Существует ли в россии штраф за двойное гражданство. Двойное гражданство: о каких штрафах идет речь

23 мая 2014 года Госдумой закон "О гражданстве РФ" был дополнен. В силу нововведения вступят через 60 дней после официальной публикации. Что касается , живующих в Крыму, то для них закон начнет действовать с 1 января 2016 года.


В соответствии с поправками, теперь каждый гражданин России, имеющий (право на постоянное проживание в другом государстве), обязан уведомить об этом Федеральную миграционную службу в течение двух месяцев со времени приобретения второго гражданства. Сообщить можно посредством письменного уведомления как лично, так и отправить его по почте. Также придется сообщить ФМС о наличии второго подданства у несовершеннолетних детей.


В уведомлении о втором гражданстве указываются следующие данные:


1. Фамилия, имя, отчество


2. Дата и место рождения


3. Место жительства/место пребывания/место фактического нахождения


4. Серия и номер российского паспорта


5. Наименование иного гражданства; серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего наличие у россиянина другого гражданства, права постоянно жить в ином государстве;


6. Дата и основание приобретения иного гражданства/получения документа на право постоянно жить в ином государстве


7. Сведения о продлении срока действия документа на право постоянно жить в ином государстве или получении нового документа об этом;


8. Сведения об обращении о выходе из иного гражданства или документа, дающего право постоянно жить в другом государстве.


К уведомлению необходимо приложить копии российского и иностранного паспортов (или документа, дающего право постоянно жить в другой стране). Форму и порядок подачи уведомлений определит ФМС, правила учета подавших уведомления - правительство.


За неисполнения этого закона предусмотрены два вида ответственности - уголовная и административная.


При ФМС о наличии двойного гражданства накладывается уголовный штраф в размере до 200000 руб. или в размере общегодового заработка. Также денежное взыскание может быть заменено на исполнение обязательных работ сроком до 400 часов.


За несвоевременное уведомление или уведомление с заведомо недостоверными сведениями накладывается административное взыскание размером от 500 руб. до 1000 руб.


Введение уголовной меры наказания объясняется депутатами тем, что она должна побудить граждан более эффективно исполнять закон, нежели административная.


Исключение относится только к тем гражданам России, кто постоянно проживает за пределами Российской Федерации, имеет другое подданство или вид на жительство, а также любой другой документ, который может подтвердить его право на постоянное проживание в том или ином государстве.


Для справки, в 2006 году были внесены поправки в закон, в соответствии с которыми, запрещено иметь двойное гражданство государственным и муниципальным деятелям, а также президенту России.

Принадлежность граждан РФ к подданству нескольких государств в российском законодательстве является самым противоречивым, неоднозначным и вызывающим массу споров. Бесспорным остается лишь тот факт, что за умолчание о двойном гражданстве штраф является обязательной мерой наказания.

Что гласит закон

Буквально в прошлом году закон «О гражданстве» был обновлен, что, по мнению специалистов, стало самым значимым событием за всю историю данного документа. Еще раз следует напомнить, что граждане РФ не могут являться подданными сразу нескольких стран.

Вид на жительство или постоянное место жительства за рубежом предусматривают процедуру уведомления Федеральной миграционной службы о том, что данный факт в вашей судьбе произошел.

Поставить в известность о том, что вы претендуете на интеграцию в иностранное общество можно так:

  • обратиться в орган ФМС по месту жительства;
  • отправить уведомление и копии документов «Почтой России».

Изменения в закон, устанавливающие ответственность за сокрытие двойного гражданства, выделяют на процедуру уведомления только два месяца. Для лиц, имещих второе подданство на момент вступления в действие изменений в закон, этот срок истек 4 октября 2014 г. Для граждан, изменения в статусе которых произошли позже, отсчет времени на уведомление начинается с момента легализации в другом государстве. Сделать это нужно лично и только на территории РФ.

Граждане, постоянно проживающие за пределами России, могут данное предписание проигнорировать. Но как только они пересекут российскую границу, начинается отсчет времени, которое отводится на выполнение нового правила. Обратите внимание, что срок с двух месяцев сокращается до одного, если данная категория лиц собирается снова покинуть территорию своей исконной родины и вернуться обратно.

Чтобы все прошло успешно, к бланку вашего заявления необходимо приложить копии новых иностранных документов, российского удостоверения личности и бумаги, указывающей, на каком основании вами было получено зарубежное подданство.

Ответственность за сокрытие

Кроме того, узнать есть ли у вас запрет на выезд , поможет проверенный и качественный сервис наших партнеров , который предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу.

За сокрытие второго гражданства предусмотрена уголовная ответственность.
В качестве наказания закон предусматривает следующие меры:

При этом необходимо помнить, что, если вы являетесь обладателем ВНЖ, ПМЖ или гражданства сразу нескольких иностранных государств, уведомить отдельным заявлением вы обязаны о каждом из них.

Если же речь идет о несовершеннолетних гражданах, тогда выполнить эту функцию должен один из родителей или непосредственный опекун ребенка. То же самое касается и недееспособных граждан.

Важно также отдавать себе отчет, что штраф за двойное гражданство ожидает недобросовестных граждан не только в случае сокрытия сведений такого порядка, но и тогда, когда вы уведомление отправили, но сделали это, нарушив сроки или сообщив неполную или недостоверную информацию.

Взыскание денежных средств в таком случае потребует от вас меньших затрат – 500-1000 рублей.

Полный список оснований для наложения штрафа выглядит так:

  • ложные сведения;
  • пробелы в информации о втором подданстве;
  • неправильное оформление бланка уведомления;
  • отсутствие необходимых ксерокопий.

Специалисты подчеркивают несовершенство данной поправки. Такой вывод напрашивается исходя из того, что большинство лиц, которые параллельно являются полноправными гражданами иных государств, как правило, люди состоятельные. И штраф в 200 тысяч рублей не является для них непосильным препятствием, что позволяет им с легкостью, уплатив указанную сумму, одновременно оставаться и членом российского общества.

Как и где проще всего получить гражданство: Видео

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2017 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

ФМС старается уверить граждан, что обязанность сообщать о наличии иностранного паспорта или вида на жительство вполне безобидна и мало чем грозит добропорядочным гражданам. Стоит ли доверять этим неофициальным разъяснениям службы?

В начале августа вступил в силу закон , требующий от всех российских граждан, у которых есть второе гражданство, вид на жительство или другой документ, разрешающий постоянное проживание в иностранном государстве, сообщить об этом российским властям. Тех, кто такого уведомления не подаст, по закону ждет административный штраф (500—1000 руб.), а то и уголовная ответственность (штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы) — если будет доказано, что гражданин умышленно все это скрывал.

Однако Федеральная миграционная служба запоздала с разработкой порядка подачи уведомлений — приказ ФМС об этом вступил в силу только 17 августа. Порядок простой: нужно заполнить уведомление по утвержденной форме и подать его в ФМС лично или по почте. Но кто именно подпадает под действие закона и нужно ли вообще о нем думать, если вы живете не в России, понятнее не стало.

Только 19 августа замглавы ФМС Николай Смородин ответил на вопросы пользователей Facebook по поводу применения закона: рассказал, например, что если у гражданина России, постоянно живущего за границей, осталась российская регистрация, он должен подать уведомление при возвращении в Россию, а также что закон распространяется на обладателей не только иностранных паспортов и видов на жительство, но и ряда других разрешений на проживание.

Устные и неофициальные разъяснения ФМС, однако, весьма произвольно трактуют закон, и на наш взгляд, если всем этим трактовкам следовать, можно оказаться под угрозой как минимум административного наказания. Как обезопасить себя?

Можно ли отложить подачу уведомления?

7 августа 2014 года официальный представитель ФМС высказала мнение, что уведомление нужно подавать в течение 60 дней с момента первого въезда гражданина на территорию России после вступления в силу закона. Из ответов Николая Смородина , что подавать документы нужно в первый свой приезд в Россию после вступления в силу закона, сколько бы времени к этому моменту ни прошло.

Однако, во-первых, ФМС не уполномочена привлекать или освобождать от административной ответственности за неуведомление. Закон также не дает ФМС и ее должностным лицам права изменять сроки уведомления о втором гражданстве или виде на жительство. Во-вторых, в России разные госорганы могут давать диаметрально противоположное толкование законодательства, поэтому надежнее полагаться на букву закона.

Закон же предусматривает только два срока для уведомления. Для россиян, которые на начало августа уже имели иностранное гражданство, вид на жительство или аналогичный документ, это 60 календарных дней с момента вступления закона в силу, то есть до 3 октября 2014 года. Для всех остальных — 60 дней с момента получения иностранного гражданства или документа на право постоянного проживания. Пока в законе не установлено иное, нужно ориентироваться именно на существующие правила.

В чем еще не стоит доверять ФМС

Сомнение вызывают и другие трактовки, предложенные миграционной службой. Например, из заявлений Смородина следует, что подавать уведомление должны и обладатели резидентских виз, и обладатели краткосрочных видов на жительство (сроком на один год).

В действительности, поскольку в законе нет перечня документов, которые дают право на постоянное проживание в иностранном государстве, нужно руководствоваться законодательством иностранного государства, где находится россиянин. Если речь идет об иностранном паспорте, виде на жительство или ином отдельном документе, в котором не определен конечный срок действия, все понятно — уведомлять действительно нужно.

Но в ряде стран иностранцам выдается пластиковая карточка разрешения на проживание (residence permit) на срок до одного года с правом продления. По национальному праву этих государств она является временным разрешением на пребывание и, значит, не должна рассматриваться как основание для возникновения обязанности по уведомлению.

Не обязывает уведомлять и наличие резидентской визы (вклейки в загранпаспорт). Такие визы имеют конечный срок действия, не являются видом на жительство и не представляют собой отдельный документ, о котором говорится в законе. Это касается и резидентских виз, выданных на период работы по трудовому договору за границей, и виз, выданных для прохождения обучения или лечения: они тоже ограничены соответствующим сроком.

Как избежать уголовной ответственности

Закон не требует уведомлений от граждан России, постоянно проживающих за пределами страны. Это те, кто получил паспорт иностранного государства или документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, но при этом не зарегистрирован в базе миграционного учета ФМС по месту жительства или месту пребывания в России (при этом во внутренний паспорт ставится штамп «Зарегистрирован по адресу...»). Если россиянин сам не попросил о снятии с регистрации при выезде за границу, то он не выезжает на постоянное место жительство за рубеж и скоро должен вернуться на родину — такова логика закона.

Если доказать постоянное проживание за границей не получается, то подавать уведомление граждане обязаны с территории России: либо прийти в ФМС лично, либо послать документы через отделения «Почты России». Об этом говорил и замглавы ФМС Смородин.

Если уведомление будет подано из-за границы, пусть даже по установленной форме, это, вероятно, посчитают нарушением порядка уведомления. И от административного штрафа (500—1000 руб.) это не освободит. Зато исключит возможность привлечения к уголовной ответственности — следователям будет затруднительно утверждать, что человек скрывал второе гражданство умышленно.

Поэтому, если не удается приехать в Россию в установленный законом срок, имеет смысл заполнить уведомление и заверить свою подпись в консульстве России в стране нахождения. А затем вместе с нужными копиями документов отправить по официальному адресу ФМС любой международной почтовой службой, которая подтверждает факт вручения получателю.

В этом случае можно не очень волноваться о том, что вы пропустите срок для подачи уведомления на территории РФ. Просто во время ближайшего въезда в Россию нужно будет продублировать уведомление уже в точном соответствии с установленным порядком — в управлении ФМС или через «Почту России».

Без сомнения, наши читатели, которые, так или иначе, следят за всеми перипетиями принятия противоречивых изменений в российском законодательстве, связанных с необходимостью рапортовать о втором гражданстве или виде на жительство в другой стране, уже в курсе всех деталей противоречивых изменений законодательства, инициированных невыездным депутатом от ЛДПР Алексеем Луговым 31 марта этого года.

Итак, 23 мая Госдума, к сожалению, всё же приняла в третьем и окончательном чтении законопроект, который обязывает граждан России впредь сообщать о наличии второго гражданства или вида на жительство в другой стране органам Федеральной миграционной службы (ФМС). Согласно изменениям в законодательстве, граждане РФ, получившие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство в иностранном государстве, должны письменно либо лично уведомить об этом ФМС в течение 60 дней. За нарушение этих установленных правил уведомления ФМС установлена как административная, так и уголовная ответственность. Так, за несвоевременное представление уведомления либо за представление сведений, содержащихся в уведомлении в искаженном или неполном виде придётся заплатить административный штраф от 500 до 1000 рублей. В то время как за полное игнорирование требования об уведомлении устанавливается уже уголовное наказание или же принудительные работы. Процитируем изменения, внесённые депутатами Думы в Уголовный Кодекс дословно и полностью:

«Статья 3302. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве

Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.».

Итак, как видим, в самом худшем случае, человек столкнётся с необходимостью осознать, что весь последний год он вовсю впахивал не на себя и свою семью, а на государство, как государственный крепостной, и будет принуждён государством отдать всё заработанное.

Прав был всё-таки тот наблюдательный римлянин, которых когда-то изрёк: “Senatores omnes boni viri, senatus romanus mala bestia” (Сенаторы все – мужи достойные, но римский Сенат – злобное чудовище)… Ничего с тех пор так и не поменялось.

Интересно, до обысков на границе тоже дойдёт?

Есть опасение, что, поскольку речь может идти и об уголовном преступлении, на соответствующих должностных лиц (к примеру, пограничников), могут быть возложены и обязанности оперативно-розыскных мероприятий. То есть, попросту говоря, обысков на границе всех, кто почему-то следует за границу без визы в страну, с которой имеется визовый режим. Поэтому, мы помним, что со вторым паспортом выезжаем ТОЛЬКО через страны, с которыми у РФ безвизовый режим или только через свое ВНЖ, например, в Латвии .

Впрочем, законопроект содержит и открытую лазейку – он не распространяется на тех граждан РФ, которые постоянно проживают за пределами России . Это, по видимому, позволяет избежать уголовной ответственности тем людям, кто появляются в России только эпизодически и могут доказать свою устойчивую связь с другой страной.

«…гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации) , имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также – документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве…»

Интересно, у Вас тоже сложилось впечатление, что граждан сознательно подталкивают к эмиграции?

Была (и пока ещё остаётся) слабая надежда на благоразумие последующих инстанций, которые необходимы для утверждения закона. Так, Путин, когда сырой законопроект ещё только уходил в Госдуму, давал напутствие депутатам — “не переусердствовать”. Да и Комиссия совета по правам человека при президенте России (СПЧ) подвергла законопроекты о введении уголовной ответственности за сокрытие второго гражданства уничтожающей критике, считая их антиконституционными. В заключении Комиссии СПЧ прямо говорится:

«По мнению Комиссии, привлечение к уголовной ответственности может осуществляться только за совершение общественно опасных деяний, которым дается индивидуальная уголовно-правовая оценка. В рассматриваемых отношениях субъектами данной ответственности могут быть только лица, в отношении которых законом установлен запрет иметь иное гражданство, но не рядовые граждане »

Тем не менее, вчера, 26 мая, появилось заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, в котором прямо говорится, что, по мнению Комитета, с конституционностью как раз-таки всё в ажуре:

«Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупционных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если же слабеющей надежде на проявление благоразумия Советом Федерации не суждено оправдаться ( UPD — не оправдались, 28 мая 2014 года Совет Федерации благоразумия не проявил. Спорный законопроект получил одобрение ), то тогда последний бастион – это уже сам Гарант Конституции, который, как мы помним, не особенно горел желанием попадать под огонь критики за чрезмерно жёсткий закон. Есть последняя надежда, что возьмёт, да и не подпишет…

В противном случае, восторжествует видение достойного либерально-демократического, но невыездного государственного мужа Андрея Лугового: тех россиян, которые сами, без помощи государства смогли обеспечить себе необходимый им безвизовый режим, могут начать подвергать на границе процедуре либерально-демократических обысков с целю выяснить – как же им всё-таки это удалось и, раз уж они настолько умелы и сметливы, то нельзя ли разжиться в пользу государства денежным эквивалентом их трудов за последний год?

Есть друг или знакомый, которого может коснуться этот закон? Пошлите ему ссылочку на этот исчерпывающий анализ законопроекта – думаем, ему пригодится, а Вам он будет благодарен!

Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

Давайте определимся сразу: штрафовать или каким-то иным образом карать за наличие двойного гражданства никто не собирается. Все эти кричащие заголовки, которыми пестрит интернет – не более чем «страшилка». Суть законопроекта состоит в том, чтобы обязать россиян с двойным гражданством сообщать о наличии такового, поскольку в настоящее время такой обязанности не установлено. Даже всевидящее ФМС не в курсе, сколько в России живет людей с двойным гражданством.

Чтобы избежать серьезных неприятностей, гражданину Российской Федерации достаточно в течение двух месяцев со дня приобретения гражданства или подданства иностранного государства письменно уведомить об этом территориальный орган ФМС (часть 3 статья 6 закона «О гражданстве Российской Федерации» в предлагаемой редакции). Соответственно органы ФМС будут вести учет граждан с двумя паспортами.

Как поясняет один из авторов законопроекта, помощник депутата Госдумы Елена Иванова, цель законопроекта состоит в том, чтобы выявить и сурово наказать лиц с двойным гражданством во властных кругах. К слову, законопроект был подготовлен еще в начале 2013 года, когда разразился громкий скандал: выяснилось, что некоторые депутаты имеют гражданство других стран, и это вызвало справедливое негодование общественности. Очевидно, что если человек имеет двойное гражданство, то он имеет не только два паспорта, но и два «комплекта» конституционных и иных обязанностей.

При таких условиях создается опасность того, что лицо будет действовать не только в соответствии с требованиями конституционного правопорядка России, но и стараться соответствовать требованиям, которые предъявляет его вторая родина. И серьезность ситуации усугубляется, если стараться соответствовать будет лицо, облаченное властью в России.

Однако равенство всех перед законом и судом, независимо (в том числе) и от должностного положения - это всеобщий принцип, установленный Конституцией (\ст. 19 \). Так что новый закон будет работать и для депутатов, и для всех остальных граждан России. На данный момент правозащитники беспокоятся, что этот закон может ударить по гражданам России, проживающим на Украине.

К примеру, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев \опасается \, что если российский гражданин, живущий на Украине, является также гражданином России, то он должен будет сообщать в российские органы власти о своем существовании, тем самым нанося себе «непредвиденный ущерб на Украине».

Действительно, законопроект устанавливает, что гражданин России, который имел второе гражданство до (предполагаемого) вступления в силу указанного закона, также обязан сообщить об этом в органы ФМС в течение двух месяцев со дня вступления в силу закона. Между тем, на жителей Крыма нормы законопроекта будут распространяться с 1 января 2016 года.

Представляется, правозащитники чрезмерно сгущают краски (впрочем, это случается часто). Данный законопроект не предназначен для того, чтобы каким-то образом ущемлять в правах человека с двумя \паспортами . По-прежнему действует Конституция, и никто не исключает их нее статьи 62 \, которая устанавливает, что «российский гражданин вправе иметь двойное гражданство; наличие второго гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей (иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ)». Тезис о том, что «придется больше платить налогов» тоже не выдерживает ни малейшей критики. Действительно, доходы резидентов РФ облагаются по ставке НДФЛ 13%, а нерезидентов – 30%, причем резиденты вправе получить налоговые вычеты и возвраты, а нерезиденты – нет. Но обратите внимание: не граждане, а резиденты.

Налоговым резидентом считается человек, который фактически находится в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (\ст. 207 НК РФ \). Это правило не зависит от гражданства человека, даже российский гражданин, который предпочитает переживать за судьбы Родины в уютном домике где-нибудь в Испании, может быть признан нерезидентом, и ему придется платить налог по ставке 30%.

Наконец, высказывается мнение о том, что санкции за неуведомление о втором гражданстве чрезмерно суровые. В Уголовный кодекс РФ будет введена статья 330.2 «Неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства», которая предусматривает:
уголовный штраф до 200 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до года – либо обязательные работы на срок до 400 часов. Впрочем, речь идет именно о сокрытии. Если уведомление будет подано не вовремя, с пробелами или с заведомо недостоверными сведениями, предлагается установить административный штраф в размере от 500 до 1 тысячи рублей.

Все познается в сравнении. Так, в феврале 2014 года на рассмотрение Верховной Рады Украины поступил законопроект, который предусматривает наказание за сокрытие украинским гражданином наличие у него второго гражданства. То есть в любом случае российскому гражданину, имеющему украинский паспорт, придется об этом заявить.

Непредставление либо несвоевременное представление соответствующего заявления и копии документа, подтверждающего приобретение иностранного наказывается: штрафом в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (49776 в рублевом эквиваленте); лишение свободы на срок от 3 до 5 лет – если не сообщил о втором паспорте гражданин Украины, использовавшим свое избирательное право в Украине; лишение свободы на срок от 5 до 7 лет – для должностных лиц; от 7 до 10 лет – для лица, имеющего доступ к государственной тайне.

Судите сами, так ли строг российский Уголовный кодекс.

Поделиться: