Научное исследование. Что такое исследование

Что такое исследование? Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира. Наука – это особая форма познания окружающего мира, в результате которой возникает научное знание. Признаки научного знания: объективность доказательность логичность проверяемость


Что значит «объективность»? Объективность – независимость фактов и выводов от сознания автора исследования, а также от сознания других людей. Научное знание невозможно игнорировать, с ним невозможно не считаться, его невозможно отвергать. Научное значение может быть опровергнуто только в результате научного исследования и появления нового объективного знания.


Что значит «доказательность»? Любое научное утверждение должно быть доказано. Доказательствами могут служить: результаты наблюдений; результаты экспериментов; результаты расчетов и вычислений Научное утверждение обязательно должно быть проверено и подтверждено на практике. До получения доказательств любое знание – всего лишь предположение.


Что значит «логичность»? Любое научное утверждение должно быть согласовано с ранее сформулированными научными утверждениями. Новая закономерность, новое утверждение либо включает ранее сформулированные закономерности как частные случаи, либо объясняет причины ошибок, содержащихся в ранее сформулированных закономерностях.


Что значит «проверяемость»? Любое объективное, доказанное и логичное научное утверждение может быть проверено на практике. Для данного научного утверждения обязательно должен существовать способ проверки на практике. Результатом проверки может стать как подтверждение данного утверждения, так и его опровержение. Если такого способа проверки не существует, то утверждение научным не является.


Принцип честности В любом научном утверждении есть слабые места. Наличие слабых мест – результат того, что в любом исследовании нельзя «объять необъятное». Научное утверждение должно указывать на наличие слабых мест или проблем, которые еще ждут своего исследования.


«Бритва Оккама» При объяснении какого-либо факта или явления следует сначала выбирать наиболее вероятные с точки зрения практического опыта причины. Не следует искать сложных и маловероятных объяснений и причин, если есть более простые и более вероятные объяснения и причины. Сложные и маловероятные объяснения и причины следует «отрезать» как бритвой. Автор данного принципа философ Уильям Оккам ().


С чего начинается исследование? Любое исследование начинается с определения: объекта исследования – процесса или явления окружающего мира, неизвестного или с неизвестными свойствами, и потому интересное для исследователя; предмета исследования – неизвестного свойства объекта исследования и потому интересное для исследователя. Исследование не может не иметь объекта. Исследование не может быть беспредметным.


Проблемные вопросы Интерес к объекту и предмету исследования неизбежно порождает вопросы: «Что это?» Вопрос возникает при обнаружении чего-то совершенно нового или неизвестного; «Почему так?» Вопрос возникает при отсутствии явных причин процесса или явления; «Так ли это?» Вопрос возникает при наличии сомнений в объяснении процесса или явления «Может ли быть иначе?» Вопрос возникает при наличии предположений о другом варианте развития процесса или существования явления.


Что такое «проблема»? Наличие вопросов указывает на наличие проблемы. Проблема – это: задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью; противоречие между необходимостью узнать что- либо и отсутствием знания в данный момент. Если проблема не определена, то проводить исследование бессмысленно. Если проблема определена, то можно выдвигать гипотезу.


Что такое «гипотеза»? Гипотеза – это предположение, которое требует доказательства. Гипотеза должна: опираться на факты; проверяться опытным путем; совмещаться с другими научными знаниями в данной области; объяснять факты, ставшие предметом исследования быть простой и очевидной, не ссылаться на непонятное и недостоверное


Какова цель исследования? Целью исследования является доказательство гипотезы. Гипотезу необходимо доказывать для того, чтобы разрешить проблему и ответить на вопросы, послужившие причиной проведения исследования. Результатом доказательства гипотезы является объяснение причин, свойств или условий существования предмета исследования. Объяснение имеет признаки теории исследуемого предмета.


Что такое теория? Теория – это научное знание о предмете исследования. Признаки теории: результат размышлений над предметом; система достоверных знаний о предмете; описывает и объясняет предмет; опирается на доказательства Чтобы дать теоретическое объяснение предмета необходимо применить специальные методы исследования.


Что такое методы исследования? Метод исследования – это способ изучения предмета для доказательства гипотезы. Основными методами исследования являются: наблюдение – целенаправленное изучение предмета в его естественной обстановке счет и измерение – определение количественных характеристик предмета или сравнение их с эталоном описание – фиксация признаков предмета, полученных в результате наблюдений или измерений сравнение – сопоставление предмета с другими предметами эксперимент – изучение свойств предмета в искусственно созданной обстановке моделирование – изучение предмета с помощью его искусственных заменителей - моделей



Хороший продукт начинается с глубокого понимания его пользователей. Мы хотим не только знать возраст и пол людей, которые будут пользоваться нашим продуктом, а еще и как они думают, что чувствуют, с какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни. Исследования пользователей помогают получить эту информацию. Сегодня поговорим подробнее о том, что это такое и какую пользу они приносят дизайнеру в работе.

Исследования пользователей делятся на две большие категории: количественные и качественные. Исследования, которые носят качественный характер, основываются на прямом наблюдении и общении с пользователем. В таком случае дизайнер приглядывается к каждому конкретному случаю, анализирует поведение каждого конкретного человека. Количественные же исследования собирают данные о пользователях косвенно, анализируя большое количество данных. С помощью этого метода дизайнер пытается найти общие паттерны в поведении группы людей. Оба способа важны и дополняют друг друга, поэтому важно выбрать правильный тип исследования в зависимости от нужд проекта.

Количественные исследования

Количественные исследования подходят для двух целей: сегментировать аудиторию для последующего более подробного анализа потребностей или собрать данные о том, как пользователи используют уже существующий продукт. В этом случае мы воссоздаем их путь на сайте или в приложении и анализируем конверсию, поведенческую статистику и т.д.

Типы количественных исследований

1. Опросники с закрытыми и полуоткрытыми вопросами. Используются в частности, когда нужно быстро опросить большое количество людей, чтобы сегментировать аудиторию для более подробного анализа каждого сегмента.

Опросник помогает увидеть общие тенденции.

Например, с помощью опросника по чтению можно вдруг определить, что молодые люди 18–23 лет чаще скачивают книги, чем покупают. Такой метод еще не дает объяснения, ПОЧЕМУ они так делают, а только помогает строить гипотезы для дальнейшего изучения: может, молодые люди не покупают, а скачивают, потому что еще учатся; книги нужны, а бюджета для покупки нет.

2. Поведенческая статистика . Здесь мы анализируем, как себя человек ведет при использовании нашего продукта: например, на какие поля наводит мышкой, на какие кнопки кликает. Сюда относятся тепловые карты, a/b тестирования и другие.

Качественные исследования

Качественные исследования помогают ответить на вопрос «Почему?». Почему человек ведет себя так, а не иначе? Что его мотивирует? Причем, эти почему могут быть разных типов.

Пример: страховая компания сделала анализ клиентов и поняла, что среди них почти нет категории людей 25–35 лет - платежеспособной и малоболеющей. И тогда начинаем анализировать «А почему их нет?» «А почему они не оформляют страховку и как сделать, чтобы их привлечь?» или «А почему они застрахованы у конкурентов, а не у нас».

Лично мне качественные исследования нравятся больше, потому что в таком случае больше взаимодействуешь с человеком, можешь прямо следить за его поведением.

Типы качественных исследований

Качественные исследования тоже бывают нескольких видов, сегодня рассмотрим четыре:

Shadowing (наблюдение).

В этом случае мы обычно просто наблюдаем за поведением человека в контексте использования продукта и не задаем вопросов, хотя иногда можно делать и наблюдение смешанного типа, то есть расспрашивая.

Пример : сделали новую систему приема багажа в аэропорту: пользователь регистрируется и сдает чемоданы не на стойке, как обычно, а у автомата. А мы наблюдаем, в какой руке он держит чемодан, заняты ли руки, удобно ли ему подставлять паспорт под сканер. Наблюдения записываем.

Shadowing - исследователь наблюдает за пользователем во время выполнения его повседневных задач

Глубинное интервью

Еще один действенный метод, чтобы получить много полезной информации для будущего продукта - провести развернутое интервью с каждым сегментом пользователей отдельно. Идти на такие интервью стоит подготовленным: до сессии составить список примерных (открытых!) вопросов и на первых сессиях оттачивать их и отбрасывать ненужные. Обычно после интервью с 5–7 человек из одного сегмента можно получить 80% инсайтов.

Глубинное интервью с пользователем. В комнате может быть два интервьюера - один общается с пользователем, а второй записывает его ответы.

Фотожурнал .

Пользователь фотографирует свой день/неделю и попутно описывает то, что он делает, сколько у него это занимает времени, что ему сложно делать на этом этапе и какие моменты ему бы хотелось улучшить. Цель этого метода - выяснить, с какими проблемами сталкивается пользователь в течение дня, чтобы понять, в каком направлении думать над продуктом.

Фокус-группы .

Тут несколько потенциальных пользователей собираются вместе и обсуждают какой-то продукт или тему. А мы во время их разговора задаем вопросы и пытаемся понять шаблон поведения людей в группе: то, как они взаимодействуют между собой или с продуктом.

Фокус-группа

Какой метод исследования выбрать?

Перед выбором метода важно понять цель исследования. Нужна сегментация и общий анализ аудитории - выбираем количественный метод, нужно глубокое понимание мыслей, действий, чувств и проблем пользователей - выбираем качественный.

Как применять исследование пользователей уже сейчас?

В следующий раз, перед началом работы над новой задачей, найдите день и поговорите с пользователями продукта. Спросите про их задачи и проблемы, запишите это и положите на видное место. Используйте эту информацию во время генерации идей и создания прототипов.

Как только прототип готов - 

Статью мне помогла написать Тая Штоль . Она записала на диктофон мой рассказ об исследованиях пользователей, написала план статьи и текст, который мы вместе отредактировали. Результатом очень довольны:)

*******************************************************************

Есть чем дополнить материал? Пишите на почту: [email protected] или добавляйтесь в

Исследование

Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо .

Исследования составляют путь научного познания природы через опыт и составляют основу научной методологии .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Исследование" в других словарях:

    См. книга... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исследование изучение, поиски, анализ, освидетельствование, обследование, осмотр, изыскание, разыскание, зондирование,… … Словарь синонимов

    исследование - Исследование, у этого слова есть два разных значения, в которых оно ведет себя по разному. Если речь идет о научном изучении какого либо предмета, то мы говорим: исследование грунтов или исследование атмосферы. Если же мы используем… … Словарь ошибок русского языка

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Методы исследования, как они есть обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:

Это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

Это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.

Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, направленные на получение новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах.

Характеристика основных элементов исследования: цель исследования; актуальность исследования; объект и предмет исследования; гипотеза исследования; задачи исследования; методы исследования.

Прежде всего, необходимо начать с первоначального этапа научно-педагогического исследования, с теоретической эрудиции и подготовки исследователя. Что знает и чем владеет тот или иной исследователь – это сугубо индивидуальная вещь при всей всеобщности получаемого образования в образовательных учреждениях.

Объект и предмет научно-педагогического исследования. Объект научно-педагогического исследования – это часть объективной действительности, которая становится элементом практической и теоретической деятельности человека на данном этапе. Предмет – это соответствующие свойства и отношения объекта в научном исследовании, которые входят в состав процесса практической деятельности

Выбор методов проводится с учетом особенности задач, поставленных педагогом, так как и методологическая позиция и задачи у исследователей разные, значит, и здесь возможно многообразие..

Эмпирические и теоретические методы исследования характеризуют соответственно эмпирический и теоретический этапы педагогического научного исследования. К эмпирическим методам относятся наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, интервьюирование, анализ содержания документов, изучение школьной документации, методы измерений, статистический анализ, социометрические методы (более подробно данные методы будут рассматриваться в следующей лекции).

Таким образом, разнообразие эмпирического материала, многообразие определяемых эмпирических критериев для изучения и разнообразие при творческом формировании способа и средств – все это указывает на наличие разнообразного содержания, которое получается эмпирическими методами.


Теоретические методы, суть которых состоит в том, чтобы определить систему эмпирического и обобщенного материала с точки зрения определенного научного взгляда, т. е. необходимо оформить весь полученный разнообразный эмпирический материал теоретическими методами в единую систему педагогических знаний.

Индукция. Такой метод, при котором происходит систематизация научных знаний, полученных в результате опытных практических действий.

Дедукция. Такой метод исследования, при котором выделяется определение одного главного положения из существующих нескольких положений.

Методом формализации является некое определение общей формы явлений, отличных по содержанию от научного знания. Метод формализации дает возможность сформировать формальную структуру теории, которая по своему значению уже предполагает множественность содержания научного исследования.

Сравнительно-исторический метод представляет собой способ сравнения исторических формаций и явлений в результате исторического развития. Используя данный метод, следует обращать внимание на диалектическое единство логического и исторического принципов.

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения. Гипотеза должна естественно возникать в процессе исследования, это может быть предположение, которое истинно лишь частично. Ознакомление с диссертациями показывает, что гипотеза строится на точном знании конечных результатов и потому теряет свой смысл.

Поделиться: