Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Правовые основы социальной защиты и гарантии в сфере социального обеспечения различных категорий граждан (108ч)

ЦЕЛИ: рассмотреть причины реформирования системы социальной защиты и помощи в РФ, изучить основные положения пенсионной реформы и нормативно-правовою базу обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; совершенствовать навыки работы в группе, аргументации, критического и творческого мышления; формирование пенсионной культуры и развитие собственных компетенций, воспитывать ответственное отношение к выбору своей жизненной стратегии, чувство взаимной ответственности личности и общества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки задания, презентация учащихся, презентация учителя, цветные карточки идентификаторы групп (зеленые, красные), раздаточный материал.

Проблема. «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?

Личностно значимая проблема.

План урока:

  1. История развития социальной защиты и социального обеспечения.
  2. Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.
  3. Основные положения пенсионной реформы в РФ.
  4. Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.
  5. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Уважаемые будущие пенсионеры!

Тема нашего занятия «Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации».

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Я, не ошибся, обращаясь к вам. Старение - естественный процесс любого живого организма. Мечта человечества найти «эликсир молодости», до сих пор остаётся мечтой. С приближением пенсионного возраста у человека возникают противоречивые чувства с одной стороны, чувство тревоги с другой стороны чувство некого удовлетворенья и ожидания нового позитивного этапа в своей жизни.

Сейчас вы выскажете свои мнения, какие негативные и позитивные ожидания возникают у человека с приближением старости. Запишем их на доске в две колонки (метод «мозговой штурм»).

негативные позитивные
  • скорее всего, в материальном положении я проиграю;
  • потеряю связи с нужными людьми;
  • уступлю место на работе более молодым, а может быть, и вообще уволят, с наступлением пенсионного возраста;
  • дети уже взрослые им уже не до меня;
  • обострятся проблемы со здоровьем, которое и сейчас желает быть лучшим;
  • чувствуется усталость, хочется отдохнуть;
  • не нужно ходить на работу;
  • появится много свободного времени, которое может быть потрачено для занятия любимым делом;
  • не нужно ни перед кем юлить, подстраиваться;
  • можно совершить путешествие по стране и миру, посмотреть интересные места;
  • уделять больше внимания своему здоровью.

Проблема: «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?

Во все времена, старшее поколение являлось источником мудрости и опыта. Отношение к старикам носили особый характер, их берегли, уважали, лелеяли.

Но всё в мире движется и изменяется, изменения происходят и в обществе. Современное общество находит другие источники для ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Мы все чаще за ответами обращаемся к СМИ, книгам, прорицателям, гороскопам и, конечно же, к его Величеству ИНТЕРНЕТ – вселенскому разуму. Строки известной песни «Мои года – моё богатство» становятся всё менее актуальны.

Старшее поколение утрачивает свою ценность для общества и зачастую становится обузой. Пожилые люди один на один остаются со своими проблемами, которых с годами не становится меньше. Всё это не минуемо коснётся каждого из нас. Из проблемы общей, абстрактной она становится личностной.

«Наступление пенсионного возраста приговор… или как минимизировать риски связанные с наступлением пенсионного возраста».

Исходя из темы нашего урока, проблем которые мы обозначили, сформулируем цели нашего занятия.

После этого урока мы сможем:

Объяснять причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ; основные положения пенсионной реформы в РФ; нормативно – правовую базу пенсионного обеспечения в РФ.

Сравнивать различные виды пенсионных систем.

Формулировать и высказывать собственные мысли о значимости пенсионного обеспечения для людей, о неразрывности личного интереса и общественного.

Определять возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. История развития социальной защиты и социального обеспечения.

Первый пункт плана представят нам ребята, которые выполняли опережающее задание и подготовили презентацию на тему «Историческое развитие отечественной системы социальной помощи». (приложение 6)

2. Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире.

У нас в стране этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию.

Наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие.

  1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20–30 лет назад, получали меньше «новых» пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов.
  2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне слабую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.
  3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.
  4. Широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике служило фактором снижения реального пенсионного возраста.

Проблема накопления средств, для обеспечения людей в старости и при потере трудоспособности является общенациональной. Ее решение достигается различными путями, совокупность которых именуется социальным обеспечением, или социальной защитой населения. Пенсионное обеспечение, является ключевым компонентом в системе социальной защиты.

Пенсионная система – совокупность различных методов финансирования пенсий, а также моделей, на основании которых определяется размер пенсионных выплат с их последующим перераспределением среди страхователей.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (Метод «SWOT -анализ») SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон объекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):

Выделают две основные группы пенсионных систем по источникам финансирования, которые условно можно назвать нефондируемые (распределительные) и фондируемые (накопительные). Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих выплат пенсий. Они не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. Следовательно, финансовые результаты пенсионного обеспечения в таких системах весьма неопределенны и полностью зависят от того, удастся ли накопить необходимые средства. К этой группе относятся некоторые государственные пенсионные системы, и до начала пенсионной реформы относилась пенсионная система России. Распределительные системы в целом отражают принципы солидарности поколений, в соответствии с которыми работающие граждане финансируют тех, кто уже вышел на пенсию. В нефондируемых пенсионных системах финансирование пенсионного фонда осуществляется за счет налогов (обычно на фонд оплаты труда работодателя). Эти отчисления производится в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику учитываются только такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Для того чтобы размер нефондируемых пенсий не уменьшался в силу инфляции, их размер ежегодно индексируется в соответствии с утвержденным законодательством.

Большая часть существующих в мире пенсионных систем принадлежит ко второй группе – фондируемых (накопительных) пенсионных систем. Для систем этой группы характерно систематическое долгосрочное накопление средств, для обеспечения выплат пенсий. Поэтому такие системы носят название фондируемых, т. е. финансируемых из средств, заранее аккумулированных в специальных фондах. Пенсии в таких системах следует рассматривать как страховой результат. Баланс взносов и выплат пенсий определяется в соответствии со страховыми принципами. В накопительных системах работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям. Средства в этих системах накапливаются, инвестируются и вместе с доходами, полученными от инвестирования, в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Заполненная матрица таблицы №1.

Характеристика Распределительная Накопительная
Источники выплат Бюджет Специальные фонды
Кто финансирует(принцип финансирования) Работающие финансируют тех, кто вышел на пенсию («принцип солидарности поколений). Работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям («страховой принцип»)
Учитывается лиличный вклад каждого Нет Да
Отчего зависит размер пенсии От количества работающих, от ситуации в экономике. От взносов конкретного человека и успешного инвестирования.
Риски Снижение трудоспособного населения. Экономические кризисы. Инвестиционные риски. Экономические кризисы.

Мини – дебаты «Дуэль» рисуется мелом на полу разметка в виде весов (привести пять аргументов в пользу своей позиции) по теме: «Какая из рассмотренных систем наиболее подходило для нашей страны с учетом социально-экономического развития накануне реформы»?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста.

Уже в самые первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера.

Это означало, что задача поддержания достойного уровня жизни российских пенсионеров не втискивалась в прокрустово ложе действовавшей пенсионной системы и что, сохранение status quo не сулило ничего, кроме поддержания нищенского образа жизни для российских пенсионеров.

Работа с таблицей №6 «Факторы диктующие необходимость пенсионной реформы в России в 1990-2002 гг.» (приложение 2)

Фронтальный опрос. Изучите внимательно таблицу и ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите долгосрочные факторы стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере? Сохранились ли эти факторы 2000-2002 годах? Почему?
  2. Какой новый фактор появился 1988 году? Какие негативные последствия за ним последовали?
  3. За счет чего удалось преодолеть дефицит ПФ?
  4. Почему потребовалось прямое участие Президента РФ? Что стало результатом этого вмешательства?

3. Основные положения пенсионной реформы в РФ.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы.

Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

Новая схема реформирования пенсионной системы, которая позволит решить следующие задачи.

Стратегические задачи :

  • снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов;
  • усиление связи размера пенсий с реальным трудовым вкладом гражданина в течение его трудовой жизни;
  • повышение ответственности работника за финансирование будущей пенсии;
  • обеспечение достойного уровня пенсии в реальном исчислении;
  • обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы.

Специфические задачи , которые следуют из текущей экономической и политической ситуации в постреформенной России:

  • легализация трудовых доходов;
  • снижение налогового бремени на работодателя;
  • устранение государственного монополизма в пенсионной сфере;
  • снижение зависимости пенсионной системы от политических факторов.

Современное состояние пенсионной системы в РФ.

Россия выбрала смешанный, накопительно – распределительный вариант, с последующим усилением накопительной части.

Пенсионная система России имеет следующую трехуровневую структуру: обязательное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, негосударственное (дополнительное) пенсионное страхование.

Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, финансируется за счет обязательных страховых взносов. С 1 января 2010 года в РФ вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009 г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.

Государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, в рамках которого пенсии выплачиваются всем, за исключением категорий, попавших в первый уровень. Пенсии выплачиваются в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Источники финансирования - текущие поступления в Пенсионный фонд РФ; средства, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление; инвестиционный доход от размещения накапливаемых активов.

Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) предусмотрено сверх государственного пенсионного страхования и будет доступно не всем гражданам России, а только тем, кто самостоятельно или за счет добровольных отчислений работодателей производил дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с новым законодательством работодатели обязаны делать определенные страховые отчисления в профессиональные пенсионные системы.

Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения. страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

накопительную часть , выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

4. Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (Статья 39) конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Работа фрагментами нормативных документов по пенсионному законодательству. Заполнить матрицу №2. (приложение 3) (приложение 4)

Задание группам. Расшифруйте и напишите связанный текст на тему «Пенсионная система РФ» используя следующие сокращения: ОПС; ОСО; ИЛСЗЛ; СНИЛС; ДСФ; ГПФПН; ССОПС.

5. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.

Сейчас Вы молоды и еще не думаете о том, как будете жить в старости. Но ведь пенсионерами не рождаются, а становятся.
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Это значит, что размер Вашей пенсии теперь напрямую зависит от размера пенсионных взносов, сформированных за всю трудовую деятельность на Вашем лицевом счете. Задуматься о своем благополучии на склоне лет надо уже сейчас, ведь пенсия – это не социальное пособие, а компенсация утраченного заработка.
Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей увеличить свою будущую пенсию, сделать ее достойной. Уже сейчас Вы можете грамотно управлять своими пенсионными накоплениями, выбрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию для приумножения этих средств, вступить в Программу государственного софинансирования пенсий, которая поможет существенно увеличить будущую пенсию.

IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Заполнение памятки.

Как увеличить свою будущую пенсию? (основные правила) (приложение 5)

V. ИТОГИ УРОКА

Оценивание учеников.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Провести социологическое исследование.

Подготовится к дебатам.

VII. РЕФЛЕКСИЯ

Ответьте на поставленные проблемы, начиная словами:

Я знаю …..Я могу …..Я готов…..

Механизм работы социального обеспечения и социальной защиты строится на конституционном законодательстве и принятых во всем мире пактах касающихся свободы и прав человека.

Значение социальной защиты

Международные пакты о политических, гражданских, социальных, экономических и культурных правах граждан говорят о том, что абсолютно все люди имеют право на свободную жизнь, неприкосновенность, свободу религиозных и жизненных убеждений.

Правовые основы социальной защиты подразумевают то, что каждый человек, согласно этим документам, имеет право на собственное достоинство, право на трудовую деятельность, отдых, получение образования, на частичное или полное социальное обеспечение, а также, на защиту своих моральных и материальных интересов.

Правовые основы социальной защиты

Человеческое общество не может нормально существовать без установления определенных свобод, прав и обязанностей граждан, живущих в обществе. Права и обязанности граждан могут быть установлены только после достижения обществом определенного культурного, материального и духовного уровня, открывающего новые возможности.

Основные свободы, обязанности и права должны быть закреплены в юридическом документе, имеющем статус главного – «конституции». Только в таком случае дается гарантия соблюдения всех правил.

В конституции Российской Федерации говорится о том, что Российская Федерация является социальным государством, все политические силы которого направлены на обеспечение достойного уровня жизни и свободного, всестороннего развития граждан.

Конституция Российской Федерации подразумевает охрану труда, и охрану здоровья всех граждан, несмотря на социальный статус и возраст.

Правовые основы социального обеспечения устанавливают уровень минимальной заработной платы трудящихся, обеспечивает поддержку материнства, семьи, детства и отцовства, граждан достигших пенсионного возраста, инвалидов.

Активно развивается большое количество социальных служб, также устанавливается уровень пенсий, пособий по инвалидности и других гарантий защиты общества.

Статья номер 38 Конституции Российской Федерации утверждает: каждый гражданин Российской Федерации имеет гарантии социального обеспечения в случае проблем со здоровьем, по возрасту (в случае достижения пенсионного возраста), в случае инвалидности, потери семьей единственного кормильца .

Также предусмотрены гарантии по обеспечению, предназначенные для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных и описанных в законе Российской Федерации.

Установление уровня пособий и пенсий

Статья номер 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей, каждый человек имеет гарантии социального обеспечения при временной или пожизненной нетрудоспособности.

Также в соответствии с 39-й статьей конституции, государство выделяет средства на воспитание детей (обеспечение надлежащего образования и досуга с дальнейшим трудоустройством), а также в иных ситуациях, которые упоминаются в законодательстве Российской Федерации.

Абсолютно каждый человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право на ряд гарантий, обеспеченных законом о социальной защите граждан.

УДК 364 (075.8)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

З.П. Замараева

Доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье содержится анализ нормативно-правового обеспечения современной системы социальной защиты населения. Автор определяет не только преимущества развития данной отрасли с позиции ее правового обеспечения, но и противоречия нормативного характера, являющиеся сдерживающим фактором в преобразовании существующей системы.

Ключевые слова: нормативно-правовой анализ; система социальной защиты; противоречия нормативного характера; федеральный уровень; региональный уровень; законодательство РФ; организационно-функциональное обеспечение

Устойчивое развитие общества, его способность надежно гарантировать высокую социальную защищенность являются фундаментальным критерием оценки многих научных доктрин и общественной практики. Данные обстоятельства актуализируют необходимость изучения специфики существующих норм и основных правовых механизмов формирования современной системы социальной защиты населения.

Актуальность проблемы, вызванная противоречиями в нормативно-правовом обеспечении деятельности современной системы социальной защиты населения, обусловила выбор темы, определили цель оформления статьи.

Как известно, социальная защита затрагивает сферу жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового развития общества и государства. Право на социальную защиту – признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека удовлетворять свои физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для поддержания достойной жизни.

В отечественной научной литературе термин «социальная защита» относительно новый. Его появление обусловлено изменениями, происшедшими в общественном устройстве страны в 90-х гг. В условиях трансформации системы общественных отношений происходило активное формирование разных направлений жизнедеятельности населения и в первую очередь социального законодательства по вопросам социальной защиты.

Совокупность норм, определяющая эту деятельность, впервые была обозначена постановлением Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье» (1991 г.).

В последующем стратегия реформирования системы социальной защиты, отразившая позиции целого ряда политических деятелей, общественных организаций и формирований, нашла свое выражение в Конституции и законодательстве Российской Федерации.

Данные документы продекларировали переход от принципов всеобщего социального обеспечения к европейской системе социальной защиты, определив ее как государственную сферу, включающую в себя органы власти различных уровней, обеспечивающих государственную поддержку различным категориям людей, а также предприятиям и учреждениям. Решение определяемых Конституцией и законами Российской Федерации задач осуществляется, с одной стороны, через реализацию конституционных прав и социальных гарантий в сфере жизнеобеспечения населения, с другой – через создание условий для развития собственных ресурсных возможностей человека, направленных на самообеспечение.

Уже к середине 90-х годов были заложены основы законодательного регулирования социально-экономического положения отдельных объектов социальной защиты (пенсионеры, беженцы, инвалиды, пожилые граждане, вынужденные переселенцы и др.). В первую очередь эти законодательные акты устанавливали основы нормативно-правового регулирования в области социального обслуживания населения, а также осуществления государственной системы социальных гарантий.

Значительным событием в развитии данного процесса стала разработка и реализация национальной программы социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 годы. Ее принятие кардинально изменило существующую систему социальной защиты. Она предусматривала совершенствование государственных социальных гарантий, поддержку благосостояния семей с детьми, развитие новых социальных технологий, формирование сети специальных учреждений социального обслуживания, увеличение объема и расширение перечня оказываемых социальных услуг. Одновременно с этим осуществлялось формирование новых элементов социальной инфраструктуры, учреждений социального обслуживания граждан. При этом реорганизация концептуальных основ социальной защиты проводилась с учетом приоритета предоставления каждому конкретному человеку установленных государством социальных благ и гарантий его жизнеобеспечения.

Для ее реализации была создана необходимая нормативная база. Приняты федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». Эти законы заложили основу для правоприменения прожиточного минимума при осуществлении мер социальной защиты населения, что обусловило вступление в силу целого ряда норм, реализация которых непосредственно связана с осуществлением социальной защиты населения. Актуальными были данные законы и для субъектов РФ, поскольку почти каждый регион страны относительно обособленно разрабатывал социальные стандарты, систему важнейших социальных индикаторов жизнедеятельности населения, используя при этом разные методики определения качества жизни, минимального прожиточного бюджета и т. п.

Это обстоятельство обусловило разработку своей нормативной базы по вопросам социальной защиты населения на региональном уровне, способствующей упорядочению процесса в данной области.

К сожалению, в условиях социальной дезадаптации общества и сужения возможностей самообеспечения активных социальных субъектов в региональном законодательстве значительную долю составили нормы, направленные на социальную защиту малообеспеченных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми). Нормативные документы были построены по единому образцу, они фиксировали право жителей регионов на получение разовой или постоянной помощи в случае, если совокупный душевой доход семьи, ниже установленного на территории прожиточного минимума. Отмечалось, что получателями помощи являются лица, ставшие малообеспеченными по не зависящим от них обстоятельствам. В ряде законов ограничен круг получателей помощи.

Несмотря на очевидные достоинства нового социального законодательства, оно не отвечало современным требованиям развитого общества. Во многом только что принятые законы носили декларативный отсылочный характер к тем нормативным актам, которые еще не приняты и, как следствие, не имели прямого действия. В конечном итоге такая практика снижала уровень социальной защищенности граждан и эффективность процесса становления отрасли.

Появилась потребность в новом механизме государственного правового регулирования в социальной сфере, который позволил бы обеспечить баланс между федеральным и региональным законодательством. При этом предстояло активнее задействовать все уровни социальной защиты населения (федеральный, региональный, местный), определить по каждому из них задачи, полномочия, механизмы реализации, источники финансирования.

Упорядочению данного процесса способствовало внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В результате социальная защита населения выведена из сферы компетенции органов местного самоуправления, основная социальная нагрузка и ответственность возложена на властные региональные структуры.

Кроме того, принятые в 2005 году федеральные законы №122 и №141 внесли кардинальные изменения в социальное законодательство России. Были заменены такие, уже ставшие привычными для россиян, понятия «права», «льготы» новым определением – «монетизация льгот». В соответствии с документами льготные категории населения с января 2005 года вместо натуральных льгот стали получать по желанию денежную компенсацию, так называемый социальный пакет, включающий 450 руб. на лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, стоимость проезда в пригородных электропоездах.

Развивая и конкретизируя положения Конституции в области социальной защиты, социальное законодательство пока не смогло в равной степени полноценно решить этот вопрос. Одним из существенных противоречий социального законодательства является и тот факт, что большинство федеральных законов не обеспечено реальным финансированием.

Наиболее острой проблемой, серьезно влияющей на процесс формирования и развития новой системы, стали противоречия нормативного характера.

Во-первых, проблема разграничения полномочий в области социальной защиты. В законах зачастую использовалось обобщенное понятие «органы государственной власти» без выделения федерального и субфедерального уровней. Отсутствовала регламентация оказания видов социальной защиты населению, не было указания на компетенцию каждого уровня управления в организации социальной защиты, равно как и в части объема социальных услуг и социальной помощи, качества социального обслуживания, что, безусловно, сказывалось на реализации социальных гарантий гражданам России.

Во-вторых, требовали отдельного согласования многие направления совместной деятельности в сфере социальной защиты, которые были отнесены к предметам совместного ведения между федеральным центром и регионами, до момента изменения законов.

Одним словом, предполагались серьезные преобразования на федеральном и региональном уровнях существующих законов и нормативных актов по социальной защите населения для приведения в соответствие социального законодательства. В сложившейся правовой ситуации не исключены были «конфликты», когда старые нормы вступят в противоречие с новым законодательством.

Возникала реальная необходимость уточнения правового поля и границ компетенции в условиях разграничения полномочий формирующейся системы социальной защиты.

Таким образом, в современном российском обществе сложилась тенденция, свидетельствующая о бессистемном и противоречивом нормативно-правовом обеспечении формирующейся системы социальной защиты населения, не соответствующая уровню развития российской и международной нормативной практики. Противоречия нормативно-правового характера обусловили необходимость периодического обновления и уточнения правового механизма по мере изменения социально-экономической ситуации в стране.

Библиографический список

    Григорьянц Г.Н., Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. М.: МГСУ «Союз», 2004. 392 с.

    Замараева З.П. Социальная защита / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2009. С. 101.

    Калашников С.В. Становление социального государства. М.: Экономика, 2003. 159 с.

    Роик В.Д. Основы социального страхования. М., 2004. 456 с.

    Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. М., 2006. 213 с.

  • GNU(рекурсивный акроним от GNU’s Not UNIX - «GNU - не Unix!») - это проект создания свободной UNIX-подобная операционной системы, открытый в 1983 году Ричардом Столлмэном.
  • I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  • I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  • Для благосостояния граждан, работников, их семей и всего общества в целом огромное значение имеет социальное обеспечение. Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека, реализация которого приводит к согласию в обществе, является основой социального мира, также дает возможность участвовать в жизни общества всем группам населения.

    Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты населения.

    Социальная защита населения и ее реализации основывается на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, а также иные международные пакты о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

    Согласно ст.39 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

    Социальная защита предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. Оказание социальной помощи для различных категорий нуждающихся граждан в Российской Федерации регламентируются в соответствующих нормативно-правовых актов.

    Немалое значение в предоставлении социальной защиты населения имеют социальные программы, разрабатываемые и обеспечивающиеся государством. Оно выделяет для осуществление программы денежные средства, устанавливает участников, дополнительные подпрограммы, цели, задачи, этапы, сроки, а также ожидаемые результаты реализации программ, которые являются общедоступными. Например: федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов» 2006-2010г.; федеральная программа «Молодежь России» 2001-2005г. и др.



    На сегодняшний день – конец 2014г., в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

    Государственная программа «Социальная поддержка граждан» 2013-2020г.

    Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения" 2013-2020г.

    Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» 2013-2020г.

    Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" 2011-2015г.

    Также, помимо федеральных программ, существуют областные и муниципальные программы в сфере социальной защиты населения, создаваемые в целях создания роста благосостояния граждан и расширение сферы социальной поддержки населения в субъектах РФ. Например, к таковым программам на уровне субъекта РФ в Ростовской области можно отнести областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2011 – 2014 годах». К муниципальным программам г. Таганрога в сфере социальной поддержки граждан можно отнести муниципальную программу «Обеспечение качественными жилищно - коммунальными услугами населения города Таганрога».



    Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и восполняющие социальные права, свободы и обязанности личности составляют и образуют правовое пространство, в котором осуществляет свою деятельность механизм социальной защиты интересов человека. Работоспособность и должное функционирование данного механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы социальной защиты населения, его интересов не функционируют в должной мере или вообще не реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Описание презентации Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения по слайдам

    1. Россия- социальное государство Социальная политика государства – социальная защита населения (охрана труда и здоровья людей, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, устанавливаются пенсии и пособия.)

    Формы социальной защиты 1. Социальное страхование 2. Социальная помощь 3. Пенсионное обеспечение 4. Медицинское обеспечение 5. Пособия, связанные с рождением и воспитанием детей.

    1. Социальное страхование – деятельность осуществляемая страховыми и пенсионными фондами, которая позволяет накапливать денежные средства работников, населения и оказывать им денежную помощь, выплаты в будущем.

    2. Социальная помощь — это предоставление гражданам социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Основные формы: субсидии на коммунальные услуги, бесплатные лекарства, путёвки и т. д.

    Финансирование из средств федерального бюджета Категории граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению Государственное пенсионное обеспечение Военнослужащие Участники Великой Отечественной войны Граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф Граждане из числа космонавтов Граждане из числа работников летно-испытательного состава Нетрудоспособные граждане

    Виды трудовой пенсии Пенсия по старости Пенсия по инвалиднос ти Пенсия по случаю потери кормильца Право на пенсию признании гражданина в установленном порядке инвалидом I, II или III группы. Правом на пенсию обладают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца. Наличие 5 лет страхового стажа; Достижение возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет).

    Исчисление размера пенсии Фиксированный базовый размер Страховая часть Накопительная часть Зависит от суммы страховых взносов и пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (расчетного пенсионного капитала)Устанавливается в твердой сумме (до 1 января 2015 г.) В некоторых случаях устанавливается в повышенных размерах (наличие иждивенцев, достижение 80 -летнего возраста) Зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений)

    Трудовая пенсия по старости 60 лет – мужчины 55 лет – женщины При наличии 5 лет страхового стажа Социальная пенсия по старости 65 лет – мужчины 60 лет – женщины При отсутствии 5 лет страхового стажа. П е н с и я п о и н в а л и д н о с т и Д о сти ж е н и е в о зр аста. Переход на пенсию по старости

    Размеры трудовых пенсий подлежат периодическому увеличению (индексации) в связи с инфляцией, ростом цен и средней заработной платы Индексация

    4. Медицинское обеспечение 1. Оказывается бесплатно 2. Осуществляется в пределах предусмотренных обязательным медицинским страхованием. 3. Дополнительные услуги за счёт личных средств.

    5. Пособия, связанные с рождением и воспитанием детей. 1. Пособие по беременности и родам. 2. Единовременное пособие при рождении ребёнка 3. Ежемесячное пособие на ребёнка 4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком. 5. Материнский капитал.

    Поделиться: