Реформы органов власти и управления при Петре I. Петра не устраивала старая система государственного управления

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на 50 провинций. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Осуществлением административных преобразований было завершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находилась реально действующая сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильно ощущал вначале царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору, структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройный вид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органы политического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольно определенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил: « . Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, яко христианский государь, по воле и благословению управлять». Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны в духовном регламенте подтверждала: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает». Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но и подтверждением утверждающегося абсолютизма в России.

Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должного развития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создает предпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии, второе - служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия, прежде всего, представляет интересы дворянства. Но, учитывая названные условия, в ее повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.

Московское франкмасонство
В истории московского франкмасонства играют главную роль Новиков и Шварц. Они оба, особенно Шварц, способствовали тому, что Ф. получило определенную организацию; они же широко развили просветительную сторону масонства. Шварц содействовал Новикову во всех его предприятиях, давал советы, указывал книги для перевода, работал в университете...

Постановление Временного правительства о печати
27 апреля 1917 г. I. Печать и торговля произведениями печати свободны. Применение к ним административных взысканий не допускается. II. Порядок печатания и выпуска в свет произведений тиснения определяется нижеследующими правилами: 1). В течение суток после выпуска в свет вновь отпечатанных книг, брошюр-журналов, газет, нот и других п...

Историография вопроса
Гуманистические и демократические настроения Тагора, несмотря на все барьеры, воздвигавшиеся и колониальными властями, и крайними, шовинистическими настроенными кругами в азиатских странах, делали его активным борцом за мир, демократию и гуманизм, говорится в книге Е. Бросалиной «О гуманизме драматургии Рабиндраната Тагора». В книге Б. ...

Реформы центральных органов управления при Петре 1.

Около 1700 г. Петр I упразднил Боярскую думу, заменив её Конзилией министров в составе 8–14 (в разные годы) своих ближайших сподвижни­ков. Орган этот назывался ещё Ближней Канцелярией, которая ведала де­лами во время многочисленных отлучек Петра из столицы. В 1711 г. с от­бытием на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов которого были назначены царем. Им поручалось руко­водство страной в его отсутствие. Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, су­дом, установлена строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 г. – только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии.

Сенат являлся по сути высшим законодательным, судебным и кон­трольным органом империи. Он издавал указы по всем вопросам внешней и внутренней политики, являлся судом первой инстанции для высших должностных лиц и рассматривал дела по апелляции нижних судов, реви­зовал деятельность губернского начальства, осуществлял контрольные функции. Для исполнения последней при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточ­ников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством на­значаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в го­родах.

Функции полицейского надзора вменялись и в обязанность генерал-прокурора,чья должность была учреждена в 1722 г. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом (обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в недремлющее «око государя». Полицейские функции по отношению к населению возлагались на администрацию всех рангов, обя­занную контролировать на только общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 г. введена и должность полицмейстера в городах, ему подчинялись местная администрация и старосты.

Пётр I, проводя преобразования в области экономики, попытался при­способить к новым задачам старую приказную систему управления. Но попытка не увенчалась успехом, пришлось провести коренную реформу, реорганизовав и частично упразднив приказы и создав на их месте новые органы – коллегии (по образу Швеции). Сначала, в 1718 г., появились 10 коллегий (Чужестранных дел, Камер-, Штатс-, Ревизион-контор, Юстиц-, Коммерц-, Берг-, Мануфактур-коллегии, Военная и Адмиралтейская), ко­торым было поручено заниматься армией и флотом, промышленностью и торговлей, финансами. Чуть позже к ним добавились Вотчинная коллегия и Главный магистрат.

Структура и порядок деятельности коллегий регулировались Гене­ральным регламентом 1720 г. - своеобразным уставом гражданской службы. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии. Штаты коллегий были невелики: президент (русский), вице-президент (немец), 4 советника и 4 асессора (при Екатерине II число последних сократилось до 2-х, а весь штат до 6 человек). Решения принимались на общем собрании большинством голосов.

С упразднением приказов реформировалось и старое делопроизводст­во. Петр I запретил столбцы-свитки, ушли в прошлое дьяки и подьячие, памяти и отписки. Появились новые служители канцелярии: секретари, нотариусы, регистраторы, актуариусы, переводчики, писари. С петровско­го времени стали сочиняться протоколы, доклады, отчеты, заявления, прошения и пр.

Отношение Петра I к церкви было двояким. С одной стороны, Петр не терпел «отеитства» (атеизма) и понимал значение религии и церкви в строительстве государства. С другой, создавая государство светское, он попытался ликвидировать духовное лидерство церкви и превратить ее в часть государственного аппарата. И это ему удалось. Помогая ортодок­сальной церкви в борьбе с расколом, Петр развернул массовые репрессии против раскольников, но одновременно с этим упразднил патриаршество. Когда умер в 1700 г. патриарх Адриан, конфликтовавший с царем в во­просе о веротерпимости, об отношениях с Западом, Пётр не стал прово­дить выборы нового, а поручил управление церковью рязанскому митро­политу Стефану Яворскому, объявленному «местоблюстителем патриар­шего престола». После того как недовольный натиском царя на матери­альные блага церкви Яворский «крикнул речь» в 1712 г. против царя, он был фактически отстранен от духовных дел, перешедших в руки других фаворитов, Ф. Прокоповича в частности. В 1721 г. на месте Монастырско­го приказа появился Синод -духовная коллегия для управления делами церкви. Синод состоял из 12 персон, высших иерархов, назначенных ца­рем. Обер-прокурором Синода, имевшим право наложить вето на любое решение иерархов, назначался светский человек, как правило, отставной офицер. Синод наблюдал за чистотой веры (переход из православия в дру­гую веру был запрещен), толкованием церковных догматов, ведал делами о браках. Синоду подчинялись при Петре и все иноверческие церкви, лю­теранского, католического и отчасти нехристианского исповедания.

Предпосылки формирования абсолютной монархии и её особенности в России

Абсолютная монархия – это форма управления государством, при которой власть монарха не ограничена никакими государственными органами и законами.

Период абсолютной монархии в России характеризуется:

Расширением территории государства,

Завоеванием выходов к морям,

Контролем и правовым регулированием общественной и частной жизни,

Установление прав и обязанностей для отдельных слоев населения,

Применением полицейских и патриархальных методов управления,

Развитием промышленности и торговли,

Совершенствованием системы налогов,

Отсутствием свободного рынка труда,

Наличием сословных привилегий.

По мнению многих отечественных историков, абсолютная монархия в России окончательно сформировалась в эпоху Петра I.

Реформы Петра I. Петровская рационализация государственного управления

Реформы Петра I охватили практически все сферы жизни российского общества. Петр I (1672-1725) понимал государство как направляющую силу развития экономики, а законодательство – использовал как мощный рычаг реализации намеченных преобразований. В петровские времена стало на практике в полной мере осуществляться то, что в настоящее время принято называть государственным менеджментом.

Петровские реформы охватили, прежде всего, армию. Петр ввел обучение солдат и офицеров по Воинскому артикулу (единому воинскому уставу). Он ввел обязательную службу для дворян и рекрутские наборы крестьян в армию. Армия России подразделялась на три вида войск: пехоту, кавалерию и артиллерию.

Общеизвестно, что при Петре I Россия стала влиятельной морской державой, а в результате длительных войн со Швецией получила выход к Балтийскому морю.

В развитии отечественной промышленности в период правления Петра I принято выделять два периода. Первый период принято определять с конца XVII в. до 1709-1710 гг. Длительные войны, которые вела Россия против Турции и Швеции, требовали оружия, а его ввоз в Россию был блокирован. Ощущалась нехватка и качественного железа, которое раньше ввозилось из Швеции, поэтому в тот период срочно создавались металлургические, металлообрабатывающие и оружейные заводы на Урале, а также в Санкт-Петербурге.

Второй период начался с 1710 г. и продолжался до смерти Петра I в 1725 г. В этот период царь наряду с обороной начал уделять внимание и гражданской промышленности (суконной, кожевенной, бумажной, стекольной, табачной).

За годы царствования Петра I в России было создано около 200 промышленных предприятий, в том числе 52 предприятия черной и 17 предприятий цветной металлургии, 15 предприятий суконной промышленности, 9 шелкоткацких, 14 кожевенных, 23 лесопильных. При этом на большинстве новых предприятий использовались самые передовые техника и технология того времени. При этом более половины мануфактур было основано казной. Для управления народным хозяйством на макроуровне были созданы коллегии.

Сам Петр I, бывая за рубежом, внимательно следил за новинками в технике, встречался с изобретателями, изучал новые машины и все полезное приобретал для России.

В сельском хозяйстве Петр I обращал особое внимание на развитие отраслей, обеспечивающих сырьем промышленность. В частности, по его приказу за границей закупались для разведения в России овцы, шерсть которых была необходима для производства тонких сукон. Под пристальным вниманием было развитие коневодства. В 1715 г. был издан указ «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промыслов», в котором предписывалось ежегодно увеличивать посевы этих культур.

Для проведения преобразований Петр I нуждался в эффективной государственной системе управления.

В 1708 г. была проведена губернская реформа (царский указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов»), в результате которой страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингермаландскую (с 1710 г. Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. В 1713-1714 гг. было образовано еще 2 губернии: из Казанской были выделены Нижегородская и Астраханская губернии, а из Смоленской – Рижская губерния. Губернская реформа вводила новую трехуровневую систему управления на местах: губерния-провинция-уезд. По губерниями расписывались все уезды и города.

Возглавлял губернию губернатор, который осуществлял административную, судебную и военную власть. У губернатора были помощники, которые контролировали отрасли управления:

Обер-комендант – военной управление;

Обер-комиссар (обер-провиантмейстер) – губернские и иные сборы;

Ландрихтер (местный судья) – губернскую юстицию, финансовые и розыскные дела. Это была первая попытка отделить суд от администрации. Деятельность ландрихтеров находилась под жестким контролем губернаторов и воевод.

Каждая из губерний делилась на провинции, а те, в свою очередь на уезды. Уезды возглавляли коменданты, а провинции – обер-коменданты, подчинявшиеся коллегиям (Камер-коллегия, Юстиц-, Вотчинной).

В 1718-1720 гг. была проведена реформа органов городского самоуправления. В результате были созданы выборные сословные коллегиальные органы управления – магистраты, руководство которыми осуществлял Главный магистрат. В составленном в следующем году регламенте Главного магистрата были изложены основы нового городского устройства. Города разделялись по числу жителей на пять классов, а население городов – на «регулярных» и «нерегулярных» (низкого происхождения). Регулярные граждане делились на две гильдии. К первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, ювелиры, живописцы, художники и ученые. Вторую гильдию составляли мелкие торговцы и ремесленники, которые объединились в цехи. В выборах городских магистратов могли участвовать только регулярные граждане. Нерегулярные избирали своих старост, которые должны были представлять их интересы в магистрате.

Магистраты состояли из выборных бурмистров и ратманов и ведали всем городским хозяйством, контролировали сбор налогов, осуществляли полицейские и судебные функции, обеспечивали безопасность города. Петр I избавил регулярных граждан от обязательной рекрутской повинности.

Говоря об этом, не следует преувеличивать значение самоуправленческого начала в системе петровской администрации. Во-первых, потому, что развитие самоуправления предполагает наличие элементов гражданского общества и демократии, что невозможно было в условиях расцвета крепостничества в стране. Во-вторых, сформировавшаяся при Петре I модель управления государством мало способствовала развитию демократических элементов в виде местного самоуправления, поскольку преобладали абсолютистские военно-бюрократические методы управления. Централизм не собирался уступать свои позиции общественному самоуправлению.

В целом, местная реформа оказалась незавершенной. Хотя многие из нововведений (губернии, магистраты) намного пережили их создателя, попытка создать эффективную систему местного самоуправления не удалась. Уже при Петре I усиливаются противостояние между бюрократическими учреждениями (губернаторы, воеводы) и земскими учреждениями (в уездах и городах). Бюрократический элемент постепенно подавлял и подчинял деятельность выборных органов местного управления.

Петровские государственные преобразования сопровождались коренными изменениями в сфере высшего управления государством. На фоне начавшегося процесса формирования абсолютной монархии происходит окончательное падение значения Боярской думы. На рубеже XVIII в. она прекращает свое существование и заменяется сначала созданной при ней в 1699 г. Ближней канцелярией, заседания которой с 1708 г. стали называться Консилией министров . Этому учреждению Петр I поручал ведение всех государственных дел во время своих многочисленных «отлучек».

В 1711 г. был создан новый высший орган государственной власти и управления Правительствующий сенат. Учрежден был вместо Консилии министров. Сенат постепенно стал подчиненным непосредственно императору. С 1718 г. Сенат стал постоянным учреждением, в нем стали заседать президенты созданных к этому времени коллегий (центральных органов государственного управления, пришедших на смену московским приказам). Однако вскоре обнаружился абсурд такого положения. Президенты коллегий просто не могли контролировать свои же коллегии. Указом от 22 января 1722 г. была проведена реформа Сената. Президенты коллегий были выведены из его состава, заменены специально назначаемыми лицами. Право заседать в Сенате оставили лишь за президентами Военной коллегии и Коллегии иностранных дел. Как высший административный орган в государстве Сенат ведал всеми отраслями государственного управления, исполнял законосовещательные и исполнительные функции. В конце правления Петра I Сенату были также присвоены судебные функции, сделавшие его высшей судебной инстанцией и государтсве.

В отличие об Боярской думы, Сенат не являлся сословным органом и не делил власть с царем. Сенат изначально был создан как чисто бюрократический аппарат, все члены которого назначались лично Петром I.

Присутствие Сената собиралось 3 раза в неделю (пн, ср, пт). Для производства дел в Сената существовала канцелярия, возглавляемая обер-секретарем . Ему помогал экзекутор , следивший за порядком в здании. При канцелярии находились нотариус, актуариус (хранитель документов), архивариус и регистратор .

В 1722 г. была учреждена специальная должность генерал-прокурора Сената , призванного, по замыслу Петра I, обеспечивать связь между верховной властью и центральными органами управления (быть «оком государевым»). Он осуществлял контроль за деятельностью Сената. Указы Сената получали силу только с его согласия, он же следил за их исполнением. Все это делало генерал-прокурора первым лицом в государстве, после монарха.

Пожалуй, одним из наиболее важных нововведений петровской административной реформы стало создание в России действенной системы государственного надзора и контроля. При Петре I начинает формироваться новый для России институт прокуратуры. Параллельно с этим создавалась система тайного надзора за деятельностью государственной администрации. Этим занимались фискалы . Введение института фискалов явилось отражением полицейского характера петровской системы управления. Доносительство поощрялось и даже вознаграждалось материально (часть штрафа полагалось донесшему фискалу).

Проводимая Петром I модернизация государственного аппарата не отличалась системностью и строгой последовательностью. Однако можно заметить, что для Петра I всегда приоритетными оставались две задачи:

Унификация органов государственного управления и всей системы администрации;

Проведение через всю администрацию коллегиального начала, которое вместе с системой явного (прокурорского) и тайного (системы фискалитета) контроля должно было обеспечить законность в управлении.

В 1718 г. приказы с их размытыми функциями и неясными полномочиями были заменены коллегиями . Первоначально было создано 11 коллегий: Коллегия иностранных дел, Военная коллегия, Адмиралтейство, Камер-коллегия (сбор налогов), Берг-коллегия (горное дело, металлургия), Коммерц-коллегия (внешняя торговля), Штабс-контор-коллегия (расходы), Ревизион-коллегия (контроль за доходами и расходами), Мануфактур коллегия, Юстиц коллегия (судебные учреждения), Главный магистрат (управление магистратами и городской полицией). Позднее (после церковной реформы) на правах коллегии стал существовать Святейший Синод. Как правило, в каждой коллегии из иностранцев назначались по одному советнику, по одному секретарю. Однако на высшие посты в коллегиях Петр I стремился назначать только русских людей. Преимущества коллегии перед приказами виделось в более оперативном и в тоже время объективном решении дел. Считалось, что коллегиальное устройство поможет изжить взяточничество и казнокрадство. Формально за деятельностью коллегий следил Сенат. Подобно приказам коллегии состояли из общего присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора (заседатель, регистратор) и канцелярии . Президент назначался императором, вице-президент Сенатом с последующим утверждением императора. В отличие от приказов, коллегии строились по функциональному, а не по отраслевому признаку. Коллегии не могли вмешиваться в сферу деятельность других коллегий.

В 1721 г. была проведена реформа церкви, в результате которой была отменена тайна исповеди, а церковная власть была организована по образцу светской. Святейший Синод стал своеобразной коллегией, управляющей делами церкви. Эту организацию возглавлял светский чиновник – обер-прокурор Священного Синода.

Верховная власть принадлежала царю Петру, который с 1721 г. стал именоваться «императором».

В 1722 г. Петр I подписал Указ о престолонаследии, который давал право императору передавать престол не старшему сыну, а наиболее достойному наследнику. Этому указу, после смерти Петра, суждено будет сыграть роковую роль в истории России.

Петр I последовательно расширял государственную монополию во внешней и внутренней торговле. Наряду с традиционной монополией на водку, к товарам, торговля которыми считалась монополией государства, относились смола, икра, деготь, сало, соль, табак, собольи меха. Эта монополия приносила значительный доход государственной казне. При Петре I в России появились первые товарно-сырьевые биржи.

Социальная политика Петра I

В результате петровских реформ была существенно упорядочена социальная структура общества, четко обозначились границы сословий, их положение в общественной иерархии, права и обязанности.

Указ 1714 г. «О единонаследии» окончательно уровнял вотчину с поместьем, запретив дробить недвижимость между наследниками. Вся недвижимость должна была достаться одному из сыновей, остальные были обязаны поступить на государеву службу. Так, боярство и дворянство были окончательно уравнены в правах.

Правительство стимулировало предпринимательскую деятельность купечества путем передачи купцам на льготных условиях казенных заводов. Владельцы мануфактур освобождались от службы.

Уделяя большое внимание развитию внешней и внутренней торговли, Петр I заботился и о купечестве. Купечество стало выделяться в особую привилегированную группу – гильдию. Коммерц-коллегия обязана была заботиться о купечестве.

Вместе с тем, чтобы ускорить процесс развития промышленности, Петр I осуществлял и необычные меры. Например, если у купцов было недостаточно капитала для того, чтобы основать мануфактуру, царь заставлял их объединяться в компанию. Желания купцов при этом мало учитывались. Так, в 1720 г. для налаживания суконных мануфактур в Москве Петр I предписал объединить в компанию 14 человек из разных городов, которые были доставлены до места под конвоем солдат.

Капитал, не используемый в хозяйстве, подлежал конфискации. При этом по царскому указу 1/3 получал доносчик, а 2/3 отдавались в казну.

После переписи 1718-1724 гг. в России была введена новая единица налогообложения мужская душа. Подушная подать заменила большое количество различных сборов. В финансовом плане это увеличило доходы государства, а в социальном – окончательно оформило крепостное право. Появился новый разряд – государственных крестьян.

Табель о рангах и создание новой системы государственной службы

При Петре I в ходе реформирования государственного аппарата была перестроена прежняя традиционная модель государственного управления, на месте которой начинает формироваться современная рациональная модель управления.

Общим итогом административной реформы стало утверждение новой системы организации государственной службы. Особую роль в этом процессе сыграла введенная 22 февраля 1722 г. Табель о рангах (см. таблицу). Сегодня её принято считать первым законом о государственной службе. Она разрывала предшествующие традиции местничества, и устанавливала новый принцип назначения на государственные должности – принцип служебной годности . Центральная власть стремилась поставить чиновников под жесткий контроль. С этой целью был установлен фиксированный оклад государственных чиновников в соответствии с занимаемой должностью. Сурово каралось «взяткобрательство» и «взяткодательство».

При Петре I дворянство становится главным сословием, из которого черпались основные кадры для госслужбы. По Табели о рангах дворяне как наиболее образованный слой русского общества получали преимущественное право на госслужбу. Если на госслужбу назначался не дворянин, он приобретал права дворянства. Все дворяне должны были служить либо в армии, либо на флоте, либо в госучреждениях. Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату, который осуществлял все назначения по гражданской службе (за исключением первых пяти высших классов).

С введением Табели о рангах было уничтожено прежнее деление дворян на сословные группы, и вместо него была введена лестница служебных классных чинов. Табель о рангах устанавливала 14 таких классных чинов (рангов), дающих право занимать ту или иную классную должность. Занятие классных должностей с 14 по 5, происходило в порядке продвижения по службе, высшие чины (с 5 по 1) присваивались по воле императора за особые заслуги перед отечеством и монархом. Помимо должностей госслужбы, которые определялись Табелью о рангах, существовала огромная армия низших канцелярских служащих («внетабельное чиновничество»).

Особенностью петровской Табели о рангах, отличавшей её от аналогичных актов европейских государств, было то, что:

Она тесно увязывала присвоение чинов с конкретной службой тех или иных лиц;

В основу продвижения по должности был положен не принцип заслуг, а принцип выслуги.

Подобным образом Петр I намеревался решить 2 задачи: 1) заставить дворян поступать на госслужбу, 2) привлечь к госслужбе выходцев из других сословий, для которых оказаться на госслужбе было единственной возможностью получения дворянства, сначала личного, а в перспективе и потомственного (по достижении VIII классного чина).

Итоги и последствия петровских реформ

Осуществлённые Петром I преобразования в сфере государственного управления в целом имели прогрессивное значение. Преобразования сопровождались рационализацией всех сторон жизни общества, подъемом экономики и культуры. Одним из важнейших результатов петровской губернской реформы можно считать образование целостного унифицированного имперского пространства с единой централизованной и бюрократизированной системой местного управления.

Однако в условиях абсолютной монархии модернизация страны проходила крайне противоречиво. Российская империя не восприняла многие европейские ценности, такие как: права человека, ограничение власти законом, неприкосновенность частной собственности . Можно сказать, что создав мощное государство Петр I использовал европейские ценности для укрепления неевропейских элементов русской политической культуры (деспотизм, централизм, бесконтрольность власти).

Главное противоречие заключалось в том, что стремясь превратить Россию в могучую державу, Петр I ничего не сделал для раскрепощения общества.

Негативным последствием установленного в Табели о рангах принципа выслуги привело к психологии чинопочитания. Почитание чина, а не службы разъедало бюрократический аппарат.

Перенеся западную рациональную модель бюрократии на русскую почву, Петр I в сущности ничего не изменил в характере властных отношений. Это дало основание М. Веберу считать петровскую систему управления патримониальной в своей основе. Данная система строиться на неформальных отношениях в структурах власти. Как мы знаем, какое бы значительное развитие ни получили в патримониальной бюрократии рациональные черты, характер отношений власти здесь остается неизменным .

В ХОДЕ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ БЫЛА ПРЕОБРАЗОВАНА НА НОВЫХ ОСНОВАНИЯХ:

l система центрального и местного управления,

l реорганизована армия,

l изменен принцип комплектования аппарата новых учреждений,

l перестроены отношения государства с церковью,

l подверглись серьезной реорганизации сословные отношения,

l впервые в истории России создавались органы государственного контроля и надзора.

После смерти Петра I возникла еще одна проблема. Как вы помните, Петр I не успел назначить преемника. Это сделало престол игрушкой придворных людей и породило борьбу за власть. Практические все правившие в XVIII в. после Петра I императрицы и возведенные на престол дети приходили к власти в результате переворотов, осуществляемых дворянской гвардией.

Эпоха «дворцовых переворотов». Особенности политических процессов во второй четверти XVIII в.

«Эпоха дворцовых переворотов» (такое название дал В.О. Ключевский) сопровождалась рядом коренных изменений в системе государственного управления. Эти изменения касались как высших органов власти, так и системы центрального и местного управления.

Прежде всего, изменилось положение Сената. При слабых монархах, властью в стране распоряжались либо фавориты, либо ближайшее окружение царствующих особ. Особую роль стали играть создаваемые императрицами специальные высшие учреждения, которым они делегировали свои полномочия и наделяли широким кругом прав. При Екатерине I (жена Петра I) таким высшим органом государственного управления стал Верховный тайный совет, состоящий из представителей знати (А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман и др.). Верховный тайный совет был наделен статусом главного правительственного органа при императрице. Подобный орган высшего управления был создан в правлении Анны Иоанновны (1730-1740 гг.), который назывался Кабинет министров . Состоял он из трех «кабинет-министров», три подписи которых заменяли подпись императрицы.

С созданием новых высших органов управления Сенат был оттеснен на второй план. С учреждением Верховного тайного совета (7 марта 1726 г.) Сенат был подчинен Тайному совету и стал именоваться Высоким, а не Правительствующим. Отныне Тайный совет назначал высших чиновников, ведал финансовым управлением, к нему перешли надзорные и законодательные функции.

История создания и деятельности Верховного тайного совета непосредственно связана с недовольством правящей элитой преобразовательной политике Петра I. В этой связи у элиты возникает желание создать аристократический орган при императоре, который мог бы ограничивать власть монарха. Учреждение Тайного совета это первый шаг к этому.

Князь Д.М. Голицын усматривал в его создании возвращение к традициям Боярской думы. Он считал исторической ошибкой упразднение законодательной Думы и замену ее бюрократическим Сенатом.

Более радикальный шаг последовал в 1730 г., когда на русский престол взошла племянница Петра I герцогиня Анна Иоанновна. Правящая верхушка предложила ей некие условия («кондиции»), которые ограничивали власть императрицы в пользу Тайного совета. Согласно условиям, императрица не могла без согласования Тайного совета назначить себе преемника, вводить новые налоги и расходовать государственные средства, раздавать земли, жаловать в высшие чины выше полковника. Однако этот проект не был поддержан дворянством, которое опасалось установлению олигархии. После этой неудавшейся попытки ограничить власть монарха Верховный тайный совет был распущен. Несмотря на это, Тайный совет успел упорядочить государственную администрацию (сокращение центрального и местного аппарата управления).

Одной из отличительных черт государственного управления в послепетровскую эпоху стало: падение поли Сената, централизация и бюрократизация центрального и местного управления. Максимально были расширены функции губернаторов и воевод. Уже в 1727 г. были ликвидированы надворные и нижние суды, Главный магистрат. Тем самым главными фигурами на местах становились губернаторы и воеводы. Следствием этого стало беспрецедентное распространение чиновничьего произвола, взяточничества и казнокрадства.

Ситуация не изменилась и в период правления дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.), оказавшейся у власти также в результате дворцового переворота. Она заявляла, что хочет править по заветам своего отца. При ней были возрождены местные выборные учреждения (местные советы, выборные судьи), а также городские органы самоуправления – городские магистраты. Однако после себя она оставила большое количество нерешенных проблем в сфере государственного управления.

После прекращения созывов Земских соборов Боярская Дума оставалась, по сути, единственным органом, сдерживающим власть царя. Однако по мере формирования в Российском государстве новых органов власти и управления Дума уже к началу XVIII века прекратила действовать как орган представительной власти боярства.

В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве), которая формально являлась канцелярией Боярской Думы. В 1708 г. в заседаниях Думы участвовало, как правило, 8 человек, все они управляли различными приказами, и это совещание получило название Консилии министров.

После образования Сената Консилия министров (1711) прекратила свое существование. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената. Все члены Сената были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек).

Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления.

Сенат имел вспомогательные органы (должности), в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары.

В обязанности рекетмейстера входил прием жалоб на коллегии и канцелярии. Если жаловались на волокиту - рекетмейстер лично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то, рассмотрев дело, он докладывал его Сенату. В обязанности герольдмейстера (должность была учреждена в 1722 г.) входило составление списков всего государства, дворян, наблюдение за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3. Губернские комиссары занимались непосредственно исполнением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями.

Однако создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717-1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии.

Указами от 11 декабря 1717 г. «О штате Коллегий и о времени открытия оных» и от 15 декабря 1717 г. «О назначении в Коллегиях Президентов и Вице - Президентов» было создано 9 коллегий: Иностранных дел, Камер, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур .

В Компетенцию Коллегии иностранных дел входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.

Камер-коллегия осуществляла высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело. Камер-коллегия имела своих представителей в губерниях.

Юстиц-коллегия осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам, возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов.

Ревизион-коллегии предписывалось осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

На Воинскую коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии.

Адмиралтейская коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Штатс-контор-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций).

В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией, которая занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири.

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия, которая была призвана разрешать земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчиным делам.

Также в 1721 году была образована Духовная коллегия, преобразованная затем в 1722 г. в Святейший правительствующий синод, который уравнивался в правах с Сенатом и подчинялся непосредственно царю. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам: назначал епископов, осуществлял финансовый контроль и судебные функции в отношении таких преступлений, как ересь, богохульство, раскол и т.д.

Малороссийская коллегия была образована указом от 27 апреля 1722 г. с целью «ограждать малороссийский народ» от «неправедных судов» и «утеснений» налогами на территории Украины.

Всего к концу первой четверти ХVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Кроме того, существовали и другие центральные учреждения (например, образованная в 1718 г. Тайная канцелярия, ведавшая сыском и преследованиями по политическим преступлениям, Главный магистрат, образованный в 1720 г. и управлявший городским сословием, Медицинская канцелярия).

Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах» (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

В результате реформ государственного управления образовалась огромная армия чиновников, которая стала подвержена коррупции.

Для контроля за деятельностью госаппарата Петр I своими указами от 2 и 5 марта 1711 г. создал фискалатат (от лат. fiscus - государственная казна) как особую отрасль сенатского управления («учинить фискалов во всяких делах»). Сеть фискалов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта 1714 г. предписывалось в каждой губернии «быть по 4 человека, в том числе провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества». Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в монастырях - инквизиторы.

Надежды, возлагаемые Петром I на фискалов, оправдались не полностью. Кроме того, оставался без постоянного контроля высший государственный орган - Правительствующий Сенат. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Таким органом стала прокуратура.

Дополняла систему надзирающих и контролирующих государственных органов Тайная канцелярия, в обязанность которой входил надзор за работой всех учреждений, в том числе Сената, Синода, фискалов и прокуроров.


С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.

В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника – Боярской думы.

«Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции «ока государства». Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес».

Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. «Возникшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям». Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.

Взамен устаревшей системе приказов в 1717–1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг – коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия – доходами, Штатс – коллегия – расходами, а Ревизион – коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, – дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.

Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие – Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. – подчинялись одной из коллегий.

В 1708–1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

«Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу».

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8–12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые учрежденные должности – все с иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, – выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к абсолютизму. В XVII в. изменился титул русских царей, в котором появился термин «самодержец». Общий процесс регламентации всех областей жизни и управления страной неограниченной властью монарха встретил протест со стороны русской православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией, владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными земельными угодиями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной власти поставить под свой контроль ее владения. Но Петру удалось частично подчинить церковь государственной власти.


Поделиться: