Что изучает экология? Почему экология играет важнейшую роль в современном мире.

Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение.

С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стало ухудшаться, что привлекло внимание мирового сообщества. Люди заметили, что воздух стал загрязненным, исчезают виды животных и растений, ухудшается вода в реках. Этим и многим другим явлениям дали название – .

Глобальные экологические проблемы

Большинство экологических проблем из локальных переросли в глобальные. Изменение небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. К примеру, изменение океанического течения Гольфстрим приведет к крупным климатическим изменениям, похолоданию климата в Европе и Северной Америке.

На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Приведем лишь наиболее актуальные из них, которые угрожают жизни на планете:

  • — изменение климата;
  • — истощение запасов пресной воды;
  • — сокращение популяций и исчезновение видов и ;
  • — истощение полезных ископаемых;

Это далеко не весь перечень глобальных проблем. Скажем так, экологические проблемы, которые можно приравнять к катастрофе, — это загрязнение биосферы и . Ежегодно температура воздуха повышается на +2 градуса по Цельсию. Причиной этого являются парниковые газы. В Париже проводилась всемирная конференция, посвященная проблемам экологии, на которой многие страны мира обязались сократить количество выбросов газов. В результате высокой концентрации газов происходит таяние льдов на полюсах, повышается уровень воды, что в дальнейшем грозит затоплению островов и берегов континентов. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, требуется выработать совместные действия и проводить мероприятия, которые будут способствовать замедлению и прекращению процесса глобального потепления.

Предмет изучения экологии

На данный момент существует несколько разделов экологии:

  • — общая экология;
  • — биоэкология;

У каждого раздела экологии существует свой предмет изучения. Наиболее популярной является общая экология. Она изучает окружающий мир, который состоит из экосистем, их отдельные компоненты – и рельеф, почва, животный и растительный мир.

Значение экологии для каждого человека

Забота об экологии на сегодняшний день стала модным занятием, прситавку «эко» используют везде. Но многие из нас даже не осознают глубины всех проблем. Конечно, это хорошо, что огромное человечество людей стало неравнодушным к жизни нашей планеты. Однако стоит осознать, что состояние окружающей среды зависит от каждого человека.

Любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию. К примеру, можно сдавать макулатуру и уменьшить использование воды, экономить электроэнергию и выбрасывать мусор в урну, выращивать растения и использовать предметы многоразового использования. Чем больше людей будет выполнять эти правила, тем будет больше шансов сохранить нашу планету.

Часто наука идет вразрез с религией и "бытовым" знанием. Наука предлагает человеку действительно хорошо разобраться в изучаемом явлении и получить качественные и проверенные данные. Поговорим немного о науке экологии.

Предмет изучения экологии

Что изучает экология? Экология - это особый раздел общей биологии. Она изучает взаимодействие живых организмов, их приспособление к жизни друг с другом. Также в экологии изучается характер связи и зависимости живых существ от условий их существования.

Известно, что в ходе эволюции самые приспособленные виды выживают с помощью того, что умеют адаптировать себя к условиям окружающей среды. Этот закон выживания касается абсолютно всех живых организмов без исключения. Теорию естественного отбора создал и разработал Чарльз Дарвин.

Виды науки экологии

Экология охватывает большой круг вопросов. Прежде всего, изучению подвергаются факторы среды и комплексы этих факторов. Дается ответ на вопрос о том, каким образом какие-то элементы среды могут влиять на жизнь вида и к каким приемам адаптации они приводят. В качестве основных факторов выделяют такие, как физико-химический (температура, свет, влажность, осадки, ветер, почва и т. д.), биотический фактор (влияние организмов и видов друг на друга), антропогенный (влияние человеческой деятельности на жизнь природы). Вот что изучает экология.

Второй блок науки экологии занимается изучением популяций растений и животных. Популяции определяют как некую группировку особей одного вида, которые живут на одной территории и используют ее ресурсы. Также особи обладают одним органическим строением и биологическими свойствами.

И третий раздел экологии называют биоценология. Этот раздел занимает очень важное место в экологии. Он занимается изучением целых растительных и животных сообществ. Эти большие образования состоят из популяций разных видов.

Жизнь и внешний облик любого животного определяют условия пребывания, в которых животное оказывается. Все разнообразие форм жизни на Земле сформировалось благодаря разным местам обитания. Скажем, крот не нуждается в хорошем зрении, так как он живет под землей. Ему, скорее, лучше подойдут хорошие обонятельные способности. А вот обитателям неба, например, орлам, просто необходим острый глаз, способный видеть жертву с расстояния в несколько километров. Таким образом, в небе нужны крылья, ну а под землей - гладкая шерсть, которая может легко скользить в почве. Вот что изучает экология.

Деятельность экологов

Ну а чем занимаются сами ученые-экологи? Основная площадка их деятельности - это сама природа. Экологи выбираются в экспедиции, где исследуют все интересующие их факторы. Они изучают жизнь растений и животных в различных условиях, плотность и характер заселения видами разных территорий, пытаются выделить закономерности влияния факторов среды на животных и растения, проводят количественные расчеты, детально изучают популяции и большие сообщества. Несомненно, им есть чем заняться. Обычно экспедиции могут достигать нескольких месяцев по времени проведения. Но зачастую, и этого очень мало, чтобы успеть изучить все, что нужно.

Техническое оснащение экологов поразит фантазию даже самых ярых поклонников шпионских и детективных фильмов. На их вооружении находятся самолеты, вертолеты, автомобили повышенной проходимости, различные высокоточные приборы замера синтеза растений, термометры, действующие на расстоянии, эхолокаторы, радиотрекеры, приборы ночного видения и многое-многое другое. Вот что изучает экология.

Наука экология занимает важнейшее место в системе всех естественно научных направлений знания. Данные, которые получены экологами, могут использоваться в целях повышения качества жизни нашей планеты в целом. Таким образом, экология позволяет понять нашу планету, законы ее природы и роль влияния человека на Землю. Насколько мы портим или, наоборот, улучшаем жизнь нашей родной планеты? Вот на какой вопрос может ответить экология.

Как формировалась и развивалась наука экология?

Экология как наука своими корнями уходит в далекое прошлое. Постепенно человечество накапливало данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. До 60-х гг. XIX в. происходило зарождение и становление экологии как науки. И только в 1886 г. немецкий биологЭрнст Геккель выделил экологические знания в самостоятельную область биологической науки, предложив для нее и само название - экология. Слово «экология» происходит от двух греческих слов: oikos, что означает дом, родина, иlogos - понятие, учение. В буквальном смысле экология - это «домоведение», «наука о местообитании».

К началу XX столетия стало ясно, что предметом экологии должны быть не только биологические объекты, но и вся природная среда в совокупности и активном взаимодействии всех ее компонентов. Большой вклад в становление современной экологии был сделан крупнейшим русским ученым XX в. В. И. Вернадским. Веррнадский Владимир Иванович – великий русский и советский естествоиспытатель украинского происхождения, мыслитель и общественный деятель XX века. Подробнее см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Биосфера


В.И. Вернадский (1863-1945)

Он первым указал на то, что живые организмы не только приспосабливаются в процессе биологической эволюции к природным условиям, но и сами в свою очередь очень сильно влияют на формирование геологического и геохимического облика Земли. Ученым было создано фундаментальное учение о биосфере см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Биосфера как о целостной оболочке Земли, в которой именно живые организмы обеспечивают существование биосферы.

Современное понятие «экология» имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. Всеобщее внимание к экологии повлекло расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки. В целом, экология в современном расширенном понимании далеко вышла за рамки биологической праматери - биоэкологии. Примерно с 50-х гг. XX в. экология стала превращаться вкомплексную науку, изучающую законы существования живых систем в их взаимодействии с окружающей средой.В 70-е годы стала происходить быстрая экологизация естествознания и значительной части человекознания. Возникло не менее 50 различных отраслей экологии (например - специальная экология, геоэкология, геоинформатика, прикладная экология, экология человека; эти отрасли, в свою очередь, также делятся на подотрасли). Условно направления экологии можно разделить на две главные части - общая, или фундаментальная, экология, изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с природой.Они определяют правила и приемы рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Как Вы полагаете, почему все люди планеты должны осознать необходимостьрационального природопользования?

Экология, как комплекс наук, тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология, биогеохимия

Выдающийся ученый академик Н.Н. Моисеев Деятельность выдающегося ученого конца XX века Н.Н.Моисеева имеет ряд общих черт с научной и общественной деятельностью академика А.Д. Сахаров, эволюционировавший от выдающегося советского ученого-ядерщика к не менее выдающемуся общественному деятелю и правозащитнику, для которого права и свободы человека стали высшей ценностью и его гражданской позицией, так и академик. Н.Н. Моисеев постепенно перешел от теоретических разработок военной ракетной техники в советскую эпоху к естественнонаучным (математическим) и гуманитарным исследованиям состояния и прогноза развития биосферы и общества в условиях усиления антропогенного воздействия на нее и надвигающейся угрозы глобального экологического кризиса. Не без влияния Н.В. Тимофеева-Ресовского Н.Н. Моисеев начал заниматься изучением биосферы как единой целостной системы. Именно интерес к философским проблемам и вопросам экологического образования, в которых академик «видел ключ к цивилизации наступающего столетия», подвигли Н.Н. Моисеева полностью посвятить себя вопросам глобализации и энвайроментальным, политологическим и социоэкономическим проблемы современности. После многолетних эмпирических исследований в ВЦ АН СССР с использованием математических расчетов антропогенного воздействия на биосферу и на основе философских обобщений взаимодействия природы, человека и общества Н.Н. Моисеев сформулировал и ввел в научный оборот понятие «экологический императив», который обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах». Этот императив как закон, требование, безусловный принцип поведения имеет объективный характер, является базовой категорией и фундаментом нового историко-философского направления – философии экологии. Эффект «ядерной ночи» и, как следствие, «ядерной зимы», продемонстрированный в ВЦ АН СССР математическим моделированием при непосредственном участии Н.Н. Моисеева, предостерег политиков США и СССР от гонки ядерных вооружений вследствие невозможности применения ядерного оружия с учетом последствий этого применения. После этого проблемы антропогенного воздействия на биосферу и последствия этого для жизни человека стали профессиональным научным интересом Н.Н. Моисеева. Постоянные размышления в этом направлении выделили его среди отечественных теоретиков в области социальной экологи и экологической философии. К его экспертным заключениям и мнениям стали прислушиваться в российских правительственных и зарубежных научных кругах. Пристальное внимание ученых и общественности к личности Н.Н. Моисеева, его научному наследию объясняется тем, что он был одним из немногих видных российских ученых и общественных деятелей, удачно сочетавших активную публичную деятельность и глубокое естественнонаучное, философское и социально-экономическое осмысление «проблемы взаимодействия человека, природы и общества, т.е. экологии в ее современном понимании, как науки о собственном доме - биосфере и правилах жизни человека в этом доме». Крупные работы последнего десятилетия прошлого века и жизни самого Н.Н. Моисеева «Агония России. Есть ли у нее будущее? Попытка системного анализа проблемы выбора» (1996), «Цивилизация на переломе» (1996), «Мировое сообщество и судьба России» (1997), «Судьба цивилизации. Путь разума» (1998), «Универсум. Информация. Общество» (2001) и ряд других составили суть его научного наследия и основу экологической философии, придавшей глубокий социально-экологический, по-своему новый гуманистический смысл отечественной философии, экологии, истории, политологии и другим наукам об обществе и человеке. считал, что «сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина, как науки о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях ее развития и роли человека в этом процессе.


Н.Н. Моисеев (1917-2000)

В настоящее время чаще всего в массовом сознании людей экологические вопросы сводятся, прежде всего, к вопросам охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»).

Наиболее общие законы экологиисформулированы американским экологом Барри Коммонером (1974) в свободной беллетристической форме, в виде афоризмов.

Первый закон Коммонера.

Все связано со всем. Это закон обо всем живом и неорганическом в биосфере. Он обращает наше внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе, предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем. Разрушение экосистем (например, осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоемов и многое другое) может привести к непредвиденным последствиям

Второй закон Коммонера.

Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой должны включаться в природные процессы, не нарушая естественные круговороты веществ и энергии, не вызывая гибели экосистем.

Третий закон Коммонера .

Природа "знает" лучше. Это закон о разумном природопользовании, то есть осуществляющемся только на основе знаний о законах природы. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Это означает, что невозможно «покорить» природу, необходимо заботиться о сохранении ее целостности, как бы сотрудничая с ней. К тому же будем помнить, что наука не имеет полной информации о многих механизмах функционирования природных процессов. А это означает, что природопользование должно быть не только научно обоснованным, но и очень осмотрительным.

Четвертый закон Коммонера. Ничто не дается даром. Это также закон о рациональном природопользовании. Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого все превращения как веществ, так и энергии подчиняются строгим математическим зависимостям. Поэтому приходится платить энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением - за повышение урожая, санаториями и лекарствами - за ухудшение здоровья человека и т д.

Человек гордо назвал себя homo sapiens, что, как известно, означает Человек разумный. Однако разумно ли сегодня его взаимодействие с природой? Человек способен и должен осознать свою огромную ответственность за всех живущих на Земле. Таково его предназначение: сохранение жизни на планете. Главная задача нашего времени - это забота о здоровье и целостности всей системы «природа-человек». Эта задача по силам только всему человечеству. Планета у нас общая, и человек обязан обеспечить совместное существование и развитие (коэволюцию) со всем живущим на ней. Н.Н. Моисеев писал, что будущность человечества определяется многими обстоятельствами. Однако определяющими среди них являются два.

Первое: люди должны знать законы развития биосферы, знать возможные причины ее деградации, знать то, что людям «дозволено» и где та роковая черта, которую человек не должен переступать ни при каких обстоятельствах. Другими словами, экология - точнее, та совокупность наук, которой она является, должна разработать Стратегию во взаимоотношении Природы и человека, этой Стратегий должны владеть все люди.

Такой образ поведения людей Н.Н. Моисеев назвал коэволюцией Природы и общества. Это понятие является синонимом развития общества, которое согласовано с законами развития биосферы. Необходимым условием при этом является информированность общества о реальном состоянии дел, лишение его возможных иллюзий и экологического просвещение.

Сейчас много говорят и пишут о необходимости воспитания экологической культуры людей. Как Вы понимаете смысл понятия «экологическая культура»?

Второе, не менее важное обстоятельство, без которого говорить о будущности человечества бессмысленно, состоит в необходимости утверждения на планете такого общественного порядка, который был бы способен реализовать эту систему ограничений, это второе условие относится уже к гуманитарной сфере. Его выполнение потребует особых усилий общества и новой его организации.

О том же предупреждал В.И. Вернадский еще в начале XX века. Он с тревогой говорил о том, что однажды наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и Природы, и человека. Такое время наступило.

Чтобы создать общество, способное к такой ответственности, необходимо соблюдение жестких правил и ряда запретов - так называемого экологического императива. Понятие о нем было предложено и развито Н.Н. Моисеевым. Экологический императив имеет безусловным приоритетом сохранение живой природы, видового разнообразия планеты, защиту окружающей среды от чрезмерного загрязнения, несовместимого с жизнью. Введение экологического императива означает, что некоторые виды человеческой деятельности и степень воздействия человека на окружающую среду в целом должны быть строго ограниченными и контролируемыми.


Вырубка тропических лесов

Таким образом, человечество поставлено перед острой необходимостью найти такой способ своего развития, посредством которого можно было бы согласовывать потребности человека, его активную деятельность с возможностями биосферы.

Почему всем людям на планете необходимо изучать основы экологии?

Это связано с остротой глобальных проблем, зависимостью состояния природы от каждого жителя Планеты, а также стремительным приростом информации, быстрым устареванием знаний.

Как писал Н.Н. Моисеев, «утверждение образования, в основе которого лежит ясное понимание места человека в Природе, есть в действительности главное, что предстоит сделать человечеству уже в ближайшее десятилетие» (1). Моисеев Н.Н. Думая о будущем, или напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить // В кн.: Моисеев Н.Н. Заслон средневековью. – М.: Тайдекс Ко, 2003.- 312 с. (Библиотека журнала «Экология и жизнь»).

Какие возможности Вы видите в своей повседневной жизни, чтобы следовать принципу экологического императива?
Подумайте, почему реализация ограничений и запретов экологического императива встречает в обществе существенные препятствия?

Некоторые ученые и журналисты отмечают, что в последнее время в России понятие "экология" и все, что с ним связано, оказалось дискредитированным. Ухудшение состояния среды обитания и серьезные экологические проблемы, как это ни парадоксально, постепенно теряют в общественном сознании свою актуальность, перестают волновать и тревожить людей. С чем может быть связана такая тенденция?

В течение многих лет человек слышит, что он живет в условиях не просто критических, а практически "несовместимых с жизнью", когда катастрофы подстерегают его на каждом шагу, это зачастую порождает равнодушие. Оно появляется как естественная реакция на привычную информацию. Это усугубляется тем, что резкие изменения происходят незаметно для каждого человека (или человек их не замечает). Все случается где-то "не здесь" и "не с ним".

Насколько разумно ведется освещение экологических проблем средствами массовой информации?

Зачастую экологическая проблематика представлена в качестве случайной, обрывочной, необъективной и зачастую противоречивой информации, которой нас исправно снабжают СМИ, а реакция сводится к недоумению и вялому интересу (дескать, о чем это они там опять?). А прослушав очередную новость, можно спокойно от нее отмахнуться и вернуться к своим повседневным делам, не задумываясь о том, что экологическое неблагополучие бывает не только где-то далеко.

Отношение к экологической проблематике со стороны СМИ зачастую недостаточно серьезное и продуманное. Приведем фрагмент беседы с гостем телевизионной программы «Экологические проблемы сегодняшнего дня» ученым-экологом Т. А. Пузановой. Вот лишь маленький фрагмент беседы с гостем телевизионной программы «Экологические проблемы сегодняшнего дня» ученым-экологом Т. А. Пузановой.
Видео 1.

Развязно-небрежная реакция ведущих программы весьма типична для иллюстрации отношения как СМИ, так и значительной части населения к освещению экологической тематики.

Публикации на экологическую тему обычно появляются волнами - в связи с бедствием, в связи с экологической датой, в связи с акциями протеста и т.д. Скажем, о трагедии Чернобыля, как правило, раз в год: в годовщину катастрофы, или в связи с социальными проблемами ликвидаторов аварии (2) Орехова И. «Экологические проблемы в информационном поле»: см.: http://www.index.org.ru/journal/12/orehova.html

Сделаем выводы.

Более чем за 100 лет своего развития экология превратилась в одну из самых актуальных современных наук. За этот период в результате хозяйственной деятельности человека наша планета по ряду ключевых экологических параметров вышла за пределы той природной изменчивости, которая происходила в течение последнего полумиллиона лет. Изменения, происходящие в настоящее время - по масштабам и темпам беспрецедентны.
Видео 2.

Экология позволяет не только оценить масштабы грозящей Земле катастрофы, но и выработать рекомендации и правила, которые помогут ее избежать. Экология - наука, устремленная в будущее, она нацелена на передачу Природы, нашего общего дома детям и внукам в таком состоянии, чтобы в нем сохранилось все необходимое для жизни людей.

Для этого важно как дальнейшее развитие экологии, так и широкое экологическое просвещение людей во всем мире.

Экология

На нашей планете все живые существа обитают в тесной взаимосвязи друг с другом и окружающим миром. В природе все гармонично и взаимосвязано: растения получают питательные вещества из почвы, животным необходима растительная пища, а человеку нужны и пища, и ресурсы. И если это равновесие в природе нарушается, то сразу же возникает экологический кризис. Вот всеми этими проблемами и занимается экология.

Экология – это такая наука, которая изучает живые организмы и среду их обитания. В современном мире люди не всегда живут в гармонии с природой, и это может стать толчком к нарушению равновесия живых организмов и природы. Поэтому очень важно, чтобы школьники понимали взаимосвязь человека и природы, и предвидели, какие могут произойти изменения под воздействием человека. И если экология пострадала, то человек должен знать, что можно предпринять для устранения экологической катастрофы. Вот поэтому экология является нужной и важной наукой, которую необходимо изучать с ранних лет.

Окружающий мир нуждается в нашей защите, а для этого нужны знания.

Выбери свой класс и учи экологию онлайн по обычной школьной программе!

Что изучает экология?

  • Условия жизни организмов в природе.
  • К этим условиям относятся природные ресурсы, климатические явления. А природные ресурсы – это вода, земля, растительный и животный мир и т.д. Но иногда в природе происходят катастрофы, которые нарушают окружающую жизнь. К таким природным катастрофам относится наводнение, извержение вулкана, ураганы, землетрясения и т.д.

  • Взаимосвязь живых организмов между собой и средой обитания.
  • Это природное равновесие между разными видами живых организмов, таких как травоядные животные и растения, или же хищники и травоядные.

  • Вынужденные изменения условий жизни из-за антропогенных факторов
  • Если человек бездумно вредит природе, вырубая леса, распахивая землю, осушая болота и т.д., то вследствие такой деятельности изменяются природные условия жизни, что пагубно отражается на всем живом.

Самые интересные уроки повышеного стандарта по экологии для тебя именно здесь!

Почему человек должен изучать экологию?

Основная цель экологической науки – научиться использовать природную среду так, чтобы не наносить ей вреда. Ведь окружающая нас природа работает, как единый механизм и любое неправильное вмешательство может нарушить всю гармонию и привести к необратимым последствиям.

Научные экологические задания:

Изучить взаимосвязь между организмами и окружающей средой. Выяснить, как влияет природная среда на жизнь и здоровье человека. Какие бывают отношения между разными популяциями. Какое влияние оказывает окружение на тип организмов и их количество в определенном ареале. Естественный отбор среди популяции и т.д.

Зачем школьникам изучать экологию?

Дети должны понимать, что нужно соблюдать экологические принципы и стараться не вмешиваться в естественные природные процессы. А чтобы вносить свой вклад в сохранение экологии и не нарушать естественные природные механизмы, необходимо обладать знаниями в этой области. Изучение школьниками экологии принесет огромную пользу для окружающей среды и позволит сохранить природу для будущих поколений.

Обучение с Гипермаркетом Знаний

Гипермаркет Знаний дает массу возможностей для изучения экологии. Преимущество школы он-лайн – это возможность выучить этот предмет с помощью различных элементов интерактивного обучения. Здесь вы найдете интересные рефераты, конспекты уроков, презентации, практикумы и кейсы на данную тему. С помощью Гипермаркета Знаний вы сможете изучить данный предмет, повторить пройденный материал, восполнить пробелы в экологических знаниях или познакомиться с этой наукой глубже.

Убедись, что именно здесь собраны самые лучшие материалы по экологии!

Нас окружает природа. Повсюду. Даже те из нас, кто все свое время проводит в шумных, пыльных городах, видит редкие деревца на бульварах, гуляет иногда по тихим зеленым скверам, любуется яркими цветочными клумбами. Периодически природа напоминает о себе и собственной важности, превосходстве над всем человеческим родом катаклизмами и, как следствие, сотнями унесенными жизней. Так она хочет достучаться до нас - создателей и одновременно жертв процесса урбанизации. Впрочем, есть люди, которые каждую секунду помнят о необходимости поддержания естественной окружающей среды в первозданном состоянии и защиты ее от негативного влияния человеческого фактора. Это экологи. В мире существует немало праздников, призванных донести до общества идею совместной охраны природных ресурсов. Один из них жители планеты отмечают ежегодно 15 апреля и носит он название День экологических знаний.


История праздника

Знаменательная дата 15 апреля День экологических знаний ведет свою историю с начала 90-х гг. прошлого века. В 1992 году в Рио-Де-Жанейро состоялась конференция ООН, в рамках которой участниками обсуждались основные проблемы окружающей среды и был сделан акцент на важности экологического образования разумных обитателей и фактических хозяев земного шара как необходимого для устойчивого развития человечества фактора. Тогда кто-то и выдвинул идею об учреждении Дня экологических знаний, проведение которого имело бы мировые масштабы. По всей видимости, инициативу находчивого участника конференции коллеги восприняли с воодушевлением и энтузиазмом, иначе 15 апреля не значилось бы сегодня в реестре общественно-значимых праздников.

Россияне узнали о существовании экологической даты несколько позже. День экологических знаний пришел в нашу страну лишь спустя 4 года после своего возникновения. С инициативой регулярного проведения признанного всей планетой торжества в 1993 году выступили представители отечественных общественных природоохранных организаций Кузбасса. Интересно, что идея шагать в ногу с миром «вылилась» не просто в учреждение в России Дня экологических знаний, но в масштабную ежегодную общероссийскую акцию. Последняя, согласно распоряжению Правительства «О проведении в апреле-июне 1994 году общероссийских Дней защиты от экологической опасности» от 4 февраля 1994 года №125-р, длится с 15 апреля по 5 июня - то есть до Всемирного дня охраны окружающей среды и Дня эколога в России.



Задача акции и, собственно, праздника День экологических знаний заключается в продвижении знаний в массы, формировании и развитии экологической культуры у населения страны, информировании жителей государства о положении дел в сфере экологической безопасности. Благодаря общероссийским Дням защиты от экологической опасности у каждого из нас имеется прекрасная возможность внести свою лепту в решение проблемы глобального экологического кризиса в рамках конкретного региона. Начиная с 1996 года, когда граждане нашей страны впервые отметили День экологических знаний, 15 апреля во всех уголках нашей необъятной Родины представители природоохранных учреждений организуют интересные, познавательные мероприятия, пропагандирующие важность получения и углубления экологических знаний. Они читают лекции соответствующего содержания, украшают города плакатами, сообщающими о необходимости защиты животных, растений и природных ресурсов Земли.


Особенную активность проявляют в День экологических знаний сотрудники библиотек, научных учреждений, преподаватели учебных заведений разных уровней. В указанных организациях проходят в период с 15 апреля по 5 июня круглые столы, конференции, выставки, семинары, даже экологические концерты. Подобные мероприятия не бывают обделены вниманием СМИ, местных органов власти, представителей культурных учреждений. Все это делается для того, чтобы привлечь к экологическим проблемам внимание как можно большего числа обычных людей, пробудить в них чувство личной ответственности и желание принять участие в восстановлении и улучшении окружающей среды.

Особенности науки экологии

Давайте в общих чертах ознакомимся с основными аспектами сферы знаний, которая, собственно, и дает повод проводить ежегодно 15 апреля День экологических знаний по всему миру, в том числе в нашей стране. В переводе с греческого слово «экология» означает буквально «учение о доме» (oikos - дом, убежище, logos - учение, наука).


Данный термин в обиход ввел биолог-немец Эрнст Геккель в 1866 году. Ученый видел предмет изучения экологии в исследовании многообразия взаимоотношений человека с компонентами окружающей его среды - как органическими, так и неорганическими. Постепенно данное понятие обзавелось другими смысловыми оттенками. В итоге современная интерпретация экологии как учения звучит следующим образом: экология является наукой, изучающей взаимоотношения организмов друг с другом и непосредственно с окружающей средой. В задачи экологии входит:

  • систематизация практического и теоретического материала, имеющего экологический характер, сведение разрозненной информации воедино;
  • научное прогнозирование изменений, происходящих в природе, которые спровоцированы воздействием на естественную среду человеческой деятельностью;
  • обеспечение развития заповедного дела, а также восстановления биосистем, имеющих внутренние нарушения.

Какова главная цель науки экологии? Ее легко «вывести» на основе освещенных выше сведений: это приложение совместных усилий по снижению отрицательного влияния антропогенного фактора на природу-матушку. Для достижения поставленной цели понадобится ни много, ни мало - более рационально относится к использованию биоресурсов, думать не только о собственной выгоде и пользе, но - в первую очередь - о важности сохранения естественной среды обитания в целости и сохранности.

Зачем нужны экологические знания?


Вопрос, можно сказать, злободневный, ведь сегодня мы все чаще наблюдаем наплевательское отношение населения планеты к природе. Это касается не только крупных корпораций, занимающихся непосредственным использованием в личных или общественных целях природных ресурсов в пугающих масштабах, но и каждого человека в отдельности. Ведь, посудите сами: мы устраиваем пикники, выезжая на природу, и после себя оставляем горы синтетического мусора; срываем, гуляя по лесу или лугу, цветы, собираем травы, часто вырывая их прямо с корнями, совершенно не задумываясь о том, что таким образом лишаем растения способности воспроизводства; убиваем зайцев, лис, диких уток не ради желания утолить голод, а ради забавы...

Примеров потребительского, бездумного отношения к окружающей среде человека можно привести бесчисленное множество. И происходит это не только по причине отсутствия у граждан совести, но и вследствие недостаточно высокого уровня экологической образованности и культуры. Овладев же в должной мере экологическими знаниями, индивидуум в силах совершать целенаправленные изменения окружающей среды с одновременным сохранением единства природы и человечества.

Праздник 15 апреля День экологических знаний – событие поистине масштабное. Давайте будем беречь Мать-Землю! Мы сердечно поздравляем всех с этим чудесным праздником!

Поделиться: