Права и обязанности должностного лица. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

В ТК РФ прописана ответственность за нарушение трудового законодательства для работников и работодателей. О том, какие и в каких случаях применяются меры наказания, читайте в этой статье.

Какая статья ТК РФ регулирует вопросы привлечения к ответственности

Согласно ст. 419 ТК РФ, виновные в нарушении трудовых прав привлекаются к дисциплинарной и/или материальной ответственности в порядке, который устанавливает трудовое законодательство либо другой федеральный закон. Также допускается привлечение виновных к административной и уголовной ответственности в порядке, введенном федеральными законами.

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

В РФ действуют следующие виды ответственности за нарушение трудового законодательства:

  1. Дисциплинарная - наступает для работников за нарушение трудового распорядка, что является дисциплинарным проступком. Выражается в виде дисциплинарного взыскания.
  2. Материальная - наступает для работодателей и для работников в случае нанесения ущерба пострадавшей стороне и состоит в обязанности возместить ущерб. В отличие от ситуации с сотрудником, работодателя могут обязать возместить не только фактически нанесенный ущерб, но и размер упущенной выгоды.
  3. Административная - наступает для руководителя и иных должностных лиц, совершивших административные правонарушения. К виновным применяется административное наказание в виде штрафа.
  4. Уголовная - применяется к руководителям, совершающим самые тяжкие нарушения ТК РФ. Виновным могут временно запретить занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.

Стоит отметить: существует еще гражданско-правовая ответственность за нарушения трудового законодательства. Она во многом схожа с материальной ответственностью, однако, в отличие от последней, регулируется нормами не Трудового Кодекса, а федеральными законами и Гражданским Кодексом РФ. Гражданско-правовая ответственность предусматривает для руководителя необходимость возмещения организации или работникам убытков, причиненных его виновными действиями.

Примеры привлечения к разным видам ответственности

Рассмотрим подробнее, при каких нарушениях применяются те или иные виды ответственности и какие предусмотрены наказания.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность для сотрудника наступает при совершении дисциплинарного проступка. Это невыполнение или исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей по вине работника. Согласно абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ, допустимы следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Некоторые категории работников могут подвергаться и другим видам дисциплинарных наказаний. Для них существуют уставы и положения о дисциплине, установленные федеральными законами (Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ и др.).

Некоторые предприятия вводят штрафы за опоздания, несоблюдение внутреннего дресс-кода. Такие санкции незаконны. В абз. 4 ст. 192 закона №197-ФЗ есть указание о запрете на применение дисциплинарных взысканий, которые не указаны в ТК РФ, уставах и положениях о дисциплине, установленных федеральными законами.

Согласно абз. 5 ст. 193 закона №197-ФЗ, разрешается применять лишь 1 дисциплинарное наказание за каждое нарушение. Вид наказания выбирается, исходя из тяжести проступка и обстоятельств произошедшего.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства в 2019 году - не обязательная мера. Работодатель вправе не применять взыскание по своему решению (абз. 1 ст. 192 закона №197-ФЗ).

До того, как применить дисциплинарное взыскание, работодателю необходимо затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если работник отказывается давать объяснение, это не будет препятствием для применения взыскания. Дисциплинарное взыскание может применяться не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам проверки либо ревизии – не позднее 2 лет со дня его совершения.

Материальная ответственность

Материальная руководителя перед компанией состоит в обязанности в полной мере возместить прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 277 закона №197-ФЗ). Еще руководитель возмещает юрлицу убытки, которые возникли по его вине.

Материальная ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении работника возникает при:

  • незаконном лишении сотрудника возможности исполнять служебные обязанности (ст. 234 закона №197-ФЗ);
  • причинении имущественного ущерба работнику (ст. 235 закона №197-ФЗ);
  • задержке выдачи зарплаты или других положенных выплат работнику (ст. 236 закона №197-ФЗ). Об ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы читайте ;
  • нанесении морального вреда сотруднику (ст. 237 закона №197-ФЗ).

В зависимости от обстоятельств нанесения ущерба работодатель вправе принять решение не взыскивать его на основании ст. 240 закона №197-ФЗ.

Административная ответственность

Дополнительный факт

Каждый руководитель владеет информацией о персональных данных своих сотрудников. Разглашение этой информации также может привести к наказанию должностного лица. Его могут привлечь как к административной, так и к материальной, и даже к уголовной ответственности. Больше об ответственности за разглашение персональных данных работодателем читайте .

В КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства. К административным нарушениям относятся следующие:

  • нарушение ТК РФ и законодательства об охране труда (ст. 5.27 КоАП);
  • уклонение от участия в переговорах по вопросам подписания коллективного договора либо нарушение срока его заключения (ст. 5.28 КоАП);
  • непредоставление сведений, необходимых для ведения коллективных переговоров и организации контроля за соблюдением условий коллективного договора (ст. 5.29 КоАП);
  • немотивированный отказ от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП);
  • нарушение или отказ от выполнения обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП);
  • уклонение от получения требований сотрудников и от участия в процедурах примирения (ст. 5.32 КоАП);
  • неисполнение условий соглашения (ст. 5.33 КоАП);
  • увольнение сотрудников вследствие коллективного трудового спора и забастовки (ст. 5.34 КоАП);
  • принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40 КоАП);
  • нарушение прав инвалидов в части трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП);
  • сокрытие страхового случая (ст. 5.44 КоАП);
  • несоблюдение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ (ст. 18.10 КоАП).

Административная ответственность руководителя за нарушение трудового законодательства (чаще всего это ) заключается в наложении штрафа. Возможна и дисквалификация - лишение человека права работать руководителем, входить в состав совета директоров, вести предпринимательскую деятельность по управлению юрлицом (ст. 3.11 КоАП).

Дисквалификация применяется в отношении физических лиц, которые выполняют управленческие функции в компаниях. Штрафы за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.28 — 5.33, 5.44 КоАП, могут применяться и к юрлицам - работодателям, и к должностным лицам - их представителями. Штрафы за совершение правонарушений, предусмотренных статьями ст. 5.27, 5.40, 5.42 , применимы лишь к физическим лицам.

О штрафах за нарушение трудового законодательства расскажут в данном видео

Уголовная ответственность

В ряде случаев вводится уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства. К уголовным преступлениям относятся:

  • нарушения правил охраны труда, совершенные по неосторожности и повлекшие за собой нанесение тяжкого вреда здоровью либо смерть работника (ст. 143 УК);
  • немотивированный отказ в трудоустройстве, необоснованное либо матери детей младше 3 лет (ст. 145 УК);
  • задержка зарплаты на срок более 2 месяцев, которая возникла из-за корыстной или другой личной заинтересованности (ст. 145.1 УК).

За совершение этих преступлений вместе с другими видами наказаний допускается лишение виновных лиц права устраиваться на определенные должности либо заниматься некоторыми видами деятельности на срок до 5 лет.

Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях

По действующим положениям КоАП РФ могут нести ответственность не только обычные граждане за те или иные нарушения, но и должностные лица. Чаще всего это происходит вследствие несоблюдения Трудового законодательства или нормативных актов, предписывающих правила ведения трудовых книжек, личных карточек работников или по причине немотивированного отказа в трудоустройстве.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административная ответственность для должностных лиц наступает по причине ненадлежащего исполнения или вовсе неисполнения своих служебных обязанностей. Так или иначе, процедура привлечения напрямую бывает связана с Трудовым законодательством, т.к. зачастую такие граждане не соблюдают именно его нормы.

Какие меры чаще всего принимаются в отношении такой категории граждан:

  • Наложение штрафа;
  • Освобождение от занимаемой должности на определенный срок;
  • Дисквалификация физических лиц, наделенных полномочиями должностных лиц в бюджетных или коммерческих организациях.

Должностное лицо: определение, кто им является

Многие люди ошибочно считают, что должностным лицом могут быть руководители любых организаций, но это вовсе не так. По КоАП РФ под таким лицом следует понимать граждан, занимающих руководящие посты и наделенными властными полномочиями. На предприятиях они занимаются административными, экономическими, организационными или хозяйственными вопросами, а также координируют действия других работников, если такие проблемы находятся в их ведении.

Уголовный Кодекс трактует понятие «должностное лицо» несколько иначе: под ним в данном случае подразумеваются граждане, руководящие воинскими частями или формированиями, а также занимающие главные должности в государственных или муниципальных организациях. Например, сюда можно отнести следующих работников:

  • главы администраций муниципальных округов и образований, их заместителей;
  • руководителей структурных подразделений и отделов администраций.

Четкого определения должностного лица в законодательстве нет, т.к. все зависит от того, к какой ответственности гражданин привлекается. Если он совершил уголовно наказуемое деяние, то как такое лицо может быть привлечен только сотрудник муниципального или государственного учреждения, а если правонарушение трактуется КоАП РФ, то здесь список категорий граждан, попадающих под соответствующее понятие, несколько расширяется.

С учетом уголовного и административного законодательств к должностным лицам относятся следующие категории работников:

  • Главы муниципальных или государственных организаций;
  • Руководители силовых ведомств и их подразделений (МВД, ФСБ и т.д.);
  • Командиры военных частей и формирований;
  • Директоры коммерческих предприятий, оформленных в качестве юридических лиц (напр., ООО);
  • Сотрудники низшего звена, выполняющие организационные, административные или хозяйственные функции (напр., начальники цехов);
  • Физические лица, работающие в качестве индивидуальных предпринимателей.

В последнем случае административная ответственность наступает только тогда, когда физическое лицо приравнивается к юридическому или должностному.

Когда наступает ответственность для должностных лиц по законодательству?

Для такой категории граждан предусмотрены санкции практически всех статей КоАП РФ, поэтому привлечь к административной ответственности можно за любое совершенное правонарушение, находящееся в рамках данного Кодекса. Какие ситуации встречаются наиболее часто:

  • Нарушение законных прав и свобод граждан: непредоставление списков избирателей, несоблюдение агитационной политики в СМИ перед выборами,отказ в предоставлении отпуска для участия в референдумах или выборах и т.д.;
  • Нарушения в области охраны частной или муниципальной собственности: незаконный захват участков земли или лесов, проведение строительных работ без соответствующих разрешений, повреждение или полное уничтожение объектов, имеющих культурную или историческую ценность;
  • Нарушения в сфере природопользования или охраны окружающей среды: игнорирование экологических норм при обращении с производственными отходами, несоблюдение правил использования недр или охраны водных объектов;
  • Правонарушения в области сельского хозяйства, мелиорации земель или ветеринарии: несоблюдение правил борьбы с вредителями растений, незаконное культивирование наркотических растений, ввоз или вывоз растений в период карантина;
  • Нарушения в информационной области и связи: незаконное подключение к сетям электроснабжения, самовольное проектирование или установка радиоэлектронных приборов; использование, изготовление или продажа электрических предметов, не соответствующих ГОСТам и не оформленных документально;
  • Административные проступки в области предпринимательской деятельности: ведение такой деятельности без регистрации ИП или ООО, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, противозаконное проведение азартных игр, продажа товаров ненадлежащего качества или изготовленных с нарушением требований ГОСТов;
  • Правонарушения в области оборота ценных бумаг, страхования или финансов: несоблюдение сроков регистрации в УФНС, несвоевременное открытие счетов налогоплательщиков, нарушения требований бухучета, нарушение правил декларирования на производстве;
  • Нарушение таможенных правил: недекларирование наличных денег 9если это требуется), несоблюдение правил зоны таможенного контроля, незаконное перемещение или провоз товара через границу.

Таким образом, ответственность для должностных лиц по КоАП РФ предусмотрена сразу несколькими главами в зависимости от вида правонарушения: гл. 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 17, 19, 21. Список административных правонарушений может быть дополнен законодательными актами на уровне субъектов, но все они связаны между собой принципом защиты прав, интересов и свобод граждан и работников, трудящихся в коммерческих или бюджетных организациях.

Административная ответственность: порядок и сроки привлечения должностных лиц

Процедура привлечения к должностного лица к ответственности начинается с составления проверяющим органом протокола о правонарушении. Вместе с тем, инспектор собирает все необходимые доказательства и свидетельские показания, затем направляет протокол вместе с доказывающими документами в Инспекцию по охране труда, прокуратуру, суд, сельский совет, ОВД или специальную комиссию.

Во время рассмотрения дела обычно присутствует сам обвиняемый или его законный представитель, но могут быть приглашены свидетели и адвокат. После рассмотрения дела уполномоченное лицо или орган принимает решение о снятии обвинений или наложении административных санкций.

Сроки привлечения к ответственности зависят от конкретной ситуации:

  • Если нарушение не имеет сроков давности или относится к долгосрочным, отсчет начинается с момента его обнаружения и составления протокола или иного фиксирующего проступок документа;
  • Срок применения наказания составляет 2 месяца с даты совершения недолгосрочного деяния.

Какие существуют особенности привлечения к ответственности по КоАП РФ?

Наиболее часто к должностным лицам применяются такие меры, как штраф или дисквалификация. Размер денежного взыскания зависит от тяжести и характера проступка, и может варьироваться от 5 000 до 50 000 руб., но в некоторых случаях он превышает последнюю сумму.

Существуют и другие виды наказаний:

  • Приостановление деятельности на период до 90 суток, но по решению суда такой срок в отдельных случаях может быть увеличен;
  • Конфискация предметов, с помощью которых лицо совершило административное правонарушение. Например, изъятие несертифицированных товаров или предметов, не соответствующих требованиям, или же конфискация речного транспорта, если с его борта производилась незаконная ловля рыбы.

По закону за каждое правонарушение должностные лица и обычные граждане могут привлекаться только один раз. В некоторых случаях возможно назначение более тяжелого наказания, если один и тот же административный проступок совершается повторно, но за первый случай чаще всего применяются самые легкие санкции – штрафы.

Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии.

В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под рассматриваемую категорию, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Перечислим их далее.

Граждане, которые не являются должностными лицами, но несут такую же административную ответственность

К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:

  1. Руководители и работники компаний, совершившие нарушения при осуществлении организационных и распорядительных, административных и хозяйственных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие.
  3. Члены советов директоров организаций, коллегиальных органов, счетных и ревизионных комиссий, комиссий по упразднению юрлиц, а также учредители компаний (только по некоторым составам правонарушений, например по ст. 19.7.12 КоАП РФ).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, контрактные управляющие (только по некоторым составам КоАП РФ, например по ст. 19.7.2).
  5. Организаторы госзакупок, лица, их проводящие, а также члены комиссий по закупкам (только по некоторым статьям, например ст. 7.32.3 КоАП РФ).
  6. Члены комиссий по лицензированию деятельности (только по ст. 19.6.2 КоАП РФ).
  7. ИП, если специальными законодательными нормами не установлены иные правила.
  8. Работники ИП, допустившие наказуемые деяния в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18).
  9. Организаторы торгов, а также лица, проводящие торги (только по ст. 7.32.4 КоАП РФ).

Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ

Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).

Пошаговая процедура выглядит следующим образом:

  1. Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
  2. Протокол передается на рассмотрение.
  3. Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.

Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть .

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц

Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.

Не знаете свои права?

К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:

  1. Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
  2. Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
  3. Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
  4. Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.

Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.

Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:

  • лишения прав;
  • ареста;
  • выдворения;
  • приостановления деятельности;
  • обязательных работ;
  • запрета посещать места, где проводятся соревнования.

Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.

Подробнее обо всех видах административных наказаний можно прочесть в статье «Понятие и виды административной ответственности » .

Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)

Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?

Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.

Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего

Все мы часто слышим о неких должностных лицах, занимающих высокие посты и осуществляющих важные функции. Кто это такие и чем они отличаются от обычных граждан? Ответ на этот вопрос предоставляет российский Административный кодекс - КоАП. Должностные лица, их статус и обязанности будут рассмотрены в этой статье.

Понятие должностного лица

Российский гражданин, осуществляющий функции представителя власти, именуется должностным лицом. Причем власть необязательно должна быть государственной. Человек может приобрести рассматриваемый статус, занимая начальствующую должность в общественном учреждении, партии, на предприятии или даже в производственной организации. В большинстве случае функции, которые реализует должностное лицо, тесно связано с административно-хозяйственной и организационно-распорядительной деятельностью.

Существует несколько определений понятия "должностное лицо". КоАП РФ гласит о физическом лице, что совершило административной правонарушение. УК РФ указывает на уголовное преступление, а ГК РФ - на гражданские правоотношения. Если же смотреть на понятие сквозь призму российских верхов, то речь идет о представителе органа государственной власти РФ. Далее следует рассмотреть определение, предоставленное российским Административным кодексом.

Должностное лицо: ст. 2.4 КоАП РФ

В Административном кодексе России дается исчерпывающее определение представленному понятию. Согласно закону, под должностным лицом понимается гражданин, который наделен определенными властными полномочиями в установленном законом порядке. Лицо распространяет свои функции на граждан, не находящихся в служебной зависимости от него.

Должностные лица, по определению КоАП, реализуют функции административно-хозяйственного и распорядительно-организационного характера. Такие лица могут осуществлять свои полномочия в следующих общественных сферах:

  • российские Вооруженные Силы;
  • инстанции местного самоуправления;
  • государственные и муниципальные организации.

Лица, нарушившие возложенные на них обязанности и полномочия, будут наказаны в соответствии со статьями КоАП "О должностных лицах". Некоторые такие статьи будут подробно разобраны далее.

О статусе должностного лица

Кто является должностным лицом по КоАП РФ? Ответить на этот вопрос можно, но только предварительно определив статус лица. Для этого необходимо обратить внимание на правовую регламентацию присвоенных полномочий. При этом статус не зависит от объективной реализации осуществляемых функций.

Должностное лицо имеет право реализовывать вверенные ему права, либо воздерживаться от них. Однако от обязанностей гражданин отказаться не может. Таким образом, в данной сфере преобладает равное соотношение императивных и диспозитивных начал. В административном праве есть возможность отождествлять частноправовую и публичную деятельность, которая относится к ведению должностного лица. Нужно заметить, что подобное отождествление возможно лишь в сфере административного права. Так, в уголовной сфере лицо имеет возможность реализовывать лишь публичные полномочия.

Особенности должностного лица в административном праве

КоАП закрепляет виды ответственности как для юридических, так и для должностных лиц. В большинстве случае санкции на гражданина возлагаются за неправильное исполнение обязанностей, либо за полное их неисполнение.

Должностные лица могут нести ответственность как в административной сфере, так и в любой другой. В частности, нередким явлением будет назначение гражданину наказания согласно уголовному праву. В законодательстве уголовного типа под должностными лицами понимаются граждане, временно или постоянно реализующие функции представителя власти. Глава 30 Уголовного кодекса РФ целиком посвящена должностным лицам.

КоАП РФ предоставляет куда более широкое и объемное определение. В административном праве субъектом ответственности является лицо, совершившее правонарушение в сфере своих полномочий. Это не только руководители и представители начальствующего состава, но и обычные государственные работники, реализующие административные, хозяйственные и распорядительные функции.

Должностные лица и обычные граждане

В административно-правовой сфере должностными лицами считаются как представители государственной власти, так и некоторые обычные работники. Так в чем же отличие между простыми людьми и должностными лицами? Согласно КоАП РФ, в категорию должностных лиц входят граждане, работающие в государственных органах и осуществляющие там ряд функций административно-хозяйственного характера. Сюда же следует отнести физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - так называемых ИП. Именно здесь возникает немало нареканий и споров.

Можно подумать, что индивидуальные предприниматели далеки от определения КоАП "должностное лицо". Если брать деятельность ИП, а также нарушения в сфере реализации полномочий, то юридическая природа будет напоминать деятельность обычных юр. лиц. Мотивы, характер деяний, состав нарушений - все это указывает на отдаленность ИП от должностных лиц. И это не случайно. В последнее время законодатель действительно стал отходить от отождествления ИП и должностных граждан. Ряд частных случаев показал, что ответственность предпринимателей все чаще стала формироваться с опорой на дела юридических лиц. Простой пример - недавнее примечание к статье 16.1 КоАП РФ. Ответственность ИП отныне относится к категории юр. лиц, но не во всех случаях. Пока что подобное правило действует для статьи 7.34 КоАП о нарушении пользования земельными участками.

Правонарушения должностных лиц

В "особой части" российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц - это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан. Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Санкции за правонарушения

Устанавливаются ли для должностных лиц какие-то особые виды санкций? Российский Административный кодекс гласит, что назначение наказания для организации не освобождает от ответственности и должностных лиц. Самый частый вид наказания для таких граждан - административный штраф и дисквалификация.
В последнем случае речь идет о лишении возможности занимать профессиональную должность в течение определенного судом срока. Простой пример - высшее должностное лицо субъекта РФ. Губернатор, глава республики, округа или любого другого региона может быть уволен за какое-либо правонарушение. Иногда дисквалификация может совпадать с люстрацией - но только в случаях смены власти на территории всей страны.

Примеры должностных лиц

По одному лишь юридическому статусу должностное лицо определить не так уж и просто. КоАП, к сожалению, не предоставляет подробной информации об отдельных видах профессий. Именно поэтому стоит рассмотреть примеры из практики.

Нередко граждане устраиваются на работу, после чего никак не могут понять, являются ли они должностными лицами. Права и обязанности в данном случае есть лучший способ определения статуса. Для примера можно взять кладовщика. Казалось бы, может ли такой работник приобрести рассматриваемый статус? На самом деле может, если подпишет документ о материальной ответственности. В этом же случае у него появятся распорядительные полномочия, он получит право по своему усмотрению принимать или выдавать товар. Такое случается, но не часто: иногда работодатели решают доверить своим подчиненным часть собственных функций. Хорошо это или нет - вопрос спорный. Простые работники, получив статус должностного лица, приобретают и особый вид ответственности. А потому на них могут возлагаться санкции в случае допущения нарушений всей организацией.

Права и обязанности должностных лиц

От проблемы возложения ответственности на должностных лиц стоит перейти к проблеме возложения ответственности от имени таких граждан. Должностные лица из системы государственных органов имеют своей обязанностью защиту государственного строя и борьбу с беззаконием. Основной их задачей является обеспечение целесообразного, добросовестного, справедливого и законного привлечения нарушителей порядка к административной ответственности. Для этого определяется круг государственных деятелей, которые и являются должностными лицами, после чего происходит наделение их полномочиями.

Более шестидесяти надзорных органов рассматривают административные дела, коих в КоАП насчитывается порядка четырехсот. Например, ОВД имеют дело с 50 видами нарушений, среди которых есть сферы дорожного движения, охраны порядка и т. д. В ОВД должностными лицами являются руководители и их заместители. Именно эти лица рассматривают случаи нарушения закона.

Задачи должностных лиц

Стоит рассмотреть работу должностных лиц по выявлению правонарушений на примере ОВД. Именно эта инстанция реализует большую часть функций в области профилактики и пресечения правонарушений. Происходит рассмотрение дел следующего характера:

  • нарушение правил пребывания на государственной границе;
  • появление в общественных местах в пьяном виде;
  • мелкое хулиганство;
  • распитие алкоголя в общественных местах;
  • нарушение правил безопасности на дорогах и др.

Власть ОВД затрагивает многие сферы общественной жизни, однако она не беспредельна. Стоит также отметить, что не соответствующие закону действия и бездействия должностного лица могут быть выявлены и осуждены другим должностным лицом.

Уполномоченные инстанции

Какие должностные лица вправе решать дела об административных правонарушениях? Здесь все зависит от тяжести нарушения закона. Так, стоит обратить внимание на следующие инстанции:

  • таможенные и налоговые органы, военкоматы, службы пограничного характера;
  • органы исполнительной власти;
  • коллегиально-административные комиссии;
  • комиссии по делам несовершеннолетних лиц;
  • мировые судьи, а также судьи из районных и областных судов.

Государственные служащие в России делятся на федеральных и региональных. На федеральном уровне действуют Парламент, Правительство и Президент. На региональном - высшее должностное лицо субъекта РФ, региональные органы власти и суды.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные , 13.25 , 14.24 , 14.25 , 14.55 , 14.56 , частью 3 статьи 14.57 , 14.61 , 14.63 , 14.64 , 15.17 - 15.22 , 15.23.1 , 15.24.1 , 15.25 , 15.26.1 , 15.26.2 , 15.29 - 15.31 , 15.37 , 15.38 , частью 9 статьи 19.5 , 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные - 7.32 , 7.32.5 , частями 7 , 7.1 статьи 19.5 , статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3 , частью 7.2 статьи 19.5 , статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.


Судебная практика и законодательство - КоАП РФ. Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (см. примечание к ст. 2.4 Кодекса), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и соответствующего должностного лица. Причем, поскольку КоАП РФ не предусматривает в данном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, к юридическому и должностному лицу может быть применена любая мера наказания в пределах санкции соответствующей статьи.


Поделиться: