Педагогические работники логопеды вредные условия труда. Действие опасных и вредных факторов условий труда и меры защиты от них

Вопрос:
Основной удлиненный оплачиваемый отпуск у учителей - 56 календарных дней. Нужно ли добавлять 7 календарных дней за вредные условия труда к этому отпуску?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если условия труда на рабочих местах учителей отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, то указанным работникам, помимо ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со ст. 117 ТК РФ.
Обоснование вывода:
Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 ТК РФ). Согласно ст. 120 ТК РФ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
Таким образом, ежегодный оплачиваемый отпуск включает в себя как основной отпуск (ст. 115 ТК РФ), так и дополнительные отпуска (статьи 116-119 ТК РФ), когда такие отпуска предоставляются работнику.
По общему правилу, продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников составляет 28 календарных дней. Отдельным категориям работников предоставляется удлиненный основной отпуск продолжительностью более 28 дней в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 115 ТК РФ). Так, согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого в зависимости от места работы и занимаемой должности установлена в настоящее время постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». При этом по некоторым должностям педагогических работников (в том числе учителей общеобразовательных учреждений) предусмотрен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Условия предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков указаны в статьях 116-119 ТК РФ. При этом право работника на предоставление ему удлиненного основного ежегодного отпуска никаким образом не может ограничивать его право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск при наличии оснований для его предоставления.
Статьей 117 ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Предоставление такого отпуска является одной из дополнительных гарантий, установленных законодательством и призванных компенсировать негативное воздействие на здоровье работников, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях (смотрите, например, определение Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 21-О). Таким образом, работа во вредных и (или) опасных условиях труда является самостоятельным основанием предоставления ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска, независимым от продолжительности основного отпуска.
Соответственно, если в рассматриваемом случае условия труда на рабочих местах педагогических работников по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда)*(1) отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, указанным работникам, помимо основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ).
___________________________
*(1) Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон N 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда. При этом ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Имеет ли право учитель-логопед, работая в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе на выплату компенсационного характера 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи? Трудовой договор, коллективный договор и положение об оплате составлены таким образом, что этот пункт вообще не оговаривается. Директор в выплате отказывает, объясняя ограниченностью бюджета, и тем что эта выплата платиться только в коррекционных школах. По роду своей деятельности я обязана вести коррекционную работу с детьми имеющими нарушения устной и письменной речи, кроме часть из этих детей обучается интегрированно в классах возрастной нормы по программам специальных (коррекционных) школ VII и VIII вида(это умственно отсталые учащиеся и с трудностями в обучении - задержкой психического развития) .занимаясь в группах и индивидуально. Работа строиться на основании Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., (По заказу Министерства образования РФ) Часть IV. Учитель-логопед: «Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используются 2 часа. В Письме Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98. № 20-58-07ин/20-4) :Об учителях-логопедах и педагогах психологах учреждений образования сказано: Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) , за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15-20 процентов. Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20 процентов определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии. За работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, ставка заработной платы учителей-логопедов повышается на 15- 20 процентов. Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих, кроме отклонений в развитии речи, другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи. Но письмо Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т больше не действует и поэтому получается такая неразбириха, тк действуют: "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год" г) размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями, установленными в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями и коллективными договорами, без проведения специальной оценки условий труда в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"; Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году" VI. Повышение ставок заработной платы и должностных окладовПеречень тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. 6.1. Педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях: 6.1.1. На 15-20% - за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития); Конкретный перечень работников, которым могут повышаться должностные оклады (ставки) на 15-20%, и конкретный размер этого повышения определяются руководителем образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении, или от степени и продолжительности общения с детьми и подростками с девиантным поведением специальных учебно-воспитательных учреждений; .6.1.13. На 20% - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов; Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 1998 г. N 20-53-1053/20-4 На основании Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии", а также письма Минобразования России от 4 февраля 1992 г. N 22-шт ставка заработной платы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) для детей с дефектами умственного или физического развития выплачивается воспитателям за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителям - логопедам и учителям - дефектологам - за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом учителям - логопедам ставка заработной платы за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, повышается и в том случае, если в образовательном учреждении не создано отдельных классов или групп для таких детей. Федеральный закон "ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)" Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года Статья 33. Социальные гарантии и льготы работникам, участвующим в осуществлении специального образования. 1. Работникам, участвующим в осуществлении специального образования, помимо прав и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для работников образовательных учреждений, предоставляется право на оплату труда по повышенным на 15-30 процентов тарифным ставкам (окладам) в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, а также от сложности выполняемой работы. Перечень соответствующих должностей и работ утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 2. В случае увеличения оп решению учредителя численности обучающихся, воспитанников в классах (группах) сверх нормативной численности, установленной для образовательного учреждения соответствующего типа или вида, тарифные ставки (оклады) работников, указанных в пункте 1 настоящей статьи, повышаются на один процент за каждый процент превышения нормативной численности обучающихся, воспитанников Приказ начальника Главного управления специальных программ Президента РФ от 20 августа 2008 г. N 31 "О системе оплаты труда гражданского персонала Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации и подведомственных ей федеральных казенных учреждений" 11.1. Выплаты компенсационного характера: повышение оклада учителям-логопедам за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, - в размере до 20 процентов оклада;

Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека. Факторы самого процесса труда и среды, в которой он протекает, оказывающие вредное действие на организм человека, называют вредным производственным фактором или профвредностью. Их делят на 4 группы:

  • психофизические,
  • физические,
  • химические,
  • биологические.

Вредное действие может проявиться быстрым утомлением (снижением работоспособности), снижением устойчивости организма к другим факторам, увеличению числа острых и хронических заболеваний и даже профессиональных, развитие которых связано действительно с условиями труда.

Выделяют еще опасный производственный фактор , он является причиной травм (механических, физических, химических, электрических).

Для предупреждения вредного действия на заводах, учреждениях проводится производственный контроль и аттестация рабочих мест. По условиям труда выделяютследующие классы:

Таблица 1

Классификация условий труда постепени вредности и опасности

Наименование класса

Риск для здоровья

Оптимальный

Условия, при которых сохраняется не только здоровье, но и создаются предпосылки для высокой работоспособности.

Допустимый

Факторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.

Вредный

Вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и оказывают вредное действие.

Функциональные изменения значительнее, возможно снижение работоспособности, сопротивляемости организма.

Рост общей заболеваемости, заболеваемости с потерей трудоспособности, начальные признаки профессиональных заболеваний.

Значительный рост общей заболеваемости, хронической патологии и профзаболеваний.

Опасный

В течение рабочей смены создается угроза жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых отравлений.

Из лекции Вы узнаете:

  • к какому классу относится труд педагога
  • какие вредные факторы могут негативно повлиять на здоровье
  • каким путем эти неблагоприятные эффекты можно предупредить.

Учитель находится с детьми в одном «эмоциональном кольце» и в одной среде. Они дышат одним воздухом, испытывают действие одних и тех же факторов внутришкольной среды (см. модуль 10, санитарно-гигиенический режим).

Список прфвредностей приводится ниже (табл.2).

Таблица 2

Профвредности в труде учителя

Психофизиологические

(связаны с профессом труда)

Средовые (внутришкольная среда)

1. Нервно-психическое напряжение

3. Гиподинамия

4. Нерациональный режим труда и отдыха

5. «Детская среда»

1. Неблагоприятный микроклимат

2. Нерациональное освещение

3. Проникающий шум

4. Радиочастотное излучение

5. Летучие химические вещества

6. Пыль сложного состава

7. Аэроионы

8. Бактерии

Средовые факторы

Учитель может испытывать действие как охлаждающего , так и нагревающего микроклимата , недостаточной освещенности , проникающего шума , загрязненного воздуха , пыли , содержащей мел, минеральные и органические примеси.

Поскольку за условиями пребывания детей ведется производственный контроль, то влияние средовых факторов на учителя выражено значительно меньше, чем тех, что связано с процессом труда.

Для учителей сохраняется опасность инфекций: гриппа, ОРВИ, гепатита А, туберкулеза, чесотки др. Поэтому они должны вакцинироваться наряду с детьми.

Психоэмоциональное напряжение (ПЭН)

Урок, занимающий в структуре времени основное место, является главной нагрузкой, которая предъявляет к его нервно-психической сфере наиболее высокие требования.

связана с новыми программами, учебниками, технологиями, необходимостью повышать постоянно свой профессиональный уровень, ответственность за результаты труда. Высоки требования окружающих к профессии учителя, его культурному уровню, моральным качествам, внешности, одежде. А контроли, тесты, экзамены, не всегда ожидаемые результаты?

Неблагоприятен и эмоциональный фон (общение с детьми, родителями, коллегами, возможные ссоры, срывы, конфликты).

Своеобразная «детская среда» (беготня, шум, гвалт). Учитель и дети в одном «эмоциональном кольце» и раздражение одного передается другому, это неблагоприятно отражается на обучении и здоровье как педагогов, так и учащихся.

Неравномерность учебной нагрузки в течение дня и недели еще одна особенность в учительском труде. Дополнительные занятия, мероприятия, проверка работ, классное руководство, «окна» в расписании.

В школе, как правило, нет условий для внутрисменного отдыха, приема пищи , что усиливает развивающееся утомление в течение длинного рабочего дня, задерживает восстановление.

Если по физическому напряжению труд педагога легкий (класс 1-2), то по напряженности он относится к третьему (вредному для здоровья классу) – 3.1-3.2.

Возможные неблагоприятные последствия – чувство тревоги, невротические состояния, неврозы.

Горловые нагрузки

Большое напряжение голосовых связок, так как часто учебная нагрузка превышает 18 часов в неделю. Это способствует развитию профессиональных ларингитов , увеличивает риск фарингитов и болезней органов дыхания .
При хроническом ларингите появляется:

  • хрипота,
  • быстрая утомляемость голоса,
  • ощущение першения,царапанье в горле, которое вызывает потребность постоянно откашляться.

Спутник любого умственного трудагиподинамия , которая приводит к детренированности сердечно-сосудистой системы, мышц, снижает сопротивляемость организма к воздействию других неблагоприятных факторов.

Таким образом учитель находится в той же среде, что и дети и может испытывать воздействие неблагоприятного микроклимата, нерационального освещения, шума, запыленного и загазованного воздуха, статического электричества, радиочастотного излучения. Но, судя по результатам производственного контроля, процент неудовлетворительных анализов незначителен.
Как правило, по вредности это будет второй, допустимый класс труда .

К сожалению, из-за значительного нервно-психического напряжения и напряжения голосовых связок труд учителя относится к третьему классу (3.1; 3.2), следовательно названные выше факторы могут оказать вредное влияние. Напряженность труда обусловлена особенностью трудового процесса – обучением, интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Именно специфика труда является причиной того, что у педагогов намного чаще, чем у представителей других профессий, развиваются невротические расстройства и хронические ларингиты.

В характере учителя со временем появляется авторитарность , нетерпимость к чужому мнению , что, в свою очередь, может привести к конфликтам, нервно-психическому напряжению (нервно-психическая слабость, «эмоциональное изнашивание»), также развиваются неврозоподобные состояния или невроз (по разным данным у 60-98% обследованных). А это провоцирует другие болезни, например, вегето-сосудистую дистонию, гипертоническую болезнь, расстройства пищеварения.

Весьма частой причиной невротических расстройств является хронический эмоциональный стресс , вызванный неумением или нежеланием найти правильный тон в повседневном общении людей друг с другом. Такого рода конфликты не всегда выражаются громкими ссорами, бранью, скандалами. Они могут проходить и на «высоком интеллектуальном уровне», когда внешне выражения неудовольствия, раздраженности, гнева затормаживаются и проявляются «только» неблагожелательными репликами, интонациями. Но и в этих случаях отрицательные эмоции влияют на здоровье участников конфликтной ситуации.

Профилактикой подобных неврозов является «умение жить среди людей», т.е. умение благожелательно относиться ко всем, не уделять слишком много внимания чужим оплошностям (чаще вспоминать при этом о своих ошибках), а главное – уметь быстро «гасить» раздражение, гнев, переключать внимание на другие, более спокойные и приятные объекты.

Умение жить среди людей по наследству не передается. Этому надо учиться.

Добрый день. В нашей школе учитель химии и информатики получали доплату за вредность 12%. С первого сентября 2013 года эту доплату сняли, ссылаясь на аттестацию рабочих мест.Имеет свою специфику оплата труда в особых (вредных) условиях (ст.146, 147 ТК РФ). К особым условиям труда относится работа учителя химии (использование химических реактивов, их хранение и складирование), учителя информатики (работа за дисплеями ЭВМ). В соответствии с Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 20.08.90 № 579, утвердившим «Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными условиями труда», работа этих учителей относится к работам с вредными условиями труда. При этом учителям может быть установлена надбавка к заработной плате в размере до 12%

Ответьте пожалуйста, прав ли работодатель? Если нет, то куда нам нужно обратиться, чтобы вернуть доплату?

Ответы юристов

Трудовой кодекс устанавливает, что труд работников, занятых на производстве с вредными и опасными условиями, оплачивается в повышенном размере (ст. 146 ТК). Правительство определяет размеры и порядок выплат компенсаций, они должны быть предусмотрены в коллективном или трудовом договоре (ст. 219 ТК).

Классификации с перечнем вредных работ в РФ нет, вместо нее действует "Список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".

Этот документ был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22.

До недавнего времени компенсации были положены только тем работникам, профессии которых присутствуют в отраслевом перечне (абзац 1 пункта 2 постановлении Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78).

Однако Верховный суд РФ решением от 04.06.13 № АКПИ13-411 признал эту норму недействующей с 28 марта 2013 года.

Теперь все сотрудники, чьи условия труда признаны вредными по итогам аттестации, имеют право на повышенную оплату.

Если ваше рабочее место аттестовано с классом 3 или 4, то тогда вам положена повышенная заработная плата ("за вредность"). Обратитесь к руководству с просьбой проинформировать вас об аттестации вашего рабочего места.

Минимальный размер компенсации – 4 процента от зарплаты (п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.08 № 870). С нее надо заплатить взносы, и удержать НДФЛ (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, письмо Минфина России от 19.06.09 № 03-04-06-02/46). А сумму доплаты можно учесть в расходах в периоде начисления, то есть в декларации за девять месяцев (п. 3 ст. 255 НК РФ).

Post Views: 28

городского округа Тольятти

ИНСТРУКЦИЯ № __6_
по охране труда для педагогических работников

(педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога)

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К работе педагога-психолога допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. При работе педагогу-психологу необходимо соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми возможно воздействие на работающих и учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности помещения;
- нарушение осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- травмы при проведении подвижных занятий, при падении на мокром и скользком полу;
- поражение электрическим током при использовании неисправных электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов и инструментов.
1.4. В кабинете педагога-психолога, где проводятся индивидуальные занятия с детьми, должен быть вывешен комнатный термометр для контроля температурного режима.
1.5. Педагог-психолог обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при возникновении ЧС.
1.6. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации учреждения, врачу гимназии.
1.7. В процессе занятий и мероприятий педагог-психолог и обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. В случае пропуска рабочего дня педагог-психолог обязан представить соответствующий документ, объясняющий причину отсутствия.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


При проведении групповых и индивидуальных занятий с учащимися в своем или учебном кабинете педагог-психолог должен:
2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминисцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5 – 0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4 – 2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха:

Наружная температура, град С. длительность проветривания помещения, мин.
в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От –5 до –10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в допустимых пределах: температура воздуха в холодный период года – 22-240 С., в теплый период – 23-250 С., относительная влажность воздуха – 40-60%.
Оптимальная температура в пределах 18 – 200 С.
2.6. Включить видеомонитор и проверить стабильность и четкость изображения на экране.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

3.1. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100 – 115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115 – 130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130 – 145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145 – 160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
При использовании в гимназии аудиовизуальных ТСО деятельность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице:
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения:
Длительность просмотра (в мин.)
Классы Диафильмов, диапозитивов Кинофильмов Телепередач
1-2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30

3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Мытье окон и светильников разрешается только после проведения целевого инструктажа. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.8. Во избежание получения травмы учащиеся не должны самостоятельно открывать и закрывать мультимедийный экран.
3.9. Во время уроков психологии следует проводить физминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1-2 минуты согласно приказу №121 от 3.09.2004 г. «Об организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся».

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Педагог-психолог должен:
4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При прорыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря – сантехника.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии и врачу гимназии, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.4. В случае появления неисправности в работе видеотерминала выключить его, сообщить об этом администрации учреждения. Работу можно продолжать только в случае устранения возникшей неисправности.
4.5. При поражении пользователя ПЭВМ электрическим током немедленно отключить электросеть, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
Ученик должен:
4.6. При плохом самочувствии сообщить об этом педагогу-психологу.
4.7. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания педагога-психолога.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ ИЛИ РАБОТЫ:

5.1. Выключить демонстрационные электрические приборы.
5.2. Проветрить и провести влажную уборку кабинета.
5.3. Закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

Разработал

С инструкцией ознакомлены:

Государственное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической и медико-социальной

помощи, центр психолого-медико-социального

сопровождения «Психолого-педагогический центр»

городского округа Тольятти

Инструкция № _18__

по охране труда при уборке помещений


1.1. К работе по уборке помещений допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Лица, допущенные к уборке помещений, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При уборке помещений возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
- приготовление дезинфицирующих растворов без использования защитных средств;
- поражение кожи рук, раздражения и аллергические реакции при работе с использованием дезрастворов и моющих средств без защитных средств;
- поражение электрическим током при использовании для подогрева воды электрокипятильников.

1.4. При уборке помещений должна использоваться следующая спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, косынка, рукавицы, а при уборке санузлов, дополнительно: сапоги резиновые и перчатки резиновые.
1.5. Уборочный инвентарь, используемый для уборки санузлов, должен иметь яркую сигнальную маркировку, отличную от маркировки уборочного инвентаря, используемого для уборки других помещений.
1.6. При уборке помещений соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец нечастного случая обязан сообщить администрации учреждения.

1.8. При уборке помещений соблюдать правила ношения спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, пользования коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены.
Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, подготовить к работе необходимый уборочный инвентарь.
2.2. Приготовить теплую воду и необходимые растворы дезинфицирующих и моющих средств. Запрещается использовать для подогрева воды электрокипятильники.
2.3. Включить вентиляцию или открыть в убираемом помещении окна (фрамуги) и закрепить их крючками.

3.1. Уборку помещений производить:
- учебных кабинетов, мастерских - после окончания последнего урока и повторно после окончания подготовки уроков и работы кружков;
- коридоров и рекреаций - после каждой перемены;
- гардероба - после начала занятий каждой смены;
- спортзала - после каждого урока, влажную уборку два раза в день;
- игровых, административно-хозяйственных помещений, актового зала - в конце рабочего дня;
- обеденного зала - после каждого приема пищи;
- умывальных и туалетных комнат - после каждой перемены с применением дезинфицирующих средств;
- помещений дошкольных образовательных учреждений - не менее двух раз в день.

3.2. Не применять при уборке помещений бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
3.3. Не протирать влажной ветошью электророзетки, отключающие устройства и другие электрические приборы, находящиеся под напряжением.
3.4. Уборочный инвентарь, используемый для уборки туалетов, запрещается применять для уборки других помещений.

4.1. При попадании в глаза моющих или дезинфицирующих средств обильно промыть глаза водой и обратиться к врачу.
4.2. При появлении раздражения кожи рук в результате использования во время уборки моющих и дезинфицирующих средств тщательно вымыть руки с мылом и смазать питательным кремом.
4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия дыхания и пульса у пострадавшего сделать ему искусственное дыхание или провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5.1. Убрать уборочный инвентарь в специально отведенное место (инвентарь, используемый для уборки туалетов, хранится отдельно).
5.2. Выключить вентиляцию, закрыть окна (фрамуги) и отключить свет.
5.3. Снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, тщательно вымыть руки с мылом.

Разработал : ответственный за ОТ зам.директора Манойлова Э.Г.

С инструкцией ознакомлены:

«____»______________20_____ г.

Государственное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической и медико-социальной

помощи, центр психолого-медико-социального

сопровождения «Психолого-педагогический центр»

городского округа Тольятти

Инструкция № _ 15__

по охране труда при работе на копировально-множительных аппаратах

    Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе на копировально-множительных аппаратах (типа ксерокс, канон) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение, в том числе на 1-ю квалификационную группу по электробезопасности, обязательный при приеме на работу и ежегодные медицинские освидетельствования на предмет пригодности для работы на копировально-множительных аппаратах, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на рабочем месте. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием средств копировально-множительной техники, не допускаются.
1.2. Лица, допущенные к работе на копировально-множительных аппаратах, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. Работа на копировально-множительных аппаратах относится к категории работ, связанных с опасными и вредными условиями труда. При работе на копировально-множительных-аппаратах возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
а) физических:
- повышенные уровни ультрафиолетового излучения;
- поражение электрическим током.
б) химических:
- повышенное содержание в воздухе рабочей зоны озона, азота оксида, ацетона, водорода селенистого, эпихлоргидрина.
1.4. Помещение для работы с копировально-множительной техникой должно быть оборудовано системами отопления и кондиционирования воздуха. Площадь помещения на одного работающего должна быть не менее 6,0 кв.м, при кубатуре не менее 15 куб.
м. Расстояние от стены до краев аппарата должно составлять не менее 0,6 м, а со стороны зоны обслуживания - не менее 1,0 м. Все копировально-множительные аппараты должны иметь гигиенические сертификаты, полученные в установленном порядке.
1.5. Лица, работающие на копировально-множительной технике, обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.6. При неисправности оборудования прекратить работу, отключить копировально-множительный аппарат от сети и сообщить об этом администрации учреждения.
1.7. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения.
1.8. В процессе работы на копировально-множительных аппаратах соблюдать порядок работы в соответствии с инструкцией по эксплуатации, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Тщательно проветрить помещение для работы на копировально-множительных аппаратах, включить систему кондиционирования воздуха.
2.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, убрать все лишнее.
2.3. Убедиться в достаточной освещенности рабочего места, которая должна быть не менее 300 лк. (20 Вт/кв. м).
2.4. Провести осмотр копировально-множительного аппарата, убедиться в отсутствии внешних повреждений, целостности подводящего электрокабеля и электровилки.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Подключить копировально-множительный аппарат к электросети и проверить его нормальную работу.
3.2. Не подключать копировально-множительный аппарат к электросети мокрыми и влажными руками.
3.3. Соблюдать правила эксплуатации копировально-множительного аппарата, не допускать попадания на него влаги.
3.4. Следить за исправной работой копировально-множительного аппарата, целостностью изоляции подводящего электрокабеля.
3.5. Не наклоняться над работающим копировально-множительным аппаратом, находиться возможно дальше от него.
3.6. Не класть и не ставить на копировально-множительный аппарат никаких посторонних предметов, не подвергать его механическим воздействиям.
3.7. Не оставлять включенный в электросеть и работающий копировально-множительный аппарат без присмотра.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При появлении неисправности в работе копировально-множительного аппарата, искрении, запаха гари, нарушении изоляции проводов прекратить работу, выключить питание и сообщить об аварийной ситуации администрации учреждения.
4.2. В случае короткого замыкания и загорания оборудования, немедленно отключить питание и принять меры к тушению очага возгорания при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и администрации учреждения.
4.3. При поражении электрическим током немедленно освободить пострадавшего от действия тока путем отключения электропитания, оказать ему первую доврачебную помощь, при необходимости от править пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Отключить копировально-множительный аппарат от электросети. При отключении от электророзетки не дергать за электрический шнур (кабель).
5.2. Привести в порядок рабочее место, отключить систему кондиционирования воздуха, тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Разработал : ответственный за ОТ зам.директора Манойлова Э.Г.

С инструкцией ознакомлены:

«____»______________20_____ г.

Государственное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся

в психолого-педагогической и медико-социальной

помощи, центр психолого-медико-социального

сопровождения «Психолого-педагогический центр»

городского округа Тольятти

Инструкция № __13_

по охране труда для рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий

1. Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж и проверку знаний по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При выполнении работ по комплексному обслуживанию и ремонту зданий возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:

Травмы при работе неисправным инструментом;
- отравления при работе с красками и растворителями;
- возникновение пожара при работе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями;
- поражение электрическим током при работе неисправным переносным электроинструментом.

1.4. При выполнении различных работ по комплексному ремонту и обслуживанию зданий использовать соответствующую специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.
1.5. При работе по комплексному обслуживанию и ремонту зданий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом администрации учреждения.
1.7. В процессе работы соблюдать установленный порядок выполнения работы, правила ношения спецодежды и правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1 .Надеть спецодежду, соответствующую выполняемой работе.
2.2. Подготовить к работе оборудование, приспособления и инструмент, проверить их исправность, заточку, убрать с рабочего места все лишнее.
2.3. Перед выполнением покрасочных и других пожароопасных работ убедиться в наличии первичных средств пожаротушения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Работу выполнять только исправным, хорошо налаженным и заточенным инструментом.
3.2. Рабочий инструмент использовать только по назначению.
3.3. Технологические операции (пиление, обтесывание, долбление, сверление, соединение деталей, строгание и др.) выполнять на верстаке в установленных местах, используя упоры, зажимы.
3.4. Во избежание травмирования рук при запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента.
3.5. При использовании в работе электроинструмента (электродрель, электрорубанок и др.) руководствоваться «Инструкцией по охране труда при работе с применением переносных электроинструментов».
3.6. При работе на высоте (более 1,5 м) использовать прочные, прошедшие испытания лестницы и стремянки с резиновыми наконечниками на концах, устанавливать их надежно и устойчиво, не подкладывать под упоры посторонние предметы.
3.7. При выполнении покрасочных работ работу выполнять в отсутствии детей в хорошо проветриваемом помещении.
3.8. Поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок, не захламлять рабочее место посторонними предметами и отходами.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара немедленно сообщить об этом администрации учреждения, в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.3. При выходе из строя рабочего инструмента или его поломке, прекратить работу и сообщить об этом администрации учреждения.
4.4. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, оборудование, инструмент и сдать их на хранение. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Разработал : ответственный за ОТ зам.директора Манойлова Э.Г.

С инструкцией ознакомлены:

«____»______________20_____ г.

СОГЛАСОВАНО:

Председатель профкома ГОУ «ППЦ»

Л.В.Пронина

«______»_______________2010г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ «ППЦ»

Г.В.Муканина

«______»_______________2010г.

Транспортными средствами приведен в Инструкции . 1.3. Требования настоящей Инструкции обязательны для работников железнодорожного... составленным согласно требованиям настоящей Инструкции и заводских инструкций по техническому обслуживанию...

  • Инструкции Международного бюро труда

    Документ

    Буры должны эксплуатироваться и обслуживаться в соответствии с инструкциями производителя. 342. Операторы должны обеспечить... подъема и спуска, должно использоваться в соответствии с инструкциями производителя и не должно модифицироваться пользователем...

  • Инструкции по технике безопасности перечень инструкций

    Инструкция

    Муржухина Е.В. «___»____________20_ г «___»____________20__ г. ИНСТРУКЦИЯ № 122-ОШ Инструкция по охране труда для... ___________ Муржухина Е.В. «__» __________20_ г «___»____________20__ г. ИНСТРУКЦИЯ Инструкция по охране труда обучающихся на...

  • Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам российской федерации (утв минтрансом рф мвд рф и федеральной автомобильно-дорожной службой рф 27 мая 1996 г) (с изменениями от 22 января 2004 г)

    Инструкция

    Соответствии с п.п. 2.3 и 2.4 настоящей Инструкции . 3.12. Разрешение на осуществление перевозок... А. С основными положениями и требованиями Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов...

  • Инструкция к Договору о единых механизмах (процедурах) регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товара (географических указаний)

    Инструкция

    Согласно образцу, приведенному в Приложении № 1 к Инструкции , с заполнением обязательных и тех переменных реквизитов... представленных документов в соответствии с требованиями, предусмотренными Инструкцией , в том числе правильность составления перечня...

  • Поделиться: