Порядок наложения административных наказаний. Правила и порядок наложения административного наказания Вопрос

Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться судьи, уполномоченные органы и их должностные лица при наложении административного наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство всех перед законом, справедливость и др.). Взыскание за административные преступления может применяться только к лицу, его совершившему.

Главой 4 КоАП РФ предусмотрены следующие общие правила назначения административного наказания:

  • 1) административное наказание за совершение административное правонарушение в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное преступление;
  • 2) при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного преступления, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  • 3) при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  • 4) назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
  • 5) никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Спор о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органами и должностными лицами, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Спор о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматривается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов Российской Федерации, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения.

Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Отметим, что назначение шести из восьми предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей.

К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • 1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • 2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • 3. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • 4. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • 5. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Большинство указанных обстоятельств могут быть учтены только в отношении физического лица. К юридическим лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

Наказания назначаются с учетом личности виновного, его материального положения, имущественного положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, в пределах, установленных законом.

Назначение наказания не освобождает лицо от исполнения обязанностей.

Смягчающие обстоятельства (открытый перечень):

  1. раскаяние лица;
  2. добровольное сообщение о совершенном правонарушении;
  3. предотвращение лицом вредных последствий, добровольное возмещение причиненного вреда;
  4. совершение правонарушений в состоянии сильного душевного волнения, либо при стечении тяжелых жизненных обстоятельств;
  5. совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Смягчающими могут быть признаны и другие обстоятельства (состояние здоровья, престарелый возраст и т.п).

Отягчающие обстоятельства (закрытый перечень):

1. продолжение противоправного действия, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его;

2. повторное (в течение 1 года) совершение однородного правонарушения;

3. вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4. совершение правонарушения группой лиц;

5. совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6. совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Состояние опьянения может признаваться отягчающим обстоятельством в зависимости от характера правонарушения.

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Указанные обстоятельства не учитываются как отягчающие, если указано в качестве квалифицирующего признака состава правонарушения (например, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения - в данном случае состояние опьянения – не отягчающее обстоятельство, а основной признак состава правонарушения).

Основные сроки.

Постановление об административном правонарушении должно быть вынесено не позднее двух месяцев с момента совершения, обнаружения правонарушения, прекращения или отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков административного правонарушения. Если дело рассматривается судьей – 3 месяца.

За особо значимые для государства правонарушения (налоговые, таможенные, антимонопольные), и если требуется проведения экспертиз (пожарная безопасность, телесные повреждения при ДТП) – 1 год.

Если правонарушение влечет дисквалификацию - срок 1 год.

Срок, по истечении которого лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности – 1 год с момента исполнения постановления о назначении наказания.



Возмещение ущерба и морального вреда.

В постановлении о назначении наказания может быть решен вопрос о возмещении материального ущерба, если дело рассматривается судьей, и если нет спора между сторонами. В других случаях дело рассматривается в гражданском процессе. Споры о моральном вреде рассматривается по правилам гражданского судопроизводства.

Обстоятельство, исключающие ответственность крайняя необходимость, т.е. формально в деянии есть все признаки состава правонарушения, но вред, причиненный правонарушением значительно меньше вреда предотвращенного, и устранить более значительный вред другими способами невозможно (например, водитель выехал на встречную полосу, чтобы не сбить пешехода – крайняя необходимость).

Обстоятельство, освобождающее от ответственности – малозначительность. В этом случае орган, рассматривающий дело, может ограничиться устным замечанием.

Обстоятельства, ограничивающее ответственность – признаки особого субъекта.

Дисциплинарная и материальная ответственность в государственном управлении.

Дисциплинарная ответственность в государственном управлении.

Дисциплинарная ответственность (по общему правилу) – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работников своих обязанностей перед работодателем.

Основание дисциплинарной ответственности – нарушение дисциплины, т.е. дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

Признаки дисциплинарной ответственности:

1) наступает в рамках определенного коллектива,

2) субъектом правоприменения является субъект дисциплинарной власти, а субъект ответственности находится в служебном подчинении;

3) дисциплинарные взыскания налагаются и действуют, пока гражданин находится в этом устойчивом коллективе;



4) большой объем моральных санкций (например, выговор).

Дисциплинарная ответственность в государственном управлении – наложение дисциплинарных взысканий субъектом дисциплинарной власти (руководителем государственного органа) на государственных служащих, совершивших дисциплинарные и иные проступки, и подчиненных по службе.

Основанием дисциплинарной ответственности государственных служащих является служебный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Система дисциплинарных взысканий зависит от вида государственной службы.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. освобождение от замещаемой должности (виновный включается в резерв для занятия иной должности на конкурсной основе);
  5. увольнение по основаниям:

Неоднократное неисполнение обязанностей;

Появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);

Хищение по службе;

Разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны;

Выделяют также основания увольнения для руководителей:

Принятие необоснованного решения, повлекшего утрату имущества;

Однократное грубое нарушение обязанностей.

1) Виновный гражданский служащий дает объяснение в письменной форме. В случае отказа составляется соответствующий акт.

2) Назначается проведение служебной проверки, учитываются все юридически значимые обстоятельства (степень вины, условия и др.).

3) Виновный гражданский служащий может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной проверки (не более чем на 1 месяц - максимальное время проверки) с сохранением денежного содержания в полном объеме.

4) Взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения, не считая времени отсутствия по уважительным причинам (отпуск, болезнь, уход за больным и т.п.).

4) Копия акта вручается виновному под расписку не позднее 5 дней.

5) Гражданский служащий вправе обжаловать акт о назначении наказания в комиссию по служебным спорам или в суд.

Если в течение 1 года с момента применения наказания гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Руководитель государственного органа вправе досрочно снять дисциплинарное взыскание

По собственной инициативе;

По ходатайству непосредственного руководителя виновного;

По письменному заявлению самого государственного гражданского служащего.

2. Дисциплинарная ответственность правоохранительных служащих (на примере МВД).

Виды дисциплинарных взысканий:

1. замечание;

2. выговор;

3. строгий выговор;

4. предупреждение о неполном служебном соответствии;

5. понижение в должности;

6. понижение в специальном звании на 1 ступень;

7. лишение нагрудного знака;

8. увольнение из органов внутренних дел.

Для учащихся учебных заведений МВД также установлены наряд вне очереди и отчисление из учебного заведения.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) взыскания объявляются приказами. При этом замечание, выговор и наряд вне очереди может быть объявлен устно;

2) истребуется у виновного письменное объяснение;

3) срок вынесения приказа – 10 суток;

4) наказание приводится в исполнение немедленно, но не позднее 1 месяца со дня вынесения приказа;

5) сведения о проступке заносятся в учетную карточку.

Досрочное снятие взыскания возможно в порядке поощрения.

Дисциплинарное взыскание считается снятым по истечению 1 года с момента наложения (а устное – по истечении 1 месяца), если не было совершено другого дисциплинарного проступка.

Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить, усилить взыскание, которое было наложено нижестоящим начальником.

Сотрудники милиции вправе обжаловать решение в вышестоящий орган (вплоть до МВД) или в особых случаях - в суд.

Особенности:

В органах внутренних дел создаются «суды чести», которые рассматривают дела:

1. о нарушениях служебной дисциплины;

2. о недобросовестном отношении к исполнению служебных обязанностей;

3. о совершенных правонарушениях работником милиции;

4. о недостойном поведении в свободное время.

«Суд чести» не рассматривает материалы, по которым назначены дисциплинарные взыскания.

«Суд чести», установив виновность, вправе объявить общественное порицание; возбудить ходатайство о лишении нагрудного знака, понижении в должности, понижении в звании, перемещении по службе, увольнении или отчислении.

«Суд чести» может ограничиться обсуждением.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Основания:

Дисциплинарный проступок – нарушение дисциплины, норм морали и воинской чести, общественного порядка.

Перечень дисциплинарных взысканий зависит от статуса военнослужащего:

Воинское звание;

Вид службы (по призыву или по контракту).

Виды дисциплинарных взысканий:

I. за простые дисциплинарные проступки применяются выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения, сокращение очередного отпуска, назначение наряда вне очереди.

II. за грубые проступки применяются лишение нагрудного знака отличия; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; понижение в воинском звании на 1 ступень; понижение в звании с переводом на низшую должность; досрочное увольнение в запас с военной службы (не применяется к военнослужащим по призыву и к высшим офицерам).

Также применяются следующие меры воздействия :

1. предупреждение;

2. замечание;

3. строгое указание на упущение по службе;

4. напоминание об обязанностях и воинском долге;

5. запрет ношения военной формы для лиц, состоящих в запасе или в отставке и совершившие проступки, порочащие воинскую честь;

6. военнослужащие могут быть отстранены от должности в случаях, не терпящих отлагательств.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий:

1) взыскания объявляются письменно (приказ) и устно (на совещании, перед строем);

2) сроки – не позднее 10 суток с момента обнаружения проступка (например, если военнослужащий был обнаружен в состоянии опьянения, то этот срок начинают отсчитывать с момента отрезвления);

Военнослужащие вправе обжаловать наказание в течение 10 дней с момента наложения взыскания.

Взыскание снимается через 1 год – срок, после которого лицо считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если не было совершено других проступков, а также досрочно в порядке поощрения.

Особенность: у военнослужащих существует товарищеские суды, которые рассматривают дела о поведении военнослужащих на службе, и во внеслужебное время.

Товарищеский суд может объявить:

Общественное порицание;

Возбудить ходатайство о применении соответствующей меры дисциплинарного взыскания.

При наложении административного наказания учитываются следующие обстоятельства:

1. Характер совершенного правонарушения, т.е. устанавливается его общественная значимость, степень общественной опасности, важность нарушенных правил и наличие вредных последствий правонарушения.

2. Личность правонарушителя, его общественную опасность, семейное, имущественное и должностное положение.

3. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его,

Повторность,

Вовлечение в правонарушение несовершеннолетнего,

Совершение правонарушения группой лиц,

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или чрезвычайного положения,

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Список отягчающих обстоятельств считается закрытым и может быть дополнен только законом.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность предусмотрены ст. 4.2 КоАП РФ, согласно которой обстоятельствами, смягчающими административную ответственность являются:

Чистосердечное раскаяние виновного,

Добровольное прекращение противоправного поведения,

Добровольное сообщение лицом о совершенном правонарушении,

Добровольное возмещение вреда, причиненного правонарушением,

Оказание лицом содействия в установлении обстоятельств правонарушения,

Предотвращение вредных последствий,

Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу предписания об устранении допущенного нарушения,

Совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств,

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним,

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Согласно закону перечень смягчающих обстоятельств является открытым, т.е. судья, орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении могут признать смягчающими обстоятельства, не предусмотренные законом.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ административное наказание налагается не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – не позднее 2-х месяцев со дня его обнаружения.А в случаях наложения административных наказаний судом не позднее 3 месяцев. За совершение отдельных правонарушений предусмотрены другие сроки давности, так за совершение налоговых, валютных правонарушений - 1 год, бюджетных - 2 года, коррупционных - 6 лет. В случаях отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела и привлечении виновного к административной ответственности вышеуказанные сроки, исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.



Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, подвергнутое административному наказанию, если в течение года после этого не совершил нового правонарушения, аналогичного предыдущему, считается не привлекавшимся к административной ответственности. В противном случае повторное совершение административного правонарушения рассматривается как отягчающее обстоятельство.

По общему правилу административное наказание налагается самостоятельно за каждое совершенное административное правонарушение, однако согласно ст. 4.4 КоАП РФ в случае, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание налагается в пределах санкции, установленной за наиболее значительное из совершенных правонарушений, при этом к основному наказанию может быть присоединено дополнительное, предусмотренное санкцией за любое из совершенных правонарушений. В качестве дополнительных наказаний могут применяться: конфискация орудием совершения или предмета административного правонарушения и административное выдворение за пределы РФ.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт заочного обучения

Кафедра правового обеспечения управления

Специальность: "Юриспруденция"

Форма обучения: заочная

по дисциплине "Административное право"

ТЕМА: Система и виды административных наказаний. Общие правила наложения административного наказания

Исполнитель:

студентка 2 курса (группа ЮР4-08/3) Т.А.Нейман

Москва 2010

Введение

1. Место административных наказаний среди мер административного принуждения

2. Виды и система административных наказаний

3. Общие правила назначения административного наказания

Заключение

Список источников

ВВЕДЕНИЕ

Органы внутренних дел являются основными органами административной юрисдикции. Ежегодно они привлекают к административной ответственности около 60 миллионов человек, что составляет 80 % от всех привлеченных к административной ответственности в стране. Административное правонарушение является самым массовым видом правонарушений. Ежегодно в Российской Федерации к административной ответственности привлекаются около 75 миллионов человек. реди мер административного принуждения выделяют наиболее важную группу принудительных мер, именуемых административными наказаниями.

Административное наказание - мера административной ответственности, предусмотренная нормами административного права и применяемая к лицам, совершившим административное правонарушение в целях их воспитания в духе соблюдения законов, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами. По своим целям, основаниям, порядку применения, а также характеру последствий административные наказания отличаются от других мер административного принуждения. Административное наказание - это форма государственного реагирования на правонарушение. Выражается в определенном наказании виновного лица. Основанием назначения административного наказания является административный проступок.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).


1. Место административных наказаний среди мер административного принуждения

Административное принуждение является одним из видов государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления, административно-принудительными средствами. Меры административного принуждения устанавливаются государством. Они широко используются в процессе исполнительной деятельности соответствующими государственными органами и их должностными лицами, служат результатом проявления государственно-властных полномочий.

Административное принуждение заключается во внешнем государственно-правовом, психологическом и физическом воздействие на сознание и поведение людей в форме лишений (ограничений) личного, организационного или имущественного характера. Административное принуждение - понятие широкое, родовое, а формы его конкретного проявления весьма различны, что обуславливается разнообразием обеспечиваемых с его помощью отношений, целями, основаниями применения, содержанием полномочий органов и должностных лиц, которые наделены правом использования административного принуждения, и другими обстоятельствами.

Административное принуждение призвано ограничивать поведение людей рамками закона, признавать таковое антиобщественными, возлагать на нарушителя обязанность загладить вину перед обществом исполнением принятых в соответствии с законом принудительных мер.

Основываясь на достижениях науки административного права, законодательных актах, анализе практики, меры административного принуждения можно классифицировать следующим образом:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административно-процессуального обеспечения;

4) административные наказания.

Каждая из указанных групп составляет самостоятельный вид административного принуждения, отличающийся от других по содержанию, целям, основаниям и порядку применения.

Административно-предупредительные меры. Они применяются в целях предупреждения правонарушений и опасностей, вызываемых чрезвычайными ситуациями. Носят предупредительный (профилактический) характер.

Угроза общественным и личным интересам причинением ущерба может возникнуть не только вследствие правонарушения, но и в результате действий стихийных сил природы, эпидемий, эпизоотий, действий психически больных лиц, бешеных животных и др. Государственные органы вынуждены прибегать в таких случаях к применению принудительных мер и в отношении лиц, не виновных в нарушении порядка или создании угрозы, ограничения их права и свободы.

В связи с этим в законодательных актах строго определяются основания и порядок применения административно-предупредительных мер, а также полномочия и ответственность государственных органов (должностных лиц), применяющих эти меры.

Применение административно-предупредительных мер для охраны общественного порядка, для обеспечения общественной жизни, и для обеспечения общественной безопасности, определено в Законе РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" в редакции от 31.03.99г. Оно может также базироваться на прямых предписаниях, содержащихся в нормативных актах центральных и местных органов государственной и исполнительной власти.

Так, в п. 22 ст. 11 Закона РФ "О милиции" работникам милиции предоставлено право временно ограничивать и запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, не допускать граждан на отдельные участки и объекты, а также обязывать их остаться на этих участках и объектах или покинуть их в целях защиты здоровья, жизни и имущества... Из этого видно, что административно-предупредительные меры применяются для защиты граждан и интересов общества. Для их применения не требуется нарушения правовой нормы, а необходимо наступление условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть наводнения, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и т. п. При наличии условий, предусмотренных гипотезой соответствующей правовой нормы, органы внутренних дел (милиция) на основе предоставленных им полномочий принимают решения о применении административно-предупредительных мер. Так, в ст. 11 п. 20 Закона РФ "О милиции" предписано по решению начальника органа милиции или его заместителя производить оцепление (блокирование) участков местности при возникновении (ликвидации) стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемии или эпизоотий...

Таким образом, основаниями для применения рассматриваемых мер являются не абстрактные умозрительные соображения, а реальные предположения о возможном правонарушении или объективно-противоправном деянии. На основании таких предложений и в соответствии с нормативными актами административно-предупредительные меры могут применяться и к лицам, совершившим правонарушения, в качестве мер индивидуальной профилактики.

В качестве таких мер могут быть: административный надзор за определенными в законе категориями лиц, освобожденными из мест лишения свободы, изъятие огнестрельного оружия у лиц, допустивших антиобщественные проступки, страдающих психическими заболеваниями.

Предупредительные меры к таким лицам применяются после совершения правонарушений с целью предупреждения с их стороны новых противоправных деяний и оказания на них необходимого воспитательного воздействия.

Предупредительные меры:

Проверка документов, и иные правомерные действия;

Контрольно-надзорные меры;

Досмотр вещей и личный досмотр (там же);

Административное задержание;

Введение карантина (при эпидемии, эпизоотии);

Прекращение движения;

Освидетельствование состояния здоровья лица и санитарного состояния предприятий;

Осмотр места хранения.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения ставят под непосредственную угрозу охраняемые правом объекты, причиняя им вред. Интересы защиты их требуют пресечения (прекращения) действий, нарушающих правовые предписания. С этой целью исполнительные органы и их должностные лица (представители власти) наделяются в законодательном порядке соответствующими полномочиями. Существует разнообразный диапазон мер пресечения, что обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения неправомерных посягательств на граждан, общественные и государственные интересы. Для обеспечения деятельности по пресечению преступлений и административных правонарушений милиция наделяется необходимыми полномочиями по применению мер административного пресечения, начиная от права требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Значение этих мер в системе административного принуждения, применяемых милицией, трудно переоценить, поскольку в процессе их применения пресекается общественно опасная деятельность (например, управление транспортным средством в состоянии опьянения, эксплуатация автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности дорожного движения, и т. п.) и наступление от нее вредных последствий. В отличие от административно-предупредительных мер основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная (реальная) опасность, угрожающая правоохраняемым объектам. Кроме этого меры административного пресечения в некоторых случаях служат и для ответственности (например, административное задержание, принудительное освидетельствование лиц для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств...).

Меры административного пресечения применяются в сочетании с другими мерами. Например, приостановление эксплуатации автомототранспорта, техническое состояние которого угрожает безопасности дорожного движения сочетается с составлением протокола об административном правонарушении для назначения штрафа на лиц, выпустивших неисправный транспорт на линию. Несмотря на разнообразие мер административного пресечения, суть их состоит в принудительном прекращении противоправных действий (проступков и преступлений), нарушающих установленный порядок.

Пресекающие меры:

Требования прекратить противоправные действия;

Непосредственное физическое воздействие;

Применение специальных средств;

Административное задержание лица;

Применение оружия;

Принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями опасными для окружающих;

Временное отстранение от работы инфекционных больных;

Запрет эксплуатации транспортных средств в технически неисправном состоянии;

Запрет или ограничения строительных ремонтных работ и иные меры.

Мера административно-процессуального обеспечения. Это группа принудительных мер применяется с обнаружением признаков правонарушения. Они реализуются в процессе правоохранительной деятельности милиции и других полномочных органов, которая включает осуществление контрольно-надзорных функций, выявление правонарушений, составление протоколов, личный досмотр, изъятие вещей и документов, т. е. совершение таких действий, которые необходимы для обеспечения своевременного объективного рассмотрения дел об административном правонарушении. Гл. 27 КоАП раскрывает содержание данной группы мер административного принуждения.

Административные наказания – это мера административной ответственности, применяемые к лицам виновным в совершении административных правонарушений.

Таким образом, административные наказания занимают особое место среди мер административного принуждения, определяемое его юридической природой.

2. Виды и система административных наказаний

В ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях дан перечень административных наказаний, различающихся по своему содержанию и характеру оказываемого ими воздействия, которое и составляют определенную систему. В законодательном порядке в настоящее время закреплены следующие виды административных наказаний:

Предупреждение;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

Административный арест и выдворение из пределов России иностранных граждан и лиц без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

Система административных наказаний – перечень различных по степени тяжести и другим показателям, видов административных наказаний.

Единство данной системы обусловлено тем, что все указанные наказания предназначены для борьбы с одними и теми же видами правонарушений - административными проступками - и имеют в конечном счете одни и те же цели.

Данная система содержит перечень наказаний, установленных законодательными актами Российской Федерации.

Рассматриваемая система позволяет обеспечить возможность дифференцированного применения к правонарушителям административных наказаний.

Она не только содержит перечень административных наказаний, но определяет их соотношения между собой как отдельных частей единой системы. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.

Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). Под основными понимаются наказания, которые могут применяться самостоятельно. Под дополнительными наказаниями, понимаются наказания, которые применяются вместе с основными. Административные наказания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим административным правом не предусмотрены. Возмездное изъятие, конфискация предмета и административное выдворение может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний, остальные - только в качестве основных.

3. Общие правила назначения административного наказания

В главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержатся общие правила назначения административных наказаний за административные проступки. В этой главе закреплены основные нормы материального права, которые вынесены за " скобки", то есть они являются обязательными при производстве по всем делам об административных правонарушениях. Отдельные общие правила назначения административного наказания содержатся в главе 1 КоАП.

К общим относятся правила:

Указывающие на то, что наказания за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормой, предусматривающей ответственность за противоправное виновное деяние, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и другими актами, предусматривающими ответственность за административные проступки. Если совершенное правонарушение не может быть квалифицировано как административное правонарушение, то это исключает применение мер административной ответственности (наказаний) (ст. 1.1; 1.3 КоАП).

В соответствии с законом полномочный орган или должностное лицо не вправе выйти за пределы, установленные с санкцией соответствующей нормы, которая, как правило, содержит указание на возможность применения различных наказаний.

Административное наказание налагается на основании законодательства, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.1 КоАП).

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

Требования индивидуализации и целесообразности административного наказания. При наложении наказания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ст.4.1 КоАП). Смысл этого законодательного положения состоит в том, чтобы на основе всесторонней оценки содеянного и личности виновного избрать в пределах санкции нормы, такое наказание, которое бы наиболее эффективно достигало цели наказания и его индивидуализацию.

Необходимо, прежде всего, учитывать характер и степень общественной опасности правонарушения. Закон использует термин характер правонарушения. Это обобщающая оценка содеянного, которая зависит от степени общественной опасности правонарушения, причиненного вреда охраняемым законом интересам. Более опасные административные правонарушения должны влечь и более суровые наказания. Поэтому органы и должностные лица обязаны применять наказания, соразмерные тяжести совершенного административного правонарушения. Это достигается путем выбора соответствующего наказания и его размера в рамках, предусмотренных санкцией нормы. При наложении наказания учитываются способ, время, место и иные обстоятельства совершенного правонарушения.

При наложении наказания следует учитывать обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, для смягчения или усиления наказания в пределах, предусмотренных санкцией нормы. В связи с этим должны учитываться:

а) обстоятельства, прежде всего относящиеся к характеристике лица (поведение в быту, отношение к труду, коллективу, государственному и общественному имуществу, к соблюдению общественного порядка, дисциплины, уровень его общей культуры, образование и т. п.);

б) его отношение к совершенному правонарушению - степень и форма вины. Умышленное правонарушение при всех прочих условиях должно влечь более суровое наказание (наказание), чем его неосторожное совершение (ст. 2.2 КоАП). Применение отдельных наказаний законодатель связывает с особой характеристикой виновного. Так, административный арест как наказание применяется в случаях, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя применение других наказаний будет признано недостаточным (см., например, ст. 3.9 КоАП РФ).

Полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела связано и с учетом имущественного положения нарушителя - размер заработной платы, наличие иждивенцев, жилищные условия и т. п.

При наложении наказания в рамках санкции нормы следует учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной (см. ст. 4.2. КоАП РФ); а также обстоятельства отягчающие ответственность: требование прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное наказание в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать данное обстоятельство отягчающим (ст. 4.3 КоАП РФ).

Индивидуализация вины данного наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности нарушителя, что связано с определением целесообразности назначения административного наказания. Это особенно важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Если же орган или должностное лицо при исследовании обстоятельств дела приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном размере (в рамках санкции), то при наличии установленных законом условий они вправе освободить нарушителя от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива или же ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Назначение административных наказаний при совершении нескольких административных правонарушений производится за каждое правонарушение в отдельности. При совершении нескольких правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ, орган или должностное лицо может назначить и основное и дополнительное наказание из санкции любой нормы в пределах максимальной.

Орган или должностное лицо при наложении наказаний по совокупности административных правонарушений должен прежде всего выяснить, является ли содеянное одним правонарушением или имеет место несколько самостоятельных административных проступков, за каждый из которых административное наказание налагается в отдельности. В тех случаях, когда дела о совершении нескольких правонарушений одновременно рассматриваются одним и тем же органом, наказание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение.

Более серьезным при этом признается правонарушение, за которое установлена более суровая мера административного наказания (более суровый вид наказания или больший размер одного и того же наказания).

Усиление ответственности за совокупность административных правонарушений законодатель допускает и путем присоединения к основному наказанию одного из дополнительных наказаний. При этом применяемое дополнительное наказание должно быть предусмотрено статьей об ответственности за совершение любого рассматриваемого правонарушения.

Сроки назначения административного наказания. Для обеспечения эффективного воздействия наказаний на лиц, совершивших административные правонарушения, важное значение имеет оперативность при их наложении. Поэтому законодатель установил общую норму (ст. 4.5 КоАП), согласно которой административное наказание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Длящимся признается такое правонарушение, которое непрерывно продолжается в течение определенного времени. Примером таких правонарушений являются: проживание без паспорта лицом, достигшим 16-летнего возраста, нарушение сроков регистрации огнестрельного оружия, транспортных средств и т. п. При длящихся правонарушениях двухмесячный срок исчисляется с момента установления факта такого нарушения компетентным органом.

В случае, если орган дознания, следователь или судья установят отсутствие основания к возбуждению уголовного дела, то при наличии в совершенном правонарушении признаков административного правонарушения они выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материала для рассмотрения в административном порядке (ст. 113 УПК РФ). Административное наказание в таком случае в соответствии с ч. 4 ст. 4.5 КоАП должно быть наложено полномочным органом не позднее одного месяца со дня его принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Если по факту нарушения было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого установлено отсутствие состава преступления, в связи с чем уголовное дело прекращено, но в нем наличествовали все признаки административного правонарушения - полномочный орган, которому был направлен такой материал, не позднее месячного срока со дня принятия решения о прекращении уголовного дела может применить административное наказание.

Установленные ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности не распространяются на случаи назначения наказаний за нарушение таможенных правил. В ст. 247 Таможенного кодекса РФ указано, что такие наказания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалифицированного аттестата на предприятия, учреждения и организации, а также на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, налагаются не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Наказания, предусмотренные пунктами 4-6 ст. 242 ТК РФ, налагаются независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил и независимо от того, являются они основными или дополнительными наказаниями.

Срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административному наказанию. Это срок давности для погашения административного наказания. При наложении административного наказания орган (должностное лицо) должно установить, подвергалось ли ранее данное лицо административному наказанию, так как повторное совершение однородного правонарушения, во-первых, является обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение, во-вторых, служит квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности и, в-третьих, может изменить природу самого правонарушения, переводя его в разряд преступления. Подвергнутым административному наказанию нарушитель считается с момента вынесения постановления по делу. В таком состоянии он находится в период исполнения наказания и еще в течение определенного срока, определенного в законе, после исполнения наказания. Для всех правонарушений он составляет один год со дня окончания исполнения наказания в соответствии с положениями ст. 4.6 КоАП, не с момента совершения правонарушения, а со дня окончания исполнения наказания.

Если в течение этого срока лицо не совершило нового административного правонарушения, то оно считается не подвергавшимся административному наказанию.

Совершение нового административного проступка прерывает течение срока давности для погашения наказания. В таком случае он начинает исчисляться с момента исполнения наказания, назначенного за вновь совершенный административный проступок.

Возложение обязанности возместить причиненный ущерб. Административное правонарушение может сопровождаться причинением гражданину, предприятию или организации имущественного ущерба. Имущественный ущерб, причиненный в результате противоправного деяния, правонарушитель может возместить добровольно, не дожидаясь обращения в суд, на который законодатель возложил право требовать возмещения имущественного ущерба как один из способов защиты гражданских прав. Наряду с этим гражданские права в случаях, предусмотренных законом, могут защищаться и в административном порядке.

В ст. 4.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях сельской, поселковой административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, судье, суду предоставлено право возложить на виновного обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный нарушением. Требование о возмещении ущерба может быть заявлено любым физическим или юридическим лицом. Орган, рассматривающий заявление о возмещении ущерба, должен установить причинную связь между административным правонарушением и имущественным ущербом, вину лица в его нанесении, размер ущерба, кому он нанесен и т.д.

Вопрос о возложении на виновное лицо обязанности возместить ущерб решается на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении одновременно с разрешением вопроса о виде и размере налагаемого наказания. Административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних, судья вправе решать вопрос о возмещении ущерба, если он не превышает 50 руб. т.е. 1/2 МРОТ независимо от наличия гражданско-правового спора между сторонами. Районный (городской) суд в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении может решить вопрос о возмещении ущерба независимо от его размера. В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Заключение

Таким образом, анализ правовой природы административных наказаний подтверждает нашу первоначальную посылку о том, что административное наказание является наиболее важным видом мер административного принуждения, отличающимся мерой насильственного воздействия, совокупностью признаков и характеристик, особым порядком назначения. Действующий кодекс и иные нормативные акты об административной ответственности хотя и устанавливают основные требования к содержанию и порядку назначения административного наказания, содержат отдельные недостатки и носят переходный характер.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.). Назначением административного наказания выражается официальное осуждение действий правонарушителя, и создаются различные неблагоприятные для него последствия - морального характера, денежного и имущественного порядка, обращенные на личность нарушителя или его имущество. Административные наказания являются основной и наиболее многочисленной группой мер воздействия на правонарушителей. Административные наказания налагаются в особом процессуальном порядке - в ходе производства по делам об административных правонарушениях.

По степени принуждения, карательного насильственного воздействия административные наказания стоят на втором месте после уголовных наказаний. Административные наказания налагаются как на физических, так и на юридических лиц.

Список использованных источников

1. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФА.М), 2001.

2. Административное право. Общая часть: Учебник./ Под ред. докт. юрид. наук, проф. В.А. Юсупов; канд. юрид. Наук, доц. В.Д. Симухина. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

3. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. И доп. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Сарат. Гос. Академия права", 2003.

4. Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: Норма,2004.

6. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2004.

7. Агопов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Статут, 2004.

8. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. - М.: Норма, 2005.

9. Административная ответственность: вопросы теории и практики. П/р Хаманевой Н.Ю. - М.: ИГП РАН, 2005

Общим правилам назначения административных наказаний посвящены нормы материально-правового характера, содержащиеся в главе 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В статьях этой главы определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при применении административных наказаний, не касаясь, однако, процессуальных правил порядка их назначения.

К общим правиламназначения административных наказаний, которыми обязаны руководствоваться все уполномоченные органы (должностные лица) Кодекс относит следующие:

1. законность применения наказания. Это значит, что административное наказание назначается только в отношении тех лиц, вина которых установлена и только в тех пределах, которые определены КоАП РФ или законом субъекта РФ, формулирующими конкретные составы административных правонарушений.

2. Учет объективного и субъективного критериев оценки правонарушения. Объективный заключается в учете характера совершенного правонарушения, причиненного вреда, его общественной опасности. Субъективный предполагает выяснение данных о личности виновного, его имущественного статуса, учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение.

3. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Так, например, в случае безбилетного проезда виновное лицо обязано помимо уплаты административного штрафа оплатить свой проезд.

4. Недопустимость вынесения по одному и тому же делу двух и более постановлений о назначении административного наказания.

5. При совершении лицом двух и более административных правонарушений (совокупность правонарушений), по каждому из которых не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

6. Следует знать, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В данном случае административное наказании назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении и которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении. Если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. В данном случае могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящихся правонарушениях – двух месяцев со дня его обнаружения. За отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, срок давности увеличен до одного года.

8. Срок погашения административного наказания – один год со дня фактического исполнения назначенного наказания.

9. Обязательность для правонарушителя в порядке гражданского судопроизводства возместить причиненный имущественный ущерб и моральный вред.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к ад­министративной ответственности должностных лиц, выполняю­щих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Индивидуализация административного наказания выражает­ся в том, что при его назначении учитывается характер правона­рушения, личность нарушителя, степень его вины, имуществен­ное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответ­ственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юри­дического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчаю­щие административную ответственность.

Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний.

Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции раз­мере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчаю­щие и отягчающие ответственность за административные право­нарушения.

Обстоятельствами, смягчающими административную от­ветственность, признаются:

1. раскаяние виновного;

2. предотвраще­ние виновным вредных последствий правонарушения;

3. доброволь­ное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

4. совер­шение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых лич­ных или семейных обстоятельств;

5. совершение правонарушения не­совершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имею­щей малолетнего ребенка.

При этом орган или должностное лицо, решающее дело об ад­министративном правонарушении, может признать смягчающи­ми и обстоятельства, не указанные в законе, например преклон­ный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту и т.д.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за ад­министративное правонарушение , признаются:

1. продолжение про­тивоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2. повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию;

3. вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения груп­пой лиц;

4. совершение правонарушения в условиях стихийного бед­ствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

5. совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от ха­рактера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующи­ми нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Перечень обстоятельств, отягчающих административную от­ветственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.

В качестве вывода по рассматриваемому вопросу подчеркнем, что наложение административного наказания есть акт государственного воздействия на правонарушителя и одновременно процедура, подчиняющаяся установленным правилам, целью которой выступает определение вида и пределов ограничений, которые будет претерпевать нарушитель. Принятие решения о наложении административного наказания юрисдикционным органом - это ответственный и сложный шаг, при реализации которого необходимо:

* во-первых, достичь цели наказания, что может быть осуществлено лишь при правильном выборе конкретного и наиболее эффективного вида административного наказания;

* во-вторых, соблюсти принципы административного наказания (законность, целесообразность).

Заключение

Административные наказания оказывают значительное влия­ние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреж­дению преступлений. Вместе с тем для более успешного противодействия правонарушениям необходимо знать, насколько результативны эти наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей, ибо без достоверных данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать прак­тику их применения, совершенствовать законодательство об адми­нистративной ответственности.

Группировку конкретных условий эффективности админи­стративных наказаний можно провести по двум направлениям:

во-первых, условия эффективности, связанные с действующим за­конодательством, и, во-вторых, условия эффективности, связан­ные с применением административных санкций.

К первой группе относятся два условия:

1) наличие системати­зированного и стабильного законодательства, регулирующего ад­министративную ответственность;

2) информированность субъек­тов права о существующих правовых запретах и санкциях, уста­новленных за их нарушение.

Вторая группа включает следующие условия эффективности административных наказаний:

1) оперативность производства по делам об административных правонарушениях;

2) воспитательное воздействие на нарушителя процедуры рассмотрения дела и вынесения постановления о при­менении административного наказания;

3) реальность исполнения санкций;

4) стабильность административной практики;

5) за­конность и справедливость примененных санкций;

6) сочетание административного наказания с иными методами воздействия;

7) информированность субъектов права о применении админи­стративных санкций;


Похожая информация.


Поделиться: