Уголовное наказание за недоносительство в связи с пакетом яровой. Несообщение о преступлении: основные проблемы и пути их решения Недонесение о каких преступлениях образуют уголовную ответственность

Недонесение о преступлении является преступным деянием и регулируется ст. 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации. Несообщение о совершённом преступлении УК РФ квалифицируется как общественно опасное действие и предусматривает наказание за его совершение.


Ст. 205.6 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за несообщение о готовящемся преступлении. УК РФ указывает, за недоносительство о каких правонарушениях квалифицируется как противоправное деяние.

К этим деяниям относятся:

  1. Террористический акт (его планирование и осуществление).
  2. Создание организации или сообщества, основной целью которой является терроризм.
  3. Организация и проведение обучения с целью организовывать акты терроризма.
  4. Оказание помощи террористам.
  5. Призывы в виде митингов и демонстраций и размещения информации с обращением и зовом к проведению террористических действий.
  6. Захват заложника или заложников.
  7. Создание вооружённой группы при отсутствии на это законного разрешения.
  8. Планируемый или совершённый угон средства передвижения в виде воздушного или водного судна или поезда.
  9. Запрещённое законом хранение и использование материалов, по химическому составу относящимися к ядерным.
  10. Покушение на жизнь государственного или публичного деятеля.
  11. Захват и удержание власти при применении насилия.
  12. Вооружённый мятеж.
  13. Нападение на лиц и организации, которые находятся под международной защитой.
  14. Террористические акты международного масштаба.
  15. Перечисленные действия относятся к особо тяжким и требуют незамедлительного сообщения о них.

Если гражданин не сообщает в органы правопорядка о подготовке или проведении перечисленных преступных действий, при условии, что он располагает правдивыми сведениями, то к нему применяется санкция.

Наказание позиционируется в виде:

Указанные санкции применяются к осуждённому в случае, если его вина доказана.

Эта статья появилась в Кодексе относительно недавно – в 2016 году. Последняя редакция УК РФ внесла ответственность за несообщение о преступном действии в органы, отвечающие за правопорядок. УК РФ предусматривает наказание за это деяние в виде штрафа, работ и лишения свободы на год. Ранее недонесение о правонарушениях регулировалось УК РСФСР, и норма имела название «Недонесение о преступлениях».

Нормы существенно различаются диспозициями: в современном кодексе противоправные деяния носят общественный характер, а в УК РСФСР – личностный. Кодекс РСФСР предполагает ответственность за несообщение об изнасиловании, умышленном убийстве и других подобных правонарушениях.

У ст. 205.6 УК РФ интересное примечание: можно не доносить на своих родственников и близких людей. То есть если муж – глава террористической организации, то жена вправе молчать об этом, несмотря на возможную гибель сотен людей от планируемых терактов. Этот комментарий рассматривается двояко: он соблюдает ст. 51 Конституции РФ о праве каждого не свидетельствовать против себя и своих близких. Но бездействие в таких обстоятельствах нельзя не признать преступным действием.

К людям, которые вправе не сообщать о готовящемся деянии, согласно другим законам относятся:


Объективной стороной правонарушения выступает отсутствие факта доносительства в органы внутренних дел или другие ответственные за безопасность общества органы о готовящемся или совершаемом правонарушении. Здесь не реализована возможность выполнить моральный долг и защитить общественность от грозящей опасности.Объект правонарушения – это безопасность общества и его представителей, например, государственного деятеля в лице президента или деятеля общественного в лице депутата.

Субъектом противоправного деяния выступает гражданин, достигший возраста 14 лет. Мнения экспертов в вопросе правильности возраста разнятся. Гражданин в 14 лет в силу возраста не всегда может предоставить правдивые сведения относительно планируемого действия. В таком возрасте не у всех подростков до конца сформировано чувство ответственности и понимания серьёзности происходящего.

К лицу, достигшему возраста 14 лет, применяются те же санкции, что и к совершеннолетнему. Санкции в виде исправительных работ и лишения свободы действуют и на несовершеннолетнего гражданина. Разница в исполнении наказания: штраф за подростка выплачивают его законные представители.

Законодатель не указывает, сколько может длиться недонесение о преступлении. УК РФ такую информацию тоже не даёт. То есть не установлено время, в течение которого времени человек, владеющий информацией о готовящемся теракте, должен сообщить об этом в органы, отвечающие за общественную безопасность. Но нормы Общей части УК РФ регламентируют, что наказанию не подлежит гражданин, который узнал о готовящемся деянии более чем за два года до его осуществления.

В судебной практике были случаи, когда лицо, сообщившее о совершённом правонарушении, подвергалось наказанию ввиду неполноты сообщённых сведений. Примером служит решение суда г. Улан-Удэ в отношении двух граждан, которые сообщили в органы полиции об убийстве,совершённом их знакомой, но не обозначили, что именно она это сделала.

При сообщении о готовящемся или совершаемом преступном действии нужно предоставлять абсолютно все сведения, которые известны. В противном случае есть риск оказаться на скамье подсудимых за сокрытие сведений о деянии.

При рассмотрении дел, квалифицированных как недоносительство о преступлении по УК РФ, суд обращает внимание на следующие факторы:

  • отношения между доносчиком и тем, на кого доносят;
  • членство в группе, готовящейся совершить теракт.

Если доносящий состоит в родственных или близких отношениях с теми, кто готовится совершить преступное действие, собирается вступать или уже вступил в группировку, то в отношении него уголовное дело по статье несообщение о совершённом преступлении УК РФ не заводится.

Сейчас многие задаются вопросами касательно того, какую ответственность за несообщение о преступлении может понести человек, и как вообще работает этот относительно новый законопроект. С 2016 года действует один из самых спорных законов, который входил в так называемый Пакет Яровой. Он представляет собой свод законодательных актов, способный существенно повлиять на привычную жизнь россиян. В теории многие хотят воспрепятствовать преступлению, но на практике далеко не каждый это сделает. Во многом для изменения этой ситуации был принят новый закон. Насколько он себя оправдывает, судить крайне сложно. Но пока обычные люди видят больше минусов, нежели плюсов. Помимо прочих нововведений, власть решила ввести уголовное наказание для тех людей, которые не сообщили о готовящемся преступлении. Это новая статья в УК РФ 205.6. Статья носит название «Несообщение о преступлении».

Наказание за несообщение о преступлении.

Это новшество в УК РФ вызвало бурю возмущений. Но также люди не до конца понимают суть закона. Ведь если мы узнаём о готовящемся преступлении, и нас обвинят потом в недонесении, грозит реальный тюремный срок. Хотя предусмотрена и менее строгая мера наказания согласно УК РФ, всё равно вряд ли человек захочет сталкиваться с правоохранительными органами из-за несообщения о каком-то потенциальном преступлении. Всё очень сложно и не совсем однозначно. Потому следует детальнее разобрать Уголовный кодекс и конкретную новую статью в УК РФ. Так вы сможете узнать, что вам грозит при недонесении касательно готовящихся преступлений, и какие варианты ответственности предусмотрены для виновных.

Понятие о несообщении

В УК РФ новый закон официально был внесён статьёй 205.6 летом 2016 года. Она рассматривает вопрос несообщения о преступлениях и об ответственности, которую могут понести люди, обвиняемые по этой статье.

Статья 205.6. Несообщение о преступлении

(введена Федеральным законом от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

Несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.

Статья является частью общего пакета Яровой. Но почему-то именно она оказалась самой спорной и скандальной. Ведь множество людей ассоциируют этот закон с банальными доносами, которые практиковались ещё во времена СССР. Эксперты считают, что формулировка нового закона является наиболее слабым местом статьи. Ведь отсутствует чёткое определение о достоверно известных сведениях, по которым человек и должен сообщать о готовящихся преступлениях. Потому в каждом конкретном случае следователь в индивидуальном порядке обязан рассматривать ситуацию и доказывать, достоверно ли знал человек о преступлении, которое готовится, либо нет. Специалисты уверены, что для привлечения к ответственности порой будет достаточно доказать факт знакомства между обвиняемым в терроризме и человеком, который донёс на него.


Новая статья УК РФ, которая говорит о недонесении, не говорит о том, что когда человек становится свидетелем преступления, он обязан тут же позвонить в правоохранительные органы и сообщить об этом. На самом деле наказывать будут тех, кто обладал достоверной информации о готовящихся преступлениях, но правоохранителям об этом не сообщил. Речь идёт о преступлениях террористической направленности. Так власти решили уменьшить уровень террористической угрозы в стране путём привлечения к ответственности тех, кто скрывает важную информацию. Всего в УК РФ предусмотрено 16 статей, касающихся преступлений террористической направленности. Потому сообщать граждан России обязуют при:

  • совершении ;
  • содействии в совершении террористической деятельности;
  • публичных призывах к терроризму;
  • вооруженных мятежах и пр.

По факту закон об уголовной ответственности в случае несообщения о тех, кто готовит какие-либо преступления террористического характера, недоработан. Это признают многие эксперты и адвокаты. Но его всё равно приняли, и новая статья вступила в силу. Потому остаётся только разбираться в понятиях и оценивать степень собственного риска при подобных ситуациях. В теории существует алгоритм, по которому можно доказать вину и практически невозможно опровергнуть обвинения. Здесь подразумевается ситуация, когда привлечённое за терроризм лицо прямо указывает в рамках следствия на то, что тот или иной гражданин точно знал о его планах, но не сообщил в правоохранительные органы. Но и здесь подобные заявления должны тщательно рассматриваться, чтобы избежать оговора и клеветы. Ведь по факту обвиняемый в терроризме может стать причиной привлечения к ответственности совершенно невиновного человека из соображений мести или по другим мотивам.


Доносить нужно не на всех

В законе есть важная поправка, позволяющая не всех привлекать к ответственности за недонесение. Для начала отметим, что при несообщении о преступлениях под действие законодательного акта попадают все граждане, достигшие возраста 14 лет. То есть даже подросток может стать обвиняемым в преступлении. Но законом не предусмотрен донос на близких родственников. Под эту категорию попадают:

  • жёны;
  • мужья;
  • родители;
  • дети;
  • усыновители;
  • усыновлённые;
  • родные братья;
  • родные сёстры;
  • бабушки;
  • дедушки;
  • внуки.

А вот на всех остальных членов семьи по закону граждане РФ обязаны доносить. И тут есть вероятность злоупотребления ситуацией. Представьте ситуацию, когда следователю необходимо получить показания на какого-то человека. Для этого он может привлечь дальних родственников, сотрудников, знакомых обвиняемого, опираясь на банальный шантаж. Следователь будет уверять, что обвиняемого всё равно посадят, а если на него не донести, ещё и вы окажетесь за решёткой, поскольку не содействовали в раскрытии преступления. Тут важно отметить ещё один нюанс. Если речь идёт о публичных призывах к терроризму, тогда круг людей, информированный об этом, но не сообщивший в правоохранительные органы, может насчитывать десятки, а иногда и сотни граждан. И кого тут привлекать к ответственности, очень большой вопрос. Потому одним из ключевых недостатков закона юристы считают оценочность.


Какие преступления попадают под действие закона

УК РФ чётко предусматривает перечень преступлений, при которых граждане России обязаны сообщать о готовящейся террористической угрозе. То есть это статьи, рассматривающие преступления террористической направленности. В этот перечень входят:

  1. Теракты. Наиболее распространённая и опасная террористическая угроза. Во многом из-за терактов было принято решение одобрить пакет Яровой и ввести в УК РФ статью об уголовной ответственности за несообщение.
  2. . Это сообщение информации о людях или целой компании, которые тем или иным образом помогают террористическим группировкам, спонсируют их, обеспечивают оборудованием или просто информацией.
  3. Публичные призывы. Здесь мы говорим о людях или организациях, которые открыто агитируют на совершение действий, соответствующих критериям террористической угрозы.
  4. Организация террористических сообществ, а также участие в подобных группировках. Если человек знает, что планируется организация террористической группы, либо владеет информацией об участниках, об этом следует обязательно сообщить в правоохранительные органы. В противном случае вы сами попадаете под действие УК РФ по статье 205.6.
  5. Угон воздушного судна. В большей степени это касается самолётов, поскольку иные виды летательных транспортных средств угоняют намного реже. Международный опыт в борьбе с терроризмом ярко говорит о том, что угроза угона всегда достаточно высокая. Вспомнить только трагические события в США, которые произошли в 2001 году.
  6. Незаконное использование материалов, которые относятся к категории ядерных или радиоактивных. Их применяют часто для создания взрывных устройств и оружия массового уничтожения. Потому о такой угрозе следует обязательно сообщать.
  7. Вымогательство, хищение и кража радиоактивных, а также ядерных веществ. Та же ситуация, что и с предыдущим пунктом.
  8. Попытка посягательства на жизнь общественных и государственных деятелей. Известно, что захват террористами в заложники высокопоставленных людей вызывает огромный резонанс в мире. Потому если человек получает информацию о готовящихся атаках на чиновников или общественных деятелей, об этом следует незамедлительно сообщить правоохранителям.
  9. Захват и удержание власти насильственным путём.
  10. Мятежи, в которых планируется .
  11. Акты международного терроризма.

Хотя УК РФ в большей степени ориентирован на защиту внутренних интересов страны, в случае террористической угрозы в других странах, о которых становится известно гражданам России, они также обязуются незамедлительно сообщить в соответствующие органы.


Как видите, закон в определённой степени логичный и справедливый. Ведь если человек знает, что есть определённая угроза, о ней нужно проинформировать. Но сама формулировка статьи вызывает множество вопросов и споров. Люди банально бояться доносить, поскольку опасаются, что их желание помочь в результате обернётся против них. Специалисты утверждают, что у статьи 205.6 есть один существенный недостаток. Она становится причиной формирования в обществе устойчивого сомнения в презумпции о невиновности людей. Из-за этого закона, как считают многие эксперты, между гражданами страны будет расти уровень недоверия. А ведь отношения в обществе и так далеки от идеальных. Также не стоит забывать о том, что люди массово начнут видеть терроризм там, где его нет. Это приведёт к огромному количеству доносов и окончательному расколу в обществе.

Ответственность за несообщение

Самым главным рычагом воздействия на людей является наказание. В статье 205.6 чётко прописали, чем грозит людям несообщение о преступлениях. Есть несколько вариантов наказания. Какое именно будет применяться относительно каждого гражданина, рассматривается в индивидуальном порядке, в зависимости от последствий бездеятельности или укрывательства преступлений. Новая статья в УК РФ предусматривает:

  • наложение денежного штрафа в размере до 100 тысяч рублей;
  • наказание в виде , максимальный срок которых может составлять 12 месяцев;
  • тюремное заключение на срок до 12 месяцев.

Как видите, наказания более чем серьёзные. Понятно, что законодатели руководствовались мотивами проведения профилактической работы с населением, направленной на предотвращение возможных преступлений. То есть так власти хотят привить людям привычку информировать обо всех потенциальных угрозах, которые могут привести к серьёзным и опасным последствиям. Грубо говоря, если правоохранители вовремя получают информацию, то значительно повышается шанс предотвратить преступление террористической направленности. Всё это правильно и логично до тех самых пор, пока самих невиновных, которые лишь хотели помочь своей стране, не привлекают к уголовной ответственности и не отправляют за решётку в тюрьму.


Кому сообщать

Не менее важным вопросом считается то, куда именно должен обращаться человек, если у него появилась информация о потенциально готовящемся преступлении террористической направленности. В законе лишь прописывается, что граждане должны обращаться в полицию. Рекомендация достаточно размытая и не совсем понятная, поскольку там не указывается никакая конкретная формулировка, как это следует делать. Если человек обращается путём устного оповещения, в отделении полиции, куда он пришёл, правоохранители обязаны зафиксировать и задокументировать информацию. Но тут возникает ещё один вопрос. Как потом человеку доказать, что именно он звонил в полицию или приходил в отделение, если просто довёл информацию в устной форме. Тут адвокаты советуют одновременно позвонить и написать обращение. Можно от руки в свободной форме. Это делается сугубо для подстраховки.

Преимущества и недостатки закона

Теперь подведём небольшие итоги всего рассмотренного ранее. Очевидно, что такой закон принимался сугубо с благими намерениями. Но по факту получилось не совсем то, чего хотелось бы обычным людям. Для объективности рассмотрим сильные и слабые стороны статьи 205.6 с позиции обычного гражданина, который решил , либо опасается сделать это. Начнём с положительного. К плюсам закона можно отнести:

  • гражданский долго каждого из нас заключается в том, чтобы по мере собственных возможностей предотвращать опасные преступления, совершаемые против народа, страны, отдельных граждан и пр.;
  • вы оказываете существенную помощь государственным организациям и правоохранительным органам, снижая уровень террористической угрозы в стране;
  • именно вы можете оказаться источником невероятно ценной и полезной информации, в результате чего удастся предотвратить серьёзное преступление и наказать виновных.

Но не всё так идеально и патриотично, как выглядит на первый взгляд. У закона есть и свои недостатки. Основными факторами, из-за которых граждане России не согласны с этим законом и опасаются сообщать о преступлениях, являются:

  1. У правоохранительных органов может возникнуть множество вопросов касательно того, откуда у вас такая информация и почему вы настолько хорошо осведомлены о готовящемся преступлении террористической направленности. Начнут интересоваться источниками данных, могут длительное время следить за вами и контролировать вашу жизнь.
  2. Иногда люди, проинформировавшие о потенциальных преступлениях, становятся так называемыми ненужными свидетелями. Это крайне опасно, поскольку за вами могут начать охоту представители сторону, которую вы обвинили в терроризме. Этого боятся очень многие даже среди тех, кто владеет на 100% правдивой и актуальной информацией.
  3. Если будет установлена ваша личность, могут вскрыться те данные, о которых вы бы не хотели рассказывать и держали всё в строжайшей тайне.
  4. Предоставленная вами информация может оказаться непринятой правоохранительными органами.

По факту люди боятся сообщать какую-то серьёзную и важную информацию, связанную с преступностью и терроризмом, официальным органам, правоохранителям и ведомствам. Все опасаются расплаты и не хотят из героя превратиться в преступника. Ведь не всегда раскрытие информации оказывается в интересах самого государства. Недонесение, как причина для открытия уголовного производства, объективно не выдерживает критики. Это крайне спорный и потенциально очень опасный закон, способный привести к тяжёлым последствиям для целостности общества.

За недоносительство теперь тоже будут сажать. Уголовная ответственность за недоносительство – новация, которую привнесла в российское законодательство Ирина Яровая: согласно одному из законов, входящих в печально известный антитеррористический пакет Яровой , каждый гражданин России обязан сообщить в полицию о преступлении, которое уже свершилось или может быть свершено. Однако юристы скептически относятся к этому закону Яровой по ряду причин и прежде всего потому, что доказать вину гражданина практически невозможно.

Что грозит за недоносительство?

Отнюдь не все россияне понимают, что законодатели подразумевают под недоносительством – на самом деле закон страшен тем, что его случайной жертвой может стать каждый. Банальная ситуация : человек идет по улице и слышит, как два студента обсуждают книгу по пиротехнике. Если он просто пройдет мимо и проигнорирует услышанное, он автоматически подпадает под новую статью усовершенствованного Уголовного Кодекса – будь готов к визиту людей в форме.

Как же нужно действовать, чтобы исключить возможность оказаться за решеткой? Прежде всего научиться делать «правильные» логические выводы: читают книгу по пиротехнике, значит, создают бомбу; создают бомбу, значит, готовят акт терроризма – о готовящемся акте терроризма следует немедленно сообщить в органы правопорядка. Нет никаких сомнений, что люди быстро научатся подобной логике – в СССР такой ход мысли был в порядке вещей.

Недоносительство по УК РФ грозит 1-м годом заключения – альтернативных наказаний не предусмотрено. Стоит сказать, что в финальной редакции закона наказание за недоносительство было значительно смягчено по сравнению с тем, которое изначально предлагалось госпожой Яровой. Яровая и ее соратник Озеров предлагали сажать россиян не на год, а на 3 года. Альтернативные формы наказания по первоначальному законопроекту были : вместо заключения нарушителя могли «наградить» общественными работами на срок в 2 года либо штрафом в размере от 200 до 500 тыс. рублей, а также лишить гражданства.

Что еще нужно знать о законе о недоносительстве?

    Уголовная ответственность по этой статье наступает не с 18, а с 14 лет.

    Граждане России не обязаны доносить на своих близких родственников, так как это противоречит ст. 51 Конституции. Однако если все же донесут, «Большой Брат» будет только рад.

    Недоносительство по Пакету Яровой распространяется не на все преступления, а только на те, которые подпадают под категорию «преступления террористической направленности».

Преступления террористической направленности – что это?

Перечень так называемых преступлений террористической направленности приведен в ст. 16 Уголовного Кодекса. Этими преступлениями являются:

    Акт терроризма либо содействие террористической деятельности.

    Создание террористического сообщества или вооруженного формирования.

    Прохождение обучения терроризму.

    Призывы к терроризму (в том числе в социальных сетях), а также публичное оправдание террористического акта.

    Нападение на общественного деятеля либо на лицо, пользующееся международной защитой.

    Захват заложника и угон воздушного или водного транспорта.

    Хищение и незаконное обращение с химическими и взрывоопасными веществами.

    Вооруженный мятеж и насильственный захват власти.

    Акт международного терроризма. Понятия международного терроризма до принятия пакета Яровой не существовало. На данный момент международным террористическим актом называется акт, по итогам которого погибли российские граждане.

Узнав об одном из таких преступлений, гражданин России обязан незамедлительно сообщить в полицию. Если он узнал, скажем, о грядущем убийстве «простого смертного» (не политической персоны), обращаться в правоохранительные органы он не должен.

Назад в СССР?

Внесение статьи за недоносительство в Уголовный Кодекс РФ (ст. 205) – очевидный шаг в прошлое. Недонос также карался заключением в СССР – в России же существовала ответственность только за сокрытие преступника (ст. 189), но никак не за отказ сообщить о грядущем преступлении. Нужно напомнить, что российское общество позиционируется как демократическое: совместимо ли наказание за недонос с принципами демократии – большой вопрос.

Есть и другие вопросы, на которые статья УК РФ «Недоносительство о преступлении » не дает ответа. Например, как доказать вину гражданина и факт того, что он видел и знает ? Сколько времени дается гражданину, чтобы сообщить о грядущем акте терроризма, и что делать с теми лицами, которые утверждают, что «собирались позвонить в полицию»? Наконец, важнейший вопрос: человек, который сообщил ложную информацию, скажем, о заложенной бомбе – кто он: законопослушный гражданин или преступник?

Вопросов так много, что пока реализация закона о недоносительстве кажется чем-то из области фантастики. Однако эксперты законодательства предупреждают: несмотря на «сырость» закона, грядут «показательные казни» - необходимая мера, чтобы народ понял, насколько серьезно правительство взялось за уничтожение личных свобод и права выбора.

Статья 205.6. Несообщение о преступлении

Комментарий к статье 205.6

1. Согласно ст. 33 Конституции граждане имеют право обращаться в государственные органы, что способствует проведению прогрессивных преобразований в стране, обществе и, в частности, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц, назначению справедливого наказания, защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Сообщение в органы власти о лицах, готовящихся или совершивших преступление, является моральной обязанностью граждан, однако в случае недонесения о преступлениях, указанных в коммент. статье, такая обязанность превращается в правовую.
Это соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такое установление границ пользования правами и свободами включает в себя и принцип уважения прав и свобод других лиц, определенный ч. 3 ст. 17 Конституции, а также соответствует требованиям ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека.
2. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, будучи не извещенными о лицах, готовящихся совершить или совершивших хотя бы одно из указанных в коммент. статье преступлений, могут быть лишены возможности соответственно своевременно предотвратить такое преступление или принять необходимые меры по раскрытию уже совершенного преступления и установлению виновных в этом лиц, пресечь в дальнейшем террористическую деятельность, принять исчерпывающие меры по защите интересов личности, общества, государства.
Под готовящимся к совершению преступлением необходимо понимать неоконченное преступление - приготовление к преступлению или покушение на преступление, а под совершенным преступлением - оконченное преступление (см. коммент. к ст. ст. 29 - 30).
3. Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в пассивном поведении, в бездействии . Виновный, несмотря на установленную уголовным законом обязанность, не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 360 и 361 УК. Перечень этих преступлений является исчерпывающим. Несообщение о других готовящихся или совершенных преступлениях не образуют состава преступления. Сообщение о преступлении может быть сделано устно или в письменном виде, при этом письменное заявление должно быть подписано заявителем, а устное заявление занесено в соответствующий протокол органов предварительного расследования или судебного заседания в зависимости от того, где сообщение было сделано (ст. 141 УПК).
Закон не разделяет несообщение о преступлении на заранее не обещанное и заранее обещанное, в отличие от заранее не обещанного укрывательства особо тяжких преступлений (см. коммент. к ст. 316).
Под достоверно известными сведениями следует понимать такие конкретные сведения, которые были известны лицу точно, не вызывали у него сомнения в подлинности и определяли его убежденность в соответствии их действительности. При этом такие достоверные сведения лицу могут быть известны из любых источников. Например, лицо узнало о готовящемся или совершенном преступлении из каких-либо документов, или от непосредственного исполнителя, организатора, руководителя преступления, или по стечению обстоятельств лицо само было очевидцем преступления, и т.п. Объем или какой-либо перечень сведений о готовящемся или совершенном преступлении, которое лицо должно сообщить органам власти, законом не установлен. Если же лицо не обладало достоверно известными сведениями, сомневалось, не было уверено в достоверности сведений, то состав преступления отсутствует.
В коммент. статье не установлен срок, в течение которого лицо, узнав о готовящемся или совершенном преступлении, обязано сообщить в соответствующие органы власти, не определены какие-либо условия освобождения лица от уголовной ответственности в случае, если органам власти было известно о готовящемся или совершенном преступлении до поступления об этом сообщения от лица, а также какие-либо уважительные причины (напр., болезнь, командировка, стихийные силы природы и т.п.), не позволившие лицу сообщить о преступлении. Очевидно, что эти вопросы должны разрешаться в каждом конкретном случае индивидуально.
4. Состав рассматриваемого преступления формальный . Несообщение о преступлении определяется с момента невыполнения лицом обязанности сообщить органам власти о ставшем ему известным из достоверных источников готовящемся или совершенном другими лицами какого-либо из преступлений, указанного в коммент. статье, и считается оконченным преступлением с момента явки лица с повинной или его задержания.
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом . Лицо осознает, что не сообщает в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовится совершить или совершило хотя бы одно из преступлений, указанных в коммент. статье, и желает так действовать.
6. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
7. В примечании к коммент. статье содержится норма, согласно которой лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником - родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (см. об этом п. 4 ст. 5 УПК). Данное примечание основано на положении ч. 1 ст. 51 Конституции о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
8. Несообщение о каком-либо из указанных в коммент. статье преступлений лицом, являющимся соучастником такого преступления, не требует дополнительной квалификации по ней.
9. Несообщение о преступлении следует отличать от отказа свидетеля от дачи показаний, когда, будучи предупрежденным об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, допрашиваемое в качестве свидетеля лицо уклоняется от явки для дачи показаний или прямо заявляет об отказе дать показания (см. коммент. к ст. 308).

Поделиться: