Личностный компонент в структуре правовой компетентности. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога

А. С. Аникина

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

E-mail: [email protected]

П. Г. Постников

кандидат педагогических наук, доцент Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются содержание и структура правовой компетентности педагога, уровни развития ее содержательных компонентов. Показано, что правовая компетентность выступает значимым качеством педагога, обеспечивающим регулирование его отношений с другими участниками образовательного процесса на основе правовых норм.

Ключевые слова: правовая компетентность педагога, содержательные компоненты правовой компетентности педагога, критерии сформированности правовой компетентности педагога.

Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, уважения к закону, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.

Вместе с тем анализ материалов периодической печати, судебной практики, результатов прокурорских проверок свидетельствует о многочисленности правонарушений в сфере образования. Проведенное нами исследование показало, что педагоги зачастую не знают содержания правовых норм, определяющих правовой статус ребенка и регламентирующих отношения в сфере образования, действуют в юридически значимых ситуациях интуитивно, не замечая правонарушений и не осознавая противоправности своих поступков. Социально обусловленная потребность в повышении уровня правовой компетентности педагогов актуализирует исследование проблем, связанных с ее формированием в процессе профессионального образования.

Проведенный анализ подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога позволил нам сделать вывод о том, что правовая компетентность педагога как составляющая его профессиональной компетентности не получила в научной литературе должного отражения. Вместе с тем новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость организации образовательного процесса на правовой основе, выстраивание отношений между педагогами и учащимися на основе приоритета

соблюдения прав и зашиты интересов ребенка делают необходимым вычленение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты. Под правовой компетентностью педагога (ПКП) мы понимаем интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей. Правовая компетентность педагога имеет существенные отличия от правовой компетентности специалистов других сфер общественного производства, поскольку она:

Предполагает знание правовых норм и наличие опыта их реализации не только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;

Обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в пространстве регулирования образовательных отношений;

Служит средством развития правовой культуры обучаемых;

Включает знание правового статуса ребенка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);

Является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе профессиональной деятельности;

Позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права педагога.

В качестве структурных элементов ПК мы рассматриваем, с одной стороны, ее содержательные компоненты (ценностно-смысловой, содержательно-правовой, функционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный); с другой - правовые компетенции (правоориентационную, правореализационную, правовоспитательную, правозащитную), осваиваемые студентами в процессе формирования ПК.

Ценностно-смысловой компонент отражает принятие педагогом правовых ценностей, сформированность мотивов познания правовых основ регулирования общественных отношений, наличие личностной установки на правомерность профессиональной педагогической деятельности, защиту прав ребенка и осуществление его правового воспитания. Содержательно-правовой компонент включает системное, целостное усвоение знаний нормативно-правового и процессуального характера, необходимых и достаточных для осуществления правомерной профессиональной педагогической деятельности, правового воспитания учащихся (воспитанников), защиты их прав; понимание дефиниций, принципов и норм права; способность определять правовые отношения в совокупности профессиональных отношений. Функционально-деятельностный компонент обеспечивает решение правовых задач, участие педагога в правоотношениях на основе правомерного поведения, осуществление правового воспитания и деятельности по защите прав учащихся. Рефлексивно-оценочный компонент определяет способность педагога к рефлексивной оценке собственной деятельности с позиций норм права, критическому осмыслению ее результатов и, как следствие, внесение корректив в содержание правового взаимодействия педагога с другими субъектами образования; возможность предупреждения противоправных поступков, развитие правового самосознания.

Критериями сформированности ПКП являются: профессионально-правовая направленность, определяющая отношение личности к праву как ценности; профессионально-правовая информированность, включающая совокупность правовых и педагогических знаний, актуальных для решения педагогом профессиональных задач; профессионально-правовая активность, проявляющаяся в самостоятельном познании правовых явлений, решении профессиональных задач с позиций права, освоенности методов правовоспитательной и правозащитной деятельности; профессионально-правовая самооценка, проявляющаяся в способности к анализу и оценке своего поведения с позиции его правомерности.

Содержание компонентов ПКП рассматривается нами через содержание правовых компетенций, представленное определенной совокупностью ценностных ориентации, знаний, умений, рефлексивных способностей, которыми студенту необходимо овладеть в процессе профессионального образования. Составляющие правовых компетенций являются показателями сформированности ПКП (табл. 1).

Таблица 1

Структура правовой компетентности педагога

Компоненты

Ценностно-смысловой

Функционально-деятельностный

Рефлексивно-оценочный

Компетенция

Правоориентационная

Понимает смысл познания права; имеет уважительное отношение к праву

Знает базовые теоретические положения права; знает, где и как осуществить поиск правовой информации

Применяет знания для анализа правовой ситуации; решает задачи, связанные с информационным поиском

Способен оценивать уровень своих правовых знаний, планировать способы их пополнения

Правореализационная

Понимает смысл правового регулирования общественных отношений; принимает ценность правомерного осуществления профессиональной деятельности

Может оценить ситуацию на основе освоенных правовых знаний, спроектировать варианты поведения субъектов на основе поиска субъективно новых правовых норм

Осуществляет оценку своего поведения с позиции права, вносит коррективы

Правовоспитательная

Понимает смысл осуществления правового воспитания; ориентирован на выполнение данной функции в своей деятельности

Владеет правовыми знаниями, необходимыми для правового просвещения; знает методы воспитательного воздействия

Имеет опыт проектирования и осуществления правовоспитательного воздействия на учащихся

Осуществляет рефлексию результатов деятельности по правовому воспитанию, анализирует ее успехи и недостатки

Правозащитная

Понимает смысл правозащитной деятельности; принимает ценность прав ребенка

Владеет знаниями о правах ребенка и о способах их защиты; знает компетенции правозащитных органов и организаций

Выявляет факты нарушения прав учащихся в ОУ; умеет применять оперативные меры для зашиты ребенка

Определяет свое поведение в правозащитной ситуации в зависимости от вариантов ее разрешения

Оценка сформированности правовой компетентности

Критерии

Профессионально-правовая направленность

Профессионально-правовая информированность

Профессионально-правовая активность

Профессионально-правовая самооценка

Показатели

Ценностные ориентации, мотивация

Правовые и педагогические знания

Рефлексивные способности

Индикаторы

Оценочные суждения; направленность мотивов; выбор ценностей

Осознанность; адекватность использования понятий; применение знаний

Результативность решения профессионально-правовых задач; качество образовательных проектов

Самооценка правовой компетентности; повышение эффективности профессиональной деятельности

В педагогике и педагогической психологии широко используется трактовка степени достижения результатов образования в понятиях его уровней. Уровни ПК обоснованы нами на основе качественных изменении в развитии ее содержательных компонентов.

1. Адаптивно-базовый уровень:

Сформирован интерес к изучению права, как элементу профессиональной дея-

тельности; субъект имеет представление о правовых ценностях;

Освоен минимальный уровень правовых знаний, необходимых для выполнения элементарных профессионально-правовых функций и для последующего профессионально-правового образования;

Выполнение профессиональных функций имеет интуитивно-эмпирический характер, педагог не рассматривает свою деятельность с правовых позиций (алгоритмическая деятельность);

Рефлексия характеризуется способностью соотносить свое поведение с поведением других лиц в аналогичной правовой ситуации (экстенсивная рефлексия).

2. Функционально-технологический уровень:

- сформирована личностная убежденность в необходимости изучения права; субъектом осознаны и приняты правовые ценности;

Освоены знания об основных институтах права, являющиеся базой для осуществления правового воспитания и осознанного выбора вариантов правомерного поведения в различных сферах общественной жизни;

Приобретенный опыт обеспечивает понимание правового характера ситуации, позволяет находить правомерное решение на основе имеющихся правовых знаний, проектировать правовое воспитание (продуктивная деятельность);

Рефлексия характеризуется способностью оценивать свое поведение с позиции его соответствия требованиям правовых норм (интенсивная рефлексия).

3. Системно-профессиональный уровень:

- сформирована правовая позиция, определяющая правомерность поведения в профессиональной сфере; субъект действует согласно присвоенным ценностям;

Освоены нормы права и педагогические знания, обеспечивающие комплексное решение профессиональных задач по организации образовательного процесса и правомерного взаимодействия в сфере образования;

Освоенный опыт позволяет педагогу решать правовые задачи на основе освоения субъективно новых правовых норм; осуществлять правовоспитательную и правозащитную деятельность (творческая деятельность);

Рефлексия характеризуется способностью использовать свой опыт для проектирования правомерного поведения (конструктивная рефлексия).

На основе рассмотренных теоретических положений было проведено исследование уровня правовой компетентности работающих учителей. Полученные результаты подтвердили предположение о недостаточном уровне их правовой компетентности и позволили сделать вывод о необходимости создания дополнительных условий для формирования правовой компетентности, к которым относятся:

Диверсификация содержания правовых дисциплин за счет акцентуации внимания студентов на реализации норм права в сфере профессиональной деятельности педагога;

Перенос приоритета с информационного компонента содержания правового обучения на освоение процедур и способов профессионально-правового действия посредством решения профессионально-ориентированных правовых задач;

Установление структурно-логических межпредметных связей правовых и педагогических учебных дисциплин для комплексного развития правовых компетенций;

Использование возможностей педагогической практики для реализации правовых компетенций, приобретения опыта правовоспитательной и правозащитной деятельности;

Таким образом, правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм. Ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах. Начальный этап сформированности правовой компетентности характеризуется таким показателем, как правовая грамотность. В последующем на основе решения комплекса правовых задач форми-

руется функциональная правовая грамотность, обеспечивающая разбор правовых ситуаций и решение возникающих задач с учетом полученного опыта и возникшей ситуации. На этом уровне проявляются такие качества субъекта, как мобильность, инициативность, ответственность и заинтересованность. На завершающем этапе подготовки педагога и его адаптации в образовательном учреждении формируется правовая компетентность как интегративное качество субъекта.

С учетом специфики образовательной деятельности указанное качество учителя выступает условием и средством становления у участников образовательного процесса правомерного поведения. Уровень правовой компетентности педагогов превращается в современных условиях в вектор, определяющий развитие правового пространства школы.

LEGAL COMPETENCE AS A PLANNED RESULT OF VOCATIONAL TEACHER TRAINING

A.S. Anikina

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Academy

P.G. Postnikov

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Academy

The article deals with content and structure of legal competence of teachers, development levels of its content components. It is shown that legal competence is an important feature of a teacher, providing regulation of his/her relations with other participants of educational process on the basis of legal norms.

Key words: legal competence of a teacher, substantive components of legal competence of teachers, formation criteria of legal competence of a teacher.

Иванова Татьяна Михайловна
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры политологии и права, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Кастуганова Дарига Матчановна
старший преподаватель кафедры политологии и права, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

[email protected]

К вопросу о сущности правовой компетентности

Аннотация
В данной статье рассмотрена сущность правовой компетентности, представлены различные точки зрения ученых по данной проблеме, на основании которых авторы статьи пришли к выводу о том, что правовая компетентность – это интегральный показатель готовности личности к правомерному поведению, включающий положительную мотивацию, знания, умения, способности.

Ключевые слова:
правовая компетентность, интегральный показатель готовности личности, знания, умения, способности.

В современных условиях применяется парадигма результата образования, который определяется не только через знания, умения и навыки, но и через компетентности, приобретаемые студентами в образовательном процессе, которые являются конечным результатом этого процесса (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская)

По мнению И.А. Зимней, компетенции – это некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетентность, в свою очередь, – это интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека, знания, на базе которых он способен использовать компетенции .

Ю.Г. Татур считает, что компетентность – это качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Таким образом, компетентность личности по сути потенциальна .

Профессор Э.Ф. Зеер выделяет основные компоненты профессиональной компетентности:

    социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

    специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

    персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации .

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионально образования третьего поколения по специальности «Экономика», предусматривает освоение общих и профессиональных компетентностей. Одной из них является правовая компетентность.

Исследование проблемы формирования правовой компетентности будущего бакалавра экономики предполагает раскрытие ее сущности. Специальное научное педагогическое исследование приводит нас к необходимости обращения к философии, этике, психологии, поскольку содержание понятия «правовая компетентность», способы ее формирования, можно постичь только практическим образом или посредством использования готовых результатов, полученных данными науками. Обоснование педагогического подхода к формированию правовой компетентности будущего бакалавра экономики требует теоретического осмысления этой важной социально-педагогической проблемы.

Системные исследования правовой компетентности предпринимаются в 60-70-е годы XX века в работах правоведов Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.П. Казимирчука, Н.М. Кейзерова. Ученые понимали правовую компетентность как особое качественное состояние правовой жизни. Основополагающие подходы к формированию современного понятия «правовая компетентность» были сформулированы в 80-е годы ХХ века. Заметим, что разработка данного понятия происходила без учета социально-философского аспекта проблемы.

До конца ХХ века комплексное определение понятия «правовая компетентность», которое соответствовало бы его сущностному содержанию, отсутствовало. Оно не рассматривалось в соотношении с такими категориями, как духовность, ее философской, социальной и правовой интерпретацией. При этом на современном этапе развития науки правовая компетентность понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества; правовой деятельности, осуществляемой на основе принятых ценностей.

С точки зрения В.И. Андреева правовая компетентность - это интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях, отражающее ее готовность и способность применять систему правовых знаний и умений в процессе социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на выполнение этой деятельности. В.И. Андреев подчеркивает, что изложение сущности любой компетенции начинается со слова «уметь», однако важны не только умения, но и знания, способности, соответствующие этой компетентности, личностные качества .

В исследованиях Е.Н. Агибаловой аксиологическое направление правовой компетентности основывается на философском изучении именно ценностного аспекта культуры и дает возможность определить нравственные основы правовой компетентности, объективные свойства ее нормативности. В данном случае «прослеживается связь правовой компетентности и нравственности членов общества, без которой правовая компетентность невозможна» . Основываясь на позиции Е.Н. Агибаловой, мы отмечаем, что право и мораль исторически взаимосвязаны как социальные регуляторы поведения человека, а в профессиональной сфере реализуются через правовые компетентности, формируемые в вузовской подготовке.

В юридической науке преобладает функциональное исследование правовой компетентности. Основное предназначение функционального подхода состоит в уяснении роли правовой компетентности под углом зрения деятельности субъектов права, критерием которой является соответствие ее высшим ценностным критериям права. В данном случае под правовой компетентностью следует понимать совокупность всех элементов юридической надстройки, рассматриваемых в динамике. Используя функциональное определение правовой компетентности, можно говорить о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных качеств субъектов права, активной преобразующей роли человеческого мышления в сфере правовой компетентности.

Деятельностный подход к определению правовой компетентности акцентирует внимание на различных сторонах или характеристиках человеческой деятельности. В этом аспекте компетентность понимается как синоним деятельности, как специфический способ человеческой деятельности. Так Аграновская Е.В. подчеркивает, что правовая компетентность возникает, развивается и преобразуется с помощью деятельности .

В рамках деятельностного подхода Кейзеров И.М. определяет правовую компетентность как деятельность «такого качества, при котором наступает ее соответствие выработанным в правовой сфере ценностям, согласованность поведения с правовыми нормами, включая в себя использование, соблюдение и исполнение предписаний правовых норм, в результате чего происходит постоянное обогащение системы правовых культурных ценностей и дальнейшее гармоническое развитие самого человека» . Согласно точки зрения В.Г. Гладких, определяющим критерием достижения цели профессиональной деятельности специалиста является только реальная практика. Таким образом, в рамках нашего исследования профессиональная деятельность будущих экономистов является составляющей содержания правовой компетентности, а также является ее результативной стороной.

Н.Я. Соколов предполагает, что правовая компетентность может рассматриваться как «совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества» .

Подтверждение вышеизложенной идеи о том, что правовая компетентность фиксирует адекватный вид отношений – правовых отношений, мы находим у С.С.Алексеева. который считает, что правовая культура – это общее состояние «юридических дел» в обществе, то есть состояние законодательства, работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, установление правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. С.С. Алексеев выделяет четыре элемента, к которым относит уровни правосознания, законности, совершенства законодательства, юридической практики, которые сегодня рассматриваем как элементы правовой компетентности . А.П. Семитко тоже считает необходимым акцентировать внимание на уровне развития законодательства, правовой практики, правосознания при характеристике структуры правовой компетентности общества. По его мнению, структурными элементами правовой компетентности выступают компоненты правовой системы (правовые тексты, деятельность, сознание и развитие субъектов), взятые в уровневом состоянии их развития .

В научной литературе правовая компетентность трактуется как часть или сегмент единого феномена культуры конкретного общества. Компетентность в данном случае рассматривается только как социальное явление, а не философское. По существу это означает, что правовая компетентность фиксирует (отражает) определенный вид общественных отношений, а именно отношения между обществом и правом (государством). На таком основании, в частности, выделяют политическую, экономическую, нравственную культуру и так далее.

Если рассматривать правовую компетентность как часть общей культуры с культурологической точки зрения, то становится ясным, как происходит становление человека как субъекта культуры, как субьекта правовой компетентности. Суть такого становления, как подчеркивает М.Б. Туровский, заключается в разрешении следующей антиномии: «С одной стороны, будучи центром деятельности, он является творческим началом, ибо предвидимый им результат предстает в качестве проблемы. Но с другой стороны, положить цель можно только в формулах опыта, заданных человеку под видом надындивидуально-безличной программы» . Мы согласны с М.Б. Туровским, что именно опыт является основой для разрешения противоречия и последующего становления человека как субъекта культуры.

Осмысление представленных выше определений понятия «правовая компетентность», которые задают общую направленность осмысления различных точек зрения ученых относительно понятия ими данного явления, показывает, что формирование данного понятия потребовало привлечения различных типов знания (культурологического, этического, педагогического и экономического). По существу, мы имеем дело с междисциплинарным подходом к анализу понятия «правовая компетентность».

Рассмотрение различных определений правовой компетентности убеждает нас в том, что это весьма сложное личностное образование. В качестве элементов правовой компетентности общества выступают компоненты юридической надстройки со специфическим назначением − служить эталонами для поведения субъекта права и обеспечивать прогрессивное развитие общества и личности.

Таким образом, компетентность – это включающий положительную мотивацию, знания, умения, способности интегральный показатель готовности личности к правомерному поведению в профессиональной деятельности. Компетентность проявляется, развивается и реализуется в решении определенного комплекса учебных, профессиональных и других задач.

Вместе с тем необходимо отметить, что правовая компетентность развивается и формируется в процессе правовой социализации, под которой понимается процесс освоения индивидом правовой культуры общества, вхождение в нее. Отношение личности к праву и закону не столько на стадии ознакомления с правовым материалом, сколько в процессе конкретного приложения правовых знаний в общественной практике.

Четкое знание правовых норм, регулирующих отношения в сфере профессиональной деятельности людей, является непременным условием нормального выполнения предписанных законом функций. Это касается как государственных и гражданских служащих, так и сотрудников частных компаний. Отсутствие знаний правовых норм приводит к совершению незаконных действий типа - преступлений и правонарушений, а также к аморальным поступкам, поскольку в российском правовом пространстве правовые и моральные принципы совмещены, и правовые санкции нередко получают оценку с точки зрения нравственности.

Уровень правовых знаний человека не является показателем его ориентации на правомерное поведение. Правовое поведение человека зависит от сложившегося у него ценностного отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. Чем выше соответствие норм права принятым в обществе моральным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В этой ситуации само право расценивается студентами в качестве одной из важнейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью бакалавра экономики, обладающего правовой компетентностью.

Литература

    Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Профессиональное образование. - 2006.- № 2. - С.18.

    Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учеб.-метод. пособие // В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Выс. шк. 1989. – 14 с.

    Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1998.-25с.

    Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В.И. Андреев// – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – 83с.

    Агибалова Е.Н. Правовая компетентность в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) / Е.Н. Агибалова // Государство и право. - 2001. – № 10. – С. 18.

    Аграновская Е.В. Правовая компетентность и обеспечение прав личности / Е.В. Аграновская. - М., 1998. – 37с.

    Кейзеров Н.М. Политическая и правовая компетентность: Методические проблемы. / Н.М. Кейзеров– М. Юрид.лит., 1982. – 24 с.

    Соколов Н.Я. Основные направления исследований профессионально-юридической группы // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории.– М., 2011. – 48 с.

    Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. / С.С. Алексеев. - М.: Статус, – 2009. - 51 с.

    Семитко А.П. Правовая компетентность социалистического общества: понятие, структура, противоречие, прогресс. / А.П. Семитко – Свердловск: Изд-во Ураль. ун-та, 1990. – 72 с.

    Туровский М.Б. Философские основания культурологи / М.Б. Туровский. - М.: РОССПЭН, 1997. – 40 с.

________

Tatiana M. Ivanova
Candidate of Pedagogical Sciences , Senior Lecturer, Department of Political Science and Law , Orenburg State University , Orenburg

Dariga M. Kastuganova
Senior Lecturer, Department of Political Science and Law, Orenburg State University, Orenburg
[email protected]

To a question about the content of legal competence

In this article the essence of legal competence is considered, the various points of view of scientists on this problem on the basis of which authors of article came to a conclusion that legal competence is an integrated indicator of readiness of the personality to the lawful behavior, including positive motivation, knowledge, abilities, abilities are presented.

Keywords:
legal expertise, integrated indicator of readiness personality , knowledge, skills, abilities .

УДК 371.2; 371.64/.69

Н. Р. Нуриахметова

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Предлагается историко-педагогический анализ понятия профессиональной компетентности, ее структуры, анализируются особенности формирования у учителей сельских школ нормативно-правовой компетентности.

Ключевые слова: нормативно-правовая компетентность, модульно-компететностная модель обучения будущих учителей для сельских школ.

На современном этапе развития России образование становится все более мощной силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, поэтому работа с кадрами педагогической квалификации в настоящее время является важнейшим направлением деятельности, нуждающимся в концентрации усилий.

Ускорение социально-экономических процессов интенсифицирует жизнь человека и приводит к тому, что прежняя информационно-контролирую-щая позиция педагога трансформируется в личност-но ориентированную, поддерживающую позицию организатора учебного процесса. Для решения новых профессиональных задач учителю необходимо обладать определенным уровнем профессиональной компетентности. Таким образом, актуальной проблемой высшего профессионального образования становится вопрос о формировании компетентности будущих специалистов.

Полифункциональность деятельности сельского педагога обуславливает необходимость формирования нормативно-правовой компетентности на уровне профессиональной. В российской науке исследуемая проблема обычно рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (В. И. Байденко , А. Г. Бер-мус , В. А. Болотов , Н. Ф. Ефремова , И. А. Зимняя , Д. С. Цодикова ), а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А. А. Греков , В. И. Данильчук , В. В. Краевский , А. В. Хуторской ).

Тем не менее можно наблюдать, что ряд исследователей проблем формирования компетентности не проводят четкой границы между этими понятиями.

Наиболее полным и всесторонним представляется определение компетентности В. А. Болотова и В. В. Серикова : Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализа-

ции, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Считается, что важно учитывать утверждение коллектива НИИ непрерывного педагогического образования РГПУ им. А. И. Герцена, что компетентность всегда проявляется в деятельности - предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностноориентационной.

Принято считать, что личностная самореализация и нахождение своего места в мире у большинства людей связаны в том числе и с профессиональной деятельностью. В педагогической профессии это условие является обязательным. Учитывая это, необходимо определить понятие «профессиональная компетентность». В настоящее время существуют вариативные подходы к характеристике понятия профессиональной компетентности специалиста в современной отечественной науке (Н. В. Кузьмина , Л. М. Митина , Т. Г. Браже , В. А. То-лочек , Е. И. Рогов , А. К. Маркова ,

Н. Н. Лобанова , Т. В. Добудько , В. В. Сериков , Н. М. Борытко , Н. А. Банько и др.). Таким образом, анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности учителя, используют то термин «профессиональная компетентность» (Б. С. Гершунский , Т. В. Добудько , А. К. Маркова , Н. В. Кузьмина , Т. Г. Браже ), то термин «педагогическая компетентность» (Л. М. Митина ), то оба термина (Н. Н. Лобанова ), а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессиональнопедагогической деятельностью: «профессиональнопедагогическая компетентность» (Ю. Н. Кулюткин , Г. С. Сухобская , Н. А. Банько ).

Мы под профессиональной компетентностью будем понимать интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием зна-

ний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Поскольку объектом нашего исследования является формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза и речь идет о подготовке по специальностям педагогического направления и предполагается, что педагогическая деятельность для обучающихся станет профессиональной, то используемое нами определение профессиональной компетентности будет справедливо и для профессиональной педагогической деятельности. Следовательно, профессиональная педагогическая компетентность - это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, встающие перед педагогом в реальных ситуациях в его профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом способностями являются индивидуально-психологические особенности, свойства, качества личности, которые являются условием успешного выполнения педагогической профессиональной деятельности.

Проанализировав имеющийся материал в области исследований по определению структуры профессионально-педагогической компетентности, мы находим близкими и схожими представления о структуре профессионально-педагогической компетентности С. А. Дружилова и Н. А. Банько , которые и отражают наиболее четко и последовательно проявление профессионально-педагогической компетентности в ходе всего педагогического процесса, не игнорируя личностных особенностей самого педагога. Структура профессиональной компетентности будущего педагога представляется нам в виде совокупности следующих элементов: мотивационно-волевого, включающего в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности; когнитивного интереса, который представляет собой совокупность научно-теоретических знаний о профессиональной деятельности вообще и о роли профессионально-педагогического взаимодействия в ней; коммуникативного интереса, проявляемого в умении устанавливать межличностные связи; согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, овладевать средствами вербального и невербального общения; рефлексивного интереса, который определяет уровень развития самооценки, понимания собственной значимости в коллективе, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональном общении.

Напомним, что согласно ФГОС 2005 г. педагогическая деятельность представлена следующими видами: учебно-воспитательная, социальнопедагогическая, культурно-просветительская, научно-методическая, организационно-управленческая. Если учесть, что в настоящее время роль педагога из ретранслятора информации об окружающем мире превратилась в организатора процесса обучения, а субъект-объектные отношения педагога и ученика превращаются в субъект-субъектные, требующие сознательного управляющего воздействия со стороны педагога, то управленческая составляющая педагогической деятельности становится основой, без которой не могут быть качественно выполнены учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, научно методическая виды деятельности. Следовательно, разработка модели формирования управленческой компетентности педагога является важным условием подготовки будущих педагогов. Более того, реализация задач развития образования требует в том числе и от педагогов высокого уровня сформиро-ванности управленческих компетентностей, в частности разработки различных организационно-педагогических моделей образовательных учреждений (ОУ) в рамках сетевого взаимодействия (в том числе и дистанционного); формирования инновационных (в том числе и государственно-общественных) механизмов управления данными видами ОУ, а также необходимо научиться оптимизировать расходы на одного ученика с целью вхождения в бюджет ОУ, сформированного на основе нормативно-подушевого финансирования.

При рассмотрении перечня трудовых функций, обеспечивающих организационно-управленческую деятельность педагога согласно ФГОС, мы отметили, что многие из этих функций связаны с нормативно-правовой компетентностью (НПК) педагога.

Проанализировав исследования отечественных специалистов в области формирования правовой компетентности , мы пришли к выводу, что в настоящее время она рассматривается как ключевая или базовая. При анализе всего перечня трудовых функций, для выполнения которых педагогу необходимо обладать НПК, мы отметили, что для части функций НПК действительно выступает как базовая или ключевая, но при выполнении ряда трудовых функций НПК выступает в качестве специальной профессиональной компетентности. Действительно, например, для разработки локальных актов образовательного учреждения требуются знания всей системы образовательного законодательства, законодательства о труде, других отраслей права и подзаконных нормативно-правовых актов России, а также знание принципов и навыков разработки актов образовательного учреждения.

Формирование профессиональной компетентности состоит из нескольких этапов: целеполага-ние, выбор подходов, определение содержания, выбор технологий обучения, определение критериев для оценки результата сформированности профессиональной компетентности.

Первым этапом в формировании УК будущих учителей является постановка цели. Целью формирования УК у будущих учителей мы назовем такое состояние специалиста, при котором он умеет обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии нормами законодательства и права, взаимодействовать с родителями, коллегами и руководством по вопросам обеспечения образовательного процесса, управления ОУ в целях соблюдения государственных гарантий и прав граждан на доступное и качественное образование, владеет знаниями организационных основ структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, а также знаниями и умениями для работы в образовательно-правовым пространстве.

Содержание образования обеспечивается комплектом учебных материалов, состоящим из текста в виде учебно-методического пособия, представляющего собой минимальную структурную единицу объема информации, которое состоит из методической и теоретической частей. Методическая часть включает совокупность заданий для выполнения студентом, в которые входят вопросы и задачи для усвоения темы и подготовки к оцениванию, задания на отработку умений, проблемы (темы) исследований и учебных проектов, сценарии ситуаций для обсуждения и принятия решений, рекомендации для работы и литература. Теоретическая часть - это текст реферативно-обзорного характера, раскрывающий основные темы и понятия по дисциплине, обобщающий представленные в новейшей литературе материалы.

Для формирования НПК нами было выбрано модульно-компетентностное обучение. Модуляри-зация обучения представляет собой разбивку дисциплин на относительно небольшие составляющие, которые именуются модулями и которыми легко манипулировать. Такие модули складывают-

ся из руководств, предлагаемых тем для обсуждения, которые образуют фрагменты дисциплин и комплекса задач для решения.

Для диагностики качества сформированной НПК в рамках модульного обучения нами был разработан комплекс задач, моделирующих практические управленческие ситуации, с решением которых неизбежно столкнется педагог в ходе выполнения трудовых функций в своей организационно-управленческой деятельности. Для каждого модуля разработаны задачи трех уровней сложности, и их решение оценивается соответственно по трем уровням:

Низкий - обучающийся обладает только теоретическими знаниями, необходимыми для решения поставленной задачи;

Средний - обучающийся умеет использовать теоретические знания для решения стандартных практических профессиональных задач;

Высокий - обучающийся умеет решать любые профессиональные задачи.

Таким образом, мы использовали следующий алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:

1. Весь курс обучения разбивается на тематические разделы-модули, контроль по которым обязателен.

2. После изучения каждого модуля проводится контроль знаний учащихся с оценкой в баллах (за решение задач 1-го уровня - ... баллов, 2-го уровня - ... баллов, 3-го уровня - ... баллов).

3. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Учащиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86 до 100 %, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приема-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.

Список литературы

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенции выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

2. Банько Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров: монография. Волгоград, 2004. 75 с.

3. Безукладникова И. В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования // Персональный сайт учителя истории, обще-ствознания и права И. В. Безукладниковой. URL: http://innvik.ucoz.ru/index/0-40

4. Бермус А. Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Ростов-н/Д., 2003. 41 с.

5. Борытко Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сентября. URL: http:// www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm

6. Браже Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление. Л., 1990.

7. Болотов В. А., Ефремова Н. Ф. Система оценки качества российского образования // Школа: день за днем. Педагогический альманах. Официальный сайт Центрального филиала городского центра развития образования г. Новосибирска. URL: http://www.den-za-dnem.ru/ page.php?article=150

8. Вольская С. Ф., Зайцев А. А. Проблемы формирования правовой грамотности студентов технического вуза // Вестник МГТУ. 2006. Т. 9. № 4. С. 590-593.

9. Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. 605 с.

10. Данильчук В. И. Личностно-гуманитарная парадигма в построении частных методик // Изв. Рос. акад. образования. 2000. № 1. С. 50-55.

11. Добудько Т. В., Добудько А. В. Принципы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации образования // Образование. Профессия. Производство: сб. ст. Самара: СамГПУ, 1999. С. 67-70.

12. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах. Новокузнецк, 2005. Вып. 8. С. 26-44.

13. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 № 593.

14. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

15. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3-11.

16. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

17. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

18. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.

19. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. 216 с.

20. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М., 1981.

21. Морозова Н. Н., Фадеева И. М. Модель исследовательских компетенций личности как основа управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5(51). С. 43-51.

22. Проектирование содержания профессионального образования в многоуровневой структуре непрерывного педагогического образования: образовательно-профессиональные программы колледжевого уровня, согласованные со стандартами неполного высшего образования / Ростовский госпедуниверситет, педагогический колледж № 1 г. Ростова-н/Д. Учебно-нормативная документация, 30 п.л. (РГПУ, справка о внедрении № 91 от 02.11.98).

23. Лобанова Н. Н., Косарев В. В., Крючатов А. П. Профессиональная компетентность педагога. Самара, СПб., 1997. 107 с.

24. Рогов Е. И. Выбор профессии. М.: Влад-Пресс, 2003. 336 с.

25. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-21.

26. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.

27. Тряпицына А. П. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. СПб.: Береста, 2002. 187 с.

28. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. URL: http://eidos. ru/journal/2002/0423.htm

29. Цодикова Д. С. Ключевые компетенции менеджера ХХ века: практический курс. URL: http:/www.buk.irk.ru/chairs /management/programs/ zodikova.htm

30. Юрасюк Н. В. К вопросу о формировании правовой компетентности современного специалиста // Современные технологии в российской системе образования: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. (май 2008; Пенза). Пенза, 2008.

Нуриахметова Н. Р., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 15.09.2010.

N. R. Nuriakhmetova FORMATION OF LAW COMPETENCE OF TEACHERS IN RURAL SCHOOLS

The article offers a historical and pedagogical analysis to discover the notion of professional competence and its structure as well as studying features of developing teachers’ law competence in rural schools.

Key words: law competence, a module and competence model for education of future rural school teachers.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Riyevskaya, б0, Tomsk, Tomsk region, Russia, б340б1.

E-mail: [email protected]

В рамках компетентностного подхода возникает вопрос о множественности компетентносгей. их компонентов, типов и видов.

Е.В.Бондарева выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Профессиональная компетентность включает:

Правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распределительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию):

Функциональную компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности);

Социально-перцептивную компетентность (система знаний о типах
личности, восприятии и понимании человека человеком);

Коммуникативную компетентность (система знания содержания
различных форм межличностного общения, методов психологических
воздействий, особенностей их применения).

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

Компетентность в сфере гражданско-обшественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного


здоровья, семейного бытия и проч.);

Компетентность в сфере к\ льтурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) 119].

Интересной представляется систематизация видов компетентности человека, в которой А.К.Маркова выделяет значимые качества по каждому из них:

Специальная профессиональная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, как социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;


Личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.

В.В.Литвиненко выделяет «актуальную компетентность», определяемую как динамизм, мобильность профессиональной деятельности, готовность к новым условиям образовательной деятельности в условиях конкурентной борьбы.

Л.А.Першина различает профессиональную компетентность по

1

В статье рассматривается компетентностный подход в сфере образования. Отмечены идеи компетентностного подхода, разработанные Л.О. Филатовой. Анализированы понятия «компетенция» и «компетентность». Указывается на необходимость выделения в структуре профессиональной компетентности педагога правовой компоненты. Акцентируется внимание на понятии правовой компетенции, а также описывается процесс её формирования. Актуализируется необходимость выделения в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты. Правовая компетенция рассматривается в виде компоненты профессиональной подготовки специалиста, которая в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом. Анализируются требования к подготовке педагога профессионального обучения, установленные федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 1 октября 2015 года. Отмечено, что представление о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, содержании правового регулирования системы образования является принципиально важным аспектом компетентности современного педагога. Сделан вывод о том, что формирование правовой компетентности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной окраски и закрепление в правовых привычках, становящихся мотивом правомерного поведения.

компетентностный подход

компетенция

компетентность

правовая компетентность

профессиональное обучение

1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6070.

2. Приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 N 1085 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)" // Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 N 39534.

3. Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. - № 2. – 2012. - C. 24-28

4. Ишкильдина Г.Р. Правовая компетентность личности в период модернизации современного российского общества // Общероссийский научный и научно-практический юридический журнал. – 2012. - № 10 (53).

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управленческо-педагогическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 11-12. – С. 100-102.

6. Филатова Л. О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11.

7. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Введение. В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория, как «компетентность», а также обосновываются использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании.

Сегодня компетентностный подход в образовании противопоставляется знаниевому и деятельностному подходам к определению целей, результатов и соответственно стандартов высшего профессионального образования. В. Байденко, говоря о переходе от квалификационного к компетентностному подходу, в числе факторов, детерминирующих эту тенденцию, называет новые требования к выпускникам.

Компетентностный подход в образовании. Основные идеи компетентностного подхода были сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:

  • компетентность объединяет в себе знаниевую и деятельностную составляющую образования;
  • понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую;
  • оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;
  • компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
  • в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»);
  • компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;
  • компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.
  • понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности;
  • компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция - это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности;
  • компетенция описывает потенциал, который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения .

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения .

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В.Хуторской) .

Понятие правовой компетенции. В настоящее время сложились различные подходы к пониманию сущности и правовой компетентности. По мнению Н.И. Иголевича, под правовой компетентностью следует понимать совокупность социально-психологических характеристик, способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле. По мнению Каревой А.В., правовая компетенция является компонентом профессиональной подготовки специалиста, в качестве общей цели имеет формирование правовых знаний и умений как теоретической основы и компонента правовой компетенции специалиста в целом .

Правовая компетентность педагога представляет собой интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей . Правовая компетентность педагога существенно отличается от правовой компетентности специалистов других отраслей общественного производства, поскольку она:

  • предполагает знание правовых норм и опыт их реализации не только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;
  • обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в процессе регулирования образовательных отношений;
  • служит средством развития правовой культуры учащихся;
  • включает знание правового статуса ребёнка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);
  • является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе его профессиональной деятельности;
  • позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права педагога.

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ .

Требования к результатам освоения образовательной программы бакалавриата заключаются в том, что у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Требования к подготовке педагога профессионального обучения установлены федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 1 октября 2015 года . Он предусматривает профессиональные компетенции, относящиеся к:

  1. учебно-профессиональной деятельности :
  • способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);
  • способность развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2)
  • способность организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в СПО (ПК-3);
  • способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
  • способность анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
  • готовность к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
  • готовность к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);
  • готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-8);
  • готовность к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
  • готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);
  1. научно-исследовательской деятельности :
  • способность организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
  • готовность к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-12);
  • готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
  • готовность к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-14);
  1. образовательно-проектировочной деятельности :
  • способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);
  • способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);
  • способность проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-17);
  • способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);
  • готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);
  • готовность к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-20);
  • готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-21);
  • готовность к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-22);
  • готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-23);
  • организационно-технологическая деятельность:
  • способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
  • способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);
  • готовность к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);
  • готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-27);
  • готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-28);
  • готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);
  • готовность к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30).

Формирование правовых компетенций. Новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость выстраивать отношения между педагогом и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и интересов ребёнка делают необходимым выделение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты.

Следовательно, в процессе подготовки педагога профессионального обучения по профилю «Правоведение и правоохранительная деятельность» необходимо, наряду с перечисленными в ФГОСе профессиональными компетенциями, формировать дополнительные правовые компетенции. Представление о нормативно-правовом обеспечении учебного процесса, содержании правового регулирования системы образования является принципиально важным аспектом компетентности современного педагога .

Формирование правовой компетентности происходит в процессе освоения необходимых и систематизированных правовых знаний, которые являются наиболее важными её элементами. Приобретение правовых знаний представляет собой теоретико-познавательную деятельность, которая состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, умений, навыков правового характера - знаний о праве, правовых ценностях, принципах, нормах, умений и навыков получать, анализировать, использовать (применять) эти правовые знания в реальной жизнедеятельности, в профессиональной деятельности, а также в практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные знания должны перерасти в личное убеждение, в установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовые нормы, проявлять правовую активность .

Предусмотренные рабочим учебным планом по профилю подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность» юридические дисциплины позволят выделить блок дополнительных правовых компетенций. Правовые компетенции можно разделить на три группы: общеправовые, процессуально-правовые, отвечающие за совершение правовых действий и профессионально-правовые компетенции, позволяющие осуществлять разработку правовых актов.

Заключение. Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой подготовки педагогических кадров всех уровней. Правовая компетентность преподавателя определяется уровнем его правосознания и правовой активности. Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а также действий в соответствии с ними.

Формирование правовой компетентности состоит в переходе приобретенных правовых знаний в ценностные установки, превращение их во внутреннее убеждение, придание им положительной эмоциональной окраски и закрепление в правовых привычках, становящихся мотивом правомерного поведения.

Библиографическая ссылка

Колдина М.И., Сундеева М.О., Татаренко М.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18404 (дата обращения: 20.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Поделиться: