Основные дестабилизирующие факторы которые подлежат мониторингу смис. Смис - система мониторинга инженерных систем

В настоящее время проектирование и создание СМИС регламентируется основными документами в данной области:

ГОСТ 22.1.12-2005 до отмены "Распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р" входил в перечень обязательных, тогда как Изм. №1 - для добровольного применения.

В настоящее время необходимость выполнения требований ГОСТ 22.1.12-2005 по СМИС обусловлена п. 6.4 СП 165.1325800.2014 "СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне".

СП 165.1325800.2014 входит в перечень обязательных в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 30.03.2015 года № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу с 01.07.2015.

СМИС - структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений .

Система создается на основе программно-технических средств, предназначена для автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты на соответствующих категориях объектов и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами, по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций .

ГОСТ Р 22.1.12-2005 устанавливает категории объектов, зданий и сооружений, подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.

Создание системы такого типа обусловлено необходимостью создания сторонней системы для анализа состояния работоспособности действующих инженерных систем объекта. Все события, происходящие с объектом, будь то неисправности систем вентиляции, систем электроснабжения, нарушения работоспособности противопожарных систем являются локальными.

Этапы создания СМИС, 2013

При строительстве любого объекта гражданского или промышленного назначения необходимо создание полного комплекта проектной, а затем и рабочей документации. Эта информация де-факто общий и единственный инженерный документ, объединяющий госконтроль используемых инженерных решений и технологий, инструкция к монтажу инженерных систем.

Инженерные системы создаются последовательно, согласно техническому заданию заказчика/инвестора. Сначала создается концепция размеров форм, расположения линейных объектов – конструкций. Таким образом появляется раздел АР – архитектура. Затем к данным формам привязываются прикладные инженерные системы и решения по организации систем отопления вентиляции и кондиционирования – раздел ОВК. Параллельно создаются инженерные системы по решению вопросов электроснабжения, электроосвещения, резервного электроснабжения (автоматический ввод резерва, дизель генераторные установки), электроосвещения, ремонтного освещения. Здесь привязка уже идет не только к планировочным решениям, но и к назначению данных помещений, назначению объекта, целью его создания.

Для эксплуатации объекта необходимо создание не только силовых инженерных систем, но и слаботочных. Такими системами являются системы связи и безопасности. В процессе строительства эти инженерные системы наиболее сложны и требуют кропотливого отношения при создании, поскольку они должны учитывать принятые инженерные решения действующих инженерных систем, их взаимосвязей и назначения. В целом, создание объекта можно считать завершенным, однако современная реальность диктует необходимость создания таких инженерных систем как автоматизированные системы мониторинга. Причем не только системы автоматизации и диспетчеризации как таковых инженерных систем объекта и его технологического назначения, но и внешний контроль данного объекта. Автоматизированные системы мониторинга по сути являются некоторой новой оболочкой традиционного понятия систем автоматизированных систем управления (АСУ). Однако, к данным инженерным системам предъявляются более суровые требования как к качеству, так и способам реализации. Это обусловлено уникальностью назначения. Автоматизированные системы мониторинга осуществляют внешний независимый контроль инженерных систем объекта, так называемым методом неразрушающего контроля.

Все происходящие события с объектом будь то неисправности систем вентиляции, систем электроснабжения, нарушения работоспособности противопожарных систем являются локальными. К примеру, трансформаторная подстанция выходит из строя, она не работает, то есть не подает свет в поселки, заводы, города. По факту сразу можно увидеть результат – нет света. Однако ведь не сразу трансформаторная подстанция выходит из строя. Обязательно результатом этого является комплекс стечения обстоятельств, фактов нарушения эксплуатации промышленной установки, комплекса мелких неисправностей.

Мониторинг СМИС позволяет заранее анализировать состояние промышленной установки, собирать информацию, и предупреждать о вхождении некоторых критически важных параметров в аварийные уставки. Таким образом можно как минимум предупредить аварию, а следовательно и выход из строя трансформаторной подстанции. В этом примере показан случай локального контроля инженерной системы объекта. Но требуется незаинтересованное и не предвзятое воздействие извне. Такой орган - ГУ МЧС района, города, области куда прикреплен объект. Эта часть является «абонентской» - системы дистанционного мониторинга.

Подсистемы СМИС

В составе СМИС:

  • подсистема сбора данных и передачи сообщений - ССП СМИС. Она действует в режиме реального времени, контролируя дестабилизирующие факторы посредством мониторинга систем инженерно-технического обеспечения объекта, получения данных от подсистем СМИС. Подсистема информирует дежурно-диспетчерские службы объектов и органов повседневного управления РСЧС об угрозе и возникновении ЧС.
  • подсистема мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений - СМИК. Она в режиме реального времени контролирует изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.
  • подсистема связи и управления в кризисных ситуациях - СУКС. СУКС обеспечивает связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.

Оператор СМИС получает комплексный сбор информации по мониторингу объекта. Реализация системы дистанционного мониторинга является эффективной составляющей системы инженерного мониторинга объекта.

В обязательном порядке СМИС оснащаются:

  • особо опасные и технически сложные объекты;
  • промышленные объекты с числом занятых более 10 тыс. человек;
  • объекты коммунального и культурно-бытового назначения с максимальным расчетным пребыванием 500 человек и более;
  • гостиничные предприятия (в г. Москве);
  • объекты жизнеобеспечения, выход из строя которых приводит к в возникновению чрезвычайной ситуации;
  • объекты капитального строительства, имеющие хотя бы одну из характеристик:
    • высота более 100 м.
    • пролет более 100 м.
    • консоль более 20 м.
    • заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более 15 м.

Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) – это построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами, в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС).

В соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 целью создания СМИС является обеспечение гарантированной устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения, безопасности и технологических процессов требуемого качества на контролируемом потенциально-опасном объекте, здании и сооружении. СМИС выступает как средство информационной поддержки принятия решения диспетчером в условиях действия дестабилизирующих факторов.

СМИС предназначена для централизованного мониторинга и диспетчерского управления оборудованием инженерных систем объекта.

В состав СМИС входят следующие системы:

  • система сбора данных и передачи сообщений (ССП) - осуществляет мониторинг подсистем СМИС, технологических процессов и инженерных систем объекта, а также информирование ДДС объекта, оперативно-диспетчерские структуры (ЕДДС) муниципального образования о возникновении предаварийных, аварийных, чрезвычайных ситуаций (ЧС), пожаров;
  • система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС) – обеспечивает управление подразделениями ликвидации последствий аварий, пожаров, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, и включает:
    • систему оперативной, чрезвычайной телефонной связи;
    • систему оперативной радиосвязи городских служб безопасности и экстренных служб;
  • система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК) - осуществляет автоматический в режиме реального времени мониторинг изменения состояния несущих конструкций, развития опасных геологических процессов и обеспечивает проведение периодического мониторинга технического состояния несущих конструкций объекта, опасных геологических процессов.

Объекты контроля СМИС:

  • Подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:
    • теплоснабжение;
    • вентиляция и кондиционирование, управления микроклиматом;
    • водоснабжение и канализация;
    • электроснабжение;
    • газоснабжение;
    • инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
    • лифтовое оборудование;
    • система голосового оповещения;
    • система охранной сигнализации и видеонаблюдения;
    • система обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически-опасных веществ, биологически-опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных газов и др.;
    • система передачи информации о наличии действующего контроля со стороны штатной службы эксплуатации объекта или сети объектов.
  • Инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) потенциально опасных объектов, зданий и сооружений.
  • Технологическое оборудование объекта.

Этапы разработки СМИС

  • Разработка специальных технических условий на создание и эксплуатацию (СТУ) СМИС объекта;
  • Разработка технического задания на проектирование СМИС, его согласование и утверждение;
  • Разработка проектной документации СМИС;
  • Сопровождение проектной документации СМИС при получении согласования в государственной экспертизе;
  • Разработка рабочей документации СМИС (включая разработку регламента действий дежурно-диспетчерской службы объекта и дежурных органов повседневного управления РСЧС при получении сообщений СМИС, разработку программ и методик испытаний СМИС), получение необходимых согласований документации;
  • Строительно-монтажные работы по СМИС;
  • Пуско-наладочные работы по СМИС, включая подключение СМИС объекта к органам повседневного управления РСЧС;
  • Проведение испытаний и сдача СМИС объекта в постоянную эксплуатацию.
Название документа:
Номер документа: 22.1.12-2005
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание
Дата принятия: 28 марта 2005
Дата начала действия: 15 сентября 2005
Дата редакции: 01 июня 2011

ГОСТ Р 22.1.12-2005

Группа Т58

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Общие требования

Safety in emergencies. Structured system for monitoring and control
of building / construction engineering equipment.
General requirements

Дата введения 2005-09-15

Предисловие

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)], компанией "Экономические Программы" (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС" (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст

4 Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" , от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" , от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" , постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"


ВНЕСЕНО Изменение N 1 , утвержденное и введенное в действие с 01.07.2011 Приказом Росстандарта от 01.06.2011 N 110-ст

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 2011 год

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает:

- категории объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);

- основные требования к созданию СМИС;

- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;

- порядок информационного сопряжения СМИС с органами повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия

ГОСТ 3.1603-91 Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания

ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы

ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения

ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения

ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации; аварийно-спасательные работы в ЧС: Действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия, характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

[ГОСТ Р 22.0.02-94 , статья 2.4.5]

3.3 аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия .

3.4 безопасность эксплуатации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений .

3.5 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов .

3.6 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов .

3.7 дестабилизирующий фактор: Отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений, а также сели, оползни, лавины, оказывающие негативные или разрушительные воздействия на здания и сооружения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях; ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

[ГОСТ Р 22.3.05-96 , статья 2.1.1]

3.12 заявитель: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия .

3.13 здание: Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т.п.).

3.17 инженерные системы зданий и сооружений: Функционально законченный комплекс технических средств, предназначенный для создания и поддержания условий, при которых наиболее эффективно осуществляется работа оборудования и жизнедеятельность людей.

3.18 инженерный риск обрушения здания (сооружения): Величина, зависящая от степени повреждения и характеризующая вероятность обрушения здания (сооружения) для рассматриваемого интервала времени, 1/год *.
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту

3.19 инженерная безопасность здания (сооружения): Величина, характеризующая способность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей .

ликвидация чрезвычайных ситуаций; ликвидация ЧС: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также* локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для* опасных факторов.
______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


[ГОСТ Р 22.0.02-94 , статья 2.4.2]

3.24 оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту .

3.30 промышленная безопасность опасных производственных объектов: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий .

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Система органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.

[ГОСТ Р 22.0.02-94 , статья 2.2.1]

3.33 система безопасности: Программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, пожарной безопасности, взрывобезопасности, охраны и оповещения людей о чрезвычайных ситуациях.

3.34 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений; СМИС: Построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на соответствующих категориях объектов автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами, по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3.35 система сбора данных и передачи сообщений СМИС; ССП СМИС: Подсистема СМИС, осуществляющая в режиме реального времени контроль дестабилизирующих факторов путем мониторинга систем инженерно-технического обеспечения объекта, получения данных от подсистем СМИС, а также информирование дежурно-диспетчерских служб объектов и органов повседневного управления РСЧС об угрозе и возникновении ЧС.

3.36 система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений; СМИК: Подсистема СМИС, осуществляющая в режиме реального времени контроль изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, зон схода селей, оползней, лавин в зоне строительства и эксплуатации объекта мониторинга с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций.

3.37 система связи и управления в кризисных ситуациях; СУКС: Подсистема СМИС, обеспечивающая связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.

3.38 сооружение: Результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

3.34-3.38. (Измененная редакция, Изм. N 1).

4 Основные положения

4.1 Объекты соответствующих категорий следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС для предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.

СМИС должны обеспечивать предупреждение чрезвычайных ситуаций, классификация которых определена Правительством РФ .

4.2 СМИС создают для предупреждения ЧС в целях недопущения потерь, ущерба здоровью людей, материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов, а также информационной поддержки принятия решений органами повседневного управления РСЧС по предупреждению и ликвидации аварий, ЧС.

СМИС является автоматизированной системой объекта, обеспечивающей автоматический мониторинг и предупреждение ЧС независимо от служб эксплуатации объекта. СМИС должна быть разработана с учетом требований ГОСТ 34.003 , ГОСТ 34.601 , ГОСТ 34.602 , ГОСТ 34.603 и .

4.3 СМИС должна строиться на базе программно-технических средств, осуществляющих автоматический мониторинг дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информации в органы повседневного управления РСЧС об угрозе и факте возникновения аварии, ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами.

4.4 Объектами контроля, угроз возникновения аварий, ЧС, должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

- теплоснабжение;

- вентиляция и кондиционирование;

- водоснабжение и канализация;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

- лифтовое оборудование;

- система связи и оповещения;

- системы охранной сигнализации, видеонаблюдения, контроля и управления доступом, досмотровые средства;

- системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).

Объектами контроля угроз возникновения аварий, ЧС должны являться технологические системы, а также основания, строительные конструкции зданий и сооружений; сооружения инженерной защиты, зоны возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта.

4.5 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:

- возникновения пожара;

- нарушения в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды;

- нарушения в подаче электроэнергии;

- нарушения в подаче газа;

- отказа в работе лифтового оборудования;

- несанкционированного проникновения в служебные помещения;

- повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;

- затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;

- утечки газа;

- отклонений от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изменения состояния основания, строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений;

- нарушение работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты;

- сооружений инженерной защиты;

- изменения состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.

4.6 СМИС должны обеспечивать:

- прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

- непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;

- формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в дежурные и диспетчерские службы объекта;

- формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в органы повседневного управления РСЧС;

- автоматизированное оповещение о произошедшей аварии, чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;

- автоматизированное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;

- документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий дежурных и диспетчерских служб объектов.

4.7 В состав СМИС объекта должны входить следующие подсистемы:

- система сбора данных и передачи сообщений (ССП);

- система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС);

Система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК).

4.8 Органы повседневного управления РСЧС в части обеспечения безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:

- получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим актом;

- анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;

5- оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

6- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;

- постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) вышестоящим органам повседневного управления РСЧС об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Режимы функционирования и состав органов повседневного управления РСЧС муниципального уровня должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01 .

4.9 СМИС подлежат обязательной установке на следующих категориях объектов:

- ядерно- и/или радиационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

- объекты, на которых:

получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельно установленные законодательством Российской Федерации ;

осуществляется уничтожение, захоронение химических и других опасных отходов;

имеются крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, включая предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры;

производят, получают или перерабатывают жидкофазные или твердые продукты, обладающие взрывчатыми свойствами и склонные к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;

Сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

- линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более;

- объекты космической инфраструктуры;

- аэропорты и объекты их инфраструктуры;

- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

- метрополитены;

- морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

- тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше;

- объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

- магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы;

- объекты газораспределительных систем, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ или сжиженный углеводородный газ;

- гидротехнические сооружения 1-го, 2-го и 3-го классов;

- крупные промышленные объекты с численностью занятых людей более 10 тыс. человек;

- объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

высота более чем 100 м;

пролеты более чем 100 м;

наличие консоли более чем 20 м;

заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м;

наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета;

- объекты с максимальным расчетным пребыванием людей 500 чел. и более: зрелищные, спортивные сооружения, многофункциональные офисные и торгово-развлекательные комплексы, объекты здравоохранения, гостиницы;

- объекты жизнеобеспечения: установки, склады, хранилища, гидротехнические и инженерные защитные сооружения, коммуникации, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению, повреждению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод) и как следствие - к чрезвычайной ситуации.

4.10 Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:

- строительства - для объектов капитального строительства;

- реконструкции, капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.

Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.

4.11 Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Программно-технические средства СМИС объектов должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС в соответствии с .

4.12 Проектирование и строительство СМИС должны осуществлять организации, имеющие свидетельства саморегулируемых организаций о допуске к работам в области мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Специалисты указанных организаций должны иметь дипломы (свидетельства, удостоверения) государственного образца о специальной подготовке (повышении квалификации) по образовательным программам в данной области, включая СМИС, *, *.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1-4.12 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.13 В случае, если для подготовки проектной документации по СМИС требуется отступление от требований стандартов и сводов правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, недостаточно требований, установленных нормативными документами, или такие требования не установлены, разработке проектной документации по СМИС должна предшествовать разработка специальных технических условий.

Разработка специальных технических условий должна проводиться проектной, научно-исследовательской или другой организацией в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) и , , ГОСТ 2.114 .

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5 Общие технические требования

5.1 Требования к структуре и функционированию

СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:

- обеспечивать автоматический и автоматизированный мониторинг дестабилизирующих факторов для предупреждения и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами;

Иметь модульную структуру, использовать открытые стандартные протоколы цифровой периферии и технологии для передачи данных;

- обеспечивать возможность сопряжения с другими автоматизированными системами.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1.1 В ССП СМИС должны входить:

- программный комплекс сбора, обработки данных мониторинга, формирования и передачи информации;

- серверы СМИС для обеспечения сопряжения с инженерными системами объекта, информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС;

- АРМ СМИС, включающий мониторы оперативного мониторинга и поддержки принятия решения;

- оборудование автоматической передачи коротких сообщений (SMS);

- оборудование приема и передачи видеоинформации;

- локальная вычислительная сеть СМИС;

- комплекс средств связи с органами повседневного управления РСЧС.

В случае отсутствия возможности мониторинга дестабилизирующих факторов через существующие аппаратно-программные средства объекта в ССП СМИС должны быть включены контроллеры, модули автоматики, датчики.

Получение данных мониторинга путем сопряжения с комплексами диспетчерского управления производственными процессами, безопасностью и жизнеобеспечением объектов не допускается.

5.1.2 В СУКС должно входить оборудование, обеспечивающее связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий, ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами. Использование в СУКС средств и оборудования других объектовых систем связи не допускается.

5.1.3 В СМИК должно входить оборудование мониторинга изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, а также при наличии угроз, участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации здания или сооружения:

- серверы, локальные серверы и контроллеры СМИК;

- АРМ СМИК;

- оборудование сети сбора и передачи данных;

- датчики контроля изменения состояния оснований, строительных конструкций зданий и сооружений; сооружений инженерной защиты, а также участков возможных сходов селей, оползней, лавин.

5.1.1-5.1.3 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

5.2 Требования к надежности

Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонент. Гарантийный срок - 18 мес с момента ввода в эксплуатацию.

Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10000 ч.

Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.

Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

5.3 Требования к безопасности

Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.

Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.

Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030 , СНиП 12-03 .

Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

5.4 Эргономические требования

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.

Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280х1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.

5.5 Требования к защите информации

Информационная защита СМИС - по нормативному документу.

5.6 Требования к защите от влияния внешних воздействий

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254 .

Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.

5.7 Требования к стандартизации и унификации

Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.

5.8 Требования к совместимости

В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.

5.9 Требования охраны окружающей среды

Компоненты, входящие в СМИС, и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.

Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.

Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603 , ГОСТ Р 51769 , ГОСТ Р 52108 .

5.10 Требования к проектированию

СМИС должна разрабатываться в составе раздела (подраздела) проектной документации "перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

Приложение А (справочное). Порядок создания структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами потенциально опасных объектов, зданий и сооружений и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС

Приложение А
(справочное)

______________________________
* Наименование приложения. Измененная редакция, Изм. N 1 .

А.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:

- определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена;

- уточнение группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых в случае ЧС на объектах должны организовать органы повседневного управления РСЧС;

- разработка порядка информационного обеспечения в случае ЧС на объектах;

- совершенствование систем связи и управления в кризисных ситуациях, оповещения применительно к задачам и потребностям органов повседневного управления РСЧС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах;

- сопряжение комплекса средств автоматизации органов повседневного управления РСЧС со СМИС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

А.2 Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС являются:

- организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС;

- технический этап, в продолжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с органами повседневного управления РСЧС.

А.2.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:

- положение о СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС;

- инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, органами повседневного управления РСЧС и городскими ДДС;

- дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС) и др.

А.2, А.2.1 (Измененная редакция, Изм. N 1).

А.3 В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС субъекта органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города (района) разрабатывают и утверждают администрации: "Положение о СМИС", "Положение об органах повседневного управления РСЧС в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение Б (обязательное). Программа комплексных испытаний

Приложение Б
(обязательное)

Б.1 Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.

Б.2 Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.

Б.2.1 Оценке и проверке подлежат:

- соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;

- соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;

- соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с органами повседневного управления РСЧС субъекта;

- наличие подготовленных кадров в части проектирования, создания и эксплуатации СМИС.

Б.2.2 Проверке подвергают:

- комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

- многофункциональную кабельную систему;

- сеть передачи информации;

- систему сбора и обработки информации;

- административную систему;

- органы повседневного управления РСЧС субъекта в части взаимодействия со СМИС объекта.

Б.2.3 Комиссия проводит:

- проверку на соответствие требованиям технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к органам повседневного управления РСЧС;

- проверку качества и полноты эксплуатационной документации;

- автономное и комплексное испытание СМИС объекта;

- испытание каналов связи между СМИС объекта и органов повседневного управления РСЧС;

- приемочные испытания СМИС объекта и органов повседневного управления РСЧС.

Испытания следует проводить по утвержденным установленным порядком методикам.

Б.2.1-Б.2.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

Б.2.4 Результаты комплексных испытаний

Результаты проведения комплексных испытаний СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где отражают результаты всех проверок и испытаний с указанием:

- назначения каждого вида испытаний или проверки в соответствии с требованиями технического задания;

- перечня лиц, проводивших испытания, с указанием зоны ответственности каждого лица;

- состава технических и программных средств, использованных для проведения каждого испытания;

- перечня методик испытаний и руководящих материалов по обработке и оценке их результатов;

- перечня протоколов автономных испытаний элементов системы;

- перечня носителей информации, хранящих данные объективного контроля, полученные в процессе испытаний;

- обобщенных результатов испытаний;

- выводов о результатах испытаний и соответствии требованиям технического задания.

Б.3 По результатам проведения комплексных испытаний комиссия принимает решение о возможности приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение комиссии оформляют актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Библиография


Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности* (Протокол от 25.02.03 N 1)

________________
ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях*, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Протокол от 19.12.03 N 9)

________________
* Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов

Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2011 N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" . - Примечание изготовителя базы данных.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2005

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования (с Изменением N 1)

Название документа: ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования (с Изменением N 1)
Номер документа: 22.1.12-2005
Вид документа: ГОСТ Р
Принявший орган: Росстандарт
Статус: Действующий
Опубликован: официальное издание

М.: Стандартинформ, 2005 год

Дата принятия: 28 марта 2005
Дата начала действия: 15 сентября 2005
Дата редакции: 01 июня 2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ

ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

SAFETY IN EMERGENCIES. STRUCTURED SYSTEM

FOR MONITORING AND CONTROL OF BUILDING/CONSTRUCTION

ENGINEERING EQUIPMENT. GENERAL REQUIREMENTS

ГОСТ Р 22.1.12-2005

Предисловие

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".

Сведения о стандарте



1. Разработан Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)), компанией "Экономические Программы" (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС" (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС").

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст.

4. Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".

5. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает:

Категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);

Основные требования к построению СМИС;

Перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;

Порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);

Порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.

3.1603-91. Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов.

ГОСТ 12.1.030-81. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление.

ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.

ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.

ГОСТ 14254 (МЭК 529-89). Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).

ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.

ГОСТ Р 51769-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения.

ГОСТ Р 52108-2003. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения.

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения и сокращения


4. Основные положения

4.1. Объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.

4.2. СМИС создают в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества на контролируемых объектах и выступают как средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.

В части, касающейся предупреждения ЧС, СМИС является неотъемлемым элементом автоматизированных систем объекта, разработанных по ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.603 и .

4.3. СМИС строят на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

4.4. Объектами контроля, а в ряде случаев управления должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

Теплоснабжение;

Вентиляция и кондиционирование;

Водоснабжение и канализация;

Электроснабжение;

Газоснабжение;

Инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

Лифтовое оборудование;

Система оповещения;

Системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;

Системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).

Объектами контроля должны являться инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.

4.5. СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:

Возникновения пожара;

Нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;

Нарушения в подаче электроэнергии;

Нарушения в подаче газа;

Отказа в работе лифтового оборудования;

Несанкционированного проникновения в служебные помещения;

Повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;

Затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;

Утечки газа;

Отклонений от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

Изменения состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.

4.6. СМИС должны обеспечивать:

Прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

Непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;

Формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта;

Формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;

Автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;

Автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;

Автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвидации ЧС;

Документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.

4.7. В состав СМИС должны входить следующие компоненты:

Комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;

Многофункциональная кабельная система;

Сеть передачи информации;

Автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;

Административные ресурсы.

В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.

В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управление исполнительными механизмами.

В качестве исполнительных механизмов следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

Кабеленесущие конструкции;

Электрические и слаботочные кабели;

Коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:

Сеть сбора информации от локальных систем автоматики;

Серверы ввода-вывода;

Локальная и (или) глобальная вычислительные сети;

Рабочие станции диспетчеров;

Программный комплекс.

К административным ресурсам относят:

Организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;

Эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;

Документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.

4.8. ЕДДС в части решения задач безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:

Получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим актом;

Анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

Обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;

Оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

Обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировку (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;

Постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

Представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);

Доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

Обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01.

4.9. СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечень которых представлен в .

К особо опасным объектам относят:

Ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

Гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;

Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;

Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

К технически сложным объектам относят:

Морские порты, аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;

Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.

4.10. Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:

Проектных, строительных и монтажных работ - для вновь строящихся объектов;

Планового капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.

Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.

4.11. Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.12. Обучение специалистов по созданию СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны осуществляться в соответствии с Методикой и нормативным документом .

5. Общие технические требования

5.1. Требования к структуре и функционированию

СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:

Обеспечивать автоматизированный контроль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т.ч. вызванных террористическими актами) инженерными системами;

Иметь модульную структуру и быть "открытой", обеспечивать при необходимости возможность диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием инженерных систем;

Допускать возможность объединения с другими информационными системами мониторинга и управления.

В СМИС должны быть предусмотрены автоматический - ручной и дистанционный - местный режимы работы.

СМИС должна иметь открытую архитектуру, допускать последующее расширение как по числу объектов автоматизации, так и по числу функций, а также быть готовой к интеграции с другими системами мониторинга и управления.

СМИС должна базироваться на структурированные информационные кабельные сети.

СМИС должна иметь иерархическую многоуровневую структуру:

уровень 1 - структурированная информационная кабельная система. Использование для организации сетей связи информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость проектных решений, удобство администрирования и расширяемость системы в будущем;

уровень 2 - первичные датчики и исполнительные устройства, а также устройства согласования сигналов первичных датчиков с входами контроллеров сбора информации;

уровень 3 - контроллеры сбора информации (удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры, интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и уровнем 4 должна использоваться сеть на базе последовательных интерфейсов EIA/TIA 232 (485). В этой сети следует использовать соответствующие открытые стандартные протоколы цифровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.);

уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС. Сервер СМИС должен содержать средства организации обмена информацией с диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локальной вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объектовым шинам), а также специализированное программное обеспечение на базе SCADA-системы для сбора и архивирования информации, поступающей от инженерных систем. Сервер СМИС должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие информационные сети;

уровень 5 - автоматизированные рабочие места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функционирует специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне является локальная сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены общепризнанными геоинформационными системами, открытыми для интеграции с ЕДДС, и другими системами (ERP, SCADA и др.) с возможностью использования различных баз данных под управлением известных систем управления базами данных (MS SQL, ORACLE, DB2).

5.2. Требования к надежности

Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонентов. Гарантийный срок - 18 мес. с момента ввода в эксплуатацию.

Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10000 ч.

Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.

Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

5.3. Требования к безопасности

Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.

Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.

Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030, СНиП 12-03 .

Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

5.4. Эргономические требования

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.

Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280 х 1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.

5.5. Требования к защите информации

Информационная защита СМИС - по нормативному документу.

5.6. Требования к защите от влияния внешних воздействий

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254.

Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.

5.7. Требования к стандартизации и унификации

Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.

5.8. Требования к совместимости

В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.

5.9. Требования охраны окружающей среды

Компоненты, входящие в СМИС, и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.

Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.

Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108.

Приложение А

(справочное)

СОЗДАНИЯ СТРУКТУРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА

И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ

ОБЪЕКТОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО

СОПРЯЖЕНИЯ С ЕДИНЫМИ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИМИ

СЛУЖБАМИ ГОРОДА

А.1. Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:

Определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;

Уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС на объектах;

Разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС на объектах;

Совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах;

Сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС со СМИС.

А.2. Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются:

Организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;

Технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города.

А.2.1. Для создания СМИС и их информационном сопряжении с ЕДДС города на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:

Положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;

Инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС;

Дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и др.

А.3. В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатывают и утверждают в городской администрации: "Положение о СМИС", "Положение о ЕДДС города в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.

Приложение Б

(обязательное)

ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Б.1. Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.

Б.2. Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.

Б.2.1. Оценке и проверке подлежат:

Соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;

Соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;

Соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;

Поделиться: