Законодательная база российской федерации. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Фиксация и представление информации уполномоченному органу

ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.

Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.

Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, - по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.

При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. - при обмене наличной валюты.

В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.

Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России .

В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.

Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.

В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.

Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.

Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

Организации федеральной почтовой связи;

Ломбарды;

Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Операторы по приему платежей;

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

Кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

Микрофинансовые организации;

Общества взаимного страхования;

Негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ

    Постановление № 5-827/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-827/2018

    Пребывания в РФ после ДД.ММ.ГГГГ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП...

    Постановление № 5-1379/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1379/2018

    Красногвардейский районный суд (Город Санкт-Петербург) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 1379/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Санкт-Петербург 29 ноября 2018 года Судья Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга Широкова И.В., рассмотрев в помещении Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга, ...

    Постановление № 5-826/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-826/2018

    Королёвский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Пребывания до ДД.ММ.ГГГГ не выехал, то есть с ДД.ММ.ГГГГ уклоняется от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ и ст. 25.10 ФЗ -114 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда...

    Постановление № 5-1368/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1368/2018

    Видновский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 1368/18 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е гор. Видное Московской области 29 ноября 2018 г. Видновский городской суд Московской...

    Постановление № 5-2048/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-2048/2018

    Одинцовский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    ... 5 - 2048/18 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении г. Одинцово 29.11.2018 года Судья...
  • Постановление № 5-1165/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-1165/2018

    Электростальский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Истечении установленного срока пребывания (11 октября 2018 года), уклонился от выезда из Российской Федерации, пребывая на территории Московской области, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации", тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ...

    Постановление № 5-762/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 5-762/2018

    Красноглинский районный суд г. Самары (Самарская область) - Административные правонарушения

    Не требующем получения визы, признается лицо, получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ от срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать...

1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи обязанность не распространяется на лиц, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

4. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

5. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» посвящен вопросам регулирования, а также предотвращению операций с денежными средствами, которые направлены на отмывание доходов. В ФЗ-115 указываются предписания для финансовых организаций, которые могут стать невольными посредниками в отмывании доходов, а также необходимые процедуры по предотвращению подобных сделок.

В данной статье будет предоставлено описание закона, его основные постановления, а также анализ некоторых отдельных статей.

ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов» был принят 7 августа 2001 года. Закон устанавливает меры, которые должны предотвратить, остановить, или устранить последствия отмывания денег. Также, устанавливаются меры контроля за организациями, посредством которых легализация доходов производится.

Закон определяет:

  • каким образом, происходит отмывание денежных средств. Какие манипуляции производят преступники для достижения цели;
  • чем является легализация. Отличается ли легализация от отмывания денежных средств;
  • ФЗ разграничивает понятия обязательного и внутреннего контроля, также, дает их определение;
  • законом назначен орган, в должностных обязанностях которого числится контроль за отмыванием денег, мошенничеством.

Документ устанавливает обязанность финансовых организаций содействовать в борьбе с мошенниками. К примеру, определенные законом финансовые организации могут предупредить легализацию доходов, путем сообщения информации о мошенниках в действующий государственный орган по борьбе с легализацией доходов. Даже если нет повода сомневаться в законности сделки, при ее сумме от 600 тысяч рублей, она контролируется, согласно закону. Для недвижимости, лимит не должен превышать 3 миллиона рублей.

В случае сделок с лицами, с подобными лимитами денежных средств, финансовые организации, по запросу органа контроля, обязаны идентифицировать личность клиента, а также второй стороны сделки и не позднее следующего, после сделки дня предоставить данные об операции.

Скачать ФЗ-115

ФЗ-115 «О противодействии отмыванию доходов» можно скачать . Закон определяет методы борьбы с отмыванием денежных средств, устранение их последствий, устанавливает перечень действий, при обнаружении мошенников.

Последние изменения ФЗ-115 «О противодействии легализации доходов»

Легализация доходов, полученных преступным путем, регламентируется ФЗ-115. Согласно данному законодательному документу, разрабатываются правила внутреннего и обязательного контроля финансовых организаций, за соблюдением предписанных законом правил.

Также, определяются процедуры, которые помогают выявлять потенциально мошеннические сделки, доводить информацию о них до контролирующего органа. Давайте рассмотрим подробнее некоторые статьи ФЗ-115, а также их изменения, если таковые происходили в последней редакции.

Статья 1

В данной статье раскрываются цели закона. Цель закона — создать механизм противодействия легализации доходов. Также, закон защищает права граждан, контактирующих с денежными средствами, полученными неправомерным путем.

Изменений нет.

Статья 2

Данная статья ФЗ-115, описывает регулирование отношений граждан работающих, безработных и иностранных. Действие данного закона обращено к компаниям, которые осуществляют денежные операции с денежным, или материальным имуществом, расположенным за территорией Российской Федерации.

Изменений нет.

Статья 3

Документ устанавливает значение понятий – Обязательный контроль и Внутренний контроль. Обязательный контроль – это процесс, который устанавливает контроль за финансовыми операциями предприятия. Внутренний контроль — это действие, осуществляемое органом контроля для выяснения производительности, эффективности компании.

Изменений нет.

Статья 5

В данной статье описываются организации, осуществляющие операции с денежными средствами, или другим ценным имуществом.

К перечню таких организаций относятся:

  • организации, выдающие займы, кредиты;
  • компании, ответственные за реализацию и взаимодействие с ценными бумагами;
  • организации, занимающиеся страхованием жизни, предметов, а также федеральная почта.

Изменений нет.

Статья 6

Согласно изменениям, статья устанавливает сумму, при которой сделка попадает под контроль. Денежная сумма составляет 600 тысяч рублей, или 3 миллиона, для недвижимости.

Статья 7

Документ содержит перечень правовых действий, а также обязанностей компаний, которые занимаются операциями с денежными средствами. В статье описываются и обязанности компаний относительно других лиц.

Поделиться: