Умственный и физический труд человека. Трудовой кодекс тяжелый физический труд

Все трудовые процессы условно делятся на 2 вида:

1) преимущественно физическая работа;

2) преимущественно умственная работа.

Такое деление очень относительно, ибо нет чисто физической и чисто умственной работы - можно говорить лишь о преобладании умственной или физической работы.

Выполняя физическую работу, человек в той или иной степени загружен умственной деятельностью. По данным физиологов А.С. Егорова и В.П. Заградского, при уборке, мытье полов и вытирании пыли человек загружен умственной деятельностью всего на 0,9%, при работе на станке - на 25%, при управлении автомашиной в малонаселенных местах - на 35%, а при печатании на пишущей машине - на 73%.

Физиология физического труда .

Под физической нагрузкой понимается величина и интенсивность мышечной работы человека, связанной с трудовой деятельностью, хозяйственно бытовой работой, с физической культурой, спортом и т.д.

Изучение физических нагрузок, обусловленных профессиональной деятельностью, их влияние на функциональное состояние и работоспособность человека необходимо для разработки рациональной организации режима труда и отдыха, для обеспечения количественной и качественной адекватности питания людей различных профессий для повышения работоспособности человека, эффективности и производительности труда.

Изучение физических нагрузок важно и необходимо в связи с тем, что от двигательной деятельности организма зависит развитие органов чувств (анализаторов) и нервно - психическое, эмоциональное напряжение. На протяжении длительной эволюции мышечное напряжение и эмоциональное обязательно сопутствовали друг другу. Например, сигнал опасности (встреча с хищником) вызывал отрицательные эмоции страха и необходимость двигательных реакций для спасения (убежать, спрятаться), встреча с мелкими зверями (источниками питания) вызывала положительные эмоции и необходимость догнать, поймать их.

Эмоции значительно усиливают мышечную активность. В состоянии аффекта (гнев, страх) человек может совершить такую мышечную работу, с которой он в обычных условиях ни за что бы не справился.

Физическая деятельность человека слагается из статической и динамической работы:

1.Статическая работа представляет собой деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также удержания какого - либо груза. Мышцы при этом сокращаются в изометрическом режиме, т.е. без изменения длины, поэтому механическая работа в строго физическом смысле отсутствует.

Статическая работа является главным компонентом поддержания рабочей формы человека и осуществляется за счет титанических и тонических сокращений определенных групп мышц. Поддержание какой - либо позы требует от мышц различного напряжения.

Самой простой позой является лежание; при лежании на спине напряжены лишь разгибатели. Наименьшее напряжение мышц бывает при лежании на боку с несколько согнутыми конечностями. При сидении наиболее напряжены разгибатели туловища шеи. Поза стояния требует напряжения многих мышц туловища, шеи, ног.

Величина статической работы определяется произведением силы, поддерживаемой мышцами на время, в течение которого осуществляется напряженное состояние. Обычно, чем сильнее напряжение, тем короче время, в течение которого его можно поддержать.

При статической работе повышается обмен веществ, увеличивается расход энергии, при этом энергия не превращается в механическую работу, а выделяется в виде тепла. Расход энергии пропорционален весу поддерживаемого груза и длительности его поддержания. Статическая работа более утомительна, чем динамическая, т.к. сопровождается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от проприорецепторов мышц в ЦНС.

2. Динамическая работа связана с перемещением тела или его частей в пространстве, т.е. с движениями. Деятельность мышц при этом происходит в ауксотоническом режиме, в котором сочетаются и сокращение, и напряжение их. При динамической работе энергия расходуется как на поддержание определенного сокращения в мышцах, так и на механический эффект работы и измеряется произведением массы груза на расстояние, на которое он перемещается. В условиях производственной деятельности человека вычислить работу в механических единицах невозможно, поэтому для оценки величины физических нагрузок пользуются определением энергетических трат. Расход энергии при этом пропорционален величине мышечной работы.

Таким образом, оценка тяжести труда основывается на исследовании величины расхода энергии, реакции сердечно - сосудистой системы и дыхания, терморегуляции и других физиологических показателей. При низких физических нагрузках частота пульса 76-100 ударов в минуту, при средних - 110-125, при высоких более 175 ударов/минуту. Но учащение пульса может быть связано и с нервно - психическим напряжением, которым сопровождается профессиональная деятельность человека. Поэтому более надежным критерием для оценки тяжести физической нагрузки является величина энергетических затрат, которая хорошо отражает динамическую нагрузку.

Этот принцип приобрел международное распространение. По различным физиологическим показателям и энергетическим тратам выделены 4 группы - категории тяжести физической работы: легкая, умеренная, тяжелая и очень тяжелая. Согласно санитарно - гигиеническим нормам предлагается считать легкими работы, требующие затраты энергии до 150 ккал/час, и к категории тяжелых относятся работы, энергозатраты которых более 250 ккал/час. Физиологическая норма физической нагрузки для человека составляет 180 ккал/час.

Двигательными навыками называются новые формы двигательных действий, выработанные по механизму условных рефлексов в результате систематических упражнений. Формирование двигательного навыка осуществляется в 3 стадии:

1 стадия - характеризуется генерализованной эфферентной реакцией, т.е. одновременно активируются все мышцы, поэтому движения неловкие, неточные, поза и мимика скованы, дыхание задерживается.

2 стадия - сопровождается улучшением координации, точности движений; в движениях наблюдается некоторая стереотипность.

3 стадия - характеризуется высокой степенью координации и автоматизации двигательного акта.

В образовании и осуществлении навыков большую роль играют мышление, мотивация, память, которые обеспечивают пусковую информацию и афферентный синтез. На всех стадиях формирования навыка большую роль играют сила, быстрота, ловкость и выносливость. При выполнении навыка от проприорецепторов, вестибулярного, слухового и тактильного анализаторов в ЦНС поступают афферентные импульсы, за счет которых на всех этапах выработки навыка осуществляется контроль соответствия программы и ее выполнения.

В осуществлении большинства бытовых, трудовых и спортивных двигательных навыков принимает участие большое количество мышц. Одни из них непосредственно реализуют само локальное произвольное движение, другие же поддерживают необходимую позу, фиксируют суставы и т.д. Физические упражнения вызывают глубокие перестройки во всех органах и системах организма человека, при этом наступают физиологические, биохимические и морфологические сдвиги.

За счет нейрогуморальной регуляции функциональные сдвиги в вегетативной нервной системе начинаются в дорабочий период, т.е. только при подготовке к работе или физическим упражнениям, продолжаются в процессе упражнения (пока выполняется мышечная нагрузка) и остаются после окончания работы. Вегетативные процессы активируются по механизму условных и безусловных рефлексов. Вместе с двигательным стереотипом формируется и вегетативный динамический стереотип, который обеспечивает соответствие между уровнем различных физиологических функций и уровнем двигательной активности.

В связи с физической работой выделяется понятие «физиологический резерв организма». Под физиологическим резервом понимается способность органа или функциональной системы во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Эта способность сложилась в процессе эволюции и зависит от физической тренированности.

Физиологический резерв хорошо виден на примере увеличения кровообращения скелетной мышцы при физической работе. В покое скелетная мускулатура потребляет 25-30% МОК, при тяжелой физической работе - 80-85%; МОК увеличивается с 5 до 30 литров; частота сердечных сокращений (у пловцов, например) возрастает от 170 до 205 уд./мин. Велики резервы дыхания: активность его во время физической работы возрастает в 10 раз, потребление кислорода увеличивается в 15-16 раз.

Однако в процессе выполнения своей профессиональной деятельности человек не работает на пределе своих физических возможностей, потому что такая работа продолжается недолго и ведет к утомлению организма. Объем физиологического резерва наиболее ярко выделяется в спорте, где правильно организованные тренировки расширяют физиологический резерв организма, делая его более выносливым и устойчивым к отрицательным воздействиям. Так, например, работами Аршавского показано, что работоспособность нервно - мышечного аппарата при нормальном кровообращении может сохраняться на протяжении долгого времени (4-5 часов), если ритм сокращений будет с такими интервалами, чтобы успевали полностью завершаться анаболические процессы. Таким образом, правильно организованный во времени двигательный акт может осуществляться без признаков утомления. Высокая работоспособность при физических нагрузках связана с использованием аэробных возможностей организма и с возможностью длительного поддержания устойчивого состояния функций дыхания, сердечно - сосудистой системы, т.е. транспортных систем на протяжении всего трудового процесса, способных осуществить регуляцию гомеостаза.

Систематические занятия спортом улучшают физиологический резерв организма, увеличивают массу скелетной мускулатуры, объем грудной клетки, ЖЕЛ, мышечную силу. Физический труд и спорт в его оптимальном варианте может выступать как источник увеличения резервных возможностей организма даже в пожилом возрасте, отодвигая границы старения, хотя физиологические резервы организма уменьшаются с возрастом. Максимум мышечной силы приходится на возраст от 20 до 30 лет, и, напротив, при чрезмерном, непосильном характере труда, н может быть причиной раннего изнашивания, старения, увядания организма.

В хорошо тренированном организме физиологический резерв не используется максимально, а изменения, наблюдаемые в организме во время физической работы и вне ее, характеризуется определенной экономизацией функций. Так, частота пульса у хорошо тренированных спортсменов равна 40-45 уд./мин. при высоком уровне УСС - 100 мл, - величина основного обмена на 20-40% ниже его должных значений. Это позволяет организму наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы в момент физического усилия.

В основе экономизации функций лежат следующие перестройки функциональных систем организма. Происходит умеренная гипертрофия сердца, отношение его массы к массе тела может увеличиваться на 40%. Это сопровождается развитием сети капилляров и анастомозов между ними, увеличением содержания гликогена и миоглобина в сердечной мышце. В процессе тренировки значительно удлиняется период диастолы, во время которого в миокарде идет ресинтез фосфорных соединений, богатых энергией. Кроме этого, происходит набухание митохондрий и увеличение их энергообразующей поверхности.

Систематические упражнения приводят к совершенствованию дыхательных мышц. Возбудимость дыхательного центра у тренированного человека несколько понижена, поэтому они способны производить более длительную задержку дыхания. Для спортсменов характерен и высокий уровень утилизации кислорода тканями (с 30% увеличивается до 70%), питательных веществ, а также удаления продуктов распада.

В повышении работоспособности организма большую роль играют железы внутренней секреции: гормоны коркового слоя надпочечников, поджелудочной железы (инсулина), которые обеспечивают высокий уровень углеводного обмена, что лежит в основе высокой работоспособности. Активируется обмен веществ также щитовидной железой, надпочечниками, гипофизом. Высокая тренированность организма достигается только при достаточной волевой и психологической подготовке.

Физиология умственного труда .

Для современной практической медицины огромное значение приобретает изучение проблемы умственной и эмоциональной деятельности человека. Мы уже говорили о том, что труд не сводится лишь к физической и умственной деятельности, он почти всегда связан с эмоциональными переживаниями.

Филогенез ЦНС показывает, что ее структура и деятельность все время усложняются. Вместе с тем, если раньше мозг большинства людей управлял в основном физической деятельностью, то за последние сто лет, и особенно последние десятилетия чрезвычайно увеличился объем интеллектуальной деятельности человека во всех сферах производства. Условия трудовой жизни современного человека резко изменились. Современный человек оказался на той ступени социального развития, которая характеризуется большим объемом разнообразной информации. ЦНС испытывает большую нагрузку, чрезвычайно возрастают требования, предъявляемые к интеллектуальной деятельности человека.

Кроме профессиональных особенностей, другой важной стороной жизни, которая повышает нагрузку на ЦНС, является насыщение ее разнообразной информацией. Это, например, увеличение численности населения, особенно в городах, рост скоростей разного вида транспорта, телевидение, радио, телефон, огромная литература, искусство, и, наконец, учащение ритма жизни вообще и усложнение взаимоотношений между людьми. Все эти явления, характерные для нашего "нервного" века, создают дополнительную нагрузку для интеллектуальной и эмоциональной сфер.

В сфере эмоций и умственной деятельности человека наблюдается значительная интенсификация. Все это ведет к том, что современный работник не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически и семантически значимую информацию. Накапливается все больше не отреагированных и не реализованных эмоций и задач различного характера. В связи с этим значительно повышается напряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических констант организма.

Думать о том, что можно остановить НТР, научно-технический прогресс и связанное с ним возрастание нервных перегрузок - наивно и не реально. Остается лишь один путь - научить мозг, облегчить восприятие и переработку разнообразной информации, создать необходимый оптимум деятельности всего организма.

Следует обратить внимание на то, что под влиянием хронического воздействия комплекса эмоциональных раздражителей перенапряжение нервной системы у лиц умственного труда и у студентов может принимать застойный характер и тем самым приводить к возникновению неврозов.

Никогда еще за время своего существования человечество так остро не нуждалось в решении таких проблем века, как умственное переутомление, нервно- эмоциональное перенапряжение и невротические нарушения.

Эмоциональное напряжение и нервное напряжение - не одно и то же. Нервное напряжение не всегда сопровождается отрицательными эмоциями. В связи с этим очень важно, во-первых, точно выявить наличие эмоционального знака у человека в каждом случае, т.к. положительные эмоции в большинстве случаев не являются вредными и не бывают помехой для деятельности человека, и, во-вторых, знать, что только хроническое воздействие на организм эмоционального стресса имеет существенное значение в возникновении нервного перенапряжения, переутомления и невротических состояний. Постоянное или повторное эмоционально-стрессовое воздействие нарушает согласованную работу гомеостатических констант организма и повышает возбудимость различных нервных образований. В этом же аспекте рассматривается возможность возникновения нервного перенапряжения информационного характера и информационных неврозов - у лиц, которые почти постоянно перерабатывают большой поток эмоционально окрашенной информации в условиях дефицита времени (студент перед экзаменом).

Особенности умственной и эмоциональной деятельности студентов и

преподавателей.

В условиях бурного роста научной информации подготовка специалистов с высшим образованием усложняется с каждым годом. К ним предъявляются все более высокие требования, как в отношении интеллектуальных способностей, так и физического развития.

От других категорий работников умственного труда студенты отличаются тем, что их умственная деятельность определяется процессом обучения, связана с накоплением знаний и развитием интеллектуальных способностей. Очень важно физиологически обосновать и рационализировать учебную нагрузку, чтобы предотвратить перенапряжение или нарушение мозговых механизмов адаптации, которые у студентов еще находятся в стадии развития и усовершенствования.

Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия деятельности с интенсивной учебной нагрузкой, высокой общественной активностью и новыми жизненными ситуациями. Одной из характерных особенностей студентов является тот факт, что сдача выпускных экзаменов в школе, подготовка к поступлению в институт происходят в короткий период и очень интенсивно. Это играет существенную роль в развитии адаптационно-компенсаторных механизмов ВНД будущих студентов.

В этот же сложный период изменяются элементы социальной адаптации личности, осуществляется переход от детской зависимости к самостоятельной деятельности, активности взрослого человека со всеми его правами и обязанностями. В этом отношении существенными трудностями, особенно для иногородних студентов, являются: отдаленность от своей семьи и чувство одиночества, включение в новый коллектив, новые бытовые условия и т.д.. Поступив в институт, молодые люди оказываются в новых учебных условиях по сравнению со средней школой (увеличение числа педагогов, непривычные методы преподавания, высокие педагогические требования, необходимость самостоятельно планировать время учебы и другие вопросы студенческой жизни, иная система экзаменов и т.д.) Следовательно, происходит нарушение школьного стереотипа и образование нового, более сложного вузовского стереотипа поведения.

Особо важное место в процессе обучения занимает информационная перегрузка студентов многочисленными учебными предметами, качество и научный уровень которых все время повышается. Кроме того, ситуации эмоционального стресса, возникающие особенно в период экзаменов, травмируют и сенсибилизируют очень лабильную и еще мало управляемую эмоциональную сферу студентов.

Загруженность и напряженность работы студентов определяется условиями учебного процесса. По академическим нормам загрузка студентов всех вузов, как правило, не должна превышать 36 часов в неделю. Однако в процессе учебы продолжительность рабочей недели часто составляет 40-43 часа. При этом отмечается неравномерность распределения учебной нагрузки и нарушение режима работы. Подсчеты показывают, что рабочий день студентов 1-3 курсов составляет в среднем 10- 12 часов. Анкетирование студентов младших курсов многих вузов показало, что они спят в сутки не больше 7 часов и ежедневно тратят 3 часа на самостоятельную работу. Зачастую домашние задания выполняются ими по вечерам и воскресным дням. (Естественно, речь идет о добросовестных студентах).

Современные сложные задачи обучения, которые призвана решать высшая школа, предъявляет повышенные требования и к преподавателям. Преподаватели составляют весьма значительную часть работников умственного труда. Наряду с высокой научно- педагогической квалификацией и хорошим знанием предмета от педагога требуется высокая эрудиция и интеллигентность, хорошее воспитание, владение ораторским, артистическим искусством, опрятность, исключительная собранность и сосредоточенность, доброта и строгая дисциплина. Педагога-клинициста отличает еще и высокое профессиональное мастерство врачевания.

Наиболее сложный вид работы - чтение лекций, которое сопровождается нервно- психическим напряжением и требует устойчивого внимания, тонкого и точного взаимодействия анализаторных систем и всех высших психических функций: мышления, воли, памяти, восприятия, внимания, воображения и т.п. Лекционная работа, как правило, сочетается с обширной учебно-воспитательной работой, научно- исследовательской деятельностью и, что особенно важно, формированием умения владеть аудиторией.

Трудовая деятельность профессорско-преподавательского состава высшей школы можно рассматривать как высококвалифицированную умственную работу, которая сопровождается нервно-эмоциональным напряжением и частыми эмоциональными манифестациями.

Специфической особенностью деятельности студентов можно считать то, что они не умеют работать. Большие потенциальные возможности их организма используются нецеленаправленно и нерационально, без необходимых навыков. В связи с этим значительная учебная нагрузка для студентов, особенно 1 курса, является значимым фактором, что вызывает у них нервно-психическое напряжение и состояние фрустрации в период экзаменов.

Продолжительность рабочего дня преподавателей вузов, как известно, должна равняться 6 часам. Однако их рабочий день часто доходит до 8-10 часов. При этом лекционная и преподавательская работа занимает наибольшее время. Помимо лекционной работы, преподаватели проводят научные исследования, а клиницисты - врачебную работу. Специфическими особенностями высококвалифицированного преподавательского труда является постоянное общение со студентами, а также тщательная подготовка перед каждым лекционным выступлением. Кроме того, если у студента экзамен почти всегда вызывает эмоциональный стресс, то от преподавателя он требует большого нервно-психического напряжения интеллектуальных возможностей и проявления профессионального опыта.

Физиологические различия умственного и физического труда .

Умственный и физический труд связаны между собой и влияют друг на друга. Еще Моссо (1893) с помощью эргографа определил, что профессор, прочитавший лекцию студентам, утомляется настолько, что после лекции мышечная сила его руки уменьшается на 20%. После 3 часового экзамена у студента мышечная сила падает в 4 раза. В свою очередь, под влиянием физического утомления уменьшается продуктивность интеллектуальной деятельности. Вместе с тем имеется ряд существенных особенностей, которые отличают труд умственный от физического.

Прежде всего надо отметить, что преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом не означает ликвидации относительной их самостоятельности. Эта самостоятельность, по-видимому, определяется спецификой их физиологических механизмов. Кроме того, если даже мы говорим, что нет "чистого" умственного труда без физических элементов, и, наоборот, физического труда без элементов умственного, то это не должно означать, что нет разницы между умственным и физическим трудом.

Кандрор (1970) отмечает, что при любом виде труда возникает необходимость раздельно оценивать энергетическую и информационную стороны трудового процесса. По его мнению, первую целесообразно характеризовать про степени тяжести, а вторую - про степени напряженности. Именно энергетическая и информационная стороны трудовой деятельности отличают физический труд от умственного в первую очередь.

Исследователи физиологии труда хорошо знают, как обеспечивается эффективная и длительная физическая работа, но еще плохо знают, какими средствами и ресурсами обеспечивается умственная работа, не говоря уже о сложной структурно- функциональной организации мозга, которая и обеспечивает умственную деятельность.

Известно, что при физической работе происходит усиление и углубление дыхания, перераспределение и увеличение количества циркулирующей крови, усиление и учащение сердечных сокращений, повышение уровня сахара и форменных элементов в крови. Умственная деятельность, окрашенная эмоциями, вызывает почти такие же изменения. Однако если эти периферические сдвиги вегетативных реакций необходимы для энергетического обеспечения работающих мышц, точнее, для покрытия энергозатрат при физической работе, то эти же сдвиги, возникающие при осуществлении умственного эмоционально напряженного труда, далеко не обязательны, т.к. при умственной деятельности не происходит больших энергозатрат и соответственно утилизации, т.е. реализации избыточного обмена.

Следовательно, эти вегетативно-гуморальные изменения при умственной работе не имеют такого прямого назначения, как при работе физической. Любая умственная работа, какой бы сложный характер она не имела, для своего осуществления не нуждается в значительно повышении уровня сахара, количества лейкоцитов, стероидных гормонов и т.д. Гиперфункция вегетативных органов при эмоциональной работе происходит не за счет мышечного напряжения и повышения кислородного и энергетического запроса с периферии, а за счет активизации мозговых структур, особенно подкорковых, лимбико-ретикулярных и таламо-гипоталамических образований под влиянием умственно-эмоциональной работы.

Вегетативные и гуморальные сдвиги при умственной работе или предстартовых состояниях носят условно-рефлекторный характер, происходят с участием эмоционального аккомпанемента и не связаны с активизацией двигательного аппарата.

Нет сомнения в том, что умственная работа охватывает большее количество нервных элементов, чем физическая. Исходя из современных данных нейрофизиологии и нейропсихологии, надо полагать, что умственный труд есть результат наиболее сложных комбинаций нервных процессов и гистохимических изменений в миллионах нейронов корково-подкорковых образований. Умственный труд отличается от физического, видимо еще и тем, что системность работы мозга при умственной деятельности не только более сложна и высоко квалифицирована, но и более обширна и включает большее количество систем и подсистем, чем при физической работе. Больше нагрузка и на анализаторы.

Отличие физического труда от умственного проявляется и в отношении ряда других показателей. Изменение физиологических функций под влиянием физической работы носит более четкий характер, чем в случае умственной работы. Мышечное утомление также имеет более или менее ясную картину, чем отличается от умственного. Первое в отличие от второго можно количественно измерить. При наступлении мышечного утомления выполняемая работа почти полностью прекращается, чего не наблюдается при умственном утомлении.

Умственная деятельность может выполняться длительное время, она не прекращается после окончания конкретной работы. Если мышечную работу мы можем прекратить произвольно, то в отношении умственной работы, особенно эмоционально окрашенной, сделать это трудно. Физиологические изменения, возникшие при умственном труде, ликвидируются значительно медленнее, чем при физическом, что можно рассматривать как феномен последействия. Если по окончании умственной деятельности часто наблюдаются лишь следы возбуждения или торможения, то после физического труда обычно характерны поздние боли в мышцах. Чувство усталости также более сильно ощущается после физической работы. После нее быстрее наступает глубокий сон. Результат физического труда ощутим и виден, а результат интеллектуального труда подчас получается не сразу, и для его выражения необходимы какие-то дополнительные действия (речь, письмо, чертеж и т.п.).

Словник : Фенолы - Финляндия . Источник: т. XXXVa (1902): Фенолы - Финляндия, с. 684-687 ()


Физический труд (гигиена) - необходимым условием нормальной жизни большинства органов и тканей является производство той или другой работы, того или другого отправления. Чрезмерный покой, отсутствие функционирования мышечной системы ведет за собой ее атрофию, наоборот, умеренный, не превышающий наличных сил человека Ф. труд, время от времени прерывающийся необходимым отдыхом, весьма благотворно отражается как на работающем органе-мышце, так и на общем состоянии организма. В деятельной мышце благодаря усиленному к ней притоку крови происходит более живой, чем при покое, обмен веществ: она потребляет больше кислорода и выделяет больше угольной кислоты. Усваивая при этом значительно больше питательного материала, отлагающегося в ней в виде организованного белка, мышца увеличивается в объеме, крепнет с работой и становится более трудоспособной. Гипертрофия мышцы обусловливается при этом не размножением элементов, а исключительно увеличением их размеров. Морпурго, продержав сначала собаку целый месяц в замкнутом помещении без движения, заставил ее затем в течение 80 дней пробежать на круге 3218 км; при исследовании оказалось, что число отдельных волокон muscul. sartorius собаки осталось прежнее, но поперечник каждого волокна после движения увеличился в 8 раз. Благодаря большему образованию в деятельной мышце угольной кислоты в сравнении с пребывающей в покое дыхательные движения, рассчитанные на введение кислорода и удаление угольной кислоты, при Ф. труде учащаются, причем обмен газов в легких растет параллельно интенсивности механической работы. Одновременно с дыханием оживляется кровообращение и сердечная деятельность и усиливается отток венозной крови и лимфы по крупным сосудам. Распад веществ при Ф. труде значительно повышается. Как это известно со времени классических исследований Фойта и Петтенкофера, рабочие силы родятся из химических превращений углеводов и жиров пищи. Количество жира, разрушающегося в час при усиленной работе, по Фойту, на 8,2 г больше, чем при покое; что же касается белков, то их разложение во время работы совершенно почти не изменяется в своей интенсивности: по согласным наблюдениям различных исследователей (Фойт, Фик, Вислиценус и др.), количество выделяемой мочевины остается одинаковым как при возможном покое, так и при усиленном Ф. труде. Мышца - по Фику - представляет собой, таким образом, машину, потребляющую при работе в качестве топлива безазотистые пищевые вещества, превращая при этом потенциальную энергию последних в живые силы, белки же служат лишь для возмещения неизбежных при трении машины небольших потерь белкового ее материала. В связи с усиленным распадом веществ и выработка тепла при Ф. труде более или менее сильно повышается, но так как одновременно благодаря усиливающемуся при работе испарению воды через легкие и кожу отдача теплоты телом точно так же увеличивается, то температура последнего не изменяется существенно, особенно при отсутствии препятствий для отдачи тепла (невысокая внешняя температура, легкая одежда). По окончании работы производство тепла уменьшается, а усиленная потеря все еще продолжается некоторое время, почему вспотевшему после напряженного труда необходимо во избежание «простуды» воздерживаться от неосторожного обнажения тела, холодного питья, сквозного ветра. Пищеварение при Ф. труде усиливается, аппетит улучшается, особенно, если работа производится на открытом воздухе. Общий тонус нервной системы повышается, болезненная раздражительность и утомляемость понижается. Неразрывным спутником всякой работы, неизбежным ее следствием является утомление (см.). Оно выступает тем резче и отчетливее, чем большего напряжения сил требует Ф. труд. После 50-60 поднятий тяжести в 5 кг с промежутками между каждым поднятием в 1 секунду сила мышц, сгибающих пальцы, совершенно исчерпывается (Маджора). Успешность работы при наступившем утомлении постепенно понижается, для выполнения той же работы уже требуется более сильный волевой импульс. Утомление одних напряженных мышц распространяется и на другие мышечные группы: усиленная маршировка ведет за собой утомление и верхних конечностей. Ввиду тесной связи между умственной и Ф. утомляемостью одновременно с последней понижается также и умственная работоспособность. Чувство утомляемости есть сигнал для прекращения работы, для смены ее надлежащим отдыхом, необходимым как для удаления негодных продуктов работавшего органа, так и для пополнения понесенных им потерь. Если продолжать работу, несмотря на утомление, то мышца сильно истощается и ее работоспособность лишь медленно восстанавливается. Напряженный по своей ли интенсивности или по продолжительности труд не всегда проходит совершенно бесследно для организма, а сопровождается подчас тяжелыми и даже непоправимыми последствиями. В мышцах при чрезмерном их напряжении обнаруживаются боли, дрожание, воспаление сухожильных влагалищ, нередки также разрывы мышц и переломы костей, особенно ключиц. У лиц, по своей профессии принужденных постоянно напрягать одну и ту же группу мышц (у наборщиков, столяров, кожевников, цветочниц и др.), весьма часто обнаруживаются контрактуры соответствующих мышц, а равно также воспаление сухожильных влагалищ и суставов. Чересчур продолжительное исполнение определенных сложных мышечных движений ведет за собой расстройство их координации (спазм писцов, пианистов, скрипачей и др.). При усиленной мускульной работе сердечная деятельность расстраивается, пульс становится неравномерным, малым и весьма быстрым, обнаруживается сильное сердцебиение и одышка, и если, несмотря на угрожающие симптомы, работа все-таки продолжается, то в результате может воспоследовать разрыв крупного кровеносного сосуда и сердечных заслонок, а при подходящих условиях даже мгновенная смерть от паралича сердца. Продолжающаяся изо дня в день утомительная работа может повести за собой эмфизему легких, расширение сердечных полостей, гипертрофию, а затем и жировое перерождение сердечной мускулатуры с его последствиями. Непомерный Ф. труд истощает силы и преждевременно старит человека. В наш век широкого применения машин в различных производствах Ф. труду, насколько дело касается его напряженности, а не продолжительности, предъявляется значительно меньше требований, чем в прежние времена. Лишь в некоторых странах с первобытной цивилизацией низшие слои населения продолжают еще и поныне играть роль вьючных животных. В Китае, в Африке и др. люди перевозят на себе различного рода тяжести, фигурируют нередко в качестве возчиков общественных экипажей. В культурных странах расходы на содержание и пропитание человека даже при самых скромных требованиях слишком велики, чтобы не оттеснить его в качестве рабочей силы, особенно при чисто механических производствах. Зато, с другой стороны, сравнительная легкость манипуляций фабричной работы послужила в наши дни одной из причин неизвестной даже во времена рабства крайней продолжительности рабочего дня, доходящей нередко до 18 часов в сутки, она же вызвала эксплуатацию труда женского и детского. Жалобы на чрезмерную работу гораздо реже со стороны тех, которым приходится работать напряженно, но недолго (мясники, пивовары, камнеломы, плотники и др.), чем со стороны лиц, занимающихся продолжительное время сравнительно легкой работой (портные, работающие в красильных, щеточных мастерских и др.).

Рабочая способность при Ф. труде зависит от величины поперечного разреза мышц и от усилия воли, которым мышцы возбуждаются к деятельности. Когда человек бодр и весел, работа, как говорится, спорится, при грустном настроении движения медленны, вялы и бессильны. Существенное значение имеет здесь и навык. Чем с большим навыком производится какая-либо работа, тем меньше при ней делается ненужных побочных движений мышечных групп, тем легче работа и тем меньше вызываемые последней явления утомления. Мышечная сила представляется неодинаковой у лиц различного пола и возраста. По измерениям Кетле, у лиц мужского пола ручная сила (сила сжимания руками) равномерно повышается на 3-4 кг в год до 12 лет, достигая в этом возрасте 33,6 кг в среднем; с 12 до 18 лет она ежегодно увеличивается на 6-9 кг, а с 18 до 25-30 лет только на 1-2 кг в год. В этом возрасте ручная сила достигает своего максимума (89 кг), после чего она начинает постепенно понижаться; в 40 лет она равна 87 кг, в 50 лет - 74 кг, в 60 лет - 56 кг. У лиц женского пола ручная сила, начиная особенно с 10 лет, меньше, чем у лиц мужского пола одинакового возраста, в 17 лет она меньше на 30 кг, в 25 лет - на 38 кг, в 50 лет - на 27 кг. Становая сила (сила растягивания всем туловищем) достигает у мужчин своего максимума в 25-30 лет (155 кг), затем в последующие годы она быстрее понижается, чем сила рук: в 40 лет она равна 122 кг, в 50 лет - 101. У лиц женского пола становая сила достигает в 17-25 лет лишь половины той величины, до которой она доходит у мужчин (77 кг против 155 кг). Такие же, в общем, данные получены были проф. Ф. Ф. Эрисманом, д-ром Дементьевым, Погожевым и др. на основании многочисленных измерений силы русских фабричных рабочих. При оценке рабочей силы человека еще важнее знать полезный эффект работы в течение более или менее продолжительного времени. Суточную работу мужчины при 8 часах деятельности считают равной 288000 килограммометрам, ок. 10 кгм в секунду (килограммометр - работа, необходимая для поднятия 1 кг на 1 м высоты). Работа лошади, оцениваясь в 70-75 кгм, в 7 раз сильнее человеческой. Количество производимой человеком работы при различного рода занятиях выражается, по Рубнеру, следующим образом:

Отдельные человеческие расы, по всей вероятности, представляют в отношении силы немалые различия. Озаги в Сев. Америке могут делать несколько дней подряд по 96 км в день, скороходы в Перу - 134 км, индейцы Новой Англии - 128-160 км (Tschudi, Roger-Willims). Разумное распределение времени работы и отдыха составляет необходимое условие сохранения здоровья. Чем напряженнее работа, тем чаще и тем продолжительнее должны быть перерывы. Существенное значение имеет здесь и индивидуальная утомляемость. Для лиц, быстро устающих при работе, полезнее более частый, хотя и менее короткий отдых. При малой утомляемости работник в интересах продуктивности труда и выигрыша свободного времени охотнее предпочитает менее частый, но более продолжительный перерыв. Дневная работа, особенно в утренние часы, менее утомляет, чем ночная. Напряженная ночная служба солдат в военное время (ночные переходы, укрепление занятой местности и т. п.) всегда сильно истощает солдат и предрасполагает их к заболеваниям. Продолжительность рабочего дня не поддается, с санитарной точки зрения, строгой регламентации, так как она зависит от многочисленных условий (сравнительная трудность той или другой работы, индивидуальная утомляемость и т. д.). Тысячелетний опыт указывает, однако, что она не должна быть больше 10-11 час. В Зап. Европе и Сев. Америке десятки лет уже идет деятельная агитация в пользу 3 восьмерок: 8 час. на работу, 8 на сон и 8 на еду, отдых и развлечения. Достаточно глубокий и продолжительный сон полнее всего восстанавливает силы от дневной работы. Сердцебиение и дыхание во время сна уменьшаются, Ф. и умственные силы приходят в полный покой, траты доводятся до минимума и организм запасается свежими силами для новой работы. Громадное значение имеет абсолютный Ф. и духовный покой в течение хотя бы одного дня в неделю, как это установлено мудрыми законодателями и основателями религий. В многочисленном и настойчивом повторении в Библия заповеди об отдыхе и в угрозах за ее нарушение ясно видно значение, какое придавал досугу законодатель. Для восстановления эластичности тканей и органов и накопления новой энергии время от времени необходим и более продолжительный отдых (несколько недель), особенно при однообразной, изо дня в день повторяющейся работе, легко ведущей к автоматичности и подавлению сознания. Громадное первостепенное значение при усиленном Ф. труде имеет надлежащее питание. Принимая во внимание, что при Ф. труде происходит усиленный распад углеродистых веществ, работающему организму для поддержания вещественного его состава необходимо доставлять увеличенное соответственно работе количество жиров или углеводов. Сказанным выше относительно азотистого обмена при работе нисколько не умаляется необходимость одновременно усилить также и подвоз белков. Чрезвычайно важная роль последних в организме не ограничивается одним только сохранением азотистого его равновесия. При богатой белками пище, как известно, увеличивается содержание в крови носителей кислорода, красных кровяных шариков, а также важнейшей составной их части - гемоглобина, чем облегчается работа мышц вообще и сердечной в частности. При усиленном Ф. труде окислительные процессы в организме повышаются, кислорода требуется в большем количестве, что, в свою очередь обусловливает и большую доставку с пищей белков. По Фойту, пища человека при усиленной работе должна содержать 145 г белков, 100 г жира и 500 г углеводов. Весьма целесообразен как по количеству, так и по качеству своих составных частей следующий рекомендуемый Уффельманом примерный паек:

Так как утомляемость после еды значительно устраняется, хотя непосредственно вслед за принятием пищи она кажется несколько повышенной, то при усиленном труде рационально не откладывать обеденного времени к концу работы. Легко утомляющимся лицам можно советовать частые приемы пищи через короткие промежутки. О постановке физического труда в школах - см. Школьная гигиена и Труд ручной в школах (см.).

См. Ф. Эрисман, «Курс лекций, 1884-85 г.» (M.); его же, «Курс гигиены» (т. III, вып. I, 1888); M. Рубнер, «Учебник гигиены» (1897); Birch Hirschfeld, «Die Bedeutung der Muskelübung f. die Gesundheit etc.» (1883); Mosso, «Die Ermüdung» (1892); Kraepelin, «Zur Hygiene der Arbeit.» (1896).

Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на профессиональную структуру работающего населения.С каждым годом увеличивается число лиц, занятых умственным трудом .

Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля интеллектуального компонента. Проведение четкой грани между физическими и умственными формами трудовой деятельности людей становится все более затруднительным.

Между тем, общепринятое деление труда на физический и умственный до сих пор остается в силе. К умственному труду принято относить работы, связанные с процессом приема, переработки и хранения информации, на основе которых решаются различного рода теоретические и практические задачи, что требует преимущественного напряжения функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы человека.

В настоящее время выделяют две основные группы форм умственной (интеллектуальной) деятельности человека: в сфере материального производства и вне его.

К первой относятся профессии инженерного профиля , связанные с проектированием производственного процесса (например, конструкторы), а также с выполнением эксплуатационных (инженеры, техники, мастера, операторы), учетных (бухгалтеры, статистики) и управленческих (руководители предприятий, объединений) функций.

Ко второй - профессии, занятые в области научной деятельности (ученые) , прикладных знаний (учителя, врачи, психологи), литературы и искусства (писатели, артисты, художники).

Все формы интеллектуального труда основаны на внутренней психической активности человека, имеющей своим материальным субстратом работу головного мозга. Преимущественная нагрузка на центральную нервную систему и незначительная, в сравнении с физическим трудом, активность мышц обуславливают относительную энергетическую экономность интеллектуальной деятельности.
Тем не менее все формы умственного труда сопровождаются определенными затратами энергии, вызывающими утомление работающих людей. При этом разные профессии требуют различного расходования энергетических ресурсов человеческого организма.

В зависимости от величины энергозатрат интеллектуальный труд может быть, по аналогии с тяжестью физических работ, разной степени напряженности, которая определяется по количественным и качественным показателям нагрузок на психические функции человека .

К первым относятся: длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), количество поступающих к работнику информационных сигналов, размер предметов труда, их число и многие другие.

Ко вторым - уровень эмоционально-волевого напряжения, личный риск, ответственность за безопасность других лиц, степень сложности решаемых производственных задач.

Учитывается также график сменности, на основе которого к наиболее напряженной относят работу с чередованием смен, включающую ночные, вахтовые дежурства, характерные, в частности, для большинства морских профессий.

Как известно, жизнь каждого человека подчинена определенной ритмике, которая проявляется и в общении, и в познании, и в труде. Иными словами, человеческая активность организована во времени, образуя единую систему суточных, недельных, месячных и многолетних ритмов. В них проявляется строгая биологическая периодичность физических и психических функций всего живого, обусловленная природными циклическими явлениями (смена дня и ночи).

Нарушение этого естественного ритмического процесса вызывает напряжение регуляторных систем организма (в первую очередь мозга), ответственных за перестройку его временной организации. Таким образом, навязанный человеку в течение длительного времени трудовой режим, не соответствующий нормальным биологическим ритмам, является одним из факторов, повышающих рабочие нагрузки.

Любая профессия требует от человека усвоения определенных программ действий. И в этом смысле к основным чертам интеллектуального труда относятся - сложность и переменность или чрезмерная упрощенность таких программ, связанная с технизацией современного производства.

Понятие "сложность программы" может включать в себя, во-первых, количество сигналов, поступающих к работнику от различных объектов окружающей его социально-производственной среды и несущих информацию о их свойствах и связях.
Во-вторых, это могут быть различные представления и понятия, которыми человек оперирует в процессе практической деятельности. Чем больше различного рода составляющих в программе трудовых действий исполнителя, тем сложнее содержательная сторона умственного труда.

Например, в трудовые функции капитана входят разнообразные умственные рабочие операции: прокладывание курса корабля по карте, оценка навигационной обстановки, принятие нестандартных решений в затруднительных производственных ситуациях (авария, несчастный случай, травма), непосредственное участие в разрешении межличностных конфликтах между членами плавсостава и многие другие.

Сложными программами действий руководствуются также представители творческих профессий (ученые, архитекторы, конструкторы), устанавливающие новые связи между явлениями и предметами реального мира, открывающие новые закономерности. Творческий труд связан с высоким эмоциональным напряжением исполнителя, которое нередко ведет к большим затратам энергии, развитию у него значительного утомления и переутомления. Поэтому творческие профессии относятся к категории наиболее напряженных.

Все выше рассмотренные примеры дают представление о "переменности программ" трудовых действий, как второй важной особенности многих видов умственной деятельности. Возможность перестройки наличных программ и создание новых в зависимости от видов труда не всегда возможно. Например, профессии судовых радистов, телеграфистов (при работе с ключом), счетоводов характеризуется, как правило, постоянными программами действий. Это является од-ним из ведущих факторов монотонности - однообразия деятельности. Чем больше выражена однотипность рабочих функций, тем выше степень монотонии труда и его напряженности.

Введение

Физиология труда - это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности.

Её задача - выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда.

Физиология - это наука о жизнедеятельности организма и его отдельных частей - клеток, органов, функциональных систем. Физиология изучает механизмы осуществления функций живого организма (рост, размножение, дыхание и т.д.), регуляцию и приспособление к внешней среде. В частности, она изучает регулирующую и интегрирующую роль нервной системы в организме.

С физиологической точки зрения труд есть затрата физической и умственной энергии человека, но он необходим и полезен человеку. И только во вредных условиях или при чрезмерном напряжении сил человека в той или иной форме могут проявляться негативные последствия труда. Труд принято характеризовать тяжестью и напряжённостью.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряжённость труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с точки зрения анатомии, антропологии, физиологии, психологии и гигиены в целях создания орудий и условий труда, а также технологических процессов, наиболее соответствующих требованиям человеческого организма.

Эргономика и эстетика производства являются составными частями культуры производства, т.е. комплекса мер по организации труда, направленных на создание благоприятной рабочей обстановки. В основе повышения культуры производства лежат требования научной организации труда. Культура производства достигается правильной организацией рабочих процессов и отношений между работниками, благоустройством рабочих мест, эстетическим преобразованием рабочей среды.

Различают труд умственный и физический.

Физический труд

Что касается физического труда, то для него определены достаточно объективные критерии оценки тяжести, это энергозатраты.

Все виды физических работ совершаются при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком. Этим же кровотоком от мышц уносятся отработанные вещества -- продукты окисления. Основным источником энергии является процесс окисления гликогена кислородом, тоже содержащимся в крови. Гликоген -- полисахарид, образованный остатками глюкозы. Он откладывается в цитоплазме клеток печени и мышц. При недостатке в организме глюкозы гликоген под действием ферментов расщепляется до глюкозы, которая поступает в кровь.

Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести. В основе этого деления лежит потребление кислорода как один из доступных для измерения объективных показателей энергозатрат. В связи с этим различают работы: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые.

К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи и т.д.

К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах и т.д.

К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой и заливкой опок и т.д.

Для увеличения доставки кислорода и питательных веществ, а также для удаления продуктов их окисления сердечно-сосудистая система увеличивает кровоток. Это осуществляется двумя путями: учащением пульса и увеличением объёма каждого сокращения сердца.

Итак, основными физиологическими реакциями организма на физическую работу являются учащение пульса, повышение кровяного давления, учащение дыхания и повышение лёгочной вентиляции, изменение состава крови, увеличение потоотделения. Изменения постепенно нарастают, доходя до определённого уровня, при котором усиленная работа органов и систем уравновешивается с потребностями организма.

По прекращении работы наступает восстановительный период, когда изменённые функции постепенно возвращаются к норме. Но продолжительность восстановления различных функций не одинакова:

пульс, давление, частота дыхания и лёгочная вентиляция восстанавливаются за 10--15 минут;

состав крови и др. -- за 45--50 минут.

Это вызвано тем, что во время интенсивной работы происходит мобилизация внутренних ресурсов организма, происходит обеднение кислородом и питательными веществами неработающих тканей и органов, а также поглощение запасов самих мышечных клеток, которые за счёт этих внутренних запасов некоторое время могут работать без потребления кислорода (так называемая анаэробная фаза работы мышц). Чтобы пополнить эти запасы во время отдыха, организм продолжает потреблять повышенное количество кислорода.

Если при продолжительной тяжёлой работе и при мобилизации всех ресурсов организма доставка необходимого количества кислорода и питательных веществ не обеспечивается, наступает утомление мышц.

Мышцы работают не только, когда человек перемещает тяжести, но и когда удерживает их на месте, или удерживает вес собственного тела или отдельных его частей (туловища, рук, головы).

В связи с этим основными показателями тяжести трудового процесса являются:

· масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;

· стереотипные рабочие движения;

· рабочая поза;

· наклоны корпуса, перемещение в пространстве.

Вынужденное и тем более неудобное положение тела, даже в случае лёгкой работы, может приводить к быстрому утомлению, т.к. статическая нагрузка на одни и те же группы мышц более утомительна. Рабочая поза может быть свободная, неудобная, фиксированная и вынужденная. К свободным позам относятся удобные позы сидя, с возможностью изменения рабочего положения тела или его частей. Фиксированная рабочая поза -- невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе работы различать мелкие объекты. Наиболее жёстко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов -- луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лёжа, на коленях, на корточках и т.д.

Физиологи выделяют несколько стадий в процессе работы:

· в начале работоспособность нарастает (врабатываемость);

· достигнув максимума, производительность труда держится на этом уровне более или менее длительное время (стабильная работа);

· затем наступает постепенное снижение работоспособности (утомление).

ь Организация кратковременных перерывов в конце максимума работоспособности, снижает утомляемость и повышает общую производительность труда.

Кроме физиологических изменений в виде утомления, различные виды физического напряжения могут вызвать и некоторые патологические явления в организме, т.е. заболевания:

· длительная работа в неудобном положении может привести к искривлению позвоночника вбок (сколиоз), или вперёд (кифоз);

· при длительном стоянии или хождении под нагрузкой -- плоскостопие или варикозное расширение вен нижних конечностей;

· постоянное статическое напряжение или однообразные движения при тяжёлой интенсивной работе приводят к нервно-мышечным заболеваниям (воспаление сухожилий, неврозы, люмбаго и др.);

· частые и длительные напряжения одних и тех же групп мышц живота -- грыжи;

· напряжение органов зрения -- близорукость.

ь Особенно чувствителен к неблагоприятным воздействиям различных вредных факторов женский организм. В частности, при физической нагрузке свыше 15 кг наблюдается опущение тела матки. Постоянная статическая и динамическая нагрузка на позвоночник и ноги у женщин может привести к нарушению формы и функции стоп, изменениям крестцово-тазового угла. У женщин, условия труда которых связаны с вибрацией, могут случаться самопроизвольные аборты, преждевременные роды, токсикозы первой и второй половин беременности. Большое практическое значение представляет собой влияние на специфические функции женского организма химических веществ, даже, когда их содержание не превышает предельно допустимых концентраций (ПДК).

Термин «здоровье» в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определён как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов». На здоровье населения в этом смысле влияют условия труда и быта, жилищные условия, уровень заработной платы, обеспеченность продуктами питания и их качество, состояние медицинского обслуживания, климатогеографические и другие социальные и гигиенические факторы.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему физический труд часто противопоставляется образованности, счастливой и полноценной жизни, не пользуется уважением и почётом? Для меня такое положение вещей долгое время было само собой разумеющимся. Но, как часто происходит в моей жизни, настал черёд и этого вопроса, чтобы быть подвергнутым сомнению и анализу.

Начиная с последних классов школы, меня перестали удовлетворять ответы типа «Все так живут», «Все так думают», «Все так делают». Вот и сегодня я постараюсь показать вам, что в вопросах физического труда большинство не право, что без него мы не сможем гармонично развиваться, добиваться успеха, жить счастливо и полноценно.

Возможные причины неверного отношения

Для начала давайте разберёмся с причинами неверного отношения. Первая причина - лень - стара, как и сама человеческая природа. Я не хочу сказать, что интеллектуальному труду лень не помеха. Иногда даже наоборот: я начинаю заниматься тяжёлым физическим трудом, только бы не писать статью.

Но если человеку предложить на выбор любую профессию, то, скорее всего, его выбор будет больше связан с интеллектуальным трудом, чем с физическим. А то, что человеку не нравится, он зачастую пытается представить себе и другим как малополезное или вообще ненужное. Здесь на помощь приходят идеи Платона .

Платон учил, что человек обладает бессмертной душой - мыслящей и чувствующей сущностью, связанной с высшими информационными и духовными материями. Тело для души - это всего лишь временное пристанище, связанное со всем низким, земным и нечистым. Здесь начинается чрезмерное превознесение умствований над физическим трудом.

К тому времени, как христианство становится государственной религией Римской империи, идеи Платона уже прочно входят в него, несмотря на то, что главная книга христиан - Библия - ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь.

Такое отношение проникает во все слои общества и во всю культуру Европы. К тому же для борьбы с Реформацией орден иезуитов создаёт по всей Европе школы и университеты, система и философия образования которых стали фундаментом почти во всех учебных заведениях современного мира.

Таким образом, вдобавок к естественной лени человек с детства получает установку на то, что интеллектуальный труд связан с чем-то возвышенным, духовным и достоин почёта, а физический - это удел плебеев.

И третья причина вытекает из второй и, в свою очередь, ещё сильнее закрепляет её в нашем сознании. Происходит это следующим образом: ребёнок ленится работать интеллектуально и плохо учится в школе (или ему отбили охоту к учёбе), в результате он вырастает человеком, не способным к интеллектуальному труду, самообучению и саморазвитию. Низкий уровень интеллекта, маленький словарный запас, низкая культура - единственной перспективой остаётся неквалифицированный или малоквалифицированный физический труд.

Смотря на такого человека, люди обычно путают причину и следствие и утверждаются во мнении, что физический труд не способствует умственному и нравственному развитию и вообще росту человека как личности. Ниже мы увидим, что на самом деле при правильном подходе всё как раз наоборот.

Общая польза от физической активности

Сегодня всё чаще учёные говорят, что занятия спортом помогают нам .

Полезный практический результат

И, кстати, о полезности. Практический результат, который может быть полезным лично для вас и других людей, - это ещё одно преимущество физического труда.

Если результатом спортивных упражнений будет здоровье тела и разума, то к результатам физического труда могут добавиться овощи и фрукты с собственного участка, уютная и красивая обстановка жилья или даже .

Выход: полюбите физический труд

Что же теперь делать? Бросить интеллектуальный труд и спортивные упражнения? Конечно, нет. Для начала можно просто пользоваться каждой возможностью физически потрудиться: от простого рытья канавы до создания шедевральной мебели из крепкого дуба.

Ну и самое главное: если трудиться без хорошего настроя, без творческого подхода, то невозможно будет выжать все бонусы. Можно ли полюбить физический труд? Знаю из личного опыта, что можно, хотя нескоро и нелегко. Думайте о тех преимуществах, которые он даёт, причём бесплатно. Обычно люди платят немалые деньги за разные тренинги, а тут мы получаем тренинг для мышц, для мозга, для характера да ещё с полезным внешним результатом. Вы как хотите, а я помчался обрабатывать виноградник.

Поделиться: