Куда сообщить о коррупции, и можно ли это сделать анонимно? Что из себя представляет взяточничество и как с ним бороться? Коррупционные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Весной этого года в России стартовала кампания по борьбе с коррупцией в сфере ЖКХ. В начале года были обнародованы результаты проверки законности увеличения тарифов ЖКХ, которую инициировала Генеральная прокуратура России. Прокурорская проверка выявила многочисленные факты превышения представителями органов местного самоуправления своих полномочий, заключавшиеся в незаконном увеличении тарифов и в ряде других злоупотреблений и нарушений. По итогам проверок 2010 года было возбуждено более 140 уголовных дел.
Очень скоро масштабы хищений в российском ЖКХ стали предметом удивления самого президента Д.А. Медведева. 15 марта 2011 года состоялась рабочая встреча Д.А. Медведева и начальника Главного контрольного управления Управления делами президента Константин Чуйченко. По данным, представленным Константином Чуйченко, только в ЦФО в 2009-2010 годах из системы ЖКХ было похищено и выведено за границу через фирмы-однодневки около 25 млрд. рублей. Сопоставление этой цифры с объёмом общего государственного финансирования отечественного ЖКХ в размере 230 млрд. рублей в год позволяет сделать однозначный вывод: в стране идёт масштабное расхищение средств с активным участием представителей органов муниципальной власти на местах. Расплачиваться за эти хищения приходится из собственного кармана потребителям коммунальных услуг, вынужденных оплачивать существенно завышенные тарифы во многих субъектах Российской Федерации.
Итогом беседы президента и начальника Главного контрольного управления стали распоряжения первого лица государства осуществить тотальную проверку отечественного ЖКХ силами Генеральной прокуратуры, МВД, Следственного комитета и Росфинмониторинга с привлечением губернаторов и полномочных представителей президента на местах. Сроки проведения проверки – до 1-го декабря 2011 года.
Запущенная президентом кампания по борьбе с мошенниками в сфере ЖКХ наверняка позволит нам узнать много нового о том, как воруют на отечественной «коммуналке» сегодня. При том, конечно, условии, что антикоррупционные декларации хотя бы в этот раз будут переведены в пространство действия и не останутся очередным сотрясанием воздуха. Система российского ЖКХ всегда представляла собой очень лакомый кусок с точки зрения возможности создания и развития на её основе разнообразных коррупционных схем. Причём как показывает современное положение дел, коррупция в сфере ЖКХ привлекательна ещё и тем, что можно постоянно придумывать и осуществлять новые схемы по освоению бюджетных и не только средств. Но пока немного из истории разворовывания ЖКХ Подмосковья.
В конце 2008 года прокуратура Пушкинского района заинтересовалась хищением 601 млн. рублей посредством создания искусственной задолженности перед местным МУП-ом «Дирекция ЖКХ». 1 июля 2005 года Администрация района подписала документы (позже следствием было установлено, что подписи были подделаны), признающие наличие долга. Вскоре МУП «Дирекция ЖКХ» переуступила право взимания долга подставной фирме, та ещё одной такой же и т.д. После чего администрацией района был взят кредит в банке «ВТБ» для погашения искусственного долга. Взят был под гарантии Правительства Московской области. Перечисленные деньги в итоге оказались в карманах стоявших за этой незамысловатой мошеннической схемой лиц.
С Пушкинского района правоохранительные органы только начали разматывать этот «коммунально»-коррупционный клубок. Было установлено, что подобные схемы активно использовались не только в Пушкинском, но и в других районах Московской области. Общая сумма похищенных средств составила около 5 млрд. рублей (в то время в СМИ фигурировала более скромная цифра в «более 3 млрд. руб»). В частности, хищение денежных средств по аналогичной схеме наряду с Пушкинским районом Подмосковья происходило в Клинском, Коломенском, Ногинском районах, городском округе Химки, Чеховском и Шатурском районах.
Во всех случаях создавались искусственные задолженности местной администрации перед МУП-ми ЖКХ. Потом права на взыскание долга передавались фирмам-однодневкам, районные администрации брали под гарантии Правительства Московской области кредиты (основным кредитором выступал банк «ВТБ») и перечисляли средства на счета сомнительных фирм. Следственной группе СКП РФ во главе со следователем Александром Филиным удалось установить организаторов данных мошеннических схем. Ими оказались бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов (ныне не особо-то и скрывающийся за границей), а также генеральный директор ОАО «Московская областная инвестиционная трастовая компания» (МОИТК) Владислав Телепнёв и руководитель отдела финансирования государственных программ МОИТК Светлана Шаталина.
ОАО МОИТК являлась на то время детищем Бориса Громова, подписавшего осенью 2000 года Постановление «Об обеспечении единой инвестиционной политики в Московской области». Впрочем, у руля этой организации фактически оказался Алексей Кузнецов, министр финансов Московской области, которому было суждено стать одним из наиболее известных финансовых аферистов современной России. Впрочем, наличием людей последней категории во властных институтах родной страны сегодня вряд ли можно кого-либо удивить. ОАО МОИТК наряду с «Московским областным ипотечным агентством» (МОИА) «Ипотечной корпорацией Московской области» (ИКМО) приняли самое активное участие в создании и работе системы внебюджетного финансирования проектов Правительства Московской области. Умелое управление этой системой, осуществляемое Алексеем Кузнецовым, в итоге поставило Московскую область на грань банкротства. Его финансовые махинации стоили областному бюджету в общей сложности около 20 млрд. долларов.
Поскольку привлекаемые «детищами» Алексея Кузнецова средства бюджетными не являлись, соответствующие тендеры и утверждения смет при направлении этих средств на строительные и ремонтные работы не проводились. Это позволяло завышать стоимость осуществляемых работ на весьма значительные суммы, которые в итоге просто-напросто разворовывались. Так, например, строительство стадиона «Арена-Химки» на 18 000 зрителей обошлось в целых 2 млрд. рублей. По расчётам, это превышает реальную стоимость подобного объекта, как минимум, в 2 раза.
В истории с похищением 5 млрд. руб. через Подмосковное ЖКХ также не последнюю роль играло ОАО МОИТК. Напомним, что в основе схемы по хищению средств лежало создание фиктивного долга перед МУП-ми: т.е. требовалось создание прилично выглядящей филькиной грамоты, подтверждающей, что работы, за которые районные администрации задолжали МУП-ам деньги, «действительно» осуществлялись. Проверкой и принятием актов о якобы осуществлённых работах в сфере ЖКХ и занималось ОАО МОИТК.
Впрочем, не менее важно было впоследствии получить от банка-кредитора средства на погашение искусственно созданной задолженности под гарантии Правительства Московской области. Так уж оказалось, что основным кредитором, предоставлявшим займы на погашение фиктивных долгов ЖКХ, был банк «ВТБ». Быть может, сегодня мы знали бы о финансовых аспектах коррупционных схем в Подмосковном ЖКХ гораздо больше, если бы принимавший участие со стороны ВТБ в реализации этих схем директор Управления по работе с крупными клиентами Олег Жуковский не был найден мёртвым 10 декабря 2007 года. Его нашли во дворе собственного дома, расположенного в элитном посёлке «Лесная опушка». Нашли на дне бассейна, со связанными руками и ногами, к которым был привязан груз. В доме была обнаружена записка, в которой Олег Жуковский сообщал о своём намерении добровольно уйти из жизни и никого не винить в его смерти…
После того, как масштабы хищений через ЖКХ Московской области стали понятны следствию, на допросы были вызваны главы семи подмосковных субъектов. Ведь на документах, подтверждающих факт задолженности местных администраций перед МУП-ми, стояли их подписи. В ряде случаев разбирательство по этим вопросам давало интересные результаты. Так, например, следствием было установлено, что при хищении средств по указанной схеме в Пушкинском районе была подделана подпись главы района Олега Копылова: подтверждающий задолженность документ был подписан 1 июля 2005 года, в то время как Олег Копылов ушёл в отставку пятью днями ранее и не мог подписывать данный документ. Отвечать за хищения через ЖКХ и другие коррупционные преступления пришлось уже другому главе Пушкинского района – Владимиру Башкирцеву.
Одними из самых интересных показаний оказались данные Владимиром Стрельченко, главой городского округа Химки. Из всего того, что он наговорил следователю и впоследствии подтвердил своей подписью, особо заслуживают внимания два пункта: 1) он признал, что на документе, фиксирующем задолженность перед МУП-ом, стоит его подпись; 2) он сообщил, что подпись была поставлена по приказу «сверху». После таких откровений покровителям Владимира Стрельченко было ох как не просто его отмазать. Против руководителя химкинского МУП «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» Игоря Кима было заведено уголовное дело, впоследствии благополучно замятое. Итог истории был прост: Игорь Ким покинул свою должность, Владимир Стрельченко остался главой Химок, а 500 млн. рублей были похищены через ЖКХ городского округа Химки.
Впрочем, странные вещи в химкинском ЖКХ вовсе не перестали происходить после громкого скандала о хищении 500 млн. рублей. Заслуживающую внимания информацию о причинах значительно завышенных, например, по сравнению с московскими, тарифами ЖКХ в Химках недавно опубликовал антикоррупционный блог Himkileaks. По версии авторов данного ресурса, завышенные тарифы были получены в результате коррупционного сговора между химкинской администрацией и руководителем топливно-энергетического комитета МО (ТЭК МО) Цагадаевым Цырен-Доржи Даржаповичем. В качестве подтверждения собственных обвинений авторы Himkileaks приводят адрес новой квартиры (ул. Лавочкина, д. 23, кв. 102), которую Ц-Д. Д. Цагадаев получил в дар от Владимира Стрельченко за утверждение «желательных» тарифов.
Не менее интересной с точки зрения «серых» схем в ЖКХ является и деятельность получившего скандальную известность химкинского «Полигона ТБО», 100% собственником которого является Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Химки. Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что химкинская свалка – сфера интересов очень влиятельных криминальных кругов. Получающие доходы от её деятельности настолько уверены в собственной мощи и безнаказанности, что не побоялись устроить второе покушение на главу химкинского отделения партии «Правое дело» Константина Фетисова на следующий день после того, как он организовал пикет против незаконно работающей свалки.
Ежедневно «Полигон ТБО» в Химках принимает от 80 до 100 машин с мусором от нескольких мусоровывозящих фирм. Среди доставляющих на химкинскую свалку мусор, в частности, фигурируют не только муниципальные МГУП «Мосводоканал» и ФСУ-6, но и коммерческие фирмы, например, ОАО «Перспектива-Тушино», ООО «ЭкоТрансСервис», ООО «ОГМ». Причём вывозить мусор на «Полигон ТБО» они продолжает и сейчас, несмотря на то, что Московский областной арбитражный суд ещё 25 марта 2011 года приостановил его деятельность на 60 суток. Из этого количества прибывающих в день машин лишь 2-3 привозят мусор из химкинского микрорайона Левобережный. Основная часть химкинского мусора вывозится на мусорный полигон «Хметьево», который расположен в соседнем Солнечногорском районе. Вести мусор из Химок в соседний Солнечногорский район гораздо дороже, чем вести его на полигон в Химки. Но вот только за вывоз мусора из Химок платят жильцы, а использование «Полигона ТБО» для утилизации коммерческого мусора, поступающего от частных мусоровывозящих компаний из Москвы, открывает широкие просторы для освоения поступающих средств. Такая возможность открывается благодаря тому, что по бумагам на «Полигоне ТБО» активно ведутся рекультивационные работы и сам готовится к скорому закрытию. Иными словами, подлинные объемы работы химкинской свалки не то чтобы особо афишируются. Доходы, получаемые от деятельности химкинского «Полигона ТБО», до бюджета городского округа просто-напросто не доходят, а пилятся дирекцией свалки и местной администрацией. Мусорная свалка действительно может быть золотой жилой, если грамотно организовать её работу.
А утилизация мусора, доставляемого 100 машинами – это около 500 тыс. рублей в день. Итоговый чистый доход, разумеется, меньше, но сумма всё равно остаётся внушительной. Химкинский «Полигон ТБО Левобережный» сегодня фактически является муниципальным предприятием, эффективно работающим «на сторону»: благо рядом расположена Москва, мусор из которой нужно куда-то вывозить и утилизировать. Поэтому среди доставляющих на химкинскую свалку мусор фирм, доминируют московские.
Химкинский «Полигон ТБО» - пример того, что деньги можно не просто похищать из бюджета, используя откровенно мошеннические схемы. Можно использовать потенциал муниципального предприятия ЖКХ для получения «левой» прибыли. Протестующие против свалки химчане, наверно, сильно бы удивились, узнав, что на отравляющий жизнь их родного города «Полигон ТБО» поступает не мусор из Химок, а коммерческий мусор из Москвы. Через ЕРКЦ же ежемесячно проходят суммы в 3,5-4 млн. рублей, которые жители Химок платят за то, что мусор из их родного города был вывезен на Солнечногорский полигон «Хметьево». Разумеется, в Химках можно было бы иметь гораздо более низкие тарифы за вывоз мусора и экономить немалые бюджетные средства при доставке местного мусора на местный же «Полигон ТБО». Правда, подобная забота о жителях и бюджете закрывает перспективы для развития доходного бизнеса на базе муниципальных предприятий.
Куда же уходят эти немалые деньги, которые приносит химкинская свалка? Вряд ли те, кто знают ответ на этот вопрос, захотят им с кем-то делиться. Антикоррупционный интернет-ресурс Himkileaks недавно сообщил о двух коммерческих проектах Владимира Стрельченко за границей. Речь идёт о строительстве элитного коттеджного посёлка около турецкого города Кимер, за которым, как утверждают авторы доклады, стоят бизнес-партнёры Владимира Стрельченко братья Вылежнины. Также по версии Himkileaks Владимир Стрельченко через третьих лиц стал фактическим собственником футбольного клуба высшего дивизиона хорватской лиги из города Пул. Быть может, превращение родной земли в мусорку ценно тем, что позволяет неплохо вложиться в недвижимость за границей?
Вопрос о том, останется ли ЖКХ Подмосковья привлекательной с точки зрения развития коррупционных схем сферой, напрямую зависит от исполнения правоохранительными органами указаний президента Д.А. Медведева по тотальной проверке всей системы российского ЖКХ. Работы в Подмосковье для правоохранительных органов будет предостаточно. Сама по себе огромная цифра в 25 млрд. рублей, похищенных за два года только через ЖКХ ЦФО, говорит о том, что коррупция в данной сфере носит системный характер и развивается, несомненно, с активным участием представителей муниципальной власти. Поэтому борьба с ней – это не только задача, стоящая перед правоохранительными органами, это ещё и тест на наличие политической воли у руководства страны.

Коррупция в ЖКХ: как управляющие компании помогают чиновникам обворовывать население

Плата за воздух

Прокуроры вскрыли повсеместные нарушения при расчете тарифов ЖКХ
Газета "Новые Известия", 19.01.2011

Анжела Дружинина

Вчера Генпрокуратура РФ сообщила, что ее проверка выявила многочисленные нарушения при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги в подавляющем числе субъектов РФ. По итогам 2010 года возбуждено более сотни уголовных дел. Специалисты отмечают, что ситуацию в отрасли усугубляет посредничество управляющих организаций между поставщиками и потребителями услуг.

Тема роста оплаты услуг ЖКХ неоднократно поднималась руководством страны в 2010 году. В октябре глава государства утвердил перечень поручений в этой сфере. В частности, было предложено к июню 2011 года разработать механизмы привлечения к ответственности за плохое исполнение своих обязательств управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и прочих организаций. К делу подключили даже Генпрокуратуру.

"Результаты проведенной с участием всех прокуроров субъектов РФ проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии законности в области регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги", - говорится в ее вчерашнем сообщении. Прокуроры пришли к выводу: нарушения совершаются на стадии как установления тарифов, так и их применения организациями ЖКХ. Ряд региональных органов регулирования устанавливают "незаконные, экономически необоснованные тарифы" и включают в них неоправданные расходы.

Управляющие компании тоже не сидят, сложа руки. "Продолжают завышать правомерно установленные тарифы", - сообщает Генпрокуратура.Нередко встречаются и факты нецелевого использования денег, собранных с граждан в счет оплаты услуг ЖКХ, и незаконного расходования управляющими организациями средств, собираемых гражданами на содержание, текущий и капитальный ремонт жилья. Такие факты вскрыты, в частности, в Москве. "Уголовные дела по фактам хищения и нецелевого расходования средств, полученных за предоставленные ресурсы, возбуждены в Астраханской, Липецкой, Свердловской, Тюменской областях и других регионах", - сказано в сообщении. Всего в 2010 году в сфере ЖКХ выявлено более 94 тыс. нарушений закона, предъявлено около 21 тыс. исков в суды, к административной ответственности привлечено свыше 5 тыс. лиц, а правоохранительными органами по инициативе прокуроров возбуждено более 140 уголовных дел.

Елена Николаева, председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам, рассказала "НИ", что проблема тарифов ЖКХ за последний год всколыхнула все общество: специально выделенная "горячая линия" (телефон 8 800 700 8 800), открытая в конце ноября, только за первый месяц приняла несколько десятков тысяч звонков со всех уголков страны. Основные претензии граждан - ни у кого (даже у профильных организаций) нет понимания, из чего складываются тарифы и как рассчитывается себестоимость этих составляющих. Очень многие констатируют регулярное необоснованное завышение тарифов управляющими организациями непосредственно в платежных документах. С другой стороны, поставщики услуг сетуют на недополучение от УК денег, которые перечисляют граждане. Возмущает людей и низкое качество услуг при постоянном повышении их стоимости: в квартирах зимой холодно, идет повсеместное отключение электричества и горячей воды.

Но корень зла эксперты видят все-таки в самих управляющих компаниях. "С тех пор как они стали посредниками между потребителями и поставщиками услуг, все чаще отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения поставщиками средств. Другими словами, одни платят все больше, а другие получают все меньше. Разница оседает на счетах УК, - отмечает Елена Николаева. - Вместе с тем на платежи телефонной или электросети нареканий практически нет, потому что потребитель платит им напрямую".

По данным Минрегионразвития, только за 1-е полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. Одновременно с этим резко снизились и доходы предприятий-поставщиков ЖКУ. За 2009 год они получили от потребителей 50 млрд. руб. при годовом обороте отрасли 2,7 трлн. "Я лично передала в Генпрокуратуру многочисленные материалы о лже-управляющих компаниях, и последний ее отчет говорит о том, что наши опасения оправдались, - заявила НИ г-жа Николаева. - Но кроме компаний-фантомов есть и просто нечистые на руку руководители УК, которые покупают себе дорогие машины вместо того, чтобы делать текущий ремонт жилья, или просто крадут деньги. Нас потрясла история в Сергиевом Посаде, где небольшая УК задолжала водоканалу и теплосети более 300 млн. рублей. Генпрокуратура должна разобраться, где эти деньги".

По мнению экспертов, отсутствие четкого законодательного регулирования взаимоотношений между тремя заинтересованными сторонами в процессе поставки коммунального ресурса (жители - управляющая компания - ресурсоснабжающая организация) порождает различные трактовки закона в части юридической квалификации этих правоотношений. УК считают "своими" денежные средства населения и соответствующим образом ими распоряжаются. Нужно безотлагательно наладить жесткий контроль за деятельностью УК и законодательно запретить им "расщеплять" платежи населения, иначе под угрозу ставится жизнеобеспечение жилых объектов всей страны.

Жилищно-коммунальный хаос

Премьер Владимир Путин готов наказывать чиновников за повышение тарифов
Газета "Известия", 19.01.2011

Анастасия Савиных

Генеральная прокуратура выявила почти сто тысяч нарушений закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства и возбудила 140 уголовных дел. Свой отчет ведомство опубликовало как раз к началу встречи премьера Владимира Путина с руководством партии "Единая Россия", которая была посвящена удручающему состоянию дел в ЖКХ.

Местные чиновники вовсю экспериментируют с тарифами, и результаты этих опытов оказываются, как правило, не в пользу граждан. Рост цен на услуги нужно ограничить, а желающих сыграть на повышение - "бить по рукам", поставил задачу премьер. Первую в этом году встречу с руководством правящей партии Владимир Путин посвятил вопросу, не связанному напрямую с работой ни Госдумы, ни Совета федерации. Тарифы на коммунальные услуги находятся в ведении местных чиновников, но партийный контроль не помешает, решил премьер.

Все помнят ситуацию, когда в начале прошлого года в некоторых регионах цена на газ, тепло и свет мигом взлетела где на 25%, а где и на все 70%. Правительству тогда пришлось принимать экстренные меры, чтобы привести местных чиновников в чувство. Во избежание повторения такого сценария в этом году правительство решило ограничить рост тарифов на ЖКХ.

Лучше бы вообще не говорить ни о каком повышении. Лучше бы говорить о том, насколько мы могли бы их снизить. Вот к этому нужно стремиться, - поставил планку Путин.

Но уж если этого не избежать, то эти действия должны быть экономически обоснованными и находиться в рамках здравого смысла. Не более 15%. В реальности, судя по экономическим результатам деятельности и на федеральном уровне, и на региональном уровне, этот рост может быть и ниже - 13-14%, не более, - продолжил премьер.

В идеале же, по его словам, реальные доходы населения должны опережать всевозможные тарифы и сборы. Тогда никакие ценовые скачки не будут для населения шоком. Путин посоветовал "единоросcам" оперативно реагировать на малейшие отклонения, которые происходят в этой сфере, и внимательно относиться ко всем жалобам. А там, где кто-то пытается залезть людям в карман для того, чтобы прикрыть свои собственные упущения или нерасторопность, "бить по рукам".

Как раз 29 января в тот момент, когда поступят квитанции к жителям по оплате услуг ЖКХ, все депутаты разъедутся по субъектам и посетят там максимальное количество муниципальных образований для того, чтобы получить информацию, - ответил на это председатель Высшего совета партии "Единая Россия", спикер Госдумы Борис Грызлов.

Не остались без внимания и новогодние аварии на линиях электропередачи, когда из-за оборванных под тяжестью снега и льда проводов тысячи людей просидели без света и тепла несколько недель (некоторые сидят до сих пор). На восстановление сетевого хозяйства ушло более 9 млрд рублей. Велик соблазн переложить эти непредвиденные расходы на плечи потребителей. Но лучше даже не пытаться, предупредил премьер.

Никто не должен повышать тарифы. На эти цели должны быть изысканы дополнительные ресурсы, не за счет потребителя, - заметил Путин.

Генпрокуратура нашла почти сто тысяч нарушений в сфере ЖКХ

Прокуроры в 2010 году выявили более 94 тысяч нарушений законодательства в сфере ЖКХ в России и инициировали свыше 140 уголовных дел, сообщили в Генпрокуратуре РФ. "Внесено свыше 21 тысячи представлений, на незаконные правовые акты принесено более 5 тысяч протестов, предъявлено около 21 тысячи исков в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено свыше 5 тысяч лиц, должностным лицам объявлено свыше 12 тысяч предостережений", - говорится в заявлении ведомства. Нарушения закона вскрыты на стадии как установления тарифов, так и их применения организациями ЖКХ. В деятельности региональных органов тарифного регулирования продолжают иметь место факты установления незаконных, экономически необоснованных тарифов, включения в тарифы неоправданных расходов, превышения устанавливаемых Федеральной службой по тарифам предельных максимальных уровней тарифов, сообщили в Генпрокуратуре.

Энергосетям назначат главного

К апрелю Министерство регионального развития и Министерство энергетики должны провести инвентаризацию всех "бесхозных" энергосетей и назначить за них ответственных, рассказали во вторник в Минрегионе. Именно неразберихой в сетевом хозяйстве и объясняются проблемы с энергоснабжением Подмосковья.

Как признали в Минрегионе, много сбоев происходило на стыке так называемой большой и малой энергетики. Целый ряд населенных пунктов оказался в таких условиях, когда сети, которые к ним были подведены, не ремонтировались.

Поэтому сразу после новогодних праздников было проведено расширенное заседание с участием вице-премьера Игоря Сечина, и там было дано поручение нам и Министерству энергетики провести инвентаризацию этих сетей, выяснить их состояние и определить, кто за эти сети отвечает. И в дальнейшем разработать меры, чтобы сети вовремя ремонтировались. Срок - первый квартал, - рассказал журналистам во вторник заместитель министра регионального развития Анатолий Попов.

Помимо основных сетевых компаний, которые образовались после распада РАО "ЕЭС", еще некоторыми небольшими мощностями управляют маленькие сетевые компании. А это создает проблемы. Потому что, когда возникает чрезвычайное происшествие, координации действий нет. Если упали 100 километров проводов, то понятно, кто отвечает за 80 километров из них. Остальные находятся под управлением Васи, Пети и т.д. Кто-то начнет ремонтировать сети и возьмет на себя ответственность, а кто-то скажет, что он банкрот и ничего делать не будет, - объясняет аналитик инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Владимир Самородов.

По мнению эксперта, если у сетей будет общий собственник или будут назначены ответственные за обслуживание сетей лица, с ситуацией, подобной той, что сложилась в Подмосковье, будет гораздо легче справиться.

Всегда будет понятно, кто крайний. А главное - всегда будет ответственный за устранение неполадок, - говорит Самородов.

Александра Пономарева

Три печальные буквы

Как коммунальные службы обманывают население

Корреспонденты "Известий" внимательно изучили квитанции, по которым люди оплачивают "коммуналку".

В добыче денег из населения коммунальщики проявляют завидную выдумку. Например, в 2009 году управляющая компания ДЕЗ-2 во дворе дома N 202 по улице Юрина в Барнауле возвела детскую площадку. Говорили, что в подарок ко Дню города. А потом за "подарок" выставили счет.

В 2010 году получили отчет за работу УК - и видим, что услуг нам оказано более чем на 4 миллиона рублей! - рассказывает житель этого дома Сергей Татьянин. - Спрашиваем: это за что? А нам говорят: вот, площадка, она три миллиона стоит.

Оказалось, что площадка не простая, а золотая: квадратный метр асфальта обошелся в 2400 рублей. Для сравнения, при ремонте Павловского тракта, одной из главных городских магистралей, квадратный метр многослойного асфальта, положенного по европейской технологии, обходился в 900 рублей.

Татьянин и другие жильцы пошли в суд и после девяти месяцев (!) тяжб доказали-таки, что собрания не было и никто за выделение денег на детскую площадку не голосовал. Однако когда Татьянин пошел в прокуратуру, полагая, что в отношении ДЕЗ-2 должно быть возбуждено уголовное дело (да и деньги хотелось бы вернуть), его там не поняли.

Мне в прокуратуре говорят: "Чего вы хотите - деньги-то все равно истрачены", - рассказывает Татьянин. - Я даже растерялся. К 1 января 2012 года во всех домах нашей страны должны стоять приборы учета электричества, воды и газа. Таково требование федерального закона об энергосбережении. Хотя до указанного срока еще далеко, поставщики ресурсов требуют от домовладельцев досрочно исполнить положения закона, причем жители должны сильно потратиться.

Пенсионер Михаил Ленда живет в станице Барсуковской Ставропольского края. Полтора года назад пенсионер получил извещение из районного "Водоканала" с требованием провести поверку водомера, установленного в его доме. Такие извещения для него не новость. Приборами учета Михаил Кириллович пользуется давно, преимущества бережного расходования ресурсов хорошо знает. Смутила пожилого человека приписка в самом конце извещения: "Водомер в обязательном порядке вынести на центральную врезку". Что это значит, Михаил Кириллович, сам много лет руководивший станичным "Водоканалом", прекрасно понимает. За пределами двора, на краю дороги, где твоя труба соединяется с уличной сетью, следует выкопать и оборудовать железобетонными кольцами смотровой колодец размером полтора на полтора метра.

Ленда сделал калькуляцию, вышло 30 тысяч рублей. Сумма для пенсионера неподъемная. Станичник - в "Водоканал". А там ссылаются на федеральные "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" от 2006 года. Якобы по этому документу все счетчики теперь надо вынести к сетям. Позже в таком же ключе поставщики стали трактовать и федеральный закон об энергосбережении. Мотив понятен: примерно пятая часть воды, бегущая по трубам к потребителям, разворовывается с помощью незаконных врезок. Отсюда высокие тарифы для законопослушных абонентов.

Я, разумеется, отказался рыть дорогущий колодец, а в отместку "Водоканал" перевел мой дом на нормы потребления, то есть заставил платить за украденную другими воду, - возмущается Михаил Ленда.

Мы считаем возмущение граждан справедливым, - сказал "Известиям" Сергей Никитин, руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю. - В законе об энергосбережении, на который сегодня ссылаются в "Водоканале", не идет речи о переносе уже установленных приборов учета из домов к границам сетей. По этому поводу мы уже возбудили дело, которое скоро рассмотрим и вынесем решение.

Приключаются со счетчиками и другие загадочные истории. Например, в Барнауле они еще и обещанной экономии не дают!

Я в квартире счетчики холодной и горячей воды поставила еще в сентябре 2008 года, - рассказывает "Известиям" Нина Ивановна Матвеева, живущая в девятиэтажке. - За два года и два месяца потребление - 85 кубов горячей воды и 149 кубов холодной. А в ноябре 2010 года мне говорят: будете платить по общедомовому счетчику. И, например, холодная вода выходит по кубометру в день. У меня за четыре месяца такой расход выйдет, который раньше за два года был.

Лишние деньги приходится платить не только за воду, но и за электричество.

В конце прошлого года жителям города стали приходить квитанции с "двойной" оплатой за электричество - по индивидуальному счетчику и "исходя из показаний общедомового прибора учета", причем вторая сумма раза в полтора-два больше первой, - говорит Иван Брунич, житель города Новоалтайска. - То есть нам предложили заплатить за уличное освещение, за лампочки на лестничных клетках, которые горят с утра до вечера, за потери, за воровство.

Разумеется, с творящимся беспределом жители пытаются как-то бороться. Например, в Гатчине под Петербургом люди попытались заставить свою управляющую компанию работать строго по закону. Вылилось это в войну коммунальщиков с жильцами. Существуй конкуренция между управляющими компаниями, войны не было бы. Но даже в крупных городах поменять жилконтору почти невозможно: все монополизировано муниципальными организациями. - Перед Новым годом нам принесли бумажки: надо "проголосовать" за новые тарифы, - рассказал "Известиям" житель одного из домов Максим Леонов. - Но там стояла только итоговая цифра. А мы хотели получить полный перечень услуг с расценками, чтобы иметь возможность выбрать только то, что нам нужно.

Документ, который, казалось бы, должен лежать в управляющей компании под рукой, "искали" неделю.

Когда мы получили его, то хохотали всем домом, - продолжает Максим. - Например, там значилось обслуживание лифта - почти пять рублей с квадратного метра квартиры. Это в трехэтажном доме, какой там лифт!

Дальше - еще веселее. В одной графе - ежедневная уборка газонов, 50 копеек с метра, в другой "уборка мусора с газонов" - 22 копейки. "Как можно убрать газоны, не убирая мусор?" - удивились жильцы и вычеркнули из перечня одну из "уборок". Отказались и от того, что в управляющей компании назвали "услугами по регистрации". Кому это нужно? Ведь все давно зарегистрированы, остальные услуги, если понадобится, оказывает миграционная служба, а вовсе не жилконтора.

Генеральной прокуратурой РФ проанализированы результаты проверок по выявлению аффилированности должностных лиц органов власти с организациями ЖКХ.

Учитывая высокую степень подверженности сферы ЖКХ коррупции , вопросы выявления и пресечения правонарушений со стороны государственных и муниципальных служащих, курирующих данную область правоотношений, находятся под постоянным контролем прокуратуры. Особое внимание уделяется возмещению ущерба, причиненного сфере ЖКХ неправомерными действиями должностных лиц.

В результате своевременного реагирования прокурорами в 2014 г. устранено свыше 13 тыс. нарушений закона органами власти и организациями ЖКХ в данной области, приняты меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц.

Надзорные мероприятия, в первую очередь, направлены на пресечение деятельности криминальных структур, формируемых должностными лицами и организациями ЖКХ в целях совместного завладения государственными и муниципальными активами, деньгами граждан (республики Карелия, Саха (Якутия), Татарстан и др.).

  • Нарушение качества коммунальных услуг: ответственность исполнителя

Пример

В августе 2014 г. прокуратурой Ростовской области утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении членов организованной группы, включавшей бывшего руководителя департамента администрации г. Новочеркасска и 8 директоров управляющих организаций.

Данные лица, по версии следствия, разработали схему хищения более 20 млн руб., собранных с населения для оплаты услуг ресурсоснабжающих предприятий. В настоящее время идет суд.

Выявлялись факты коррупции в сфере ЖКХ, а именно: получения служащими незаконных вознаграждений за совершение в интересах организаций ЖКХ действий, выходящих за пределы их полномочий.

Пример

В Волгоградской области осуждены бывший руководитель департамента администрации областного центра и руководитель муниципального учреждения за взятку 3 млн руб. от ряда коммерческих предприятий за возможность беспрепятственно выполнять работы по капитальному ремонту жилищного фонда г. Волгограда.

Распространенный характер носит нарушение организациями ЖКХ и должностными лицами установленных законом запретов и ограничений на участие в деятельности хозяйствующих субъектов и выполнение в них управленческих функций (Республика Марий Эл, Красноярский край, Мурманская, Саратовская, Тюменская области). Прокуроры принципиально реагируют на факты несоблюдения порядка прохождения службы.

  • Об ответственности управляющих организаций ЖКХ нарушение лицензионных требований

Пример

В Тульской области основанием для прокурорского вмешательства явилось то, что начальник отдела по управлению многоквартирными домами администрации г. Тулы занял руководящие должности в 40 товариществах собственников жилья.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры г. Твери один из руководителей главы городской администрации, являвшийся участником ряда организаций ЖКХ, освобожден от занимаемой должности в связи с утратой доверия.

В 2014 г. во исполнение актов прокурорского реагирования уволено 40 служащих, не выполнивших требования законодательства, направленные на предупреждение коррупции в сфере ЖКХ.

Установлены случаи принятия должностными лицами решений, ограничивающих конкуренцию в сфере владения и распоряжения государственным и муниципальным имуществом в целях предоставления его подконтрольным коммерческим структурам (Краснодарский, Пермский края, Омская, Оренбургская, Пензенская области).

В Республике Дагестан суд рассматривает заявление прокуратуры о признании незаконными постановлений администрации г. Дагестанские Огни об изъятии у муниципального унитарного предприятия объектов коммунальной инфраструктуры и последующей их передаче в пользу теплоснабжающего предприятия, аффилированного с муниципальными служащими. По данному факту по инициативе прокурора организована доследственная проверка.

Результаты проверок свидетельствуют о том, что распространенность случаев аффилированности должностных лиц с организациями ЖКХ обусловлена также невыполнением последними требований закона по реализации мероприятий в целях исключения коррупции в сфере ЖКХ.

  • Муниципальные программы противодействия коррупции

Пример

В Челябинской области суд удовлетворил три исковых заявления прокурора о возложении на муниципальные предприятия обязанностей по внедрению стандартов и процедур, связанных с урегулированием конфликта интересов, профилактикой правонарушений у организаций ЖКХ.

Реагирование по аналогичным нарушениям управляющих компаний ЖКХ осуществлено органами прокуратуры в республиках Бурятия, Ингушетия, Волгоградской, Вологодской, Калининградской областях.

Всего в 2014 г. органами прокуратуры в целях устранения нарушений в рассматриваемой сфере внесено 4,6 тыс. представлений, направлено более 2,5 тыс. протестов на противоречащие закону правовые акты и требований об их изменении, в суды предъявлено свыше 350 исков и заявлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено около 3,5 тыс. виновных должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 58 уголовных дел.

Реализация мероприятий по обеспечению законности в деятельности государственных и муниципальных служащих, курирующих вопросы ЖКХ, продолжается органами прокуратуры на регулярной основе

Ассоциация Адвокатов России за Права Человека

ДОКЛАД

ВСЕРОССИЙСКОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ОБЩЕСТВЕНОЙ ПРИЕМНОЙ

ЧИСТЫЕ РУКИ

«КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ЖКХ»

(ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

МОСКВА

I. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. стр.2

II. КОРРУПЦИЯ И ЖКХ………………………..………………………..…….стр.3

III. КОРРУПЦИЯ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ …………………………стр.10

IV. КОРРУПЦИЯ В ИНЫХ СФЕРАХ …………………..……………………стр.11

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..стр.12

I. ВВЕДЕНИЕ

Мобильный офис – специальная программа Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ.

Мобильный офис общественной приемной ЧИСТЫЕ РУКИ - проект, созданный для гражданского противодействия фактам проявления коррупции.

Любая инициативная группа граждан, региональные или местные органы власти могут пригласить «мобильный офис» в свой регион – по заявке в регион выезжает коллектив известных в России квалифицированных специалистов по противодействию коррупции - для приема жалоб от населения.

Мобильный офис общественной приемной ЧИСТЫЕ РУКИ позволяет:

Выявить системные проблемы региона и точки наибольшей коррупционной уязвимости в регионе;

Установить системное нарушение прав и свобод человека коррумпированными чиновниками и коррумпированными представителями правоохранительных органов;

Использовать различные механизмы защиты и восстановления прав граждан;

Объединить усилия государства, граждан России и независимых СМИ в борьбе с коррупцией.

По инициативе жителей поселка Дубровка Ленинского района Московской области, группы гражданских активистов, возглавляемой Константином Воеводкиным, в город Видное Ленинского района Московской области была приглашена рабочая группа специалистов по противодействию коррупции в рамках программы «Мобильный офис» Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ при общественной поддержке «Гражданского контроля» и «Гражданской платформы» партии «Единая Россия» для приема жалоб на коррупцию от населения.

Рабочая группа в составе Евгения Архипова, Председателя Ассоциации Адвокатов России за Права Человека, Дмитрия Фирсова, ведущего эксперта Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ, Сергея Жаворонкова, старшего эксперта Института экономики переходного периода, Сергея Шильникова, представителя «Гражданского контроля» и «Гражданской платформы» партии «Единая Россия», Марины Злотниковой, члена координационного совета Народного движения России, осуществляла прием граждан в городе Видное с 15 по 17 декабря 2010 года.

Жители Ленинского района Московской области были оповещены через печатные, электронные и телевизионные СМИ, наружные объявления в Ленинском районе Московской области о работе «мобильного офиса» в городе Видное, а также о форме подачи обращений по фактам коррупции и объеме предоставляемых специалистам материалов.

За время работы с 15 по 17 декабря 2010 года специалистами «Мобильного офиса» были приняты 52 личных обращения и обработаны 118 телефонных обращений по фактам коррупции в Ленинском районе Московской области.

Все жалобы, обращения и материалы дел проанализированы специалистами приемной ЧИСТЫЕ РУКИ, и на основании обработанной информации подготовлен настоящий доклад об уровне коррупции в Ленинском районе Московской области.

Настоящий доклад представляет собой аналитический материал, где отражены сущность обращений граждан, суть проблемы, юридический анализ обращений. Все жалобы и обращения объединяет то, что граждане считают, что их проблемы тесно связаны с коррупцией.

Настоящий доклад презентуется публично и является материалом для анализа и принятия мер соответствующего реагирования органами государственной власти.

Настоящий доклад направляется Президенту РФ Дмитрию Медведеву, Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, Министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву, Председателю партии «Единая Россия» Владимиру Путину, спикеру Государственной Думы РФ Борису Грызлову.

Настоящий доклад публикуется в сети Интернет с целью свободного доступа к материалам доклада.

II. КОРРУПЦИЯ И ЖКХ

Большинство жалоб жителей Ленинского района Московской области, 48% касаются нарушений в сфере ЖКХ. Особенностью содержания данного типа жалоб является то, что граждане считают, что нарушение их прав непосредственно связано с коррупцией. Граждане указывают, что бездействие властей в решении их вопросов либо злоупотребление чиновниками собственными полномочиями напрямую связаны с их коррупционной заинтересованностью. Граждане в своих жалобах указывают, что в коррупционную цепочку активно вовлечены сотрудники органов внутренних дел, прокуратуры, судов и органов местного самоуправления. В некоторых жалобах граждане указывают, что коррупционное прикрытие ведет свои следы в органы субъекта Российской Федерации (Московская область), а также федеральные министерства и ведомства.

В ходе анализа обращений жителей Ленинского района, специалисты выделили следующую особенность данного вида жалоб: немалая часть проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства возникает не только в объектах многоэтажного строительства, но затрагивает и частный сектор, где в последнем немалую долю занимают коттеджные, дачные поселки, деревни. Приближенность к Москве, высокая цена на недвижимое имущество, развивающаяся инфраструктура приводит к массовым злоупотреблениям и коррупции в этой сфере.

Важно отметить, что в конце 90-х и начале нулевых криминальные структуры активно скупали земли сельскохозяйственного, промышленного назначения в Московской области, в последующем эти земли переводились в категорию земель населенных пунктов и застраивались. Фактически, владельцами земель стали несколько человек, осуществляющие управление и владение землями через оффшорные компании, а также владеющих банками, строительными компаниями и т.д. Такие группировки имеют влиятельное покровительство в органах государственной власти различного уровня. Отличительной особенностью Ленинского района Московской области является высокая частотность использования насилия в отношении простых граждан, пытающихся противостоять сформировавшейся структуре, в отношении гражданских активистов, представителей малого бизнеса, чиновников, несогласных сотрудничать с криминальными структурами, вплоть до физического устранения.

Нижеприведенная информация данной части доклада является изложением мнения заявителей.

Например, дело жителей поселка Дубровка Ленинского района Московской области. Согласно жалобе жителей после приобретения квартир в коттеджном поселке управляющая компания повысила тарифы на ЖКХ, в итоге счета многих жителей могли достигать до 30 000 рублей в месяц. Согласно заявлению жители выяснили, что в собственности управляющей компании находятся все коммуникации и подъездные пути к домам, что многие чиновники различного уровня, представители правоохранительных органов и спецслужб получили жилье в коттеджном поселке Дубровка. Как считают заявители, это явилось причиной бездействия органов государственной власти различного уровня при очевидных нарушениях. В поселке возникла инициативная группа жителей Дубровки под руководством Константина Воеводкина, пригласившего в город Видное выездную рабочую группу «Мобильного офиса» Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной ЧИСТЫЕ РУКИ в декабре 2010 года.

24 декабря 2010 года за машиной Константина Воеводкина было установлено наружное наблюдение. По сообщению Константина Воеводкина, черный Land Cruiser 100, государственный номер В 432УА 199 RUS, сопровождал активиста от поселка Дубровка в Ленинском районе по всему пути следования, и до момента возвращения его домой.
Обращение Константина Воеводкина в милицию никаких результатов не дало.
17 января 2011 года, в 8.30 утра, в Москве на проезде Карамзина из двух травматических пистолетов была обстреляна машина Константина Воеводкина. По машине активиста, где находилась также его жена, стреляли двое худощавых молодых людей из двух травматических пистолетов. В результате Константин Воеводкин получил осколочное ранение. Жена, Татьяна Лухминская получила пулевое ранение в предплечье и кисть руки, была госпитализирована.

Согласно обращениям жителей Ленинского района Московской области часты случаи запугивания граждан применением огнестрельного оружия. Так, например, согласно жалобе Филатовой Анны Николаевны, земельный участок вблизи деревни Дыдылдино, где располагалась футбольная площадка, был передан в частные руки. Дети остались без футбольного поля, а при попытках играть на указном участке новый собственник совершает выстрелы. Обращения в органы внутренних дел результатов не дали, согласно заявлению Филатовой. Подробное обращение Филатовой А.Н. можно посмотреть на видео, размещенном в разделе «Жертвы коррупции» на сайте www.rusadvocat.com.

Обращения жителей Ленинского района Московской области отличает боязнь сообщать о фактах коррупции и в части жалоб заявители не надеются на возможность разрешения их ситуации.

Важно отметить, что в сфере ЖКХ сформировались несколько коррупционных схем, как видно из обращений граждан. Схемы можно разделить на несколько видов.

Первая схема - взимание платы за услугу, которая не оказывается либо двойное взимание за одну и ту же услугу, необоснованное завышение тарифов. Большое количество жалоб жителей Ленинского района Московской области касается незаконного взимания ежемесячной платы за обслуживание газового оборудования. Так, согласно жалобе Чекрыгиной Т.М., проживающей в городе Видное Московской области, заявитель ежемесячно получает квитанцию об оплате за услуги ЖКХ, где указана плата за обслуживание газового оборудования в размере 149 рублей 16 копеек. Однако, исходя из жалобы, выясняется, что проверка оборудования осуществляется не более 1 раза в полгода. Кроме того, согласно жалобе и пояснениям заявителя, в цену за газ для розничного потребителя должна входить оплата за тех. обслуживание, таким образом, взимание отдельным платежом, по мнению заявителя, незаконно. У заявителя возникает законный вопрос: куда идут деньги, взимаемые ежемесячно за не оказанную услугу?

Согласно жалобе Миронова В.И., проживающего в городе Видное Московской области, он вынужден оплачивать пользование оборудованием, которое отсутствует в его доме, как утверждает заявитель. В частности, по словам Миронова В.И., в счета на оплату услуг ЖКХ входит плата за «Домофон», которым подъезд дома заявителя не оборудован.

Другой пример, обращение Бодряшова В.Ф., который считает, необоснованным повышение тарифов ЖКХ со стороны ТСЖ, обслуживающего дом, где проживает заявитель в поселке Расторгуево Ленинского района Московской области.

Со слов заявителя, несколько лет назад жильцам его дома было объявлено, что они стали членами ТСЖ, хотя никакого общего собрания жильцов, голосования по этому вопросу не проводилось. Как следует из содержания жалобы, инициативная группа, создавшая ТСЖ, объясняла, что целью создания товарищества является минимизация расходов жильцов по содержанию своих квартир. Однако на деле оказалось совсем не так, по словам заявителя. Спустя год после создания товарищества была попытка проведения общего отчетного собрания. Согласно жалобе заявителя, управляющий ТСЖ заявил, что за счет того, что жильцы за отопление платят по тарифу, а ТСЖ рассчитывается с поставщиками тепла по счетчикам, установленным на каждом из указанных домов, экономия денежных средств составляет более 700 тыс. рублей. На естественный вопрос жильцов о судьбе этих денег внятного ответа услышано не было, собрание было свернуто, а через несколько дней управляющий уволился, со слов заявителя. По мнению заявителя, завышение тарифов на услуги ЖКХ руководством ТСЖ не могло быть произведено без ведома местных властей и контролирующих органов.

Вторая схема – коррупция на этапе подключения к коммуникациям. Так, например, согласно жалобе Малинкиной Г.Н., проживающей в деревне Ближние Прудищи Ленинского района Московской области, она построила дом для постоянного проживания своей семьи, однако коммуникации подключить не может. Заявитель считает, что в ее деле очевидны проявления коррупции, так как она отказывается платить взятку, в то время как другие жители получают подключение коммуникаций и ЖКХ в полном объеме. Аналогичная ситуация описана в обращениях ряда других жителей деревни Ближние Прудищи, не получающих ЖКХ в полном объеме, например, жалоба Бермищевой Флюры Васильевны. Важно отметить, что заявители являются собственниками своих домов и земельных участков, зарегистрированы по месту проживания в Ближних Прудищах.

Третья схема – коррупция в садоводческих объединениях. Особенностью данного типа жалоб является то, что фактически, садоводческие объединения в Ленинском районе Московской области превращаются в жилые поселки с соответствующей жилищно-коммунальной инфраструктурой, находящейся в собственности садоводческих объединений. Данная сфера, согласно жалобам заявителей, также подвержена коррупции и злоупотреблениям.

Коммунальная инфраструктура, находящаяся в собственности садоводческих хозяйств, является инструментом давления на собственников дачных участков и домов. Отсутствие прозрачности и государственного контроля за деятельностью такой коммунальной инфраструктуры приводит к массовым хищениях и злоупотреблениям. При этом коррупционной составляющей является то, что представители правоохранительных органов на местах покрывают преступную деятельность такого рода. Садоводческие объединения являются, фактически, посредниками между собственниками и поставщиками ЖКУ. Хищения возникают за счет разницы цены поставщика и тарифа, устанавливаемого в садоводческом объединении. Так, по информации заявителей, часты случаи, когда руководство в СНТ захватывают криминальные структуры, устанавливающие необоснованно завышенные тарифы ЖКХ, применяющие в отношении недовольных собственников ограничение в пользовании ЖКХ.

Согласно жалобе Гайнуллина Т.А. у него в собственности находится дачный дом на территории Ленинского района Московской области в СНТ. Председатель указанного СНТ работает в местной администрации, по информации заявителя, в связи с чем практически все контролирующие структуры необъективно проверяют деятельность председателя СНТ, который самостоятельно завышает цены на услуги ЖКХ, по словам заявителя. Более того, согласно жалобе заявителя лица, не согласившиеся оплачивать услуги ЖКХ по новым тарифам, подвергаются прессингу, в частности заявителю отключили подачу электроэнергии в дом.

Согласно жалобе Ольшанского Е.В. он является собственником земельного участка в СНТ. На указанном участке он владеет на праве собственности жилым домом общей площадью 347, 53 кв.м. В установленном законом порядке заявителем было подведено электроснабжение к указанному жилому дому. Им своевременно и в полном объеме оплачивались все платежи по расходам за потребленную электроэнергию.

Согласно жалобе заявителя руководство СНТ повысило членские взносы для членов СНТ и тарифы на оплату электроэнергии. Кроме того, заявитель указывает, что искусственное завышение цен на услуги ЖКХ невозможно реализовать без ведома районной администрации и других контролирующих структур.

Согласно жалобе Щегловой Н.А., Граикина А.В, Закирова, все заявители являются членам СНТ в Ленинском районе Московской области, заявители считают, что в их СНТ необоснованно завышены цены на коммунальные услуги, завышены членские взносы. Заявители указывают, что строительство трансформатора, водопровода оплачивались ими несколько раз, однако в реальности никакие работы не выполнялись вовсе, а деньги исчезали, по мнению заявителей. Заявители указывают, что для рядовых членов товарищества в СНТ выработана система воздействия путём штрафов, отключения от коммуникаций, исключения из товарищества, запугивания судами, иные угрозы. Согласно жалобе, по всем указанным фактам заявители неоднократно обращались в правоохранительные органы, однако проверки, по их мнению, проводились формально. По информации заявителей, сами или родственники представителей правоохранительных органов, куда заявители обращались, имеют участки в указанном СНТ.

Четвертая схема – ограничение в предоставлении услуг ЖКХ с целью захвата недвижимого имущества. Согласно жалобам Загорий А.С., Мендес Т.С., Плотник А.И., Малинкиной Г.Н., заявители со своими семьями проживают в деревне Ближние Прудищи, Ленинского района, Московской области.

По словам заявителей, с недавнего времени в д. Ближние Прудищи начал скупать земельные участки некто Сафаров, который в нарушении санитарных и технических норм оборудовал купленные земельные участки в постоянно действующий склад по проведению погрузочно-разгрузочных работ. Как заявляют жители деревни, данные работы производятся 24 часа в сутки, более того, заявители в подтверждение своих слов предоставили фотографии местности, где оборудованы склады.

Также заявители указывают, что проезжая дорога в деревне пришла в негодность из-за использования грузового автотранспорта. По словам заявителей, администрация отказывается предоставлять им разрешения на проведение газа, канализации и иных коммуникаций. По мнению заявителей, для жителей деревни Ближние Прудищи специально созданы невыносимые условия проживания (шум, загазованность), с целью захвата принадлежащих им земельных участков. Органы власти, по словам заявителей, никаких мер не предпринимают. Заявители считают, что в их деле очевидна коррупционная заинтересованность чиновников.

Пятая схема – коррупция при введении в эксплуатацию жилых объектов. Суть схемы заключается в том, что на стадии строительства объектов строительные компании, как правило, осуществляют закладку коммуникаций, строительство подъездных путей. Распространена схема, когда при продаже многоквартирных домов, домов в коттеджных поселках в собственности строительных компаний остаются все коммуникации и подъездные пути, что является грубым нарушением градостроительных норм, безусловно, без подкупа чиновников для осуществления данной схемы невозможно обойтись. Каким образом происходит подкуп чиновника? Исходя из содержания жалоб, помимо оплаты взяток за перевод земель в иную категорию, разрешения на строительство и т.д. компании-застройщики, существует негласное правило, обеспечивают безвозмездно (оформляется фиктивная сделка) чиновников недвижимым имуществом в строящемся объекте: это могут быть руководители администрации, правоохранительных органов, спецслужб различного уровня. Квартиры, дома, как правило, оформляются на членов семьи. Таким образом, после завершения строительства компании-застройщики получают гарантированное покровительство практически на всех уровнях власти. Что происходит с обычными покупателями? Покупая квартиру или дом в таком поселке, покупатель попадает в кабалу. Как правило, компания-застройщик реорганизуется в управляющую компанию и предоставляет жителям услуги ЖКХ по собственным тарифам, что приводит к массовым злоупотреблениям правами жителей.

Согласно жалобе Аншец О.В. и Овчинниковой В.И., проживающих в поселке Коммунарка Ленинского района Московской области, их многоквартирный дом находится на земле компании-застройщика. По словам заявительниц, в начале сентября 2010 года под предлогом строительства детского сада, строительная фирма, являющаяся собственником земли, где расположен дом и придомовая территория, в непосредственной близости к дому заявителей, построила цементный узел, что привело, по словам заявителей, к резкому ухудшению здоровья детей, проживающих в доме. Компания-застройщик, по словам заявителей, стала угрожать жильцам, что вообще запретит пользоваться жителям дома своими квартирами, если жители будут противодействовать компании-застройщику, так как дом стоит на земле компании. В результате, по словам заявителей, участились заболевания дыхательных путей, многие дети вынуждены пропускать школьные занятия.

Со слов заявителей, администрация поддерживает позицию строительной фирмы. В адрес активных жителей в последнее время стали поступать угрозы, местные депутаты не вмешиваются в конфликт, по словам заявителей. Заявители считают, что в их ситуации очевидна коррупционная составляющая.

Другой яркий пример – заявление жителей поселка Дубровка Ленинского района Московской области, Воеводкина К.С., Лухминской Т.Б., Ловкевич М.М., Цирульникова Е.П., Витютина С.Н., Рябцова А., которые приобрели, согласно заявлению, дома в поселке Дубровка. После приобретения домов компания-застройщик была преобразована в управляющую компанию: для жителей были установлены, согласно их заявлению, необоснованно завышенные тарифы – в результате оплата ЖКХ могла достигать 30 000 рублей в месяц за дом. Как следует из жалобы, после соответствующих обращений жителям Дубровки удалось выяснить, что все коммуникации в Дубровке и подъездные пути к их домам принадлежат управляющей компании. Въезд в Дубровку строго ограничен для самих жителей и их гостей, выставлена охрана, перемещения жителей Дубровки по поселку строго контролируется, какой-либо ремонт фасада без согласия управляющей компании запрещен, проведение каких-либо собраний, мероприятий также запрещено, перемещение по поселку должно осуществляться строго по пропускам, поселок постоянно патрулируют вооруженные люди в камуфляжной форме, установлены крупные штрафы за нарушение режима, согласно заявлению жителей Дубровки. Указанные заявители отказались подписывать договоры с кабальными условиями, в результате, как сообщают заявители, они были ограничены в доступе к своей собственности, посещение домов происходит ограничено, через дальний вход в поселок, жители ограничены в энергопотреблении. Как сообщил Воеводкин К.С., фамилии некоторых чиновников совпадают с фамилиями проживающих в поселке лиц.

III. КОРРУПЦИЯ И ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Из общего количества обращений жителей Ленинского района Московской области 13% составляют жалобы на нарушение права собственности. Специфика данной категории жалоб в том, что нарушение права собственности не связано со сферой ЖКХ. Степень грубости нарушений мало чем отличается от Краснодарского края. Налицо бездействие органов власти в ответ на обращения жителей. Нижеприведенная информация данной части доклада является изложением мнений заявителей.

Согласно жалобе предпринимателя Николая Куделко, гражданина Литвы, в 2001 г. заявитель создал фирму «Дельфранж», которая занималась оптовой продажей продуктов питания, в том числе и кофе. Согласно заявлению Куделко в апреле 2007г. по постановлению заместителя начальника ДЭБ МВД РФ у ООО "Дельфранж" был изъят товар на сумму более 2 000 000 долларов США. Согласно жалобе через несколько дней, после изъятия товара, заявитель обратился в правоохранительные органы, чтобы узнать судьбу изъятого товара, однако за возврат товара, по словам Куделко, ему было предложено заплатить 500 000 долларов США. Согласно заявлению Куделко отказался от предложения представителей правоохранительных органов, после чего в отношении заявителя было возбуждено уголовное дело. Как сообщает заявитель, дело в отношении него было сфабриковано. 16 октября 2009 года Куделко, согласно жалобе, был приговорен к шести годам лишения свободы. Однако 25 марта 2010 приговор был изменен, согласно жалобе заявителя, с Куделко была снята большая часть обвинений, срок уменьшен до трех. Со слов заявителя, только благодаря большому общественному резонансу и активной помощи консула посольства Литовской Республики в России он оказался на свободе. Важно отметить, как считает заявитель, его бизнес был ликвидирован действиями сотрудниками правоохранительных органов, так как товар был изъят и не был возвращен. Более подробная информация о деле заявителя размещена в его видеообращении в разделе «Жертвы коррупции» на сайте www.rusadvocat.com.

Согласно жалобе Голоуховой И.А. Буториной А.П. и других жителей деревни Горки, с. Остров, с. Молоково, с. Богданиха Ленинского р-на, Московской области в 1990 году все заявители стали жителями квартир в многоквартирных жилых домах, принадлежащих колхозу «Имени Владимира Ильича». В 2009 г., согласно жалобе заявителей указанные многоквартирные жилые дома были переданы в собственность коммерческой структуре.

По мнению заявителей, их многоквартирные жилые дома должны были быть переданы в муниципальную собственность. В результате, согласно жалобе заявителей, они не могут оформить свое право собственности на свои квартиры и считают, что передача их домов коммерческой структуре не исключает, по их мнению, коррупционной заинтересованности местных чиновников.

Согласно жалобе Шаховой Г.М., Шаховой Т.А. в 2007 г. был приобретен в собственность земельный участок размером 0,21 га по адресу: Московская область, Ленинский район, Воскресенский с/о, СНТ «Бывший сад». Согласно заявлению, сделка купли-продажи была сделана по доверенности, выданной продавцом на имя Шаховой Г.М., которая в свою очередь оформила договор купли-продажи земельного участка со своей дочерью Шаховой Т.А. Согласно жалобе, при оформлении земельного участка были определены его границы согласно свидетельству на право собственности продавца, в котором было указано, что общая площадь участка составляет 0,21 га. Однако спустя два года, согласно жалобе заявителя, продавцом и СНТ был инициирован судебный процесс о признании сделки купли-продажи недействительной, так как якобы продавцу, согласно заявлению, принадлежало не 0,21 га, а 0,12 га земли, в связи с чем сделка, по их мнению, должны быть признана ничтожной. Однако за два года приобретателем был построен жилой дом, согласно жалобе, что, по мнению заявителя, не было принято во внимание судом. В жалобе заявитель указывает, что отношения судей при рассмотрении её гражданского дела иначе как предвзятым назвать нельзя, так как бесспорные доказательства игнорировались, а за основу решения суд взял информацию, полученную из ксерокопии документа. Заявители полагают, что в действиях судей имеется заинтересованность.

Согласно жалобе Дыбина С.В., в результате строительства 7-9-этажного 4-секционного монолитного дома по адресу: Московская область, г. Видное, ул. Заводская д. 335Ю, дом заявителя и дома его соседей приходят в негодность: на стенах появились трещины, в подвалах жилых домов началось подтопление, периодически отсутствует горячее водоснабжение, а напор холодной воды не позволяет жителям производить гигиенические процедуры и готовить пищу. Жители, согласно заявлению, неоднократно обращались в администрацию с требованием прекратить строительство дома, но администрация каких-либо действий по защите прав жителей не предприняла. Согласно жалобе заявителя существуют подозрения в заинтересованности чиновников в осуществляемом строительстве.

IV. КОРРУПЦИЯ В ИНЫХ СФЕРАХ

В настоящей части доклада эксперты приводят жалобы, в которых граждане указывают, что они стали жертвами коррупции в иных сферах. Нижеприведенная информация данной части доклада является изложением мнения заявителей.

Согласно жалобе Куприяновой А.А., она является предпринимателем, осуществлявшим свою деятельность в торговом комплексе в городе Видное Ленинского района Московской области. По мнению заявителя, она и другие владельцы торговых мест в торговом комплексе обложены данью ветврачом. Согласно жалобе Куприяновой А.А. обращения в администрацию результатов не дали, Куприяновой А.А. было отказано в дальнейшей возможности работать в торговом комплексе. Подробнее история Куприяновой А.А. изложена в ее видеообращени в рубрике «Жертвы коррупции» на сайте www.rusadvocat.com.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из содержания жалоб, обработанных экспертами, в очередной раз выявлены системные проблемы, характерные для всех регионов России: отсутствие гражданского контроля за деятельностью органов власти, отсутствие независимых СМИ, политической конкуренции. Так, например, согласно жалобе Ворнакова В.В., им в момент исполнения полномочий депутата местного уровня была вскрыта система нецелевого использования финансовых средств получаемых от родителей, пользующихся услугами детских садов на территории района. После исследования материалов, согласно жалобе, заявитель решил обратиться с обращением в прокуратуру с целью проверки деятельности дошкольных воспитательных учреждений.

Как сообщает заявитель, прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой каких-либо нарушений законодательства не было выявлено, однако в отношении заявителя (являющегося владельцем кабельного телеканала) началось давление со стороны администрации. Согласно информации заявителя, у возглавляемого им предприятия была отобрана переданная на правах аренды студия для записи телепередач. Более того, со слов заявителя, в отношении его инициировано проведение различных проверок контролирующих органов государственной и муниципальной власти.

Ситуация усугубляется тем, что уровень коррупции продолжает расти. Особенностью Ленинского района Московской области является то, что на его территории активно действует организованная преступность, использующая методы насилия в отношении граждан, в результате чего жители района запуганы, что сказывается напрямую на их гражданской активности и способности отстаивать свои права. Таким образом, создается благоприятная почва для еще большего масштаба злоупотреблений против жителей и роста коррупции в районе.

Специалисты приемной ЧИСТЫЕ РУКИ считают необходимым развитие и поддержку гражданской активности в борьбе граждан за свои права и свободы.

Валентина
08.09.2017 в 22:00

Уважаемая Галина Петровна! К Вам обращаются жители пос. Новофедорвское д.Яковлевское-Троицкий округ,а также работники ЖКХ поселения.Наше обращение вызвано критической ситуацией,нарушением законодательства РФ, пришедшие в поселение управляющие компании.Учитывая общественно-политическую и экономическую обстановку в стране,управляющие компании своими действиями дистабилизируют настроение населения нашего поселения,подрывают авторитет государственных органов управления.В отношение жителей поселения,коллектива работников ЖКХ ООО"УК"Потребкооперация",ООО"Деловой мир",ООО"Строй-Люкс"-совершают общественно опасные преступления. А,выраженные нарушения Конституционного права на вознаграждение за труд,подрывают Конституционные гарантии социального обеспечения граждан(ст.37,ст.39 Конституции РФ).Поводом для обращения послужили нарушения законов РФ управляющей компанией ООО"УК"Потребкооперации".Компания находится в процессе банкротства(срок -19.10.2017г),а наш коллектив остался без зарплаты за март 2017г,без компенсации за неиспользованые отпуска за период 2015г-2017г.Считайте наше сообщение как голос народа,пока мы ещё не потеряли веру в то,что Председателю Правительства РФ не безразлична правда о том, как выживают простые люди в этой сложной экономической ситуации..Нас поставили в унизительно нищенское положение,пришедшие в наше поселение управляющие компании.О своей ситуации о задолженности зарплаты,не выплаченным компенсациям мы написали заявление в Генеральную прокуратуру-от 15.08.2017г.,ОГР-218016-17,от 21.08.2017г.,ОГР-224270-17.Пока ждём ответа на наши обращения.Однако, ситуация с решением вопроса погашения задолженности учитывая сроки рассмотрения жалоб(30 дней)коллектив 45 человек может, очевидно, остаться без средств к существованию.Именно-существованию,наша нищенская зарплата-уборщица12600,дворник не более18000.И это в Москве!Разве можно выжить на эти зарплаты?Как оплачивать услуги ЖКХ,как кормить детей,одевать,лечить престарелых родителей?Разве мы заслужили своим добросовестным трудом,такое отношение к нам.О каких радостях жизни-театре,кино,цирке и др.можно нам мечтать со своей зарплатой.Даже эти мизерные зарплаты мы вынуждены выпрашивать через прокуратуру.Цены в магазинах на продукты растут,во славу процветания руководителей ритэйлерских компаний,а мы простые люди(не серая масса) вынуждены волочить нищенское существование.А все потому,что создали благоприятную среду для процветания управляющих компаний-мошеннииков.Фактов нарушения законов РФ со стороны ООО"УК"Потребкооперация",ООО Деловой мир", ООО"Строй-Люкс" более чем достаточно.Начнем по-порядку: компания ООО "УК "Потребкооперация" делают банкротом,чтобы скрыть факты хищения в особо крупных размерах средств жителей поселения,перечисленных за ЖКУ.Компания пришла в поселение в апреле 2015г. по июнь 2016г.Куда ушли наши средства,на какие счета аффилированных компаний.За период деятельности, ООО"УК"Потребкооперация" в нашем поселении ни в одном МКД не делала текущий или косметический ремонт.Где эти суммы? Компания "Потребкооперация" должна поставщикам ресурсов-29566716.39руб. за тепло,холодную и горячую воду.Куда использованны средства жителей перечисленные за ЖКУ?Почему нет жесткого контроля со стороны государственных структур за целевым использованием средств населения?С01.04.2015г.по01.04.2017г компания "Потребкооперация"получила на свои счета от жителей средства в сумме 55639750,39руб. для содержания и ремонта МКД.Ни один подъезд за весь период не был отремонтирован,зарплаты работникам ЖКХ выплачивались с задержками,а сейчас и вовсе висят долги.А ведь зарплата работникам ЖКХ выплачивается со статьи"Содержание и ремонт".Мы как жители все заплатили за ЖКУ,а нас оставили без оплаты,компенсаций.Опять возникает вопрос, на какие цели, компания использовала наши перечисленные средства.Руководитель компании Романюк Ю.В. заключил договор займа 30.07,2015г.№30007/15 и перечислил ООО" Организатор"(ИНН:-7736643349)-1050000,0руб.как аффилированной компании,где Романюк Ю.В.является одновременно генеральным директором.Так же, денежные средства жителей перечислялись Романюком Ю.В. в пользу ООО"Строй-Люкс"(ОГРН:-10877446706145,ИНН:-7725639372).т.е факт использования служебного положения,финансовые махинации со средствами граждан.Кто ответит,какое имел право Романюк Ю.В. распоряжаться средствами населения в корыстных целях с извлечением собственной выгоды. По фактам нарушения сроков выплат заработной платы, мы самостоятельно провели сверку расчетов компании"Потребкооперация" по суммам выплат. Сравнив суммы выплат, отраженные в ф. СЗИ-6 ПФ РФ и фактическими выплатами работникам на карточки сбербанка.Разница в суммах очень значительная.Все эти документы у нас есть,но пока их не берут во внимание органы Прокуратуры. Выплата заработной платы постоянно проходят по серой схеме.Вот где скрытые налоги от государства и ущемление наших интересов, как будующих пенсионеров.Сейчас коллектив ЖКХ НАХОДИТСЯ ЕЩЕ В БОЛЕЕ ХУДШЕМ ПОЛОЖЕНИИ.Пришла аффилированная кмпания ООО"Деловой мир".Жителей обманным путем уговорили подписать договор с этой компанией.Во главе все те же руководители.Выплата зарплаты систиматически задерживается,серые схемы продолжают работать.Компания офиса в Москве не имеет,телефона для связи нет. Уставной капитал-10000руб.Кто и каким образом допустил эту компанию к управлению МКД.Все это пустые разговоры,но есть протоколы собраний от собственников.Возможно есть,но кем и как они подписывались?Наши жители конечно виноваты в том,что допустили компанию мошенников управлять МКД. Но это всё от неверия в то, что можно что-то изменить. За нас всё решает админинстрация поселения. Уже одну компанию "Потребкоопреация" допустили к кормушке, теперь она фиктивно банкротится, а наши средства ушли на улучшение и благосостояние руководителей компании. Где механизм воздействия, чтобы к управлению МКД допускались компании, не только на основании лицензии, а при наличии на счетах финансовых средств в хорошем объёме для оказания услуг населению. Приходит руководить с рублём в кармане, а уходит с миллионами наших средств на своих счетах. Почему государственные органы власти помогают на законодательном уровне обогащаться компаниям за счёт средств населения? Разве может это всё выдерживать простой гражданин, это сводит на нет все усилия государства по надзору за коррупционерами. Компания, приходящая управлять МКД, нарушает законы, отвратительность наказания за неисполнение договорных обязательств полностью отсутствует. Законодательство РФ не только не признаётся, а полностью игнорирует. На наше обращение руководителям компании отвечают просто:"Пишите куда хотите, нам всё равно". Кто им внушил уверенность безнаказанности? ООО "Строй-Люкс" получает на основании тендоров огромные суммы из бюджетных средств, а как и куда направлены эти средства, никто не контролирует. С жителями поселения никто и никогда не советуются, акты по выполненным работам нам никто не показывает. Полная вакханалия. Бюджетные средства уходят в землю, а потом нам объясняют, как мало средств для формирования бюджета страны. Каждый рубль, выделенный государством, должен приносить два, а не оседать в карманах дельцов-руководителей управляющих компаний. Почему эти дельцы присваивают наши средства, делают нас нищими, а это "борзота и хамы" становятся финансовыми магнатами за счёт средств "нищебродов". (Так они отзываются о нас, работниках, приносящих им прибыль). Устали молча глотать слёзы, нервничать, просить, умолять, услышать нас и разобраться. Поэтому мы требуем остановить этих дельцов-руководителей, управляющих компанией в их беспредельном господстве и присваивании денег населения. Как нам идти на выборы, голосовать за народных избранников, которые забывают о народе сразу же после получения статуса депутата, кто нам даст ответ, что ещё должно произойти в нашем поселении, чтобы нас услышали и открыли нам двери. Наша местная админинстрация показывает полное бессилие перед беспределом управляющих компаний. Даже наше обращение к В.В.Путину, направленное админинстрацией Президента в адрес нашей админинстрации, не сдвинула с мёртвой точки вышеперечисленных проблем, то есть полное равнодушие к проблемам жителей поселения. Народ нужен очевидно для того, чтобы открывать своим голосом двери на тёплые места в Государственной Думе, Совете Федераций. Потом о народе забывают. И на все обращения мы получаем отписки, согласно фз №59 "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Уже одну такую отписку мы получили от Префектуры Троицкого округа. Письмо носит просветительский характер, очевидно с целью устранения у нас пробелов в знании законов РФ. Господа-чиновники опоздали, прежде, чем направить письмо в адрес Государственного Органа, мы изучили всю законодательную базу, касающихся указанных нарушений компаниями. Просим Вас принять меры по устранению, выше перечисленных нарушений законов РФ можно излагать до бесконечности о допущенных нарушениях, но хочется верить, что будем услышаны первыми лицами власти РФ. Наше поселение с возникшими проблемами в сфере ЖКХ, это отражение проблемы всего государства, вызванные несовершенством законодательных и нормативных актов, способствующих разграблению населения. Настала пора решать эти проблемы. Мы ждём не простой отписки, а конкретных действий по указанным фактам нарушения законодательства РФ, наказание лиц, виновных в этих нарушениях. Надо нам очиститься от таких компаний, подрывающих авторитет государства.

Поделиться: