Группы к которым относится человек. Понятие и виды социальных групп

Социальная группа (общность) представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, которая характеризуется целостностью и выступает как самостоятельный субъект социального и исторического действия.

Появление различных социальных групп в первую очередь связано с такими явлениями, как общественное разделение труда и специализация деятельности, а во вторую - с исторически сложившимися условиями быта, и

Итак, ту или иную совокупность людей можно считать социальной группой, если ее участники обладают:

1. Сходством условий жизнедеятельности.

2. Наличием совместно осуществляемой деятельности.

3. Общностью потребностей.

4. Собственной культурой.

5. Самопричислением себя к данной общности.

Социальные группы и их виды и формы отличает необычайное разнообразие. Так, они могут варьироваться и по количественному составу (малочисленные и многочисленные), и по продолжительности своего существования (кратковременные - от нескольких минут, и устойчивые, существующие тысячелетиями), и по степени связи между участниками (устойчивые и случайные, аморфные образования).

Виды социальных групп в зависимости от численности

1. Малые. Они характеризуются небольшим количеством участников (от 2 до 30 человек), которые отлично друг с другом знакомы и заняты каким-то общим делом. Взаимоотношения в такой группе прямые. Сюда относятся такие виды элементарных ячеек общества, как семья, компания друзей, школьный класс, экипаж самолета и т.п.

2. Большие. Они представляют собой многочисленные совокупности людей, которые занимают в общественной структуре одинаковое положение и имеют в связи с этим общие интересы. Виды больших социальных групп: страта, класс, нация и т.п. При этом связи в таких совокупностях все чаще непрямые, поскольку численность их огромна.

Виды социальных групп в зависимости от характера взаимодействия

1. Первичные, в которых взаимодействие участников друг с другом носит межличностный, непосредственный, подразумевающий поддержку группа сверстников, друзей, соседей по подъезду.

2. Вторичные, взаимодействие в которых обусловлено достижением общей цели и носит формальный характер. Примеры: профсоюзы, производственные партии.

Виды социальных групп в зависимости от факта существования

1. Номинальные, представляющие собой искусственно сконструированные совокупности людей, которые специально выделяются для Примеры: пассажиры пригородных электричек, покупатели определенной марки стирального порошка.

2. Реальные группы, критерием существования которых являются реальные признаки (доход, пол, возраст, профессия, национальность, место жительства). Примеры: женщины, мужчины, дети, русские, горожане, учителя, врачи.

Виды социальных групп в зависимости от способа организации

1. Формальные группы, которые создаются и существуют только в рамках признанных официально организаций. Примеры: класс в школе, футбольный клуб «Динамо».

2. Неформальные, обычно возникающие и существующие на основе личных интересов участников, которые либо совпадают, либо расходятся с целями формальных групп. Примеры: кружок любителей поэзии, клуб поклонников бардовской песни.

Помимо такого понятия, как социальная группа, существуют и так называемые "квазигруппы". Они представляют собой неустойчивые неформальные совокупности людей, имеющих, как правило, неопределенные структуру, нормы и ценности. Примеры: аудитория (концертный зал, театральное представление), фан-клубы, толпа (митинг, флешмоб).

Таким образом, можно сказать, что подлинными субъектами отношений в обществе являются не реальные люди, отдельные индивиды, а совокупность различных социальных групп, которые друг с другом взаимодействуют и чьи цели и интересы между собой, так или иначе, пересекаются.

Лекция:


Социальные группы


Социальные группы являются одним из элементов социальной структуры общества. Социальными группами называются объединения людей, связанные между собой общими признаками (пол, возраст, национальность, профессия, доход, власть, образование и многие другие), интересами, целями, деятельностью. Социальных групп на Земле больше, чем индивидов, потому что один и тот же индивид включён в несколько групп. Питирим Сорокин отмечал, что история не даёт нам человека вне группы. Действительно, с самого рождения человек находится в группе – семье, члены которой связаны кровно-родственными отношениями и общностью быта. Круг групп расширяется по мере взросления, появляются дворовые друзья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив, партия и прочие. Социальной группе характерны такие признаки, как внутренняя организация, общая цель, совместная деятельность, правила и нормы, интеракция (активное общение).

В социологии наряду с термином социальная группа применяется термин социальная общность. Оба термина характеризуют объединение людей, но понятие общность шире. Общность – это объединение различных совокупностей людей по какому - либо признаку или жизненным обстоятельствам. Основное отличие общности от группы заключается в том, что между членами общности отсутствует устойчивая и повторяющаяся связь, которая есть в группе. Примеры социальной общности: мужчины, дети, студенты, россияне и т. д.

Переходное положение между социальной общностью и социальной группой занимает квазигруппа – это неустойчивая кратковременная общность людей, носящая случайный характер. Примерами квазигрупп являются концертная аудитория, толпа.


Виды социальных групп

Социальные группы

Виды

Признаки

Примеры

1.
Первичные
Непосредственные личные контакты, эмоциональная вовлечённость, солидарность, чувство "мы", ценятся индивидуальные качества
Семья, школьный класс, друзья
Вторичные
Опосредованные предметные контакты, отсутствие эмоциональных отношений, ценятся способности выполнять определённые функции
Профессиональные, территориальные, демографические группы, партийные электораты

2.

Большие

Большая численность

Нации, возрастные группы, профессиональные группы

Малые

Небольшая численность

Семья, школьный класс, спортивная команда, трудовой коллектив

3.


Формальные

Возникают по инициативе администрации, поведение членов группы определяется должностными инструкциями

Партия, трудовой коллектив

Неформальные

Создаются спонтанно, поведение членов группы не регламентировано
4. Референтная Реальная или воображаемая значимая группа, с которой человек отождествляет себя и на которую ориентируется Политическая партия, конфессия
Нереферентная Реальная группа, имеющая малую ценность для человека, который обучается или трудится в ней Школьный класс, спортивная секция, трудовой коллектив

5.




Профессиональные

Совместная профессиональная деятельность

Врачи, юристы, программисты, агрономы, ветеринары

Этнические

Общая история, культура, язык, территория

Русские, французы, немцы

Демографические

Пол, возраст

Мужчины, женщины, дети, старики

Конфессиональные

Общая религия

Мусульмане, христиане, буддисты

Территориальные

Общая территория проживания, единство условий жизнедеятельности

Горожане, селяне, провинциалы

Функции социальных групп


Американский социолог Нил Смелзер выделил четыре общественно значимые функции социальных группы:

1. Функция социализации человека является самой главной. Только в группе человек становится человеком и обретает социокультурную сущность. В процессе социализации человек осваивает знания, ценности, нормы. Социализация тесно связана с образованием и воспитанием. Образование человек получает в школе, колледже или ВУЗе, а воспитание преимущественно в семье.

2. Инструментальная функция заключается в осуществлении совместной деятельности. Коллективный труд в группе имеет важное значение для развития человека и общества, потому что многого человек не способен сделать в одиночку. Участвуя в группе, человек приобретает материальные средства и самореализуется.

3. Экспрессивная функция группы заключается в удовлетворении потребностей человека в уважении, любви, заботе, одобрении, доверии. Общение с членами группы доставляет человеку радость.

4. Поддерживающая функция проявляется в желании людей объединяться в сложных и проблемных жизненных ситуациях. Ощущение групповой поддержки помогает человеку ослабить неприятные чувства.

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Социальная группа – одна из основных составляющих социальной структуры. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют «ядро» группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Конкретная личность не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Группы бывают:

    Формальными (формализованными) и неформальными

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции.

Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепление осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

    Малыми, средними и большими

Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы: связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы – 2 человека. Существуют разные мнения о том, какую цифру считать верхним пределом для малой группы: 5–7 или примерно 20 человек; статистические исследования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Очевидно, что это вызвано следующей зависимостью: чем меньше группа, тем более тесные связи устанавливаются между ее членами, а следовательно, меньше вероятность, что она распадется. Выделяют также две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, также имеющих общие цели и интересы, связанных одной деятельностью, но в то же время не находящихся между собой в тесном контакте. Примером средних групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.).

    Первичными и вторичными

Первичные группы – это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индивида. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы – это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений между индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тесных контактов между членами вторичной группы также не наблюдается, хотя такая группа – при условии усвоения групповых ценностей индивидом – может оказывать на него сильное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

    Реальными и социальными

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака. Так, реальным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол и т.д.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:

    Стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

    Этнические – расы, нации, народы, народности, племена, классы;

    Территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Социальные группы (социальные категории) – это группы, которые выделяются, как правило, для целей социологических исследований на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Например, социальной группой будет вся совокупность людей, умеющих пользоваться компьютером; вся совокупность пассажиров общественного транспорта и т. п.

    Интерактивными и номинальными.

Интерактивными называются такие группы, члены которых взаимодействуют непосредственно и принимают участие в коллективном принятии решений. Примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т. д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителя. Такое явление называется предвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Особо в социальной коммуникации выделяются так называемые агрегаты (квазигруппы) – совокупность людей, которые объединяются на основании поведенческого признака. Агрегатом, например, является аудитория какой-либо телепрограммы (то есть люди, которые смотрят данную телепрограмму), аудитория какой-либо газеты (то есть люди, которые покупают и читают эту газету) и т.д. Обычно к агрегатам относят аудиторию, публику, а также толпу зевак.

Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными группами. С этой точки зрения в качестве элементов общества выступают не социальные статусы, а малые и большие социальные группы. Совокупность социальных отношений между всеми социальными группами, точнее, общий итог всех отношений определяет общее состояние общества, то есть то, какая атмосфера в нем царит – согласие, доверие и терпимость или недоверие и нетерпимость.

Малая группа - это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Отличительными признаками малой социальной группы явля­ются:

Небольшое число членов;

Непосредственность общения между ее членами;

Общие интересы, цели и совместная деятельность;

Определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

Разделение труда, координация и дополнительность деятель­ности;

Внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

Общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

Определенная структура организации и управления;

Групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые соци­альные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа - группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, воз­никают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий. Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа - реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания.

Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на вос­питание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое магическое число - 7+2.

Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удер­живаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.

Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контро­лирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно­-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

Обеспечивают единообразие поведения и способствуют коор­динации деятельности;

Направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведе­ние членов группы;

Обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;

Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

Создают индивидуальное лицо каждой группы. Групповые нормы - не единственный регулятор внутригруппо­вого общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выби­рается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность?

2. Назовите основные виды социальных общностей.

3. Что такое этническая общность?

4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

5. Назовите основные виды малых социальных групп.

6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?

Поскольку понятие группы охватывает различные аспекты человеческой деятельности, виды групп дифференцируются по различным логическим основаниям.

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить, прежде всего, на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале прошлого века американский психолог Ч. Кули. Итак, рассмотрим следующую классификацию:

1. В связи с процессами социализации личности в онтогенезе и последовательностью выбора человеком конкретных групповых контактов различают первичные и вторичные группы.

Первичные (контактные) группы - это те объединения, в которые люди включаются на первых этапах социализации (семья, племя, класс), взаимодействие в которых осуществляется, как говорится, «лицом к лицу», а их члены объединены эмоциональной близостью. Это, как правило, группы, которые не выбирают, и в них индивид включается стихийно.

И если Ч. Кули в качестве первичной группы называл семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает, то позднее психологи стали называть первичными группами все те, которые характеризуются межличностным взаимодействием и солидарностью.

В качестве примеров подобных групп можно назвать также компанию друзей или узкий круг коллег по работе. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.

Вторичные (контактные) группы - это сообщества, в которые индивид включается на более поздних этапах своего развития, получив предшествующим воспитанием возможность произвольного выбора своей дальнейшей деятельности, реализации своих жизненных целей (выбор вуза, профессии, политической партии, научной школы и т. п.). Такие группы противоположны по своей сути первичным, так как характеризуются безличным взаимодействием на членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями.

Именно контакты и влияния, полученные в первичных группах, в значительной мере определяют выбор личностью вторичных групп, которые будут способствовать развитию человека в желаемом им направлении. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод. Примерами таких групп являются производственная организация, профсоюз, политическая партия. Правда, иной раз случается так, что личность находит во вторичной группе именно то, чем она была обделена в первичной группе.

На основе своих наблюдений американский психолог С. Верба заключает, что обращение личности к активному участию в деятельности какой-либо политической партии может быть своеобразным «ответом» личности на ослабление привязанности между членами своей семьи. При этом силы, побуждающие индивида к такому участию, являются не столько политическими, сколько психологическими.

2. По характеру контактов выделяются реальные (контактные) и условные группы.

Реальные группы характеризуются наличием непосредственных контактов в совместной деятельности, группа студентов, футбольная команда, коллектив вузовской кафедры, воинское подразделение. Большие Реальные группы подразделяются на несколько контактных групп (по 5 - 7 человек), в которых складываются наиболее плотные личные взаимодействия.

Условные группы - это объединения людей по какому-то общему условному признаку, не предусматривающее реальных контактов между ее членами пример, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), по национальному, половому и иному признаку. Люди, включаемые исследователями в эти группы, не имеют никаких прямых контактов и могут никогда не встречаться, ничего не знать конкретно друг о друге. Они взаимодействуют с другими людьми в присущих им реальных группах, и именно по характеру имеющихся контактов они включаются в определенного вида условные группы.

3. В соответствии с общественным статусом выделяют группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

В основу такого деления кладется характер структуры группы. Под структурой группы имеется в виду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. Порой характер отношений между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне.

Формальная группа формируется по воле других социальных вышестоящих групп (организаций) в соответствии с потребностями общества, задачами организации труда, подготовки кадров и т. п.

Признаками формальной группы являются:

    юридически фиксированный статус (например, приказ министерства об организации вуза);

    нормативно закрепленная структура и предписанный алгоритм деятельности (например, приказ ректора о принятии абитуриентов в вуз, распределении студентов по учебным группам, утвержденное учебное расписание и т.п.), распределение должностей, их обязанностей, окладов и т.д.;

3) наличие назначенного сверху или избранного руководителя, обладающего правовой властью (контроль, отчетность, поощрения, наказания и т. п.).

В формальных группах, предназначенных для решения производственных задач, преобладают деловые отношения между сотрудниками и руководителями. В соответствии с регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом.

Если взять, например, производственную бригаду, о характер взаимодействия в ней обусловлен как особенностями технологического процесса, так и административно-правовыми предписаниями. Это зафиксировано в официальных инструкциях, приказах и других нормативных актах.

Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой - такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны.

Неформальная группа сверху никем не организовывается, а возникает спонтанно, на основе появляющихся между людьми симпатий и антипатий, сходных интересов, дружбы, взаимопомощи и т. д.

Неформальные группы могут складываться как внутри формальных групп (на основе общей профессиональной направленности), так и выступать как изолированные сообщества вне совместной профессиональной направленности (на основе общих интересов - спортивных, игровых, дружеских).

Признаками неформальной группы являются:

    внутренние психологические стимулы их формирования на основе межличностных отношений;

    отсутствие официальных нормативных предписаний, алгоритмов деятельности, распоряжений о распределении ролей;

    наличие лидера, т. е. лица, выбираемого самой группой на основе его высокой компетентности в соответствующем виде деятельности и личностной привлекательности для всех членов группы.

Таким образом, если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, - внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.

Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности - в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т.д.

Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы, например, компания друзей или единомышленников. В таких группах люди совместно проводят время, играют, устраивают вечеринки, занимаются спортом, рыбной ловлей, охотой и т.д.

Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов. Так подростки, живущие в одном дворе или близлежащих домах, могут составить неформальную группу, потому что имеют общие интересы и проблемы.

Принадлежность индивидов к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и также способствует образованию неформальных групп. Рабочие, выполняющие одни и те же операции в одном и том же цехе, чувствуют психологическую близость, потому что имеют много общего. Это приводит к зарождению солидарности и соответствующих неформальных взаимосвязей.

4. По количественному признаку выделяют малые и большие группы.

Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

В социальной психологии на настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. «Немногочисленность» малой группы понимается различным образом.

Большинство исследователей, говоря о численности малой группы, начинают с диады - соединения двух лиц. Иную точку зрения высказывает польский социолог Я. Шепаньский, который полагает, что группа включает в себя не менее трех лиц. Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что диада действительно представляет собой специфическое человеческое образование.

С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться большой прочностью. Возьмем, например, влюбленных, друзей. По сравнению с другими группами принадлежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворенности ее членов. С другой стороны, диаде как группе свойственна и особая хрупкость. Большинство групп продолжает существовать, если лишается одного из своих членов, диада в этом случае - распадается.

Взаимоотношения в триаде - группе из трех человек - также отличаются своей специфичностью. Каждый из членов - триады может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или, наоборот, стремиться к ее разъединению. Экспериментально обнаружено, что в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего. Получается, как в поговорке: «Третий - лишний». По мнению некоторых ученых и исследователей, малые группы состоят из небольшого числа лиц (от двух до десяти), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые обычно, проявляют удовлетворенность своим взаимодействием. Это взаимодействие, в свою очередь, осуществляется на основе сравнительно частых непосредственных («лицом к лицу») контактов.

Нередко термины «малая группа» и «первичная группа» используются в одном и том же смысле. Однако различие между ними есть.

Основой использования термина «малая группа» является ее численность. Первичная группа характеризуется особенно высокой степенью групповой принадлежности, чувством товарищества. Это всегда характерно для малой группы. Таким образом, можно сказать, что все первичные группы являются малыми, но не все малые группы являются первичными.

В целом, наиболее распространен подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен рем, а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 человек, составляющих школьный класс). Более подробно структура малой группы была рассмотрена нами в предыдущей главе нашего учебника.

К большим по численности группам относятся одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы публики, аудитории, а с другой стороны - длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.

Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп. Таким образом, большие группы опосредовано, через малые социальные образования, оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности.

Однако эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной; особенно по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии. Большая группа - это крупное социальное объединение, включающее до 100 человек и более. Большая группа может быть:

    большой условной общностью людей, объединяемых на основе социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, профессии, национальности и т. п.);

    реальной, значительной по размерам и сложно организованной общностью людей, включенных в совместную целенаправленную деятельность (коллектив предприятия, учреждения, школы, вуза и т. п.).

В больших социальных группах существуют специфические регуляторы поведения, которые слабо выражены либо вообще отсутствуют в малых группах, нравы, обычаи, религия и т.д. Их существование обусловлено наличием специфической общественно-исторической практики, с которой связана данная группа, а также относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики, обуславливающие образ жизни данной группы.

Важную роль в существовании больших социальных групп играют религиозные верования (религиозные общества), а также язык (этнические группы). В качестве заменителя языка для некоторых возрастных (молодежных) и сословных групп, а также асоциальных групп выступает жаргон, служащий для общения только внутри этой группы.

Большие группы складываются из систем малых групп и ассоциативных объединений, связанных между собой определенными отношениями. Поэтому вырабатывающиеся в больших группах определенные:

    групповые нормы поведения;

    общественные и культурные ценностные ориентации;

    традиции;

    общественные мнения;

■ массовые движения через посредство малых групп доводятся до сознания каждого индивида.

Если в реальной большой группе перестают действовать регулирующие ее жизнь структурные образования и функциональные связи, то она может распасться или превратиться в стихийно действующую общность (толпу).

Между большими и малыми группами наблюдаются определенные иерархические и динамические взаимоотношения.

Большая группа как сложная социальная организация может включать в свой состав множество малых групп, но как целостная система она обладает своей качественной спецификой, проявляющейся в эффективности ее деятельности.

Большая группа есть нечто большее и иное, чем сумма составляющих ее малых групп, так же как каждая малая группа есть качественно более сложное явление, чем сумма входящих в нее людей. И все же специфика каждой большой группы прежде всего детерминирована качеством (например, профессиональным составом) образующих ее малых групп, эффективность деятельности которых зависит от профессиональной компетенции ходящих в ее состав индивидов.

Системы больших групп, взаимодействующих в решении тактических социальных целей, образуют сверх - большие сообщества - сословия, классы, отрасли промышленности, политические движения и т.п., т.е. образуют человеческое общество - макроструктуру, в которую посредством участия в жизни групп включен каждый человек.

В свою очередь, влияние социальной макроструктуры - законов, традиций, культуры - осуществляется на личность каждого человека также через структуру групп.

Таким образом, анализируя иерархические уровни взаимодействия людей, мы в пространственно - временном плане различаем такие явления:

    личность (индивид);

    малая группа;

    большая группа;

    общество в целом.

5. По значимости конкретной группы для личности выделяют группы включения (или группы членства) и референтные группы.

Группа включения (группа членства) - это малая контактная группа, в которую включен конкретный индивид и которую он всегда оценивает с точки реализации своих возможностей, своих социальных позиций, уровня притязаний, а также дает ему определенную оценку. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.

Референтная (от лат. referre - сообщать) группа - это реальная или условная группа, которую индивид считает для себя эталонной, на нормы и ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Индивид может считать референтной свою группу, в которую он реально включен. Он может считать эталонной какую-либо другую реальную группу, к которой хотел бы принадлежать (например, для спортсмена эталонной группой может служить престижная спортивная команда, для ученого - известная исследовательская лаборатория и т. п.). Референтная группа может быть также и условной, воображаемой (герои книг, исторические личности и т. п.).

Референтная группа может выполнять две основные функции: нормативную и сравнительную.

Нормативная функция референтной группы состоит в том, что она может выступать как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации личности, т.е. влиять на формирование мотивационных установок человека.

Сравнительная функция референтной группы выступает в качестве эталона-образца, с помощью которого индивид может некоторым образом оценить себя и других людей по определенным критериям: уму, таланту, профессиональному мастерству. Эту функцию можно назвать еще перцептивной, так как она влияет на восприятие индивидом себя и окружающих.

Нормативная и сравнительно-перцептивная функции могут быть представлены для индивида как вдвух различных, так и в одной и той же группе.

Выделяют также «положительные» референтные группы, к которым индивид желал бы принадлежать в силу присущих ему идеалов, и «отрицательные» референтные группы, вызывающие неприятие у индивида (отрицательный образец). Поэтому конформность по отношению к одной референтной группе может сочетаться с негативизмом по отношению к другой.

У каждого человека (взрослого или подростка) обычно одновременно имеется несколько референтных групп в соответствии с присущим ему разнообразием интересов и видов деятельности (семья, учебная группа, спортивный клуб, музыкальный ансамбль).

Мы иногда сталкиваемся с учащимися, которые равнодушны к учению, ко всему окружающему, к воспитателям и авторитетам вообще. Но все это обычно связано с тем, что мы не смогли выявить их подлинную референтную группу, по отношению к которой они ведут себя совсем иначе, чем в учебной группе, которую они не воспринимают в качестве референтной.

Наличие у одной личности нескольких референтных групп может стать для нее источником конфликтных ситуаций, особенно в тех случаях, когда эти группы имеют разнонаправленные ценностные ориентации. Это может стать источником внутриличностных конфликтов, негативных эмоциональных переживаний и срывов, требующих практической помощи психолога и психотерапевта.

6. По уровню организации различают группы низкого и высокого уровня развития.

К группам низкого уровня развития относят ассоциации, корпорации, диффузные группы.

Ассоциация (от лат. assotiatio - соединение) как социально-психологическое явление, означающее группу, в которой отсутствует объединяющая ее продуктивная деятельность, четкая организация и управление, а ценностные ориентации не осознанны, неустойчивы, ситуативны, межличностные отношения проявляются только в условиях непосредственного группового общения. Такие объединения склонны к текучести, неустойчивости.

В зависимости от социальной значимости факторов, которые опосредуют образование таких объединений, выделяют просоциальные объединения (ассоциации) и асоциальные объединения.

Просоциальными объединениями называют такие, в которые из внешней социальной среды привнесены позитивные нравственные ценности. Если эти ценности упрочиваются в процессе совместной трудовой деятельности, решения общественно значимых задач, соответствующей организацией и управлением, то они могут развиваться в сторону образования коллектива.

Ассоциации, в которых социальные ориентации имеют негативный характер, образуют асоциальные объединения (например, некоторые неформальные молодежные группы). Они иногда приобретают явно антиобщественный характер (преступные группы). В условиях антиобщественно направленной организации и руководства они легко могут превратиться в корпорации.

Корпорация (от лат. corporatio - объединение) - это группа, которая характеризуется замкнутостью, авторитарностью управления, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих узколичностных, корыстных интересов. Межличностные отношения здесь характеризуются асоциальными ценностными ориентациями.

Управление корпорацией осуществляется ее лидерами силовыми методами за счет подавления личности других членов сообщества, например в воровской шайке, в религиозных сектах, в мафиозных структурах.

Диффузная группа (от лат. diffusio - различие, рассеивание) - это совокупность людей, в которой отсутствует сплоченность на основе общих ценностных ориентации и совместной продуктивной деятельности. Такие группы возникают как случайные ситуативные объединения людей: зрители в театре, очередь, пассажиры автобуса и т.п.

Аналогом такой группы можно считать случайно подобранных лиц для проведения лабораторного социально-психологического эксперимента, что характерно для многих зарубежных исследователей малых групп. Некоторые ученые (А.В. Петровский и др.) справедливо считают, что полученные в таких экспериментах данные не всегда могут быть справедливы для малых групп, объединенных общей мотивацией в условиях продуктивной деятельности, в частности - для коллектива .

К группам высокого уровня развития относят:

а) контактные группы с положительной социальной ориентацией, сплоченностью, общими ценностными ориентациями.

К таким группам можно отнести всякую группу, включенную в созидательную общественно полезную деятельность и обладающую четкой внутренней структурой (учебная группа, научная лаборатория, отдел учреждения и др.);

б) контактные группы высшего уровня организации - коллективы (от лат. collectivus - собирательный). Понятие «коллектив» в полной мере применимо к тем малым контактным группам, которые характеризуются, наряду с общностью общественно-значимых целей ее членов, также и высоким уровнем организованности, сплоченности, психологической совместимости. В отличие от обычных малых групп для коллектива характерны следующие признаки:

    стоящая перед группой социально значимая цель осознана и принята всеми членами группы, вкладывающими максимум своих способностей в ее достижение и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности;

    в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений между сотрудниками: доверие, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие качества, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость группы;

    коллектив возглавляет руководитель - лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

Все приведенные нами критерии для выделения (классификации) видов групп как сложных социальных сообществ должны приниматься во внимание при характеристике конкретных групп. Например, учебная студенческая группа может быть одновременно охарактеризована как малая, реальная, контактная, формальная, высокоорганизованная (коллектив) и т. д. Полная и всесторонняя оценка каждой группы требует комплексного подхода.

Поделиться: