Структура и виды правоохранительных органов pdf. Правоохранительные органы

8-е изд. - М.: Зерцало, 2007. - 440 с.

Данное издание учебника по курсу "Правоохранительные органы" является восьмым. Потребность в нем возникла в связи с тем, что предыдущие его издания к настоящему времени существенно устарели и ни одно из них не может быть рекомендовано безоговорочно для использования в учебном процессе. Это обусловлено прежде всего тем, что в течение всего указанного периода времени шел и продолжает непрерывно идти процесс обновления российского законодательства, в том числе имеющего принципиальное значение для организации и основ деятельности правоохранительных органов.

Восьмое издание, как и первые семь, подготовлено на базе учебной программы, составленной в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - "Юриспруденция" и используемой преподавателями и студентами юридического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. В этом издании максимально обновлен материал, содержавшийся в предыдущих изданиях, с учетом всех текущих изменений законодательства и иных правовых актов.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, учебные планы которых рассчитаны на подготовку юристов широкого профиля. Для всех, кто интересуется построением и полномочиями правоохранительных органов.

Формат: pdf / zip (2007 , 8 -е изд., 440 с.)

Размер: 43 ,3 Мб

RGhost

Формат: doc / zip (2000 , 5-е изд., 400с.)

Размер: 1,46 Кб

/ Download файл

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 1
Г л а в а I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" 5
§ 1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи 5
§ 2. Основные направления (функции) правоохранительной деятельности 11
§ 3 Правоохранительные органы: общая характеристика и система 13
§ 4. Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание 21
§ 5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами 25
Рекомендуемые правовые источники 27
Контрольные вопросы 28
Г л а в а II. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ 29
§ 1. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах 29
§ 2. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию 30
§ 3. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению 38
Рекомендуемые правовые источники 43
Контрольные вопросы 43
Глава III. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СИСТЕМА ОРГАНОВ, ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ 44
§ 1. Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти 44
§ 2. Суд как орган судебной власти 53
§ 3. Судебная система 55
Рекомендуемые правовые источники 64
Контрольные вопросы 65
Г л а в а IV. ПРАВОСУДИЕ И ЕГО ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) 66
§ 1. Отличительные признаки и понятие правосудия 66
§ 2. Демократические основы (принципы) правосудия; их понятие, истоки и значение 71
§ 3. Законность 72
§ 4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия 75
§ 5. Осуществление правосудия только судом 78
§ 6. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда 80
§ 7. Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей 84
§ 8. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом 86
§ 9. Обеспечение права граждан на судебную защиту 89
§ 10. Состязательность и равноправие сторон 91
§11. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту 93
§ 12. Презумпция невиновности 94
§ 13. Открытое разбирательство дел во всех судах 95
§ 14. Обеспечение возможности пользования в суде родным языком 96
§ 15. Участие граждан в отправлении правосудия 98
Рекомендуемые правовые источники 100
Контрольные вопросы 102
Г л а в а V. ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 104
§ 1. Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции 104
§ 2. Этапы развития районного суда 105
§ 3. Полномочия районного суда 108
§ 4. Основные права и обязанности судей 114
§ 5. Председатель (судья) районного суда 115
§ 6. Организация работы в районном суде 116
Рекомендуемые правовые источники 119
Контрольные вопросы 120
Г л а в а VI. СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 121
§ 1. Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции 121
§ 2. Основные этапы развития судов среднего звена 123
§ 3. Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена 126
§ 4. Организация работы в судах среднего звена 128
Рекомендуемые правовые источники 132
Контрольные вопросы 132
Глава VII. ВОЕННЫЕ СУДЫ 134
§ 1. Задачи военных судов и их место в российской судебной системе 134
§ 2. Этапы развития военных судов 137
§ 3. Подведомственность военных судов 140
§ 4. Основы организации и подсудности военных судов 146
Рекомендуемые правовые источники 151
Контрольные вопросы 153
Глава VIII. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 154
§ 1. Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции 154
§ 2. Основные этапы истории Верховного Суда РФ 156
§ 3. Судебные полномочия Верховного Суда РФ 158
§ 4. Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура 160
§ 5. Организация работы в Верховном Суде РФ 167
Рекомендуемые правовые источники 170
Контрольные вопросы 170
Г л а в а IX. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ И ИНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ 172
§ 1. Арбитражные суды, их роль и основные задачи 172
§ 2. Этапы развития арбитражных органов 174
§ 3. Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия 177
§ 4. Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия 182
§ 5. Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия 185
§ 6. Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия 188
§ 7. Иные арбитражные органы 196
Рекомендуемые правовые источники 201
Контрольные вопросы 202
Глава Х. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 203
§ 1. Конституционный контроль, его понятие и истоки 203
§ 2. Конституционный Суд РФ: полномочия
и основы организации 208
§ 3. Решения Конституционного Суда РФ, их виды,
содержание, форма и юридическое значение 218
Рекомендуемые правовые источники 222
Контрольные вопросы 223
Г л а в а XI. СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... 224
§ 1. Конституционные (уставные) суды 224
§ 2. Мировые судьи 226
Рекомендуемые правовые источники 232
Контрольные вопросы 232
Глава XII. СТАТУС СУДЕЙ, ПРИСЯЖНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ 233
§ 1. Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика 233
§ 2. Порядок формирования судейского корпуса 237
§ 3. Гарантии независимости судей 244
§ 4. Судейское сообщество и его органы 257
§ 5. Квалификационные коллегии и аттестация судей 259
§ 6. Статус присяжных и арбитражных заседателей 262
Рекомендуемые правовые источники 267
Контрольные вопросы 268
Глава XIII. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 269
§ 1. Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды) 269
§ 2. Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги 272
§ 3. Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней 282
1. Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг 282
2. Период от 1925 г. до начала 30-х годов 284
3. Период от начала 30-х годов до 1953 гг 285
4. Период от 1953 г. до середины 80-х годов 285
5. Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты 287
Рекомендуемые источники 289
Контрольные вопросы 290
Глава XIV. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И ОРГАНЫ, ЕГО ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ 291
§ 1. Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов 291
§ 2. Эволюция организационного обеспечения деятельности судов 294
§ 3. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов 301
§ 4. Судебный департамент при Верховном Суде РФ 306
§ 5. Администраторы судов 309
§ 6. Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация 311
§ 7. Федеральная служба судебных приставов 320
Рекомендуемые правовые источники 323
Контрольные вопросы 325
Г л а в а XV. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР И ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ 326
§ 1. Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности 326
§ 2. Основные этапы развития прокуратуры 334
§ 3. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры 338
§ 4. Кадры органов прокуратуры 341
Рекомендуемые правовые источники 344
Контрольные вопросы 345
Глава XVI. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 346
§ 1. Выявление и расследование преступлений: 346
1. Понятие 346
2. Этапы развития 350
§ 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция 356
§ 3. Органы дознания, их компетенция 358
§ 4. Органы предварительного следствия, их компетенция 362
Рекомендуемые правовые источники 366
Контрольные вопросы 367
Глава XVII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ 368
§ 1. Юридическая помощь: содержание и значение 368
§ 2. Адвокатура: 369
1. Адвокатура и адвокатская деятельность 369
2. Становление и эволюция российской адвокатуры 373
3. Статус адвоката 378
4. Формы организации адвокатской деятельности 381
5. Адвокатская палата субъекта РФ 383
6. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации 386
§ 3. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью 388
Рекомендуемые правовые источники 393
Контрольные вопросы 394
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
"ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ" 395
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 405

Ю. С. Жариков, К. И. Попов

Правоохранительные органы

Учебное пособие

© Ю. С. Жариков, К. И. Попов, 2007, с изменениями 2009

© ИД «Юриспруденция», 2009

Предисловие

Надежное обеспечение защиты прав и законных интересов человека и гражданина – главная задача судебной и правоохранительной систем Российской Федерации.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» занимает важное место в системе других юридических дисциплин, изучаемых студентами юридических вузов. Значение названной дисциплины определяется тем, что она имеет характер вводного курса, предшествующего изучению таких предметов, как уголовное право, уголовный процесс, административное право, гражданское право и процесс, арбитражный процесс.

Цель данного учебного курса – способствовать профессиональному становлению юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами исходных сведений о судебных и правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других дисциплин.

Значительное место отведено изучению теоретических основ судебной власти: ее понятию и правовой природе, основным принципам организации и деятельности судебной власти в России. Особое внимание уделено исследованию российской судебной системы и ее отдельных составляющих, а также правовому статусу судей в Российской Федерации.

Данный курс знакомит студентов с правоохранительными органами, которые созданы и действуют в исполнительной ветви государственной власти: органами обеспечения охраны правопорядка и безопасности, органами предварительного расследования, органами юстиции, а также прокуратурой, которая является независимым государственных органом, осуществляющим от имени Российской Федерации правовой надзор в государстве.

В рамках курса «Правоохранительные органы» студенты знакомятся также с негосударственными организациями, вовлеченными в сферу правоохранительной деятельности и принимающими активное участие в защите прав и законных интересов личности, общества и государства (адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными структурами, общественными объединениями).

Основные задачи курса: ознакомить студентов с действующей системой судебных и правоохранительных органов, задачами и целями их деятельности; дать исходные сведения о внутреннем построении конкретных правоохранительных органов и судов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях; показать роль и значение каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с правоохраной.

Освоение курса «Правоохранительные органы» имеет определенные особенности. Во-первых, студенту предстоит изучить не один правоохранительный орган и даже не систему органов, а их совокупность, во-вторых, нормативная база данного курса включает в себя широкий круг законодательных и иных правовых актов различных уровней и юридической силы, которые постоянно изменяются и дополняются. Следовательно, изучение данной дисциплины предполагает активную работу с нормативными правовыми актами о правоохранительных органах.

Новейшую информацию и статистические данные можно получить на сайтах указанных органов в Интернете, приведенных ниже.

В качестве дополнительных источников при изучении курса рекомендуем использовать материалы периодической печати. Список основных юридических изданий также приведен. Официальными источниками опубликования нормативных правовых актов являются «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

В конце пособия приведен список дополнительной литературы для углубленного изучения курса «Правоохранительные органы».

Надеемся, что данное пособие позволит в кратчайшие сроки и наиболее полно изучить организацию и основные направления деятельности судебных и правоохранительных органов Российской Федерации.

Электронные адреса судебных и правоохранительных органов:

Конституционный Суд РФ – www.ks.rfnet.ru

Верховный Суд РФ – www.supcourt.ru

Высший Арбитражный Суд РФ – www.arbitr.ru

Генеральная прокуратура РФ – www.genproc.gov.ru

Министерство юстиции РФ – www.minjust.ru

Министерство внутренних дел РФ – www.mvd.ru

Федеральная служба безопасности – www.fsb.ru

Федеральная служба наркоконтроля – www.gnk.gov.ru

Федеральная таможенная служба – www.customs.ru

Федеральная миграционная служба – www.fmsrf.ru

Европейский суд по правам человека – www.espch.ru

Сервер органов государственной власти РФ – www.gov.ru

Периодические юридические издания:

– Газеты – Российская газета, Российские вести, Парламентская газета;

Журналы – Адвокат, Адвокатская практика, Арбитражный и гражданский процесс, Административное право и процесс, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Бюллетень Европейского суда по правам человека, Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, Бюллетень нотариальной практики, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестник государственной регистрации, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Вопросы ювенальной юстиции, Государственная служба, Государство и право, Журнал российского права, Закон, Закон и право, Законность, Законодательство, Исполнительное право, Международный коммерческий арбитраж, Мировой судья, Наркоконтроль, Нотариальный вестник, Нотариус, Права человека, Право и образование, Прокурорская и следственная практика, Российский адвокат, Российское правосудие, Российский следователь, Российский судья, Российский юридический журнал, Российская юстиция, Таможенное дело, Таможенные ведомости, Таможня, Третейский суд, Уголовное право, Уголовное судопроизводство, Уголовный процесс, Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, Юрист.

Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины

1.1. Понятие правоохранительной деятельности государства

Современное государство призвано осуществлять разнообразные функции. В специальной юридической литературе к ним причисляют такие направления его деятельности, которые обеспечивают: нормальное функционирование экономики; удовлетворение социальных потребностей граждан; защиту государственной и общественной безопасности; охрану окружающей среды и пр.

Особое место среди государственных функций занимает охранительная функция, связанная с охраной от нарушений установленного государством определенного правопорядка. По мнению Т. Н. Радько, государственно-правовая охрана общественных отношений необходима всегда, поскольку идея беспреступного общества – мечта отдельных романтиков.

В структуре охранительной функции государства выделим следующие направления (подфункции): охрана конституционного (государственного) строя; охрана прав и свобод человека; охрана собственности; охрана общественного порядка; борьба с преступностью. Для реализации этих подфункций государство создает специализированные органы, наделенные властными полномочиями.

Конечно, перечень указанных направлений деятельности, а соответственно и перечень государственных органов, призванных их осуществлять, не является неизменным. В соответствии с социально-политическими особенностями того или иного периода развития государства он может изменяться как количественно, так и качественно. Однако суть охранительной деятельности от этого не изменится, поскольку она связана с воздействием на лиц, нарушающих правовой режим упорядочения общественных отношений. В этой связи могут меняться лишь принципиальные подходы как к правовому регулированию общественных отношений, так и к правовому воздействию на правонарушителей.

В то же время, несмотря на практически однотипное понимание всеми видными теоретиками права охранительной функции государства, понятие охранительной деятельности, т. е. формы ее реализации, остается дискуссионным.

Так, по мнению Т. Н. Радько, в охранительной деятельности государства следует различать:

– функциональную охранительную деятельность (правоохранительную, правоприменительную и правотворческую), когда издаются и применяются акты, направленные на охрану общественных отношений;

– объектную охранительную деятельность – непосредственную охрану собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан, окружающей среды и т. д.

Как видим, интересующая нас дефиниция «правоохранительная деятельность» в теории права представлена в виде одного из элементов, фрагмента более широкого понятия «охранительная деятельность», наряду с правоприменительной и правотворческой деятельностью государства.

Представляется, что указанная градация оправданна не в полной мере. Оснований к подобному умозаключению как минимум два. Во-первых, правоохранительная деятельность включает в себя в качестве обязательной составляющей и правоприменительную деятельность, т. к. охрана права невозможна без применения соответствующих охранительных норм права, а также санкций за их нарушение. Во-вторых, правоохранительная деятельность немыслима и без правотворчества, которое следует рассматривать не только в качестве необходимого элемента правоохранительной системы – правовой основы правоохранительной деятельности, но и в качестве результата ее осуществления. Последняя связана с повышением эффективности правоохранительной деятельности посредством модернизации законодательства с учетом практики противодействия наиболее актуальным в конкретный момент времени видам правонарушений.

Текущая страница: 1 (всего у книги 27 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

Шрифт:

100% +

Ю. С. Жариков, К. И. Попов
Правоохранительные органы
Учебное пособие

© Ю. С. Жариков, К. И. Попов, 2007, с изменениями 2009

© ИД «Юриспруденция», 2009

Предисловие

Надежное обеспечение защиты прав и законных интересов человека и гражданина – главная задача судебной и правоохранительной систем Российской Федерации.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» занимает важное место в системе других юридических дисциплин, изучаемых студентами юридических вузов. Значение названной дисциплины определяется тем, что она имеет характер вводного курса, предшествующего изучению таких предметов, как уголовное право, уголовный процесс, административное право, гражданское право и процесс, арбитражный процесс.

Цель данного учебного курса – способствовать профессиональному становлению юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами исходных сведений о судебных и правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других дисциплин.

Значительное место отведено изучению теоретических основ судебной власти: ее понятию и правовой природе, основным принципам организации и деятельности судебной власти в России. Особое внимание уделено исследованию российской судебной системы и ее отдельных составляющих, а также правовому статусу судей в Российской Федерации.

Данный курс знакомит студентов с правоохранительными органами, которые созданы и действуют в исполнительной ветви государственной власти: органами обеспечения охраны правопорядка и безопасности, органами предварительного расследования, органами юстиции, а также прокуратурой, которая является независимым государственных органом, осуществляющим от имени Российской Федерации правовой надзор в государстве.

В рамках курса «Правоохранительные органы» студенты знакомятся также с негосударственными организациями, вовлеченными в сферу правоохранительной деятельности и принимающими активное участие в защите прав и законных интересов личности, общества и государства (адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными структурами, общественными объединениями).

Основные задачи курса: ознакомить студентов с действующей системой судебных и правоохранительных органов, задачами и целями их деятельности; дать исходные сведения о внутреннем построении конкретных правоохранительных органов и судов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях; показать роль и значение каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с правоохраной.

Освоение курса «Правоохранительные органы» имеет определенные особенности. Во-первых, студенту предстоит изучить не один правоохранительный орган и даже не систему органов, а их совокупность, во-вторых, нормативная база данного курса включает в себя широкий круг законодательных и иных правовых актов различных уровней и юридической силы, которые постоянно изменяются и дополняются. Следовательно, изучение данной дисциплины предполагает активную работу с нормативными правовыми актами о правоохранительных органах.

Новейшую информацию и статистические данные можно получить на сайтах указанных органов в Интернете, приведенных ниже.

В качестве дополнительных источников при изучении курса рекомендуем использовать материалы периодической печати. Список основных юридических изданий также приведен. Официальными источниками опубликования нормативных правовых актов являются «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

В конце пособия приведен список дополнительной литературы для углубленного изучения курса «Правоохранительные органы».

Надеемся, что данное пособие позволит в кратчайшие сроки и наиболее полно изучить организацию и основные направления деятельности судебных и правоохранительных органов Российской Федерации.

Электронные адреса судебных и правоохранительных органов:

Конституционный Суд РФ – www.ks.rfnet.ru

Верховный Суд РФ – www.supcourt.ru

Высший Арбитражный Суд РФ – www.arbitr.ru

Генеральная прокуратура РФ – www.genproc.gov.ru

Министерство юстиции РФ – www.minjust.ru

Министерство внутренних дел РФ – www.mvd.ru

Федеральная служба безопасности – www.fsb.ru

Федеральная служба наркоконтроля – www.gnk.gov.ru

Федеральная таможенная служба – www.customs.ru

Федеральная миграционная служба – www.fmsrf.ru

Европейский суд по правам человека – www.espch.ru

Сервер органов государственной власти РФ – www.gov.ru

Периодические юридические издания:

– Газеты – Российская газета, Российские вести, Парламентская газета;

Журналы – Адвокат, Адвокатская практика, Арбитражный и гражданский процесс, Административное право и процесс, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Бюллетень Европейского суда по правам человека, Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, Бюллетень нотариальной практики, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестник государственной регистрации, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Вопросы ювенальной юстиции, Государственная служба, Государство и право, Журнал российского права, Закон, Закон и право, Законность, Законодательство, Исполнительное право, Международный коммерческий арбитраж, Мировой судья, Наркоконтроль, Нотариальный вестник, Нотариус, Права человека, Право и образование, Прокурорская и следственная практика, Российский адвокат, Российское правосудие, Российский следователь, Российский судья, Российский юридический журнал, Российская юстиция, Таможенное дело, Таможенные ведомости, Таможня, Третейский суд, Уголовное право, Уголовное судопроизводство, Уголовный процесс, Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, Юрист.

Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины

1.1. Понятие правоохранительной деятельности государства

Современное государство призвано осуществлять разнообразные функции. В специальной юридической литературе к ним причисляют такие направления его деятельности, которые обеспечивают: нормальное функционирование экономики; удовлетворение социальных потребностей граждан; защиту государственной и общественной безопасности; охрану окружающей среды и пр.

Особое место среди государственных функций занимает охранительная функция, связанная с охраной от нарушений установленного государством определенного правопорядка. По мнению Т. Н. Радько, государственно-правовая охрана общественных отношений необходима всегда, поскольку идея беспреступного общества – мечта отдельных романтиков.

В структуре охранительной функции государства выделим следующие направления (подфункции): охрана конституционного (государственного) строя; охрана прав и свобод человека; охрана собственности; охрана общественного порядка; борьба с преступностью.1
Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Академический Проспект, 2005. С. 202–204.

Для реализации этих подфункций государство создает специализированные органы, наделенные властными полномочиями.

Конечно, перечень указанных направлений деятельности, а соответственно и перечень государственных органов, призванных их осуществлять, не является неизменным. В соответствии с социально-политическими особенностями того или иного периода развития государства он может изменяться как количественно, так и качественно. Однако суть охранительной деятельности от этого не изменится, поскольку она связана с воздействием на лиц, нарушающих правовой режим упорядочения общественных отношений. В этой связи могут меняться лишь принципиальные подходы как к правовому регулированию общественных отношений, так и к правовому воздействию на правонарушителей.

В то же время, несмотря на практически однотипное понимание всеми видными теоретиками права охранительной функции государства,2
Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2003. С. 62; Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 27.

Понятие охранительной деятельности, т. е. формы ее реализации, остается дискуссионным.

Так, по мнению Т. Н. Радько, в охранительной деятельности государства следует различать:

– функциональную охранительную деятельность (правоохранительную, правоприменительную и правотворческую), когда издаются и применяются акты, направленные на охрану общественных отношений;

– объектную охранительную деятельность – непосредственную охрану собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан, окружающей среды и т. д.3
Радько Т. Н. Указ. раб. С. 202.

Как видим, интересующая нас дефиниция «правоохранительная деятельность» в теории права представлена в виде одного из элементов, фрагмента более широкого понятия «охранительная деятельность», наряду с правоприменительной и правотворческой деятельностью государства.

Представляется, что указанная градация оправданна не в полной мере. Оснований к подобному умозаключению как минимум два. Во-первых, правоохранительная деятельность включает в себя в качестве обязательной составляющей и правоприменительную деятельность, т. к. охрана права невозможна без применения соответствующих охранительных норм права, а также санкций за их нарушение. Во-вторых, правоохранительная деятельность немыслима и без правотворчества, которое следует рассматривать не только в качестве необходимого элемента правоохранительной системы4
Развернутое определение правоохранительной системы дано в монографии А. Г. Братко «Правоохранительная система (вопросы теории). М.: Юридическая литература, 1991. Под ней автор понимает совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий (охранительная функция правовой системы, правоохранительная деятельность, юридические нормы и правоотношения, правоохранительные органы и законность, правовая культура), обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств (С. 206). В этом отношении мы солидарны с А. Г. Братко. Действительно, правоохранительная система – понятие более широкое, чем понятие системы правоохранительных органов. Она включает в себя помимо государственных структур (совокупности правоохранительных органов) систему юридических норм, которая является правовой основой реализации охранительной функции государства. Она обеспечивает правоохранительную деятельность системой уголовно-правовых запретов и санкций (наказаний) за их нарушение. Запреты реализуются в общих (неперсонифицированных) охранительных отношениях, а санкции – в конкретных (индивидуальных) правоотношениях.

– правовой основы правоохранительной деятельности, но и в качестве результата ее осуществления. Последняя связана с повышением эффективности правоохранительной деятельности посредством модернизации законодательства с учетом практики противодействия наиболее актуальным в конкретный момент времени видам правонарушений.

Таким образом, применительно к деятельности, связанной с правоохраной, правоприменение следует рассматривать не в качестве самостоятельного вида деятельности, а в качестве способа осуществления правоохранительной деятельности. Правотворчество необходимо рассматривать в качестве средства ее обеспечения.

Подобная точка зрения нашла свое развитие и в прикладных работах по юриспруденции. Так, А. И. Долгова, анализируя основные направления борьбы с преступностью в рамках криминологии, определяет, что борьба осуществляется, в том числе, посредством правоохранительной деятельности.5
Криминология. Учебник для вузов / Под ред. А. И. Долговой. М.: Норма, 2001. С. 324.

Правоохранительная деятельность включает в себя применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда (выделено авт.).

По мнению А. И. Долговой, в правоохранительной деятельности выделяются две стороны:

1) действия по выявлению, пресечению, раскрытию преступлений, применению мер уголовной ответственности и наказания к лицам, совершившим преступление, либо заменяющих их предусмотренных законом мер (условно здесь можно применять термин «карающая деятельность»);

2) деятельность по восстановлению нарушенных преступлением прав и законных интересов, возмещению ущерба, или правовосстановительная деятельность.6
Там же. С. 334.

Относительно того, что правоохранительная деятельность проявляется непосредственно в охране права от деяний, связанных с нарушением уголовного законодательства (преступлений), мы полностью солидарны с А. И. Долговой. Однако утверждение о том, что правоохранительная деятельность включает в себя и восстановление нарушенного преступлением права, не может быть признана обоснованной, поскольку является одним из элементов деятельности, связанной не с охраной, а с защитой нарушенного права. Именно в рамках данной деятельности и восстанавливается нарушенное право.

В ходе правоохранительной деятельности могут быть лишь созданы предпосылки для этого (организационные – розыск и арест имущества, на которое может быть наложено взыскание; правовые – принятие решения о реабилитации). Другими словами, правоохранительная деятельность лишь обеспечивает защиту, т. е. создает правовые и организационные предпосылки для восстановления нарушенного права, поскольку всегда связана с реализацией ретроспективной уголовной ответственности.

Таким образом, правоохранительная деятельность – это регламентированная правовыми актами государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств специально уполномоченными органами посредством применения регламентированных законом юридических мер воздействия .

Правоохранительную деятельность не следует путать с таким понятием, как «деятельность правоохранительных органов». В этом отношении мы согласны с А. И. Долговой, утверждающей, что «содержание последней шире, т. к. на правоохранительные органы возлагаются и функции, вытекающие из предупреждения преступности, общей организации борьбы с ней».7

Так, например, в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 г.) «О противодействии терроризму»8
СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

Обозначены основные направления деятельности (функции) правоохранительных органов по противодействию терроризму. К их числу помимо правоохранительной деятельности, содержанием которой являются выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта, отнесены:

– предупреждение терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

– минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Анализируя понятие правоохранительной деятельности, следует выделить несколько признаков, являющихся, с одной стороны, фундаментальными для ее содержания, с другой – специфическими, отличающими ее от других видов деятельности, включающих в себя элемент правоприменения.

В связи с тем, что при осуществлении данного вида деятельности могут существенно ограничиваться конституционные права человека и гражданина, ее реализация возлагается исключительно на специально создаваемые государственные органы.

Правоохранительная деятельность непосредственно связана с выявлением и расследованием преступлений, т. е. имеет ярко выраженную антикриминальную направленность. Она реализуется в строго регламентированном законом порядке, с соблюдением определенных законодательными актами процедур.

В юридической литературе существует мнение о том, что применительно к противодействию преступности правоохранительная деятельность осуществляется в многообразных формах деятельности: оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, гражданско-процессуальной, административно-процессуальной и в форме производства по делам об административных правонарушениях.9
Криминология. Учебник для вузов / Под ред. А. И. Долговой. С. 334.

Подобное расширительное понимание форм правоохранительной деятельности связано с ошибочным включением в нее в качестве основного элемента защитительной функции – возмещения вреда, восстановления прав и законных интересов жертв преступлений.

Наиболее правильно говорить только об оперативно-розыскной, розыскной, уголовно-процессуальной и административной формах правоохранительной деятельности, вернее, об их сочетании в той или иной последовательности. Например, создание следственно-оперативных групп позволяет одновременно проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на поиск лиц, причастных к совершению преступления, и уголовно-процессуальные действия, связанные с фиксацией в качестве доказательств добытой оперативниками информации об обстоятельствах преступления и лицах, его совершивших.

Условно можно выделить и уголовно-исполнительную форму правоохраны, которая, хотя и характеризуется сочетанием оперативно-розыскной и административной деятельности, но имеет некоторую специфику – при исполнении уголовных наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы, допускается снижение конституционной защищенности осужденных. В частности, личный обыск и обыск помещений, где проживают осужденные, производятся без судебных решений. Согласно ч. 7 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) их порядок определяется не Конституцией РФ, а приказами Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205 (с изм. от 02.03.2006 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»10
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

И от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы».11
Там же. 2006. № 44.

Правоохранительная деятельность осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия. Именно возможность применения в ходе рассматриваемой деятельности властных, государственно-правовых мер отличает ее от иных, близких по содержанию, видов деятельности.

Так, например, согласно ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487–1 (в ред. от 18.07.2006 г.) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»12
Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.

В ходе частного сыска допускаются: устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев); внешний осмотр строений, помещений и других объектов; наблюдение. Частные детективы вправе использовать видео– и аудиозапись, кино– и фотосъемку, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средства оперативной радио– и телефонной связи. Но они не могут применять к правонарушителям юридические меры воздействия, поскольку к ним относят только меры государственно-правового принуждения и взыскания.

Первые как по видам, так и по порядку применения регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ). Это меры уголовно-процессуального принуждения. Под ними понимают процессуальные средства принудительного характера, применяемые в сфере уголовного судопроизводства уполномоченными на то должностными лицами и органами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела, а также выполнения иных задач уголовного судопроизводства.

Меры уголовно-процессуального принуждения не одинаковы по своему характеру, но их применение преследует одну цель – обеспечить нормальный ход процессуальной деятельности по уголовному делу, связанный с привлечением лиц, причастных к совершению преступления, к уголовной ответственности, а в дальнейшем, в случае признания их виновными и осуждения, – назначение и исполнение наказания. К ним относятся:

– задержание лица по подозрению в совершении преступления;

– меры пресечения. Они применяются, как правило, к обвиняемому, т. е. к лицу, которое официально органами предварительного следствия привлечено к уголовной ответственности, и только в исключительных случаях к подозреваемому, но на срок не более 10 суток. К их числу УПК РФ причисляет: подписку о невыезде и надлежащем поведении; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу);

– иные меры процессуального принуждения: обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество; денежное взыскание.

Меры юридического принуждения не однородны по своему правовому воздействию на человека, их применение не обязательно связано с официальным признанием лица, заподозренного в причастности к совершению преступления, подозреваемым или обвиняемым. Отдельные из них, например, обязательство о явке или денежное взыскание, могут быть применены и к иным участникам судопроизводства, в частности, к свидетелям или потерпевшим.

Различна и процедура их применения. Меры принуждения, связанные с ограничением конституционных прав граждан, например, заключение под стражу, залог, временное отстранение от должности или наложение ареста на имущество, применяются исключительно на основании судебного решения, все остальные – по решению следователя (дознавателя).

Меры юридического воздействия – это уголовно-правовые средства воздействия на лиц, совершивших преступления или общественно опасные деяния (если лицо в момент его совершения находилось в состоянии невменяемости или не достигло возраста уголовной ответственности). К ним относятся:

– наказания (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь);

– меры воспитательного воздействия для несовершеннолетних (предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего);

– иные меры уголовно-правового характера (меры медицинского характера и конфискация имущества).

Как видим, юридические меры воздействия очень серьезно затрагивают права и свободы человека. Большинство из них направлено на лишение либо ограничение свободы лиц, совершивших преступления (общественно опасные деяния). Поэтому они применяются исключительно по судебному решению.

Поделиться: