Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения. Применение дисциплинарных взысканий за административные правонарушения Дисциплинарная ответственность по трудовому административному праву

Любые образовательные работы на заказ

Административно-правовой институт дисциплинарной ответственности (тема № 38)

Курсовая Купить готовую 940 (25 стр) Узнать стоимостьмоей работы

Во-первых, сохраняется, и даже в некоторых случаях усиливается демократическая, либеральная направленность правовых предписаний, адресованных государственным служащим. Предоставление права пользоваться юридической помощью защитника в случае возникновения спора по поводу дисциплинарного проступка - яркое проявление этой направленности. Во-вторых, увеличивается количество норм, содержащихся...

Административно-правовой институт дисциплинарной ответственности (тема № 38) (реферат , курсовая , диплом , контрольная )

  • Введение
  • Глава 1. Дисциплинарная ответственность как институт административного права
    • 1. 1. Понятие административной ответственности
    • 1. 2. Правовая природа дисциплинарной ответственности
  • Глава 2. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих
    • 2. 1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих
    • 2. 2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться — основные принципы единоначалия, без которого невозможны воинская дисциплина, боеготовность и боеспособность войск.

Существенное отличие между воинской и гражданской служебной дисциплиной, ответственностью военнослужащих и гражданских служащих, кроме названных положений, состоит и в порядке применения мер дисциплинарных взысканий.

Налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих могут только прямые начальники. Дисциплинарный устав определяет власть командиров (начальников) по их типовым должностям, например: права командира роты по наложению дисциплинарных взысканий на подчиненных ему солдат, матросов, сержантов и старшин; права командира полка (корабля — I ранга) по применению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных ему офицеров. И так включительно до министра обороны РФ и других руководителей (министров, директоров служб). Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. Командиры (начальники), должности которых в Уставе не упомянуты, в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности. Например, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант — властью командира взвода (группы); генерал-майор и контр-адмирал — властью командира дивизии.

Взыскание должно соответствовать тяжести проступка и степени вины, устанавливаемых командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.

В Дисциплинарном уставе перечислены дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат, матросов, сержантов и старшин; на прапорщиков и мичманов; на офицеров, а также права командиров (начальников) по наложению взысканий на подчиненных им военнослужащих. Так, на сержантов и старшин срочной службы могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность; лишение сержантского (старшинского) звания; лишение сержантского (старшинского) звания с переводом на низшую должность.

Арест как вид наказания перестал применяться в Вооруженных Силах Р Ф после того, как со вступлением в силу нового Уголовно-процессуального кодекса содержание под стражей стало возможно лишь по решению суда.

Указом Президента «О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ» от 30 июня 2002 г. установлено, что военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению, могут содержаться на гауптвахте не более 48 ч с момента задержания или заключения под стражу; в случае отложения судом принятия решения об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу военнослужащие могут содержаться на гауптвахте не более 72 ч с момента принятия судом такого решения. В исключительных случаях, когда доставка военнослужащих, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться на гауптвахте до 30 суток.

Дисциплинарный устав определяет порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 дней с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Жалоба заявляется непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается по команде. Важно, что военнослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправомерные, как он полагает, действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

Заключение

Дисциплинарная ответственность — одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Таким образом, правовое регулирование российского законодательства продолжается. В целом содержание правовых норм соответствует характеру общественных отношений и потребностям общества. Обобщая положения правовых норм, можно выделить наметившиеся тенденции.

Во-первых, сохраняется, и даже в некоторых случаях усиливается демократическая, либеральная направленность правовых предписаний, адресованных государственным служащим. Предоставление права пользоваться юридической помощью защитника в случае возникновения спора по поводу дисциплинарного проступка — яркое проявление этой направленности. Во-вторых, увеличивается количество норм, содержащихся в законах. Переход от закрепления правовых норм в подзаконных актах к их законодательному закреплению носит также позитивный характер.

Представляется, что перечисленные тенденции лишь в некоторой степени показывают характер обновления правового регулирования служебных отношений. Наметившаяся противоречивость требует дальнейшего анализа правовых норм, выявления причин и выработки рекомендаций по их совершенствованию.

Список использованной литературы Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1,

Таможенный кодекс РФ от 28.

06.2003, N 22, ст. 2066,

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215,

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063,

Указ Президента Р Ф от 10 .

11.2007 . № 47 (1 ч.), ст. 5749,

Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. — М., 2001. -150 с.

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма. 2007. -816 с.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. -725с.

Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3.

Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих//Военно-юридический журнал. 2007. № 8.

Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России//Российский судья. 2005. № 9.

Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих//Трудовое право. 2006. № 6.

Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10.

Теория государства и права. Учебник/Под ред. А. С. Пиголкина. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С. 511

Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. — М., 2001. С. 3

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. С. 157

Трудовой кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3

Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России//Российский судья. 2005. № 9. С. 25

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В. , Старилов Ю. Н. Административное право. -М.: Норма. 2007. С. 589

Таможенный кодекс РФ от 28.

05.2003 N 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.

06.2003, N 22, ст. 2066

Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих//Трудовое право. 2006. № 6. С. 43

Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих//Военно-юридический журнал. 2007. № 8. С. 15

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1

Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3. С. 25

Указ Президента Р Ф от 10.

11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренний службы вооруженной службы вооруженных сил Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации)//Собрание законодательства РФ. 19.

11.2007 . № 47 (1 ч.), ст. 5749

Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. -М.: Юрист. 2005. С. 444

Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих//Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10. С. 54

Стоимость уникальной работы

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1,
  2. Трудовой кодекс РФ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3,
  3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2066,
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215,
  5. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063,
  6. Указ Президента Р Ф от 10.11.2007 № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренний службы вооруженной службы вооруженных сил Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации)//Собрание законодательства РФ. 19.11.2007. № 47 (1 ч.), ст. 5749,
  7. Административная ответственность / Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И. Л. Бачило, Н. Ю. Хаманева. - М., 2001. -150 с.
  8. Административное право. Учебник/Под ред. Попова Л. Л. -М.: Юрист. 2005. -697 с.
  9. Административное право Российской Федерации/Под ред. Хаманевой Н. Ю. -М.: Юристъ. 2006. -553 с.
  10. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право . -М.: Норма. 2007. -816 с.
  11. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях /Под ред. Ю. М. Козлова. - М.: Юристъ, 2002. -725с.
  12. Теория государства и права. Учебник/Под ред. А. С. Пиголкина. -М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. -544с.
  13. Кудащкин А. В. Особенности административной ответственности военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2007.№ 3.
  14. Сунна Н. О дисциплинарной ответственности военнослужащих //Военно-юридический журнал. 2007. № 8.
  15. Туганов Ю. Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России //Российский судья. 2005. № 9.
  16. Чанов С. Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих //Трудовое право. 2006. № 6.
  17. Щербак С. И. Некоторые новации в законодательстве о дисциплинарной ответственности военнослужащих //Право в Вооруженных Силах. 2007. № 10.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

Курсовая

Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальной реформы, порож-дающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижаю-щих доверие к органам власти и управления, к проводимой государством по-литики, напрямую угрожает российским стратегическим интересам и нацио-нальной безопасности. Одним из наиболее существенных...

Курсовая

Подзаконные акты. Среди которых в первую очередь идут указы Пре-зидента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Консти-туции РФ и федеральным законам. Это требование ст. 90 Конституции Р Ф оп-ределяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Кон-ституционного Суда Р Ф рассматривать дела...

Курсовая

Привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля может быть осуществлен по определению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело. Вынесение данного определения...

Курсовая

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет. Вступивший в силу с 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях коренным образом изменил подход по привлечению к административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Государственная...

Труднее всего подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, существование которых несовместимо с квалификацией правонарушения, даже в тех случаях, когда удалось доказать нарушение публичных правил и его общественно опасные последствия. В соответствии с КоАП юридическое лицо не может быть признано виновным в административном правонарушении, если оно приняло все зависящие от него меры...

Контрольная

Кроме того, по кругу регулируемых общественных отношений, т. е. по предмету отрасли действующего права нередко оказываются весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях (например, имущественные отношения, а также отношения в сфере охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т. п.). Поэтому метод регулирования часто выступает в роли определяющего критерия при...

В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики 18 июня 1999 г. Правительством было принято Постановление «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Статус такого научного центра присваивается Правительством научным организациям...

Раздел 3. Административная деликтология

ЛЕЩИНА Э.Л., LESHCHINA E.L.,

кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра государственно-правовых

дисциплин; Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, 454084, г. Челябинск, просп. Победы, 160

Candidate of Legal Sciences,

[email protected]

Chair of state and law disciplines;

Ural Branch of the Russian

State University of Justice,

Pobedy Ave. 160, Chelyabinsk, 454084,

Russian Federation

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ

Аннотация. Анализируется дисциплинарная ответственность как один из основных видов юридической ответственности, как одна из форм принуждения, применяемого в порядке подчинения к лицам, совершившим дисциплинарные проступки, как комплексное межотраслевое образование. Характеризуются общеправовые подходы к определению понятия юридической ответственности, ее содержания, цели, функций, основных видов. Поддерживается позиция, согласно которой в законодательстве Российской Федерации закреплена как позитивная, так и ретроспективная (негативная) юридическая ответственность. Рассматривается понятие, содержание, основные черты и принципы дисциплинарной ответственности в административном праве, по этим вопросам приводятся и анализируются мнения авторитетных специалистов в области административного и трудового права. Итогом проведенной работы является авторское определение дисциплинарной ответственности (по административному праву).

Ключевые слова: юридическая ответственность; социальная ответственность; дисциплинарное принуждение; дисциплинарная ответственность; административное право.

DISCIPLINARY LIABILITY IN ADMINISTRATIVE LAW

Annotation. The disciplinary liability is analyzed as one of the main types of legal liability, as one of the forms of coercion applied in the order of subordination to persons who have committed disciplinary offenses, as well as a complex intersectoral phenomenon. General legal approaches to the definition of the concept of legal liability, its content, objectives, functions, main types are characterized. The author of the article supports the position, according to which both positive and retrospective (negative) legal liability is enshrined in the legislation of the Russian Federation. The concept, content, main features and principles of the disciplinary liability in administrative law are considered. The opinions of experts in the field of administrative and labour law concerning these issues are presented and analyzed. The result of this research is the author"s definition of disciplinary liability (under administrative law).

Keywords: legal liability; social responsibility; disciplinary coercion; disciplinary liability; administrative law.

Дисциплинарная ответственность в теории права признается одним из видов юридической ответственности. Вместе с тем в юридической науке до сих пор не прекращается дискуссия о понятии, содержании, функциях и видах юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность в правовой системе России представляет собой сложную систему, комплексный межотраслевой институт, который регламентируется обширным массивом разноуровневых нормативных актов. Вопросы дисциплинарной ответственности наиболее разработаны представителями науки трудового права, однако это обстоятельство не исключает необходимости

дальнейшего исследования вопросов дисциплинарной ответственности в рамках административного (служебного) права, которые исключены законодателем из сферы трудоправового регулирования. Теоретическое осмысление имеющихся проблем предполагает возможность на базе анализа общетеоретических подходов к юридической ответственности, имеющихся научных концепций в науке административного и трудового права определить характерные признаки дисциплинарной ответственности по административному праву и сформулировать ее определение.

Если говорить об ответственности как о сложном и многоплановом социальном явлении, то видится необходимым

изначально проанализировать отдельные точки зрения, современные научные позиции относительно указанной категории.

С точки русского языка ответственность понимается как необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках, отвечать за плохой ход дела, за проступки (С.И. Ожегов). Исходя из этого, в основу понятия ответственности в различных отраслях знаний, в том числе и в праве, может быть положено ее общелитературное смысловое значение.

Ответственность включает в себя, во-первых, осознание своего долга, сформулированного в социальных нормах, и сообразное с этим поведение, во-вторых, оценку поведения и его социально значимых последствий и, в-третьих, наложение взысканий от имени государства, общественной организации, коллектива за поведение, отклоняющееся от нормы, и компенсацию ущерба, причиненного неправильным поведением .

В любом организованном обществе различают моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую и другие виды ответственности, которые в совокупности объединяются родовым понятием «социальная ответственность». Социальная ответственность связывается с объективной необходимостью отвечать за нарушение норм права, морали, обычая, корпоративных норм и может выражаться в наступлении определенных неблагоприятных последствий (осуждение окружающих, негативное общественное мнение, порицание, отказ в доверии и т.д.). Именно такого рода мерами поддерживается соблюдение социальных норм и правил, а общественное осуждение (порицание) иногда может нести и юридические последствия.

Юридическая ответственность -многоплановая категория, «выступающая как способ правового регулирования, как средство укрепления законности и дисциплины, средство воспитания законопослушных граждан и как принцип деятельности правового государства» . Она является ключевым институтом любой правовой системы, одним из важнейших признаков права, необходимым элементом механизма его действия. В силу этого проблема юридической ответственности

занимает одно из центральных мест в общей теории права и в отраслевых юридических науках .

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке .

В то же время не является новым определение юридической ответственности в двух аспектах - ретроспективном (негативном) и позитивном. Такое понимание юридической ответственности позволяет рассматривать этот институт права как показатель активного и сознательного отношения личности к охраняемым общественным и частным интересам, неразрывно связанным с комплексом его собственных интересов .

Р.Л. Хачатуров и Д.А. Липинский полагают, что юридическая ответственность, как и любой вид социальной ответственности, едина и включает в себя ответственность за будущее поведение (позитивную, добровольную ответственность) и ответственность за прошлое противоправное поведение (негативную, государственно-принудительную ответственность) . В подобном понимании позитивная и ретроспективная ответственность - различные формы юридической ответственности, а не самостоятельные ее виды.

А.А. Юрчин высказывает сходное мнение: «В институциональном плане правовая ответственность предстает как связь между двумя субъектами права, при которой одна сторона (субъект ответственности), обладающая свободой воли и выбора, обязывается в силу обладания определенным статусом строить свое поведение в соответствии с ожидаемой моделью, другая же сторона (инстанция ответственности) контролирует, а также оценивает данное поведение и (или) его результаты; в случае отрицательной оценки и наличия вины она вправе определенным образом реагировать» . В рамках данного определения интерес представляет то, что автором в содержание понятия правовой ответственности одновременно включены и позитивная (осознание субъектом ответственности

чувства долга за свое будущее поведение), и ретроспективная составляющие (возможность наступления неблагоприятных последствий за неправомерное поведение субъекта права). Однако далее А.А. Юрчин приходит к весьма сомнительному выводу, что «ретроспективный аспект ответственности в праве точнее было бы именовать

"юридической ответственностью", позитив" Н w // I-7

ный - правовой ответственностью » , не учитывая то обстоятельство, что позитивная ответственность не предполагает обязанности лица отвечать за свои действия и намерения.

В общепринятом понимании позитивная ответственность выступает характеристикой правомерного поведения, как «осознание личностью своего собственного долга перед обществом и другими людьми за свое поведение в будущем» . Например, в Преамбуле к Конституции РФ говорится об ответственности многонационального народа Российской Федерации за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Отдельные законодательные акты содержат в себе элементы позитивной ответственности государственных органов (например, согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач, и в этом случае речь идет об ответственности как о долге, обязанности*), государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности (в части соблюдения установленных статусных запретов и ограничений). Поэтому можно сделать вывод о том, что такой институт не является новым и неизвестным для российского законодателя. Отчет государственного служащего перед непосредственным руководителем за проделанную работу и возможных путях ее совершенствования - это также форма позитивной ответственности. По отношению к гражданам также можно вести речь об их позитивной ответственности, если иметь в виду их долг и обязанности перед обществом и государством .

В связи с этим полностью присоединяемся к позиции Д.Н. Бахраха, согласно которой позитивная ответственность «предполагает осознание необходимости соответствующей деятельности, чувство ответственности. Ее можно рассматривать как внутренний регулятор поведения, теснейшим образом сливающийся с долгом, обязанностью как ответственность за будущее» . Она существует как в сознании, так и в поведении лица. Если поведение лица оценивается как правомерное, то оно признается и ответственным.

Руководствуясь подобным пониманием, с учетом изложенных точек зрения, считаем возможным судить о наличии позитивной ответственности в правовой системе России. Однако чтобы говорить о единообразном понимании позитивной юридической ответственности и самостоятельном ее существовании наряду с ответственностью ретроспективной, как минимум потребуется переработать имеющийся понятийный аппарат применительно к этим двум видам ответственности, а также рассмотреть все вопросы, связанные с правомерным поведением.

Ни у кого из ученых-юристов не вызывает сомнения факт наличия ретроспективной юридической ответственности. Так, Д.Н. Бахрахом негативная ответственность понимается «как отрицательная оценка содеянного коллективом, государством, обществом, как реакция общества на нарушение его интересов и норм, как применение санкций за нарушение общественных правил» . Ретроспективная юридическая ответственность наступает за совершенные противоправные деяния, нарушение установленных государством обязанностей, связана с государственным принуждением, реализуется в процессуальной форме.

Проблема юридической ответственности привлекает к себе внимание теоретиков государства и права, а также представителей отраслевых юридических наук на протяжении длительного периода времени. Имеющиеся представления и взгляды относительно понятия юридической ответственности обусловлены попытками авторов определить ее через такие правовые категории, как «государственное принуждение», «правоотношение», «санкция».

В определении понятия юридической ответственности наиболее правильной считаем авторскую концепцию В.К. Бабае-

ва: «Юридическая ответственность - возникшее в результате лично совершенного правонарушения и предусмотренное юридической нормой политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо или гражданин на основе закона или в специальной форме требует от правонарушителя отчет в совершенном деянии, возлагает на него определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия нарушения юридической нормы» . Здесь следует сделать небольшое уточнение: для должностных лиц дисциплинарная ответственность может наступить и за проступки подчиненных (например, за слабый контроль, попустительство, неудовлетворительные показатели, непринятие мер и т.д.).

Целями юридической ответственности выступают следующие: защита правопорядка, наказание виновных, предупреждение правонарушений, возмещение ущерба и воспитание граждан. Эти цели находят свое выражение в функциях юридической ответственности, и их содержание, в зависимости от вида ответственности, различно. Традиционно различают следующие функции юридической ответственности: карательную (или штрафную); правовосстановительную (она присуща прежде всего имущественной ответственности, призвана компенсировать потери потерпевшей стороны, восстановить ее права); воспитательную; предупредительную (или превентивную, причем здесь выделяют частную и общую превенцию) .

Юридическую ответственность в единстве материальных и процессуальных норм можно подразделить на виды, однако в отечественной теории права вопрос о классификации видов юридической ответственности является дискуссионным. Многие авторы небезосновательно полагают, что самая распространенная классификация видов юридической ответственности зависит от того, нормы какой отрасли нарушаются, какой вид правонарушения совершен. По этому основанию выделяют конституционную, уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную ответственность. В науке также выделяют такой вид ответственности, как процессуальная

ответственность, и некоторые другие: налоговая, финансовая, экологическая и т.п. Однако в одной отрасли права может сосуществовать и несколько видов ответственности (например, в административном и трудовом праве), а отдельным видам ответственности (например, процессуальной) не соответствует самостоятельная отрасль права. По форме ее осуществления ответственность может наступать в судебном, административном, ином порядке. Виды юридической ответственности различаются между собой по основаниям, субъектам, применяемым мерам воздействия, процедуре.

Разнообразие круга регулируемых нормами административного права общественных отношений определяет несколько видов ответственности по административному праву: административную, дисциплинарную и материальную. Следует уточнить, что нормы административного права регламентируют материальную ответственность только в отношении военнослужащих.

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя , а также как правовой институт, регулирующий основания и порядок ее реализации. Для данного вида ответственности характерно, что дисциплинарные правоотношения регулируются нормами различных отраслей права - административного, служебного, трудового, муниципального, судоустройственного, уголовно-исполнительного, образовательного.

В юридической науке выделяют общую (наступает в соответствии с Трудовым кодексом РФ) и специальную дисциплинарную ответственность, которая предусмотрена федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. В рамках специальной дисциплинарной ответственности предусмотрен более широкий перечень оснований для привлечения к ответственности и расширенный перечень дисциплинарных взысканий. Основанием применения дисциплинарных взысканий, предусмотренных нормами о специальной дисциплинарной ответствен-

ности, может служить поведение работника (служащего) не в рабочее время.

Дисциплинарная ответственность по нормам административного (служебного) права также является специальной. Государство возлагает на своих служащих определенные обязанности и одновременно наделяет их необходимыми правами, и при этом устанавливает различные виды ответственности за невыполнение возложенных общих и специальных обязанностей, нарушение порядка пользования предоставленными правами. Однако не все формы правового воздействия выступают мерами юридической ответственности. Так, возложение на должностное лицо обязанности отменить незаконный акт или восстановить незаконно уволенного со службы - меры правовой защиты.

На сегодняшний день в юридической науке отсутствует общепринятое, согласованное, поддерживаемое широкой научной общественностью определение понятия дисциплинарной ответственности, что обусловлено наличием различных несогласованных научных концепций и отсутствием единства в понимании ее характерных признаков. При некоторых различиях в понимании сущности дисциплинарной ответственности большинство ученых относит ее к самостоятельному виду юридической ответственности.

Результаты многолетних научных исследований свидетельствуют о том, что существующие проблемы дисциплинарной ответственности обусловлены ее межотраслевым характером и находятся на стыке ряда юридических наук - административного (служебного), военного, трудового и муниципального права. Это обусловлено особенностями правового регулирования порядка прохождения службы (осуществления трудовой функции) и ответственности различных категорий работников, государственных и муниципальных служащих.

В административно-правовой литературе можно выделить следующие подходы к определению понятия «дисциплинарная ответственность»:

1. Дисциплинарная ответственность представляет собой установленную законом обязанность субъекта служебного правоотношения соблюдать и исполнять принятые на себя обязанности, а в случае противоправного неисполнения или ненадлежащего

исполнения имеющихся предписаний возможность понести меры дисциплинарного взыскания (Сорокин В.Д., 2002).

2. Дисциплинарная ответственность

Это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения (Бахрах Д.Н., 2011).

3. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников) (Старилов Ю.Н., 1996).

4. Дисциплинарная ответственность

Это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке (Попов Л.Л., 2008).

5. Дисциплинарная ответственность представляет собой меру государственного воздействия карательного характера лиц за нарушение дисциплины (трудовой, служебной, учебной и т.д.), т.е. за дисциплинарный проступок (Витрук Н.В., 2008).

6. Дисциплинарная ответственность

Это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения (Дерюга А.Н., 2011).

7. Дисциплинарная ответственность

Это предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за дисциплинарные проступки (Ноздрачев А.Ф., 1999).

8. Дисциплинарная ответственность

Это возникающая из факта совершения дисциплинарного и иного правонарушения обязанность лица понести наказание, заключающаяся в применении соответствующим должностным лицом в установленном порядке дисциплинарных взысканий, выражающих государственное осуждение противоправного, виновного поведения нарушителя служебной дисциплины (Никифоров А.В., 1998).

В приведенных определениях внимание акцентируется на следующем:

Фактическом основании дисциплинарной ответственности - дисциплинарном проступке;

Наличии специальной связи между нарушителем дисциплины и лицом, на которое возложена обязанность реагировать на этот проступок;

Наличии у субъекта дисциплинарной власти права применить предусмотренные законодательством меры дисциплинарной ответственности;

Обязанности лица претерпеть неблагоприятные последствия за совершение дисциплинарного проступка.

Дисциплинарная ответственность, в том числе и в системе советской государственной службы, в течение многих лет рассматривалась исключительно как институт трудового права, в наибольшей степени ее сущность была разработана в трудах представителей этой правовой науки . Тем не менее следует признать, что и в науке трудового права до сих пор нет единства мнений на понятие дисциплинарной (трудоправовой) ответственности.

Характерно, что в литературе по трудовому праву мы обнаруживаем уже совершенно иную трактовку интересующих нас понятий, нежели в административном праве, например:

1. Ответственность в трудовом праве - это обязанность лица - участника трудовых и связанных с ними отношений претерпевать неблагоприятные последствия личностного, организационного или имущественного характера за действия или бездействие, причинившие вред другому субъекту данных отношений (Иван-кина Т.Ф., 2012).

2. Дисциплинарная ответственность - это обязанность работника ответить перед работодателем (его администрацией) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права (Сыроватская Л.А., 1998).

3. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей (Гусов К.Н., Толкунова В.Н., 2004).

4. Дисциплинарная ответственность представляет собой вид юридической от-

ветственности работника за совершение дисциплинарного проступка, связанного с исполнением трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудовой дисциплины (В.А. Ковалев, 2012).

5. Дисциплинарная ответственность

Один из видов юридической ответственности, который заключается в праве полномочного представителя работодателя применить к работнику, совершившему дисциплинарный проступок, предусмотренные законодательством меры дисциплинарного взыскания, и в корреспондирующей данному праву обязанности работника, допустившего совершение дисциплинарного проступка, претерпеть установленные в законодательстве неблагоприятные последствия (Миронов В.И., 2009).

6. В учебнике «Трудовое право» под редакцией Ю.П. Орловского (автор главы - О.Ю. Павловская) дисциплинарная ответственность рассматривается в двух аспектах . Как правовая категория дисциплинарная ответственность включается в состав правового института «дисциплина труда» и означает определенную реакцию государства на правонарушение в сфере трудовых отношений, потенциальную возможность применения к нарушителю мер дисциплинарного взыскания, указанных в законодательстве. Второй аспект представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей конкретным работником и заключается в применении санкций к нарушителю трудовой дисциплины и их реализации. В этом аспекте дисциплинарная ответственность, называемая ретроспективной,

Это обязанность нарушителя ответить за совершенное правонарушение и претерпеть неприятные последствия в виде ограничений личного, организационного или имущественного порядка. Со стороны работодателя реакция на правонарушение заключается в истребовании отчета от нарушителя и применении к нему санкций правовых норм трудового права.

Итогом обобщения многочисленных точек зрения ученых по вопросу определения дисциплинарной ответственности выступают следующие ее основные признаки:

1. Это один из основных видов юридической ответственности, поэтому ей присущи все основные черты последней.

2. Ее фактическим основанием является дисциплинарный проступок (виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных (трудовых) обязанностей) или иное деяние, за которое возможно применение мер дисциплинарного взыскания.

3. Предполагает обязанность виновного лица дать отчет о своем проступке.

4. Субъектами дисциплинарной ответственности выступают только физические лица.

5. Меры дисциплинарного принуждения, за отдельными исключениями, применяются в порядке служебного подчинения, и рамки «дисциплинарной власти» полномочного субъекта определены правовыми нормами.

6. Выступает правовым средством обеспечения надлежащего исполнения должностных обязанностей и способом защиты права работодателя (нанимателя) на добросовестный труд (исполнение служебных обязанностей).

7. Реализуется в правоотношении, характеризующемся правом нанимателя (работодателя) воздействовать на нарушителя дисциплины в установленной процессуальной форме, ухудшая его правовое положение и возлагая на него обязанность претерпеть это воздействие.

8. Следствием привлечения к дисциплинарной ответственности, как правило, выступают наложение дисциплинарного взыскания и последствия его применения, в том числе и прекращение служебно-тру-довых отношений (при увольнении).

Важнейшим признаком дисциплинарной ответственности, как полагают многие авторитетные специалисты, является применение дисциплинарных взысканий. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что дисциплинарная ответственность и дисциплинарное взыскание тесно взаимосвязаны, но не идентичны. Основание их возникновения - дисциплинарный проступок, они предполагают наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя. Они различны по объему, моментам возникновения, порождаемым последствиям. Освобождение от дисциплинарной ответственности одновременно освобождает и от наложения дисциплинарного взыскания, а неприменение взыскания, напротив, не всегда напрямую связано с освобождением

от ответственности (например, применяются меры воспитательного характера). Дисциплинарная ответственность - это более широкая категория.

Для отношений дисциплинарной ответственности также характерно отсутствие закрепленных в законодательстве составов дисциплинарных правонарушений (помимо носящих признаки грубых) и соответствующих им санкций.

По своей правовой природе дисциплинарная ответственность в служебных правоотношениях является не частной, а публичной , что принципиально отличает ее от дисциплинарной ответственности в трудовых правоотношениях, где отсутствует государственное принуждение. При этом не исключено участие государства (в лице суда) в отношениях материальной ответственности. Властные полномочия работодателя ограничены рамками трудового коллектива, и применение мер дисциплинарной ответственности - право, а не обязанность нанимателя (исключение - ст. 195 ТК РФ).

Дисциплинарный проступок госслужащего может причинять ущерб внешне-управленческим отношениям, законным правам и интересам граждан и организаций. Государство, как наниматель, «противостоит» государственному служащему, устанавливая требования к служебному поведению и возлагая на своих представителей обязанности по их соблюдению. Привлечение к дисциплинарной ответственности госслужащего имеет своей целью обеспечение установленного порядка государственного управления, функционирования государственного органа. При этом меры дисциплинарного воздействия, помимо соответствующего субъекта дисциплинарной власти, может применить и вышестоящий руководитель. Неприменение мер дисциплинарного принуждения, особенно в отношении должностных лиц, может нарушать общественный (публичный) интерес, и в таких случаях освобождение служащего от дисциплинарной ответственности невозможно, в отличие от трудоправовых нарушений.

Эта особенность влияет на содержание и функции дисциплинарной ответственности в трудовом и административном праве. В трудовом праве выделяют такие функции дисциплинарной ответственности

работников, как регулятивная, предупредительная (превентивная), карательная, восстановительная и воспитательная. По мнению С.Е. Чаннова, «дисциплинарная ответственность государственных (равно как и муниципальных) служащих должна выполнять совсем другие функции» , чем дисциплинарная ответственность работников, для служебных правоотношений характерна не правововосстановительная функция, а предупреждающая и пресека-тельная. На наш взгляд, дисциплинарный проступок пресекается посредством применения мер дисциплинарного принуждения (мер обеспечения по делу о дисциплинарном проступке), и пресекательная функция дисциплинарной ответственности не имманентна. А привлечение виновного служащего к ответственности по крайней мере восстанавливает справедливость.

Правоотношения, возникающие при привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих, являются:

Охранительными;

Государственно-служебными;

Публичными;

Административно-процессуальными (порядок рассмотрения дел урегулирован соответствующими процессуальными нормами административного права);

Сложными (у каждого участника правоотношений имеются и юридические права, и юридические обязанности);

Вертикальными (когда один из участников подчинен другому) или горизонтальными - когда отношения складываются между не подчиненными субъектами (военнослужащий - суд).

М.Б. Добробаба полагает, что «поскольку регулирование вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих нормами трудового права не допускается, дисциплинарная ответственность государственных служащих имеет исключительно административно-правовую природу и наряду с общей административной ответственностью является подвидом административной ответственности - дисциплинарной административной ответственностью» . Здесь вызывает возражение следующее. В части, не урегулированной специальным законодательством, применяются нормы трудового права (за исключением военнослужащих,

в силу прямого указания закона). Далее, говорить о том, что дисциплинарная ответственность (по административному праву) является подвидом ответственности административной, ошибочно. Это два самостоятельных вида юридической ответственности, существующие в рамках одной отрасли права, которые имеют свои собственные основания, субъектный состав, виды форм воздействия, порядок реализации, сущность и содержание правоотношений, и мы не видим достаточных оснований для того, чтобы менять соотношение известных понятий. Другое дело, что меры дисциплинарной ответственности применяются в административном порядке (порядке подчиненности). Более уместно использовать термин «служебная дисциплинарная ответственность».

Порядок привлечения лица к дисциплинарной ответственности связан с характеристикой принципов дисциплинарной ответственности и производства по делу о дисциплинарном правонарушении. В пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»* среди общих принципов юридической, а следовательно, и дисциплинарной ответственности названы справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Полагаем, что данный перечень должен быть дополнен такими специальными принципами, как обоснованность, объективность, целесообразность, оперативность, экономичность, индивидуализация, неотвратимость, недопустимость удвоения ответственности. Примечательно, что рассмотрению дела о дисциплинарном проступке не присущи принципы гласности, состязательности.

Для привлечения лица к дисциплинарной ответственности необходимы правовые, фактические и процессуальные основания.

Правовые основания дисциплинарной ответственности закреплены в большом массиве нормативных правовых актов. В них закреплены:

Права и обязанности субъектов дисциплинарных правоотношений, и их невыполнение или ненадлежащее выполнение рассматривается как правонарушение;

Меры дисциплинарного воздействия за их нарушение;

Порядок применения принудительных мер.

Фактическими основаниями выступают совершение дисциплинарных проступков, дефиниции (механизм) которых закрепляются в законодательстве, регулирующем соответствующие трудовые или служебные отношения. Из сказанного следует, что дисциплинарная ответственность также выступает структурным элементом служебного (трудового) правоотношения.

В силу незавершенности реформирования института государственной службы современное законодательство о гражданской государственной службе, в том числе касающееся дисциплинарной ответственности, в части, не урегулированной служебным законодательством, базируется на законодательстве о труде.

Для некоторых видов федеральных государственных служащих как специальных субъектов административной ответственности в соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ дисциплинарная ответственность может наступить и за совершение административного правонарушения, за которое указанные лица не подлежат привлечению к административной ответственности на общих основаниях. Однако привлечение лица к дисциплинарной ответственности не освобождает его от уголовной ответственности.

Не исключена кумуляция административной и дисциплинарной ответственности за одно деяние (если объекты противоправного посягательства разные). Например, управление сотрудником ОВД (полиции) транспортным средством в состоянии опьянения квалифицируется как нарушение служебной дисциплины и одновременно влечет лишение его права управления как водителя. Возможность одновременного наступления дисциплинарной и материальной ответственности предусматривается правовыми актами, регулирующими дисциплинарную ответственность некоторых государственных служащих.

Так, в ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации»* указано: «За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством». Для военнослужащих согласно положениям ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»** умышленное причинение материального ущерба военному имуществу признается грубым дисциплинарным проступком.

Однако иногда проблематично решить вопрос о выборе вида ответственности - дисциплинарной или административной - для государственного служащего, проступок которого одновременно носит признаки и дисциплинарного (служебного), и административного правонарушения. По различным основаниям за одно деяние может самостоятельно применяться и дисциплинарная, и административная ответственность. Несмотря на отсутствие единого подхода к решению проблемы, полагаем, что удвоение ответственности недопустимо, и выбор вида ответственности должен ставиться в зависимости от вида нарушенных общественных отношений. В случае нарушения отношений внутри организации должна наступать дисциплинарная ответственность. Если проступок причиняет вред отношениям внешнего характера, нарушает права и законные интересы граждан и организаций, должна наступать административная ответственность.

Таким образом, дисциплинарная ответственность по административному праву представляет собой сложный социально-правовой феномен.

Характерные признаки дисциплинарной ответственности:

1. Является отражением потребности государства в лице нанимателя в защите служебно-трудовых отношений от дисциплинарных проступков.

2. Выступает в форме дисциплинарного принуждения в рамках служебных правоотношений.

3. Является одним из основных средств недопущения нарушений установленной дисциплины, добросовестного соблюдения должностных обязанностей.

5. Реализуется в форме администра-тивно-юрисдикционного производства.

Проведенный анализ позволил сформулировать следующее определение: дисциплинарная ответственность (по административному праву) - это предусмотренное

правовой нормой особое правовое состояние, которое наступает вследствие совершенного дисциплинарного проступка или иного правонарушения, когда компетентный орган или должностное лицо от имени государства требует от подчиненного ему члена административного коллектива дать отчет о совершенном им противоправном деянии (бездействии) и возлагает на него в установленной процессуальной форме предусмотренные законодательством меры дисциплинарного принуждения (взыскания), а виновное лицо обязано претерпеть эти лишения и их дополнительные отрицательные последствия в целях воспитания правонарушителей, общей и частной превенции дисциплинарных проступков.

Список литературы

1. Советское административное право / под ред. П.Т. Василенкова. М.: Юрид. лит., 1990. 576 с.

2. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. М.: Юрайт, 2016. 715 с. Сер.: Бакалавр. Базовый курс.

3. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография. М.: РАП, 2008. 304 с.

4. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 699 с.

5. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

6. Хачатуров Р.Л., Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: монография. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2007. 950 с.

7. Юрчин А.А. Институт правовой ответственности в российской системе местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006. 27 с.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Юристь, 2004. 512 с.

9. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. 832 с.

10. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1989. 204 с.

11. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: проблемы нормативной определенности и справедливой дифференциации // Трудовое право. 2009. N 8. С. 19-27.

12. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение / под ред. В.В. Володина. М.: Ось-89, 2009.

13. Трудовое право России: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Юрайт, 2014. 854 с. Сер.: Бакалавр. Академический курс.

14. Миннигулова Д.Б. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих и проблемы его реализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 54 с.

15. Добробаба М.Б. Проблема определения правовой природы дисциплинарных правоотношений в служебном праве // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 18-20.

Дисциплинарная ответственность – это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но достаточно самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные оссобенности

* СП СССР. 1990. № 25. Ст. 119.

1) дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 16 КоАП РСФСР). В ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих»* сказано: «За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность...»;

2) она состоит в применении карательных санкций – дисциплинарных взысканий;

3) право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива;

4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. Но наибольшее число лиц несут дисциплинарную ответственность по трудовому и административному праву.

Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил, таможенной службы и рядом других административно-правовых документов.

На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся (учащиеся, студенты, аспиранты и др.) и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.



* СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

Виды и размер этой разновидности карательных санкций устанавливаются нормативными актами. Цель их использования – общая и частная превенция правонарушений – достигается как их содержанием, так и процедурой их применения. Дисциплинарные взыскания ухудшают правовое положение наказанного, на определенное время создают для него состояние наказанности.

Поскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).

Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД – это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение, о неполном служебном соответствии, понижении в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Статьей 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ закреплен перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас, подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте до 7 суток. А служащие по призыву могут быть подвергнуты аресту до 10 суток, только к ним могут применяться и такие взыскания, как назначение до 5 нарядов вне очереди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

На сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, не могут налагаться наряды вне очереди. Но к ним наряду с выговором, строгим выговором, лишением очередного увольнения, арестом, лишением нагрудного знака отличника применяются снижение в должности, снижение в воинском звании на одну ступень, снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность.

На военнослужащих-женщин – солдат, матросов, сержантов, старшин – не могут налагаться такие из названных взысканий: лишение очередного увольнения, наряды вне очереди, арест.

В соответствии со ст. 69 Дисциплинарного устава на офицеров могут налагаться: выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в должности, досрочное увольнение в запас. Высшие офицеры назначаются и снимаются с должности Президентом России, поэтому к ним могут применяться военным командованием только такие взыскания: выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии.

Достаточно подробное перечисление взысканий, которые могут быть наложены на военнослужащих, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, виды налагаемых взысканий зависят от воинского звания. Во-вторых, лица, проходящие военную службу по призыву, несут более строгую дисциплинарную ответственность, чем те, кто служит по контракту. В-третьих, дисциплинарная ответственность женщин-военнослужащих является более легкой.

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и других милитаризованных служащих является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают не одинаковым объемом дисциплинарной власти. Например, командиры отделения, взвода не вправе подвергать подчиненных аресту с содержанием на гауптвахте, командир роты может подвергать солдат, матросов, сержантов и старшин аресту до 3 суток, командир батальона – до 7 суток (контрактников – до 5), командир полка – до 10 суток (контрактников – до 7). К офицерам арест вообще не может применяться.

Дисциплинарно-правовому принуждению в целом, дисциплинарной и материальной ответственности в частности в учебнике уделено намного меньше внимания, чем административно-правовому принуждению. Во-первых, законодательство о дисциплинарном принуждении менее развито (практически нет составов проступков, слабо регулируется дисциплинарное производство). Во-вторых, дисциплинарно-правовое принуждение во многом сходно с административно-правовым (виды принуждения, стадии производства и т. д.). В-третьих, из курса трудового права многие вопросы дисциплинарной ответственности известны студентам, поэтому знание трудового права, проблем административного принуждения позволят студентам дополнить информацию, содержащуюся в кратком изложении вопросов дисциплинарно-правового принуждения.

Различаются следующие виды правонарушений: дисциплинарные проступки, административные правонарушения или проступки, гражданско-правовые нарушения и уголовные преступления. За эти правонарушения соответственно установлена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Данные виды ответственности предусматриваются соответствующим законодательством (трудовым, административным, гражданским, уголовным и т д)
Дисциплинарная ответственность состоит в наложении дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти в пределах их полномочий и на основе правовых норм на подчиненных им по службе работников за дисциплинарные проступки и иные правонарушения Отличительными особенностями дисциплинарной ответственности являются следующие:
¦ дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за совершение дисциплинарного проступка, но может наступать и за совершение иных правонарушений (например, дисциплинарная ответственность военнослужащих за административные правонарушения в соответствии со ст. 2. 5 КоАП);
¦ дисциплинарная ответственность состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;
¦ дисциплинарная ответственность применяется только руководителем (начальником) в отношении подчиненного ему по службе работника;
¦ основания и порядок применения дисциплинарной ответственности регулируются как административным (в отношении государственных служащих), так и трудовым правом (в отношении иных категорий работников предприятий, учреждений, организаций и объединений) .
Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности Должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за нарушение федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания)
Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, за который предусмотрено дисциплинарное взыскание. Оно применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами) Пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяется правом
Субъектами дисциплинарных проступков является основная масса работников. Вместе с тем обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия, вне рамок трудовых отношений, военнослужащих и др определяются законами
Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание Виды и размеры этой разновидности карательных санкций устанавливаются нормативными актами. Цель применения дисциплинарных взысканий (общая и частная превенция правонарушений) достигается как содержанием, так и процедурой их применения Дисциплинарные взыскания ухудшают правовое положение субъекта, на определенное время создают для него состояние наказанности
На государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:
¦ замечание;
¦ выговор;
¦ строгий выговор;
¦ предупреждение о неполном служебном соответствии;
¦ увольнение
Содержание должностных (служебных) обязанностей закрепляется в большинстве случаев нормами административного права, а их неисполнение или ненадлежащее исполнение является нарушением дисциплины, образующим дисциплинарный проступок
В различных нормативных актах по-разному определяются основания дисциплинарной ответственности. До применения дисциплинарного взыскания от главы администрации должно быть затребовано письменное объяснение и должна обеспечиваться возможность личного приема у должностного лица, налагающего взыскание Дисциплинарное взыскание к главе администрации применяется непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни главы администрации или пребывания в отпуске. При этом днем обнаружения проступка является день, когда должностному лицу, налагающему взыскание, стало известно о совершении проступка. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - не позднее одного года со дня его совершения В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу
В основаниях и порядке применения дисциплинарной ответственности в отношении различных категорий государственных служащих имеются существенные особенности. Так, в соответствии со ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами
Обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти сказывается и в определении оснований для дисциплинарной ответственности муниципальных служащих Многими нормативными актами определяются полномочия должностных лиц по внесению предложений о наложении дисциплинарных взысканий вышестоящим должностным лицам Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия «систематические нарушения служебной дисциплины» даются в Дисциплинарном уставе таможенной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396.
Следует отметить, что в сфере дисциплинарной ответственности действуют нормы как административного, так и трудового права При этом трудовое право регулирует отношения по поводу труда государственного служащего, в то время как административное право регулирует отношения по поводу прохождения службы, осуществления государственным служащим своих полномочий, осуществления правоприменительной, юрисдикционной и тому подобной деятельности Отличительной чертой административно-правового регулирования в сфере государственно-служебных отношений является категоричность и жесткость предписаний, что обусловлено необходимостью повышенной дисциплины и организованности.
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске
За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику ОВД, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника ОВД приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника ОВД либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения В указанные сроки не включается период нахождения сотрудника ОВД в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении
Вышестоящий начальник имеет право отменить или наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка Дисциплинарные взыскания на сотрудников следственного аппарата ОВД налагаются начальниками, которым предоставлено право назначения их на должность, а в случаях, связанных с процессуальной деятельностью сотрудников, - по согласованию с руководителями соответствующих следственных подразделений
Начальник, превысивший предоставленные ему права по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность Сотрудник ОВД вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а в установленных законом случаях - и в суд
В ОВД создаются суды чести соответственно рядового и младшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, старшего и высшего начальствующего состава. На рассмотрение судов чести могут быть внесены или приняты ими по собственной инициативе материалы:
¦ о нарушении сотрудником ОВД служебной дисциплины;
¦ недобросовестном отношении сотрудника ОВД к выполнению служебных обязанностей;
¦ совершенных сотрудником ОВД правонарушениях, сведения о которых поступили в установленном законом порядке из суда, органов следствия, прокуратуры, других компетентных органов и от должностных лиц;
¦ недостойном поведении сотрудника ОВД в свободное от службы время
Суды чести не вправе рассматривать материалы о проступках и правонарушениях, за которые уже наложены дисциплинарные взыскания или по которым ранее состоялось решение компетентных органов и должностных лиц Суд чести, установив виновность привлеченного к суду, может объявить общественное порицание или возбудить ходатайство перед соответствующим прямым начальником о применении одной из следующих мер воздействия:
¦ лишения нагрудного знака;
¦ понижения в должности;
¦ снижения в специальном звании на одну ступень;
¦ перемещения по службе;
¦ отчисления курсанта, слушателя из учебного заведения, учебного подразделения; увольнения со службы
Сотрудникам ОВД, уволенным со службы в связи с осуждением за преступление, а затем реабилитированным в установленном порядке, возмещение причиненного ущерба осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Сотрудникам ОВД, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, а также уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в ОВД, но не более чем за один год. Сотрудникам, которые в период увольнения и до восстановления на службе работали на предприятиях, в учреждениях и организациях, занимались предпринимательской деятельностью, компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым по последней должности в ОВД, и фактическим заработком в период вынужденного перерыва в службе
Должностное лицо ОВД, принявшее решение о перемещении по службе, понижении в должности, снижении в специальном звании, увольнении из ОВД с явным нарушением закона или задержавшее исполнение решения о восстановлении в должности, специальном звании, на службе в ОВД, несет дисциплинарную ответственность и возмещает ущерб, причиненный ОВД в связи с выплатами сотруднику, произведенными по причине незаконного или необоснованного перемещения по службе, понижения в должности либо снижения в специальном звании, увольнения из ОВД, в размерах, установленных законодательством о труде Российской Федерации.

Достаточно подробное перечисление взысканий, которые могут быть наложены на военнослужащих, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, виды налагаемых взысканий зависят от воинского звания. Во-вторых, лица, проходящие военную службу по призыву, несут более строгую дисциплинарную ответственность, чем те, кто служит по контракту. В-третьих, дисциплинарная ответственность женщин-военнослужащих является более легкой.

Российское административное право

На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности могут привлекаться десятки миллионов лиц - членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.

Вопрос 5 Дисциплинарная и материальная ответственность в административном праве

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил перечень взысканий, которые могут налагаться на солдат и матросов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в запас. А к лицам, проходящим службу по призыву, могут применяться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очере­ди, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

В отличие от трудового законодательства, где дисциплинарные меры выражаются в виде замечаний, выговоров или увольнений, по КоАП РФ предусмотрен более широкий ряд санкций в отношении работников, совершивших правонарушение: понижение в звании, расторжение трудового соглашения, понижение в должности.

Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении милитаризованных служащих являются Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, Положение о службе в органах внутренних дел и др. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п.9 ст.16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дисциплинарная ответственность в административном праве Текст научной статьи по специальности — Государство и право

Целями юридической ответственности выступают следующие: защита правопорядка, наказание виновных, предупреждение правонарушений, возмещение ущерба и воспитание граждан. Эти цели находят свое выражение в функциях юридической ответственности, и их содержание, в зависимости от вида ответственности, различно. Традиционно различают следующие функции юридической ответственности: карательную (или штрафную); правовосстановительную (она присуща прежде всего имущественной ответственности, призвана компенсировать потери потерпевшей стороны, восстановить ее права); воспитательную; предупредительную (или превентивную, причем здесь выделяют частную и общую превенцию) .

Дисциплинарная ответственность в административном праве

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка. Субъектами таких проступков является основная масса работников. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента, утвержденными полномочными органами уставами, положениями.

Конспекты юриста

Прежде, чем применить взыскание:

  • 1. Представитель нанимателя должен потребовать от служащего объяснения в письменной форме.
  • 2. Если служащий отказывается — составляется акт.
  • 3. Служебная проверка. По результатам этой проверки составляется письменное постановление, его нужно заверить в течение 1 месяца со дня принятия решения.
  • 4. Учитываются тяжесть проступка, степень вины, иные обстоятельства и послужной список служащего.

Понятие и специфика дисциплинарной ответственности по административному праву

В настоящее время, в нашем государстве нельзя говорить о совершенстве аппарата государственной службы. Несмотря на то, что правовая база содержит достаточно норм по укреплению дисциплины, искоренению коррупции в сфере государственной службы. Но основным действенным средством борьбы с негативными явлениями в сфере государственной службы является ответственность, а основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность. Из этого следует, что вопрос о дисциплинарной ответственности заслуживает должного внимания и является актуальным.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе

1) дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 16 КоАП РСФСР). В ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сказано: «За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. »;

Дисциплинарная ответственность по административному праву

Объектные функции: п о основанию объект управления выделяются функции объектные: территориальные (страна, территориальные единицы, регионы), отраслевые (экономика, сельское хозяйство, транспорт), реляционные (социально-пространственные — в зависимости от состава участников общественной жизни – социальная структура, демографические слои – пенсионеры, молодежь и т.д.), эволюционные (т.е., временные – стабилизация и развитие).

Дисциплинарная ответственность в административном праве

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и призванные на военные сборы граждане в соответствии с дисциплинарными уставами за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность. За нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут ответственность на общих основаниях.

Дисциплинарная ответственность в административном праве

В соответствии с нормами административного права онн несут материальную ответственность в случае причинения ими материального ущерба воинской части, учреждению, с которыми военнослужащие состоят в служебных и приравненных к ним отношениях, при исполнении ими обязанностей службы.

Дисциплинарная ответственность в административном праве

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ закрепил пе­речень взысканий, которые могут налагаться на солдат и мат­росов: выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника. Солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту, кроме того, могут быть досрочно уволены в за­пас. А к лицам, проходящим службу по призыву, могут приме­няться и такие взыскания, как назначение до пяти нарядов вне очереди, лишение очередного увольнения из расположения во­инской части или с корабля на берег.

Образовательный блог по административному праву профессора Арсланбековой Аминат Зайдулаевны

В зависимости от того, учитываются ли в составе наступившего последствия или нет, различают материальный и фактический состав административного правонарушения. При материальном составе для привлечения лица к ответственности помимо противоправных действий необходимо наличие последствий. При формальном составе для привлечения к ответственности достаточно совершения противоправных действий. В содержание объективной стороны включают повторность, неоднократность, злостность, систематичность, продолжительность, длящееся правонарушение.

Поделиться: