Санкции за нарушение бюджетного законодательства. Штрафы за нарушения бюджетного законодательства

1.1 Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ

Юридическая ответственность - это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности, без правонарушения нет ответственности.

Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками: а) государственным принуждением;

  • б) отрицательной оценкой деяния, формирующего правонарушение, и субъекта, совершившего это деяние;
  • в) наступлением для правонарушителя неблагоприятных последствий, что и составляет сущность наказания.

Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:

  • 1) данная ответственность установлена непосредственно бюджетным законодательством (причем, только Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами);
  • 2) к ответственности привлекается субъект бюджетного правоотношения;
  • 3) ответственность предусматривает применение мер наказания к лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний, предусмотренных нормами бюджетного законодательства;
  • 4) в основании ответственности лежит бюджетное правонарушение, то есть нарушение бюджетного законодательства;
  • 5) ответственность состоит в применении специфических бюджетных санкций;
  • 6) привлечение к бюджетно-правовой ответственности производят органы, исполняющие бюджеты;
  • 7) привлечение к ответственности осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством;
  • 8) бюджетно-правовая ответственность является средством обеспечения надлежащего исполнения требований бюджетного законодательства.

При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.

Первая цель - обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.

Вторая цель - наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.

Третья цель - защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений.

В рамках финансовой ответственности ответственность за нарушения бюджетного законодательства формирует особый вид ответственности - бюджетно-правовую ответственность.

Бюджетно-правовая ответственность - это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю бюджетного законодательства мер юридической ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера.

Характеризуя правовой статус субъектов Российской Федерации в системе ответственности за нарушение бюджетного законодательства, необходимо отметить следующие обстоятельства:

Во-первых, субъекты Российской Федерации не правомочны устанавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства (в форме как административной, так и бюджетно-правовой ответственности). Такую ответственность правомочны устанавливать лишь уполномоченные федеральные органы государственной власти.

Однако, во-вторых, именно нарушение бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации может выражать собою объективную сторону бюджетно-правового или административного бюджетного правонарушения, которое будет лежать в основании привлечения правонарушителя соответственно к бюджетно-правовой или административной ответственности;

В-третьих, субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны привлекать правонарушителей к бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений, в порядке установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В-четвертых, субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны возбуждать дела о привлечении правонарушителей к административно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства путем составления протокола о совершении бюджетного правонарушения.

В-пятых, субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов государственной власти сами могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.

В-шестых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющие бюджеты, а также их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.

1.2 Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Традиционно в теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. Гражданская ответственность за правонарушения в бюджетной сфере применяться не может, так как правонарушения носят публичный, а не частноправовой характер.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины, а материальная - в случае причинения работником ущерба предприятию. Поэтому бюджетные правоотношения напрямую не охраняются дисциплинарной и материальной ответственностью. За нарушения бюджетного законодательства может наступать уголовная ответственность, если в правонарушении содержатся признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Как было сказано выше, в определенных случаях за нарушения в бюджетной сфере предусмотрена административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следовательно, тот факт, что за нарушения бюджетного законодательства предусмотрена уголовная и административная ответственность, возражений не вызывает.

Говоря об административной ответственности, следует иметь в виду, что ее мерами охраняются не только нормы административного права, но и конституционного, финансового, трудового и других отраслей права. Из этого следует, что за нарушения бюджетного, налогового, земельного, экологического законодательства может наступать административная ответственность. См. подробнее: Козырин А.Н. Налоговые преступления и проступки: опыт зарубежных стран // Налоговый вестник. 2002. № 8.С.12.

Однако действующее бюджетное законодательство дает нам основания выделять финансовую ответственность в самостоятельный вид юридической ответственности, во-первых, по причине существования бюджетного (финансового) правонарушения, являющегося основанием такой ответственности. Во-вторых, это связано с предусмотренными ст.282, 289-306 Бюджетного кодекса РФ мерами принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Согласно статье 282 Бюджетного кодекса РФ к таким мерам относятся:

  • 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • 2) блокировка расходов;
  • 3) изъятие бюджетных средств;
  • 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • 5) наложение штрафа;
  • 6) начисление пени и иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

К иным мерам можно отнести сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст.290 БК РФ), выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст.293 БК РФ), аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст.300 БК РФ).

Нетрудно заметить, что названные меры носят различный характер, поэтому их следует систематизировать. Прежде чем предложить свой вариант систематизации, считаю необходимым сделать несколько предварительных пояснений относительно соотношения понятий "меры государственного принуждения", "юридическая ответственность", "наказание", "санкция".

В теории права, а также в отраслевых правовых науках выделяют следующие меры государственного принуждения: меры пресечения, предупредительные меры, правовосстановительные меры и юридическую ответственность. То есть меры государственного принуждения - это более широкое понятие по сравнению с юридической ответственностью. Наказание возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности, являясь мерой юридической ответственности. Что касается санкции, то под ней в теории права понимается часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения, а также нормативное определение мер государственного принуждения См.: Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2000.С. 54 (но не юридической ответственности). В Бюджетном кодексе РФ не используются термины "санкция", "наказание", а употребляется термин "меры принуждения", что наиболее точно отражает сущность закрепленного в Кодексе.

Можно предложить следующий вариант классификации мер принуждения, применяемых за нарушение бюджетного законодательства РФ.

К пресекательным мерам государственного принуждения относятся:

  • 1) блокировка расходов (ст.231 БК РФ);
  • 2) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • 3) сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст.290 БК РФ);
  • 4) аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст.300 БК РФ).

Перечисленные меры являются пресекательными, так как направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

Правовосстановительными мерами являются:

  • 1) изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст.289-291, 296-299, 302-303 БК РФ);
  • 2) пеня
  • 3) выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст.293 БК РФ).

Перечисленные меры направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере. При применении этих мер дополнительные обременения в отношении нарушителей не наступают.

Наиболее спорным является вопрос относительно пени. Пеня - это финансовая санкция, как и штраф, относящаяся к мерам финансово-правовой ответственности. С этим трудно согласиться, так как пеню нельзя рассматривать как наказание, кару. Ее значение - в компенсации потерь, ущерба, причиненного общественно-территориальному образованию правонарушением в области бюджета. Если провести аналогию с Налоговым кодексом РФ, то можно увидеть, что гл.11 названного Кодекса пеня отнесена к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, но не к мерам ответственности. Такая же позиция отражена в Кодексе РФ об административных правонарушениях, в ст.3.2 которого пеня не называется в качестве административного наказания. Представляется, что пеню в бюджетном праве следует рассматривать как разновидность правовосстановительных мер государственного принуждения, но не мер юридической ответственности.

Теперь определим сущность штрафа и предупреждения как мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ (на примере ст.292 БК РФ "Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением", в санкции которой указан штраф, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса). Статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа за правонарушение, аналогичное правонарушению, определенному в ст.292 Бюджетного кодекса РФ. То есть можно сделать вывод о том, что штраф, предусмотренный за правонарушение ст.292 Бюджетного кодекса РФ, является мерой административной ответственности.

Как уже отмечалось, в Бюджетном кодексе РФ (ст.282) перечислены меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, среди которых названы предупреждение и штраф. Если соотнести ст.282 "Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства" и ст.289-306 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие ответственность за нарушения в бюджетной сфере, со ст.3.2 "Виды административных наказаний" Кодекса РФ об административных правонарушениях, то получается, что в ст.282 Бюджетного кодекса РФ речь идет именно об административном штрафе. Заметим, что во всех статьях Бюджетного кодекса РФ, где наказание определено в виде штрафа, содержится отсылка к Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф согласно ст.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основным административным наказанием, он может налагаться вместе с одним дополнительным административным наказанием, к которым относятся возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Что касается предупреждения, то Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.3.2) выделяет его в качестве административного наказания, причем так же, как и штраф, - основного (ст.3.3). Но два основных административных наказания не могут быть наложены одновременно. В то же время Бюджетный кодекс РФ предполагает одновременное применение обоих видов наказания - штрафа и предупреждения. Следовательно, штраф - это административное наказание, то есть мера административной ответственности, а предупреждение не является административным наказанием. Проводя аналогию с действующим законодательством - трудовым и административным, где предупреждение называется в качестве мер ответственности, соответственно, дисциплинарной и административной, - предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса также следует отнести к мерам ответственности, которая будет носить личный характер. Так как предупреждение, предусмотренное Бюджетным кодексом РФ, нельзя отнести к административным, дисциплинарным и другим мерам ответственности, о чем уже было сказано, появляется основание выделять новый вид юридической ответственности - финансово-правовую ответственность.

Таким образом, действующая редакция Бюджетного кодекса РФ дает нам право выделять три вида ответственности за нарушения бюджетного законодательства - уголовную, административную и финансовую. Получается, что за правонарушения, предусмотренные ст.292, 294-302, 306 Бюджетного кодекса РФ, может наступать одновременно два вида ответственности: административная в виде штрафа и финансовая в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Следовательно, такие правонарушения являются сложными - административно-финансовыми.

55. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 БК РФ.

К ним относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 БК РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, исполь-зо ванных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 БК РФ).

Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 БК РФ).

Из книги Пользование чужим имуществом автора Панченко Т М

Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств Статья 398. Последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в

Из книги Учет и налогообложение расходов на рекламу автора Климова М А

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

68. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в НК РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).В Кодексе РФ об

Из книги Лизинг автора

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. Ответственность за нарушение налогового законодательства Налоговая ответственность – охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

7.1. Общее понятие юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей Действующее российское законодательство предусматривает четыре вида юридической ответственности. Это:1) уголовная ответственность за совершение преступления на

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

7.3. Контроль и применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или иных

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Отсутствие выкупной цены при условии выкупа, как нарушение законодательства и риск для лизингополучателя В последнее время в деятельности компаний все чаще встречаются лизинговые операции, поскольку использовать лизинг бывает намного проще и выгоднее, чем получать

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

44. Меры, применяемые при нарушении бюджетного законодательства Нарушения бюджетного законодательства при формировании, исполнении бюджета города, подготовке финансовой отчетности влекут применение мер, предусмотренных бюджетным законодательством.Подготовка

Из книги Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве автора Корнийчук Галина

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины Наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:– отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;– выплаты

Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

9.3. Ответственность за нарушение налогового законодательства Непредставление налоговой декларации.В соответствии со статьей 119 Налогового Кодекса РФ:1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации

автора

Глава 3. Нарушение норм трудового законодательства

Из книги Проверки Федеральной инспекции труда автора Васильчикова Наталья Витальевна

3.1. Ответственность за нарушение норм трудового законодательства Административная ответственность за нарушения положений трудового законодательства определена КоАП РФ.Случаи привлечения к административной ответственности.1. Отказ работодателя предоставить

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

35. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

56. Виды нарушений бюджетного законодательства Виды нарушений бюджетного законодательства, а также ответственность за них установлены ст. 289–306 БК РФ. При этом существующая редакция БК РФ не согласована с действующим административным законодательством: имеющиеся

Из книги Закон о СМИ автора Автор неизвестен

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Статья 56. Возложение ответственностиУчредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения,

Несоблюдение норм бюджетного законодательства может привести к привлечению разных категорий лиц к ответственности. Формы наказаний предусмотрены КоАП и Уголовным кодексом РФ.

Что является нарушением бюджетного законодательства?

Нарушением считается реализация действий вразрез с нормами действующих актов в сфере правового регулирования бюджетных отношений. В некоторых случаях причиной неблагоприятных тенденций может стать бездействие всех видов распорядителей финансовых ресурсов. Меры ответственности могут быть инициированы на основании:

  • ненадлежащего уровня подготовки проекта бюджета;
  • утверждения бюджета с нарушением регламента;
  • халатного отношения к исполнению бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного порядка могут применяться меры принуждения, перечисленные в ст. 306.2 БК:

  1. Взыскание средств без права оспаривания.
  2. Взыскание сумм без права оспаривания в качестве пеней при нарушенных сроках возврата бюджетных средств.
  3. Уменьшение объема трансфертов (не затрагиваются субвенции).
  4. Приостановление процедуры по предоставлению межбюджетного трансферта.

Гл. 30 Бюджетного кодекса классифицирует нарушения на такие группы:

  • нецелевая трата средств из бюджета (ст. 306.4);
  • отказ возвращать или возврат с просрочкой бюджетных кредитных ресурсов (ст. 306.5);
  • нарушение сроков или полный отказ от внесения платы за пользование кредитными средствами (ст. 306.6);
  • невыполнение условий выделения средств в форме бюджетного кредита (ст. 306.7);
  • нарушения в сфере предоставления или расходования средств из межбюджетных трансфертов (ст. 306.8).

Нецелевой расход средств определяется путем сопоставления предписанных бюджетом целей и направления фактических трат выделенных сумм. Если деньги полностью или частично были использованы не по обозначенному бюджетной сметой направлению, выявленный факт приравнивается к нарушению. В отношении обнаруженного нецелевого расходования средств из межбюджетных субсидий, субвенций и других трансфертов, кредитов применяется мера принуждения в виде бесспорного взыскания.

Если финансовый орган задержал возврат кредита или отказался от его погашения, то на сумму остатка начисляется пеня. Она рассчитывается путем вычисления 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за все дни просроченного платежа. Вместо этой процедуры может быть инициировано приостановление процедур предоставления разных видов межбюджетных трансфертов. Допускается совместное применение к одному финансовому органу обеих мер принуждения.

ВАЖНО! При решении о приостановке выделения межбюджетных трансфертов правило не затрагивает субвенции.

Аналогичный порядок действий используется при просроченной плате за пользование ранее предоставленным бюджетным кредитом. Когда рассматривается вопрос о нарушении условий выдачи или обслуживания кредитных средств, полученных из другой бюджетной структуры, оцениваются два фактора:

  • имеет ли место нецелевой расход;
  • какие условия были нарушены, по каким причинам.

При подтверждении факта нарушения инициируется взыскание сумм, которые были использованы неправомерно из кредитных средств. Дополнительно могут накладываться ограничения в отношении предоставляемых межбюджетных трансфертов.

Какова ответственность за нарушения?

Применение административных мер наказаний для нарушителей порядка распределения и расходования средств из бюджета направлено на:

  • получение воспитательного эффекта;
  • профилактику повторных случаев правонарушений;
  • обеспечение правильности действий бюджетных распорядителей и получателей ресурсов;
  • защиту интересов имущественного характера обеих сторон правоотношений.

Административные меры наказания

Ст. 15.4 КоАП РФ содержит варианты наказаний для нарушителей бюджетного законодательства в отношении целевого использования средств. Если были выявлены факты оплаты услуг или товаров, работ по статьям бюджетной сметы, которые не были предусмотрены или были запланированы в меньшем объеме, имеет место нецелевой характер расходования выделяемых ресурсов. При отсутствии уголовной составляющей мера ответственности предполагает:

  1. Оформление штрафа, который налагается на ответственных должностных лиц. Размер санкции – от 20 до 50 тыс. рублей.
  2. Альтернативным вариантом наказания может быть дисквалификация (максимальный срок ограничений равен 3 годам).
  3. Для учреждений предусмотрен размер штрафа 5-25% от объема средств, которые были перечислены из другого бюджета и израсходованы вразрез их целевому назначению.

Ст. 15.15 КоАП предусматривает наказание для нарушителей, которые срывают сроки погашения бюджетного кредита:

  • должностные лица подвергаются административному штрафу в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам придется заплатить 2-12%, рассчитываемых от суммы кредитных средств, которые не были погашены в установленный срок.

Если зафиксирован факт невозврата бюджетного кредита, то для физических лиц предусмотрен штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей. В случае с отказом погашать кредит, который был предоставлен бюджетным распорядителем, юридическому лицу надо быть готовым к уплате 5-25% от объема кредитных средств, которые остались непокрытыми регулярными платежами.

При обслуживании кредита получатель заемных средств обязуется регулярно в оговоренные сроки уплачивать в пользу бюджета установленную плату за временное пользование бюджетными денежными ресурсами. Если условия кредитования нарушены путем неперечисления такой платы, то:

  • должностные лица облагаются штрафом от 10 до 30 тыс. рублей;
  • юридическим лицам грозит сумма штрафа, равная 5-25% из расчета не перечисленной в бюджет платы.

В случаях, когда плата за пользование бюджетными заемными средствами перечисляется, но с задержкой, ст. 15.15 КоАП обязывает перечислить на счета бюджета штраф в сумме 5-15 тыс. рублей – наказание применяется к ответственным должностным лицам. Для юридических лиц при аналогичном нарушении предусмотрен штраф в процентном отношении к сумме займа, которая не была перечислена в отведенный период, размер процента штрафной санкции составляет 2-12%.

Отдельной статьей в кодексе рассматриваются правонарушения, связанные с несоблюдением условий кредитования. Если нарушения совершены кредитором, то к должностным лицам применяется штраф в размере 10-30 тыс. рублей. Дополнительной мерой наказания может служить вариант с дисквалификацией на общий срок от 1 до 2 лет.

Если нарушителем условий кредитования является заемщик, а заем предоставляется бюджету бюджетной структурой другого уровня, то:

  • ответственные физические лица должны будут оплатить штраф административного характера в сумме от 10 до 30 тыс. рублей;
  • их могут дисквалифицировать на 1 или 2 года.

При кредитовании юридического лица и нарушении условий заемщиком должностные лица наказываются штрафом в 10-30 тыс. рублей, а организации штрафуются в размере 2-12% от суммы кредита.

Если главный распорядитель выступает в роли нарушителя:

  • при предоставлении межбюджетного трансферта штраф равен 10-30 тыс. рублей (на должностных лиц) и возможна дисквалификация на 1 или 2 года;
  • при оформлении субсидии должностные лица должны оплатить штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей, сохраняется возможность инициации их дисквалификации на срок от 1 до 2 лет. Аналогичная мера ответственности предусмотрена для нарушений порядка предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4).

Если нарушителем процедуры предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий признан получатель средств, то по отношению к его должностным лицам применяется система штрафов от 10 до 30 тыс. рублей, может использоваться мера наказания в форме дисквалификации (1-2 года).

Дополнительно штрафы от 10 до 30 тысяч рублей на должностных лиц могут быть наложены в случаях:

  • нарушения порядка подготовки и сдачи бюджетной отчетности (ст. 15.15.6);
  • отказа в предоставлении сведений, без которых невозможно просчитать проект бюджета (ст. 15.15.7);
  • неправильной организации распределения и доведения ассигнований, включая срывы сроков (ст. 15.15.11).

Штраф в сумме от 20 до 50 тыс. рублей к должностным лицам может применяться в случаях:

  • действий в обход запрета на выделение кредитов (ст. 15.15.8);
  • когда обнаружены расхождения между используемой бюджетной росписью и сводным документом (ст. 15.15.9);
  • принятия обязательств, которые превышают значение установленных лимитов (ст. 15.15.10);
  • если бюджетные средства помещены на депозитный счет при существующем запрете на такие действия (ст. 15.15.12).

Уголовное наказание

По ст. 285.1 УК РФ при нецелевом расходовании выделенных бюджетом средств форма наказания зависит от суммы потраченных не по назначению денег:

  1. При расходе крупной суммы штраф назначается от 100 до 300 тыс. рублей. Альтернативные варианты – штраф в сумме заработка за 1 или 2 года, привлечение к принудительным работам в течение 1-2 лет, арест до 6 месяцев, дополненный лишением права претендовать на отдельные должности.
  2. СПРАВОЧНО! Крупный размер финансового нарушения — от 1,5 млн. рублей, особо крупный размер правонарушения – если размер ущерба достиг отметки 7,5 млн. рублей.

  3. При расходе особо крупной суммы штраф достигает размера 200-500 тыс. рублей, вместо него может быть назначена сумма, равная зарплате за период до 3 лет. Альтернативные варианты – принудительные работы на протяжении 5 лет или лишение свободы сроком до 5 лет.

Аналогичные размеры штрафов предусматривает ст. 285.2 в отношении нецелевого расхода средств, выделяемых негосударственным внебюджетным фондам.

Бюджетное законодательство содержит ряд требований, предъявляемых к организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ. Неисполнение данных требований приводит к нарушению бесперебойного процесса функционирования бюджетов бюджетной системы. Так, несоблюдение обязательности зачисления доходов в бюджет является весьма серьезной проблемой, следствием которой может стать ненадлежащее исполнение расходной части бюджета. В представленной главе дано определение нарушения бюджетного законодательства РФ, рассмотрены виды нарушений, а также меры, применимые к нарушителям.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Казначейства России (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут быть применены следующие бюджетные меры принуждения:
- бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
- оесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;
- приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
- передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Применение к участнику бюджетного процесса, совершившему бюджетное нарушение, бюджетной меры принуждения не освобождает его от обязанностей по устранению нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с БК.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

Бюджетные меры принуждения подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).

Наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.

Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Видами бюджетных нарушений являются следующие.
1. Нецелевое использование бюджетных средств - направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы РФ, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами - влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.
3. Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
4. Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, - влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
5. Нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, - влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Т. В. Конюхова у

старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

В связи с переходом к рыночной экономике в России произошел переход к общепризнанным формам управления финансами, поэтому несколько сократилась сфера государственных финансов за счет отделения корпоративных финансов, и в последнее время появилась тенденция повышения роли местных финансов.

Основополагающие нормы финансового законодательства были включены в Конституцию РФ 1993 года. Кроме того, было принято значительное количество нормативных актов, в том числе регулирующих бюджетные отношения. Многие из них в практической деятельности были реализованы лишь частично.

В некоторых актах РФ содержались нормы, устанавливающие ответственность за нарушения бюджетного законодательства, главным образом в Федеральном законе о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ, Кодекс) в значительной степени решил назревшую проблему совершенствования бюджетного законодательства, в частности, ответственности за его нарушения. Кодекс, разработанный в соответствии с Конституцией РФ, включил многие действующие нормы бюджетного законодательства, а также поднял уровень правового регулирования до законодательного многих норм, ранее содержавшихся в нормативных ведомственных актах. При этом он осуществил подробное правовое регулирование бюджетных отношений в федеративном государстве.

В преамбуле БК РФ указывается, что он служит целям финансового регулирования, а также устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое по-

1 Собрание законодательства РФ. 1998. N9 31. Ст. 3823; 2000. № 32. Ст. 3339; 2001. № I (ч. 1). Ст. 2; № 33 (ч. I). Ст. 3429; 2002. № 30. Ст. 3021.

2 Нестеренко Т.Г. Казнокрады живут припеваючи, а казначеи по судам бегают // Мир за неделю. 1999. № 14. С. 6.

ложение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В БК РФ впервые систематизированы конкретные нормы об ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ (ст. 281 - 306)1.

В ст. 283 определены основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства и права органов федерального казначейства в области применения мер принуждения, в частности, во многих случаях (ст. 284) применения мер бесспорного взыскания.

Статьей 286 установлен порядок списания бюджетных средств со счетов федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения.

Бюджетный кодекс принят в России впервые и, естественно, не лишен отдельных недостатков. Он вызвал некоторые критические замечания. В частности, заместитель министра финансов РФ - начальник Главного управления федерального казначейства Т. Нестеренко2 в то время полагала, что казначейскую систему можно построить и без Бюджетного кодекса.

Однако следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса РФ наряду с принятием Налогового кодекса РФ явилось важным событием в экономической и правовой жизни России.

В БК РФ впервые сформулировано (ст. 281) понятие «нарушение бюджетного законодательства», то есть состав правонарушения.

Нарушением бюджетного законодательства РФ признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетное: системы. За указанные действия (бездействие) наступает ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства можно считать частью ответственности за нарушение финансового законодательства. Термин «финансовая ответственность» применяется в законодательной практике и научных работах.

Исходя из определения юридической ответственности, по мнению автора, можно дать определение ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Это - государственное принуждение к исполнению бюджетного права, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством, обществом.

Бюджетный кодекс РФ не содержит определения ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В то же время Кодекс впервые установил, с одной стороны, ответственность в бюджетном процессе министра финансов РФ, Министерства финансов РФ и федерального казначейства (ст. 167), с другой стороны - ответственность участников бюджетных правоотношений (ст. 289 - 306).

Министерство финансов РФ несет ответственность (ст. 167) за соответствие бюджетной росписи утвержденному федеральному бюджету; своевременность ее составления; соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Например, по имеющимся сведениям, в арбитражных судах наиболее распространенными были в 1999 году дела, связанные с погашением задолженности бюджетных учреждений, к которым Министерство финансов РФ привлекалось многократно на значительную сумму, а к возмещению убытков за незаконные действия государственных органов - 468 раз на общую сумму несколько миллиардов рублей.

Министр финансов РФ персонально несет ответственность за соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Федеральное казначейство несет ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного БК РФ; полноту перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств; своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств; своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств; финансирование расходов, не включен-

ных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета; осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями; исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

Кроме того, Бюджетный кодекс РФ установил перечень (хотя и неполный) мер принуждения. К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры (ст. 282). Это - предупреждение о надлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Важная норма заключена в ст. 282, а именно: только федеральным законом может быть установлена мера ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Кстати, приказом Минфина России от 26.04.2001 № 35н утверждена Инструкция о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ являются (ст. 283 БК РФ):

Неисполнение закона о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или неполное перечисление, несвоевременное перечисление получателям; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

Отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных БК

РФ; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

Несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание этого; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России; иные основания в соответствии с Б К РФ и федеральными законами. Правом применения мер принуждения обладают руководители органов федерального казначейства и их заместители (ст. 284). Они имеют право:

Списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, суммы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

Взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

Выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

Составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

Взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Должностные лица органов федерального казначейства несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Федеральным законом от 05.08.2000 № 116-ФЗ3 в БК РФ была введена ст. 284 для тех случаев, ког-

3 Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3339.

да бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты исполняются не органами федерального казначейства. Сравнительный анализ показал, что руководителям органов, исполняющим соответствующие бюджеты, были предоставлены права, предусмотренные ст. 284 органам федерального казначейства по применению мер принуждения.

Это и понятно, поскольку субъекты РФ и местное самоуправление согласно соответственно ст. 73, 132 Конституции РФ, как собственники своей казны вправе распоряжаться своей собственностью.

Порядок бесспорного списания с лицевых счетов получателей бюджетных средств со счетов федерального казначейства и его органов без их распоряжения, списание со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов, а также списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения регулируются отдельными статьями БК РФ (ст. 285 - 288) и несколько разнятся, что видно из нижеследующего.

Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 285) осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем) соответствующего органа федерального казначейства. Постановление о бесспорном списании бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа федерального казначейства, уполномоченного проводить проверки, либо на основании заключения должностного лица этого органа об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

Списание бюджетных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств производится кредитной организацией либо федеральным казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке. При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с ст. 855 ГК РФ, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.

Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки, удостоверяющего наличие нарушения бюджетного законодательства.

Списание бюджетных средств со счетов федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения (ст. 286 БК РФ) осуществляется по решению арбитражного суда в случаях, установленных Кодексом. Очередность спи-

сания средств со счетов федерального бюджета определяется ст. 255.

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).

При недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;

во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет:

в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;

в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Размер средств, списываемых со счета территориального органа федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.

При недостаточности на счете территориального органа федерального казначейства средств для осуществления указанного списания в полном объеме денежные средства в размере несписанно-го остатка списываются с его счета в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на счете федерального казначейства, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов бюджетных обязательств по всем получателям бюджетных средств.

При недостаточности на счете федерального казначейства средств для осуществления указанного списания списание денежных средств производится по мере их поступления на счет бюджета. Если указанное списание не удается осуществить в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором состоялось решение арбитражного суда, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты бюджетных обязательств следующего периода.

Если по каким-либо обстоятельствам списание средств со счета бюджета не может быть осуществлено, исполнительный лист возвращается предъявившему его лицу для предъявления его в федеральное казначейство в следующем финансовом году либо для обращения взыскания на иное имущество.

Пункт 5 этой статьи дает право без разрешения федерального казначейства как последнюю меру - обращение взыскания в следующем финансовом году либо обращение взыскания на иное имущество, что дает право на обращение взыскания не только на денежные суммы, но и какое-то другое имущество.

Это ведет к тому, что если долг бюджетного учреждения выражен в рублях, обращение взыскания может быть обращено на валютные ценности (в частности, драгметаллы, драгоценные камни) и другое имущество.

Списание средств со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения органов, исполняющих соответствующие бюджеты (ст. 287), осуществляется по решению арбитражного суда в случаях, установленных БК РФ, в порядке списания денежных средств в соответствии со ст. 286.

Сравнительный анализ порядка списания бюджетных средств различных бюджетов показывает некоторую общность регулирования и в отдельных положениях различного регулирования порядка списания средств.

Списание средств со счета соответствующего бюджета осуществляется в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на счете соответствующего бюджета, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов финансирования на месяц по всем получателям бюджет-

ных средств. При недостаточности на счете бюджета средств для осуществления указанного списания в полном объеме списание денежных средств производится в порядке, определенном для списания средств с единого счета федерального бюджета.

Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения (ст. 288) осуществляется в случаях, установленных БК РФ и другими федеральными законами. Порядок указанного списания устанавливается Банком России по согласованию с федеральным казначейством. Размер средств, списываемых с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникших в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, которому подведомственно данное учреждение, не может превышать размер находящихся на данном счете средств. При недостаточности на лицевом счете бюджетного учреждения средств для осуществления указанного списания в полном объеме недостающие средства списываются со счетов территориального органа федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет, в порядке, установленном БК РФ.

Административная ответственность устанавливается только законом (ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ), который является основополагающим актом в этой сфере. Из этой предпосылки, по мнению автора, следует исходить при анализе составов административных правонарушений и мер ответственности (гл. 15 КоАП РФ).

Рассмотрим конкретный состав нарушений бюджетного законодательства и ответственность за них. Следует отметить, что во многих случаях предусмотренные БК РФ составы нарушений бюджетного законодательства и меры ответственности за них неадекватны составам правонарушений и мерам ответственности, предусмотренным КоАП РФ.

Административным правонарушением согласно ст. 2.1 КоАП РФ4 признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289), выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью (ст. 217), уведомлением о бюджетных ассигнованиях (ст. 220), сметой доходов и расходов либо иным правовым

4 С I июля 2002 года вступил в силу КоАП РФ. Собрание законодательства РФ. 2002. № I (ч. I). Ст. 1. Одновременно Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу.

5 Комментарий к КоАП РФ. М., 2002. С. 499.

основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Статья 289 БК РФ во многом схожа со ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» КоАП РФ, которая предусматривает наложение административных штрафов на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Так, нецелевое использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств - влечет наложение административного штрафа (ст. 15.14 КоАП РФ).

Субъектами ст. 15.14 КоАП РФ могут являться как должностные лица получателей бюджетных средств, так и организации - их получатели. По мнению автора, толкования к ст. 15.14 КоАП РФ, приведенные в Комментарии к КоАП РФ5 неточны в части, что она применяется в отношении федерального бюджета, поскольку ни в ст. 289 БК РФ, ни в ст. 15.14 КоАП РФ нет такого ограничения и, кроме того, нецелевое использование может быть в силу незнания закона.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется органами исполнительной власти всех уровней (федеральной, субъектов РФ и органами местного самоуправления) на основе бюджетной росписи (ст. 217 БК РФ), ст. 246 БК РФ регулирует исполнение лишь федерального бюджета.

Кроме того, следует отметить, что ст. 289 не предусматривает привлечения к административной ответственности юридических лиц. Следует отметить, что согласно Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 26.04.2001 № 35н (далее - Инструкция 35н), нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде:

Использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные его бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

Использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

Использования средств федерального бюджета на цели, не предусмотренные договором

(соглашением) на получение бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

Использования средств федерального бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

Иных видов нецелевого использования средств федерального бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Получатель средств федерального бюджета - бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, а также иной прямой получатель средств федерального бюджета, имеющий право на получение бюджетных ассигнований.

Нарушение бюджетного законодательства при использовании средств федерального бюджета влечет применение органами федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства следующих мер принуждения:

Списание в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению; оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению;

Списание в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, подлежащих возврату в федеральный бюджет, срок возврата которых истек;

Списание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе, срок уплаты которых наступил;

Взыскание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возмездной основе. Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции 35н;

Взыскание в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет (за исключением случаев, возникающих в соответствии с налоговым законодательством РФ), и средств федерального бюджета, подлежащих зачислению на счета получателей средств федерального бюджета. Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки в по-

рядке, предусмотренном п. 4 Инструкции 35н; взыскание в установленном порядке штрафов за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной и возмездной основах. Штраф начисляется в размере, определенном федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год в порядке, предусмотренном п. 5 Инструкции 35н. Правом применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства по материалам проверок органов финансового контроля обладают руководители (заместители) управления федерального казначейства по субъектам РФ.

Применение мер принуждения, указанных в п. 3 Инструкции 35н, осуществляется на основании постановления о списании (взыскании) денежных средств или уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований, принятого органом федерального казначейства и подписанного руководителем (заместителем) соответствующего органа федерального казначейства.

Постановление о списании (взыскании) денежных средств со счетов получателей средств федерального бюджета, корреспондентских счетов кредитной организации (далее - постановление) принимается на основании представления, подписанного должностным лицом органа финансового контроля, уполномоченного совершать указанные действия, заключения должностного лица органа федерального казначейства об истечении срока возврата средств федерального бюджета, процентов (платы) за пользование средствами федерального бюджета (далее - заключение), акта проверки получателя средств федерального бюджета (кредитной организации), подписанного должностным лицом органа федерального казначейства.

Представление оформляется в двухмесячный срок после подписания акта проверки органом финансового контроля, установившего нарушения бюджетного законодательства. Постановление (уведомление) принимается в течение десяти дней с даты получения органом федерального казначейства представления, заключения или акта проверки от органа федерального казначейства.

Постановление оформляется в четырех экземплярах с учетом установленных требований.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290) по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, влечет взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере од-

ной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Статье 290, в основном подобна ст. 15.15 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Однако ст. 290 предусматривает применение административного штрафа лишь на руководителей получателей бюджетных средств.

Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 291), влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Статья 291 примерно соответствует ст. 15.16 КоАП РФ.

В то же время ст. 291 БК РФ не предусматривает наложение административных штрафов на юридических лиц.

Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292) влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. В гл. 15 КоАП РФ нет статьи, текстуально аналогичной ст. 292 БК РФ. Однако следует иметь в виду, что ст. 19.7 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа не только на руководителей, но и на юридических лиц и отдельных граждан. Согласно Комментариям к КоАП РФ (с. 598 - 599) ст. 19.7 КоАП РФ носит общий характер.

Поскольку перечень сведений для составления проектов бюджетов утвержден ст. 172 БК РФ и отчеты об исполнении бюджетов ст. 241, по мнению автора, ст. 19.7 КоАП РФ, вероятно, в определенных случаях может применяться соответственно ст. 292 БК РФ.

Неперечисление бюджетных средств их получателям, перечисление бюджетных средств (ст. 293) в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлени-

ем о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность в случаях, указанных в ст. 293.

Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294) влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Прямого состава по ст. 294 административной ответственности не имеется в КоАП РФ, однако следует учесть ст. 19.7 КоАП РФ.

Несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295) влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Прямого текстуального состава, предусмотренного ст. 295 в КоАП РФ, не имеется.

Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст. 296). Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Состав ст. 296 отдельно не предусмотрен в новом КоАП РФ, однако, по мнению автора, наименование статьи БК РФ не соответствует содержанию.

Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297) влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Состав ст. 297 БК РФ прямо не предусмотрен новым КоАП РФ.

Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением порядка (ст. 298), установленного Кодексом, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 298, не установлена.

Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного ст. 299, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 299, не установлена.

Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением порядка, установленного ст. 300, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ административная ответственность, предусмотренная ст. 300, не установлена.

Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением порядка установленного ст. 301, влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ административная ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 301, не установлена.

Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо пере-

дачу их в доверительное управление регламентируется ст. 302. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передача их в доверительное управление с нарушением порядка, установленного БК РФ, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ административная ответственность, предусмотренная ст. 302, не установлена.

Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов (ст. 303) наказывается штрафом. Незачисление либо несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов, влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты, а также при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Новым КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, определенное ст. 303.

Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета соответствующих бюджетов (ст. 304), влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с КоАП РФ, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Новым КоАП РФ не в полной мере предусмотрена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, определенного ст. 304. Однако ст. 15.8 КоАП РФ может быть применена в соответствующих случаях по ст. 304.

Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств (ст. 305) влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с КоАП РФ, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. КоАП РФ не предусмотрена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, определенного ст. 305. Следует иметь в виду, что ст. 15.10 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение поручений государственных внебюджетных фондов.

Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства (ст. 306),кроме оснований, предусмотренных БК РФ, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с КоАП РФ, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Новым КоАП РФ не в полной мере предусмотрена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства, предусмотренного ст. 306. Однако, по мнению автора, в отдельных случаях может быть применена ст. 19.7 КоАП РФ. Согласно ст. 226 БК РФ требуется потвержде-ние денежных обязательств.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства регулируется не только Бюджетным кодексом РФ, но и другими федеральными законами; так, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год»6 (ст. 80) установлено, что использование не по целевому назначению бюджетных кредитов влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. Взыскание указанных штрафов за нецелевое использование средств федерального бюджета осуществляется органами федерального казначейства.

Кроме того, действует общий порядок зачисления в федеральный бюджет сумм возврата выданных из федерального бюджета бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и платы за пользование ими. Однако в отдельных случаях устанавливается целевой порядок их использования, например, согласно ст. 82 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год» средства, поступающие в федеральный бюджет от возврата ранее выданных на возвратной основе средств из федерального бюджета и платы за их использование на агропромышленный комплекс, направляются в уставный капитал «Росагролизинг» или уставный капитал Россельхозбанка. Статьей 86 указанного Федерального закона установлен бесспорный порядок взыскания просроченных средств, выданных из федерального бюджета на возвратной основе, с бюджетов субъектов РФ и бюджетов закрытых административно-территориальных образований.

Поскольку ст. 2 Бюджетного кодекса РФ установлен приоритет его действия, вызывает сомнение установление другой ответственности за аналогичные нарушения бюджетного законодательства.

Назрела необходимость четкого урегулирования ответственности за нарушения бюджетного законодательства, а именно:

Разграничить финансовые санкции, взыскиваемые в бесспорном порядке, от административных санкций;

Предусмотреть в КоАП РФ более широкий круг статей, устанавливающих административную ответственность должностных лиц;

Предусмотреть в КоАП РФ больше конкретных статей, предусматривающих административную ответственность организаций, за нарушение бюджетного законодательства.

В действующем КоАП РФ имеется три категории статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Во-первых, часть статей КоАП РФ редакционно почти точно предусматривает составы нарушений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Во-вторых, другая часть статей КоАП РФ по существу составов соответствует составам нарушений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. В-третьих, остальная часть статей - бланкетная, то есть состав нарушений бюджетного законодательства, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ, не предусмотрен КоАП РФ;

Урегулировать БК РФ вопросы установления финансовой ответственности за нарушение бюджетного законодательства только федеральными актами, в соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РФ, что позволит лучше защищать интересы получателей бюджетных средств из бюджетов любого уровня от необоснованного роста штрафных санкций;

Необходимо также отметить:

запутанность норм, регулирующих ответственность за нарушение бюджетного законодательства;

стремление к систематизации норм, предусматривающих ответственность за нарушение бюджетного законодательства;

как положительный фактор - установление в законодательном порядке определения нарушения бюджетного законодательства;

необходимость согласования норм об ответственности за нарушения бюджетного законодательства, предусмотренных статьями БК РФ и статьями КоАП РФ;

целесообразность изменения подп. 5 ст. 286, исключив возможность обращения по исполнительному листу взыскания на иное государственное имущество, если недостаточно бюджетных средств.

Все эти мероприятия, несомненно, будут способствовать успешному исполнению бюджетов разного уровня бюджетной системы РФ, соблюдению норм бюджетного законодательства.

6Собрание законодательства РФ. 200!. № 53 (ч. I). Ст. 5030.

Поделиться: