Гармонизация унификация сближение акцизов бензин еаэс. Страны еаэс завершают подготовку соглашений по акцизам на алкоголь и табак

Российские министерства не выработали согласованную позицию по вопросу гармонизации акцизов на табачную и крепкую алкогольную продукцию в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Весной 2017 года страны-участницы обсуждали предложение установить к 2022 году единые усредненные ставки с допустимыми уровнями отклонения для каждого государства. Но российский Минздрав против такой гармонизации: она ограничит возможность повышения акцизов на алкоголь и сигареты в перспективе.

Минздрав против гармонизации акцизных ставок в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Она, по сути, является ограничением для страны, устанавливая потолок для роста акцизов. Об этом «Известиям» сообщил источник в ведомстве. Свою точку зрения министерство обозначит на совещании в Минэкономразвития 17 августа, на котором будет обсуждаться консолидированная позиция России. Через несколько дней, 22 августа, состоится заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по налоговой политике в ЕАЭС.

Данный проект не имеет аналогов на мировом уровне, и совершенно неясно, почему мы должны быть полигоном для апробирования новой стратегии. Евросоюз, например, практикует установление минимальных ставок, при этом никаких ограничений и запретов повышать акцизы не вводится. Каждая страна сама решает, каким образом формировать акцизную политику и защищать население от данной продукции, - пояснила «Известиям» завотделением профилактики рисков Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Дарья Халтурина.

Замглавы Минздрава Дмитрий Костенников в 2016 году уже писал в Минэкономразвития о позиции ведомства по поводу гармонизации ставок. Он предлагал заменить понятие «общие индикативные ставки акцизов» на «общие индикативные минимальные ставки акцизов», настаивал на повышении усредненной ставки на табак в два раза. Также Минздрав подчеркивал, что замедление роста ставок акцизов недопустимо.

Согласно проектам соглашений стран - участниц ЕАЭС, к 2022 году они должны прийти к усредненному значению акцизов. В случае с табачной продукцией речь идет о €35 за тысячу сигарет, для крепкого алкоголя - €9 за 1 л безводного этилового спирта. Каждой стране определяют разрешенный диапазон отклонений фактических ставок акцизов от усредненных. Предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями утверждать и изменять согласованные индикативные ставки и диапазоны при наличии экономической целесообразности.

По статье 193 Налогового кодекса РФ крепкий алкоголь облагается акцизом в размере 523 рублей за литр безводного этилового спирта (€7,4 по курсу ЦБ на 16 августа). Это значение будет актуально и в 2018–2019 годах. Для табачной продукции акциз составляет не менее 2123 рублей за тысячу сигарет (€30 по курсу ЦБ на 16 августа). Такое значение установлено до середины 2018 года. При этом в Белоруссии показатель для табачной продукции в четыре раза ниже - около 500 рублей за тысячу штук, а в Казахстане примерно вдвое ниже - порядка 1,1 тыс. рублей за тысячу штук. С крепкой алкогольной продукцией аналогичная ситуация. Различие ставок приводит к существенному отличию розничных цен.

Все государства - члены ЕАЭС высказывают озабоченность тем, что ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию сильно разнятся внутри союза. Как сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии, при этом возникает угроза неконтролируемых поставок продукции на территорию «соседей», где ставки акцизов выше.

Один из путей минимизации наполнения рынка нелегальными подакцизными изделиями, а также создания единого рынка товаров - сближение ставок акцизов на такие товары, - добавил сотрудник пресс-службы ЕЭК.

В письме замглавы Минэкономразвития Олега Фомичёва в Минфин (датировано 2 августа) указано, что «наиболее эффективной мерой по снижению динамики роста нелегальной продукции на табачном рынке является гармонизация ставок акцизов между странами ЕАЭС».

В Минфине вчера не ответили на запрос «Известий» по существу, сообщив лишь, что позицию российской стороны формирует Минэкономразвития, хотя это ведомство направляет в ЕЭК позицию России на основании информации Минфина, ответственного за формирование налоговой политики.

В пресс-службе Минздрава воздержались от комментариев.

(ЕЭК) подготовила проект соглашения о сближении ставок акцизов на крепкий алкоголь - водку и настойки крепостью свыше 9%. Гармонизация «алкогольных» акцизов должна произойти к 2022 году, а средняя ставка составить €9 за 1 л безводного этилового спирта. Это примерно соответствует действующему российскому акцизу, который равен 523 рублям. Эксперты сомневается, что Армения и Киргизия согласуют документ в подобном виде - сейчас ставка на крепкий алкоголь в этих странах в пять раз ниже, и ее резкое повышение приведет к пропорциональному росту цен на спиртное.

ЕЭК подготовила проект соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств - членов ЕАЭС .

«По результатам последнего обсуждения проекта соглашения на уровне экспертов, состоявшегося в ЕЭК 13 декабря 2016 года, предлагается установить индикативную ставку по алкогольной продукции в 2022 году в размере €9 за 1 л безводного этилового спирта и диапазон отклонений фактических ставок акцизов для всех стран», - сказано в письме замглавы Минфина Ильи Трунина в комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам от 31 января 2017 года.

Индикативная ставка - среднее значение, от которого может отталкиваться каждая страна при установлении своего фактического «алкогольного» акциза. Подобная ставка устанавливается в единой для всех стран валюте, в данном случае - в евро. С учетом курса ЦБ на 4 апреля речь идет о средней ставке в 539,1 рубля. Проект соглашения предусматривает диапазон физических отклонений для Белоруссии , Казахстана и Российской Федерации не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону. Для Армении и Киргизии - не более чем на 40% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону, уточняется в письме замминистра.

«При этом киргизская сторона зарезервировала позицию по диапазону отклонений в меньшую сторону», - подчеркнул он.

Проект соглашения уже одобрен на коллегии ЕЭК. Документ планируется рассмотреть на заседании Совета ЕЭК, затем он будет направлен в государства ЕАЭС для проведения внутригосударственного согласования, уточнили в ЕЭК.

Согласно ст. 193 Налогового кодекса в России акциз для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива, «тихих» и игристых вин и т.д.) составляет 523 рубля за 1 л безводного этилового спирта. Эта цифра актуальна как для 2017 года, так и для 2018 и 2019 годов.

Алкогольная продукция с долей спирта свыше 9% дает самые существенные поступления в бюджет РФ по сравнению с другими спиртными напитками. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2016 году с нее было уплачено сборов на 164,7 млрд рублей, в 2015 году - 128,3 млрд рублей. Тогда как общие поступления от всей алкогольной продукции составляли в 2016 году 327,6 млрд рублей, в 2015 году - 271,2 млрд рублей.

Источник в финансово-экономическом блоке правительства отметил, что дополнительным инструментом в рамках проводимой работы по гармонизации акцизов на алкогольную продукцию до 2022 года будут совместные ежегодные консультации о размерах ставок, планируемых государствами - членами союза к установлению в соответствующих налоговых периодах.

Гармонизация ставок призвана обеспечить выравнивание условий функционирования алкогольного рынка в государствах - членах ЕАЭС и сокращение «серого перетока» алкоголя, в том числе в Российскую Федерацию, - подчеркнул он.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз подчеркивает, что невозможно создать общий рынок торговли крепким алкоголем в рамках ЕАЭС исключительно за счет единой ставки на спиртные напитки, пока система автоматизированного учета на алкогольном рынке ЕГАИС не будет распространена на другие страны союза. Он сомневается, что Армения и Киргизия согласуют документ в подобном виде, ведь «сейчас ставка на крепкий алкоголь в этих странах в пять раз ниже отечественной».

Большая разница в акцизах обеспечивает существенный ценовой разрыв на конечную продукцию. Например, водка «Зеленая марка» в Киргизии стоит 157 рублей, в РФ - 571 рубль.

Предложенная ЕЭК и поддержанная государствами - членами ЕАЭС «новая» концепция гармонизации является альтернативой предложенной ранее схеме ежегодного закрепления в соглашении ставок для государств-членов и наиболее соответствует понятию «налоговый суверенитет государства», отметил источник «Известий» в правительстве. Предполагалось, что страны также должны были определять механизмы административного сотрудничества между своими уполномоченными органами.

«По мнению Минфина России, фиксация фактически установленных каждым государством - членом ЕАЭС ставок акцизов не может рассматриваться как инструмент, обеспечивающий сближение уровня указанных ставок», - говорится в письме Росалкогольрегулирования в правительство России от 19 октября за подписью руководителя службы Игоря Чуяна .

В Минпромторге отметили, что поддерживают инициативу о гармонизации ставок акцизов на алкоголь в странах Таможенного союза.

В Минэкономразвития не предоставили комментариев, уточнив, что вопрос относится к компетенции Минфина. В Минфине на запрос «Известий» не ответили.

Контент страницы

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла решение направить на внутригосударственное согласование проект Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Документ, подготовленный рабочей группой Комиссии, направлен в правительства стран Союза. В дальнейшем, после одобрения Советом ЕЭК, соглашение будет предложено для принятия и подписания главами правительств государств-членов. Предполагается, что оно будет подписано до конца 2017 года.

При разработке проекта соглашения особое внимание уделялось созданию условий для защиты прав потребителей, а также жизни и здоровья человека, обеспечения законного оборота товаров на территории ЕАЭС. Документ определяет основные механизмы маркировки и обеспечивает реализацию принципа прослеживаемости товаров, обращающихся на таможенной территории Союза. Какие именно товары попадут под его действие, будет решено позже на заседании Совета ЕЭК.

В соответствии с предложенным проектом соглашения товары должны быть промаркированы унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации, информация о которых будет вноситься в единый реестр. Формировать и вести реестр должна ЕЭК.

Ранее в Комиссии в рамках специальной рабочей группы с участием руководства уполномоченных ведомств Союза прошло заседание, на котором обсуждались ключевые подходы и принципы развития системы маркировки товаров средствами идентификации (см.: ). В частности, общими требованиями к средствам идентификации должны стать их машиночитаемость и технологическая совместимость (взаимочитаемость).

Коллегия ЕЭК одобрила проект распоряжения Совета ЕЭК , которым будут определены некоторые положения соглашений, регулирующих принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию. В частности, предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также диапазонов отклонений от них. Расчёт индикативных ставок будет вестись с учетом курса евро к соответствующей национальной валюте государства Союза, применяемого при бюджетном планировании на очередной календарный год.

Предполагается, что будет применяться пакетный принцип – соглашения, регулирующие принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, должны вступить в силу одновременно с Соглашением о регулировании алкогольного рынка в рамках Союза.

Индикативные ставки и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет сроком на один год начиная с 2022 года.

Принятие соглашений станет важным шагом на пути к созданию единого рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС через гармонизацию ставок акцизов.

После того как торговый дисбаланс, вызванный резким падением рубля и наплывом дешевых российских товаров в страны ЕАЭС, а также сокращением казахстанского и белорусского экспорта в РФ, проблема гармонизации финансовой и налоговой политики Союза отошла как-то на второй план. Между тем напрасно. Ведь такая гармонизация служит ко благу всех членов ЕАЭС и Союза в целом, она способна придать их развитию существенный импульс, предотвратив возникновение торговых споров и введение временных запретов на импорт.

Гармонизации налоговой политики посвящен 18-й раздел Договора о создании ЕАЭС, который определяет её общие принципы (статья 71), а также правила взимания косвенных налогов (статья 72) и налогообложения физических лиц (статья 72). Правила взимания косвенных налогов также регулируются отдельным протоколом (приложение №18 к договору), определяющим сам порядок взимания, механизм контроля над их уплатой при экспорте/импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. Эти нормативно-правовые акты определяют общие, рамочные принципы налоговой политики Евразийского союза, конкретное применение которых может регулироваться дополнительными межгосударственными соглашениями.

Договор о создании ЕАЭС регулирует порядок взимания только косвенных налогов, устанавливаемых в виде надбавки к цене - акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС). Определение ставок прямых налогов, взимаемых с доходов или имущества, остается в ведении национальных государств. Столь пристальное внимание к косвенным налогам связано с положенным в основу еще Таможенного союза принципом «четырех свобод» - свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При перемещении на территорию другого государства-участника Союза таможенные пошлины отсутствуют, но косвенные налоги продолжают взиматься. При этом используется принцип страны назначения. То есть при экспорте товаров в другие страны объединения применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, а при импорте товаров эти налоги уплачиваются по месту реализации.

Необходимость урегулирования налогообложения физических лиц также связана с одной из «четырех свобод» Евразийского союза - свободным движением рабочей силы. Договор о создании ЕАЭС устанавливает, что с первого дня работы на территории другого государства-участника объединения налоги с доходов физических лиц должны взиматься в том же самом размере, что и с обычных граждан этой страны. Тем самым обеспечивается соблюдение единых принципов функционирования общего рынка труда и равенство граждан всех государств ЕАЭС в плане условий трудоустройства, что особенно важно для стран с большой трудовой эмиграцией.

Но если ситуация с налогообложением физических лиц вопросов не вызывает, то с косвенными налогами все далеко не столь радужно. Проблема заключается в том, что как косвенные налоги, так и налог на доходы физлиц (НДФЛ) в каждой из стран ЕАЭС разные. Причем разница между акцизами, например, на табак и алкоголь подчас очень существенна. В рамках единого таможенного и экономического пространства это создает дисбалансы, негативно влияющие на функционирование Союза и волей-неволей порождающие между его участниками противоречия.

Так, ставка НДФЛ в Казахстане составляет 10%, в Белоруссии - 12%, а в России - 13%. Разница между акцизами на алкогольную и табачную продукцию выражена гораздо сильнее. Осенью 2014 г., накануне вступления в силу Договора о создании ЕАЭС, акциз на 1 литр чистого спирта в России составлял 500 рублей, в Казахстане - 500 тенге (102,7 рубля), а в Белоруссии - 133 тыс. белорусских рублей (443,3 российских рубля). Акциз на 1 тыс. сигарет с фильтром в России составлял 800 рублей+8,5% от розничной цены (не менее 1040 рублей за 1 тыс. штук), в Казахстане - 3 тыс. тенге (616,2 рубля), а в Белоруссии тариф в зависимости от качества сигарет колебался в пределах от 416,6 до 833,3 российских рубля.

Положение осложняло то, что крупные оптовые поставки товаров при отсутствии таможенных границ отследить можно, а ввоз алкоголя и сигарет частными лицами, которые покупают их как бы для личного потребления и уплачивать НДС не должны, - почти невозможно. И дешевый алкоголь из Казахстана рекой потек в Россию. Только за одно полугодие 2013 г. бюджеты Приволжского, Сибирского, Уральского и Южного федеральных округов потеряли из-за этого 300 млн. рублей. В начале 2014 г. Росалкогольрегулирование занялось подготовкой законопроекта, направленного против поставок в РФ нелегального казахстанского алкоголя. В сопроводительных документах указывалось, что необходимость подготовки закона связана с возросшими объемами ввоза в Россию дешевого немаркированного алкоголя, произведенного в Казахстане, а также его нелегальной реализацией. Предполагалось, что закон вступит в силу в четвертом квартале 2014 г. Ранее ведомство предлагало также ввести квоту на ввоз в Россию алкоголя из стран Таможенного союза в размере 5 литров на человека.

Однако до ввода ограничений дело не дошло. После событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией началось масштабное финансово-экономическое давление Запада на нашу страну, в результате чего курс российского рубля за короткий период упал вдвое. Казахстан, тесно связанный с РФ экономически, также был вынужден девальвировать тенге, правда, лишь на 20%. В результате курсовой разницы российский алкоголь, напротив, стал дешевле казахстанского, и потек в обратном направлении. Теперь о введении ограничений на поставки российской продукции задумались уже казахстанские власти, столкнувшиеся с наплывом дешевых российских потребительских товаров и на товары собственного производства. С 1 июня 2014 г. в Казахстане был введен временный запрет на импорт алкоголя из ряда стран, включая Россию и Белоруссию, связанный, по официальной версии, с многочисленными «нарушениями требований национального законодательства и требований, установленным техническим регламентом Таможенного союза».

Проект соглашения по акцизам на алкоголь и табак был разработан Евразийской экономической комиссией еще в конце 2014 г. Он предусматривает повышение белорусских и казахстанских тарифов до российского уровня с тем, чтобы разница не превышала 15%. Документ был одобрен 10 ноября прошлого года, но до сих пор не подписан. И не последнюю роль тут сыграл тот факт, что, согласно докризисным планам, российские акцизы на табак и алкоголь должны были резко увеличиться. В результате ставка акциза на 1 литр чистого спирта для стран ЕАЭС к 2020 г. должна составить 1089 рублей, на слабый алкоголь - 946,14 рубля, а на 1 тыс. сигарет с фильтром - 2411 рублей. По расчетам аналитиков стоимость 1 бутылки водки при таких акцизах составит не менее 400-450 рублей, а пачки сигарет - 100-110 рублей. В условиях кризиса и падения покупательной способности населения такие цены выглядят для него неподъемными. Другая сторона вопроса - резкий рост рынка нелегального алкоголя. При дорогой легальной водке рентабельность производства нелегальной зашкаливает и бороться с ее производством почти невозможно. Бюджет же вследствие этого теряет большие доходы от снижения акцизных платежей.

Выход заключается в том, чтобы найти некий равновесный уровень акцизов, который не создавал бы проблем с нелегальным импортом табачной и алкогольной продукции и одновременно не служил бы раздражителем для населения, не способного приобрести легальную продукцию из-за ее чрезмерно высокой стоимости. В России и других странах бывшего СССР водка традиционно является социальным анестетиком, и проблемы с ее приобретением, как показывает печальный опыт СССР конца 1980-х гг., способны обернуться не только ростом социального недовольства, но и крайне неприятными политическими последствиями. Ту же природу имеет «ценовая» борьба с курением. Та часть населения, которая курит давно, от этой привычки уже вряд ли откажется, а рост стоимости сигарет вызывает у нее раздражение. Логика «за вредные привычки надо платить» в этих случаях, прямо скажем, не работает.

Наряду с урегулированием проблем с акцизами позитивную роль для ЕАЭС может сыграть и гармонизация правил экспортного контроля, отнесенных в настоящее время к ведению национальных государств. В условиях отсутствия таможенного контроля на границах между государствами ЕАЭС назревает необходимость унификации его правил на внешних границах Союза, через которые товары экспортируются за рубеж.

К концу этого года должен быть принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС. 12 августа в Сочи главы правительств союзных государств на заседании Евразийского межправительственного совета достигли принципиальных договоренностей по проекту кодекса и распорядились направить его на внутригосударственное согласование с тем, чтобы успеть .

Новый вариант кодекса предусматривает такие ранее отсутствовавшие новации, как приоритет электронного таможенного декларирования, возможность автоматического совершения таможенных операций с помощью информационных систем, подача таможенной декларации без предоставления подтверждающих ее заполнение документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, имеющего права осуществлять таможенные операции в упрощенном порядке и т.п. По словам председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, проект нового Таможенного кодекса разрабатывался вместе с бизнесом, и в нем учтены все высказанные замечания. Поэтому он заметно улучшит бизнес-среду и упростит процессы таможенного оформления товаров. Так что и здесь очевиден выигрыш для всех.

Разницу между ставками акцизов на сигареты в странах ЕАЭС предлагается сократить до 20% от индикативной цены в 35 евро за 1 тыс. сигарет.

Это предусмотрено проектом соглашения о принципах налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов ЕАЭС. Минфин направил документ на согласование в Минэкономразвития и ФТС, сообщил "Интерфаксу" источник в финансово-экономическом блоке правительства. Страны ЕАЭС должны до 1 февраля проинформировать Евразийскую экономическую комиссию о результатах внутригосударственного согласования проекта соглашения.

Проектом соглашения предусмотрено, что индикативная ставка акциза в 2024 году составит 35 евро (в национальных валютах) за 1 тыс. сигарет. Фактические ставки акцизов на сигареты, действующие в странах ЕАЭС, могут отклоняться от индикативной ставки не более чем на 20% в меньшую сторону и не более чем на 20% в большую сторону.

В России с 1 января акцизы на сигареты составляют 1,89 тыс. рублей за 1 тыс. штук плюс 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,568 тыс. рублей.

Разный уровень ставок акцизов в России и других государствах ЕАЭС стал причиной нелегального перетока сигарет на российский рынок, где ставки выше, говорили представители табачной отрасли. По данным исследования Nielsen, в III квартале 2018 года объем нелегального сегмента на российском табачном рынке вырос до 8,4% с 4,5% годом ранее. Среди причин двукратного роста нелегального рынка - приток более дешевых сигарет из стран ЕАЭС (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Одним из основных источников нелегальной табачной продукции в России является Беларусь, отмечал Nielsen.

Предполагается, что индикативная ставка и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет начиная с 2024 года.

Ранее применять индикативную ставку планировалось с 2022 года, но срок был перенесен - для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям, сообщала пресс-служба ЕЭК.

Соглашения об акцизах на табак и алкоголь обсуждались на заседании Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Минске 27 ноября прошлого года с участием глав правительств стран. Работа над формированием общего рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС ведется с 2015 года.

В сфере единой акцизной политики на алкогольном рынке индикативную ставку предлагается установить на уровне 9 евро (на алкоголь крепостью выше 9 градусов, для Белоруссии - выше 7 градусов) за 1 литр продукции в пересчете на спирт. Армения и Киргизия могут отклоняться от этого ориентира не более чем на 40% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону; Беларусь, Казахстан и Россия - не более чем на 15% в меньшую сторону и не более чем на 10% в большую сторону.

Поделиться: