной воле человека. Тип обязательного трудоустройства выбирает исправительное учреждение, и осужденный не может сам выбирать, что ему делать. Соответственно, наказание заключается в выполнении неприятной работы, той которую он никогда не выбрал бы сам. Не редко самым тяжелым для осужденных являются взгляды прохожих, коллег и знакомых, которые увидят его за выполнением постыдного дела. Именно психологическое воздействие в этом случае, выступает в качестве наказания - человеку стыдно за свой проступок, и чтобы не оказаться вновь, в такой не ловкой ситуации, он больше преступать закон, не будет. Более того, все общественные деяния - бесплатны, взамен ничего преступник не получает, у него остается меньше свободного времени, что в свою очередь тоже влияет на привычный образ жизни.

Статья 49 Уголовного Кодекса включает перечень лиц, которым может быть назначена данная мера пресечения, и список тех, к кому эта санкция не применяется.
Не назначаются обязательные работы:

  • беременным женщинам;
  • инвалидам;
  • женщинам с детьми до 3 лет;
  • военнослужащим.

Чаще всего эта санкция назначается несовершеннолетним преступникам. Дело в том, что в силу своего развития, несовершеннолетние нарушители, еще не так опасны и назначение более строго наказания, не имеет смысла. Подкорректировать мировоззрение и отношение к общественным интересам, можно принудив выполнять неприятные работы.

Лица, осужденные к данной мере ответственности, обязаны четко соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия, за которым они будут закреплены. Добросовестно выполнять возложенные обязательства, по первому требования посещать исполнительную инспекцию и уведомлять ее сотрудников об изменении места жительства.

Уголовно исполнительное законодательство ограничивает некоторые права осужденных, во время несения наказания, к примеру, ежегодный отпуск на основной работе не приостанавливает выполнение обязательных санкций. Также работы не будут приостановлены без веских причин, описанных в нормах законодательства. В случае тяжелой болезни осужденного или наступлением беременности у женщины, субъект может подавать соответствующее ходатайство о прекращении дальнейшего прохождения наказания или его замещении штрафом.

Последствия невыполнения решения суда


К обязательным работам осужденный должен приступить, не позже десяти дней со дня вступления приговора в силу. Очень часто осужденные пытаются уклониться от выполнения назначенных им работ, но они не всегда осведомлены о последствиях таких действий.
Под уклонением от отбывания наказания подразумевают:

  • более двух раз в течение месяца не появление субъекта для выполнения обязательных работ без уважительных причин;
  • более двух раз в течение месяца нарушение субъектом трудовой дисциплины;
  • скрывание от сотрудников инспекции и уклонение от отбывания наказания;
  • пребывание на предприятии в неадекватном состоянии - под алкогольным или наркотическим опьянением.

Если человек, злостно уклоняющийся от отбывания наказания, будет пойман, его имеют право задержать на 48 часов, после чего ранее назначенный ему срок, будет продлен. Не редко за попытку скрыться, субъект получает еще одно наказание - арест на 30 суток.

За злостное нарушение установленного режима, обязательные работы могут заменить более жестким наказанием, к примеру, лишением свободы, но при этом, расчет срока будет осуществляться - день лишения свободы за 8 часов обязательных работ. Этот тип санкции, могут заменяться штрафом или исправительными работами, которые подразумевают денежное взыскание с основного места трудоустройства осужденного. Для того чтобы вникнуть в суть назначенной санкции, необходимо четко понимать разницу между обязательными, принудительными и исправительными работами. Обязательные работы проводятся на безвозмездной основе по месту жительства, а вот, к примеру, принудительные - выполняются в специально отведенных местах, вдали от дома и они оплачиваются.

Если имеет место нарушение режима, сотрудники исполнительной службы подают соответствующее ходатайство в суд. Важно отметить, что судья не будет назначать новое наказание за ранее совершенное преступление, он назначит санкцию за невыполнение выданного постановления. Законодательство в данном случае, предусматривает замену назначенного ранее, и не исполняемого наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено в принудительном порядке.

При достойном поведении осужденного и тщательном выполнении возложенных на него обязанностей, длительность обязательных работ, может быть сокращена или же он будет вовсе освобожден от дальнейшего отбывания наказания. Обязательные работы считаются самым гуманным способом привлечения к ответственности человека, нарушившего закон. После завершения назначенного судьей срока работ, судимость считается погашенной, человек полностью восстанавливается в своих правах, и может вести привычный образ жизни.

Наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление и признанного судом виновным, основано на одном из основополагающих принципах уголовного закона — принципе справедливости.

Наказание обязательно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В целях реализации данного принципа уголовным законом предусмотрен достаточно широкий спектр видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Среди них значительное место занимают наказания, связанные с принудительным привлечением осужденного к труду: обязательные, исправительные и принудительные работы.

Исправительные работы — вид наказания, назначаемый осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

Стоит отметить, что исправительные и обязательные работы не назначается к лицам, признанными инвалидами первой группы, беременным женщинам и имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим службу по призыву, и военнослужащим, проходящим службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Отличие принудительных работ в том, что они не назначается несовершеннолетним, инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Общим для данных видом наказания является то, что в случае уклонения осужденного от отбывания исправительных, обязательных и принудительных работ, они заменяются лишением свободы.

За все неправомерные действия когда-нибудь придется отвечать в той или иной степени. Изучая виды ответственности, можно заметить, что более мягкие из них применяются чаще, чем самые жесткие. Обязательные работы являются и также имеют популярность в спектре судебных решений.

Общая информация об обязательных работах как виде уголовного наказания

Обязательных работ в качестве уголовного наказания не было в советском Уголовном кодексе, это веяние нового времени. Главным образом легкую меру наказания за не тяжкие преступления сформировало гуманное общество. О человеке заботятся всеми возможными способами, в том числе повышая эффективность наказаний, уменьшая их строгость в разумной степени.

Пройдя сложный путь от введения в 1996 году до начала применения в 2005, обязательные работы заняли свое место в структуре судебных наказаний. Сейчас, если есть возможность не изолировать человека от общества, то его, скорее всего, накажут , « » или каким-либо видом работ.

Давайте поговорим про характеристику и признаки обязательных работ как вида уголовных наказаний.

Понятие и признаки

Охарактеризовать обязательные работы можно следующим образом – труд осужденного в свободное от работы/учебы время на благо общества. Вид труда определяют местные органы самоуправления совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции.

Идентифицирующие наказание черты:

  • Обязательный характер (гарантируется государственным принуждением);
  • Осужденный не в праве сам выбрать вид работ, их могут только назначить;
  • Непрестижность работ;
  • Их общедоступность (чтобы можно было выполнить людям без соответствующей подготовки);
  • Выполнение отдельно от рабочего времени (одно из основных отличий от наказания в виде обязательных от );
  • Преступивший закон утрачивает право на отдых и на оплату труда на время исполнения наказания (дополнительное отличие от исправительных работ заключается в том, что отбывающий наказание не выплачивает никаких средств, как в первом случае – при исправительных работах из заработной платы удерживается определенный процент);
  • Наказание может быть исполнено только в районе проживания осужденного.

Эффективность наказания обеспечивает моральное давление. Например, выполняя не самую престижную работу рядом со своим домом, осужденный будет бояться быть замеченным. Неприятные ощущения и негативные эмоции в какой-то мере могут гарантировать отсутствие желания повторять преступление, за которое он был наказан.

Про срок обязательных работ согласно уголовному законодательству читайте далее.

Более подробно о том, что такое обязательные работы как вид уголовного наказания, расскажет специалист в следующем видео:

Сроки

Временные границы обязательных работ установлены законом – не менее 60 часов, не более 480 часов. При этом осужденный не может трудиться на благо общества по принуждению более четырех часов в день. Данный аспект также усиливает влияние обязательных работ – даже самый короткий срок наказания растягивается на несколько дней.

О том, кто исполняет наказание в виде обязательных работ, и кому оно назначается, расскажем далее.

Кому назначаются и кто исполняет?

Главное условие для назначения наказания – способность к труду. Обязательными работами не могут быть наказаны:

  • Инвалиды 1 группы;
  • Беременные женщины;
  • Мамы с грудными детьми (до трех лет);
  • Призывники, находящиеся на службе;
  • Контрактники в звании рядового и сержанта, если они находятся на службе.

Исполнительный орган в данном случае – уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного. Она не только участвует в назначении наказания, но и следит за правильностью его реализации.

Обязательные работы выступают только как центральное наказание статьями УК РФ. Например, оно предусмотрено несколькими статьями:

  • 169 УК РФ – суть статьи: – до 480 часов обязательных работ.
  • 118 УК РФ – суть статьи: – до 480 часов;
  • 307 УК РФ – суть статьи: дача заведомо ложных показаний, обман экспертом, специалистом или неверный перевод – до 480 часов.

О том, за какие злодеяния придется работать бесплатно, расскажет видеосюжет ниже:

Виды труда

Стандартного перечня работ подходящих для исполнения данного наказания нет. Органы местной власти назначают осужденного на достаточно простую и общественно полезную работу. Здесь не потребуется знание технологий, достаточно просто быть в пригодной для деятельности физической форме.

Про порядок исполнения наказания в виде обязательных работ отбывающим его осужденным читайте ниже.

Порядок исполнения

После вынесения решения суда, назначения вида общественных работ осужденный должен приступить к их выполнению ровно до шестнадцатого дня со времени прибытия в уголовно-исполнительную инспекцию документации в виде копии соответствующего решения суда.

Что будет в случае злостного уклонения?

Существует два варианта наказания за злостное уклонение от выполнения наказания.

Общественные работы как наиболее мягкий вид уголовного наказания заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества (ст.49 УК). Общественно-полезный труд выполняется по месту жительства осужденного, а его вид определяется органами, ведающими применением общественных работ.

Общественные работы могут назначаться как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью. В соответствии с ч.3 ст.50 УК общественные работы могут быть назначены в случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты. Это наказание заключается в принудительном привлечении осужденного к общественно-полезным работам, не требующим специальной подготовки или квалификации, бесплатном характере труда и выполнении работ в свободное от основной работы или учебы время. В Особенной части общественные работы предусмотрены в санкциях 48 составов (2,6 %).

Общественные работы не могут быть назначены:

1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

3) беременным женщинам;

4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалидам I и II группы;

6) военнослужащим.

Срок общественных работ исчисляется часами, а продолжительность времени, которую должен отработать осужденный, установлена в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов. Несовершеннолетним осужденным в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет срок общественных работ установлен в пределах от тридцати до ста восьмидесяти часов.

Время общественных работ не может превышать четырех часов в день в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов до или после окончания работы (учебы), а с согласия осужденного - четырех часов. Время общественных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин, орган, ведающий исполнением этого вида наказания, вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Выполнение общественных работ несовершеннолетними ограничено законом тремя часами в дни, когда осужденный не занят по основной работе или учебе, а в учебные и рабочие дни – двумя часами, но не более трех дней в неделю.

Условия исполнения и отбывания наказания в виде общественных работ определяются ст.ст.23-28 УИК. Наказание в виде общественных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного на объектах, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.


Осужденные к этому виду наказания обязаны работать на тех объектах, которые были для них определены, и отработать установленный судом срок общественных работ, соблюдать правила внутреннего распорядка предприятий, учреждений и организаций, в которых они отбывают общественные работы, добросовестно относиться к труду, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют следующие функции: ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, определяют вид трудовой деятельности, согласовывают с органами местного управления перечень объектов, на которых отбываются общественные работы, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени и контролируют своевременное перечисление в бюджет финансовых средств за выполненные осужденными работы.

На администрацию предприятия, учреждения или организации по месту отбывания осужденными наказания возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве отработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Администрация предприятий, учреждений и организаций обязана также ежемесячно перечислять в доход государства денежные средства за выполненные осужденными работы по действующим расценкам.

Нарушение осужденными порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ влечет наложение уголовно-исполнительной инспекцией официального предупреждения об их ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Злостно уклоняющимсяот отбывания наказания в виде общественных работ признается осужденный:

1) не вышедший на общественные работы без уважительных причин более двух раз после предупреждения в течение отбывания данного наказания;

2) совершивший более двух раз после предупреждения иные нарушения трудовой дисциплины во время выполнения общественных работ;

3) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.

В соответствии со ст.419 УК злостное уклонение от отбывания наказания в виде общественных работ наказывается арестом на срок до трех месяцев.

В УК Российской Федерации подобный вид наказания именуется обязательные работы (ст.49). В системе наказаний УК России обязательные работы расположены перед исправительными работами, после таких наказаний как штраф, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, лишение воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Штраф

Штраф является денежным взысканием, которое назначается судом в случаях, установленных законом (ст.50 УК).

Штраф может быть назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. Как основное наказание штраф предусмотрен в 239 санкциях составов преступлений, часто альтернативно с иными основными наказаниями (например, в ст.ст.123, 149-151, 185 УК и др.). И в УК нашей республики, и в УК Российской Федерации штраф предусмотрен приблизительно в 12 % случаев от числа всех наказаний. как основное наказание штраф может также применяется и в случаях, не предусмотренных санкцией статьи: при постановлении приговора - в случае назначения более мягкого вида наказания (ст.70 УК), а на стадии исполнения наказания - при замене более мягким видом наказания (ст.91 УК).

Размер штрафа определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и исчисляется с учетом размера минимальной заработной платы, установленной на день постановления приговора. При этом размер штрафа за преступления, не представляющие большой общественной опасности, может назначаться в пределах от пятидесяти до пятисот минимальных заработных плат, за менее тяжкие преступления - от трехсот до одной тысячи минимальных заработных плат. Минимальные и максимальные пределы увеличиваются в два раза, если преступление совершено из корыстных побуждений. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, если признаком этого состава преступления является административная преюдиция, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, штраф назначается в случае, если он имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление - стократного размера такой минимальной заработной платы.

В отличие от других наказаний, в санкциях конкретных статей определен только вид наказания - штраф, но не указывается его размер.

В основу определения размера штрафа по УК РФ, кроме его кратности размеру минимальной заработной платы, может быть положен также размер заработной платы или иных доходов осужденного. При этом размер штрафа определяется законодательством по срокам его получения: от двух недель до одного года.

Штраф как уголовное наказание отличается от штрафа как административного взыскания и штрафа как меры общественного воздействия, налагаемого товарищескими судами, двумя обстоятельствами: во-первых, он назначается за совершение преступления, и, во-вторых, влечет судимость в соответствии со ст.97 УК.

Порядок исполнения наказания в виде штрафа регулируется ст.ст.30-31 УИК. Осужденный обязан уплатить сумму штрафа в 30-дневный срок с момента вступления приговора в законную силу.

В случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату на срок до одного года. Однако если уплата штрафа является лишь обременительной для осужденного, то отсрочка или рассрочка не применяются, поскольку штраф в качестве уголовного наказания является карой, которой свойственно причинение осужденному определенных лишений.

Если осужденный в добровольном порядке в установленный срок не уплатил штраф, то его взыскание производится принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

При неуплате осужденным штрафа и невозможности его принудительного взыскания в связи с отсутствием у осужденного необходимых средств и имущества судебный исполнитель вносит в суд представление о замене штрафа общественными работами в соответствии с ч.3 ст.50 УК. В случае замены штрафа общественными работами они исполняются в порядке, предусмотренном УИК.

При неуплате осужденным штрафа в установленный срок без уважительных причин и уклонении от принудительного взыскания штрафа при наличии реальной возможности исполнения данного наказания судебный исполнитель официально предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения, о чем делается отметка в исполнительных документах.

В случае если осужденный после предупреждения продолжает уклоняться от взыскания штрафа при возможности его уплаты либо укрывается от исполнения данного наказания, судебный исполнитель вносит в суд представление о привлечении осужденного к уголовной ответственности в соответствии со ст.418 УК, санкция которой предусматривает наказание в виде ареста на срок до трех месяцев.

§ 5. Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью может назначаться в случаях, когда по характеру совершенных преступлений суд сочтет невозможным оставить за виновным право занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК).

Назначение этого наказания возможно при наличии трех условий. Первым условием является связь совершенного лицом преступления с занимаемой им должностью либо с выполняемой деятельностью. Если преступление непосредственно не связано с занимаемой должностью либо с выполняемой виновным деятельностью, это наказание назначить нельзя. Иначе говоря, оно применяется, когда виновное лицо: 1) использовало права и полномочия по своей служебной должности, профессиональной или иной деятельности для совершения умышленного преступления либо 2) совершило преступление по неосторожности в связи с нарушением профессиональных или иных специальных обязанностей. Данная позиция нашла отражение в постановлении № 5 Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 27 октября 1971 г. «О практике назначения судами Республики Беларусь дополнительных наказаний» (с изменениями от 6 декабря 1978 г. и от 5 июня 1985 г.), где указывается, что по смыслу ст.51 УК суд может назначить лицу дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенную должность только в том случае, если оно обладало таким правом, и, совершая преступление, злоупотребило им.

Второе условие назначения этого наказания заключается в том, что оно может быть применено только в отношении субъектов преступлений, которые обладают специальными признаками (являются должностными или материально-ответственными лицами и т.д.) либо занимаются определенной общественной деятельностью, требующей специального разрешения или знаний и навыков (врачебной, предпринимательской, работают в торговле или иной сфере обслуживания, шофером и т.п.).

Третьим условием выступает убеждение суда в том, что оставить виновного в занимаемой должности либо позволить ему далее заниматься определенной деятельностью невозможно. Данное обстоятельство устанавливается судом в каждом конкретном случае путем оценки всех обстоятельств дела и данных о личности виновного. В судебной практике в этом случае принимаются во внимание: характер занимаемой лицом должности либо деятельности, которую оно использовало при совершении преступления; злостность самого злоупотребления правами или полномочиями; тяжесть наступивших последствий; форму и степень вины; предыдущее привлечение подсудимого к дисциплинарной либо административной ответственности за нарушения по службе или в связи с выполняемой деятельностью; повторность совершения преступления; характер мотивов, например, карьеризм, корысть и т.д.

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью суд может назначить на срок от одного до пяти лет как в качестве основного , так и в качестве дополнительного наказания.

в отношении несовершеннолетних, достигшим шестнадцатилетнего возраста ко дню вынесения приговора, лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено на срок от одного года до трех лет.

Лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью наиболее эффективно в отношении лиц, которые осуждены за обман потребителей, хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничество и иные преступления.

В статье 51 УК объединены два однородные и схожие по степени правоограничений вида: лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности заключается в освобождении осужденного от должности, которую он занимал во время совершения преступления и лишении его права на срок, который определен в приговоре суда, занимать эту либо аналогичную должность в иных предприятиях или учреждениях. Лишение права занимать определенные должности возможно как в отношении лиц, которые работают по найму, так и в отношении тех, кто был избран на соответствующую должность. Однако суд не вправе запретить осужденному работать в той или иной отрасли народного хозяйства, в данном учреждении либо на предприятии. По этой причине суд в приговоре должен указать, какие конкретно должности осужденному нельзя занимать и на какой срок (например, должности, связанные с учетом, распоряжением и хранением материальных ценностей; на государственной службе и т.п.). УК РФ в аналогичной статье существенно сужен круг тех должностей, которые суд может запретить осужденному занимать: это должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении осужденному в течение срока, определенного в приговоре, осуществлять ту деятельность, в связи с которой было совершено преступление. Не имеет значения, являлась ли эта деятельность профессиональной (постоянной), или периодической (временной). Так, за незаконное производство аборта врачом (ст.156 УК) виновный может быть лишен права заниматься врачебной деятельностью; за нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельностью (ст.233 УК) - права осуществлять предпринимательскую деятельность.

В качестве основного это наказание может быть назначено только в случаях, когда оно предусмотрено санкцией соответствующей статьи УК. Кроме того, оно также может быть применено судом в порядке ст.70 УК при переходе к другому более мягкому основному наказанию.

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью применяется: 1) когда оно установлено в качестве дополнительного санкцией статьи и 2) когда оно не предусмотрено санкцией статьи.

Во всех санкциях статьей УК, предусматривающих это наказание в качестве дополнительного, оно установлено альтернативно: «с лишением права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью или без лишения» (например, ст.164, 212 УК).

Если санкция статьи УК предусматривает альтернативно несколько видов основного наказания, в том числе лишение права занимать определенные должности, но суд не назначает последнее в качестве основного наказания, то он имеет возможность назначить его в необходимых случаях в качестве дополнительного наказания. Применяя в таких случаях дополнительное наказание, суд должен в резолютивной части приговора сослаться на ст.51 УК.

Если оно не предусмотрено санкцией как дополнительное, основания для его применения в общей форме указаны в ч.2 ст.51 УК: если суд признает невозможным сохранение за виновным права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью исходя из характера совершенного преступления, степени его связи с занимаемой должностью или с осуществляемой лицом деятельностью. Если в конкретном случае эти основания имеются, применение данного дополнительного наказания является обязанностью суда.

Как дополнительное наказание лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью может назначаться к более строгим основным наказаниям: исправительные работы, ограничение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть, лишение свободы, а также при осуждении с отсрочкой исполнения наказания (ст.77 УК) и с условным неприменением наказания (ст.78 УК). В последнем случае отбывание дополнительного наказания, назначенного на определенный срок, прекращается с истечением испытательного срока.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может назначаться в качестве дополнительного наказания к общественным работам и штрафу.

При назначении этого наказания в качестве дополнительного к исправительным работам его срок исчисляется со дня начала отбывания основного наказания. При назначении этого наказания в качестве дополнительного к аресту, ограничению свободы или лишению свободы оно распространяется на все время отбывания осужденным основного наказания и сверх того - на срок, установленный приговором суда.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве основного, а также в качестве дополнительного наказания к исправительным работам, а равно при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания осуществляют уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Исполнение этого наказания, назначенного в качестве дополнительного к основному наказанию в виде ареста, ограничения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или лишения свободы, осуществляется учреждением, исполняющим основное наказание, а после отбытия основного наказания - уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция при исполнении этого наказания ведет учет осужденных; контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий, учреждений и организаций по месту работы осужденного, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенной для осужденного, организует проведение с осужденными воспитательной работы.

Предписания приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации предприятия, организации или учреждения по месту работы или службы осужденного. В связи с этим администрация предприятия, организации или учреждения по месту работы или службы осужденного обязана:

1) не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголoвнo-испoлнительнoй инспекции освободить осужденного от должности или того вида трудовой деятельности, права на занятие которой он лишен; внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода трудовой деятельностью лишен права заниматься; направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора;

2) предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания;

3) в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию;

4) выдать лицу, отбывшему наказание либо освобожденному от него в установленном законом порядке, по его просьбе взамен трудовой книжки дубликат без внесения в него записи о наказании.

Предписания приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны выполнять предписания приговора, предоставлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием указанного наказания, сообщать в инспекцию о месте работы, его изменении и увольнении.

лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью считается отбытым с момента истечения назначенного судом срока. Согласно ч.1 ст.90 УК, возможно условно-досрочное освобождение от этого наказания.

уклонение осужденного от исполнения приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью наказывается в соответствии со ст.417 УК штрафом или арестом на срок до шести месяцев. Неисполнение должностным лицом приговора суда о лишении права занимать определенную должность либо занятии определенной деятельностью является преступлением и влечет уголовную ответственность в соответствии со ст.423 УК.

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Комментарий к Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы — это вид наказания, заключающийся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Согласно ч. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 25 УИК вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. Виды обязательных работ, определяемые уголовно-исполнительными инспекциями, как правило, не связаны с основной работой или профессией осужденного. Обязательные работы не должны унижать человеческое достоинство осужденного или причинять физическое страдание. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову. На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. Осужденный не вправе отказаться от выполнения обязательных работ. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы, выходные дни не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ. В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

2. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы, его продолжительность не может быть менее 60 часов и не может превышать 480 часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие дни — не может превышать двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.

3. В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы или принудительных работ за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, либо более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, либо скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК за нарушение порядка исполнения обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция предупреждает осужденного об ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ лишением свободы. При замене обязательных работ лишением свободы отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч. 3 комментируемой статьи.

Например, осужденному определено 140 часов обязательных работ, из которых 60 часов он отработал, а затем стал уклоняться от исполнения наказания. Оставшиеся 80 часов обязательных работ осужденному заменяются лишением свободы из расчета — один день лишения свободы соответствует восьми часам обязательных работ, т.е. оставшаяся часть обязательных работ заменяется на 10 дней лишения свободы. Замену обязательных работ лишением свободы нельзя рассматривать в качестве назначения нового наказания за преступление, за которое лицо ранее было осуждено, а также назначением самостоятельного наказания за не являющееся преступлением уклонение от отбывания исправительных работ. Данная норма лишь предусматривает замену назначенного по приговору суда и не исполняемого осужденным наказания его эквивалентом, исполнение которого может быть осуществлено принудительно. При этом решение, принимаемое судом в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК, не может быть произвольным, а должно основываться на учете как характера преступления, за которое лицо осуждено, так и его личности, а также причин, по которым назначенное судом наказание не исполнялось.

4. Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч. 4 комментируемой статьи перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Так, обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами 1-й группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Поделиться: