Действие административно-правовых норм. Административно-правовые нормы, их виды, действие и реализация Действие административно правовых норм

Вступление административно-правовой нормы в силу мо­жет быть определено специальным актом, принятым соответ­ствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом.

Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие администра­тивную ответственность граждан, вступают в силу через опреде­ленный срок, как правило, через 10 дней после опубликова­ния. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений.

Вопрос об утрате административно-правовой нормой юри­дической силы решается обычно путем ее официальной отме­ны специальным актом государственного органа.

Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением определенного события (стихийное бедствие, эпидемия и т.д.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком (например, «до окончания весенне-лет­них полевых работ»). В предусмотренных законом случаях дей­ствие нормативных актов управления может быть приостанов­лено на определенное время.

В отношении административно-правовых норм, в особеннос­ти норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общее правило о том, что обратной силы они не име­ют. Однако встречаются случаи, когда действие той или иной нормы распространяется и на ранее возникшие отношения. Та­кое обстоятельство специально оговаривается в нормативном акте.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. В этой связи раз­личают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локаль­ные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Действие административно-правовых норм по кругу физи­ческих лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на их отдельные группы (военно­служащие, пассажиры). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, долж­ностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы дан­ного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливае­мые государственными комитетами и некоторыми министерства­ми, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполне­ния соответствующими предприятиями, учреждениями и орга­низациями, независимо от их подчиненности.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выра­жения, иначе возникает трудность ознакомления с ними людей, которым они адресованы.

Источники административного права - внешнее выраже­ние административно-правовых норм; иными словами - юриди­ческие акты различных государственных органов, в которых со­держатся административно-правовые нормы.

К основным источникам административного права от­носятся:

Конституция Республики Беларусь;

Законы Республики Беларусь;

Декреты, указы Президента Республики Беларусь;

Нормативные правовые акты Правительства Республики Бе­ларусь (постановления и распоряжения);

Нормативные правовые акты местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов;

Международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Рес­публики Беларусь (акты, заключенные между странами - уча­стницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безо­пасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.).

Отдельную группу нормативных правовых актов составля­ют регламенты, принимаемые (издаваемые) главой государства, органами законодательной, исполнительной, местных властей, содержащие совокупность правил, определяющих процедуру де­ятельности соответствующих органов.

Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководи­телей государственных концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).

Глава 4

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административно-правовые отношения являются разновид­ностью правовых отношений, разнообразных по своему характе­ру, юридическому содержанию, их участникам.

Административно-правовое отношение - это урегулирован­ное административно- правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

Возникновение на основе норм административного права;

Возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

Наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

Участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

Правовые отношения имеют много разновидностей;

Реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

Споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения административ­но-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма зара­нее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юри­дическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма для одной стороны определяет вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.

Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны есть только обязанности, а у другой - только права. Свойственный административно-право­вому регулированию метод, хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, од­нако не превращает вторую сторону в пассивного участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подав­ший жалобу в орган управления, вправе требовать ее приема и рассмотрения в определенные сроки. Данному праву соответ­ствует обязанность органа управления принять и зарегистриро­вать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки. Следова­тельно, налицо взаимные права и обязанности сторон админист­ративно-правового отношения, но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юридические полномочия, которых нет у другой стороны, или их объем менее значителен.

Конкретную реализацию административно-правовые отноше­ния находят в повседневном взаимодействии субъекта и объек­та управления. Для них характерно единство содержания, ибо все они являются административными, и единство формы - ад­министративно-правовой. Их административные черты выража­ются в том, что только одна сторона правомочна принять офи­циальное юридически властное решение. Важно подчеркнуть, что отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредствен­но из содержания соответствующей нормы административного права. Субъект государственного управления реализует в адми­нистративно-правовых отношениях принадлежащие ему юриди­чески властные полномочия в тех случаях, когда в этом возни­кает необходимость.

Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

  • - правомерные ;
  • - неправомерные .

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) - не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время , но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) - это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно - правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Административно-правовые нормы имеют определенные пределы действия во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч. 2 названной статьи РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Административно-правовой статус континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ определен соответственно Федеральными законами от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

На основании норм международного права к территории государства относятся также морские и речные суда под Государственным флагом, находящиеся в открытом море, военные корабли и военные летательные аппараты (независимо от их места нахождения), территории посольств.

Действие административно-правовых норм в пределах территории государства обусловлено статусом органа, принявшего соответствующую норму, а также статусом нормативного правового акта, содержащего данную норму.

Так, в соответствии с Конституцией РФ можно обозначить пределы действия:

Конституция РФ, в том числе содержащиеся в ней нормы административно-правового характера, действуют на всей территории РФ. Данное положение вытекает из содержания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы действуют на всей территории РФ. Часть 1 ст. 76 Конституции РФ предусматривает, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Данные нормативные правовые акты принимаются Федеральным Собранием РФ и подписываются Президентом РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ действуют на всей ее территории. В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Однако действие указов Президента РФ может охватывать отдельные территории РФ, например в случае введения там режима чрезвычайного положения. В этих случаях, действуя на ограниченной территории де-юре, де-факто указ Президента РФ будет распространять действие и сохранять обязательность на всей территории РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ действуют на всей ее территории и, согласно ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты федеральных органов исполнительной власти действуют на всей территории РФ, если иное не будет предусмотрено в самих актах.

Законы субъектов РФ, акты их глав, правительств ограничены в действии территорией соответствующего субъекта РФ. Нормы, принимаемые органами местного самоуправления и имеющие административно-правовую направленность, также ограничены в действии территорией соответствующего муниципального образования.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях действие административно-правовых норм может выходить за рамки государственной границы РФ. В качестве примера обратимся к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии со ст. 9 названного Закона вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный гражданин, в частности:

выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность.

При этом названный Закон не ставит обязательным условием, что данная деятельность должна совершаться только на российской территории. Таким образом, российская административно-правовая норма может быть применена к деянию иностранного гражданина, совершенному на территории иностранного государства, и непосредственно повлиять на административно-правовой статус этого гражданина в РФ.

Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся (расположенных) на территории РФ. Как пример можно указать нормы большинства федеральных законов. Вместе с тем специфика конкретных общественных отношений может ограничивать действие нормативного правового акта определенными группами субъектов, выводя из круга правового регулирования данного акта иные группы субъектов. Так, действие Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих ассоциаций (союзов). В свою очередь, статус религиозных организаций регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, во-вторых, период действия административно-правовой нормы, своего рода ее продолжительность жизни, и, в-третьих, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.

Административно-правовые нормы могут вступать в силу следующим образом:

на основе общих установленных законодательно или в соответствии с иными нормативными правовыми актами правил и сроков, по которым законы РФ, другие нормативные правовые акты вступают в силу на ее территории. Так, порядок вступления федеральных конституционных законов, а также федеральных законов в настоящее время определен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии со ст. 6 названного Закона федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. В качестве примера федерального закона, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, мы можем привести Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В этой связи действует общий порядок, установленный Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

в соответствии со специальным нормативным правовым актом, определяющим порядок вступления в силу другого нормативного правового акта. В качестве характерного примера можно привести Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым КоАП РФ был введен в действие с 1 июля 2002 г. Соответственно, с этой даты вступили в силу административно-правовые нормы, составляющие содержание КоАП РФ;

в соответствии с указанием в самом тексте нормативного правового акта о времени вступления в силу отдельных содержащихся в нем норм. На практике нередки ситуации, когда сам нормативный правовой акт в целом вступает в силу, а для отдельных содержащихся в нем норм предусмотрен более поздний срок вступления в силу. Так, например, Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» вступил в силу со дня его официального опубликования. Однако в отношении ст. 21 названного Закона было оговорено, что данная статья вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования;

с момента принятия соответствующего нормативного правового акта, наличие которого обусловливает вступление в силу данной правовой нормы. Так, в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» содержатся нормы, определяющие военную службу (ст. 6) и правоохранительную службу (ст. 7). Названный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, однако ст. 19 Закона оговорено, что:

определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 6 Закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы;

определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в ст. 7 Закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

Как правило, действие административно-правовых норм не ограничено определенными сроками. Они действуют до их официального изменения (путем внесения изменений в соответствующий законодательный акт) либо до их отмены (путем внесения поправок в соответствующий нормативный правовой акт, сопровождающихся исключением соответствующей нормы, либо путем отмены самого нормативного правового акта в целом). В некоторых случаях административно-правовые нормы могут иметь определенный срок их действия, известный уже в момент их принятия. Например, на определенный срок принимаются нормы, определяющие режим чрезвычайного положения, - продолжительность их действия определена сроком, на который введен режим чрезвычайного положения.

Таким образом, можно выделить следующие возможные варианты прекращения действия административно-правовых норм:

истечение срока, на который был принят нормативный правовой акт, содержащий конкретную норму;

внесение изменений в нормативный правовой акт, направленных на исключение конкретной нормы либо принятие новой редакции правовой нормы;

объявление об утрате нормативным правовым актом юридической силы. Так, ч. 3 ст. 115 Конституции РФ предусмотрено, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Конституционный Суд РФ вправе признать не соответствующим Конституции РФ и соответственно не подлежащим применению как сам нормативный правовой акт, так и его отдельные положения;

принятие нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, регулирующей тот же круг общественных отношений. В этом случае возможны различные варианты, связанные с прекращением действия административно-правовых норм. Наиболее оптимальным видится такой вариант, когда в тексте нового нормативного правового акта содержится прямое и недвусмысленное указание на утрату силы конкретных нормативных правовых актов.

В некоторых случаях в нормативные правовые акты включаются специальные положения, определяющие порядок действия содержащихся в них норм. Например, в КоАП РФ входит специальная ст. 1.7, определяющая действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве. В соответствии с данной статьей:

лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения;

закон, смягчающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет;

производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Предыдущая

    Понятие, виды и структура административно-правововой нормы.

    Реализация норм административного права.

    Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц.

I. Административно-правовые нормы представляют собой установленные или санкционированные государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и по мере необходимости прекращающихся в сфере функционирования механизма государственной исполнительной власти.

Классификация административно-правовых норм преследует цель более точного определения содержания, функционального назначения и роли различных групп административно-правовых норм, составляющих единую отрасль административного права. В зависимости от конкретных практических целей классификации, могут быть избраны различные критерии осуществления. В теории административного права и правоприменительной практике наиболее часто используются такие критерии, как целевое назначение норм; их содержание; метод воздействия на регулируемые общественные отношения, а также степень обоб­щенности правил, сформулированных в диспозиции правовых норм.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила организационно-властной созидательной деятельности органов исполнительной власти, иохранительные, призванные обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами общественных отношений. При этом регулятивные нормы в своей совокупности выступают в качестве специфической подсистемы административного права, об­разуя его подотрасль, которая именуется управленческим правом. Благодаря особенностям содержания указанных норм, они сообщают данной подотрасли черты высокой внутренней организации, спаянности и в то же время изменчивости, подвижности, что обусловлено социальной природой управленческой деятельности, ориентированной на быстротечные, находящиеся в непрерывном развитии управленческие ситуации. С помощью норм этой подотрасли обеспечивается определение правового статуса, задач, функций и полномочий органов государственной исполнительной власти, создаются правовые основы деятельности государственных служащих, регулируются формы и методы осуществления государственного управления, устанавливаются управленческие процедуры, а также обеспечивается внутриорганизационная (внутри аппаратная) управленческая работа.

В отличие от этогоохранительные нормы используются органами государственной исполнительной власти в целях предупреждения и пресечения правонарушений в сфере государственного управления, привлечения нарушителей к юридической ответственности, восстановления нарушенных прав и интересов участников административно-правовых отношений, а также обеспечения общественной безопасности и правопорядка вне связи с правонарушениями (например, путем использования различных мер административно - предупредительного характера). При этом регулятивные и правоохранительные нормы теснейшим образом взаимосвязаны и взаимодействуют, поскольку пред­ставляют две органически соединенные составные части административного права, образующие его коренную бытийную основу.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют административно-правовой статус участников регулируемых административным правом общественных отношений. Эти нормы определяют права, обязанности и ответственность субъектов административно-правовых отношений, закрепляют правовые формы их взаимодействия, устанавливают основания возникновения, изменения и прекращения конкретных правоотношений. По существу, в материальных административно-правовых нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система органов государственной исполнительной власти.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику реализации государственной исполнительной власти в процессе осуществления управленческой деятельности и обеспечения охраны публичного об­щественного порядка, осуществления прав и законных интересов граждан. Их функциональное назначение выражается в определении правил и процедур реализации юридических обязанностей, прав и ответственности участников административно-правовых отношений, установленных в нормах материального административного права (например, определение порядка прохождения государст­венной службы; установление правил приема, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений; осуществление производства по делам об административных проступках и т.п.). Это значит, что при анализе сущности и содержания, процессуальных административно-правовых норм следует акцентировать внимание, прежде всего на их юридическом предназначении, которое заключается в создании условий для реализации материальных административно-правовых норм.

Большое значение для понимания роли организационно-властной функции административно-правовых норм имеет классификация этих норм по характеру правил поведения. С этих позиций могут быть выделены следующие виды административно-правовых норм:

а)обязывающие, т.е. содержащие юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий, предусмотренных данной нормой;

б)запрещающие, т.е. содержащие юридически властное предписание, которым предусматривается запрет на совершение тех или иных действий (либо бездействия) в условиях, определяемых данной нормой;

в)дозволительные , которые предусматривают возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению (т.е. дозволяют участникам административно-правовых отношений выбрать различные варианты поведения с учетом фактически сложившихся обстоятельств и, подчиняясь определенному правовому режиму, предусмотренному соответствующей нормой административного права).

Примерами обязывающих норм могут быть, в частности: предписание об обязанности руководителей государственных учреждений издавать приказы в случаях зачисления граждан на соответствующие должности; требование закона об обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

нормативное установление о паспортизации лиц, достигших 16-летнего возраста и т.п.

Запрещающие нормы представлены многочисленными правовыми предписаниями, определяющими основания применения административного принуждения (в т.ч. описывающими составы административных проступков, пре­дусматривающими применение мер административного пресечения, устанавливающими основание дисциплинарной ответственности государственных служащих и др.).

Дозволительные нормы могут быть обнаружены по признакам их диспозиций, которые не ограничивают адресата какими-либо предписаниями или запретами, а позволяют ему действовать по собственному усмотрению с учетом обстоятельств и установленных законом ограничений (например, право граждан на обжалование незаконных действий должностных лиц государственного аппарата используется ими по их собственному усмотрению; органы государственной исполнительной власти в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности могут выбрать один из возможных вариантов поведения: привлечь нарушителя к юридической ответственности, адресовать ему требование о прекращении противоправной деятельности, либо применить меры административно - предупредительного характера).

Таким образом, если гражданину предоставляется возможность самостоятельно без каких-либо ограничений решать вопросы, связанные с практической реализацией своих субъективных прав в сфере государственного управления, то органы государственной исполнительной власти, несмотря на дозволительный характер уполномочивающих норм, не только вправе, но и обязаны использовать предоставленную им возможность выбора определенного варианта поведения из числа предлагаемых соответствующей правовой нормой.

Большое значение для правоприменительной практики имеет классификация административно-правовых норм по уровню обобщенности содержащихся в них правил. По этому критерию могут быть выделены, в частности,общие и специальные административно-правовые нормы. Кобщим относятся нормы, которые устанавливают правила поведения, распространяющиеся на все виды общественных отношений, регулируемых нормами определенного института административного права (например, нормы, регулирующие государственную службу, определяющие формы и методы государственного управления, устанавливающие административную ответственность и т.п.).

Специальные нормы представляют собой исключения из общих правил, сформулированных в нормах определенного института административного права (например, административно-правовые нормы, устанавливающие правила торговли оружием и административную ответственность за их нарушение (ст. 190 Кодекса Украины об административных правонарушениях)).

Если общие и специальные нормы имеют одинаковую юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная норма.

Административно-правовая норма имеет свою структуру. Структура – это внутреннее строение нормы, которое объективно обусловлено потребностями правового регулирования. Общепризнано, что норма должна иметь три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

II . Реализация правовых норм проявляется в четверых формах: использование, выполнение, соблюдение, применение.

Использование - это такая форма реализации, которая заключается в активном поведении участников сферы государственного управления по реализации своих субъективных прав, предусмотренных правовой нормой, осуществляемой ими по собственному желанию.

Выполнение – заключается в активных действиях, отношениях субъектов по выполнению предписаний, предусмотренных административно-правовой нормой, и осуществляемых независимо (а иногда и вопреки) от их собственного желания.

Реализация в форме соблюдения состоит в пассивном поведении субъектов (также независимо от желания этих субъектов).

Применение - это организационно-правовая деятельность компетентных государственных органов, уполномоченных на это общественных объединений или их должностных лиц. Она заключается в установлении поднормативних, формально-обязательных индивидуальных правил поведения персонифицированных субъектов с целью создания условий, необходимых для реализации ими определенных норм. Применение, в отличие от использования, выполнения, соблюдения, является государственно-властной деятельностью, которая не может быть связана с желанием (или с его отсутствием) уполномоченного субъекта, а может, осуществляться с появлением определенных условий, обстоятельств.

Главная задача применения административно-правовой нормы заключается в воплощении ее предписаний к субъектам управленческих отношений в зависимости от характера жизненной ситуации, в которую попадают участники таких отношений.

Применение административно-правовой нормы, независимо от инициатора этого применения, всегда является организационно-правовой деятельностью государственных структур, которая довольно часто связанна с вмешательством в сферу прав и интересов граждан и других участников управленческих отношений. Это требует осуществление такой деятельности на законном основании и в порядке, регламентированном административно-процессуальными нормами.

Этим нормам присущи два основных признака: во-первых, они регулируют отношения, которые возникают в сфере государственного управления (независимо от того, кто есть обязательной стороной этих отношений); во-вторых, регулируют не все государственно-управленческие отношения, а лишь те, которые возникают в связи с необходимостью решения конкретной жизненной ситуации, то есть решение конкретного дела.

Таким образом, административно-процессуальная норма - это установленное государством правило поведения, которое закрепляет порядок использования прав или выполнение обязанностей, предусмотренных в материальных нормах отдельных областей права в конкретной жизненной ситуации в сфере государственного управления.

Однако лишь факт существования процессуальных норм автоматически не влечет за собою обеспечение оптимального правоприменения. Существуют определенные требования правильного применения правовых норм. Это, прежде всего, требования законности. Это означает, что принятие правоприменительного решения возможно только:

    в границах полномочий правоприменительного органа;

    на основаниях, предусмотренных в гипотезе норм, которые применяются;

    за процедурой, установленной законом;

    в полнейшем соответствии с содержанием закона;

    в форме, предусмотренной законом.

III . Действие в прост ранстве связано с территорией. Действие большинства административно-правовых норм ограничено территорией государства. Причем среди них следует различать нормы, которые действуют в масштабах всего государства, а также нормы локальные (это нормы, принятые облрайгосадминистрацией, органами местного самоуправления).

Однако есть группа административно-правовых норм, действие которых не ограничено государственной границей. Во-первых , это нормы, которые регламентируют поведение экипажа и пассажиров на судах торгового мореходства и рыболовных судах в открытом море, во-вторых , это нормы, которые регламентируют деятельность украинских учреждений (дипломатических представительств, консульств и т.п.) за границей, поведение экипажа на военных судах, как в открытом море, так и в иностранных портах.

В-третьих , необходимо выделить группу административно-правовых норм, которые регламентируют внутриаппаратные отношения, возникающие в процессе функционирования международных правительственных и неправительственных учреждений. Так, например, сложную структуру имеют Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация, Международная морская организация и прочие, уставы которых предусматривают компетенцию подразделов и других структурных единиц этих международных органов (нормы материального международного административного права) и порядок ее осуществления (нормы процессуального международного административного права).

Действие административно-правовой нормы во времен и.

Вступление административно-правовой нормы в законную силу зависит от некоторых факторов. Во-первых , это зависит от территории действия нормы. Вступление в силу международной адмиистративно-правовой нормы резко отличается от процесса введения в действие национальной нормы административного права. Поэтому, прежде всего, рассмотрим порядок вступления в действие норм национального административного права. Во-вторых , это связано с юридической силой норм. Как уже упоминалось, высочайшую силу имеют законы. Вступление их в законную силу предусмотрено Конституцией Украины.

В соответствии со ст. 94 Конституции Украины закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

Президент Украины в течение 15 дней после получения закона подписывает его, принимая к выполнению, официально его оглашает или возвращает закон с мотивированными и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины для повторного рассмотрения.

В случае если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины, он может быть подписан и официально оглашен. Если во время повторного рассмотрения закон будет вновь принят Верховной Радой Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально обнародовать в течение 10 дней. Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено самим законом, но не раньше дня его опубликования.

В соответствии со ст. 106 Конституции Украины Президент издает указы и распоряжения. К сожалению, Конституция не предусматривает время вступления их в действие. Практика пошла путем признания вступления в действие актов Президента после их подписи Президентом. Но ст. 106 Конституции содержит одно важное требование по вступлению административно-правовых норм в действие, которые содержатся в актах Президента Украины. В ней указано, что акты Президента Украины, изданные в пределах полномочий, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, отвечающего за акт и его выполнение.

Иной порядок вступления в действие норм административного права, которые содержатся в актах Кабинета Министров Украины. Основной формой реализации компетенции этого органа является принятие им постановлений и распоряжений. Эти акты подписывает Премьер-министр, и они вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах.

В Указе Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" от 21 мая 1998 г. № 493/98 сказано, что с 1 января 1993 г. нормативно-правовые акты, изданные министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

Действие административно-правовой нормы по кругу лиц.

Установление объема действия административно-правовой нормы по кругу лиц имеет значение, прежде всего для определения их административно-правового статуса. Большинство из административно-правовых норм устанавливают общие требования для определения лица (физического лица или коллективного субъекта), не обращая внимания на гражданство лица, должность, которое оно занимает, а также не обращая внимания на форму собственности, коллективного субъекта, его подчиненности и т.п.. Эти нормы относятся к нормам общего действия. Так, например, все лица, находящиеся на территории Украины имеют право на обжалование действий органов исполнительной власти в случае нарушения ними прав лица.

Но существуют другие группы норм, устанавливающие дополнительные права и обязанности субъекта, и соответственно устанавливают и особые условия их ответственности и т.п., поэтому при коллизии норм общих и особенных действуют особенные нормы. В зависимости от круга лиц, нормы делятся на те, которые определяют административно-правовой статус коллективных субъектов права и отдельных лиц.

В свою очередь, первая группа норм делится на нормы, которые регламентируют статус органов исполнительной власти, общественных объединений и т.п.; нормы второй группы также устанавливают административно-правовой статус:

а) граждан Украины;

б) иностранцев;

в) беженцев и т.п.

Особое место занимают нормы, действие которых распространяется на должностных лиц. С одной стороны - должностное лицо - это индивид, который подпадает под действие норм, устанавливающих административно-правовой статус лица; с другой - должностное лицо имеет полномочия как представитель того ли другого органа (организации). Поэтому он должен нести ответственность не только за нарушение тех обязанностей, которые обязано выполнять любое лицо, но и за нарушение обязанностей, которые возлагаются на него как на должностное лицо того или иного органа.

Есть еще одна группа лиц, особенности статуса которых обуславливают и особенности действия относительно них тех или норм. Например, в ст.15 Кодекса об административных правонарушениях отмечается, что военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам за нарушение правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, совершение коррупционных действий и других правонарушений, связанных с коррупцией и за некоторые другие нарушения. То есть, несмотря на общеопределенный принцип равенства всех перед законом, относительно военнослужащих некоторые нормы административно-деликтного права бездействуют. Также можно отметить, что административный арест не применяется к беременным женщинам, которые имеют детей возрастом до 12 лет, лиц, которые не достигло 18 лет, инвалидов І и ІІ групп (ст. 32).

Действие административно-правовых норм в пространстве и времени

Действие административно-правовых норм в пространстве подразумевает ограничение территории, на которой распространяется юридическая сила АПН: а) вся территория государства; б) часть территории государства (территория субъекта Федерации).

Действие АПН в пространстве. Выделяют: 1) межтерриториальные АПН (к примеру, отраслевые нормы транспортных министерств); 2) АПН за государственной границей РФ (различного рода представительства и граждане, находящиеся в зарубежных странах); 3) АПН на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (СНГ). В пределах РФ административно-правовые нормы распространяются также на иностранных граждан.

Действие АПН во времени. По времени действия нормы административного права делятся на срочные и бессрочные: 1) большинство АПН действуют неопределенный срок – до их официального изменения либо до их отмены. Отменить подобную норму может лишь орган соответствующего уровня, неотмененные нормы иногда сильно нарушают спокойное течение жизни; 2) некоторые АПН действуют определенный срок, обычно он указывается в самом акте (например, режим чрезычайного положения).

Законную силу АПН приобретают: 1) с момента подписания соответствующего нормативного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ); 2) с момента опубликования АПН в официальном издании: «Парламентская газета», «Российская газета» (ФЗ, ФКЗ, некоторые постановления палат, некоторые указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), «Собрание законодательства РФ» (все, кроме секретных и ДСП), «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (приказы министров, директоров, постановления комитетов – то, что имеет общесоциальное значение); 3) в срок, указанный в акте.

Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования общественных отношений, в котором участвуют все стороны данных отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

Способы реализации АПН:

1)?исполнение – точное следование содержащимся в них юридическим предписаниям, запретам или дозволениям. Субъекты – все участники управляемых отношений;

2)?применение (см. ниже);

3)?соблюдение – конкретное выражение исполнения, реакция участников управляемых отношений на запреты;

4)?использование – добровольное совершение субъектами правомерных деяний, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения здесь субъект сам решает, воспользоваться ему правом, предоставленным АПН, или нет.

Применение административно-правовой нормы – это разрешение на ее основе конкретной ситуации в сфере госуправления правомочным на то субъектом. Применять АПН могут соответствующие субъекты исполнительной власти (должностные лица). Сопровождается принятием индивидуального правового акта (например, регистрация общественного объединения, решение по жалобе гражданина и т. п.).

Решение конкретного административного дела – исключительная компетенция исполняющего обязанности, граждане не имеют полномочий по применению АПН. Некоторые АПН применяются в судебном порядке (например, при наложении административных взысканий за совершение некоторых административных правонарушений).

АПН должна быть применена:

а)?соответствующая;

б)?к надлежащему субъекту;

в)?при наличии оснований, предусмотренных законом или иным нормативным актом.

Виды систематизации административно-правовых норм:

1. Из-за многообразия системы источников административного права существует проблема кодификации АПН. Берется какая-либо сфера права; специалисты собирают абсолютно все действующие нормы, устаревшие отбрасывают, создают проект, вносят на рассмотрение законодателей. Конечный продукт кодификации – Кодекс.

2. Есть еще задача инкорпорации – объединения и расположения в систематизированном порядке и логической последовательности норм по важнейшим административно-правовым институтам (разные слои населения испытывают различные потребности: знать, выполнять, применять и др.). Конечный продукт инкорпорации – справочник. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

9. Действие норм о договорах в пространстве Законодательство о договорах, как часть гражданского законодательства в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции, составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК предусмотрел: в соответствии

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 1. 7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

8. Действие актов банковского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц Большое практическое значение имеет вопрос о пределах действия акта банковского законодательства во времени. Для того чтобы определить временные рамки действия акта

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

К главе 2 «Действие уголовного закона во времени и

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

5. Действие законодательства о наследовании в пространстве, по времени Правоотношения, возникающие в сфере наследственного права, носят длящийся характер и возникали как при старом законодательстве о наследственном праве, так и после принятия ГК РФ. Изменения при

Из книги Международное право автора Вирко Н А

12. Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступления

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1.5. Гражданские процессуальные нормы (понятие, виды, особенности структуры). Действие гражданских процессуальных норм во времени и в пространстве Норма права – это общеобязательное формально определенное, охраняемое от нарушений принудительной силой государства

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

19. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

14. Действие уголовного права в пространстве, во времени и по лицам Действие уголовного закона в пространстве и во времени определяется в гл. 2 УК РФ. Российское уголовное право придерживается двух основных принципов: территориального и принципа гражданства.

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве СТАТЬЯ 9. Действие уголовного закона во времени1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц Любой нормативный правовой акт, имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие

Поделиться: