Мчс передадут в министерство обороны. Ведомство избавляется от наследия прежнего руководства

При планировании реформирования в отношении Министерства Чрезвычайных Ситуаций в обязательном порядке должны быть учтены интересы общества. Сокращение штата и прочие нововведения не должны влиять на эффективность работы этого крайне важного ведомства. Задачи должны выполняться в полном объеме, поэтому снижение числа сотрудников должно проводиться крайне грамотно. Реорганизация МЧС России в 2017 году учитывает все нюансы

Ведомство ставит перед собой задачи финансирования подразделений, в число которых входят высшие учебные заведения и кризисный центр. Также ведомство планирует решать проблему укомплектования подразделений пожаротушения. Из-за недостаточности бюджетных средств может произойти сокращение программ или изыскание средств из финансирования других проектов.

В 2016 году уже начались мероприятия по сокращению числа сотрудников ведомства. Было сокращен штат руководящего состава. В 2017 году эта тенденция продолжится. Будет проведено снижение числа сотрудников надзорных подразделений на 10%, а также на 15% — гражданских сотрудников.

По мнению главы МЧС, министра Пучкова Владимира Андреевича, сокращение штата проводится таким образом, что его следствием не станет снижение эффективности работы ведомства. Сократятся затраты на вспомогательные подразделения, укрепится структура главных подразделений. Будет проведен перевод части сотрудников на гражданские посты. Благодаря этим мероприятиям оптимизируются расходы и будут сэкономлены средства, часть из которых будет использована для повышения заработной платы сотрудникам ведомства. Поэтому новости МЧС России по сокращению штатов в 2017 году имеют не такой негативный оттенок, как этого можно было ожидать.

Планируемые перемены

Реформирование МЧС России в 2017 году предполагает масштабное снижение численности сотрудников. Сокращение штата планируется с целью оптимизации работы подразделений ведомства. При этом реорганизация МЧС в 2017 году будет иметь два направления:

  1. Сокращение числа сотрудников руководящего состава. Плановые сокращения позволят укрепить основные подразделения.
  2. Замена военных должностей гражданскими. Такое направление реформирования будет организовано в ряде подведомственных учреждений, в первую очередь технических и медицинских. При этом источник финансирования для выплаты заработной платы сотрудникам этих учреждений будет отличаться от источника заработной платы для сотрудников боевых частей.

Стоит отметить, что реорганизация не коснется боевых подразделений ведомства. Относительно них планируется усиление технической и финансовой поддержки. Глава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий высказал мнение, что линейные перемены не приносят должного эффекта, поэтому целесообразно проводить именно структурную реорганизацию.

Выплата пенсий

Что касается выплаты пенсий, то здесь радикальных перемен не намечается. Для назначения пенсионных выплат бывшим сотрудникам Министерства Чрезвычайных Ситуаций требуется:

  • срок работы в структурах ведомства не меньше 20 лет;
  • срок работы в структурах ведомства 12,5 лет, если есть 25-летний рабочий стаж на гражданских специальностях.

При этом нужно учитывать, что время службы в армии, учебы и работы в сложных условиях должно заноситься в общий стаж. В 2017 году продолжатся мероприятия по индексации пенсионных выплат. Это позволяет сохранять достойный уровень жизни для бывших сотрудников подразделений ведомства.

При начислении пенсии учитывается должность и звание бывшего сотрудника МЧС, надбавка за стаж, различные региональные и районные коэффициенты, доплаты за боевые ранения.

Особенности индексации заработной платы

Положительной стороной реформирования МЧС России в 2017 году становится индексация заработной платы для сотрудников ведомства. Ожидается повышение размера выплат в некоторых позициях оклада и надбавок. Будет проведен пересмотр заработных выплат в связи с инфляцией. Процент повышения ориентировочно составит около 5%. Полного пересмотра размера заработка следует ожидать к осени 2017 года.

Кроме того, принято решение о увеличении надбавок за особые условия труда для летного состава ведомства. Такие меры были приняты в связи с увеличением риска для здоровья и жизни сотрудников ведомства, чья деятельность связана с реализацией полетов.

Будущее МЧС России 2017

Сейчас распространяется новость о том, что может произойти расформирование МЧС России в 2017 году. Это сообщение является пока не подтвержденным. Говорят о том, что в рамках реформы службы МЧС будут включены в ведомство Министерства Обороны и Министерства Внутренних дел.

Не стоит быть уверенным в том, что произойдет ликвидация МЧС России в 2017 году. Данные об этом официально не подтверждены. Нельзя сказать, что правительство планирует упразднение МЧС, но в любом случае, такая новость не останется незамеченной.

На данный момент оптимизация затрагивает все сферы МЧС. Пока еще наблюдается тенденция к сокращению штата, но позитивным моментом является повышение заработной платы для действующих сотрудников ведомства. Все меры, которые предпринимает правительство, направлены на повышение эффективности работы подразделений министерства.

Силовые структуры РФ в последнее десятилетие переживают многие перемены, и ещё будет продолжаться реформа МЧС, что на сегодняшний день является главной из новостей. Представители власти уведомляют, что эта модель должна получиться наиболее успешной, а её воплощение даст некий шаблон для того, чтобы оптимизировать деятельность других силовых государственных структур. Известно, что реформа МЧС включила в себя подход риск-ориентации, то есть метод предупреждения при развитии разнообразных Также запланирован отказ от штрафов, а деятельность сотрудников данной организации будет стимулироваться поощрениями и предупреждениями.

Особенности реформы

Реформа МЧС получила основную предпосылку к реорганизации с преобразованием военизированных ведомств, состоялась ликвидация ФСКН с передачей её функций полиции. Это было проделано с целью оптимизации работы данной структуры, поскольку вокруг неё постоянно возникали различные недопонимания и даже скандалы, бросающие тень на правительство страны. По этому же сценарию прошёл и роспуск ФМС, несмотря на то что ее деятельность и не была подвержена особым сомнениям.

Всё это происходило в настолько плотном графике, что нет удивлений, что общество живо интересуется, как далее будет проходить реформа МЧС. Последние новости о больших волнуют особенно. Эта реорганизация вполне может затронуть и МВД со всеми подразделениями. Создана Нацгвардия, и перемены, судя по всему, ждут значительные. Главное управление время от времени извещает о произошедших изменениях. Специальные подразделения прошли всевозможные комбинирования с переменой командования, но это, конечно же, далеко не всё. Структура МЧС и в следующем году будет видоизменяться.

Экономия

Все понимают, что существующий экономический кризис действует на все отрасли, предприятия и организации, и силовые структуры здесь тоже не исключение. Именно кризисом и спровоцировано сокращение штатов в МЧС России. Вся реорганизация ведомства в 2018 году будет направлена именно на экономию.

Более того, уже несколько лет большая часть силовых ведомств проводит такую политику, экономя бюджетные средства. Удивительного в этом ничего нет. Бюджет финансово не слишком стабилен, и необходимо эту проблему решать, чем Главное управление МЧС России в данный момент и занято.

Сокращения

Финансовая политика сегодня является невероятно важной, даже самой неотложной деятельностью государства. Любое нарушение законом установленных правил влечёт штрафы должностным лицам, привлечение к ответственности. Это же касается и дисциплинарных проступков.

Именно поэтому структура МЧС сегодня значительно сокращает число сотрудников в основном составе. Многие представители администрации в управлении ведомства свою работу уже потеряли. И реформа МЧС России в 2018 году будет продолжаться в этом же направлении: планируется уволить до десяти процентов состава в надзорных подразделениях, до пятнадцати процентов гражданских служащих МЧС.

Законопроект

Официальных заявлений органы МЧС России по поводу реформы пока не давали, но правительственные действия подсказывают, какого плана будут происходить изменения в этой силовой структуре. Более всего обсуждается законопроект, регулирующий увольнения сотрудников, поскольку согласно законопроекту количество работающих в этой организации превышать число 288 тысяч не должно.

Такие ограничения говорят о том, что в аппарате управленческие служащие будут составлять 820 человек, а гражданские сотрудники - только тридцать тысяч. Многим работающим в центрах МЧС России будет предоставлена возможность перейти на другую должность. То есть они полностью работы не лишатся, а просто из военной части будут переведены в гражданскую. Правда, они потеряют некоторые льготы. Именно поэтому и не слишком воодушевлённо принимают последние новости о преобразованиях многие работники МЧС. Не вселяют они оптимизма.

В регионах

Отдельно обсуждается сокращение центров МЧС в регионах России в 2018 году. Сейчас их одиннадцать, а останется только семь, потому что планируется объединение (слияние) нескольких центров друг с другом, что и лежит в основе всей реорганизации. Этот шаг направлен на улучшение качества работы ведомства в целом. И началось всё не сегодня, а несколько лет назад. И отзывы работающих рядовых сотрудников МЧС об этом начинании совсем не радужные. На самом деле нововведения, появившиеся не так давно, имели предпосылкой опять же нехватку средств даже для выплаты зарплаты ведомственным работникам.

Самое обидное было то, что задержка произошла именно перед новогодним праздником, и это чрезвычайно расстроило сотрудников. Но главное расстройство было у них впереди. Пресса массированно начала вбрасывать информацию о премиях, которые выписали себе представители власти ведомства, и размер их был впечатляющ - до трёх миллиардов рублей в общей сложности. Можно было по нескольку раз выдать заработную плату всем рядовым сотрудникам ведомства. Сегодня ситуация прояснилась и виновные наказаны, однако региональные центры пришлось объединять на волне недовольства служащих.

Автономность

При обсуждении появляющейся информации о реформировании МЧС акцент делается и на том, что многие отделы будут работать в автономном режиме. Что это значит? Заключается автономность в том, что каждое ведомство будет само себя обеспечивать в плане финансирования, то есть добывать заработок рыночными отношениями, предоставляя населению обширный пакет платных услуг. То есть эти центры списаны с довольствия полностью. Не будут построены новые помещения, намечен лишь ремонт имеющихся, причём силами и за счёт опять же заработанного платными услугами.

Это то, что касается пессимистических новостей. Положительные новости тоже присутствуют, но их, естественно, гораздо меньше. Вернее сказать, пока такая новость только одна, и та, прямо скажем, несколько однобока. Планируется увеличивать финансовую поддержку сотрудников при обзаведении новой недвижимостью, руководящим составом обещаны средства на помощь в оплате ипотечных кредитов. Но такая поддержка не будет оказываться всем подряд, только наиболее нуждающимся. Как будут проводиться поиски критерия особо сильной нужды, по каким принципам - не уточняется.

Первые выводы

Всё вышеописанное позволяет сделать весьма неутешительные выводы о реформе МЧС России. Повод для волнения есть и у каждого человека, не относящегося к данным структурам, поскольку именно МЧС помогает населению в случае стихийных и прочих бедствий. Теперь у этой помощи гораздо меньше средств, гораздо больше расстояний (как долго будут лететь вертолёты из самого центра Сибири, случись что на Урале?), и почти совсем нет никаких стимулов для честного выполнения спасательных работ.

Направленность реформ, конечно, ясна: планируется уменьшение расходных статей бюджета данного ведомства. Эксперты говорят, что ничего плохого ожидать не стоит, но отзывы рядовых сотрудников МЧС в интернете говорят об обратном. Все необратимые изменения уже начались. Практически всем написавшим эти отзывы больно от того, что образцово-показательное ведомство разрушается прямо на глазах. Конечно, на все процессы, протекающие в стране, влияют социально-экономические условия, но лучше бы эти преобразования не были столь масштабны.

Система управления

Однако из Главного управления МЧС России информация приходит другого плана. Говорят о том, что сокращение количества сотрудников одновременно усиливает возможности реагирующих подразделений. Продолжается переход на трёхуровневую систему управления: от министерства на федеральном уровне через субъекты в регионах до местного пожарно-спасательного гарнизона.

Региональные центры МЧС России исключены из управленческого звена. Продолжается укрупнение. Центральный район теперь с приволжскими регионами, а Сибирь, Дальний Восток и Урал объединены в одну территорию. К Южному центру МЧС присоединился Северный Кавказ. Высвободилось большое количество сотрудников ФПС, военнослужащих, гражданских служащих и персонала, многие из которых направляются на усиление отдельных подразделений. При этом МЧС обещает выполнить все социальные обязательства перед личным составом.

О чём беспокоится население

Безопасности в жизнедеятельности населения ничто не угрожает, как говорят в Главном управлении, поскольку реагирующие подразделения остаются на своих местах и в Приволжье, и на Урале, и на Дальнем Востоке, и на Северном Кавказе. Однако всё, что летает, с Урала, например, переведено глубоко в Сибирь.

Отсюда вопрос: каким образом пожарная часть МЧС будет нести службу по предназначению в случаях, например, лесного пожара в Уральских горах, поисков на местности, которые нужны почти постоянно, и тому подобного? Да и до Уссурийска из Красноярска тоже так быстро не долететь.

Подробности

В Красноярске завершается создание авиационно-спасательного центра, комплексного - на базе регионального. Его положение будет, можно сказать, завидным. В планах дооснащение центра вертолётными эскадрильями Ми-8 и Ми-26, самолётами для тушения пожаров Бе-200ЧС и Ил-76. В задачах укрупнённого центра и реализация программы "Глобальный радиус" под эгидой ООН, которая относится к прикрытию всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Сибирский поисково-спасательный отряд, аттестованный по международному методу INSARAG, станет примером для создания таких же точно подразделений и в других округах.

Также в планах сокращение численности центров управления по кризисным ситуациям в том же Красноярске, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Севастополе, Пятигорске и в остальных регионах. Часть их функций будет передана межрегиональным центрам. Реорганизовались и шестьдесят пять региональных подразделений противопожарной службы. Сотрудники пишут петиции правительству и собирают подписи в интернете по поводу создавшегося в этих службах бедственного положения.

Система пожарно-спасательной службы

Дело в том, что это опять всё то же "новое", которое является даже не вполне забытым старым. В пожарных частях сотрудники считают, что окончательно разваливает и без того бьющуюся в лихорадке систему эта новая реформа МЧС России. Снятие погон с пожарных (перевод пожарных служб из МВД в МЧС) уже стало шагом к провалу. Подобная "развоенизация" пожарной службы в стране уже была. Ветераны-пожарные даже помнят, как это было, когда в конце пятидесятых годов с них сняли погоны.

После этого СССР просто захлестнула волна ужасающих пожаров. Государство быстро опомнилось и возвратило пожарным и льготы, и погоны. Но переломилась ситуация только более чем через десять лет, к началу семидесятых. Сейчас правительство наступило на те же грабли. Пожарная часть МЧС не может иметь гражданских, работающих по контракту, там должна быть дисциплина более чем военная, как всегда и было. Так считают специалисты, которые выезжают и вылетают по первому зову и постоянно рискуют своей жизнью.

Оперативность под вопросом

Не понизит ли в результате реформы эффективность аварийно-спасательная служба, не станет ли она ниже уровня сегодняшнего дня? Даже если "боевая" часть под сокращение не попадёт, реорганизация руководства вполне в состоянии снизить организованность этой службы, что приведёт к более долгому времени реагирования на вызовы и понижению всей оперативности в целом. А это человеческие жизни! (Вспомним Крымск.) Ведомство обязательно должно оставаться единым, как считают эксперты.

Также абсолютно необходимо увеличение заработной платы рядовым сотрудникам МЧС. Молодые специалисты уже довольно продолжительное время либо не приходят на эту работу, либо быстро покидают её. Опытные же сотрудники уходят куда угодно, во вневедомственную охрану например. И причина ясна. не только требует многих знаний и умений, она не только очень сложна. Она по-настоящему опасна. И это несправедливо, когда человек, каждый день спасающий чужие жизни, в своей жизни едва концы с концами сводит. А государственное обеспечение работников МЧС весьма слабое.

Структура

В Центральном аппарате МЧС: министр и четыре его заместителя (включая статс-секретаря), главные военный эксперт и инспектор по пожарному надзору. Среди одиннадцати департаментов МЧС следующие:

  1. Капитального строительства и инвестиций.
  2. Финансово-экономический.
  3. Международной деятельности.
  4. Кадровой политики.
  5. Организационно-мобилизационный.
  6. Надзорной деятельности.
  7. Административный.
  8. Тыла и вооружения.
  9. Гражданской защиты.
  10. Территориальной политики.
  11. Пожарно-спасательных сил, пожарной охраны, гражданской обороны.

Кроме того, функционируют одиннадцать управлений:

  1. Военизированных горноспасательных частей.
  2. Правовое.
  3. Информации.
  4. Защиты информации, обеспечения безопасности.
  5. Контрольно-ревизионное.
  6. Медицинского и психологического обеспечения.
  7. Федеральной поддержки регионов.
  8. Авиационно-спасательных технологий и авиации.
  9. Преодоления последствий радиационных катастроф и аварий.
  10. Инспекции маломерных судов.
  11. Научно-техническое.

В центральном аппарате МЧС - девять департаментов, девять управлений и один отдел (информационный).

Новое руководство МЧС России запустило масштабный внутриведомственный аудит. О его результатах, говорят источники “Ъ”, будет доложено в Кремль и Белый дом. По их словам, на реформу внутри министерства «получен карт-бланш на самом верху». В ведомстве уже отменен целый ряд приказов и распоряжений бывшего руководителя Владимира Пучкова. Параллельно во все территориальные органы МЧС ушла разнарядка - до 31 мая подготовить и представить список проблемных вопросов «повседневной деятельности», включая кадры и материально-техническое обеспечение.


О создании рабочей группы по проведению комплексной проверки положения дел в системе МЧС было объявлено на селекторном совещании, которое прошло 25 мая. По его итогам и. о. первого заместителя главы ведомства Александр Чуприян подписал протокол с соответствующими поручениями (документ есть в распоряжении “Ъ”). В нем руководителям всех структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений предписано представить в рабочую группу «все необходимые документы и материалы». Руководству главков также поручено в срок до 31 мая подготовить и представить в департамент оперативного управления и структурные подразделения центрального аппарата МЧС «проблемные вопросы организации повседневной деятельности, в том числе по комплектованию, материально-техническому обеспечению и другие вопросы, требующие решения». Обобщенный комплекс внутриведомственных проблем планируется обсудить с начальниками территориальных органов МЧС в рамках международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2018», который пройдет в Ногинске 6–8 июня.

Высокопоставленный собеседник “Ъ” в руководстве МЧС назвал анализ работы ведомства «естественным явлением».

«Когда меняется руководство, следует провести анализ деятельности, чтобы понять, какой бюджет, каков штат, что с оснащением. Это нужно, чтобы подготовить программу-минимум и программу-максимум работы министерства»,- сказал сотрудник министерства.

Рабочую группу, которая займется анализом, возглавил начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС генерал-лейтенант Виктор Яцуценко. Результаты ее работы будут доложены в Белый дом и администрацию президента, утверждает высокопоставленный источник “Ъ” в аппарате правительства: «Посмотрим, что там найдут, но указание копать максимально глубоко уже дано».

Селекторное совещание по поручению нового главы МЧС Евгения Зиничева проводил ветеран службы Александр Чуприян (тушил пожары с 1979 года). Один из правительственных собеседников “Ъ” считает это подтверждением грядущего разделения полномочий в ведомстве. По его словам, генерал Чуприян возьмет на себя все оперативное руководство деятельностью МЧС, а господин Зиничев, по крайней мере на первых порах, сосредоточится на решении кадровых и организационных вопросов.

Источник “Ъ”, близкий к администрации президента, утверждает, что назначение Евгения Зиничева, чья карьера была преимущественно связана со службой в органах госбезопасности, было инициировано Владимиром Путиным, сотрудником службы безопасности которого являлся господин Зиничев. Знакомые характеризуют его как весьма закрытого человека, который старательно избегает публичности (по данным “Ъ”, именно из-за этого Евгений Зиничев попросил освободить его от исполнения обязанностей губернатора Калининградской области), но называют «беспрекословно исполнительным и крайне надежным».

«Он не связан исторически с МЧС, поэтому ему будет проще увидеть проблемы, которые есть в министерстве. Кроме того, он равноудален от остальных силовиков - от того же министра обороны Сергея Шойгу, до сих пор внимательно следящего за судьбой родного ведомства»,- говорит источник “Ъ” в руководстве одного из силовых ведомств. Он отмечает, что неверно говорить о неподготовленности Евгения Зиничева к самостоятельной работе в МЧС: на посту замдиректора ФСБ он был хорошо информирован о проблемах ведомства, поэтому «масштаб сложностей он представляет весьма хорошо», а карт-бланш на проведение любых необходимых преобразований кадрового или организационного характера был ему выдан на этапе согласования. По данным “Ъ”, приступить к работе он сможет в звании генерал-полковника: повышение потребуется ему для соблюдения субординации, поскольку по званию тот же Александр Чуприян сейчас находится выше.

Между тем в МЧС уже начались реформы. Пока они состоят в отмене ряда решений экс-министра Владимира Пучкова. Так, заместителю министра Павлу Барышеву поручено организовать работу «по внесению изменений в правила ношения форменной одежды сотрудниками МЧС России, в части ношения головных уборов». Речь идет о возвращении к форменным фуражкам вместо оранжевых беретов, введенных при господине Пучкове. «Береты были для нас как красная тряпка для быка. Их восприняли как полную сдачу позиций: победу наводнивших руководство МЧС военных над пожарной охраной,- сказал “Ъ” пожарный, просивший не упоминать его имени.- Офицеры не носили береты, получая за это взыскания от начальства. Их отмена имеет символическое значение: это сигнал о том, что политика полностью меняется. Поэтому Чуприян и начал с беретов».

Еще одно распоряжение Александра Чуприяна, зафиксированное в протоколе селекторного совещания, касается комплектования штата пожарной охраны. При прежнем министре присвоение новых званий и пополнение штата было замкнуто на Центральную аттестационную комиссию (ЦАК), которую возглавлял лично глава ведомства. Теперь с этой практикой решено покончить. «Приказ о том, что ЦАК больше не должна решать вопросы назначения бойцов, уже разослан. Она должна аттестовать начальников главков, их замов, центрального аппарата. Остальные вопросы, касающиеся штата, теперь будут решаться на местах»,- рассказал собеседник “Ъ”.

Экс-глава кафедры пожарной тактики в Академии государственной противопожарной службы МЧС Александр Подгрушный сказал “Ъ”, что последние пять лет в системе МЧС почти не присваивали новые звания. Были запрещены перемещения по должностям и из региона в регион. «У нас по стране прапорщики в половине пожарных караулов, а начальник караула - это офицерская должность, на которой до капитана можно дослужиться. Пучков все на себя замыкал. Теперь же звания до подполковника будут присваивать на местах. Кроме того, министерство уже кинуло клич, что те, кто был уволен в последние годы, могут вернуться на службу»,- отметил господин Подгрушный.

Как ранее писал “Ъ” , последние несколько лет в МЧС проводилась оптимизация. На деле это означало сокращение сотрудников: с 2015 года было уволено 59,8 тыс. человек. На вакантные должности никого не принимали, а тех, кому исполнилось 45 лет, увольняли. Господин Чуприян распорядился в кратчайший срок представить предложения по комплектованию подразделений системы МЧС «с учетом текущего некомплекта». На совещании он отметил, что ознакомился с ситуацией по резерву сотрудников и некомплектом, подчеркнув, что «шокирован числом вакансий и некомплектом по штату».

Еще одно важное нововведение касается экономии топлива. Новое руководство МЧС распорядилось провести аудит расходования ГСМ начиная с 2013 года. При этом Александр Чуприян отметил, что с практикой экономии, начавшейся в 2015 году, будет покончено.

Ранее пожарные говорили “Ъ”, что из-за экономии в частях перестали заниматься выездными практическими занятиями на объектах. Отсутствие практики затрудняло работу подразделений в чрезвычайных ситуациях. Как выяснилось после пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», большинство пожарных, задействованных в тушении ТЦ, видели этот объект только на бумаге. По словам источника “Ъ”, знающего о содержании селекторного совещания, Александр Чуприян подчеркнул, что экономия ГСМ нарушает тренировочный и учебный процессы и ведет к профессиональной деградации, и призвал положить этому конец. «По сути, Чуприян объявил о том, что с оптимизацией покончено»,- прокомментировал “Ъ” итоги совещания начальник караула одной из московских пожарных частей.

Александр Подгрушный назвал решения господина Чуприяна «очень правильными и своевременными», но признает, что «лет пять еще будем выбираться из нынешней ситуации».

Владимир Соловьев, Иван Сафронов

Уже второй год МЧС России работает над внедрением новой системы управления. Сокращается управленческое звено, и одновременно усиливаются реагирующие подразделения с расширением их возможностей. В целом же масштабное совершенствование структуры ведомства продолжится до 2020 года. Как ожидается, в выигрыше останутся все - безопасность граждан повысится, спасатели получат большую соцподдержку, а уменьшение затрат на содержание управленческого аппарата поможет освободившиеся средства перераспределить на насущные цели.

В состав Центрального регионального центра войдут приволжские регионы.

Меньше управленцев - больше пожарных

Масштабная работа, направленная на совершенствование системы управления, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности, улучшение качества подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля и всестороннего обеспечения подразделений МЧС России, проводится в МЧС России в соответствии с поручениями Президента РФ по реализации Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016–2020 годы, а также с учетом современных социально-экономических условий.

Напомним, 1 января вступил в силу указ президента, согласно которому предельная штатная численность МЧС России определена в 288 565 единиц. Как отмечают в МЧС России, все грядущие изменения будут проходить в пределах установленной штатной численности и выделенных бюджетных средств, а также за счет сокращения текущих расходов.

Первый этап стартует 1 марта 2017 года. Будут укрупнены региональные центры: вместо 8 их останется 6: в состав Центрального регионального центра войдут приволжские регионы, а в состав Сибирского - регионы Урала. Кроме того, главные управления по Севастополю и Крыму присоединят к Южному региональному центру. В результате численность управленцев будет сокращена, а пожарных и спасателей реагирующих подразделений станет пропорционально больше. При этом все оперативные и реагирующие подразделения останутся на своих местах.

Главное на этом этапе, как отмечают в ведомстве, - неукоснительно выполнять все социальные обязательства перед личным составом присоединяемых региональных центров. Будет усилена и поддержка семей сотрудников. В прошлом году, например, министерство оказало материальную помощь 1200 многодетных семей сотрудников, выплатив каждой по 100 тысяч рублей. Продолжится в 2017 году и работа по обеспечению жильем нуждающихся сотрудников и военнослужащих МЧС России.

Что еще ожидает МЧС в 2017 году?

На базе Сибирского авиационно-спасательного центра завершится создание комплексного авиационно-спасательного центра в Красноярске. Его дооснастят самолетами Ил-76 (с водосливным авиационным прибором), БЕ-200ЧС и усиленной авиаэскадрильей Ми-26, Ми-8 с водосливными устройствами. Это необходимо для защиты населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры от природных пожаров.

Сибирский центр также присоединится к программе ООН «Глобальный радиус», его задача - прикрытие Азиатско-Тихоокеанского региона силами Сибирского регионального поисково-спасательного отряда, который в сентябре 2016 года был аттестован по международной методике INSARAG. По результатам функционирования этого авиационно-спасательного центра в 2018 году будут подготовлены предложения по созданию таких же подразделений и в других федеральных округах.

В первом полугодии завершится и начатая в прошлом году реорганизация 65 региональных специализированных пожарно-спасательных подразделений Федеральной противопожарной службы в аэромобильные группировки в составе пожарно-спасательных гарнизонов. Это нужно для того, чтобы оперативно перебрасывать мобильные подразделения в другие регионы страны для ликвидации крупномасштабных ЧС природного характера, в том числе для их защиты от крупных природных пожаров. Личный состав этих подразделений будет проходить специальную подготовку для работы в сложных условиях, в том числе в ночное время.

В 2017 году уделят особое внимание внедрению современного формата контрольно-надзорной деятельности. Акцент по-прежнему на профилактическую работу. К ней теперь будут привлекаться руководители структурных подразделений территориальных, объектовых и специальных подразделений ФПС.

Центры управления в кризисных ситуациях в Хабаровске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе также ожидают сокращения численности. Часть их функций передадут межрегиональным центрам управления в кризисных ситуациях.

Систему образования МЧС в наступившем году также ждет реорганизация. В частности, для повышения качества подготовки специалистов в области пожарной безопасности предстоит развивать Ивановскую пожарно-спасательную академию ГПС МЧС России, которой будет передано выполнение государственного задания Воронежского института ГПС МЧС России.

Кроме того, сократится численность учебных центров Федеральной противопожарной службы и производственно-технологических центров МЧС России, они будут реорганизованы в автономные учреждения с возложением на них обязанностей собственного материально-технического обеспечения и расширением рамок их внебюджетной деятельности.

количество ФПС увеличилось на 30 тыс чел.

Диву даешься. Ну, может в Самарской области численность в пожарных частях и удвоилась (а может, утроилась?), не знаю, не был. Однако уверен, что не утроилось. Скорее наоборот...

Вы задайтесь вопросом: что такое ФПС?

Ст. 5 ФЗ "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ установлено, что Федеральная противопожарная служба включает в себя:

Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.03.2015 N 37-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ).

Возьмите последний абзац- договорные подразделения. Есть, остались, но без погон и без зарплат. Однако ФПС. По п. 1б) указа №386- 29 975 работников договорных подразделений ФПС ГПС. Кстати, после произведенных обрезаний и усекновений (до 1 января 2014 года их было 36 тыс.-постановление Правительства РФ от 29.05.2013 г. N 450) эта численность до одного человека совпадает с численностью п. 2 постановления Правительства о ФПС.

Теперь возьмите первый абзац - центральный аппарат. Попробуйте найти, сколько их было на 01.01.2013 (ПП РФ от 20.06.2011 N 484). А теперь скажите, на сколько увеличилось их количество.

Еще момент. Через месяц после утверждения Правительством Положения о ФПС появляется указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 1010 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий".

Улавливаете цепочку? Президенту преподнесли (кстати, совершенно справедливо), что ФПС-серьезная сила, более 221 тыс. чел. Ими же руководить надо. Он это понял и принял. В результате Указ состоялся.

Дальше пошло-поехало. Сегодня за счет ФПС введены ВОСЕМЬ должностей генерал-полковников внутренней службы (3 заместителя министра, 4 начальника РЦ, начальник ГУ по г. Москве), ДВАДЦАТЬ должностей генерал-лейтенантов внутренней службы (три директора департамента, начальник Управления стратегического планирования и организационной работы МЧС, 14 начальников ГУ, три начальника образовательных учреждений) и т.д. Только должности генерал-майоров внутренней службы за счет ФПС введены у 63 нач. ГУ субьектов...
http://base.garant.ru/55171808/

Теперь смотрите. Как объяснить, что должность директора ДКП (п. 3 указа 1010) содержится за счет ФПС? Он что, пожарный? Или ЧЕТЫРЕ заместителя начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях - старших оперативны дежурных на должностях генерал-майоров внутренней службы (п.19.1 указа 1010)? Какие они пожарные? Не пожарные вовсе. Зато осуществляют управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы...

Еще. В РФ есть численность ФПС, не предусмотренная законом. Так, в ст. 5 ФЗ-69 отстутствует, а в ч.5) п. 3 "Положения о ФПС" присутствуют подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
http://www.consultant.ru/cons/cgi/on...

Если обеспечивающие подразделения ввести в состав ЦА МЧС, то их легко можно сделать МЧС и без данного пункта постановления Правительства. А если подразделение на территории или в субъекте-то можно объявить, что оно обеспечивает деятельность ФПС. Например: бухгалтерия обеспечивает? Обеспечивает. Снабженцы обеспечиваю? Еще как... Ну и так далее.

Для полноты картины. В России в МЧС не должно было остаться пожарных частей ВООБЩЕ. Как не осталось гарнизонов пожарной охраны. Поскольку с 2015 года есть только пожарно-спасательные гарнизоны (Федеральный закон от 13.07.2015 N 234-ФЗ). Как теперь развести пожарных и спасателей, если придется...Как в мультфильме про золотую антилопу раджа золото в своем сундуке поделить не мог...

Поделиться: