Образец положения о закупках для ооо. Некоторые вопросы формирования Положения о закупке​​ Положение закупочной деятельности 223 фз

Петербургский правовой портал рассказывает о тонкостях применения Федерального закона № 223-ФЗ. Узнаем, как действует положение о закупках и кто может им воспользоваться.

Федеральный закон № 223-ФЗ принят в 2011 году, но до сих пор вызывает немало вопросов у специалистов. Сегодня мы рассмотрим, что такое положение о закупках и что говорит про него законодательство. Но для начала - немного вводной части, чтобы ответить на вопрос - а к чему и к кому именно относится Закон?

Для кого предназначен закон?

Закон о закупках 223 ФЗ - так его часто называют - вместе с законом 44-ФЗ «О контрактной системе» - это два основных документа, регулирующих государственный заказ и процедуры его осуществления и проведения. Они говорят о том, как вообще устроена система государственных закупок - товаров, работ или услуг, поставки которых осуществляются для госнужд. Но если 44-ФЗ описывает ситуации, когда заказчиками выступают органы власти всех уровней, и покупают они товары и услуги на бюджетные средства, то 223-ФЗ относится к другим видам юридических лиц и другим источникам финансов. Условно, этих юридических лиц можно назвать около-государственными предприятиями, потому что все они так или иначе тесно связаны с госструктурами или госзадачами. Это:
  • Естественные монополии - это чаще всего крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. Мы все их знаем - это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети и прочие гиганты.
  • Госкорпорации и компании.
  • Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это (помимо естественных монополий) коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение.
  • ГУПы и МУПы.
  • Автономные учреждения - некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствами могут относиться гранты, субсидии и т.п.
Список этих лиц приводится в самой первой статье. Здесь же отдельно оговариваются и исключения - например, действие закона о закупках 223 ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть и еще несколько исключений.

Что именно можно и нельзя закупать по 223-ФЗ?

В данном случае работает правило «все, кроме...». То есть, юридическое лицо обязано проводить все закупки по процедурам закона 223-ФЗ, кроме случаев, когда этого делать нельзя. Эти случаи перечислены в пункте 4 статьи 1 документа. Отметим, что перечень - закрытый, то есть окончательный. Это:
  • ценные бумаги, валюта, драгметаллы;
  • товары, имеющие оборот на товарных биржах;
  • лизинговые услуги, межбанковские операции;
  • выбор аудитора (когда аудит является обязательным);
  • товары в области военно-технического сотрудничества;
  • и еще несколько случаев.

Вернемся к нашей основной теме - к положению о закупках

Положение о закупках - это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, которая выступает заказчиком приобретаемых товаров или услуг. По сути, это основа закупочной деятельности. Если такого документа в организации нет, то покупать по 223-ФЗ она ничего и не может. Разработка положения о закупках - серьезный и важный процесс. Законодательство не упоминает никаких унифицированных форм такого документа, но уже есть несколько типовых положений - одно разработано Минспортом для своих подведомственных структур, другое - Минобрнауки, есть также документы Минздрава, Росимущества и прочих государственных органов. Несколько десятков примерных форм также разработаны независимыми экспертами, они в большинстве своем включены в справочные правовые системы. Такие документы, конечно, можно и нужно брать за основу - как минимум в качестве проработанного юристами качественного материала. Важно помнить, что положение о закупках - это не просто формальность, а настоящий рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на вопросы, кто и как готовит и проводит закупку, каковы ее способы, требования - к ней и к поставщикам, какие документы и как именно должны быть приняты на разных этапах и так далее. Также логично в него включить и блок про формирование коллектива специалистов, участвующих в процедуре закупок, - это могут быть критерии отбора таких сотрудников, их квалификация и обязанности, составы рабочих комиссий и т. п. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе. Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в статье 1 закона о закупках 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает Положение.
  • Для МУПов и ГУПов - это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) - это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения - это наблюдательный совет.
  • Для ООО - общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества - совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений - учредитель.
После утверждения его необходимо опубликовать на официальном сайте zakupki.gov.ru. Этот сайт является так называемой единой информационной системой в сфере госзаказа. Требование о наличии подобного ресурса содержится в ФЗ 223, а правила функционирования государственного портала и работы с этим содержатся в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2012 № 908. Опубликовать утвержденное положение о закупках нужно в пятнадцатидневный срок. В завершении отметим, что принятое положение не стоит считать принятым раз и навсегда, неизменным, статичным, застывшим. Это живой рабочий инструмент, и в него, по мере необходимости, можно и даже нужно вносить поправки и коррективы, добиваясь того, чтобы работа организации становилась эффективнее, а процесс закупок - проще и прозрачнее. Важно помнить, что все изменения нужно утверждать и размещать на официальном портале также в течение 15 дней после утверждения. Вам будет интересно: различия

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2019 год

Внесение корректировок в положение о закупке Организация, работающая в рамках 223-ФЗ, имеет право самостоятельно вносить корректировки в положение о закупках. Для того чтобы изменения вступили в силу, они должны быть опубликованы в ЕИС. Выкладывается два документа: обновленное положение, а также полный реестр всех внесенных корректировок. Обновленная документация подписывается усиленной квалифицированной подписью заказчика. Вносить коррективы организация может столько раз, сколько это необходимо. Никаких рамок по этому вопросу закон не определяет. При составлении и реализации положения о закупках заказчик должен четко соблюдать все требования законодательства. В противном случае на должностное лицо организации накладывается штраф в объеме от 20 до 30 тысяч рублей. Заказчик должен будет выплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

Типовое положение о закупках по 223-фз с учетом последних изменений

  • Утверждение Стандарта и внесение изменений.
  • Формирование и корректировка плана заказов.
  • Выбор способа и формы заказа.
  • Правила подготовки и проведения.
  • Принципы формирования требований и критериев оценки.
  • Требования к описанию объекта.
  • Требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора.
  • Подготовка, согласование и утверждение закупочной документации.
  • Порядок проведения процедуры.
  • Контроль и обжалование.
  • Отчетность по закупочной деятельности.
  • Требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.
  • На сайте Единой информационной системы доступны для ознакомления стандарты госзакупок организаций заказчиков различных уровней, которые могут использоваться в целях оптимизации и унификации разрабатываемого документа.

Важно

Составление положения о закупках доверяется опытным сотрудникам, обладающим достаточным уровнем знаний. В случае отсутствия таких работников в штате, компания может привлечь независимых экспертов. Утверждение документа проводится руководящим органам.


Конкретное лицо будет зависеть от типа организации. Возможны следующие варианты:
  • У ГУПов и МУП на документе должна стоять подпись руководителя.
  • В госкорпорациях положение визируется высшим органом управления.
  • У ООО документ подписывается общим собранием участников общества.
  • В хозяйственных обществах положение подписывается советом директоров.
  • У бюджетных учреждений на документе должна быть подпись учредителя.

В случае, если положение о закупках подписано не тем лицом, которое должно это сделать — организация-заказчик может быть привлечена к ответственности контролирующими органами.

Составляем положение о закупках по правилам 2018 года

Инфо

Целесообразно принять положение об отделе закупок, отражающее закрепление за отдельными сотрудниками конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующее сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение. Содержание положения Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России. Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Положение о закупках. основной регламент закупочной работы по 223-фз

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ с поправками на 2018 год предполагает наличие неизменной части. В нее следует включить следующие данные: — порядок подготовки и проведения закупочной процедуры; — возможные способы закупок, условия, когда их можно применять; — сроки заключения договора. Вносить свои правки бюджетные и автономные учреждения, а также МУПы и ГУПы не смогут.

Еще одно нововведение связано с тем, что типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями должна включать особенности закупок у малого и среднего бизнеса. Размещение в ЕИС Указанные органы власти размещают решение о присоединении к типовому положению по 223-ФЗ в ЕИС в течение 15 дней со дня принятия. В случае, если в типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год внесли изменения, все организации, присоединившиеся к нему, должны учесть правки при осуществлении закупок.

223-фз. обзор основных изменений в 2018 году

Изменения также размещают в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения. При этом при их публикации устанавливается срок, в течение которого все присоединившиеся организации также должны внести правки в свои положения. Он не может составлять менее 15 дней. Другие изменения, касающиеся положений по 223-ФЗ По новым правилам в своих положениях заказчики должны предусмотреть два вида закупок — конкурентные и неконкурентные.

Внимание

В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, прописанные в положении. Если заказчик не установил иное правило, он обязан проводить все конкурентные процедуры на электронных площадках.


Также следует дополнить положения списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика.

Дочерние предприятия юрлиц с долей участия государства или муниципального образования 50 и более процентов обязаны присоединиться к положениям своих материнских компаний. Типовое положение по 223-ФЗ должно содержать дату, до которой организациям необходимо внести изменения в свои положения либо утвердить новые. Они не будут иметь права менять в утвержденном документе информацию о порядке, способах и условиях закупок, сроке, чтобы заключить договор.

Пакет поправок, указанных в Федеральном законе от 31.12.2017 № 505-ФЗ, вступил в силу в конце 2017 года. Изменения уже действуют. Что ждет нарушителей Если заказчик в срок не приведет свое положение в соответствие с новыми требованиями, он не сможет работать по 223-ФЗ.

Типовое положение о закупках по 223 ap на 2018 год

С 2011 года вступил в силу 223-ФЗ. Он регламентирует закупки, реализуемые отдельными типами заказчиков. Закон носит обобщенный характер, в нем не приводятся конкретные правила поведения контрагентов. В связи с этим организации, подпадающие под действие данного закона, должны приобретать товары и услуги в соответствие с разработанным ими положением о закупках.

Что представляет собой положение о закупках Положением о закупках называется основной документ, регламентирующий закупочную деятельность организации. Только при наличии правильно оформленного положения заказчик имеет право приобретать товары и услуги, необходимые для обеспечения собственных нужд. Положение должно быть обязательно размещено в ЕИС. Делается это в течение пятнадцати дней с момента его утверждения.

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2018 год

На титульном листе утвержденного положения должна стоять надпись «Утверждено», указан завизировавший орган, а также приведены реквизиты документа, на основание которого была поставлена подпись, например, протокол общего собрания. Требования к содержанию документа Согласно пункту 2 статьи 2 223-ФЗ в положении о закупках должна быть освещена следующая информация:

  1. Правила проведения подготовительных операций к закупке.
  2. Регламент проведения закупочной процедуры.
  3. Особенности выбора типа закупочной процедуры.
  4. Правила заключения и реализации договора.

При разработке документа организация должна учитывать особенности своей деятельности. Учтены должны быть и нормативно-правовые акты, относящиеся к закупкам.

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2018 год с июля 2018

Какие товары можно закупать, руководствуясь положением Согласно 2232-ФЗ заказчик имеет право руководствоваться сформированным положением при проведении любых закупок, не входящих в список, указанный в части 4 статьи 1 закона. В перечень запрещенных входят:

  1. Ценные бумаги.
  2. Драгоценные металлы.
  3. Валюта.
  4. Продукция, реализуемая через товарные биржи.
  5. Услуги лизинга.
  6. Услуги по проведению межбанковских операций.
  7. Проведение обязательного аудита.
  8. Продукция области военно-технического взаимодействия.

Полный список представлен в законе. Он является окончательным и не подлежит дополнению.

Типовое положение о закупках по 223 фз на 2018 год скачать

Бесплатно подписаться на обзоры на сайте КонсультантПлюс ЗАКУПКИ ПО ЗАКОНУ N 223-ФЗ: ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ ЗАКОНОМ N 505-ФЗ Исключительные права на представленный материал принадлежат АО «Консультант Плюс». Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 11.01.2018. 31 декабря 2017 года был опубликован Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Этот закон внес масштабные изменения в Закон N 223-ФЗ. В настоящем обзоре рассмотрены основные поправки. Большая часть изменений вступит в силу 1 июля 2018 года, однако есть поправки, которые вступили в силу 31 декабря 2017 года. У заказчиков останется время, чтобы привести в соответствие с изменениями положения о закупках. Это надо будет сделать не позднее 1 января 2019 года.

Положение о закупке - основной документ любого заказчика, который обязан руководствоваться законом 223-ФЗ. От того, насколько тщательно оно будет продумано, зависит очень многое. Ведь в отличие от закона 44-ФЗ, четко регламентирующего все процедуры, 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки . Все, что внутри, заказчик должен определить для себя сам и закрепить в Положении о закупке. Сегодня расскажем об общих принципах составления этого документа и новшествах, которые вступили в силу в 2018 году.

Основная информация

Утвердить и вовремя опубликовать Положение о закупке в интересах самого заказчика. Ведь если этого не сделать, право осуществлять закупки по закону 223-ФЗ будет утрачено . В этом случае ему до конца года придется руководствоваться более строгим законом 44-ФЗ.

Положение утверждается органом, который осуществляет руководство заказчиком, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Учредителем бюджетного учреждения;
  2. Высшим органом управления госкорпорации или госкомпании;
  3. Руководителем ГУП или МУП;
  4. Наблюдательным советом автономного учреждения;
  5. Общим собранием участников ООО;
  6. Советом директоров либо Наблюдательным советом акционерного общества.

В течение 15 дней после утверждения Положение о закупке размещается в ЕИС. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения размещают Положение до наступления года, в котором собираются применять закон 223-ФЗ. Отметим, что переутверждать Положение ежегодно не требуется.

Если не разместить Положение о закупке вовремя, для должностного лица последует ответственность на основании статьи 7.32.3 КоАП.

Что должно содержаться в Положении

Составляя Положение о закупке, нужно руководствоваться следующим принципом: о но должно стать максимально полезным инструментом для специалистов заказчика . В идеале, в этом документе они должны найти ответ на любой свой вопрос. Чем тщательнее подойти к его составлению, тем эффективнее будут проводиться закупки.

  1. Понятия, термины и сокращения, которые используются в документе.
  2. Область применения документа. То есть правоотношения, которые он регулирует, а также те, которые под него не попадают.
  3. Описание порядка планирования закупок.
  4. Последовательность подготовки закупочной процедуры, требования к документам.
  5. Порядок, в котором будет заключаться и исполняться договор.
  6. Порядок формирования отчетности.
  7. Требования к описанию предмета закупки.
  8. Расчет и обоснование цены договора.
  9. Требования, которые будут предъявляться к поставщикам.
  10. Перечень способов осуществления закупки с описанием условий и порядка применения каждой процедуры, а также принципы их выбора.
  11. Порядок, в соответствии с которым будут оцениваться заявки.
  12. Положение о конфликте интересов.
  13. Механизм защиты заказчика от недобросовестных поставщиков.

Не беда, если сразу не удастся составить идеальное Положение, ведь в него в любое время можно внести коррективы . Главное - вовремя опубликовать изменения. Это нужно сделать в течение 15 дней после их утверждения. При этом публикуется новая редакция Положения и перечень изменений, которые были в него внесены.

Изменения в 2018 году

С начала текущего года , связанных с Положением о закупке. Учредители, собственники заказчиков по 223-ФЗ, а также иные уполномоченные органы должны разработать Типовые положения о закупках . Кроме того, им необходимо утвердить списки подведомственных учреждений и организаций, которые должны при разработке собственного Положения руководствоваться типовым документом.

В Типовом положении должны присутствовать разделы, регулирующие:

  • порядок подготовки и проведения закупки;
  • способы, которыми будут определяться исполнители;
  • особенности участия ;
  • сроки заключения договоров.

Еще одно изменение внесено в отношении дочерних организаций государственных компаний - они могут присоединиться к Положению головной организации . Такая практика существовала и раньше, но теперь это закреплено в законе.

Как разместить Положение в ЕИС

Положение размещается в личном кабинете заказчика в ЕИС. Порядок действий таков:

  1. Войти в раздел «Реестр положении о закупках » и нажать кнопку «Создать положение о закупке »:
  2. В следующем окне нужно выбрать «Размещение собственного положения »:
  3. Заполнить форму, ведя основные сведения:
  4. Загрузить файл с Положением в разделе «Документы ».
  5. Если заказчик обязан применять Типовое положение - заполнить дополнительные вкладки.
  6. Отметить способы определения поставщика, которые будут применяться:
  7. Завершить правку и разместить Положение.

Заказчики, которые присоединяются к положению о закупке головной организации, предпринимают другой порядок действий.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О мерах по реализации Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в Московской области


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 19 февраля 2015 года N 62/5 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 19.02.2015);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 16.05.2016);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.01.2017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.05.2018).

____________________________________________________________________


В целях обеспечения гласности и прозрачности закупок, осуществляемых в соответствии с , Правительство Московской области
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 .

постановляет:

1. Установить, что Комитет по конкурентной политике Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным на осуществление методологической поддержки при проведении государственными унитарными предприятиями Московской области, государственными бюджетными учреждениями Московской области, субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность на территории Московской области, государственными автономными учреждениями Московской области, юридическими лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Московской области, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Московской области в совокупности превышает 50 процентов (далее - Заказчики), закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" , а также уполномоченным на утверждение типового положения о закупке товаров, работ, услуг и определение государственных бюджетных учреждений Московской области, государственных автономных учреждений Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области, для которых применение такого типового положения о закупке товаров, работ, услуг является обязательным при утверждении ими положения о закупке товаров, работ, услуг или внесении в него изменений
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 ; в редакции, введенной в действие с 11 мая 2018 года постановлением Правительства Московской области от 24 апреля 2018 года N 275/16 .

2. Пункт утратил силу с 11 мая 2018 года - ..

3. Рекомендовать Заказчикам:

абзац утратил силу с 11 мая 2018 года - постановление Правительства Московской области от 24 апреля 2018 года N 275/16 ;

осуществлять планирование и закупки посредством Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области;

при принятии решения о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой от 5 млн. рублей предусмотреть возможность включения в состав комиссии по осуществлению закупок (за исключением хозяйственных обществ) представителя центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, государственного органа Московской области, в ведомственном подчинении которого находится Заказчик (по согласованию).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 .

3_1. Центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, государственным органам Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся Заказчики, обеспечить:

1) согласование разработанных Заказчиками проектов планов закупки товаров, работ и услуг в течение 7 рабочих дней со дня получения такого проекта, проектов изменений, предполагаемых к внесению в планы закупки товаров, работ и услуг, в течение 5 рабочих дней со дня получения такого проекта;

2) согласование закупок, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта в течение 3 рабочих дней со дня получения от Заказчика документов о закупке;

3) согласование Заказчиками с Комитетом по конкурентной политике Московской области в срок, не превышающий 10 рабочих дней после согласования с центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, государственным органом Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся Заказчики:

3.1) закупок, предметом которых являются:

автотранспортные средства, автотранспортные услуги и специализированная техника;

мебель;

услуги по организации праздничных, культурно-массовых и иных досуговых мероприятий;

услуги специализированной организации;

3.2) осуществления закупок посредством закрытого конкурса, закрытого аукциона, иных закрытых способов закупки;

3.3) дополнительной закупки поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг более чем на десять процентов;

4) согласование Заказчиками с Главным управлением региональной безопасности Московской области закупок:

услуг по охране объектов, находящихся в государственной собственности Московской области;

работ по установке технических средств охраны и видеонаблюдения на объектах, находящихся в государственной собственности Московской области;

5) принятие и размещение в единой информационной системе в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года Заказчиками в случаях, установленных законодательством:

перечней товаров, работ, услуг в структурированном виде, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

перечней товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) принятие Заказчиками в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в срок не позднее 31 декабря текущего календарного года положений о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, утвержденным федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

7) осуществление Заказчиками по утвержденному перечню закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) контроль за размещением Заказчиками информации о закупках в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и положениями о закупке.
(Пункт 3_1 дополнительно включен с 17 мая 2016 года постановлением Правительства Московской области от 16 мая 2016 года N 361/13 ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2017 года постановлением Правительства Московской области от 10 января 2017 года N 3/1 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области И.Н.Габдрахманова.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьёв

Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Московской области от 19 августа 2014 года N 666/31

____________________________________________________________________
Утратило силу с 11 мая 2018 года -
постановление Правительства Московской области
от 24 апреля 2018 года N 275/16 .
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

До конца 2018 года все заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, обязаны привести свои положения о закупках в соответствие с изменениями, которые были внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Как отразить эти изменения в положении и при этом сохранить привычную работу с закупками – расскажем в статье.

Конкуренция формальная и фактическая

В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.

В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет. Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика. А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов Что же отличает конкурентную закупку от всех остальных? Для того, чтобы назваться таковой по правилам Закона № 223-ФЗ, закупка должна отвечать одновременно всем требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В частности, в закупочной документации нельзя указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте, кроме закрытого перечня случаев, прямо указанных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.

Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году

Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся — но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.

Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины. Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок. И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».

Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах. Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание». Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.

В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:

  • запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
  • запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
  • обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
  • обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.

Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.

Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам. Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ. И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.

«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова

Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».

Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.

Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16-23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?

  1. Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  2. Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2-4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  3. Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  5. Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
  6. Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ). При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.

Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя. Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках. Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.

На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ. И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным. Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.

Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках. Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».

Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:

  • Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
  • Протокол предварительного квалификационного отбора.
  • Протокол вскрытия конвертов.
  • Протокол оценки и сопоставления заявок.
  • Протокол переторжки.
  • Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
  • Итоговый протокол закупок.

По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.

Закупки с участием малого бизнеса

Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 , то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках. Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п. — заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.

Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.

При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью. Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных. Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.

В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств. Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.

Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.

Поделиться: