Порядок обучения работников безопасным методам труда. Распоряжение о проведении обучения работников администрации безопасным методам и приемам выполнения работ, проверке знаний по охране труда

Российская Федерация

Основная задача охраны труда - предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и минимизация их соци­альных последствий.

Основные принципы обеспечения охраны труда как системы меропри­ятий: осуществление мер, необходимых для обеспечения сохранения - жиз­ни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда; гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требова­ниям охраны труда; компенсации за тяжелые работы и работы с вредны­ми и (или) опасными условиями труда; социальное страхование работни­ков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний; медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний.

Тема 2. Основные положения трудового права. Правовые основы охраны труда. Государственное регулирование в сфере охраны труда

Основные понятия трудового права. Основополагающие принципы Кон­ституции Российской Федерации, касающиеся вопросов труда. Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты , содержащие нормы трудового права.

Специальный курс

Тема 14. Охрана труда в конкретном рабочем процессе.

Специфические вопросы, правила и нормы охраны труда для конкрет­ного рабочего процесса. Характер несчастных случаев, причины их возникновения и меры профилактики. Оценка с позиции безопасности конструктивных решений оборудования, безопасности выпол­няемой технологии и организации работ.

Тема 15. Производственная санитария в конкретном рабочем процессе

Специфические вопросы производственной санитарии, санитарные пра­вила для осуществления конкретного рабочего процесса. Вредные производственные факторы, возможные профессио­нальные патологии.

Мероприятия по снижению влияния вредных производственных фак­торов условий труда на организм работников. Соблюдение работниками требований по личной гигиене, применению соответствующих предохрани­тельных приспособлений, спецодежды, других средств индивидуальной защиты.

Приложение

к распоряжению

ПРОТОКОЛ № ____ «__ » ___________ 2012 года

заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда

работников Администрации Борковского сельского поселения

В соответствии с приказом Главы администрации

от « » 20 _ г. № ____ комиссия в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

провела проверку знаний требований охраны труда работников по утвержденной программе обучения по охране труда в объеме 10 часов.

Должность

Наименование подразделения (цех, участок, отдел и т. д.)

Результат проверки

(сдал/не сдал) № выданного удостоверения

Причина проверки знаний

(очередная, внеочередная и т. д.)

Подпись проверяемого

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Приложение

к распоряжению

от 01.01.2001 г. № 36

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

для проверки знаний по охране труда

Билет № 1

1. Права и обязанности работодателя.

2. Подготовка рабочего места к работе.

3. Общие требования пожарной безопасности по предотвращению по­жаров на производстве.

4. Оказание первой доврачебной помощи при переломах костей конеч­ностей.

Билет № 2

1. Правила внутреннего трудового распорядка. Основные обязанности работников.

2. Порядок допуска работника к выполнению работ по специальности.

3. Шум и вибрация. Основные меры защиты от них.

4. Оказание первой доврачебной помощи при обморожении.

Билет № 3

1. Рабочее время и время отдыха.

2. Требования безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта.

3. Общие требования безопасности при работе с электрооборудованием.

4. Порядок выполнения комплекса реанимационных мероприятий.

1. Права и обязанности работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Сверхурочная работа.

2. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Обеспечение безопасности при эксплуатации электрооборудования.

4. Оказание первой доврачебной помощи при утоплении.

Билет № 5

1. Коллективный договор и ответственность сторон по его выполнению.

2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

3. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.

4. Оказание первой доврачебной помощи при поражении работника электротоком.

Билет № 6

1. Порядок заключения трудового договора.

2. Обеспечение безопасности при эксплуатации электрооборудования.

3. Общие требования производственной санитарии и гигиены труда.

4. Оказание первой доврачебной помощи при переохлаждении работ­ника.

Билет № 7

1. Полномочия трудовых коллективов.

2. Требования безопасности, предъявляемые к электрооборудованию.

3. Основные требования по организации безопасной эксплуатации офисной оргтехники.

4. Организация первой доврачебной помощи пострадавшему при несча­стных случаях на производстве.

Билет № 8

Билет № 9

1. Основные положения трудового договора.

2. Допуск работников к работе.

4. Оказание первой доврачебной помощи при травме глаз.

Билет № 10

1. Ответственность, за несоблюдение требований правил, инструкция по охране труда.

2. Действия работника при пожаре.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при ожогах.

Билет № 11

1. Права и обязанности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

2. Средства индивидуальной защиты работников, порядок обеспечения и нормы выдачи.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при поражении электротоком.

Билет № 12

1. Сроки и порядок временного перевода на другую работу по произ­водственной необходимости.

3. Требования к состоянию рабочего места.

4. Порядок транспортировки пострадавшего.

Билет № 13

1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда.

2. Инструктаж по безопасности труда, порядок проведения и оформле­ния.

3. Требования безопасности при работе с легковоспламеняющимися, сильнодействующими и ядовитыми веществами.

4. Порядок оценки состояния пострадавшего от несчастного случая.

Билет № 14

1. Обязанности работника в области охраны труда. Прохождение ме­дицинских осмотров.

2. Инструктаж по охране труда на рабочем месте, порядок проведения и оформле­ния.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях.

Билет № 15

1. Порядок применения дисциплинарных взысканий.

2. Порядок расследования профессиональных заболеваний.

3. Основные меры защиты работников от действия электрического тока.

4. Оказание первой доврачебной помощи при тепловом ударе.

Билет № 16

1. Нормы трудового законодательства, регулирующие труд женщин.

2. Порядок расследования профессиональных заболеваний.

3. Основные меры защиты работников от действия электрического тока.

4. Оказание первой доврачебной помощи при отравлении.

Билет № 17

1. Нормы трудового законодательства, регулирующие труд молодежи.

2. Организация обучения, инструктирования и проверки знаний по охране труда у работников.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при проникающих ранениях груди и живота.

Билет №18

1. Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда.

2. Цель проведения аттестации рабочих мест.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Оказание первой доврачебной помощи при сдавливании конечнос­тей.

Билет № 19

1. Изменение существенных условий трудового договора.

2. Правила проверки средств индивидуальной защиты перед использо­ванием.

3. Цель проведения аттестации рабочих мест.

4. Оказание первой доврачебной помощи при автодорожных происше­ствиях.

Билет № 20

1. Основные принципы страхования от несчастных случаев.

2. Инструктаж по безопасности труда, порядок проведения и оформле­ния.

3. Общие требования безопасности при эксплуатации ПК.

4. Порядок содержания и комплектования аптечки.

Приложение

к распоряжению

от 01.01.2001 г. № 36

обучения и проверки знаний

по охране труда

работников в 20__ г.

Наименование

подразделения

Численность

Количество

групп обучения

График
подготовки групп

Административно управленческий персонал; члены комиссии по проверке знаний требований охраны труда

1 раз в 3 года

Работники организации

1 раз в год

Вновь принимаемые работники

В течение 30- ти дней с момента приема на работу

У вас появился новый работник. Какие мероприятия по охране труда следует с ним провести? Смотрите видео Анатолия Терентьева по этой теме в конце статьи.

1. Проведение вводного инструктажа

Как только работник появился на предприятии, еще до подписания трудового договора, с ним необходимо провести . Данный инструктаж проводит специалист по охране труда, либо специально обученное лицо.

Должна быть программа обучения, утвержденная руководителем организации, с перечнем вопросов, которые вы, как специалист по охране труда включаете на свое усмотрение. Чаще всего включаются общие вопросы:

  • общие сведения о предприятии;
  • наличие вредных и опасных факторов, которые могут воздействовать на работника;
  • средства защиты, которые могут выдаваться работникам;
  • льготы и компенсации предоставляемые работникам;
  • действия работника в аварийных ситуациях.

Результаты обучения отражаются в журнале . Работник расписывается в этом журнале.

2. Проведение первичного инструктажа

Далее, работник выходит на работу. В первый же рабочий день, непосредственный руководитель данного работника проводит . Обучение проводится по программам, инструкциям, или иным документам, в которых отражается порядок и безопасность производства работ. Результаты обучения также отражаются в специальном журнале.

3. Стажировка на рабочем месте

Стажировка обязательна только для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Чтобы определить, нужна ли стажировка работнику, достаточно почитать его трудовой договор. Если в договоре условия труда оптимальны, допустимы, то стажировка для данного работника не обязательна.

Это работники, которые занимаются обслуживанием и ремонтом технических устройств. Например, у стропальщика условия труда допустимы, а вот стажировка для него обязательна.

Стажировка оформляется приказом:

«Иванову Ивану Ивановичу назначить стажировку под руководством Петрова Петра Петровича в количестве ________ смен с _____ по ________»

4. Обучение безопасным способам выполнения работ

Есть отдельные виды профессий, по которым инструктаж на рабочем месте можно не проходить, а вот обучение безопасным методам и приемам выполнения работ становится обязательным.

Как проводится? Правила об этом четко не говорят. Минтруд говорит, что организация этого вида обучения проводится на усмотрение руководителя организации. Поэтому можно отправлять своих работников в , либо приглашать специалистов, либо организовать данное обучение у себя на рабочем месте.

Данный вид обучения проводится не позднее 1 месяца при трудоустройстве работника.

Обязательно должна быть разработана программа обучения. Она обычно состоит из пяти разделов:

  • трудовое право / рассказываем о правах работников и ответственности ;
  • охрана труда / разбираем все внутренние локальные документы ;
  • пожарная безопасность;
  • электробезопасность;

5. Проверка знаний работников

«Комиссия в составе ______________________________ провела проверку знаний требований безопасных методов и приемов выполнения работ , оказанию первой помощи пострадавшим …» Также туда можно добавить различные инструкции и внутренние регламенты.

Данный протокол должен быть оформлен и подписан работником не позднее 1 месяца с момента поступления на работу.

6. Допуск работника к самостоятельной работе

Допуск к работе оформляется приказом, который составляется после прохождение всех выше описанных мероприятий:

«На основании положительной проверки знаний, допустить работника к самостоятельной работе».

Вывод:

Почему важно осуществить все эти мероприятия?

Потому, что при несчастном случае на предприятии, все выше описанные мероприятия отражаются в первом разделе акта «Н1», раздел «Сведения о работнике».

Если не будут проведены все выше изложенные мероприятия, то ни о каком допуске работника к работе не может быть и речи. Так, согласно статьи 76 Трудового Кодекса РФ работника, не прошедшего в соответствующем порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний следует незамедлительно отстранить от работы.

Обучение безопасным методам труда, требованиям охраны труда на каждом рабочем месте, для каждого вида работ, в том числе с повышенной опасностью, проводится непосредственно на предприятии, является одной из важных задач СУОТ и организуется руководством предприятия.
Система обучения безопасности труда представлена ниже. Она включает три основные составляющие: собственно обучение безопасным методам и приемам работы, организационно-техническое и научно-методическое его обеспечение. Оно выполняется в соответствии с ГОСТ 12.0.004—79, определяющим порядок и виды обучения рабочих и ИГР вопросам охраны труда.
Обучение рабочих включает производственные инструктажи и повышение квалификации. Принимаемые на работу, а также работающие на предприятии, в обязанности которых входит обслуживание, испытание, наладка й ремонт оборудования, использование инструментов, хранение сырья и материалов, обязательно проходят вводный, первичный, повторный, внеплановый, текущий инструктажи по технике безопасности.
Обучение безопасности на предприятии начинается с вводного инструктажа, проводимого инженером по охране труда (технике безопасности) в течение 2—3 ч с поступившими на работу индивидуально или с группой рабочих по программе, утвержденной главным инженером. Инструктаж включает основные положения законодательства по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка и поведения на территории предприятия, требования к организации и содержанию рабочего места, основные правила техники безопасности и производственной санитарии, а также порядок использования средств индивидуальной защиты. Инструктаж регистрируется в журнале вводного инструктажа, который хранится в течение 35 лет. Каждому прошедшему инструктаж выдается инструкция по охране труда, разработанная с учетом конкретных условий производства и специфики работы.
Все остальные инструктажи проводятся непосредственным руководителем работ.
Перед допуском к самостоятельной работе с каждым вновь принятым, переведенным, командированным, при бывшим на практику студентом и другими лицами, выполняющими новую работу, непосредственно на рабочем месте проводится первичный инструктаж. Его проводит мастер индивидуально с каждым работающим в объеме инструкции для отдельных видов работ пли профессий данного производства, что регистрируется в личной карточке инструктажа.

Мастер знакомит работника с общими сведениями о технологическом процессе и оборудовании на данном участке производства, устройством оборудования, на котором ему предстоит работать, предохранительными приспособлениями и ограждениями, системами сигнализации, с потенциально опасными и вредными производственными факторами конкретного рабочего места, обслуживаемого оборудования и применяемого инструмента, а также объясняет действия, которые необходимо предпринять при возникновении опасных ситуаций для предупреждения возможных неблагоприятных последствий. Для практического усвоения безопасных приемов я методов труда на рабочем месте новый работник на несколько смен прикрепляется к квалифицированному рабочему и находится под его постоянным наблюдением, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе.
Повторный (очередной, плановый) инструктаж проводлп мастер на рабочем месте с установленной для данного производства и вида работ периодичностью. Эта периодичность не превышает шести месяцев на обычных работах и трех месяцев на работах с повышенной опасностью. Повторный инструктаж регистрируется в личной карточке инструктажа.
Внеплановые инструктажи проводятся мастером индивидуально или с группой работников одной профессии. Они проводятся при изменении правил охраны труда, технологического процесса, нарушениях работниками требований безопасности, которые могут привести к травме, аварии, взрыву или пожару, несчастных случив па производстве, после длительного отсутс.щ-я работника (более 30 дней для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и более 60 дней для остальных работ).
Текущий инструктаж проводи;ся с рабп: щ::г;ми перед производством работ, на которые оформляете наряд-допуск. В наряде-допуске фиксируется проведение инструктажа.
Кроме инструктажей знания в области безопасности труда работающие совершенствуют на курсах повышения квалификации (целевые, производственно-технические), организуемых на предприятии отделами технического обучения, а также на специальных курсах по безопасности труда и в школах передового опыта. Типовые программы обучения утверждаются министерствами (ведомствами) по согласованию с ЦК профсоюзов, а при необходимости — с органами государственного надзора. На их основе разрабатываются программы повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах, курсах обучения вторым и смежным профессиям и т. п. Они обязательно содержат разделы по безопасности труда, объем которых составляет не менее)0 % общего курса обучения.
Рабочие пищевых производств, которым поручается самостоятельное выполнение ответственных и опасных работ, проходят специальное курсовое обучение по безопасности труда, организуемое по соответствующим специальностям непосредственно на предприятии. Перечень профессий и работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, утверждается руководством предприятия.
На хлебопекарных, кондитерских, макаронных, сахарных предприятиях и предприятиях бродильных производств курсовое обучение по утвержденным программам должны обязательно пройти рабочие перед допуском к обслуживанию следующего оборудования или выполнению указанных ниже работ:

  • паровых и водогрейных котлов, производственных печей и других тепловых установок, работающих под давлением сосудов и аппаратов;
  • компрессоров, холодильных установок, газового оборудования;
  • электротехнических установок, подъемников, подъемных механизмов, тракторных лопат, буртоукладчиков, буртоукрывочных машин, автопогрузчиков, автокаров, электрокаров, тракторов н другого внутризаводского н внутрицехового механизированного транспорта;
  • газоэлектросварочного оборудования;
  • аппаратов диффузии н выпаривания, варки утфеля, центрифуг, кислотных и щелочных установок, установок бестарного хранения сырья, мойкн пищевого сырья; такелажных, монтажных, ремонтных, погрузочных, разгрузочных и других работ.
После прохождения курсового обучения рабочие сдают экзамены, аттестуются, им вручают удостоверение с отметкой срока его действия и они допускаются к выполнению соответствующих работ. Указанные категории рабочих ежегодно проходят проверку знаний по технике безопасности, что отмечается в удостоверении.
ИТР предприятия проходят вводный инструктаж, а через каждые три года — повторную проверку знаний правил техники безопасности. С периодичностью не реже 1 раза в шесть лет ИТР повышают знания на специальных курсах по охране труда при предприятиях, научно-исследовательских институтах, институтах повышения квалификации или на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.
Большое значение для повышения качества и эффективности обучения по безопасности труда на предприятиях имеет его организационно-техническое и научно-методическое обеспечение. Оно включает подбор и подготовку квалифицированных кадров для проведения обучения, создание соответствующей современным требованиям учебно-производственной базы на предприятии, обеспечение ее качественными наглядными и учебными пособиями, техническими средствами обучения, учебными про! раммами, методическими рекомендациями и НТД по охране труда.
Важная роль в улучшении обучения рабочих безопасным приемам и методам труда принадлежит кабинетам по охране труда, которые организуются на предприятии в соответствии с «Типовым положением о кабинете охраны труда». Для кабинета должно быть выделено специальное помещение, площадь которого зависит от численности работающих на предприятии.
В кабинетах проводятся вводный и другие инструктажи, тематические занятия и семинары по охране труда для ИТР и рабочих, лекции, беседы, просматриваются фильмы и диафильмы по охране труда, даются информации о новых книгах, консультации для работников цехов и отделов по оргащгзации выставок и уголков по охране труда, осуществляется обмен информацией по вопросам охраны труда (через отделы технической ннформапии предприятия) с учетом достижений других родственных предприятий с целью популяризации и распространения их передового опыта. Кабинеты охраны труда оснащаются наглядными пособиями (учебными плакатами, схемами, макетами, натуральными экспонатами, диафильмами и кинофильмами), техническими средствами пропаганды и обучения (кинопроекторами, диапроекторами, магнитофонами, тренажерами), методическими рекомендациями и справочными материалами для проведения семинаров, инструктажей и тематических занятий.
В кабинетах для самостоятельного обучения, контроля и самоконтроля знаний наряду с обычным применяется программированный метод, предусматривающий использование обучающих и контрольных машин. При программированном машинном методе знания обучающегося оцениваются с помощью машины исходя из ответов на билеты, подготовленные по разным разделам охраны труда. Наиболее совершенной формой обучения и контроля программированным методом является использование ЭВМ, в памяти которой закодированы вопросы и ответы на них. ЭВМ особенно целесообразно использовать для самоподготовки, так как она позволяет работать обучающему с ней а диалоговом режиме.


Рис. 6 Форма контрольной карты н шаблона безмашннкого контроля знаний по охране труда

Широко используется также программированный метод безмашинного контроля знаний по охране труда, суть которого заключается в следующем. Экзаменующийся выбирает билет и получаст чистую контрольную карту (рис. 5, а). в билете указано пять вопросов и от двух до пяти ответов па каждый пз них, при этом только один правильный. Экзаменующийся должен в каждой горизонтальной строке, номер которой соответствует номеру вопроса, заштриховать квадрат, номер которого, по его мнению, совпадает с правильным ответом. Заполненная таким образом карта сдается преподавателю, который накладывает на нее шаблон с вырезанными соответствующим образом окнами (рис. 5, б) для проверки правильности ответов. Совпадение заштрихованных квадратов с окнами определяет число правильных ответов. Оно и является оценкой знаний по данному билету.

Всем привет! В прошлой статье я рассуждал о программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для работников рабочих профессий. Сегодня вдогонку пост о программах обучения по охране труда/безопасным методам и приемам выполнения работ. Заметьте, я употребляю два этих понятия.

Мы не будем сегодня залезать в специальные правила безопасности по отраслям, там чаще всего всё написано понятно. Сосредоточимся на ГОСТ 12.0.004-90 и Постановлении 1/29.

Прошу также обратить внимание на то, что в этой статье я везде употребляю термины «рабочий» и «работник рабочей профессии», так как все РАБОЧИЕ являются РАБОТНИКАМИ, но не каждый РАБОТНИК является РАБОЧИМ.

Что нам говорит ГОСТ 12.0.004-90 по поводу обучения и проверки знаний рабочих.

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.

Что всё это значит? То есть, исходя из этого, обучению и проверке знаний подлежат только работники отдельных отраслей, к работам которых предъявляются повышенные требования безопасности. Это означает, что учить нужно далеко не всех.

Далее пункт 4.3. Скажем так, далеко не все отрасли разрабатывали типовые программы обучения работников рабочих профессий. Что, если ваше предприятие работает в отрасли, где не разработали ни одной типовой программы обучения. Как быть?

По этому вопросу ГОСТ 12.0.004-90 себя исчерпывает. Да и не стоит забывать, что он носит всё-таки рекомендательный характер.

Обратимся к Постановлению 1/29.

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Лично я не совсем понимаю эти 2 абзаца. Во первых, в первом абзаце идет речь об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ, а во втором уже об обучении по охране труда. То есть, этот документ разделяет эти 2 понятия.

Во вторых,в этом пункте указаны условия при которых проводится эти 2 вида обучения: первое — всем, второе только при подготовке, переподготовке и обучении другим профессиям.

Я думаю многие согласятся, что этот документ достаточно противоречивый и, надеюсь, у Минтруда тоже скоро дойдут до него руки.

3.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Вы слышали это?! Оказывается комиссию для проверки знаний рабочих вообще можно не создавать! Достаточно, что проверку знаний проедет единолично непосредственный руководитель. А мы привыкли штамповать приказы о комиссиях. Ну да ладно, всё равно без протокола и комиссии не обойтись. Нужно же как-то доказать, что вы обучили и проверили рабочего. Но это уже совсем другая история.

Чем же поможет в нашем вопросе этот пункт. Он четко гласит — ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ПРОВОДИ В ОБЪЕМЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА! Это означает, что программа обучения, как и программа инструктажа, должна базироваться на ИНСТРУКЦИЯХ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

Многие скажут, что не надо ничего придумывать, ведь есть Письмо Минтруда от 17.05.2004, утверждающее Примерную программу обучения по охране труда работников организаций. Но, если вы вчитаетесь в нее, то поблагодарите Минтруд за то, что она только ПРИМЕРНАЯ. Нет, она вполне себе может быть использована для обучения специалистов и служащих, но она же практически неприменима для рабочих! Или может рабочему надо знать о Руководстве МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001-1996, ГОСТ Р 12.0.006-2002, о котором идет речь в теме 2.3. этой Программы?! А может ему будет интересна тема 1.9.: Административная и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение или неисполнение требований законодательства о труде и об охране труда?! На кой хрен скажите мне, рабочему нужно всё это! Повторюсь, я рад, что многие документы Минтруда являются примерными и не обязательными .

Ну а теперь, я предложу свой вариант программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ безопасным методам и приемам выполнения работ слесаря КИПиА

Настоящая программа составлена на основании ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29, с учетом Письма Минтруда России от 17.05.2004.

Основой для проведения обучения и последующей проверки знаний работников рабочих профессий являются инструкции по охране труда и пожарной безопасности.

  1. Понятия «охрана труда» и «пожарная безопасность».
  2. Обязанность работника по соблюдению требований охраны труда, пожарной безопасности и трудового распорядка.
  3. Основные причины травматизма для данной профессии.
  4. Основные требования безопасности по ИОТ слесаря КИПиА 6 разряда.
  5. Требования безопасности для электротехнического персонала по ремонту распределительных устройств.
  6. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по производству базальтопластиковой арматуры.
  7. Требования безопасности для электротехнического персонала при производстве работ на лестницах и стремянках.
  8. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по нанесении песчаных анкеров на базальтопластиковую арматуру.
  9. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин.
  10. Требования безопасности при проведении работ на высоте.
  11. Требования безопасности для электротехнического персонала при работе с мегомметром.
  12. Требования безопасности при работе с ручным слесарным инструментом.
  13. Требования безопасности при передвижении пешим ходом по территории и производственным помещениям.
  14. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских работ.
  15. Требования электробезопасности.
  16. Основы пожарной безопасности.
  17. Действия работника при несчастном случае, пожаре и (или) аварии.
  18. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Ну как вам такой минимум знаний для рабочего, а? Практически всё в ней из инструкций по охране труда для работника этой профессии. Ничего лишнего!

Это вариант программы, по его подобию, руководствуясь инструкциями, можно составить любую программу. Для программы вы также можете составить конспект, но, я сч

Не знаю как вы, а я, если ГИТ будет предъявлять мне что-то по обучению и проверке знаний рабочих — дам почитать ему эту статью.

Будьте минималистами, не раздувайте документацию по охране труда до нереальных размеров, дайте работнику только то, что ему нужно. 🙂

В следующий раз поговорим подробнее о проверке знаний работников рабочих профессий.

Спасибо за внимание. Не забываем согласовывать все документы по охране труда с собой 🙂 и профсоюзом.

Скачать образец Программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих в формате WORD

P.S. Не стоит игнорировать и отраслевые программы обучения, если они разрабатывались ведомствами для вашей отрасли.

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

Вопрос

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

При проведении аттестации рабочих мест необходимо руководствоваться «Временными межотраслевыми рекомендациями по аттестации рабочих мест в промышленности», соответствующими отраслевыми рекомендациями. Аттестация - логическое продолжение составления паспортов производственных объединений (предприятий). В ходе ее учитывают также результаты проведенной ранее (при разработке Программы сокращения ручного труда и Комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий) паспортизации ручных работ и работ, связанных с неблагоприятными условиями труда. В свою очередь, результаты аттестации создают основу для внесения необходимых дополнений в соответствующие программы и планы. В дальнейшем указанные работы должны быть совмещены по срокам и проводиться по единому первичному документу.
Для проведения работы по аттестации (переаттестации) и рационализации рабочих мест на предприятии создают центральную общезаводскую комиссию, возглавляемую главным инженером. В ее состав включают руководителей функциональных подразделений (технологического, конструкторского, труда и заработной платы и т. д.), представителей партийной, профсоюзной организаций, совета бригадиров, НОТ, ВОИР и др. Состав общезаводской аттестационной комиссии и график проведения аттестации в цехах утверждает приказом руководитель предприятия. График проведения аттестации разрабатывают в такой последовательности:
- рабочие места, на которых применяют ручной труд с тяжелыми и вредными условиями;
- рабочие места, на которых применяют только ручной труд;
- рабочие места, на которых применяются ручной труд параллельно с механизированным; другие рабочие места.
Цеховые аттестационные комиссии возглавляют начальники цехов. В их состав включают мастеров, технологов, нормировщиков, представителей партийной и профсоюзной организаций, бригадиров и передовых рабочих. Состав цеховых аттестационных комиссий, сроки проведения аттестации рабочих мест в цехах, а также графики проведения аттестации на участках утверждают начальники цехов. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест на предприятии несут главный инженер и начальники цехов.

Функции цеховой аттестационной комиссии:

Сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих организационно-технический уровень рабочего места, с нормативными и фиксирует - оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в акте аттестации рабочего места;

Принимает решения об аттестации (неаттестации) рабочего места;

Проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает и фиксирует в акте аттестации решение о дальнейшем

Использовании аттестованных и неаттесто-ванных рабочих мест;

Представляет общезаводской аттестационной комиссии такие документы: акты аттестации рабочих мест, подписанные всеми членами цеховой аттестационной комиссии; технико-экономические расчеты, подтверждающие возможность (невозможность) их сокращения; проект плана мероприятий по повышению организационно-технического уровня неаттестованных рабочих мест и предложения по срокам их повторной аттестации; проект плана сокращения рабочих мест и предложения по созданию новых, отвечающих прогрессивным решениям.

Общезаводская аттестационная комиссия рассматривает акты аттестации и технико-экономические расчеты и принимает окончательное решение по дальнейшему использованию рабочих мест. Рассматривает предложения цеховых аттестационных комиссий по повышению организационно-технического уровня рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия (по соответствующим направлениям) для их включения в план повышения эффективности производства предприятия. Устанавливает сроки повторной аттестации неаттестованных рабочих мест.

Общезаводские и цеховые комиссии должны привлекать к участию в проведении аттестации рабочих мест передовиков производства, инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей. Для развития творческой инициативы рабочих и специалистов в этом направлении целесообразно создавать творческие группы, периодически проводить смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по аттестации рабочих мест.

Материально поощряют работников предприятия за разработку и внедрение мероприятий по рационализации рабочих мест, сокращению неэффективных и высвобождению персонала производства из фондов премирования за создание и внедрение новой техники, материального поощрения и заработной платы.


Похожая информация.


Поделиться: