Принципы «разумного приспособления. Воспитание на основе здравого смысла

ГЛАВА 8: ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Когда мы спрашиваем родителей, что привело их на наши курсы, они часто говорят о своем желании мень­ше конфликтовать с детьми. Они не хотят, к приме­ру, чтобы ребенок устраивал скандалы каждый раз, когда его просят убрать в комнате, а хотят, чтобы вместо этого он говорил «хорошо» и беспрекословно все выполнял. Ключевое выражение «чтобы он делал то и не делал этого» отражает чаянья большинства родителей. В этой главе мы поговорим о родительских надеждах и ожиданиях, о том, как их вырабатыватъ и прояснять, а также о том, что необходимо пред­принять, чтобы ребенок им соответствовал.

Вырабатывая четкие требования, необходимо прежде всего определить те из них, которые уже сформировались в вашей семье. Рассмотрев много­образные требования, о которых сообщали нам родители, мы разбили их на пять основных групп. Воспользуйтесь составленным нами списком и оп­ределите, чего ожидаете вы от своего ребенка.


  • Прежде всего, существуют социальные тре­бования. Сюда входят такие навыки общения,как умение ладить с окружающими, здоровать­ся и поддерживать разговор, следовать указа­ниям родителей.

  • Во-вторых, существуют требования и ожидания относительно успехов и поведения ребенка в школе : выполнение домашних заданий, уважительное отношение к учителям и школьной ад­министрации, следование школьным правилам.

  • В-третьих, у родителей существуют представ­ления о том, каковы должны быть домашние обязанности ребенка . Сюда входят уборка в детской комнате, участие в приготовлении еды, мытье посуды и другие виды домашней работы.

  • В четвертых, родители ждут от ребенка опрятно­ го внешнего вида и соблюдения правил личной гигиены: он должен мыться, быть аккуратным, убирать за собой средства личной гигиены и т. д.

  • И наконец, есть требования, имеющие отноше­ние к духовным и моральным нормам: гово­рить правду, не красть, уважать старших, по­могать близким.
Попробуйте на листе бумаги составить список ваших ожиданий и требований, которым должен удовлетворять ваш ребенок.

Теперь, глядя на то, что у вас получилось, спро­сите себя: «Соответствуют ли эти требования возра­сту, способностям и возможностям моего ребенка?»
^ РАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

Возраст ребенка накладывает ограничения на то, что мы можем ожидать от него. Совершенно есте­ственно предположить, например, что шестилет­ний ребенок сможет накрыть на стол. Его, конечно, придется научить этому и иногда в чем-то помочь, но такое требование вполне соответствует возрас­ту. Однако было бы ошибкой надеяться, что этот же ребенок сможет сам приготовить еду.

Как отличить оправданные ожидания от неоправ­данных? Если на все три приведенных ниже вопро­са вы ответите утвердительно, скорее всего, ваши ожидания оправданы.

^ 1. Обучали ли вы ребенка навыкам, необходимым для выполнения данного вида деятельности?

В этой книге рассказывается, как использовать профилактическое обучение для того, чтобы ребе­нок смог успешно справиться с поставленными за­дачами. Было бы в высшей степени неразумно пред­полагать, что он сумеет сделать что-то, чему вы его не учили.

2. В состоянии ли ваши дети понять, чего от них ждут?

Проверить, понимает ли ребенок, в чем состоят ваши требования, можно, попросив его повторить собственными словами то, что вы ему объяснили. Вполне вероятно, к примеру, что ваш шестилетка сможет рассказать, как ставить на стол тарелки и раскладывать столовые приборы. Он не обязан по­вторять все слово в слово, но его описание пока­жет, насколько ребенку ясно, чего от него ждут.

3. Могут ли дети продемонстрировать то, что от них требуется?

Попросите ребенка сделать то, чему вы его толь­ко что научили. Если у него это более или менее получится, значит, ваши ожидания правомочны и соответствуют детским возможностям.

Вот некоторые требования, выполнение кото­ рых родители вправе ожидать от детей младше­ го возраста:


  • Когда ты приходишь домой, не бросай одеж­ду, а вешай ее на вешалку и переодевай обувь. Только после этого ты можешь перекусить.

  • После обеда каждый убирает свою тарелку в раковину и только после этого получает сладкое.

  • Ты ложишься спать в 21.30, но начинаешь го­товиться ко сну с 20.30. Если в 21.00 ты будешь в кровати, у нас останется 30 минут, чтобы почитать.

  • Не включай без разрешения телевизор.

Вот несколько примеров требований для более старших детей:


  • Когда ты закончишь уроки и проверишь их, мо­жешь посмотреть телевизор или позвонить друзьям.

  • Если в течение всей недели ты будешь что-ни­будь читать хотя бы по часу, в пятницу или субботу вечером ты сможешь куда-нибудь пойти с друзьями.

  • Ты можешь говорить по телефону не более четырех раз в день и каждый раз не дольше 15-ти минут. Все телефонные разговоры должны закан­чиваться до 10 часов вечера.

  • Прежде чем спрашивать, можно ли тебе куда-нибудь пойти, приготовь уроки и выполни все домашние обязанности.

  • Если ты не согласен, выражай свое несогла­сие спокойно, без криков. Тогда мы сможем тебя выслушать. Каждый раз, когда ты будешь сканда­лить, у тебя на гуляние будет оставаться как ми­нимум на 15 минут меньше.

  • Если ты куда-то собрался, сообщи, куда и с кем ты идешь, что собираешься делать и когда вернешься.

^ КАК УСТАНОВИТЬ ЧЕТКИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

Предъявляя к детям требования, помните, что не­обходимо обращать внимание на то, что вы гово­рите, и на то, что делаете.

Сначала о том, что вы говорите. Детям понят­нее, когда им говорят не то, чего не следует де­лать, а то, что они должны делать. Если же все-таки вы начинаете с «не», обязательно добавьте, что, по вашему мнению, следует делать в описы­ваемой ситуации. Тогда ребенку легче будет по­нять, чего именно от него хотят. Говоря своей че­тырехлетней дочке: «Не рисуй на стенах», непре­менно добавьте: «Если тебе захочется порисовать, попроси у меня бумагу и сядь рисовать за стол».

Вот еще пара примеров того, как одно и то же требование можно выразить с помощью « чего не делать» и «что делать»:

Не делать: «Когда я прошу тебя помочь с убор­кой, пожалуйста, не препирайся и не закаты­вай глаза».

Делать: «Когда я прошу тебя помочь с уборкой, скажи „Хорошо" и сразу берись за дело».

Не делать : «Я не хочу, чтобы ты отбирал это у сестры».

Теперь о том, что вы делаете. Хвалите за по­ведение, соответствующее вашим ожиданиям и исправляйте поведение, не отвечающее им. Будь­те последовательны. Например, если дети начина­ют спорить с вами после того, как вы сказали «нет», поправляйте их каждый раз, как они это делают. Если вы будете делать это время от времени, им будет трудно понять суть ваших требований.

Помните, что ваше поведение должно соответ­ствовать тому, что вы требуете от детей. Если вы хотите, чтобы дети вели себя спокойно, когда у вас возникают разногласия, подайте им пример и тоже не выходите из себя.

И еще одно замечание по поводу требований. В не­которых семьях родители придерживаются разных точек зрения относительно того, что должен делать ребенок. Кто-то из них считает, что другой или слиш­ком строг, или слишком мягок. В этом случае роди­телям необходимо научиться приходить к согласию, и прежде всего, договориться о том, чтобы никогда не спорить на глазах у детей. В конце концов, выра­ботка четких требований принесет пользу всей семье.

^ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И РЕЖИМ ДНЯ:

Трудно переоценить роль, которую играет в вос­питании последовательность. Последовательность помогает детям понять, что от них требуют и что они могут ожидать от родителей и окружающих.

Мы вовсе не считаем, что в каждой семье долж­но быть жесткое расписание того, что и когда сле­дует делать, однако желательно, чтобы некоторые действия стали ежедневной привычкой. Так, в од­ной семье, состоящей из мамы и двоих детей, та­кой привычкой стало устраивать по воскресеньям большую стирку, а вечером всем вместе раскла­дывать чистое белье и смотреть телевизор.

В другой семье родители взяли за правило ук­ладывать своих маленьких детей спать в восемь вечера в определенной последовательности. Снача­ла выключается телевизор, затем дети переодева­ются и чистят зубы, потом им читают одну-две истории, они последний раз бегут в туалет, заби­раются в кровать, и в самом конце их ждет колы­бельная песня. Конечно, иногда в этом порядке что-то нарушается - звонит телефон, или происходит еще что-нибудь непредвиденное - но это скорее исключение. Как правило, дети знают, что вече­ром кто-нибудь из родителей обязательно побудет с ними, и такой порядок значительно облегчает укладывание в кровать.

Дети любят порядок. Он помогает им учиться ответственности. Благодаря режиму дня ребенку легче понять, что и когда он должен делать. По­следовательность и режим дня помогают детям и родителям предотвратить многие проблемы.

^ ГЛАВА 9: СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ
Большинство родителей считает, что самое труд­ное в воспитании детей - это умение оставаться спокойным. Дети могут пререкаться, вести себя вы­зывающе, бунтовать, а иногда даже драться - родители должны быть готовы ко всему и не выхо­дить из себя.

У многих это не получается. По собственному признанию некоторых родителей, рассердившись, они кричат и ругают своих детей. Некоторые даже стучат или швыряют вещи, полагая, что, демонст­рируя свой гнев, они дают детям понять, что «рас­сердились не на шутку». Такая реакция со сторо­ны родителей может на некоторое время прекра­тить нежелательное поведение ребенка, но чему это его научит? Скорее всего, тому, что, расстро­ившись, надо кричать, ругаться и швырять вещи.

Курс воспитания на основе здравого смысла помогает родителям научиться сохранять спокой­ствие в таких напряженных ситуациях. Родители, прошедшие этот курс, обычно сообщают, что:


  1. вспышки гнева и плохого поведения у их де­тей стали менее продолжительными;

  2. эти вспышки стали не столь сильными;

  3. родители чувствуют большее удовлетворение от того, как им удается справляться с подобными ситуациями.
В этой главе мы познакомим вас с планом дейст­вий, который поможет вам оставаться спокойными в самых сложных ситуациях. Этот план предполага­ет три последовательных этапа. Во-первых, вы долж­ны определить, что именно в поведении ваших де­тей заставляет вас сердиться. Во-вторых, попробуйте выяснить, что в вашем поведении или чувствах дает вам понять, что вы начинаете сердиться. В-треть­их, решите для себя, что вы хотели бы делать ина­че в следующий раз в подобной ситуации.
^ ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ВАС СЕРДИТЬСЯ?

Первый шаг на пути к тому, чтобы научиться спо­койно реагировать на поведение детей, состоит в том, чтобы понять, что именно вас сердит. Обыч­но дети прекрасно знают, какими словами или по­ступками они могут вывести вас из равновесия.

Возможно, вы начинаете сердиться, когда ре­бенок поворачивается к вам спиной и уходит в то время, как вы продолжаете ему что-то говорить. Или же, когда слышите, как ваш сын говорит сес­тре, чтобы та «заткнулась». Если вы сможете точ­но определить, что делал ребенок перед тем, как вы рассердились, вам будет легче смягчить вашу реакцию и помочь ребенку изменить поведение.

Попробуйте на отдельном листе бумаги соста­вить список тех поступков ваших детей, которые выводят вас из себя.

^ ЧТО ПРЕДВЕЩАЕТ ОПАСНОСТЬ?

Второй шаг состоит в том, чтобы научиться узна­вать первые сигналы того, что вы начинаете сер­диться. Это поможет вам подумать, прежде чем что-то сделать и сохранить спокойствие.

Что именно в вашем поведении или ощущениях может служить для вас первыми признаками опасно­сти? Может быть, у вас начинает учащенно биться сердце или краснеет лицо? Может быть, сжимаются зубы, напрягаются кулаки или другие мышцы? Не повышаете ли вы голос, не начинаете ли говорить быстрее, указывать пальцем или жестикулировать? Попробуйте вспомнить первые сигналы того, что вы начинаете сердиться. На том же листе бумаги, где вы записали поступки ваших детей, запишите, что вы делаете, когда начинаете сердиться.
^ СОСТАВЬТЕ ПЛАН:

Теперь давайте посмотрим, как, опираясь на эти сигналы, можно составить программу действий, которая поможет вам спокойно говорить с ребен­ком о его неправильном поведении. Для этого не­обходимо определить:

1. Поведение ребенка, вызывающее ваш гнев.

2. Первые сигналы, свидетельствующие о ва­шем нарастающем недовольстве.

3. Способ, который помогает вам оставаться спо­койным.

Вот как выглядел такой план, составленный от­цом одного мальчика:

«В следующий раз, когда Никита вместо того, чтобы ложиться спать, станет спорить и препи­раться, а я почувствую, что у меня начинает сильнее колотиться сердце, я не буду сразу исправлять его поведение, а сначала сделаю глубокий вдох и медленно выдохну воздух».

Ниже приведены еще несколько примеров того, что предпринимают родители в подобных ситуациях:


  • «Что бы ни кричал мой сын, я очень медлен­но считаю до десяти и сосредотачиваю на этом все свое внимание».

  • «Я прячу руки в карманы и начинаю с ними разговаривать. Я часто обращаюсь к своим

  • рукам, особенно, когда начинаю злиться. Пока я не научился этому, моя дочка, наверное, считала, что я собираюсь ее ударить».

  • «Я сажусь. Если остаться стоять, меня начнет трясти, и хоть я, конечно, смогу сказать сыну, в чем он не прав, сидя у меня это получится гораздо лучше».

  • «Я просто ухожу. Иду в другую комнату и воз­вращаюсь, только когда удается взять себя в руки».

  • «Я ношу на руке резинку и как только по­чувствую, что начинаю выходить из себя, от­тягиваю ее и щелкаю по руке. Это сигнал, что надо успокоиться».

  • «Я кому-нибудь звоню - подруге или сестре. Поделившись с ними сложившейся ситуаци­ей, мне легче вернуться к ней и спокойно во всем разобраться».
На том же листе бумаге, где у вас описаны пер­вый и второй шаги, запишите, что вы можете де­лать, чтобы остаться спокойным.
^ КАК СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ:

Для того чтобы научиться управлять своими отри­цательными реакциями, вам понадобится какое-то время. Не отчаивайтесь, если вам это не удастся сразу. Ниже приведены некоторые советы, оказав­шиеся полезными для родителей.

Прежде всего научитесь мыслить позитивно. Если вы замечаете, что в голову лезут отрицатель­ные мысли, постарайтесь их отогнать. Скажите себе: «Ну-ка, перестань!» и постарайтесь сосредо­точиться на чем-нибудь положительном.

Вот некоторые примеры позитивного мышления, к которому прибегали родители:

«Расслабься, не переживай».

«Я должна помочь своему ребенку»

«Я хороший отец и могу это сделать».

«Все в конце концов переменится к лучшему. Нужно только время».

Второе: не принимайте близко к сердцу то, что говорит ваш ребенок. Это бывает нелегко, особен­но, когда он вас оскорбляет. Постарайтесь не обра­щать внимания на злые и грубые слова - просто пропускайте их мимо ушей, и тогда вам легче бу­дет его чему-то научить. Если вас беспокоит то, что он сказал, подождите, пока ваш сын или дочь придет в себя, и используйте метод принятия ре­шений, описанный в главе 12.

Третье: используйте правило «пяти минут». Вместо того чтобы дать волю своему гневу, вый­дите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и в течение пяти минут подумай­те, что можно сделать в данной ситуации.

Четвертое: сосредотачивайтесь на поведении вашего ребенка вместо того, чтобы думать о при­чинах его плохого поведения. Не ищите мотивы, вместо этого разбирайтесь с тем, как ваш ребенок ведет себя в данный момент. Только после того, как конфликт разрешится, поговорите с ним о том, что случилось и почему.

Пятое: если, рассердившись, вы сказали или сделали что-то, о чем потом жалеете, признайтесь в этом ребенку и извинитесь. Это послужит хоро­шим примером того, как надо поступать, если со­вершил ошибку. Извинитесь и скажите, что имен­но вы сделали неправильно, обещайте, что в сле­дующий раз постараетесь сделать иначе. Некото­рые родители очень неохотно просят прощения у детей, полагая, что таким образом подрывают свой родительский авторитет. Однако наш опыт пока­зывает, что это лишь помогает детям понять, что ошибаться могут все, независимо от возраста.

Шестое : спокойствие не означает пассивность. Бывает, что повысить голос просто необходимо, но это должен быть твердый, уверенный голос. А используемые слова должны описывать конкрет­ное поведение и ни в коем случае не оскорблять, не осуждать и не выражать отрицательных эмо­ций. Сохраняя равновесие, вы сможете отреагиро­вать на неправильное поведение, не поддаваясь при этом злости и агрессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Сталкиваясь с плохим поведением ребенка, труд­но оставаться спокойным, однако большинство родителей считает, что это один из самых важных моментов воспитания. Сохраняя душевное равно­весие, вы сможете научить своих детей позитив­ным способам решения проблем.

Определите, какое именно поведение вашего ребенка выводит вас из себя. Понаблюдайте за пер­выми признаками, которые свидетельствуют о том, что вы начинаете злиться, и составьте план того, как сохранять спокойствие. Примените ваш план, чтобы помочь себе сохранять спокойствие, когда окажетесь в эмоционально напряженной ситуации с вашим ребенком.

Комментарий от Traxex26

I guess the easy way to do this in live would be buying all of the Aethril (which is a new herb in legion) from the auction house. But currently in beta these sell for 800g a piece in the AH, so that was not an option.

Here"s what you do if you can"t afford to buy them:

1-If you don"t already have herbalism, go learn it from this trainer in dalaran: www.wowhead.com/maps?data=4395:435335

2-Go to Azsuna, run around until you find an Aethril, as soon as you collect it you will get a quest item.

3-Turn in that quest to the trainer back in dalaran, grab new quest, go herb some more Aethril, turn that quest in, repeat this a few times until you get your Aethril gathering rank to 3.

4-Now you are going to run around in Azsuna and just gather Aethril, my drop rates of Aethril for rank 3 varied from 2-5 per herb, while sometimes spawning a mob that dropped 10-12.

This took me 2-3 hours to finish.
After you turn this in to Noggenfogger, he will give you this quest: Особенно мощное зелье
Which i believe is the start of a chain of quests that finally end in you recruiting Noggenfogger as your follower. He"s level 109.

Комментарий от Kogure

Unless you"re willing to spend about 1k on this quest (at least on my relatively dead realm), just grab herbalism on one of your alts. You can gather this at level 1 Herbalism. It only spawns in Azshuna.

Комментарий от LokiFM

This quest even triggers after giving him 100g in the preceding quest. Such crap:/

Комментарий от boniu

This is a part of chain that leading you to obtain Синь Гогельмогель as Follower on lvl 109 .

Chain has 3 quests, starts directly from Синь Гогельмогель in Rogue Order Hall.

1. Разумное требование Гогельмогеля
Basicly just buy 20 Айтрил on Auction House. It is really cheap.
2. Особенно мощное зелье
Fly directly on flying mount at the center of area and do quest by talking with npc and watching over for guards with Detection. IMPORTANT! This must be done in stealth.
3. Защитник: Синь Гогельмогель
Just pick him ;)

Комментарий от bearkoda

I just had my boyfriend who has herbalism get it for me. I walked around and protected him from Horde players, and he got them for me. That"s the easiest I think.

Комментарий от Aerynsun8449

I"m a tad confused here. Marin Noggenfogger, after turning this quest in says, "...Now we"re square. Business as usual goin" forward. Feel free to use the crucible as much as you like."

What is he talking about? Or, is it just talk and there isn"t a thing you can do with a crucible?

Понятие "разумность" используется в текстах нормативных правовых актов в тех случаях, когда необходимо установить "плавающую" границу субъективного права или обязанности. Чем менее конкретно описано действие в объективном праве или договоре, тем более необходимым является использование критерия разумности для выяснения того, соответствует ли оно модели дозволенного или должного поведения.
Во многих случаях в законодательстве прямо говорится о разумном пределе одной из характеристик определенного действия (описательно-результативной модели поведения). Лицо может быть обязано совершать то или иное действие в обусловленные разумностью сроки, нести разумные расходы, устанавливать разумные цены и т.д. Анализируя действующий ГК, можно увидеть, что в большинстве случаев требованием разумности обусловлены именно конкретные действия: продажа товара по разумной цене (ст. 524 ГК), разумный срок исполнения обязательств (ст. 314 ГК) и т.д.
Эти и другие, подобные им, нормы содержат указание на два элемента: 1) определенный - право или обязанность совершать конкретное действие; 2) неопределенный - срок, расходы, цена и т.д. Разумный предел устанавливается для количественной характеристики второго, неопределенного элемента, который может быть назван линейным параметром действия. Таким образом, требование разумности в большинстве случаев его использования в ГК возлагает на субъекта обязанность выбора разумной величины одного из линейных параметров (характеристик) в целом достаточно определенного действия.
Однако разумностью могут обусловливаться не только отдельные параметры описательно-результативных моделей поведения, но и их совокупные качественные характеристики. Нередко обязанность надлежащего выполнения точно определенных описательно-результативных моделей поведения подкрепляется требованием разумности качества действий или их результата. Например, п. 2 ст. 496 ГК гласит: "При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется". Данное правило действует в случаях отсутствия в договоре качественных характеристик модели поведения, каковой является предоставление товара, или когда имеющихся характеристик недостаточно. "Пригодность товара для обычного использования" означает, что он должен быть не хуже обычного, разумного качества.
Другой разновидностью описательно-результативных моделей поведения является выполнение работ, и для их результата в ГК также предусмотрено использование критерия разумности. Согласно ст. 721 ГК, "качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода". Здесь под "обычно предъявляемыми" требованиями следует понимать качественные характеристики работ, отвечающие требованию разумности.
Таким образом, законодательство содержит "страхующие" диспозитивные нормы с требованием разумности на случай неопределенности моделей поведения. В случаях же, когда результат действия, например качество товара, предоставляемого продавцом, четко зафиксирован в нормативных актах, использовать критерий разумности нет необходимости. Так, согласно ст. 542 ГК, качество подаваемой электроснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами. Конкретность этих стандартов не оставляет места для применения при определении качества данного специфического товара критерия разумности.
Иллюстрацией "двойного" ограничения разумностью описательно-результативной модели поведения могут служить нормы ГК, регулирующие договор подряда. Подрядчик обязан представить заказчику описанный в договоре результат своих действий. Если он выполняет работу из своих материалов, процесс создания результата остается за рамками правоотношений сторон. В таком случае подрядчик не получает от заказчика какого-либо права, необходимого для выполнения взятых на себя обязательств. Поэтому риск неэффективности использования материалов и совершения иных действий в ходе работ лежит на нем самом. Согласно п. 3 ст. 703 ГК, "если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика". Эффективность этих способов - дело подрядчика. Она не затрагивает заказчика, который заинтересован лишь в том, чтобы оговоренный результат работы был передан ему в определенное время в условленном месте. Когда же подрядчик выполняет работу из материалов заказчика, он выполняет не только обязательство предоставить результат своей работы, но еще и использовать полученное от заказчика право владения и пользования материалами. Таким образом, первая обязанность подрядчика (предоставить результат) обусловлена требованием разумного качества, вторая - предписанием действовать с не хуже чем минимальной эффективностью, то есть разумно. Это предписание закреплено в ст. 713 ГК, в соответствии с которой "подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо".
Гражданское законодательство ограничивает разумностью не только описательно-результативные, но и относительно определенные (ориентированные и бенефициарные) модели дозволенного и должного поведения. Так, разумным должно быть осуществление ориентированного целевого права на необходимую оборону (ст. 1066 ГК). Пределы необходимой обороны - это не что иное, как разумные пределы: обороняющийся должен справедливо учитывать интересы нападающего. В английском праве для определения границы необходимой обороны используется понятие разумности, в нем говорится о "разумной силе", которая может применяться к правонарушителю, посягающему на личность или имущество*(104).
Примером целевой ориентированной обязанности, которая должна выполняться разумно, является обязанность кредитора принимать меры к уменьшению убытков должника. Согласно ст. 404 ГК, суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор "не принял разумных мер к их уменьшению". В данном случае для должника имеет значение не только то, что кредитор прилагает усилия, направленные на уменьшение убытков, но и эффективность его действий. Ведь эти убытки должник будет обязан возместить.
Требованием разумности ограничиваются бенефициарные целевые права-обязанности. Нормы, содержащие это требование, закреплены, например, в ст. 53 ГК, ст. 71 Закона "Об акционерных обществах", п. 1 ст. 44 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 28 Закона "О сельскохозяйственной кооперации" и др. В данных статьях предписывается совершать разумно не какое-то конкретное действие, а любое действие в процессе реализации управленческих полномочий.
Полномочия управляющего должны осуществляться в интересах управляемой организации, а в конечном счете - в интересах людей, получающих выгоду от эффективного управления организацией. Обычно это учредители (участники) организации - бенефициары. Целевое предписание - действовать в интересах организации - ставит вне закона реализацию управленческих прав вопреки ее интересам. Однако остается открытым вопрос об эффективности реализации этих прав. Данный вопрос и решается посредством предписания действовать разумно.
Без использования требования разумности нельзя обойтись при установлении объема как бенефициарных, так и ориентированных целевых прав-обязанностей. Требование разумности их осуществления может не быть четко выраженным в тексте закона, но оно всегда предполагается, устанавливая порог минимальной эффективности действий обязанного лица и выполняя тем самым стимулирующую функцию. Например, в ст. 891 ГК не говорится о том, что меры хранителя по спасению вещи должны быть разумными, однако это условие подразумевается. В названной статье использована следующая формулировка, предназначенная для устранения неопределенности мер, о которых идет речь: "хранитель должен принять для сохранения вещи меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам вещи, переданной на хранение". Все эти условия можно было бы заменить предписанием принимать "разумные меры для сохранения вещи".
Критерий разумности может применяться наряду с принципом справедливости, как одно из начал гражданского права, в случаях пробелов в законодательстве, если невозможно решить вопрос при помощи аналогии закона или права. В предыдущем параграфе говорилось о том, что требование действовать справедливо - это наиболее общее правило поведения в обществе. Все остальные правила являются его конкретизацией. Поэтому, когда недостаточно конкретных норм, следует обращаться к данному принципу. Правило об этом закреплено в п. 2 ст. 6 ГК, который гласит: "При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости".
Разумность является более узким понятием, чем справедливость; это основанный на добросовестности баланс своих и чужих интересов, то есть справедливость действующего субъекта по отношению к другому лицу. Поэтому указание в ст. 6 ГК на разумность наряду со справедливостью вполне оправданно.
При толковании и применении принципа разумности, содержащегося в ст. 6 ГК, следует иметь в виду, что, когда требование разумности закреплено в законе или договоре, оно должно использоваться наряду с другими, конкретными правилами поведения. В качестве общего принципа оно может применяться лишь субсидиарно, когда нет регулирующих действие конкретных правовых норм. Применяемое в этих случаях требование разумности не может конкурировать с конкретными правилами поведения, закрепленными в законе или договоре. Поэтому не правы те авторы, которые утверждают, что все права и обязанности должны осуществляться разумно*(105). Права и обязанности должны, прежде всего, осуществляться так, как предписано в законе и договоре, даже если устанавливающие их нормы и неразумны.
Субсидиарное применение требования разумности иллюстрирует следующий случай из судебной практики.
Арбитражный суд, вынося решение по спору, связанному с аккредитивной формой расчетов, указал, что фальсификация товарно-транспортных документов, представленных в банк получателем средств, могла быть установлена лишь при использовании технических средств, и при обычном осмотре сотрудниками банка ее невозможно было выявить. Поэтому суд сделал вывод о том, что банк действовал осмотрительно и с разумной тщательностью*(106).
В данном случае суд сослался на "разумную тщательность", о которой в ГК не говорится. Однако иного критерия, чем разумность, для оценки тщательности проверки применить было нельзя. Проверка документов должна быть "средней", так как ни законодательство, ни договор не предусматривают обязательной для таких случаев экспертизы с применением специальных средств. Разумная тщательность в данном случае - это возможные действия банковского специалиста, обладающего средними знаниями и опытом проверки документов, предоставлением которых обусловлен платеж.
Представляется, что требования разумности иных действий, чем те, о которых говорится в законодательстве, могут устанавливаться и в договорах. Поэтому вряд ли следует возражать против присутствия понятия "разумность" в образцах договоров, сборниками которых изобилуют сегодня полки книжных магазинов. Однако, используя эту категорию в текстах договоров, надо учитывать, что с ее помощью устанавливается требование справедливого поведения; а так как это правило недостаточно определенно, его следует применять лишь в тех случаях, когда невозможно или нежелательно установление четких правил и полезность данной категории превышает негативные последствия ее использования. Наличие в договорном условии этого понятия может стать причиной споров и судебных разбирательств. Включая его в договор, стороны должны осознавать, что они увеличивают вероятность затрат своего времени и средств на взаимные претензии и судебные тяжбы. В конечном же счете в случае спора о разумности тяжущиеся стороны будут вынуждены удовлетвориться тем, как ее понимает суд, точка зрения которого может отличаться от мнений обеих сторон.

"Расчет", 2009, N 4
БАНКОВСКИЙ ТЕРРОР ИЛИ РАЗУМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?
Известно, что в области кредитования банкиры уже полгода как диктуют компаниям правила игры. Однако в последнее время данная тенденция распространилась и на текущие отношения в рамках обычного обслуживания организаций. Участились случаи, когда банки стали запрашивать у предприятий те документы, которые фирмы вроде как представлять не должны.
Растущие запросы
К нам в редакцию недавно пришло письмо от читательницы журнала "Расчет" Светланы Малининой, главбуха новгородской транспортной фирмы. Она рассказала историю о том, как банк, в котором обслуживается ее компания, в последнее время стал требовать, помимо привычного набора документов, множество дополнительных. Например, копии бумаг за прошлый год, заверенные печатью и подписью компании. В список вошли баланс, отчет о прибылях и убытках, все декларации с отметкой налоговой о принятии, авансовые отчеты, касса и все, что относится к подотчетным лицам. А ведь у организации всего лишь открыт расчетный счет в банке. Ни на какие кредиты, факторинговые услуги и выданные гарантии нет и намека. Когда бухгалтер попросила финансистов обосновать новые запросы, банкиры сообщили туманное "для отдела мониторинга". Естественно, такой ответ вряд ли удовлетворит специалиста по учету, если приходится готовить кипу бумаг с очень "интимными" сведениями о компании. Особенно это настораживает сегодня, когда участились случаи мошенничества и недобросовестного поведения кредитных организаций.
Дисбаланс нагрузки и кадров
Практика истребования банками у компаний множества дополнительных документов сегодня действительно распространена. Многие фирмы сталкиваются с тем, что кредитная организация, в которой открыт счет, просит представить те или иные бумаги, о которых прежде даже и речи не шло. Организациям это доставляет много хлопот. Ведь почти все компании вынуждены были уменьшить штаты до минимально необходимых размеров. Так, если в отделе бухгалтерии прежде трудились 5 сотрудников, то теперь случается, что организации приходится обходиться только 3, а то и 2 специалистами по учету. Поэтому та нагрузка, которая прежде распределялась между 5 работниками, переместилась на плечи оставшихся.
Правда, объем работы у бухгалтеров тоже уменьшился - главным образом из-за снижения продаж, сокращения числа заказов и в целом оборотов. Однако, как правило, не в тех же пропорциях, что и штат. В дополнение к текущим вопросам ведения учета, годовой и квартальной отчетности и к общению с налоговиками, бухгалтерам приходится еще и банку массу информации готовить. И хорошо если последние обоснуют свое требование, а то могут отделаться общей фразой "для проверки, мониторинга или исследования".
Примечание. Банки могут начать притеснять клиента, чтобы тот исполнил требования, и даже шантажировать - например, отказать в выдаче наличных.
Без комментариев
Примечательно то, что специалисты учета по-разному относятся к данной проблеме. Так, главбух одной из московских торговых компаний считает, что организация вовсе не обязана представлять абсолютно все документы. Существуют законодательные ограничения относительно того, в каких случаях и какие документы фирма должна показать кредитной организации. Прежде чем исполнить требование, нужно потребовать, чтобы банк обосновал, зачем ему понадобились дополнительные сведения. Организации нужно получить от финансистов письмо с перечнем документов и претензий. А раздавать направо и налево частные бумаги компании не стоит. Если у банка честные намерения и он имеет веские причины для проверки тех или иных сведений, то он без проблем такое письмо предоставит.
В противном случае можно смело отправить банк лесом и никаких документов не раскрывать. Увы, мошенников на фоне кризиса развелось много, и не исключено, что в Вашей кредитной организации они также имеются. Если требование представить документы поступило от менеджера, который Вашу фирму обслуживает, то есть смысл написать официальный запрос на имя руководства банка с повторной просьбой прояснить ситуацию. В любом случае, без письменного обоснования документы не раскрывайте.
Примечание. Прежде чем удовлетворить пожелания банка и раскрыть дополнительные сведения, нужно попросить его письменно обосновать свои требования.
Без предела
Допустим, кредитная организация просит представить дополнительные сведения и документы о компании, и при этом способна четко ответить на вопрос "Чем мотивированы эти требования?". В этом случае стоит пойти навстречу банку. Ведь отчасти повышенное внимание к клиентам можно объяснить "кризисом недоверия", который царит на рынке, ужесточившимися условиями существования самих кредитных организаций, рисками различного характера, требованиями нормативов ЦБ и т.д. Если банк запрашивает документы, это значит, что фирма по каким-то критериям попала в "зону риска" и он обязан поближе познакомиться с Вашей деятельностью. Возможно, компания снимает крупные суммы наличными, или через нее транзитом идут деньги.
Предположим, проверяя порядок ведения кассовых операций, сотрудники банков, помимо кассовых документов и приказов, подтверждающих полномочия подписывающих их лиц, дополнительно могут затребовать, например, авансовые отчеты или копии договоров с контрагентами. Эти требования банкиров, по мнению главного бухгалтера одной из московских химчисток, законны и, более того, своевременны. У кредитных организаций есть своя нормативная база, которой они обязаны следовать.
Возьмем, к примеру, Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. N 40. Так, в п. 41 этого документа сказано о том, что банки должны систематически проверять, соблюдают ли предприятия Порядок ведения кассовых операций или нет. О чем говорит этот Порядок - например, о целях расходования наличных денежных средств, лимите кассового остатка и о предельных размерах расчета наличными. Для того, чтобы проверить правильность траты денег на цели, указанные в разрешении банка, со стороны последнего вполне разумно затребовать договор. А чтобы проверить предел расчета по одному договору в размере 100 000 руб., можно затребовать абсолютно любые бухгалтерские регистры. И, по сути, банкиры будут правы, поскольку неоднократное неисполнение требований ЦБ РФ может привести к отзыву лицензии.
Законная слежка
На закуску стоит сказать о самодеятельности и "схемотехнике". Итак, дробление платежей, чтобы не превысить сумму в 600 000 руб. и не попасть под "колпак" Росфинмониторинга, - уже давно не тайна для Центробанка. По этому поводу существует даже Письмо этого ведомства от 13 июля 2005 г. N 99-Т. В документе написано и о дроблении платежей, и о перечислениях по однотипным основаниям, и о прочих критериях сделок, которые банки обязаны отслеживать. Поэтому если у компании подобные операции имеют место, то она должна быть готова к объяснениям с финансистами. Ведь наиболее распространенный повод для отзыва лицензии - нарушение кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
О.Сизова
Подписано в печать
30.03.2009

Для обеспечения и защиты прав людей с инвалидностью в России существует как законодательная база, так и нормативная. При чтении и применении соответствующих актов, мы рекомендуем обращать внимание на следующие обстоятельства:

1. Требования по обеспечению доступности для инвалидов применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию (модернизацию) объектам ;

2. Не все требования носят обязательный характер. Обязательные для применения нормативы и правила обеспечения доступности объектов и услуг определены в Перечне .

Стандарты и правила, не включённые в этот Перечень, не являются обязательными и не могут использоваться в качестве доказательной базы. При этом важно обратить внимание, что обязательными для применения являются не все пункты документа, а лишь перечисленные пункты или разделы.

Например, рассмотрим требования пункта 4.1.12 СП 59.13330.2012, касающегося проектирования лестниц. В перечне указано, что обязательными являются «абзацы первый-пятый пункта». Из этого следует, что последний шестой абзац, в котором говорится о необходимости предусматривать предупредительные тактильные полосы перед открытой лестницей, носит лишь рекомендательный характер.

В Перечне также сказано о том, что «нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне». Это означает, что если в обязательном пункте есть ссылка на ГОСТ или СП, которого нет в утверждённом списке, то его применение носит добровольный характер. Для примера, рассмотрим требования пункта 5.2.3 Свода правил : «Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026». Текст данного пункта содержит ссылку на ГОСТ, который не входит в обязательный Перечень и носит лишь рекомендательный характер, несмотря на то, что сам пункт 5.2.3 в целом является обязательным.

3. Выполнять нормативные требования следует на альтернативной основе.

Необходимо обращать внимание на союз «и/или», который означает возможность исполнения двух альтернативных вариантов: «… должны иметь тактильные предупреждающие указатели или контрастно окрашенную поверхность», то есть достаточно выполнить только одно из требований.

Кроме того выполнение самого требования может иметь альтернативные решения. Под термином «контрастный цвет» многие понимают применение исключительно жёлтого цвета. На самом деле «контрастность» означает создание визуального контраста за счёт сочетания светлых и тёмных материалов, то есть «светлое на тёмном фоне» или наоборот. При подборе контрастного цвета важно, чтобы он не «выбивался» из общей стилистики и дизайна помещения.

В случае, когда существующий объект невозможно приспособить полностью, следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления», при согласовании задания c территориальным общественным объединением инвалидов, или обеспечить альтернативный способ получения услуги.

«Разумное приспособление» означает, что при реконструкции и капитальном ремонте зданий необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации. Согласно «Конвенции о правах инвалидов» разумное приспособление означает «внесение необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод». Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

«Разумное приспособление» означает, что необходимо ориентироваться на разумные меры, создающие условия для инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации.

В соответствии с ФЗ на сотрудников организаций возложено оказание «помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами», что подразумевает, к примеру, навигацию и сопровождение человека с нарушением зрения внутри отделения. В этом случае применение тактильной плитки, которая не позволяет пространству отделения оставаться мобильным становится избыточным требованием и не отвечает принципам разумного приспособления.

4. Проектные решения не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

Согласно пункту 1.1. , «проектные решения… должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах „универсального проекта“ (дизайна)». Универсальный дизайн означает создание равных условий жизнедеятельности, то есть создание доступной среды для всех жителей, а не создание доступной среды для одной категории населения за счёт ущемления прав другой.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ

Постановление от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Поделиться: