Продажа муниципальной собственности. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе: правила, хитрости и рекомендации

Финансовый кризис и нестабильная экономическая ситуация в стране привели к тому, что государство вынуждено вести поиск дополнительных способов пополнения бюджета. Одним из источников финансирования местного бюджета является доход от продажи муниципальной собственности на . При продаже недвижимости власти должны неукоснительно следовать законодательным положениям ведения торгов и обеспечивать равенство россиян на участие в приватизации государственной собственности.

В соответствии с действующим законодательством реализация прав на муниципальную собственность должна производиться путём организации открытого аукциона, позволяющего коммерческим организациям или физическим лицам приватизировать государственное имущество.

Процедура приватизации представляет собой передачу прав на имущество федеральных или местных властей, осуществляемую на возмездной основе. Она основана на принципах открытости функционирования инстанций разных уровней и равенстве всех граждан, изъявивших желание приобрести часть госсобственности.

На аукционе может быть продана:

  • Земельный участок;
  • Здания любого назначения;
  • Зарубежная недвижимость и ценности, находящиеся в собственности РФ;
  • Ресурсы недропользования;
  • Ценные бумаги, принадлежащие государству или выпущенные им.

Законодательство разрешает осуществлять организацию аукционов исключительно уполномоченным структурам. В противном случае, сделка будет признана ничтожной. Специализированные инстанции, организующие торги, могут защищать и отстаивать муниципальные имущественные интересы, и вправе подать иск при их несоблюдении.

В соответствии с действующим законодательством принять участие в покупке государственного имущества могут обычные граждане и организации. Однако, для некоторых категорий граждан предусмотрен запрет, направленный на защиту конституционного строя.

В частности, речь идёт о:

  • Унитарные предприятия;
  • Органы власти;
  • Юридические лица, более 25% уставного капитала которых принадлежит государству.

Ограничения не действуют в том случае, если владелец сооружений производит выкуп земель, на которых стоят постройки. Акционерные общества, акции которых реализуются на аукционе, также не могут принять участие в торгах. Если после передачи прав на имущество будет установлена неправомерность участника (покупателя), итоги аукциона аннулируются, а сделка по приобретению имущества становится недействительной.

Законом установлено, что реализация собственности муниципалитетов и государства путём проведения аукциона, должна начинаться с проведения подготовительных мероприятий, включающих следующие этапы:

  • Первоначальное определение стоимости реализуемого имущества;
  • Установление пунктов, касающихся внесения денежных средств и погашения задаточной части выкупной цены госсобственности или прав на неё;
  • Определение даты и места проведения открытого аукциона, временного промежутка для открытия и закрытия торгов, а также даты окончания приёма заявок от участников;
  • Организация и публикация сообщений, призванных сообщить потенциальным участникам о проведении аукциона;
  • Приём, регистрация и учёт заявок от потенциальных участников торгов;
  • Проверка подлинности бумаг, предоставленных потенциальными участниками;
  • Составление перечня участников аукциона из числа лиц, подавших заявки;
  • Назначение лица, которое будет проводить торги.

За некоторое время до начала открытого аукциона, на ресурсах сети интернет публикуется информационное объявление. Оно содержит основные требования к потенциальным участникам, порядок и сроки оплаты гарантийного взноса, реквизиты банковской организации, наименование платежа и особенности процедуры возврата денежных средств. Данное сообщение представляет собой публичную оферту, принятием которой является отправка заявок потенциальными участниками и оплата взносов.

Для того чтобы потенциальному покупателю был присвоен статус участника, ему необходимо правильно оформить и подать заявление, приложив полный перечень документов, обозначенных в публикации. Для подтверждения своего намеренья купить имущество, участник переводит на счёт организатора определённую сумму. Подтверждением данного действия является выписка со счёта продавца.

Заявки от потенциальных участников начинают приниматься не позднее 25 дней до момента формирования списка покупателей. Завершение приёма заявлений происходит за 3 дня до соответствующей даты. Все заявки, поступившие с нарушением сроков приёма, возвращаются отправителем с отметкой о причине отказа.

Поступившие заявки рассматриваются организатором мероприятия, а потенциальным покупателям присваивается статус участников. Процедура полностью протоколируется и включает список лиц, изъявивших желание приобрести право на госимущество. Приём решения осуществляется в 5-дневный срок с момента окончания приёма заявлений. После завершения процедуры всем заявителям отправляются уведомления о присвоении соответствующего статуса, либо об отказе. Оповещение вручается лично либо отправляется через почтовое отделение.

В соответствии с законодательством аукцион может быть открытого и закрытого типа. Первый вариант предусматривает активность потенциальных покупателей путём подъёма карточек, что и доказывает готовность участника приобрести лот за обозначенную стоимость. Закрытый аукцион подразумевает передачу запечатанных конвертов, содержащих размер выкупной стоимости, аукционисту.

По итогам аукциона определяется конечный покупатель, озвучивший самую высокую цену. Все результаты подлежат обязательному протоколированию. Документ, содержащий информацию о победителе мероприятия, вручается конечному покупателю под расписку. Денежные средства, внесённые победителем в качестве задатка, переводятся в бюджет, а взносы остальных участников возвращаются им в полном объёме.

По результатам мероприятия формируется информационное объявление, которое потом размещается на интернет-сайтах. В течение 5 дней после завершения торгов победитель и организатор мероприятия оформляют сделку, предметом которой становится право собственности на имущество, проданное на аукционе. Победитель переводит денежные средства на указанный банковский счёт, после чего они поступают в казну.

Если покупатель отказывается внести полную стоимость приобретённого имущества, это может повлечь за собой санкции, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии с действующим законодательством существуют и иные способы приобретения муниципального имущества, предусматривающие процедуру приватизации.

К ним относятся:

  • Внесение изменений в организационную форму компании, подразумевающей унитарное использование оборотных активов;
  • Продажа имущества в ходе специализированного аукциона или в результате организации конкурсных мероприятий;
  • Продажа имущества без указания конкретной стоимости или с использованием публичных оферт;
  • Передача имущества с целью пополнения капитала коммерческой организации;
  • Продажа ценных бумаг, находящихся в собственности государства, через доверительное лицо.

Имущественные комплексы унитарных организаций формируются в предпринимательские сообщества. Если имеющегося имущества достаточно для образования акционерного общества, то государственная компания оформляется по соответствующему типу. Если по результатам приватизации выясняется, что необходимый объём капитала отсутствует, унитарное предприятие реорганизуется в общество с ограниченной ответственностью.

Права на владение и распоряжение государственным имуществом не могут быть переданы субъектам и частным лицам с использованием метода, не предусмотренного действующим законодательством. Однако в юридической практике насчитывается масса примеров, когда потенциальным покупателям незаконно отказывают в праве приобретения госимущества.

Если вы считаете, что вам незаконно отказали в присвоении статуса участника, или был нарушен порядок проведения торгов, наши юристы готовы детально изучить ситуацию ответить на все вопросы. Наши эксперты подробно разъяснят следующие нюансы:

  • Кто имеет законное право на приобретение имущества в частную собственность;
  • Способы установления реализуемых предметов и их стоимости;
  • Особенности отправки уведомлений потенциальным покупателям, включая их порядок и сроки;
  • Требования, предъявляемые к оформлению итогов торгов;
  • Особенности подачи жалобы на действия государственных органов, ответственных за проведение аукциона.

Для того чтобы задать вопрос нашему юристу, вам не придётся часами колесить по городу в поисках квалифицированного специалиста, отвлекаться от важных дел и даже выходить из дома. Вы можете просто позвонить нам, или описать свою проблему, заполнив краткую форму, размещённую на сайте. Дистанционный способ общения не уступает по своей эффективности личной беседе с юристом, но позволяет сэкономить драгоценное время и избежать ненужных финансовых затрат.

Получить консультацию может любой желающий, независимо от пола, возраста, социального статуса, занимаемой должности и прочих индивидуальных особенностей.

Обширные познания в области действующего законодательства и многолетний практический опыт позволяют нашим специалистам обеспечивать максимальную эффективность каждой отдельной консультации.

Продажа муниципального имущества

Post Views: 187

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Федеральный закон о приватизации) приватизация государственного и муниципального имущества - это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Наряду с общим порядком приватизации государственного и муниципального имущества законодательством допускается проведение продажи отдельных видов имущества в электронной форме. Направлено это положение, прежде всего, на упрощение процессов взаимодействия участников приватизации имущества.

Федеральный закон о приватизации предусматривает лишь общие положения этой непростой процедуры, а вот порядок ее организации и проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.

До недавнего времени вопрос правовой регламентации процедуры продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме оставался открытым, однако 27 августа 2012 года, Правительство Российской Федерации утвердило Постановление N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме» (далее - Положение об электронной продаже).

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 сентября 2012 года N 36 ст. 4911.

В этой статье мы проанализируем основные нормы данного Положения и посмотрим, как будет выглядеть приватизация государственного и муниципального имущества в электронной форме в ближайшей перспективе.

Итак, согласно Положению об электронной продаже продажа государственного и муниципального имущества может осуществляться следующими способами:

1. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе с открытой формой подачи предложения о цене имущества (далее - аукцион);

2. продажа государственного или муниципального имущества на специализированном аукционе;

3. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

4. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

5. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

На отношения, регулируемые Положением об электронной продаже, не распространяются нормы, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года N 549 «Об утверждении положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены», от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества», от 12 августа 2002 года N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе», если иное не предусмотрено самим Положением.

Стороны, участвующие в продаже имущества в электронной форме:

Функции Продавца

(п. 4 Положения об электронной продаже)

а) Обеспечивает соблюдение требований Федерального закона о приватизации, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, регулирующих продажу имущества;

б) обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащего продаже имущества;

в) определяет в случаях, установленных Федеральным законом о приватизации, начальную цену продажи имущества, цену первоначального предложения и цену отсечения при проведении продажи имущества посредством публичного предложения, единую цену продажи при проведении специализированного аукциона, а также «шаг аукциона» и «шаг понижения»;

г) принимает решение о привлечении Организатора, заключает с ним договор;

д) утверждает электронную форму заявки на участие в продаже имущества;

е) определяет по согласованию с Организатором даты начала и окончания регистрации на электронной площадке заявок, дату и время проведения процедуры продажи имущества;

ж) определяет размер, срок и условия внесения физическими и юридическими лицами задатка на участие в продаже имущества на аукционе, конкурсе, продаже имущества посредством публичного предложения, а также иные условия договора о задатке;

з) заключает с Претендентами договоры о задатке в случаях, установленных настоящим Положением;

и) проверяет правильность оформления представленных Претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении продажи имущества;

к) организует подготовку и публикацию в порядке, установленном Федеральным законом о приватизации, информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о приватизации, Федеральным законом «О персональных данных» и Положением об электронной продаже;

л) принимает по основаниям, установленным Федеральным законом о приватизации, решение о признании Претендентов Участниками продажи имущества либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, оформляемое протоколом;

м) определяет победителя продажи имущества и подписывает протокол об итогах продажи имущества;

н) производит расчеты с Претендентами, Участниками и победителем;

о) заключает в письменной форме договор купли-продажи имущества с победителем по месту нахождения продавца;

п) обеспечивает передачу имущества победителю и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него;

р) осуществляет иные функции, предусмотренные Федеральным законом о приватизации и Положением об электронной продаже .

Проект акта об утверждении перечня юридических лиц для организации продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должен быть представлен Правительству РФ в течение 6 месяцев с даты вступления в силу Положения об электронной продаже.

Разработчики: Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Функции Организатора

(п. 5, п. 9 Положения об электронной продаже)

а) Обеспечивает возможность регистрации Продавца и Претендентов на электронной площадке, ввод ими идентифицирующих данных (имя пользователя и пароль) и возможность изменения пароля, открывает продавцу рабочий раздел на электронной площадке, доступ к которому имеет только Продавец, а также раздел, доступ к которому имеют только Продавец и участники (закрытая часть электронной площадки);

б) размещает электронную форму заявки;

в) определяет порядок регистрации претендентов на электронной площадке;

г) обеспечивает принятие и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых к ним документов (в журнале приема заявок), а также предложений участников о цене имущества;

д) обеспечивает подачу Претендентами заявок при условии заполнения ими всех полей, а также прекращение подачи заявок по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества;

е) обеспечивает уведомление Претендентов о принятом Продавцом решении о признании их Участниками (победителями) либо об отказе в допуске к участию в продаже имущества, а также иные уведомления, предусмотренные Положением об электронной продаже;

ж) обеспечивает равный доступ Участников к процедуре продажи имущества, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества;

з) обеспечивает размещение на электронной площадке информации о ходе проведения продажи имущества в соответствии с требованиями Федерального закона о приватизации и Положения об электронной продаже;

и) обеспечивает конфиденциальность данных о претендентах и участниках, за исключением случая направления электронных документов продавцу;

к) приостанавливает проведение продажи имущества в случае технологического сбоя, зафиксированного программно-аппаратными средствами электронной площадки, но не более чем на одни сутки. Возобновление проведения продажи имущества начинается с того момента, на котором продажа имущества была прервана.

В течение одного часа со времени приостановления проведения продажи имущества организатор размещает на электронной площадке информацию о причине приостановления продажи имущества, времени приостановления и возобновления продажи имущества, уведомляет об этом участников, а также направляет указанную информацию продавцу для внесения в протокол об итогах продажи имущества;

л) выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением об электронной продаже.

Процедура продажи имущества

1. Определение состава имущества (имущественного комплекса), его оценка и установление начальной стоимости.

Продавец определяет состав имущества (имущественного комплекса), подлежащего приватизации, проводит его оценку и устанавливает начальную стоимость в соответствии с требованиями ст. 11, 12 Федерального закона о приватизации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

2. Определение способа приватизации имущества и принятие решения об условиях приватизации.

Продавец определяет способ продажи и принимает решение об условиях приватизации федерального имущества (в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества).

Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 года N 806.

В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

способ приватизации имущества;

начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Федерального закона о приватизации;

срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

иные необходимые для приватизации имущества сведения.

В случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается:

состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии со ст. 11 Федерального закона о приватизации;

перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;

размер уставного капитала открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;

количество, категории и номинальная стоимость акций открытого акционерного общества или номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления САМОСТОЯТЕЛЬНО определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

3. Поиск Организатора и привлечение его к участию в процедуре приватизации.

Продавец привлекает к участию в процедуре приватизации имущества (путем заключения договора) Организатора из числа юридических лиц, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень юридических лиц для организации продажи имущества в электронной форме.

4. Информационное обеспечение приватизации имущества.

Продавец организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении продажи имущества и об итогах продажи имущества, а также размещение информации в Интернете в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о приватизации, Федеральным законом «О персональных данных» и Положением об электронной продаже.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о приватизации, следующие сведения:

1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявшего решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;

2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);

3) способ приватизации такого имущества;

4) начальная цена продажи такого имущества;

5) форма подачи предложений о цене такого имущества;

6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;

8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;

9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;

10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;

11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;

12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;

13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);

14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества;

15) требования к оформлению представляемых покупателями документов;

16) бухгалтерская отчетность хозяйственного общества на последнюю отчетную дату, предшествующую дате опубликования информационного сообщения;

17) площадь земельного участка или земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество хозяйственного общества;

18) численность работников хозяйственного общества;

19) площадь и перечень объектов недвижимого имущества хозяйственного общества с указанием действующих обременений и установленных при приватизации обременений;

20) информация обо всех предыдущих торгах по продаже данного имущества, которые не состоялись, были отменены, признаны недействительными с указанием соответствующей причины (отсутствие заявок, явка только одного покупателя, иная причина).

Согласно п. 14 Положения об электронной продаже, наряду с вышеперечисленными сведениями информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения должно также содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со ст. 437 ГК РФ.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте Продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Федеральным законом о приватизации.

Адрес официального сайта в сети Интернет для размещения информации о приватизации федерального имущества - www.rosim.ru

5. Уведомление Организатора о проведении продажи имущества.

Не позднее 3 календарных дней до дня размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети Интернете Продавец направляет Организатору уведомление о проведении продажи имущества.

Регламентация данного положения связана с тем, что время проведения продажи имущества не должно совпадать со временем проведения профилактических работ на электронной площадке.

Форма уведомления Организатора Положением об электронной продаже не утверждена. Законодатель предоставил сторонам возможность составить его в произвольной форме.

К сведению

Документооборот между участниками процедуры приватизации осуществляется через электронную площадку в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью продавца, претендента или участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно продавца, претендента или участника. Данное правило не применяется для договора купли-продажи имущества, который заключается сторонами в простой письменной форме.

Электронные документы, направляемые организатором либо размещенные им на электронной площадке, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени организатора.

Наличие электронной подписи означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно претендента, участника, продавца либо организатора и отправитель несет ответственность за подлинность и достоверность таких документов и сведений.

Электронные документы, связанные с организацией и проведением продажи имущества, в том числе полученные от продавца, претендентов и участников, хранятся организатором.

6. Размещение Организатором документов на электронной площадке.

В день размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети Интернет на электронной площадке размещаются:

1. информационное сообщение о проведении продажи имущества;

2. электронная форма заявки;

3. проект договора купли-продажи имущества (за исключением продажи имущества на специализированном аукционе);

4. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом о приватизации и Положением об электронной продаже.

7. Прием заявок на участие и иных документов Претендентов.

Прием заявок и прилагаемых к ним документов от Претендентов начинается с даты и времени, указанных в информационном сообщении о проведении продажи имущества, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до дня определения продавцом участников.

В течение этого периода организатор ежедневно направляет продавцу уведомления о поступивших заявках.

Заявка на участие подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки, с приложением электронных образов следующих документов:

Одно лицо имеет право подать только одну заявку (за исключением продажи акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе).

При приеме заявок от претендентов организатор обеспечивает регистрацию заявок и прилагаемых к ним документов в журнале приема заявок. Каждой заявке присваивается номер с указанием даты и времени приема.

В течение одного часа со времени поступления заявки организатор сообщает Претенденту о ее поступлении путем направления уведомления с приложением электронных копий зарегистрированной заявки и прилагаемых к ней документов.

Заявки с прилагаемыми к ним документами, а также предложения о цене имущества (при проведении продажи имущества на конкурсе и без объявления цены), поданные с нарушением установленного срока, на электронной площадке не регистрируются.

Претендент вправе не позднее дня окончания приема заявок отозвать заявку путем направления уведомления об отзыве заявки на электронную площадку, за исключением случая проведения продажи имущества без объявления цены.

В случае отзыва претендентом заявки в порядке, установленном Положением об электронной продаже , уведомление об отзыве заявки вместе с заявкой в течение одного часа поступает в «личный кабинет» Продавца, о чем Претенденту направляется соответствующее уведомление.

Время создания, получения и отправки электронных документов на электронной площадке, а также время проведения процедуры продажи имущества соответствует местному времени, в котором функционирует электронная площадка.

8. Перечисление задатка или денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе.

Перечисление задатка Претендентами на участие в аукционе, конкурсе или продаже имущества посредством публичного предложения, а также денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе, осуществляется в установленном порядке на счет, указанный в информационном сообщении о проведении продажи имущества (в случае продажи приватизируемого федерального имущества или высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации - соответственно на счет территориального органа Федерального казначейства, на котором учитываются операции со средствами, поступающими во временное распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом либо его территориального органа или Министерства обороны Российской Федерации).

Сумма задатка зависит от выбранного способа продажи имущества.

Задаток победителя продажи федерального имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 5 календарных дней со дня истечения срока, установленного для заключения договора купли-продажи имущества.

Лицам, перечислившим задаток для участия в продаже федерального имущества на аукционе, конкурсе или продаже имущества посредством публичного предложения, денежные средства возвращаются в следующем порядке:

а) участникам, за исключением победителя, - в течение 5 календарных дней со дня подведения итогов продажи имущества;

б) претендентам, не допущенным к участию в продаже имущества, - в течение 5 календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками.

Документом, подтверждающим поступление задатка претендента либо денежных средств в счет обеспечения участия в специализированном аукционе, является выписка со счета, указанного в информационном сообщении о проведении продажи имущества (в случае продажи приватизируемого федерального имущества или высвобождаемого военного имущества - соответственно выписка с лицевого счета Федерального агентства по управлению государственным имуществом либо его территориального органа или Министерства обороны Российской Федерации).

В случае привлечения юридического лица для осуществления функций продавца федерального имущества Росимущество в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления денежных средств на счета, указанные в информационном сообщении о проведении продажи имущества для перечисления задатка и оплаты приобретаемого федерального имущества, направляет этому юридическому лицу электронные копии выписок с указанных счетов.

В случае отзыва Претендентом заявки на участие, поступивший от него задаток (денежные средства в счет оплаты акций при проведении специализированного аукциона) подлежит возврату в течение 5 календарных дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее дня окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для претендентов, не допущенных к участию в продаже имущества.

Рассмотрим наиболее распространенный способ - АУКЦИОН.

Прежде всего, для участия в продаже имущества на аукционе Претенденты перечисляют задаток в размере 10 процентов начальной цены продажи имущества в счет обеспечения оплаты приобретаемого имущества и заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении аукциона.

Далее Продавцу необходимо определить участников аукциона - в день определения участников, указанный в информационном сообщении о проведении аукциона, Организатор через «личный кабинет» Продавца обеспечивает доступ Продавца к поданным Претендентами заявкам и документам, а также к журналу приема заявок.

Продавец в день рассмотрения заявок и документов Претендентов и установления факта поступления задатка подписывает протокол о признании претендентов участниками , в котором приводится перечень принятых заявок (с указанием имен (наименований) Претендентов), перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками, а также имена (наименования) Претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа.

Не позднее следующего рабочего дня после дня подписания протокола о признании Претендентов участниками всем Претендентам, подавшим заявки, направляется уведомление о признании их участниками аукциона или об отказе в признании участниками аукциона с указанием оснований отказа.

Информация о Претендентах, не допущенных к участию в аукционе, размещается в открытой части электронной площадки, на официальных сайтах в сети Интернет, а также на сайте Продавца в случае привлечения юридического лица для осуществления функций продавца федерального имущества.

Проведение процедуры аукциона должно состояться не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня определения участников, указанного в информационном сообщении о проведении аукциона.

Процедура аукциона проводится в день и время, указанные в информационном сообщении о проведении аукциона, путем последовательного повышения участниками начальной цены продажи на величину, равную либо кратную величине «шага аукциона».

«Шаг аукциона» устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона.

Во время проведения процедуры аукциона организатор обеспечивает доступ участников к закрытой части электронной площадки и возможность представления ими предложений о цене имущества.

Со времени начала проведения процедуры аукциона Организатором размещается:

а) в открытой части электронной площадки - информация о начале проведения процедуры аукциона с указанием наименования имущества, начальной цены и текущего «шага аукциона»;

б) в закрытой части электронной площадки - помимо информации, указанной в открытой части электронной площадки, также предложения о цене имущества и время их поступления, величина повышения начальной цены («шаг аукциона» ), время, оставшееся до окончания приема предложений о цене имущества.

В течение одного часа со времени начала проведения процедуры аукциона участникам предлагается заявить о приобретении имущества по начальной цене. В случае если в течение указанного времени:

а) поступило предложение о начальной цене имущества, то время для представления следующих предложений об увеличенной на «шаг аукциона» цене имущества продлевается на 30 минут со времени представления каждого следующего предложения. Если в течение 30 минут после представления последнего предложения о цене имущества следующее предложение не поступило, аукцион с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки завершается;

б) не поступило ни одного предложения о начальной цене имущества, то аукцион с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки завершается. В этом случае временем окончания представления предложений о цене имущества является время завершения аукциона.

При этом программными средствами электронной площадки обеспечивается:

а) исключение возможности подачи участником предложения о цене имущества, не соответствующего увеличению текущей цены на величину «шага аукциона»;

б) уведомление участника в случае, если предложение этого участника о цене имущества не может быть принято в связи с подачей аналогичного предложения ранее другим участником.

Победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену имущества.

Ход проведения процедуры аукциона фиксируется Организатором в электронном журнале, который направляется Продавцу в течение одного часа со времени завершения приема предложений о цене имущества для подведения итогов аукциона путем оформления протокола об итогах аукциона .

Протокол об итогах аукциона, содержащий цену имущества, предложенную победителем, и удостоверяющий право победителя на заключение договора купли-продажи имущества, подписывается Продавцом в течение одного часа со времени получения электронного журнала.

Процедура аукциона считается завершенной со времени подписания продавцом протокола об итогах аукциона.

В течение одного часа со времени подписания протокола об итогах аукциона победителю направляется уведомление о признании его победителем с приложением этого протокола, а также размещается в открытой части электронной площадки следующая информация:

а) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

б) цена сделки;

в) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица - победителя.

Аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

не было подано ни одной заявки на участие, либо ни один из претендентов не признан участником;

принято решение о признании только одного претендента участником;

ни один из участников не сделал предложение о начальной цене имущества.

Решение о признании аукциона несостоявшимся оформляется протоколом об итогах аукциона.

Не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона с победителем заключается договор купли-продажи имущества.

При уклонении или отказе победителя от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества результаты аукциона аннулируются Продавцом, победитель утрачивает право на заключение указанного договора, задаток ему не возвращается.

Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли-продажи имущества, задаток ему не возвращается.

Передача имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи имущества не позднее чем через 30 календарных дней после дня оплаты имущества.

Ответственность сторон, участвующих в продаже имущества в электронной форме:

Ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение функций по продаже имущества предусматривается договором, заключаемым продавцом с организатором.

При этом Организатор несет ответственность за:

Обеспечение доступа Претендентов и Участников на электронную площадку;

Обеспечение конфиденциальности сведений о поступивших заявках и прилагаемых к ним документах, а также сведений о лицах, подавших заявки, за исключением случаев доступа Продавца к заявкам и документам, предусмотренных Положением об электронной продаже, до момента размещения на электронной площадке информации об итогах приема заявок (определения Участников);

Соответствие электронной площадки требованиям, утверждаемым Министерством экономического развития Российской Федерации. В случае возникновения несоответствия требованиям организатор в течение одного часа с момента, когда ему стало об этом известно, обязан разместить на электронной площадке, а также направить в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы информацию о несоответствии, в том числе о дате его возникновения, принимаемых или планируемых мерах по устранению выявленного несоответствия.

С другими способами приватизации имущества в электронной форме можно ознакомиться в разделах III, IV, V, VI Положения об электронной продаже .

Подводя итоги, отметим, вне зависимости от выбранного способа продажи государственного или муниципального имущества, процедура приватизации достаточно специфична и трудоемка: сторонам необходимо выбрать надежного контрагента, подготовить довольно внушительный пакет документов, соблюсти сроки, предусмотренные законодательством, для совершения того или иного действия. Поэтому во избежание негативных последствий, экономии времени, сил и средств, прежде чем вступать на эту «нелегкую тропу», рекомендуем вам подробно ознакомиться с нормами законодательства, регламентирующими данную сферу правоотношений.

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС»

Осуществляют продажу различного муниципального имущества на специальных открытых аукционах, для участия в которых требуется подать заявку. Участвовать в торгах могут не только юридические, но и физические лица. Продавать государственную собственность имеют право только уполномоченные лица. Законом детально проработана сама процедура торгов, в ходе которых через покупку государственной или муниципальной собственности осуществляется ее приватизация. Соблюдение процессуальных нормативов обеспечивает легальность приватизации государственного имущества коммерческими организациями и частными лицами. В случае нарушения установленных законом нормативов по организации торгов сделка может быть признана ничтожной и покупателю придется вернуть приобретенное государственное имущество.

В этой статье

Что может быть приватизировано через официальные торги

В собственности государственных властей разного уровня находится разнообразное имущество. Законом официально разрешена продажа государственного и муниципального имущества в тех случаях, когда требуется пополнить муниципальную казну или избавиться от нерентабельного объекта, приносящего убытки государству или муниципалитету.

Государственные власти разного уровня имеют право выставить на конкурсные торги следующее государственное имущество:

  • земельные участки под строительство или сельскохозяйственное назначение;
  • любые здания и строения;
  • ценные бумаги, акции и облигации, выпущенные государством;
  • недвижимость и ценности, находящиеся территориально в другой стране, но принадлежащие государству;
  • залежи полезных ископаемых.

Кто может принять участие в аукционах

Действующее законодательство описывает конкурсные торги по продаже государственной собственности разного типа и порядок их проведения как открытое мероприятие, в котором могут принимать участие коммерческие организации и физические лица. Закон оговаривает специально круг юридических и физических лиц, для которых невозможно участие в таких торгах. К ним относятся:

  • лица, занимающие государственные должности;
  • унитарные предприятия;
  • властные структуры, представляющие государственную власть на местах;
  • компании, в которых более 25 % уставного капитала принадлежит государству;
  • компании, чьи акции продаются через государственные конкурсные аукционы.

Организация конкурсных торгов

Осуществляют продажу муниципального имущества посредством его публичного предложения на специальных аукционах, на которых каждый вид собственности выставляется в форме подробно описанного лота. Организатор таких торгов в обязательном порядке указывает:

  • начальную стоимость объекта в рублях;
  • размер шага аукционных торгов;
  • задаток, который потребуется внести по окончании торгов за купленную собственность.

Сведения о выставляемом на аукцион имуществе, цена, размер задатка и величина повышения начальной цены («шаг аукциона»)

Каждый аукцион тщательно готовится специальными уполномоченными органами, которые:

  • выбирают место и время его проведения;
  • определяют места внесения задатков за приобретенную государственную собственность через конкурсные торги;
  • устанавливают время начала и завершения приема заявок для участия в аукционе;
  • проводят регистрацию участников конкурсных торгов;
  • назначают специалистов, которые будут проводить продажу государственного имущества.

Условия конкурса могут предусматривать ряд требований к участникам аукциона, которые должны быть выполнены для участия в таком мероприятии. По действующим правилам участники должны предоставить заявление и пакет необходимых документов, которые предусматривают условия конкурса.

В тех случаях, когда торги проходят в электронной форме, в них могут участвовать юридические лица из разных российских регионов. При организации торгов в режиме офлайн к участникам торгов предъявляется ряд специальных требований.

Правила проведения

Конкурсные аукционы всегда проводится в публичной форме на специальных площадках при строгом соблюдении действующего законодательства о продаже государственного и муниципального имущества.

Законом запрещается продавать такие объекты, с которыми к новым владельцам такой собственности переходят обязательства по ней.

Каждый участник такого мероприятия должен заполнить заявление по определенной форме и правильно оформить все необходимые документы. Хотя аукционы являются открытыми и общедоступными для каждого желающего, для участия в них требуется обладать специальными юридическими знаниями. Юридические и физические лица для этого могут использовать услуги специалистов, оказывающих помощь при оформлении заявки на участие и последующее сопровождение в приобретении желанного лота и оформлении его в собственность.

Каждый участник аукционных торгов после победы на аукционе должен подтвердить свою покупку специальным взносом, размер которого указывается в описании лота в обязательном порядке. При отсутствии такого взноса сделка может быть аннулирована.

Через систему официальных торгов по продаже государственного и муниципального имущества можно по более низкой стоимости, чем рыночная цена, приобрести ценное имущество. Участие в таких мероприятиях позволяет рационально вкладывать свои капиталы в выгодные имущественные объекты. Для того чтобы сделки не были опротестованы, а желающие приобрести государственное имущество смогли попасть на такие аукционы, требуется пользоваться услугами юристов, специализирующихся в этой области. Официально торги являются открытыми и бесплатными мероприятиями, но процедура их проведения довольно сложна и требует специальной подготовки. Используя услугу документального сопровождения, можно избежать многих ошибок и регулярно принимать участие в таких официальных мероприятиях по продаже государственного имущества. Следует помнить, что при обнаружении любых несоблюдений правил проведения таких торгов и нарушении интересов государства сделка может быть признана официально недействительной.

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе проходит в форме торгов с объявленной стоимостью или с ценой, предложенной покупателями. Правила проведения и требования к участникам, необходимая документация и альтернативные методы — вот далеко не весь перечень полезной информации, которую удастся почерпнуть.

Многочисленные акты, положения и законы регулируют требования, которые предъявляются к потенциальному владельцу. Стоит отметить, что каких-то завышенных позиций в этом вопросе не наблюдается. Практически любой предприниматель или компания сможет участвовать в торгах. Основные условия для претендентов:

  1. Отсутствие налоговой задолженности у организации или веское обоснование ее наличия.
  2. Руководитель и должностные лица не должны иметь непогашенной или неснятой судимости по делам об экономических махинациях.
  3. Руководитель и допущенные к управлению компанией-претендентом люди не могут быть родственниками с собственником имущества. Подобное ограничение обуславливается стремлением обеспечить равные условия для всех участников.
  4. Компания, претендующая на участие, не должна быть офшорной, в особенности, если .
  5. Заявка не может быть подана компанией, чье финансирование обеспечивается из Федеральных или муниципальных источников более чем на 25%.
  6. Претендент не может значится в списках поставщиков с плохой репутацией.

Однако более мелкие структурные организации, которые являются непосредственными собственниками, вполне могут накладывать дополнительные ограничения. О них организатор оповещает при размещении объявления о проведении торгов на портале электронной площадки.

Документы для предоставления

Существует общий список, обязательный для предоставления на аукцион по продаже государственного или муниципального имущества. Организатор обязан также упомянуть о дополнительных условиях продажи. Если этого не было сделано, заявитель имеет право подать в суд иск для признания действий организаторов неправомерными. В обязательный пакет документов входят:

  • обращение с претензией на участие;
  • список предоставленных организатору документов в двойном экземпляре;
  • бумаги, подтверждающие существование юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, подойдет оригинал или копия, имеющая нотариальное заверение;
  • копии устава компании;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов по налоговым выплатам.

Если оформление происходит в электронном виде, должна присутствовать электронная подпись руководителя. Заявка со всеми приложенными документами в этом случае поступает на адрес организатора и хранится в отдельной папке. Ответ на каждое обращение должен быть получен в течение трех суток с даты поступления. В случае отсутствия необходимого документа заявка отклоняется организатором, а в комментариях уточняет перечень недостающих бумаг. После этого заявитель вправе дополнить пакет документов. Срок для этого устанавливается не позднее пяти суток до даты аукциона.

В случае подачи заявки в письменном виде необходимо оплатить заказное письмо. Требования идентичны тем, которые предъявляются к электронной заявке. Однако срок рассмотрения увеличен до десяти суток с даты получения. Это важно учесть, ведь сроки подачи строго ограничены.

Особенности проведения открытого аукциона

Федеральным законом обозначены способы приобретения государственного и муниципального имущества, каждый имеет тонкости. В частности, подача заявок в аукционе осуществляется с момента опубликования информации, длится до даты, когда остается 25 суток до начала торгов. Список участников определяется за одну рабочую неделю до даты аукциона. В этот же период каждый представитель обязан прислать документ, подтверждающий перевод денег на счет продавца. Перевод должен составить 20% от стоимости объекта. Если таковая не оглашалась, то взнос рассчитывается как 1/5 часть предложенной участником суммы.

Форма торгов может иметь закрытый или открытый характер.

В первом случае предлагаемая цена предоставляется в отдельном конверте каждым участником в момент подачи заявки. Существует ограничение, согласно которому стоимость не может быть ниже рыночной более, чем на 50%. Победителем признается тот, чье предложение окажется наиболее выгодным. В случае указания равной цены несколькими участниками, выигрывает ранее подавший заявку представитель.

В аукционе открытого характера цены озвучиваются в процессе торгов. Организатор заранее разрабатывает и оповещает игроков о стартовой стоимости объекта и шаге повышения и понижения.

Продажу государственного и муниципального имущества на аукционе можно рассматривать как выгодное для всех сторон рыночное предложение. Ведь в результате государственные структуры получают дополнительное финансирование бюджета, а частные лица и предприятия — низкую стоимость объектов и предметов.

Достаточно часто начинающие предприниматели таким образом получают необходимую базу для развития бизнеса без крупных вложений.

Что продается и как проходят торги муниципальным имуществом

К муниципальным относят объекты:

  1. Недвижимость — земля, жилые дома или здания производственного назначения.
  2. Различные виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
  3. Ценные бумаги.
  4. Объекты искусства, ювелирные украшения или другие личные вещи.

Муниципалитет обладает правом собственности на указанные единицы. Обычно это предметы людей и предприятий, которые обанкротились.

Плюсами покупки на торгах муниципалитета является осведомленность о техническом состоянии предмета, а также возможность узнать достоверную информацию о предыдущих владельцах.

Особенностью проведения продажи муниципального имущества считается возможность присутствовать лично. Это значит, что возникает необходимость личного присутствия каждого участника или его законного представителя в указанном месте в определенное время.

Как проходят торги государственным имуществом

Аукцион по продаже государственного имущества может проводиться только на электронных ресурсах:

  • организованные на базе банков виртуальные торговые площади;
  • самостоятельные виртуальные пространства, организованные, как отдельный бизнес;
  • новостные порталы, указывающие точную информацию о запланированных аукционах и конкурсах;
  • официальный общефедеральный портал, который поддерживается правительством.

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Торги муниципальным имуществом осуществляются специальной комиссией, состав которой определяется местными властями. Также издается документ, регламентирующий:

  • последовательность действий организаторов и участников вплоть до указания способа оформления договора приобретения и приватизации;
  • перечень продаваемых объектов;
  • план мероприятия и точное число проведения;
  • список порталов и иных информационных зон, на которых будет размещена подробная информация;
  • список виртуальных платформ, на которых запланировано проведение.

Выбранная комиссия занимается следующими вопросами:

  1. Проверяет поданные заявки.
  2. Решает допускать или запрещать участие, оповещает об этом претендента.
  3. Выбирает выигравшего и оформляет протокол.

При этом важно отметить, что именно комиссия может потребовать не указанные в перечне документы для подтверждения правомерности подачи заявки претендентом. Оценка и проверка подлинности предоставленных бумаг также находится в ее юрисдикции.

Проведение аукциона также может организовываться на базе муниципалитета. Подготовка документации ведется с помощью имеющихся собственных ресурсов. Для не крупных образований с учетом отсутствия таковых характерно использование сторонних сил.

Порядок проведения торгов

Для начала муниципальный и местный исполнительный органы , издается извещение. В нем уточняется дата проведения, перечень имущества, состав комиссии и место проведения.

После этого в указанных информационных сетях публикуется извещение. В нем указывается подробная информация для участников и начальная стоимость, если подобное предусмотрено выбранной системой торгов.

Комиссия ведет прием заявок с обязательным их занесением в специализированный журнал. Каждый поданный пакет документов тщательно рассматривается, принимается решение об участии или отклонении поданных документов. Также комиссия уполномочена в проверке предоплаты, поступившей в бюджет.

В указанный срок проводится аукцион, на котором выявляется победитель. Результат торгов оформляется комиссией. При этом осуществляется информирование с помощью источников, в которых ранее указывались данные о предстоящей продаже имущества муниципалитета.

Оформляется договор на приобретение имущества и его приватизацию. Если победитель не внесет в бюджет необходимую сумму в течение пяти дней с даты выигрыша, результаты признаются недействительными. Возвращение аванса в этом случае отменяется. Залоги других участников в течение этого же времени перечисляются на счета, с которых ранее производилось зачисление.

Что нужно, чтобы принять участие в муниципальных торгах имущества

Для участия в продаже государственного или муниципального имущества на аукционе достаточно соблюдать несложный порядок действий.

  1. Найти подходящий аукцион.
  2. Собрать и предоставить пакет документов, указанных в перечне.
  3. Осуществить перечисление средств на указанные в информационном сообщении реквизиты.
  4. Дождаться срока проведения.
  5. Ознакомиться с результатами.
  6. В случае победы необходимо подписать протокол и внести остаток суммы на счет продавца.

Другие методы продажи муниципального и государственного имущества

Специализированный аукцион отличается от обычного. Его проведение целесообразно в случае большой стоимости объекта недвижимости. В результате проведения торгов выявляется несколько победителей, каждый из которых приобретает часть собственности, соразмерный с внесенной суммой.

Конкурс отличается от аукциона процессом выбора победителя. В первом случае исключается возможность изменения первоначального предложения. Во втором возможно повышение или понижение цены.

В заключение отметим, что участвовать в торгах несложно. А если предложенные условия будут привлекательны, победитель получает проверенный и качественный объект по сниженной относительно рынка цене.

Продажа государственного и муниципального имущества:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

31 Окт 2018 80

Обсуждение: 6 комментариев

    Не очень понимаю, разве такие продажи полностью законны? Какие тогда имеет права покупатель такого имущества? Получается старый владелец всё равно остаётся владельцем имущества?

    Ответить

    1. Продажа государственного или муниципального имущества регламентируется как граждански законодательством, так и распоряжениями федеральной антимонопольной службой.

      В данных документах четко прописан порядок выигрыша в аукционе. Для участия в торгах каждый желающий оплачивает задаток и подает соответствующую заявку. При проведении аукциона победителем считается то лицо, которое предложит большую сумму. Оставшимся участникам задаток возвращается. Победитель аукциона в день его проведения подписывает протокол итогов. С данного времени он формально считается собственником.

      Конечно же необходимо пройти процедуру подписания договора купли-продажи, но если по каким либо причинам муниципалитет откажется это делать, имея на руках протокол подведения итого можно в судебном порядке понудить администрацию заключить соответствующий договор. Окончательное оформление права покупателя производится путем внесения соответствующей записи о вновь возникшее праве в ЕГРН.

      Приватизация — это безвозмездная передача муниципального жилья так же в собственность гражданина, занимающего это помещение.

      В случае проведения торгов объект и так передан в собственность выигравшему аукцион, то есть право собственности уже наступило. Проводить дополнительных действий с названным имуществом не нужно.

      Приобретение государственного или муниципального имущества на торгах так же является приватизацией, только платной.

      Ответить

Заманчивые условия, особенно посл того, как я прочитала ответы эксперта. С помощью таких торгов можно прилично поднять цену на муниципальное жильё, хотя если город не большой, не думаю что претендентов будет много.

Ответить

  1. Муниципальная или государственная недвижимость реализуется исключительно на торгах. Но следует иметь ввиду нюансы процесса платной приватизации жилья.

    В каждом муниципалитете имеется очередь из малоимущих граждан, которые согласно решениям жилищной комиссии имеют право на получение социального жилья. Так же к льготным категориям граждан относятся многодетные семьи, инвалиды и некоторые другие категории лиц. В соответствии с законодательством, администрация обязана предложить освободившееся муниципальное жилье первому, стоящему в очереди на улучшение жилищных условий. Предлагаемое жилье должно быть пригодно для проживания и оснащено элементарными коммунально-бытовыми услугами. Из вышеперечисленного следует, что случаи реализации на торгах муниципального жилья крайне редки. Исключения могут составлять объекты незавершенного строительства, жилье, требующее капитального ремонта. Ветхое и аварийное жилье реализации не подлежит.

    Выставить на торги администрация может жилое помещение в случае, если отсутствует очередь на жилье или все нуждающиеся в нем отказались по каким либо причинам.

    Следует знать, что граждане, реализовавшие свое единовременное право на бесплатную приватизацию имеют право приватизировать платно, то есть выкупить жилье, используемое ими по договору социального найма. У таких жильцов имеется преимущественное право покупки.

    Ответить

В ситуации финансового кризиса государству приходится искать дополнительные источники пополнения бюджетов разных уровней. Аукцион по продаже муниципального имущества помогает найти решение проблемы с нехваткой денег в местных бюджетах. Власти, продавая недвижимость, обязаны соблюдать установленную правовыми нормами процедуру проведения торгов, и реализовать равенство граждан на участие в приватизации госсобственности.

Если необхожима юридическая консультация по данному вопросу, рекомендуем обратиться к нашию юристам .

Правовые аспекты продаж с аукционов, проводимых государством

По закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) для торговли правами владения, пользования и распоряжения предметами муниципалитета, используется открытый аукцион - это способ приватизировать их (передать частным лицам или коммерческим компаниям).

Приватизация - возмездная передача прав на имущество, принадлежащее федеральным или местным властям. В ее основе лежат принципы открытости работы государственных и муниципальных органов и равенстве каждого человека, желающего выкупить часть собственности государства.

Правовыми нормами разрешается продавать:

  • Землю.
  • Природные ископаемые и ресурсы.
  • Здания, строения, сооружения (в том числе и из жилищного фонда).
  • Недвижимость и предметы, принадлежащие России, но находящиеся за границей.
  • Акции, составляющие государственную собственность.
  • Ценные бумаги, выпущенные государством.

По закону разрешено продавать имущественные права только специально уполномоченным органами и инстанциями. Если сделки по отчуждению госсобственности проводятся организациями без полномочий, то они признаются ничтожными. Не влекут за собой переход прав распоряжения ими к гражданам или предприятиям. Специализированные учреждения, которые организуют выкуп собственности, вправе защищать имущественные интересы муниципалитета, обращаться в суд при их нарушении.

Требования к участникам аукциона

Согласно закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) участвовать в приобретении собственности государства вправе физические и юридические лица. Но в целях защиты конституционного строя нашей страны государство запрещает становиться участниками аукционных мероприятий следующим категориям покупателей:

  • Предприятиям унитарного типа.
  • Учреждениям власти.
  • Коммерческим фирмам, если доля Российской Федерации, ее субъектов или соответствующего муниципалитета в их уставном капитале превышает 25%.

Это правило не распространяется на случаи выкупа земельных наделов владельцами построек, которые стоят на них.

Помимо этого запрещается выступать в роли покупателей акционерным обществам, если происходит продажа их акций. В случае если после выкупа устанавливается неправомерность участия в нем лица или компании, которое приобрело продаваемое имущество, то результаты торгов аннулируются, сделка признается недействительной.

На нашем сайте есть очень много интересных статтей . Ознакомьтесь с ими дабы быть юридически подкованным по многим направлениям.

Порядок проведения аукционных мероприятий

Правовые нормы (Постановление №585, принятое Правительством России в августе 2002 года) устанавливают, что продажа государственного или муниципального имущества на аукционе начинается с подготовительных действий, в которые включены:

  • Предварительная оценка приватизируемой собственности.
  • Определение положений о внесения и оплате задаточной части выкупной стоимости имущества или прав на него.
  • Установление месторасположения и дня проведения аукционных торгов, времени их начала и окончания, даты, до которой происходит принятие заявок.
  • Организация и размещение сообщений для информирования о проведении мероприятия.
  • Принятие заявлений, регистрационные и учетные действия с заявками на участие в торговле.
  • Проверка верности составления предоставляемых претендентами бумаг.
  • Определение состава участников мероприятий из числа лиц, заявивших желание произвести выкуп государственного имущества.
  • Назначение аукциониста для проведения действий по торговле недвижимостью.

До начала аукциона в интернете размещается сообщение, носящее информационный характер. В нем указываются все существенные условия присвоения статуса участника - размер, срок и порядок внесения обеспечительного платежа, банковские реквизиты и наименования причины перевода денег, процедуру их возвращения. Это письмо - публичная оферта, а подача заявки и внесение средств на счет организаторов - это ее принятие. Об этом обязательно информируются все претенденты на участие в мероприятии.

Для присвоения статуса покупателя подается оформленное в соответствии с законом заявление. К нему прикладываются документы, определенные в письме об их организации. В подтверждение своего желания приобрести имущество, претендент вносит на счет продавца задаточную часть будущей выкупной цены приобретаемых имущественных прав. Это действие подтверждается выпиской со счетов государственного органа, организующего мероприятие.

Прием заявок на выкуп муниципального имущества происходит в срок не менее двадцати пяти дней и заканчивается за три дня до дня формирования списков лиц, изъявивших желание участвовать в них. Если заявления поступают после установленного времени, то они возвращаются заявителю с указанием причин непринятия.

Организатор рассматривает заявления претендентов, признает их участниками мероприятий. Подобное решение протоколируется и содержит перечень всех лиц, пожелавших купить права на имущество.

Оно принимается в пятидневный срок с момента окончания приемного времени. О присвоении статуса покупателя или об отказе в этом, заявители оповещаются почтовым отправлением или личным вручением уведомления под расписку.

Закон устанавливает две процедуры проведения - открытый и закрытый аукцион. В первом случае участники, выражают желания приобрести вещь за указанную цену, поднимая карточки, во втором - передают аукционисту запечатанные конверты с указанием в них выкупной стоимости.

В результате проведения мероприятия выбирается покупатель, назвавший наивысшую цену. Результаты проведения мероприятия протоколируются. Протокол, содержащий сведения о выигравшем лице, вручается ему под расписку. Остальным участникам возвращаются внесенные денежные средства. Задаток победителя перечисляется в бюджет соответствующего уровня.

По итогам торгов составляется сообщение информационного содержания, которое публикуется в интернете. За пять дней после проведения аукциона между организатором и победителем оформляется сделка по передаче прав собственника на приобретенное имущество. Покупатель перечисляет деньги на указанный организатором банковский счет, оттуда они поступают в казну. При отказе выигравшего участника аукциона оплатить купленные предметы, ему грозят санкции, установленные нормами гражданского законодательства.

Другие способы реализации муниципальных прав собственника

Законодательно (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) закреплены и другие варианты оформления приватизационной процедуры:

  • Изменение организационной формы предприятия с унитарным характером пользования оборотных средств.
  • Торговля имуществом и правами собственности на него на специализированном аукционе или путем проведения конкурсных мероприятий.
  • Продажа прав собственника без указания цены или при помощи публичных оферт.
  • Внесение имущественных прав в капиталы коммерческих предприятий.
  • Отчуждение акций, принадлежащих России, ее субъектам или муниципалитетам через доверительного управляющего.

Имущественные комплексы предприятий унитарного типа преобразуются в предпринимательские общества. Если имущества достаточно для формирования акционерного общества, то госпредприятие оформляется по этому типу коммерческой организации. Если по итогам приватизации такого размера капитала достичь не удается, формируется общество с ограниченной ответственностью.

Запрещается передавать права собственности на госимущество гражданам и субъектам коммерческой деятельности способами непредусмотренными в законе.

Если вам незаконно отказали в участии на торгах, или вы столкнулись с нарушением правил проведения аукциона и его отдельных мероприятий, то обращение за юридической помощью на сайт сайт - способ защитить свои права на приватизацию. Сотрудники портала сайт - адвокаты с опытом работы в области передачи имущества от государства и муниципалитета. Они расскажут вам:

    Кто вправе выкупить недвижимость или имущественные комплексы в частное владение.

    Как устанавливаются виды продаваемых предметов и цена на них.

    В каком порядке, и в какой срок уведомляются покупатели.

    Как правильно оформляются результаты торгов.

    Как обжаловать действие госорганов, уполномоченных на их проведение.

Консультация проходит в онлайн-режиме, поэтому не придется тратить время на поиски юридической конторы. Мы ответим на любые вопросы, поможем защитить законные интересы при желании купить недвижимости у государства.. Если что-то не понятно, можете задать вопрос нашим специалистам в специальной форме на сайте.

Поделиться: