Предотвращение и урегулирование конфликта интересов. Каковы типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе? Личный конфликт интересов может возникнуть

Конфликт интересов на государственной службе в последнее время получает все большую огласку и требует постоянной работы по разрешению подобных ситуаций и их недопущению. В статье мы рассмотрим актуальные аспекты данного вопроса.

Конфликт интересов на государственной службе

В первый раз термин «конфликт интересов» относительно госслужбы появился в 2001 году в одобренной Президентом Концепции реформирования системы государственной службы России.

Общее значение конфликта интересов на государственной службе относительно гражданской госслужбы детализировано в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (статья 19). Из текста статьи можно узнать, что конфликт интересов на госслужбе - это следующие обстоятельства:

  1. Когда собственные интересы госслужащего оказывают влияние или могут повлиять на выполнение им своих профессиональных обязательств,
  2. Когда появляется или может появиться противоречие между частными интересами госслужащего и законодательно установленными правами и интересами физических или юридических лиц, общества, государства,
  3. Когда такое противоречие обуславливает или может обусловить нанесение ущерба правам и интересам физических или юридических лиц, общества или государства.

Частными интересами (личной заинтересованностью) в этом контексте толкуется материальная выгода - в виде получения каких-либо материальных ценностей, благ, услуг как для самого госслужащего, так и для членов его семьи и ближайших родственников, а также для юридических лиц (фирм), с которыми госслужащий может быть взаимосвязан.

Конфликт интересов на государственной службе делится на 2 разновидности:

  • организационный конфликт;
  • личный конфликт.

Организационный конфликт интересов появляется и существует в условиях, когда какое-либо юридическое лицо, оказывающее услуги государству, имеет необъективные конкурентные преимущества перед другими поставщиками услуг.

Не знаете свои права?

Личный конфликт интересов - это несоответствие между частной заинтересованностью госслужащего и профессиональными задачами, выполняемыми им.

Конфликт интересов на муниципальной службе

В 2008 году в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ была внесена статья 14.1, посвященная особенностям конфликта интересов применительно к муниципальной службе. Эта же статья содержит понятие служебного конфликта, которое почти слово в слово совпадает с формулировкой закона «О государственной гражданской службе РФ». Единственное различие содержится в субъекте применения - госслужащий на гражданской службе или муниципальный служащий.

В дальнейшем нормативное разрешение противоречия интересов на госслужбе получило развитие с разработкой и внедрением в жизнь Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Особенности конфликта интересов конкретизированы в статье 10 этого нормативного акта.

Так же как и в законе «О государственной гражданской службе РФ», в законе «О муниципальной службе в РФ» и в законе «О противодействии коррупции» частная выгода работника муниципальной службы определяется как корыстная заинтересованность в получении каких-либо благ, препятствующая добросовестному выполнению возложенных на него профессиональных служебных задач.

Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе

Анализ ежегодных прокурорских докладов, который провели в НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, позволил определить наиболее типичные нарушения закона, связанные с конфликтом интересов на государственной службе . Рассмотрим те из них, что встречаются чаще всего в повседневной жизни.

  1. Конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников. На практике это выглядит как участие, к примеру, служащего в аттестационной комиссии, если проверка проводится в отношении его близкого; либо служащий является участником конкурсной комиссии на замещение должности, если среди кандидатов на должность присутствует член семьи этого служащего.
  2. Конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у госслужащего или членов его семьи и близких акций, вкладов тех юридических лиц, с которыми госслужащий связан по работе, осуществляя в их отношении некоторые функции государственного или муниципального управления.
  3. Конфликт интересов, связанный с принятием дара или услуг самим госслужащим или его близкими от граждан или юридических лиц, которые зависимы от служащего и исполняемых им рабочих обязанностей.
  4. Конфликт интересов, связанный с судебными тяжбами и имущественными долгами.
  5. Конфликт интересов, связанный с выполнением другой возмездной работы.
  6. Иные ситуации.

Важно! Первоочередным способом разрешения любой ситуации конфликта интересов должно быть сообщение служащего о присутствии частного интереса, направленное своему работодателю (нанимателю) и непосредственному руководителю. Уведомлять нужно письменно (к примеру докладной запиской).

Комиссия по урегулированию конфликта интересов

Комиссии по урегулированию конфликта интересов организовываются, чтобы контролировать выполнение работниками госслужбы условий, налагаемых на их поведение. Такие комиссии формируются и работают на основании Положения, принятого в соответствии с указом Президента РФ. С 2010 года функционирует указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» от 01.07.2010 г. № 821.

Состав комиссии должен исключать риск образования конфликта интересов, оказывающего влияние на проводимые комиссией мероприятия и выводы по их итогам. В комиссию по урегулированию конфликта интересов включаются: представитель нанимателя, а также получившие соответствующие полномочия госслужащие, в том числе представители юридической службы, отдела кадров, подразделения, в котором госслужащий - сторона конфликта занимает должность, приглашенные независимые эксперты.

Новое Положение о комиссиях относительно прежнего значительно расширило их компетенцию. Теперь комиссии рассматривают не только вопросы нарушения требований к служебному поведению и присутствия личной заинтересованности, но и проверяют достоверность сведений, предоставляемых кандидатами на вакансии госслужбы, разбирают заявления госслужащих о невозможности предоставить информацию о доходах.

Настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

30/07/2014

Введение

О конфликте интересов принято говорить в том случае, когда одно лицо может иметь одновременно два противоречащих интереса, одним из которых является защищаемый интерес; при этом преследование другого интереса может нанести ущерб защищаемому интересу.

Несмотря на достаточное количество работ, посвященных вопросам, связанным с конфликтом интересов, содержание этого явления изучено недостаточно и понимается в науке неодинаково. Отечественные исследователи рассматривают данную категорию в основном в антикоррупционном плане в контексте отношений, возникающих на государственной и муниципальной службе. Однако существенное значение категория конфликта интересов имеет и в корпоративном праве, особенно при регулировании деятельности акционерных обществ, поскольку в таких обществах в связи с отделением собственности от управления эффективное распоряжение денежными ресурсами в целях получения прибыли обществом и обогащения акционеров не всегда выступает основной целью управляющих.

Рассмотрим конфликт интересов в акционерном обществе.

Интерес

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению категории "конфликт интересов", необходимо разъяснить понятие "интерес". Однако ни нормы акционерного, ни иные нормы гражданского законодательства не дают его определения. Нет единства мнений и в научной литературе.

Попробуем определить природу интереса, т.е., как указывает В.П. Грибанов, то, "является ли интерес явлением субъективным, выражающим известную психическую настроенность субъекта, либо он по природе своей объективен, то есть представляет собой "некое объективное условие человеческого существования". В литературе на этот счет высказываются разные точки зрения.

Ученые, считающие интерес явлением субъективным, указывают на его неразрывную связь с сознанием и утверждают, что существование интереса вне сознания невозможно. С ними согласны сторонники промежуточной, "объективно-субъективной", позиции, которые определяют интерес как "известное сочетание объективного и субъективного моментов", "отраженную потребность, необходимость, прошедшую через сознание людей и принявшую форму сознательного побуждения".

По нашему мнению, наиболее обоснованна третья позиция, согласно которой интерес рассматривается как исключительно объективная категория с точки зрения как формы, так и содержания. Содержание интереса представляет собой объективные потребности, необходимые субъекту для существования и развития; их наличие не зависит от того, осознает ли их сам человек. В противном случае придется признать, что малолетние и лица с нарушенной психикой вообще не имеют интересов, однако это очевидно неверно.

Сказанное вовсе не означает, что интерес и сознание никак не связаны; как справедливо указывает Р. Гукасян, их связь проявляется в том, что "интерес - категория социальная, и существование его предполагает сознательную деятельность". Реализация интереса в свою очередь невозможна без его осознания.

Юридическим средством реализации интереса выступает приобретение и осуществление субъективных прав и обязанностей. Именно интерес выступает предпосылкой динамики правоотношения. Как верно отмечает В.А. Бублик, "именно через интерес в гражданском праве реализуется такое основополагающее качество гражданско-правового метода, как правовая инициативность субъектов: потребность в удовлетворении тех или иных интересов является внутренним побудительным фактором, инициирующим активные действия субъектов и побуждающим их вступать в отношения друг с другом".

В зависимости от субъекта-носителя интересы делятся на частные и публичные (государственные и общественные). Публичные интересы в свою очередь распадаются на интересы государства, субъекта федерации, муниципального образования и пр. Под частными интересами мы подразумеваем индивидуальные интересы физических и юридических лиц. Среди последних можно выделить, в частности, интересы юридических лиц отдельных организационно-правовых форм.

Перейдем к анализу интереса акционерного общества и его специфики, которая, на наш взгляд, обусловливает возникновение конфликта интересов в акционерном обществе, что объясняет потребность в особом правовом регулировании.

Корпоративный интерес

Интерес акционерного общества можно коротко охарактеризовать через следующие его признаки.

1. Самостоятельность. Акционерное общество, будучи субъектом права, обладает собственным интересом (иногда именуемым "корпоративным"). Корпоративный интерес - это результат объединения индивидуальных интересов учредителей (акционеров) общества, не сводимый к простой их совокупности. Он складывается только из их общих интересов, для реализации которых создавалась корпорация. Как писал С.Н. Братусь, общий интерес участников коллектива, "выраженный в единой цели, для достижения которой он организован, и определяемая этой целью общая воля участников объективируются в определенной хозяйственной деятельности этого коллектива".

Основная цель деятельности акционерного общества как коммерческой организации - это извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Эта цель определяет корпоративный интерес общества, т.е. объективно обусловливает его потребности, задает рамки и общую направленность их развития и осуществления. Эти рамки формируются и иными нормами гражданского законодательства, в частности запретом дарения между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575 ГК РФ).

Объективную основную цель деятельности акционерного общества следует отличать от субъективных целей каждой конкретной организации, которые как раз и формируются на основе корпоративного интереса.

Вопрос о самостоятельной природе интереса юридического лица является дискуссионным. Однако в настоящее время преобладающей выступает точка зрения законодателя. Как справедливо указывает С.В. Михайлов, наличие самостоятельного интереса юридического лица вытекает из нормы ст. 53 ГК РФ: юридическое лицо наделяется самостоятельной правосубъектностью, т.е. обладает своим общественно значимым интересом; также по прямому указанию закона интерес юридического лица реализует его орган управления.

Законодатель отдельно упоминает две группы интересов в акционерном обществе: интерес акционерного общества (п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 71 Федерального закона "Об акционерных обществах"*(17); далее - Закон об акционерных обществах) и интересы акционеров (п. 1 ст. 1, п. 7 ст. 49, п. 6 ст. 68). Таким образом, законодатель еще раз подчеркивает, что указанные интересы не только не отождествляются, но и могут друг другу противоречить.

2. Производность. В зависимости от способа возникновения мы предлагаем подразделять интересы на первоначальные и производные.

Первоначальными считаются только интересы физических лиц. Они возникают сами по себе и не обусловлены интересами иных субъектов.

К производным следует отнести интересы всех остальных субъектов (публично-правовых образований, общественных объединений, юридических лиц). Эта группа формируется на основе первоначальных (либо иных производных) интересов и представляет собой комплекс последних.

Принципиальное различие первоначальных и производных интересов состоит в механизме их реализации. Носители первых имеют возможность непосредственной реализации интереса в отличие от носителей производных интересов, которые, будучи искусственными образованиями, реализуют их посредством специально создаваемых для этого органов (иных подобных образований). Конечным субъектом, который фактически реализует любой производный интерес, выступает физическое лицо.

Интерес акционерного общества, будучи производным, также имеет опосредованный механизм реализации. В данном случае интерес принадлежит самому субъекту (акционерному обществу), однако фактически осознается и объективируется волевыми действиями не носителей интереса, а иных лиц - членов органов управления общества.

Итак, под корпоративным интересом мы предлагаем понимать самостоятельные, объективно существующие, социально обусловленные потребности акционерного общества, сформировавшиеся на основе общих интересов его учредителей (акционеров), детерминированные основной целью деятельности общества (извлечение прибыли) и реализуемые посредством специально созданных органов управления общества.

Конфликт интересов

Как отмечалось, возникновение конфликта интересов в акционерном обществе обусловлено спецификой корпоративного интереса, самостоятельного, с одной стороны, и производного - с другой, и опосредованным механизмом его реализации.

Реализуя корпоративный интерес, субъект, исполняющий функции органа управления акционерного общества, в то же время обладает своим самостоятельным (индивидуальным, частным) интересом, поскольку "органы юридического лица - это предусмотренные законом, уставом или положением живые люди, которые вырабатывают и осуществляют его волю". Таким образом, одно и то же лицо обладает возможностью реализации двух интересов: корпоративного и личного, причем первый может иметь в значительной степени формальный характер, в то время как второй может являться жизненно необходимым для своего носителя. Кроме того, это лицо, будучи членом органов управления нескольких юридических лиц, может реализовывать сразу несколько корпоративных интересов. Также оно состоит в определенных социальных отношениях (родственных, супружеских и т.п.), а значит, в своих действиях может руководствоваться личными интересами иных лиц. Следовательно, между указанными интересами неизбежно возникает конкуренция, которая может перерасти в конфликт интересов.

В законодательстве об акционерных обществах понятие "конфликт интересов" не используется, однако учитывается законодателем при закреплении отдельных юридических конструкций.

В юридической науке также отсутствует единое понимание конфликта интересов. Можно выделить две точки зрения.

Первая группа авторов рассматривает конфликт интересов как противоречие, несовпадение интересов различных субъектов, не учитывая, существует ли у одного из субъектов возможность реализовывать интересы другого (по крайней мере, такая возможность не определяющая).

Так, А.В. Габов полагает, что сведение категории "конфликт интересов" к проблеме отношений "принципал - агент" "несколько сужает широту проблемы". Ученый предлагает понимать под конфликтом интересов "ситуацию (состояние), при которой интересы лица - участника корпоративных отношений - не совпадают с интересами самой корпорации (акционерного общества) и (или) других участников корпоративных отношений".

А.Б. Агеев считает, что "если строго придерживаться конструкции "конфликт интересов", то придется исключить из рассмотрения корпоративные конфликты, при которых субъекты - конфликтующие стороны действуют в собственных интересах" (в данном случае автор имеет в виду в первую очередь конфликты между акционерами).

Думается, что при такой позиции происходит необоснованное смешение понятий "конфликт интересов" и "корпоративный конфликт": они используются как синонимы.

Мы полагаем, что о корпоративном конфликте следует говорить в случае противоречий между участниками корпоративных правоотношений. Так, Кодекс корпоративного поведения понимает под корпоративным конфликтом противоречие между органом общества и его акционером (акционерами), а также между акционерами, если такой конфликт затрагивает интересы общества. Позитивное правовое регулирование общественных отношений в целом (корпоративное право в частности) направлено на обеспечение баланса интересов различных субъектов. Особого внимания заслуживает ситуация, когда несовпадающие интересы принадлежат разным лицам, при этом возможность их реализации имеется только у одного. Следовательно, у него возникает необходимость выбора в связи с его двойственным положением в ситуации, когда одновременная реализация обоих интересов в полной мере невозможна. Именно в этом случае речь должна идти о конфликте интересов.

Вторая группа исследователей рассматривает конфликт интересов в контексте действий в пользу третьих лиц, необходимости выбора одного лица между реализацией нескольких интересов при их столкновении. Такой подход, на наш взгляд, предпочтителен.

Так, Д.И. Дедов, рассматривая конфликт интересов комплексно - как феномен, присущий не только отношениям в акционерном обществе, но и иным отношениям (например, институт представительства), понимает под ним "общепринятый термин, обозначающий противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего), и личными интересами этого уполномоченного". Разделяя в целом позицию автора, предлагаем уточнить данное определение. Конфликт интересов в акционерном обществе - это столкновение (противоречие) интереса акционерного общества с личным интересом лица, реализующего интерес акционерного общества (управляющего, акционера и других субъектов конфликта), при котором одновременная реализация обоих интересов в полной мере (без ущерба одному из них) невозможна. Предлагаем законодательно закрепить эту дефиницию.

Поясним предложенное определение.

Во-первых, под личным интересом субъекта конфликта, помимо его собственного (индивидуального, частного) интереса, понимается интерес третьего лица, возможностью реализации которого наделяется субъект конфликта, выполняя, например, функции исполнительного органа иного юридического лица, а также интересы третьих лиц, каким-либо образом связанных с субъектом конфликта, которыми последний может руководствоваться в своих действиях (например, интересы супругов, родственников и т.п.).

Во-вторых, столкновение интересов, при котором их одновременная реализация без ущерба какому-либо из них невозможна, может возникать как по объективным, так и по субъективным причинам - объективная и субъективная невозможность.

Пример субъективной невозможности - наличие "неформальной" (дружеской и т.п.) связи с контрагентом акционерного общества по сделке.

Яркая иллюстрация объективной невозможности - заключение сделки юридическим лицом со своим директором. Субъекты гражданских правоотношений приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ): директор акционерного общества, совершая сделку с последним, объективно сможет действовать либо в своих интересах, либо в интересах общества, поскольку в данном случае участники сделки - контрагенты. Законодатель по отношению к подобным сделкам не использует термин "конфликт интересов", называя их "сделками, в совершении которых имеется заинтересованность" (ст. 81 Закона об акционерных обществах).

Конфликт интересов при совершении сделок в акционерном обществе объективно возникает при наличии следующих отношений между лицом, реализующим корпоративный интерес (или его супругом, родителями, детьми, братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными и (или) его аффилированными лицами - "связанные лица"), и контрагентом (выгодоприобретателем) по сделке:

совпадение лица, имеющего возможность реализовывать (влиять на реализацию) корпоративного интереса (в терминологии закона - заинтересованного лица), или связанных с ним лиц и контрагента (выгодоприобретателя) по сделке: заинтересованное лицо является стороной сделки (выгодоприобретателем по сделке);

отношения представительства (посредничества): заинтересованное лицо (связанные с ним лица) является посредником или представителем в сделке;

отношения владения: заинтересованное лицо и (или) связанные с ним лица (каждый в отдельности или все в совокупности) владеют 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

отношения управления: заинтересованное лицо (или связанные с ним лица) занимает должность в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица (ст. 81 Закона об акционерных обществах).

Иных обстоятельств, при которых возникает конфликт интересов, российский законодатель не предусматривает. Это можно объяснить тем, что сделки выступают основным юридическим фактом, которым опосредуется динамика имущественных отношений акционерных обществ.

Между тем конфликт интересов в акционерном обществе может возникать не только при заключении сделок, но и при совершении обществом иных юридически значимых действий (например, при заключении трудовых договоров, которые с точки зрения традиционного научного подхода сделками не являются, при осуществлении процессуальных действий). Так, конфликт интересов неизбежен при заключении директором акционерного общества трудового договора с супругой, при отказе директора от иска (признания иска) в пользу супруги. Таким образом, конфликт интересов выходит за рамки гражданско-правовых отношений. Полагаем, что правовое регулирование обозначенных ситуаций потребует особых юридических конструкций.

Законодатель также не учитывает субъективную невозможность одного лица действовать одновременно в нескольких интересах. Тем самым из сферы регулирования выпадает целый ряд отношений, в которых лицо, реализующее корпоративный интерес и совершающее юридически значимые для общества действия, может руководствоваться иным интересом. В связи с чем полагаем, что обязанности по выявлению не предусмотренного законом конфликта интересов и информирования о таком конфликте должны быть возложены на самого субъекта конфликта (управляющего, акционера и др.) с возможностью последующего применения санкций в случае их неисполнения.

Виды конфликта интересов

В зависимости от субъекта, реализующего корпоративный интерес, можно выделить следующие виды конфликтов интересов:

конфликт интересов управляющего: члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества и общества;

конфликт интересов контролирующего акционера и общества: в Законе об акционерных обществах акционером, способным влиять на реализацию корпоративного интереса, признается акционер общества, имеющий совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества;

конфликт интересов иных лиц, способных влиять на реализацию корпоративного интереса (например, лиц, имеющих право давать обществу обязательные для него указания), и общества.

Особого внимания заслуживает конфликт интересов акционера и общества. Как справедливо отметил М.И. Кулагин, акционер, владеющий контрольным пакетом акций, осуществляет "безраздельное господство в обществе", распоряжаясь капиталом, который во много раз превосходит его вклад в капитал компании. Акционерное общество является организацией собственников капитала, в связи с чем "органы акционерного общества должны, прежде всего, служить формированию, выявлению коллективной воли собственников".

Будучи лицом, входящим в состав общего собрания акционеров (органа управления акционерным обществом), акционер, в первую очередь мажоритарный, имеет возможность реализовывать корпоративный интерес.

Конфликт возникает, когда личный интерес контролирующего акционера противоречит корпоративному интересу. Акционер может использовать общество для реализации частных негативных целей, а в крайнем случае вообще не быть заинтересованным в существовании и функционировании акционерного общества.

Помимо конфликтов собственных интересов субъектов, реализующих корпоративный интерес, и акционерного общества, можно выделить конфликты интересов общества и третьих лиц, интересы которых управляющий (акционер) общества также имеет возможность реализовывать. Например, N - директор акционерного общества А и одновременно член совета директоров общества B. В данном случае N имеет возможность реализовывать интересы одновременно двух обществ. При определенных обстоятельствах, например при совершении сделки обществом А и обществом В, указанные интересы будут конфликтующими, N может оказаться в ситуации столкновения этих интересов и неизбежного выбора между ними.

Юридические конструкции регулирования конфликта интересов

В целях регулирования конфликтов интересов в акционерном обществе главными задачами законодателя становятся:

определение круга лиц, которые обладают возможностью реализовывать корпоративный интерес;

эффективное выявление обстоятельств, при которых может возникнуть конфликт интересов;

разработка и внедрение определенных юридических конструкций (т.е. "нормативных схем регулирования", "типовых построений правомочий, обязанностей, ответственности, процедур") для предотвращения конфликта интересов и нивелирования его последствий.

С точки зрения функционального назначения можно выделить следующие гражданско-правовые конструкции, используемые в целях регулирования конфликта интересов в акционерном обществе:

регулятивно-статические: конструкции, закрепляющие основные обязанности субъекта, реализующего корпоративный интерес, в рамках которых он действует свободно (например, закрепление обязанности управляющих действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении общества добросовестно и разумно (ст. 71 Закона об акционерных обществах), установление запрета на совмещение лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, и членами коллегиального исполнительного органа общества должностей в органах управления других организаций без согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст. 69 Закона об акционерных обществах);

регулятивно-динамические: конструкции, направленные на определение порядка поведения сторон в ситуации, когда конфликт интересов уже возник (например, специальное регулирование проведения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, порядок их одобрения);

охранительные: конструкции, направленные на устранение последствий правонарушений, возникших в результате конфликта интересов (ответственность управляющих за убытки, причиненные обществу, признание сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, недействительной и т.п.).

Выбор законодателем нормативной схемы регулирования конкретных отношений обусловлен, в частности, степенью риска того, что при возникновении конфликта интересов приоритет будет отдан не интересу общества, а иному интересу. Так, риск нарушения корпоративного интереса мажоритарным акционером очевидно ниже, чем риск нарушения указанного интереса менеджером. Участвуя в обществе, акционеры несут риск потери своих финансовых вложений в капитал общества, поэтому в значительном количестве случаев корпоративный и личный интересы акционера совпадают. Следовательно, вероятность конфликта интересов в большинстве случаев стремится к нулю. Совпадение же корпоративного интереса и интереса менеджера менее вероятно.

Соответственно, законодатель использует разные юридические конструкции для регулирования конфликтов интересов акционерного общества и управляющих, акционерного общества и акционеров (например, акционеры не несут фидуциарных обязанностей в отношении общества). Однако некоторые конструкции являются универсальными и используются для регулирования и тех и других конфликтов интересов (в частности, специальное нормирование сделок, в совершении которых имеется заинтересованность).

В заключение хотелось бы отметить существенное значение принципов права для регулирования конфликта интересов в акционерном обществе. Ввиду опосредованности механизма реализации корпоративного интереса особую роль здесь играет общегражданский принцип добросовестности, который конкретизируется в отдельных юридических конструкциях, в том числе в нормах п. 3 ст. 53 ГК РФ и п. 1 ст. 71 Закона об акционерных обществах.

В этих нормах также закреплено положение о приоритете интереса акционерного общества перед личным интересом управляющего. Оно является в определенной степени изъятием из принципа юридического равенства, однако вполне обоснованным. Это изъятие направлено на выравнивание положения акционерного общества как субъекта гражданского права, поскольку оно ввиду производного характера интереса не обладает возможностью непосредственной его реализации, а значит, находится в заведомо неравном положении по отношению к физическому лицу как субъекту гражданского права.

На государственной гражданской службе. Вопрос будет рассмотрен со всех сторон, чтобы после прочтения материала вырисовалась точная картинка данного вопроса. Подробности читайте ниже.

Важность вопроса

В последнее время вопрос коррупции встал очень ярко. Актуальность данной темы бьёт все рекорды, ведь коррупцией пропитаны почти все слои власти. Она мешает экономическому процветанию страны, принося определённый вред и социальной сфере. В проекте реформирования государственной системы вопросу коррупции уделяется особое внимание, ведь он - корень большинства проблем. Для борьбы с этой проблемой наиболее эффективно действуют административные рычаги. При этом большое внимание уделяется такому понятию, как конфликт интересов, который и служит причиной возникновения коррупции.

Конфликт интересов

Конфликты интересов на государственной гражданской службе были предусмотрены законодательством изначально. Летом 2001 года президент РФ утвердил Концепцию реформирования системы государственной службы, в которой отдельное внимание посвящалась формированию конфликта интересов. Это было необходимо для того, чтобы при индивидуальной или групповой заинтересованности служащих при возникновении спорных ситуаций работал механизм преодолению конфликтных ситуаций без нарушения или превышения полномочий.

Конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, когда личный интерес служащего при исполнении им обязанностей может как-то повлиять на правильное их исполнение. В таком случае может возникнуть некоторое противоречие между законом и личным интересом человека, который хочет нарушить некоторые положения ради своей выгоды. Это определение взято из федерального закона, принятого летом 2004 года. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе - это четкое понятие, которое рассматривается на высшем законодательном уровне.

Правовое развитие

Правовое оформление вопроса о разрешении конфликтов на государственной службе направлено на то, чтобы общество могло доверять органам государственной власти и знать, что они обеспечат полную безопасность и защищать их интересы. Немаловажно, чтобы граждане были уверены в том, что гос. служащие не станут злоупотреблять своими должностными обязанностями.

Летом 2008 года был принят национальный план по противодействию возникновению коррупции, который позже президент РФ подтвердил. В этом плане говорилось о том, что самым мощным механизмом противодействия коррупции является создания полноценного и комплексного механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Зимой 2008 года был принят ещё один закон, касающийся темы нашей статьи «О противодействии коррупции». Частично в нем были скопированы основные моменты из нормативно-правовых актов, принятых ранее. Дополнение состояло в том, что были добавлены конкретные положения, которые более детально рассматривали само понятие конфликта. Также отдельно рассматривались возможные методы решения проблемы.

В статье 10 данного закона говорится, что конфликты интересов на государственной службе - это ситуации, в которой косвенная и прямая заинтересованность служащего в достижении собственных целей влияет на то, как он исполняет свои обязанности. В итоге такая ситуация может привести к тому, что права обычных граждан, организаций, всего общества или государства могут быть нарушены.

Личная заинтересованность

Понятие конфликта интересов на государственной службе подразумевает наличие личной заинтересованности служащего. Под нею понимается получение определённых выгод при исполнении обязанностей. В результате работник может получать деньги, имущество и другие ценности. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе - это ситуация, при которой служащий преследует собственные цели и может их достигнуть при исполнении не только служебных, но и общих своих обязанностей.

Исключительно служебные обязанности в России распространяются (согласно закону) на работников прокуратуры, органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенных органов и военнослужащих. Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто. Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т. д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права. Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.

Под конфликтом интересов на государственной службе понимается, что личная заинтересованность работника может быть не только прямой, но и косвенной. Что это означает? Выгоду от проведения какой-то операции служащий может получить не напрямую. То есть в итоге он не получает денег или каких-то других материальных ценностей. В качестве награды он имеет дополнительные возможности для получения ещё большего дохода.

Даже обсуждая эту тему столь детально, надо понять одну простую вещь: полностью и навсегда избавиться от конфликтов на государственной гражданской службе невозможно. Этого никогда не будет. Но в силах законодателей сделать всё для того, чтобы такие конфликты были урегулированы по чёткому механизму. Для этого нужно выявлять возможные причины, при которых возникает конфликт, обозначать те условия, которые этому способствуют, и наблюдать за динамикой развития. Немаловажно непосредственно управлять процессом решения конфликта.

Причины

Всегда есть место для конфликта на государственной службе. Это возникает неконтролируемо и постоянно. Но определить основные причины всё же можно. К ним относят:

  • пренебрежение нормами действующего законодательства;
  • любое нарушение запретов и отдельных ограничений, которые прописаны в законах, особенно в Законе «О противодействии коррупции»;
  • несоблюдение законных интересов и прав граждан, отдельных организаций и государства при исполнении своих должностных обязанностей;
  • обычное невыполнение своих обязанностей или нарочно исковерканное их выполнение;
  • нарушение норм поведения, которые должен соблюдать каждый гражданский служащий.

Условия

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе возникает не только ввиду определенных причин, но и при некоторых условиях внутренней среды. К таким характерным причинам можно отнести следующие:

  • недостаточная компетенция служащего или его неопределённость в понимании своего долга;
  • дублирование полномочий других государственных служащих, других органов гос. власти и т. д.;
  • незнание некоторых принципов, на которых основывается работа;
  • наличие конкретных противоречий, которые встречаются в нормативно-правовых актах (это возникает на абсолютно всех уровнях власти и ведет к тому, что в законе ищут «дыры», прибегая к помощи коррупционеров);
  • нарушение организационной и служебной дисциплины;
  • отсутствие материальной или моральной достаточной мотивации работника, которая бы служила неким гарантом успеха, который можно потерять при несоблюдении своих полномочий;
  • дискриминация или недостаточное внимание к сотрудникам, которые выполняют одинаковую работу в равном объёме, но не получают похвалы или другого вида стимуляции от руководства;
  • использование малоэффективной системы оплаты труда.

Возможные правонарушения

В том случае, если урегулирование конфликта интересов на государственной службе не происходит, возможные некоторые правонарушения. Рассмотрим самые часто встречаемые из них:

  • нежелание государственного служащего принимать необходимые меры для того, чтобы конфликт интересов был предотвращён или исчерпан;
  • неуведомление вышестоящих органов о том, что конфликт имел место, или о том, что кто-то из сотрудников имеет личную заинтересованность в определённом исходе дела;
  • неуведомление начальства о том, что уже есть сотрудники, которые незаконно владеют ценными бумагами, акциями, долями и т. д. и получили эти выгоды в результате незаконного использования своих полномочий;
  • бездействие или молчаливый отказ от принятия необходимых мер для того, чтобы передать дело в доверительное управление;
  • вхождение на другой пост без предварительного согласования с руководством, если намечается конфликт интересов.

Обязанности

Конфликты интересов на государственной службе - это такие ситуации, которые возникают, как мы уже поняли, при нарушении работниками своих обязанностей. Однако мы так и не рассмотрели эти обязанности служащих.

В 11 статье закона «О противодействии коррупции» говорится о том, что работник должен сделать всё возможное для того, чтобы не допустить конфликта интересов. Для этого при малейшем подозрении на такую ситуацию служащий обязан письменно уведомить своего руководителя. В 19 статье закона «О гражданской службе» говорится о том, что, если служащий понимает, что конкретно в его случае может произойти конфликт интересов, он должен уведомить вторую сторону, то есть нанимателя, в письменной форме.

Кто же выступает нанимателем? Оказывается это не всегда руководитель. Представлять интересы нанимателя может:

  • лицо, которое временно исполняет обязанности на должности;
  • руководить определённого гос. органа;
  • представитель любого уполномоченного лица, который действует о имени РФ или субъекта РФ.

Способы решения проблемы

Выявление конфликта интересов на государственной службе и своевременная его обработка - лучший вариант действий, однако не единственный. В законе предусмотрено несколько возможных способов решения проблемы:

  • изменение должности или служебного положения, которое занимает гос. служащий;
  • отстранение от выполнения обязанностей;
  • добровольный и гарантированный отказ работника от выгод, из-за которых и возник конфликт интересов;
  • отвод госслужащего от дела в определённых государством случаях и порядке.

Также закон предусматривает временное отстранение работника от дела, при том что денежное содержание служащего не прекращается. Если работник владеет определенными материальными ценностями, акциями, ценными бумагами и т. д., то он должен их передать вышестоящему руководству.

Назначение комиссии

Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе - это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

  • представитель нанимателя или его уполномоченный;
  • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
  • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

Порядок работы и задачи подобных комиссий были утверждены указом президента РФ в марте 2007 года.

Действия Министерства обороны

Примеров конфликта интересов на государственной службе множество, но как с этим борются? В 2007 году по приказу министра обороны была создана Комиссия по контролю за соблюдением требований к служебному поведению у государственных гражданских служащих. Она занималась рассмотрением следующих вопросов:

  • проверка наличия у работников личной заинтересованности;
  • нарушение служебного поведения, границы которого предусмотрены законом;
  • согласие или отказ в даче согласия лицам, которые выполняли обязанности на определенном посту, в замещении их в течении 2 лет с момента увольнения с прежней должности.

Факторы, способствующие возникновению личной заинтересованности

  • Неоправданная широта полномочий.
  • Отсутствие конкретных сроков для принятия решения.
  • Наличие органов государственной власти, которые дублируют полномочия других служб.
  • Изменение объёма своих полномочий по желанию из-за отсутствия детальных формулировок.
  • Превышения свободы чиновников для правотворчества.
  • Установление общих правил для разных правовых ситуаций без вникания в детали.
  • Принятие нормативных документов, которые лежат вне компетенции.
  • Отсутствие определённого порядка при выполнении ряда административных процедур.
  • Представление завышенных требований к гражданам, которые обратились за помощью, установление обременительных и запутанных правил.
  • Безнаказанное злоупотребление властью.
  • Использование двусмысленных терминов в законах и нормативных актах.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что конфликты интересов на государственной службе - это нормально. Однако, чтобы ситуация не выходила за рамки дозволенного, необходимо наладить механизм выхода из таких ситуаций и создать все условия, чтобы они не могли возникать в большинстве случаев, и у должностных лиц не было возможности воспользоваться некоторыми преимуществами своего положения.

Конфликт – это конфронтация, возникающая между участниками коммуникативного процесса из-за различий во взглядах, установках, интересах, убеждениях, ценностных ориентирах, целях. Конфликт считается наиболее острым способом урегулирования противостояния. Он заключается в противодействии сторон и часто сопровождается негативными эмоциями, действиями, выходящими за рамки общепринятых норм. Противоборства неизбежны в любых сферах жизнедеятельности. Поэтому необходимо изучить методы разрешения конфликтов, чтобы снизить их деструктивное воздействие и минимизировать риск негативных последствий.

Конфликт интересов

Сфера эскалации конфликтных ситуаций, когда сталкиваются цели противоборствующих сторон, многообразна и отличается содержанием, объектом и предметом отношений. Условия для зарождения конфронтации, вызванной конфликтом интересов, могут быть разными, при этом всегда присутствует несовпадение личных целей и задач организации, компании, где трудится человек.

Конфликт интересов, что это такое?

Конфликтом интересов именуется противоречие, возникающее между персональными интересами индивида и его профессиональными обязанностями, служебными полномочиями. Наличие такого противоречия может повлиять на беспристрастность и непредвзятость при принятии решений, на действие или бездействие при исполнении должностных инструкций, служебных полномочий и профессиональных обязанностей.

Конфликт интересов примеры могут наблюдаться не только при несении должностным лицом государственной службы, но и при работе в частном бизнесе. В этом случае, противостоянием интересов будет называться противоречие, возникающее, когда отдельный индивид или организация в целом работает одновременно в нескольких различных направлениях и задачи этих направлений деятельности расходятся между собой.

Конфликт интересов пример его можно встретить в профессиональной сфере на каждом шагу в ситуациях, когда персональные интересы работника противоречат интересам и целям предприятия, на котором он работает. Ситуации, порождающие конфликт интересов, наблюдаются повсеместно. Они возникают между членами одного класса, участниками семейных взаимоотношений, в группах единомышленников, среди коллег. Конфронтации, основанные на противоборстве целей участников взаимодействия, могут появляться вне зависимости наличия неприязни между индивидами. При любых обстоятельствах, такое явление как конфликт интересов необходимо незамедлительно пресекать, поскольку оно ведет к ущемлению интересов организации в целом.

Кроме того, ситуации конфронтации могут возникать при ограниченности средств для достижения намеченных задач. Избытком интересов вступает в противоречие с дефицитом ресурсов, необходимых для удовлетворения коллективных и персональных потребностей.

Итак, отвечая с правовой точки зрения на вопрос конфликт интересов, что это такое, можно вывести следующее определение.

Конфликт интересов является общепринятым в теории права термином, который обозначает ситуацию, когда один индивид одновременно может иметь два несовместимых интереса. При этом один интерес будет защищаемым, а удовлетворение другого интереса может причинить ущерб защищаемому интересу. К защищаемым интересам относятся интересы частного порядка и публичные, которые включают потребности неограниченного круга отдельной категории приватных лиц (акционеры, инвесторы). В правовой доктрине описываемая концепция сегодня получила широкое распространение.

В целом конфликту интересов в области предпринимательства присуще наличие трех объективных составляющих: двойственность потребностей, крупный ущерб, неправомерный поступок или его сокрытие и объективная связь между ними.

Обычно конфликт интересов возникает:

— как личное противостояние интересов и как организационное противоборство интересов;

— в ситуации, когда персональные интересы индивида, такие как: частные финансовые активы и профессиональные взаимоотношения вне организации, вступают в мнимую или реальную конфронтацию с выполняемыми им служебными обязанностями, называется личным конфликтом интересов. Организационный конфликт наступает, когда: организация из-за иных видов деятельности не в состоянии предоставлять услуги объективно;

— беспристрастность организации нарушается либо может быть нарушена при выполнении обязательств, возложенных на нее;

— появляются у этой организации чрезмерно большие конкурентные преимущества.

Конфликт интересов пример можно привести следующий. Несовместимость интересов чаще всего наблюдается на государственной службе, когда индивид, обязанностью которого является принятие решений об использовании бюджетных средств, имеет какие-либо взаимоотношения с фирмой, предприятием, организацией, являющейся одним из номинантов на получение таких средств в случае проведения конкурсных торгов.

Урегулирование конфликта интересов считается одной из первостепенных задач антикоррупционных механизмов и одновременно с этим, средством обеспечения надлежащего протекания служебных правоотношений.

Сегодня при создании модели внутрикорпоративного поведения многие коммерческие предприятия включают в нее описание возможных конфликтов потребностей и способы их предотвращения. Среди наиболее часто встречающихся потенциальных ситуаций конфронтации можно выделить следующие:

— разглашение конкурирующим (заинтересованным) фирмам, компаниям конфиденциальной корпоративной информации;

— использование возможностей, которые предоставляет организации, в ущерб этой организации ради осуществления собственных целей и интересов;

— принятие займов и презентов от клиентов либо поставщиков, что ведет к появлению определенных обязательств, противоречащих задачам и потребностям организации;

— связь с конкурирующими компаниями, клиентами либо поставщиками с целью получения выгоды для собственной персоны или близких.

Особое внимание необходимо обратить на урегулирование конфликта интересов, рождающегося на государственной службе в зарубежных странах. Мировая практика рассматривает такие противоречия в трех формах: непотизма, кронизма и встроенного лоббизма.

Непотизм заключается в предоставлении постов и должностей особам, с которыми наниматель пребывает в родственных связях и взаимоотношениях.

Кронизм обнаруживается в назначении государственными служащими на высшие государственные посты своих приятелей, интимных партнеров или бизнес коллег. Встроенный лоббизм наблюдается, когда представитель частного предпринимательства получает должность в той области государственной службы, в которой он осуществляет свой бизнес.

Разрешение конфликтов

Психологи и конфликтологи, работающие в области нахождения решений по урегулированию ситуаций конфронтаций предлагают следующие методы разрешения конфликтов.

В первый черед, они рекомендуют удержаться от продолжения противостояния. Теоретики в области конфликтологии советуют предпочесть открытое соревнование конфронтации. В соответствии с предварительной договоренностью, победителю такого соревнования отдается объект конфликта, а проигравшей стороне приходится добровольно отказаться от обладания объектом противостояния. Данный вариант считается одним из наиболее приемлемых.

Можно добровольно уступить предмет спора. Этот способ более эффективен при разрешении личных конфликтов, поскольку в масштабе организации подобные действия могут привести к серьезным финансовым убыткам.

Наиболее эффективный способом считается нахождение компромисса. Лучше приложить усилия для поиска компромисса, нежели тратить силы на ругань. Этот способ актуален, когда участвующие в противостоянии стороны обладают ресурсами, временем и желанием найти оптимальное решение, удовлетворяющее потребности всех оппонентов, в результате которого будут исчерпаны все противоречия.

Отдельно следует выделить способы урегулирования конфликтов интересов, обусловленных службой в государственных органах. Таких методов выделяют четыре: превентивный, метод раскрытия информации, добровольный отказ, мониторинг.

Превентивный метод заключается в предотвращении зарождения ситуации противостояния интересов. Этот способ считается наиболее самый эффективный с точки зрения борьбы с коррупцией. Примером описываемого метода может служить отказ чиновника, назначенного на должность, от части в капитале предприятия.

Метод раскрытие информации предполагает финансовый контроль. Все государственные служащие обязаны ежегодно декларировать доходы и имущество, находящиеся в их частной собственности.

Добровольное отречение от участия в процедуре принятия решения, которое связано с появлением конфликтов интересов. К таким действиям могут вынудить государственного служащего нравственные воззрения, профессиональная этика, действующее законодательство.

В системе государственных органов специально уполномоченными организациями, направленными на борьбу с коррупционными деяниями, проводится мониторинг. Такие организации следят за соблюдением предписаний законодательной базы, требований к поведению должностного лица и разрешением конфликтов интересов.

Грамотное и своевременное урегулирование конфликтов является залогом психического здоровья людей, поскольку любые конфронтации порождают противоречия, раздвоенность, дисгармонию в коллективе. При этом конфликты являются также необходимым условием сплочения коллектива и выведения его на качественно новый виток развития.

Умение управлять конфликтами считается важным навыком для преуспевающего руководителя. Ведь, как говорится, незнание аспектов регулирования конфликтов в коллективе не освобождает начальство от ответственности.

Конфронтации в организациях классифицируются по направленности и бывают горизонтальными, вертикальными и смешанными.

Горизонтальные конфликты вызываются конкуренцией и сравнением. Вертикальные – наблюдаются между индивидами, находящимися в подчинении, то есть между начальством и подчиненными. Смешанные конфронтации соответственно – это вертикальное и горизонтальное противоборство одновременно.

Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным, внутри коллектива возможно при условии:

— признания факта существования ситуации конфронтации, наличие противоборствующего участника и его претензий;

— отчетливого представления о содержании противоречивых интересов;

— подготовки оппонентов к принятию конкретных общих норм поведения.

Для каждого руководителя, если он заботится о процветании своей организации, очень важно, чтобы в коллективе психологический климат оказывал благотворное воздействие на характер и качество коллективной деятельности работников.

Сегодня одним из главных условий плодотворной деятельности руководителя считается его социально-психологическая осведомленность, составляющей которой выступает конфликтологическая подготовленность и компетентность.

Конфликтологическая компетентность, грамотное и эффективное разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным, внутри коллектива включает в себя:

— осознание природы столкновений, разногласий, конфликтов между субъектами;

— выработка у себя и работников конструктивного отношения к противоречиям в организации;

— владение навыками неконфликтного коммуникативного взаимодействия в сложных ситуациях;

— умение анализировать и объяснять зарождающиеся проблемные ситуации;

— умение развивать полезные начала возникающих противоборств;

— наличие навыков управления явлениями конфронтаций;

— умение предвосхитить возможные следствия конфликтов;

— наличие навыков ликвидации негативных следствий противоречий;

— умение конструктивно регулировать столкновения, ссоры, споры и конфликты.

Урегулирование конфликтов вынуждает руководителей выступать третьей стороной. Другими словами, начальник является посредником, который стремится восстановить в коллективе психологический баланс. Деятельность руководителя в качестве посредника включает в себя оценку и проведения анализа ситуации, а также непосредственно урегулирование конфликта.

Анализ и оценка ситуации конфронтации заключается в получении информации о предмете столкновения, сбор сведений о нем, изучение получен данных, проверку их достоверности, разбор конфликтной ситуации.

Процесс разрешения противоречий включает выбор средств для урегулирования, типа посредничества, воплощение выбранного метода, уточнение данных и принимаемых решений, снижение или снятие послеконфликтной напряженности во взаимоотношениях оппонентов, разбор опыта управления конфликтом.

Однако сегодня наиболее остро встает проблема не разрешения конфликтов в профессиональной сфере, а умение урегулировать разногласия, возникающие в подростковой среде.

Много лет психологи, социологи изучают проблемы пубертатного периода, но по сей день есть множество неразрешенных вопросов. Подростковый возраст считается самым конфликтным и особо чувствительным возрастом. Дети, достигая пубертатного периода, пытаются жить обособленно от взрослых, они создают особую субкультуру, которая основывается на определенных нормах, моральных установках, убеждениях. Она характеризуется специфическими формами поведения, неординарной одеждой, своеобразным языком, оригинальной символикой, атрибутами и ритуалами. Эта субкультура непонятна взрослым, которые считают подростков детьми, неспособными принимать самостоятельные решения, иметь серьезные чувства. Непонимание взрослых является одной из ключевых составляющих разногласий в подростковой среде.

Конфликты играют значимую роль в образовании новых качеств характера и в личностной трансформации.

Конфликтное взаимодействие в пубертатном периоде происходит в трех направлениях: подросток – подросток, подросток – родители и подросток – учителя.

В среде подростков конфликтное взаимодействие базируется на противоборстве, целью которого является лидерство. Здесь основными факторами конфликтного поведенческого стиля выступают статус, уровень притязаний () и .

Противоречия между значимыми взрослыми (родителями) и детьми подросткового возраста обусловлены изъянами в воспитании, деструктивностью внутрисемейных взаимоотношений, индивидуально-психологическими трансформациями в развитии детей. Конфликтный поведенческий стиль у подростков наблюдается тогда, когда взрослые не учитывают их возрастные изменения, индивидуальные особенности, когда не меняется содержание и форма коммуникативного взаимодействия взрослых.

Педагогические конфликты характеризуются особенностями, связанными со спецификой учебного процесса, отличиями в возрасте и статусе сторон.

Пример конфликта и его решение в школе. Ученица старшей школы характеризуется плохой успеваемостью, она груба и агрессивна во взаимодействии с педагогом. На уроке школьница мешает одноклассникам выполнять задания учителя, бросает в детей бумажки, на замечания педагога не реагирует.

Конструктивным решением описанной проблемы будет следующее. После игнорирования замечаний учителя девочкой, педагог мог выйти из сложившегося положения, сказав в ее адрес что-нибудь ироничное. Например, «Ольга сегодня с утра мало овсянки съела, поэтому дальность и меткость броска страдает, последняя бумажка не долетела до Пети». После этих слов можно продолжать дальше спокойно вести урок дальше. По окончанию урока необходимо обговорить с ребенком сложившуюся ситуацию, продемонстрировать девочке понимание, свое доброжелательное отношение и желание помочь. На последующих уроках рекомендуется этой ученице уделять больше внимания, поощрять ее ответы похвалой, доверять ответственные поручения.

Таким образом, можно вывести единый алгоритм конструктивного разрешения школьных конфликтов:

— в первый черед, необходимо соблюдать спокойствие;

— во-вторых, следует проанализировать ситуации без превратности;

— в-третьих, важно соблюдать открытый диалог между оппонентами, уметь выслушать противоборствующую сторону, спокойно изложить собственную точку зрения на возникшую проблему;

— в-четвертых, нужно обнаружить общие цели и методы решения проблемы, которые позволят прийти к этим целям;

— в-пятых, следует обязательно подвести итоги, позволяющие в дальнейшем избежать подобных столкновений.

Разрешение конфликтов в подростковом возрасте можно достичь тремя способами: подавлением, уступками (компромисс) и сотрудничеством.

Вопреки расхожим мнениям разрешение подростковых конфликтов при помощи подавления не всегда так плохо. Например, в сложных экстремальных ситуациях. Подавление заключается в возложении ответственности на собственные плечи в положительном его значении. Однако злоупотребление этим стилем управления конфликтами ведет к развитию подчинения из-за , озлобленности, скрытности, неспособности принимать решения.

Компромиссный способ урегулирования конфликтного процесса, заключается во взаимно направленных уступках.

Способ разрешение разногласий при помощи сотрудничества основывается на взаимном уважении сторон, коммуникативности и принятии конструктивных решений.

Разрешение конфликтов также в подростковом возрасте можно достигнуть и при помощи нижеприведенных приемов:

— творческого подхода (превращение проблемы в потенциальную возможность для себя);

— оптимального самоутверждения, заключающегося в нападении на конкретную проблему, а не на индивида;

— управления эмоциями;

— распознавания личностных установок, являющихся помехой к беспристрастному взгляду на предмет столкновения;

— выработки альтернатив;

— эффективного планирования, разработки вариантов стратегий (переговоры);

— посредничества.

Решение конфликта

Как бы люди не стремились избежать столкновений в ежедневном бытие, это невозможно. Конфликты являются неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. А потому, нужно изучать механизмы возникновения противоречий, знать возможные направления протекания и развития конфронтаций, а также владеть способами их предотвращения и решения.

Выбор способа предупреждения и управления противостоянием обусловлен эмоциональной устойчивостью личности, имеющихся доступных средств защиты собственных интересов, объема располагаемых полномочий и ряда других факторов.

Кроме того, нужно понимать, что от выбранного способа разрешения противоречий зависят, какими будут последствия конфликтов.

Пример конфликта и его решение в семейных взаимоотношениях. В семье молодоженов, проживающей на территории родителей одной из сторон, возникает между супругами конфликт из-за разногласий по поводу ведения быта: мужчина убежден, что всю домашнюю работу должна выполнять супруга по причине того, что она женщина. Супруга, в свой черед, считает, что ведением быта должны заниматься оба партнера в зависимости от загруженности на работе и наличии свободного времени. Если супруги выберут деструктивную модель поведения в столкновении, то в противостояние вовлекутся еще и родители, проживающие вместе с ними, вследствие чего конфликт может достичь таких масштабов, когда разрешить его без потерь будет невозможно.

Конструктивное решение конфликта возможно при соблюдении нижеприведенного универсального алгоритма. Первым шагом по урегулирования насущного проблемного вопроса будет установление доверительной атмосферы, которая располагает к сотрудничеству. Другими словами, если жена начнет разговор с крика или упреков, конструктивно разрешить противоречие вряд ли удастся. Следующий этап – это согласование восприятия оппонентов. Здесь одной из противоборствующих сторон необходимо согласиться с аргументами другой, хотя бы частично. В противном случае другая сторона не захочет слушать аргументы оппонента. Согласие, пусть даже частичное, снизит стремление противоборствующей стороны доказывать собственную правоту и повысит ее желание выслушать собеседника. После того, как обе конфликтующие стороны выслушали аргументы друг друга и частично с ними согласились, можно переходить к следующему этапу – согласованию интересов оппонентов (поиск компромисса). Четвертый этап – это принятие решений, направленных на урегулирование конфликта и учитывающих интересы обоих участников. В этом случае, необходимо произвести разделение ежедневных бытовых обязанностей между супругами либо разделить домашние дела по дням недели. Последний шаг – это реализация, достигнутых договоренностей.

Поделиться: