O право на благоприятную окружающую среду. Право граждан на благоприятную окружающую среду

В этой статье мы поговорим о праве на благоприятную окружающую среду. Рассмотрим этот вопрос комплексно, со всех сторон, а также коснемся правовых аспектов. Конституция гарантирует человеку это право с момента его рождения.

Введение

В разделе экологических прав человека право на благоприятную окружающую среду является ключевым. Юридическое оформление это право получило сравнительно недавно. Впервые оно было провозглашено в испанской конституции в 1978 году, но широкое распространение экологического права пришлось на начало 1990-х годов. Встречалось оно в основном в правовых документах постсоциалистических стран. Данное право обязывает всех юридических и физических лиц, а также государственные органы к приложению максимума усилий для сохранения условий окружающей среды. Российское законодательство дополняет это право пунктом о том, что каждый человек имеет право знать об экологической обстановке того места, в котором он проживает. Также возможно возмещение ущерба в том случае, если было совершено экологическое правонарушение.

Экологическая безопасность населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает то, что человек должен иметь реальную возможность проживать в местности, которая отвечает не только российским, но и международным стандартам. Кроме того, это означает возможность участвовать в принятии решений, связанных с экологией, контролировать выполнение решений, получать своевременную и точную экологическую информацию и требовать ущерб в случае нарушений.

Как обеспечивается экологическая безопасность? Здесь важную роль играет нормирование и планирование, принятие мер по улучшению качества окружающей среды и предотвращению вредной с точки зрения экологии деятельности, недопущение и ликвидация последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий при помощи государственного и социального страхования населения, создание частных и государственных фондов, организации доступной медицинской помощи. Также следует регулярно следить за состоянием экологии и контролировать исполнение законодательства.

Требования

Защита прав на благоприятную окружающую среду должна проводиться четко. Реализуется она при помощи разработки нормативов предельно допустимых норм вредных веществ, выбора методов их определения. Утверждается это все уполномоченными государственными органами и санитарно-эпидемиологическим надзором. Экологическое законодательство динамично, оно корректируется и изменяется с развитием науки и техники. Если требования к надлежащему качеству окружающей среды нарушаются, происходят несанкционированные выбросы вредных веществ или осуществляются другие виды негативного воздействия, деятельность субъектов может быть приостановлена, ограничена или прекращена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, Федеральной службой лесного хозяйства или другими уполномоченными государственными органами.

Способы защиты населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду поддерживается обязательным и добровольным страхованием учреждений, организаций, предприятий, граждан, их доходов и собственности. Это делается на случай возможного стихийного или экологического бедствия, для ликвидации возможных последствий. Областные, краевые, местные, республиканские и государственные фонды объединяет единая внебюджетная система - Федеральный экологический фонд. Денежные средства в таких фондах формируются за счет средств, которые поступают от физических и юридических лиц, от платежей за размещение и сброс отходов, платежей за другие виды загрязнения окружающей среды, средства, полученные от конфискованных предметов для рыболовства и охоты.

Участие граждан

Право на благоприятную окружающую среды подкрепляется широкими возможностями самих граждан для реализации своих свобод. Граждане могут создавать различные фонды или общественные организации для охраны природы. Люди могут добровольно вступать или не вступать в такие организации, вносить в них свои денежные средства, принимать участие в сборах, принятии решений, митингах, шествиях и референдумах. Кроме того, каждый гражданин, вне зависимости от того, состоит он в какой-либо экологической организации или нет, может обращаться к уполномоченным органам государственной власти с письмами, петициями требовать рассмотрения своих претензий. Также есть право, согласно которому граждане могут требовать отмены строительства, проектирования, эксплуатации объектов, загрязняющих окружающую среду, в судебном или административном порядке. Можно говорить о привлечении к ответственности физических или юридических лиц в случае нарушения ими норм экологического права. Гражданские и должностные лица поддаются гражданско-правовой, административной и дисциплинарной, уголовной ответственности, а учреждения, организации и предприятия - гражданско-правовой и административной ответственности.

Правовая сторона вопроса

Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к общечеловеческим ценностям, понятно из того, что главная и высшая ценность - человеческая жизнь. А ведь экология может оказывать как оздоравливающее, так и пагубное воздействие на здоровье человека, вплоть до смертельного исхода. Однако это не та область, о которой мы ведем речь. Как насчет правового регулирования? Право человека на благоприятную окружающую среду было впервые закреплено в Декларации прав и свобод от 1991 года, которая была принята на Съезде нардепов СССР. Позже это же право появилось в Конституции 1993 года. Право на жизнь, определение которому дано в 20 ст. Конституции России, неразрывно связано с экологическим правом, ведь жизнь человека не должна уменьшаться из-за влияния пагубных факторов окружающей среды. Субъекты экологического права — это не только граждане России, но иностранные граждане, которые находятся на ее территории.

Реализация прав

Почему право на благоприятную окружающую среду может реализовываться разными способами? Дело в том, что граждане могут не только требовать соблюдения экологических законов, но и прекращения негативного воздействия на среду и даже привлекать нарушителя к ответственности. Экологические организации могут не только собираться и принимать какие-либо решения, но и пропагандировать свою программу, защищать и рассказывать о правах другим гражданам, развивать свое направление, выполнять ряд работ по защите окружающей среды, оказывать посильную помощь органам государственной власти, организовывать мероприятия за свой счет, рекомендовать представителей своих организаций для участия в экологической экспертизе, проводить ее самостоятельно. Кроме того, любой человек или организация могут требовать проведения дополнительной экспертизы, которая приобретает юридическую силу после утверждения компетентными органами. Более того, в ст. 13 Закона о защите окружающей среды говорится о том, что государственные органы и уполномоченные лица должны оказывать общественным организациям всевозможную помощь, стараться максимально удовлетворить их требования.

Привлечение к ответственности

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду закрепляются ответственностью, которая неизбежна вследствие нарушения норм. Граждане или их объединения имеют полное право требовать соответствующих подтверждений от гидрометеорологических органов, предоставления достоверной, полной и своевременной информации. Увиливание от выполнения своих обязанностей, предоставление ненужной информации или ее искажение несет за собой законодательную ответственность.

Наказание

Штраф накладывается на граждан, предприятия, организации и должностных лиц в том случае, если они имеют отношение к несвоевременной подаче информации, ее утаиванию или искажению. Граждане подвергаются штрафу в размере 10-кратной минимальной зарплаты, а должностные лица - 20-кратной минимальной зарплаты. Если отдельные граждане, организации или учреждения своей деятельностью навредили здоровью или имуществу человека, то нанесенный урон должен быть возмещен в полном размере.

Право на благоприятную окружающую среду - экологическое право, которое при его нарушении подлежит возмещению, о чем нарушители очень часто забывают. Но при этом стоит сказать, что в любом случае учитывается степень вреда, таким образом государство защищает и права нарушителя, который не обязан выплачивать огромные штрафы при минимальном уроне. К примеру, если человек теряет работоспособность в результате негативного воздействия окружающей среды, то учитывается степень ее потери. При этом нарушитель должен оплатить восстановление и лечение человека, взять на себя затраты по уходу за больным и компенсировать ему те профессиональные возможности, которые он упускает из-за временной потери трудоспособности. В некоторых случаях дополнительно компенсируются затраты, связанные с необходимостью сменить место жительства, невозможностью иметь детей и т.д. Поводом для возмещения становится решение суда. Заявление может подать не только сам пострадавший, но и члены его семьи, уполномоченные органы или общественные организации. Если нарушитель не может компенсировать в полной мере ущерб, денежные средства взыскиваются с государственных экологических фондов.

Сохранение среды

У каждого человека есть право на благоприятную окружающую среду, но ее сохранение требует от контролирующих и исполнительных органов учета трех составляющих, из которых и складывается благоприятная экологическая обстановка:

  • компоненты природы, такие как почва, воздух, растительный и животный мир, космическое пространство, окружающее землю, которые в совокупности обеспечивают положительную экологическую ситуацию;
  • состояние природных объектов и комплексов, которые взаимозависимы;
  • состояние природно-антропогенных объектов.

Для того чтобы окружающая среда всего мира была благоприятной, важно соблюдение баланса между этими тремя составляющими.

Экологическое право представляет собой отрасль юриспруденции, содержащую в себе правовые предписания, регулирующие следующие виды деятельности:

Создание единого природоохранного экологического законодательства;

Использование человеком окружающей среды и природных ресурсов;

Охрана окружающей среды от разрушительного антропогенного и технологического вмешательства;

Установление видов ответственности за нарушение экологического законодательства, правил и норм природопользования;

Другие виды деятельности, имеющие отношение к человеческому взаимодействию с окружающей средой.

Особенности экологического права

Экологическое право имеет сейчас уникальную возможность стать высокоразвитым правовой отрасль, исполнению норм которой будет уделяться большой общественный вес.

В связи с возрастанием количества правонарушений в сфере экологии, касающихся не только разрушения самих природных комплексов, но и нарушением права каждого гражданина на благоприятную экологическую среду и утаивания информации про реальное положение дел по охране значимых природных объектов, каждый гражданин должен иметь четкое представление о следующих вопросах:

Какие законы Российской Федерации регулируют основы природопользования в России;

Что можно, а что нельзя делать на лоне природы, что означает понятие «экологическое преступление», а именно какие действия образуют состав экологических преступлений;

Что входит в совокупность экологических прав человека и гражданина;

Какие способы предусмотрены законом для восстановления нарушенных экологических прав человека и гражданина

Право граждан на благоприятную окружающую среду

Право граждан на благоприятную окружающую среду означает предусмотренную законом возможность каждого гражданина наслаждаться чистыми и незагрязненными природными ресурсами: водоемами, лесами, почвой, полями, и другими природными комплексами и одновременно с этим предусмотренную законом обязанность государства обеспечить эффективные условия для сохранения окружающей среды, чтобы права граждан на благоприятную окружающую среду не ущемлялись.

В настоящее время право граждан на благоприятную окружающую среду всячески ущемляется. В Уголовном Кодексе Российской Федерации предусмотрены целые составы экологических преступлений - то есть подробно описаны те действия/бездействия, совершенные в отношении природных ресурсов и животного мира, которые запрещены на территории РФ и являются противозаконными.

Вот некоторые из составов преступлений:

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ);

Незаконная добыча водных животных и растений (статья 256 УК РФ);

Незаконная охота (ст. 258 УК РФ);

Незаконная порубка леса (ст. 260 УК РФ);

Уничтожение популяций организмов, занесенных в Красную Книгу РФ (ст. 259 УК РФ).

Способы защиты экологически прав

Чаще всего, граждане сами не в силах остановить тот или иной произвол со стороны государственных органов, совершающийся в ущерб окружающей среде.

Государственные органы и должностные лица могут бездействовать, когда нужно проявить властные полномочия и запретить, например, незаконную вырубку леса вблизи озера (чтобы оно не обмелело) или наоборот, могут санкционировать охоту обеспеченных людей в опасных для природы количествах и заповедных местах.

Но сознательным людям, для которых сохранение природного наследия- это вопрос активной жизненной позиции, следует помнить,ч то на основании двух Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан» граждане имеют право обратиться с исковым заявлением в судебные инстанции и отстоять свое право на чистую и сохраненную окружающую среду.

Российское законодательство не определяет понятие "благоприятная окружающая среда", хотя в данном контексте оно имеет юридически значимые критерии. Прежде всего они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Данные нормативы выражают качественные характеристики состояния окружающей природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишь одной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Другая его важнейшая характеристика касается ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств. Учет экологических требований при регулировании использования природных ресурсов с целью удовлетворения экономических интересов и потребностей человека обеспечивается в соответствии с названным Законом путем лимитирования природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природо-пользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов (ст. 19). Конкретные предельные нормы использования регулируются нормами природно-ресурсного законодательства.

Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и т.п.

Таким образом, по мнению профессора М.М. Бринчука, окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости видового разнообразия и эстетического богатства. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М.: Юристъ, 1998. С.143.

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона "Об охране окружающей среды", в которой отмечается: "Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Предмет экологического права - общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей - земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, - заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и др.

Источником основополагающих принципов экологического права является Конституция РФ. Данный комплекс конституционных норм выделяет в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей среды, устанавливает общеправовые принципы приоритета охраны природы, закрепляет ответственность нынешнего поколения перед будущим, а также предусматривает экологический суверенитет страны, устанавливая конституционный правопорядок. Основные принципы экологического права перечислены в ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового регулирования. Поэтому правильнее говорить не о методе экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права (в данном случае - нормами экологического права).

Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный. Способами воздействия на общественные отношения являются:

для императивного метода - запрет и предписание;

для диспозитивного метода - напротив, способы согласования, рекомендаций.

Эти методы имеют значение для регулирования экологических отношений. Например, для периода господства командно-административной системы характерным был именно императивный метод регулирования экологических отношений. Существовала система запретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялось применение диспозитивного метода: предоставлялась большая свобода в производственно-хозяйственной деятельности.

Широкое применение получает экономический механизм - в виде платы за использование природных ресурсов, экономического стимулирования рационального использования и охраны окружающей природной среды и др.

Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивный метод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использования и охраны окружающей природной среды.

Понятие и особенности источников экологического права. Основные этапы развития экологического законодательства

Под источниками права вообще понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными.

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Источниками права являются:

1) на федеральном уровне:

Конституция РФ;

международные документы;

федеральные конституционные законы;

федеральные законы;

акты Президента РФ (указы, распоряжения);

акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);

нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств;

2) на уровне субъектов РФ:

законодательство субъектов РФ - конституции, уставы субъектов РФ;

законы субъектов РФ;

акты глав субъектов РФ;

акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) на муниципальном уровне - акты местного самоуправления.

Большинство норм экологического права содержится в кодифицированных законодательных актах - земельном, лесном, водном кодексах, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", а также в международных нормативных правовых актах. Причем согласно ст.15 Конституции РФ международные нормативные правовые акты являются составной частью нашей правовой системы и имеют приоритетное значение. Если международным договором установлены иные правила, отличные от предусмотренных внутренним законодательством, то применяются правила международного договора.

Под источниками экологического права понимаются формы его внешнего выражения - нормативные акты, принятые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Конституция РФ - основной источник экологического права. В ней определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. Главное для экологического права то, что в Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

Ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и приняли свои законы, например, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия, Тува, Хакасия, Чувашия, Саха (Якутия), области: Брянская, Омская, Орловская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская, Приморский край и др.

Таким образом, нормы Конституции устанавливают:

экологические права и обязанности граждан РФ (ст. ст.42, 58);

право собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. ст.9, 36);

компетенцию государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды (ст. ст.71, 72, 114).

Действующая Конституция Российской Федерации создала легитимную основу российской государственности, заложила новую систему отношений между центром и регионами.

Большую роль в регулировании экологических отношений играют федеральные законы - акты высшей юридической силы, действие которых распространяется на всю территорию РФ.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7ФЗ "Об охране окружающей среды" является основополагающим в системе экологического законодательства. Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В нем систематизированы нормы, касающиеся:

прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;

экономического механизма охраны окружающей среды;

нормирования качества окружающей среды;

государственной экологической экспертизы;

экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов;

чрезвычайных экологических ситуаций;

особо охраняемых природных территорий и объектов;

экологического контроля;

экологического воспитания, образования, научных исследований и др.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным и иными отраслями законодательства. Законодательные источники экологического права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные экологические законы. К первым ныне относятся Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации. Эти кодексы являются актами отраслевой кодификации экологического права. Ко второй группе относятся Закон "Об охране окружающей среды", Федеральные законы "О недрах", "О животном мире", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об особо охраняемых природных территориях", а также некоторые другие. Кроме того, к источникам экологического права относятся акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие экологические отношения.

Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства содержатся в Уголовном кодексе РФ, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и др.

Особое место занимают международные договоры, которые подробно изучаются в специальной части курса экологического права, а также в рамках международного публичного права.

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за основу ее взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений. Для этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники, резерваты, национальные парки и т.п. Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной эксплуатации ее. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники - Баргузинский, Астраханский и др.

Второй этап - от середины XX века до восьмидесятых годов - характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых. Поэтому этот этап в развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно - природо-ресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы. Законом "Об охране природы в РСФСР" под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значительный экологический интерес.

Третий этап - примерно с начала восьмидесятых годов и по настоящее время - характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только непременным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду - это возможность для каждого российского гражданина и всего многонационального народа Российской Федерации существовать при таком состоянии биосферы России, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих угрозу биосфере страны, которые вызваны человеческой жизнедеятельностью.

Рассматриваемое право включает в себя следующие элементы:

  • 1. Право граждан пользоваться благоприятным для жизни и здоровья качеством окружающей природной среды
  • 2. Право требовать предоставления достоверной информации о состоянии окружающей природной среды
  • 3. Право требовать возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

На основе анализа права человека на благоприятную окружающую природную среду сделаны предложения по внесению еще одного элемента данного права, о. чем упомянуто выше.

Право человека и право гражданина на благоприятную окружающую природную среду различаются по своему объекту и субъекту. Если объектом права человека являются общественные отношения по поводу состояния биосферы Земли в целом, благоприятное состояние которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъекты данного права. Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д., в то время как субъектами права гражданина будут являться только граждане России и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды). Следует отметить, что в Концепции перехода к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., содержащей план действий России по такому переходу, сделана попытка приблизиться к международным стандартам в области права человека на благоприятную окружающую природную среду. В частности, в Концепции воспринято предложение Декларации принципов Рио-де-Жанейро по усилению роли отдельных социальных групп (например, молодежи) в осуществлении мероприятий по переходу к устойчивому развитию.

Права человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду принципиально различаются и по средствам защиты. Если право граждан на благоприятную окружающую природную среду защищается в судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных органов Российской Федерации, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы (процедура 1503 в ООН, процедуры Совета Европы и т.д.).

Сформулированное в ст. 42 Конституции РФ и отраслевом законодательстве право граждан РФ на благоприятную окружающую природную среду в целом не противоречит позиции международного сообщества по данному вопросу. Однако на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. было сформулировано в принципе 10 одно важное правомочие человека по поводу окружающей природной среды, посвященное возможности человека участвовать в процессе принятия решений, могущих отразиться на состоянии окружающей природной среды, которое не было учтено российским законодателем при подготовке текста ст. 42 Конституции. Закрепление данного правомочия в Конституции РФ, являющейся актом высшей юридической силы и прямого действия на территории страны, позволит усилить правовую охрану данного блага и приблизиться к международно-правовым стандартам в области прав человека.

Реализация права гражданина на благоприятную окружающую природную среду возможна не только в правоотношениях, но и в экономических, политических, моральных и иных отношениях. Такой подход к реализации данного права вполне оправдан, поскольку данное благо несет в себе глубокий нравственный смысл и затрагивает многие сферы общественных отношений, в связи, с чем его реализация чисто правовыми способами не всегда дает нужный результат. Для его реализации наряду с правотворческой деятельностью государства необходимо и наличие высокой культуры прав человека, как у граждан России, так и должностных лиц, осознание ими своей ответственности за состояние окружающей природной среды перед будущими поколениями людей.

Право на благоприятную окружающую природную среду находится в состоянии непрерывной, постоянной реализации. Моментом возникновения права на благоприятную окружающую природную среду следует признать рождение человека либо его приезд на территорию Российской Федерации. Юридическим фактом, прекращающим право на благоприятную окружающую природную среду, является физическая смерть либо выезд за пределы Российской Федерации;

В отличие от права на благоприятную окружающую среду, закрепленные в той же 42 статье Конституции права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, не обладают подобными признаками.

Указанными правами граждане обладают всегда, но реализуют их лишь время от времени. Отличительной особенностью реализации права на благоприятную окружающую природную среду по сравнению с особенностями реализации права на информацию и права на возмещение ущерба является то, что два последних должны осуществляться путем личных действий. Механизм реализации права на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды следующий. Первая стадия - это возникновение права на достоверную информацию и его существование. Данное право по Конституции принадлежит каждому лицу, находящемуся на территории РФ независимо от возраста, национальности, расы, пола и т.д.

Вторая стадия заключается в направлении гражданином запроса в соответствующий государственный орган (или загрязнителю) с просьбой предоставить экологически значимую информацию - это стадия готовности к реализации.

Получение необходимой информации является третьей стадией - стадией непосредственной реализации.

Для права же на благоприятную окружающую природную среду реализация означает определенное фактическое состояние субъекта, который непрерывно пользуется определенным качеством окружающей природной среды как благом во всем ее многообразии, причем это пользование прямо не связано с действием или бездействием и не носит имущественного характера.

Право на благоприятную окружающую природную среду - это субъективное право граждан, равно как и все конституционные права вообще. Оно адресовано каждому лицу, находящемуся на территории РФ.

В указанном праве также могут быть выделены традиционные правомочия - элементы права.

Право пользования - то есть возможность пользоваться природой как естественной средой обитания, качество которой пригодно для нормальной жизнедеятельности. Из проанализированных в диссертации нормативных актов следует, что граждане пользуются благоприятной окружающей природной средой в случаях, когда ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и т.д. В некоторых зарубежных государствах (например, США) в нормах права и судебной практике урегулирован и такой аспект, как право пользования эстетическим богатством природных объектов. Однако в Российской Федерации в настоящий момент данный аспект не урегулирован нормами права.

Право требование - то есть наличие правовой возможности у субъекта права требовать совершения определенных действий от обязанных лиц, а именно - заставить, понудить обязанное лицо не препятствовать и создать необходимые условия для реализации рассматриваемого права.

Право действие - это наличие у гражданина возможности совершения собственных положительных действий по защите своего нарушенного субъективного права на окружающую природную среду надлежащего качества. Данная возможность действия означает, что

  • - управомоченный не обязывается на совершение действия, а ему принадлежит свобода выбора в его осуществлении (он может пойти на митинг под экологическим лозунгом, а может и не пойти);
  • - управомоченному не предписывается и строго определенный вид поведения (он вправе пойти на митинг под экологическими лозунгами, чтобы отстоять свое право на благоприятную окружающую природную среду, может принять участие в пикетировании администрации и т.д.). Здесь имеется только один критерий - пути, средства, формы и содержание реализуемого права должны соответствовать интересам общества, т.е. не нарушать права и интересы других лиц, не посягать на общественную безопасность, не призывать к насильственному свержению государственного строя и т.д.

Одной из указанных выше возможностей по совершению собственных действий, направленных на защиту своего субъективного права на благоприятную окружающую природную среду, является право на создание общественных экологических объединений с целью совместного сотрудничества в достижении надлежащего качества окружающей природной среды.

Право притязание - это возможность для защиты своего права на благоприятную окружающую природную среду прибегнуть к мерам государственного принуждения. Отправной точкой для использования данного права является осознание и доказанное утверждение факта ухудшения состояния окружающей природной среды под воздействием определенной экологической проблемы.

Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды. Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины. Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации. Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее - Закон Алтайского края). Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды. Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края. Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также на территории Алтайского края принят ряд подзаконных актов. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 года № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы и др акты.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Поделиться: