Политический строй византии. Государственный строй в византии
Византийское государство сформировалось в конце четвёртого века нашей эры в результате отделения части Римской империи (её восточной части). Византия просуществовала более тысячи лет. Развитие этого государства отличалось самобытностью и прошло несколько самостоятельных этапов.
Первый этап (четвёртый - середина седьмого века) являлся периодом распада рабовладельческого строя, а также зарождения в недрах общества Византии элементов раннефеодальных отношений. Государство данной эпохи представляло собою централизованную монархию с отлично развитым военно-бюрократическим аппаратом, однако, с ограничениями (пусть и не большими) императорской власти.
Второй этап (конец седьмого – конец двенадцатого веков) – временной период формирования феодального порядка. Именно в данную эпоху Византия приобретает законченные формы неограниченной монархии, которая была отличной от монархий феодального Запада и деспотических Восточных монархий. В данный период власть императора в Византии достигла наивысшего уровня.
Третий этап (тринадцатый-пятнадцатый века). В данный период происходит углубление политического кризиса в византийском обществе, который был вызван усилением феодализации в условиях усиления турецкой военной агрессии. Эта эпоха характеризуется резким ослаблением авторитета византийского государства, а также его фактическим распадом, которое привело его в пятнадцатом веке к полной гибели.
Византийское право представляло собою уникальное для средневековой Европы явление. Оно характеризовалось высокой степенью внутренней цельности, стабильности и способностью приспосабливания к постоянно изменяющимся политическим и социально-экономическим условиям.
В ранний период развития Византии была сложена своеобразная правовая система, выросшая непосредственно из римского права, однако испытавшая на себе влияние специфических переломных отношений в обществе, которое в данном государстве отличалось большой этнической и социальной простотой.
Под влиянием местных условий и времени римские правовые институты начали эволюционировать, однако принципиальные базисы правовой культуры и римского права не подвергались радикальным изменениям и не были тем самым подорваны.
В качестве основного источника права было императорское законодательство, а первым официальным сводом законов являлся Кодекс императора.
Как и развитие феодальных отношений в Византии, особенностями в данном случае обладает и государственный строй Византийской империи. Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей . Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. При этом, как правило, наследник престола назначался соправителем еще при жизни императора и присваивался титул «цезаря». Императорская власть в Византии была почитаема. Она опиралась на огромный, строго централизованный аппарат управления , который возглавляется:
- с одной стороны сенатом (ему принадлежит традиционное (чаще номинальное) право избрания на трон, заведывание внешней политикой и др.);
- с другой – Государственным советом (обсуждал законопроекты, восходившие к нему дела по управлению империей и т. д. Его решения нуждались в санкции императора).
Рассматривая государственный аппарат Византийской империи, отметим, что к высшим ведомствам империи принадлежали министерства:
- внутренних дел (полиции);
- иностранных дел;
- военное;
- финансовое и др.
Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Отметим, что с VII в. местное управление Византийской империи характеризуется соединением военной и гражданской власти в руках генерал-губернаторов («стратигов»). Правительство желало видеть их сильными и в то же время пугалось связанных с этим опасностей, поэтому велась политика, направленная на раздробление провинций, уменьшение их территории . Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками. В Византии было сильно развито налогообложение:
- поземельная подать, которую налогоплательщик доставлял своими средствами, в виде зерна и пр.;
- подушная подать;
- подать с жилищ;
- налог на париков;
- принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей;
- принудительная продажа скота и зерна по пониженным ценам;
- поставки продовольствия в крепости;
- принудительное участие в строительстве мостов, дорог и т. д.
Как и в других странах Европы, в Византии в период абсолютной монархии имел место быть всеобъемлющий произвол, который приводил к потокам крови – она проливалась во исполнение той или иной политики империи:
- при императоре Фоке (602–610 гг.) было казнено множество невинных людей;
- императору Андронику (XIII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных и всех их родственников. Применение этой меры объяснялось государственным интересом и велением бога.
Подводя итог, скажем, что сохранение сильной императорской власти в течение всей феодальной истории Византии объясняется следующими причинами:
- наличием многих крупных городских центров;
- потребность в экономической связи между областями и провинциями;
- особой остротой классовой борьбы, которая продиктована единением интересов крестьянской массы провинций и многочисленного городского плебса, что привело к союзу между ними;
- постоянная внешнеполитическая опасность, дополняемой необходимостью эффективного подавления подвластных империи народов.
В поддержку сильной центральной власти выступает в Византии церковь.
Началом Восточной Римской империи можно считать 330г., когда римский император Константин перенес свою столицу из Рима в Византий, незначитНачалом Восточной Римской империи можно
считать 330г., когда римский император
Константин перенес свою столицу из Рима в
Византий, незначительный город древней
босфорской колонии, который позже назвал
своим именем. Официальное разделение
империи на Западную и Восточную произвел
уже император Феодосий, в 395г.
Выделяют три этапа византийской государственности:
IV – VII вв. – позднеантичная (раннефеодальная)централизованная монархия.
VIII – XII вв. – феодальное государство с сильной
церковной властью в форме абсолютной монархии.
XIII – XV вв. – кризис Восточной Римской империи.
Общественный строй
Для Византии характерна оченьмедленная феодализация
До 11-12вв. существовали рабы. Они составляли
низшее сословие социальной иерархии, не
обладая правосубъектностью.
Немного выше рабов находились византийские крестьяне, податное сословие которое было весьма неоднородным. Крестьяне делились на:
Колоны – земельные арендаторы по срочным контрактам 1гоэтапа византийской государственности, которые могли быть
как лично свободными так и приписанными к земле.
Элевтеры – были формально свободными крестьянами
общинниками, однако в последствии вынужденно заполняли
прекарные грамоты и становились крепостными.
Апорты – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в
аренду своей земли более зажиточным соседям по общине.
Мортиты – брали землю в аренду, выплачивая арендодателю
«десятину» с вырощенного уражая.
Парики – крепостные крестьяне, которых относили к
казенным или частным в зависимости от принадлежности
тому либо иному господину.Примерно на одном социальном уровне с крестьянами
находился городской плебс, который не обладал полной
правосубъектностью в отличии от знатных и почетных
горожан – судовладельцев, торговцев-ростовщиков,
обладавших почетными званиями, привилегиями,
ставившими их в ряд с высшими сословиями.
Привилегированные слои общества включали в себя:
Куриалы – сборщики налогов в Византии,члены городских курий – совета
византийских городов.
Динаты – «могущественные», обладали
полным «налоговым иммунитетом». Также
не несли никаких трудовых повинностей в
пользу государства.
Высшее сословие Византии включало в себя:
Духовенство – не платило никаких налогов в казну, и этоделало привилегии церкви весьма ощутимыми
Сенаторы – подразделялись на 18 разрядов. Каждый из
этих разрядов относился к категории крупных
землевладельцев, пользовавшихся полной
имущественной правосубъектностью и свободных от
налогообложения. Сенаторы имели свои военные
отряды, свою систему штрафов по отношению к
крепостным и параллельно замещали высшие
государственные должности, составляя оплот
византийской бюрократии.
Государственный строй
Во главе Восточной Римской империи на всех этапах ееразвития находился император.
На первом этапе император формально избирался
«сенатом, армией и народом Византии», на
следующем этапе он был вправе выбирать себе
«соправителя-приемника», а с IX в. в Византии
формируется наследственно легитимная монархия,
где
император
уже
является
василевсом
(автократом)Из 107 византийских самодержавцев только 42
умерли своей смертью или отреклись от
престола.В V – VI вв. сенат по западноримской традиции
еще играл важную роль в государстве (жители
Византии называли себя римлянами, хотя
официальным языком был греческий).
Впоследствии на смену сената приходит синклит
(совет) при василевсе, куда входят высшие
государственные чиновники:
Такие как:
Квестор – возглавлял синклит и выполнялфункции министра юстиций.
Префект столицы – управляющий
Константинополем.
Два префекта претория – один из которых
управлял восточной частью империи, а
другой – Балканами, и др.На всех этапах для Византии характерно наличие
огромного бюрократического аппарата,
строгой иерархии: чиновники разделены на
ранги (в 10в. было 60 рангов)
Существовало около 60 государственных
министерств – секретов.
Для бюрократического аппарата Византии была
характерна развитая система коррупции.Местное управление не было неизменным. В IV – VII вв. в
Византии сохранялась позднеримская административнотерриториальная система, когда во главе двух префектур
стояли префекты, входившие по должности в синклит.
Префектуры подразделялись на диоцезы, которых
насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы
подразделялись на 50 с лишним провинций во главе с
начальником провинции, а самым низшим звеном были
округа, также возглавляемые окружной администрацией.
Главы всех рангов сочетали в своих полномочиях судебную
власть, но были отделены от власти военной.В VII в. в связи с необходимостью защиты государства от
арабов прежняя система управления уступила место
фемному строю (фема – военно-административный
округ), главой фемы был стратиг, который был
наделен всеми властными полномочиями, включая
судебные и военные.
В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.
Высшая судебная власть принадлежала императору. В силу своих верховныхполномочий, он мог принять к своему рассмотрению (не обязательно
личному, а проводившемуся в Государственном Совете) любое дело как
гражданской, так и церковной юрисдикции. Со временем установились
узаконенные ограничения поводов обращения к императорскому суду.
Здесь разбирались дела, представленные в порядке обращения
должностного лица высшей или провинциальной администрации,
оказавшегося в затруднении при решении дела из-за нехватки или
противоречий в законах. Здесь принимались апелляции на важнейшие
дела. Наконец, император принимал к собственному рассмотрению дела
лиц высших сословий в порядке особой их привилегии - общесословной
или даже персональной (такая практика прекратилась только в конце XI в.).Церковные суды были строго централизованны: суду
патриарха Константинополя подчинялись суды
митрополитов. Ниже находились суды архиепископов,
еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась
к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в
брачно-семейной сфере. Также в сферу деятельности
попадали все дела с участием духовенства.
В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора, который долгое время называли Новым Римом, а затем Константинополем.
В IV–VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Образовавшиеся в Западной Европе варварские королевства (вплоть до возникновения империи Карла Великого) признавали верховную власть византийского императора.
Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Многие черты поздней Римской империи присутствовали в государственной системе Византии. Государственное управление было централизованным и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.
Император (василевс ) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Фактически она ограничивалась такими органами, как сенат и государственный совет (консисторий ). Власть василевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.
Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. В то же время церковь в значительной степени зависела от государства, от государственных императорских пожалований.
В противовес теории восточной деспотии византийская политическая мысль, следуя античной традиции, выработала идею гражданского общества как политического сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни.
Греческая идея таксиса (идеального общественного порядка) была воспринята в Византии в качестве идеи государства как иерархически построенного объединения всех его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве как наиболее приближенном к небесному идеалу образце. Жесткий иерархический порядок, во главе которого стоит император, земной отец своих подданных, предусматривает соответствующее место каждому согласно его положению и заслугам. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место и положение в государственной иерархии.
В VII–VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы ), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы были подчинены стратигу, и постепенно из военачальника он стал верховным правителем провинции, подчинявшимся только императору. Термин «фема » стал аналогом понятия «провинция».
Для усиления контроля над ведомствами в начале VIII в. Была введена должность сакеллария - чиновника с широкими контрольными полномочиями.
В ходе сложной борьбы в VIII в. императорам удалось подчинить своей власти церковную иерархию. Важной их задачей было удержание в повиновении провинций-фем.
С развитием феодальных отношений в XI–XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам » («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками ) этих земель.
В X–XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.
С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожалование (пронии ) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.
При Льве VI (конец IX - начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуру государственной бюрократии. Однако этим не удалось преодолеть засилья временщиков и коррупции в среде византийского чиновничества.
В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были разделены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.
Захваченные «латинянами» земли империи раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зависимых крестьян налагались повинности и разного рода сборы. Многие земли передавались прибывающим с Запада колонистам.
Греческие налоговые чиновники (потарии ), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.
При этом сохранялись византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и сохранять их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.
Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства - Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.
Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».
При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.
Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.
Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.
Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.