Постановление правительства рф n 305. Нормативные материалы
Постановление Правительства РФ от 17.03.1999 N 305 (ред. от 29.12.2016) "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба"
Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 17.03.1999 N 305 (ред. от 29.12.2016) "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба"
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1999 г. N 305 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов и размеров ежемесячного денежного поощрения по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст. 1604; 2001, N 50, ст. 4741, 2008, N 6, ст. 506) приказываю.
2. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны), в том числе с применением риск-ориентированного подхода.
Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 305 (ред. от 22.07.2017) "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
Указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области гражданской обороны.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны" (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04,2009 N 347)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2009 № 347, от 21.04.2010 № 268, от 22.07.2017 № 864)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. ФРАДКОВ
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
1. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
2. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны), в том числе с применением риск-ориентированного подхода.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
3. Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.4. Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий:
А) организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;
Б) запрашивают в установленном порядке необходимые материалы и информацию в области гражданской обороны у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
В) взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны с органами государственного надзора в других сферах деятельности;
Г) организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения установленных требований в области гражданской обороны;
Д) участвуют в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны;
Е) рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц;
Ж) осуществляют другие меры по государственному надзору в области гражданской обороны, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4(1). При проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностные лица в соответствии с перечнем, указанным в пункте 5 настоящего Положения, обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Проверочные листы (списки контрольных вопросов) содержат перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям установленные требования в области гражданской обороны, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
5. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.6. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
А) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
Б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
В) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
Г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
Д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
7. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, обязаны:
А) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
Б) не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны;
В) осуществлять в ходе проведения мероприятий по контролю и государственному надзору в области гражданской обороны разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о гражданской обороне;
Г) соблюдать права и законные интересы организаций и граждан;
Д) не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
Е) знакомить должностных лиц организаций либо их представителей с результатами мероприятий по государственному надзору в области гражданской обороны;
Ж) выполнять требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;
З) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
И) осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны;
К) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
Л) анализировать организацию работы в области гражданской обороны на поднадзорных (подконтрольных) объектах;
М) выполнять иные установленные законодательством Российской Федерации обязанности по государственному надзору в области гражданской обороны.
8. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны, обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами.
9. Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан.10. Решения должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
11. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, назначаются и освобождаются от должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает в пределах своих полномочий порядок осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, определяющий в том числе:порядок действия органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а также соответствующие права и порядок действия указанных в пункте 5 настоящего Положения должностных лиц этих органов;
Перечень и формы документов по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны;
Перечень должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
13. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 22.07.2017 № 864.
14. В целях применения при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска согласно приложению.15. Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
16. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:а) отнесения организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;
Б) начала эксплуатации организациями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями потенциально опасных объектов и (или) критически важных объектов;
В) включения организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
Г) принятия на баланс организациями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями защитных сооружений гражданской обороны;
Д) окончания проведения последней плановой проверки организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах «а» - «г» настоящего пункта.
17. Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.18. В случае пересмотра решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к категории низкого риска.
19. Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, ведут перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки.
Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории риска, в перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки, осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к соответствующим категориям риска.20. Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки, содержат следующую информацию:
А) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории высокого, значительного или среднего риска;
Б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
В) индивидуальный номер налогоплательщика;
Г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории высокого, значительного или среднего риска;
Д) реквизиты решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя к категории риска.21. Размещение на официальных сайтах органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, информации о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категории высокого, значительного или среднего риска, содержащейся в перечнях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.22. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, орган, осуществляющий государственный надзор в области гражданской обороны, предоставляет в установленном порядке юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию об отнесении их деятельности к категории риска, а также сведения, использованные при отнесении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя к определенной категории риска.23. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых отнесена к одной из категорий риска, вправе подать в установленном порядке в орган, осуществляющий государственный надзор в области гражданской обороны, заявление об изменении ранее присвоенной ему категории риска.
Приложение
К Положению о государственном надзоре
В области гражданской обороны
КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА
1. С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:
Деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;
Деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
Деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;
Деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса;
Б) к категории значительного риска - деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;
Деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;
Деятельность организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;
2. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям высокого, значительного и среднего риска, подлежит отнесению соответственно к категориям значительного, среднего и низкого риска при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выявленного при последней плановой проверке.
3. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая отнесению к категориям значительного, среднего и низкого риска, подлежит отнесению соответственно к категориям высокого, значительного и среднего риска при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выявленного при последней проверке.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 1999 г. N 305 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба" (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 17 марта 1999 г. N 305
"О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба"
С изменениями и дополнениями от:
В целях обеспечения социальной защищенности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Разрешить Министру обороны Российской Федерации и руководителям федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых законом предусмотрена военная служба, сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемой воинской должности на время их военной службы в новой воинской должности.
2. Мероприятия, связанные с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах ассигнований, предусматриваемых на выплату денежного довольствия военнослужащим в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба.
Разрешено сохранять за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, назначенными с их согласия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами, месячные оклады по ранее занимаемым воинским должностям на время их военной службы в новой воинской должности.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 1999 г. N 305 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба"
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1540
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882) Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое о государственном надзоре в области гражданской обороны.
Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны
(утв. Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 305)
(с изменениями от 22 апреля 2009 г., 21 апреля 2010 г.)
1. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
2. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны).
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
4. Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий:
а) организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны;
Комментарий ГАРАНТа
См. Административный регламент МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС РФ от 9 августа 2010 г. N 381
б) запрашивают в установленном порядке необходимые материалы и информацию в области гражданской обороны у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
в) взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны с органами государственного надзора в других сферах деятельности;
г) организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения установленных требований в области гражданской обороны;
д) участвуют в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны;
е) рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических лиц;
ж) осуществляют другие меры по государственному надзору в области гражданской обороны, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
7. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, обязаны:
а) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
б) не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны;
в) осуществлять в ходе проведения мероприятий по контролю и государственному надзору в области гражданской обороны разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о гражданской обороне;
г) соблюдать права и законные интересы организаций и граждан;
д) не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) знакомить должностных лиц организаций либо их представителей с результатами мероприятий по государственному надзору в области гражданской обороны;
ж) выполнять требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;
з) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
и) осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны;
к) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
л) анализировать организацию работы в области гражданской обороны на поднадзорных (подконтрольных) объектах;
м) выполнять иные установленные законодательством Российской Федерации обязанности по государственному надзору в области гражданской обороны.
8. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны, обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами.
9. Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан.
10. Решения должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
11. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, назначаются и освобождаются от должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает в пределах своих полномочий порядок осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, определяющий в том числе:
порядок действия органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а также соответствующие права и порядок действия указанных в настоящего Положения должностных лиц этих органов;
перечень и формы документов по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;
квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны;
перечень должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
13. Государственный надзор в области гражданской обороны в отношении специальных объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется по согласованию с руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.