Государственный контракт на оказание услуг по охране объектов сторожевыми подразделениями. Информация для государственных и муниципальных заказчиков о заключении государственных контрактов на охрану Охранные услуги 44 фз

В настоящее время охранные услуги являются востребованными среди заказчиков, работающих по 223-ФЗ (особенно в крупных городах), поскольку безопасность является немаловажным фактором стабильного развития любого предприятия.

Для разрешения и предупреждения инцидентов, связанных с непосредственным посягательством посторонних лиц на производственные объекты, имущество предприятия, а также жизнь и здоровье сотрудников, многие организации пользуются услугами фирм, специализирующихся в сфере охраны.

Объект охраны

  1. распространяется частная охранная деятельность
  2. не распространяется частная охранная деятельность
    • объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные ФЗ от27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" (Приложение № 1)
    • перечень объектов, утвержденный Правительством РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности

Перед тем как приступить к организации закупки, заказчику нужно определить, распространяется ли на его объекты нормы частной охранной деятельности (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 № 19АП-7093/15- по мнению заявителя апелляционной жалобы объекты заказчика подлежат государственной охране).

Для этого нужно обратиться к Закону РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

В статье 3 указанного закона содержатся виды охранных услуг , среди которых:

  1. защита жизни и здоровья граждан;
  2. охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию 1 ;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  6. обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п. 7 настоящей части;
  7. охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч.2. ст. 11 вышеназванного закона.

Для каждого из указанных видов услуг имеется перечень лицензионных требований) 2 . Лицензия на осуществление охранной деятельности предоставляется юридическим лицам сроком на 5 лет.

В ст. 11 вышеуказанного НПА говорится, что частная охранная деятельность не распространяется на:

  • объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные ФЗ от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране"
  • объекты, перечень которых утверждается Правительством РФ.

К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, определенные настоящим федеральным законом лица, замещающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ 3 .

Перечень объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность до 22.09.2015, назывался несколько иначе: «Перечень объектов, подлежащих государственной охране». Некоторые заказчики путали данный термин с созвучным названием «объекты государственной охраны», о которых говорилось выше. Перечень, приведенный в Приложении № 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, содержит 22 позиции, среди которых:

Способы закупки

В 223-ФЗ говорится, что Положением заказчика могут быть предусмотрены иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки с указанием порядка их проведения. Организатор закупок вправе указать конкретный способ закупки охранных услуг. Проанализировав практику закупочных процедур, предметом которых является охрана, можно заметить, что немало заказчиков предпочитают приобретать названные услуги у единственного исполнителя (т.е. без проведения конкурентных процедур).

Учитывая специфику охранных услуг, результат которых во многом зависит от их качества, нецелесообразно использовать такие способы закупки как аукцион и запрос котировок (где победитель, как правило, определяется по ценовому критерию). При этом положения № 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих использовать заказчикам предквалификационный отбор. Организатор закупочной процедуры самостоятельно решает, когда проводить такой отбор (в том числе, для выбора охранной организации), указав порядок его проведения в Положении о закупке.

Для эффективного использования денежных средств и экономии, а также для обеспечения конкуренции среди участников, предоставляющих услуги по охране, в целях выбора наиболее выгодного и надежного исполнителя организатору процедур рекомендуется осуществлять конкурентные закупки с несколькими параметрами оценки поданных заявок (конкурс или запрос предложений).

Оценка заявок

В соответствии со ст.4 223-ФЗ организатор закупки в документации указывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупочной процедуре (предусмотренные Положением). У каждого из них есть свой коэффициент значимости и система начисления баллов. Рассмотрим на практике вопрос применения критериев оценки заявок:

В ФАС России поступила жалоба ФГУП «В» на действия заказчика ОАО «Е» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения договора на оказание охранных услуг на объектах филиала ОАО «Е». Изучив все материалы дела, антимонопольный орган установил, что в соответствии с документацией заказчика по неценовым критериям («Квалификация и надежность участника», «Техническое предложение») не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. По данным критериям оценка производится членами конкурсной комиссии на основании документов заявки участника закупки, свидетельствующих о наличии опыта выполнения аналогичных услуг, сведениях о квалификации планируемых к привлечению для выполнения услуг персонала и количества планируемого к привлечению свободного персонала, иных сведениях, полученных из открытых источников относительно деятельности и качества работы участника конкурса. Оценка производится по шкале от 0 до 5 баллов, отражающих мнение члена комиссии по критерию, с указанием обоснования каждой такой позиции. Вместе с тем, установленный заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно иных сведений, полученных из открытых источников, производится оценка и сопоставления заявок на участие в конкурсе, при каких квалификационных характеристиках участника закупки и характеристиках технического предложения участника закупочной процедуры присваивается максимальный балл по указанным критериям. Также заказчик ОАО «Е» не определил алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным значениями. Антимонопольная служба в своем решении признала заказчика нарушившим п. 13 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ. (Решение ФАС России № 223ФЗ-02/15 от 13.01.2015 года, г. Москва)

Новости ФАС

18 сентября 2016 года на совещании ФАС России обсуждался вопрос о необходимости государственного ценового регулирования рынка охранных услуг. В ходе встречи участники мероприятия поддержали идею проработки механизмов, которые позволят более эффективно защищать интересы добросовестных участников рынка и потребителей охранных услуг. Участники совещания, однако, не дали ответа на вопрос о внедрении именно государственного регулирования цен, посчитав, что принятие такого решения требует более тщательной проработки с учетом всех мнений и предложений.

Форма закупки

Прежде всего надо определиться, в какой форме будет проведена закупка - электронной или бумажной.

Для начала в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст), заказчику нужно найти код ОКПД 2, который подходит закупаемым охранным услугам.

В названном классификаторе (ОКПД 2) необходимо обратиться к разделу N «Услуги административные и вспомогательные», классу 80 «Услуги по обеспечению безопасности и проведению расследований» и выбрать соответствующий подкласс (группу/подгруппу/вид/категорию/подкатегорию) в зависимости от предстоящей закупки. Услуги по охране в Постановлении № 616 не указаны. Это означает, что заказчик не обязан проводить закупку по охране исключительно в электронном виде.

В настоящее время многие заказчики (и поставщики) регистрируются и работают на ЭТП в соответствии с их регламентом. На первый взгляд, использование ЭТП может показаться затруднительным, однако, удобство и простоту применения ЭТП организаторы закупочных процедур смогут оценить уже при первом проведении закупки в электронной форме, после чего возвращаться к бумажной им вряд ли захочется. Хотя и тот и другой способ проведения закупки охранных услуг (электронный и бумажный) может использоваться заказчиком по его усмотрению

Наименования предмета закупки иногда не совпадает с тем, что указан в классификаторе. Поэтому услуги, которые планируются закупить, необходимо относить к наиболее подходящему по смыслу коду. Также заказчик при возникновении затруднений в его выборе может ознакомиться в ЕИС с подобными закупочными процедурами других организаций.

Также следует обратить внимание на последующие элементы кода в данном разделе классификатора, например, 80.20.10 Услуги систем обеспечения безопасности

Эта группировка включает:

  • услуги, состоящие из мониторинга и технического обслуживания устройств систем обеспечения безопасности, таких как системы предупреждения о взломе или о пожаре путем отслеживания сигналов тревоги, подтверждения или проверки нормального функционирования всех систем, и извещения о сигнале тревоги полиции, службы пожарной охраны или прочих ответственных служб;

В дальнейшем закупку охранных услуг следует занести в план, прописав в нем:

  • коды классификаторов
  • условия договора (предмет договора (услуги по охране), минимальные необходимые требования к услугам, единица измерения, сведения о количестве, регион оказания услуг, сведения о начальной максимальной цене, график осуществления процедуры закупки)
  • способ закупки (в соответствии с Положением)
  • форму закупки (электронная/бумажная)

Если потребность в закупаемых услугах заказчик не указал в плане закупки, то он должен сначала внести в него изменения (добавить соответствующую позицию), разместить в ЕИС план с внесенными поправками, а также сами изменения, и лишь потом провести закупочную процедуру.

В УФАС поступила жалоба ООО «Б» на действия заказчика ООО «Р» при проведении закупки у единственного исполнителя на право заключения договора оказания охранных услуг. По мнению заявителя, извещение об обжалуемой закупке, утвержденное 27.02.2015 организатором закупки, фактически имело место до опубликования плана закупки. Исследовав все материалы дела, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что согласно документам дела, изменения к плану закупок были утверждены организатором процедуры 27.02.2015 и размещены на сайте закупок 28.02.2015 в 00.02, что соответствует требованиям Постановления Правительства № 908. Извещение о закупке охранных услуг у ЕИ было опубликовано 28.02.2015 в 00.12, т.е. технически план с изменениями был размещен ранее момента публикации извещения о закупке. Жалоба ООО «Б» по решению антимонопольной службы была признана необоснованной (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 18.03.2015 по жалобе № Т02-77/15).

Техническое задание

В 223-ФЗ не содержится четкого определения технического задания, однако, в соответствии со ст. 4 данного закона, заказчик обязуется указать в документации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, предусмотренные техническими регламентами со ссылками на соответствующие документы национальной системы стандартизации и технические регламенты (или обосновать использование других требований).

В первую очередь, заказчику при составлении технического задания необходимо следовать принципам 223-ФЗ. Также организатору закупки стоит избегать требований, которые сможет удовлетворить определенный участник. В противном случае при возникновении вопросов и несогласия со стороны других претендентов с результатами закупки, антимонопольный орган может посчитать это нарушением антимонопольного законодательства.

Участник закупочной процедуры ООО «С» подал жалобу в антимонопольный орган на действия заказчика при организации и проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг. По мнению заявителя, установленные в закупочной документации требования к участникам о наличии подтвержденного опыта оказания охранных услуг и услуг по сопровождению именно в электропоездах «Ласточка» ограничивают возможность участия заинтересованных лиц в данной закупке, сокращают число потенциальных участников и создают необоснованное ограничение конкуренции, что не отвечает основным принципам 223-ФЗ и подпадает под запреты, установленные 135-ФЗ. Исследовав все материалы дела, антимонопольная служба пришла к выводу, что заказчик своими действиями поставил в преимущественное положение лиц, обладающим опытом оказания охранных услуг в электропоездах «Ласточка» по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Комиссия УФАС посчитала, что требования документации формировались заказчиком под конкретного участника, который имеет такой опыт. Жалоба заявителя ООО «С» на действия заказчика была признана обоснованной. (Решение УФАС по Краснодарскому краю № 277-Т/2016 от 29.09.2016).

Что указывать в техническом задании?

Например:

  • Наименование оказываемых услуг: Оказание услуг по охране здания, имущества и территории ОАО «ХХХ».
  • Место оказания услуг: (адрес заказчика)
  • Охраняемый объект: двухэтажное здание 1980 года постройки, имеется подвал. Общая площадь 280 кв.м., площадь прилегающей территории заказчика 450 кв. м.
  • Характеристика услуг:
    • обеспечение пропускного режима на территории и в здании заказчика
    • охрана имущества заказчика внутри объекта и на территории заказчика
    • защита жизни и здоровья сотрудников заказчика
  • Количество постов - 3 (круглосуточные, 2 - на территории заказчика, 1 - внутри объекта)
  • Срок оказания услуг: с 01.01.2017 по 30.09.2017 гг.
  • Требования к качеству:
    • наличие действующей лицензии на оказание частной охранной деятельности с указанием разрешенных видов охранных услуг
    • наличие действующего разрешения на хранение и использования оружия и патронов к нему (с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию) 4
  • Технические требования: наличие необходимой материально-технической базы, оборудования, транспорта, технических средств охраны, приборов контроля работы охранников на объекте, спецсредств, средств связи и металлобнаружения, средств индивидуальной защиты (Перечень видов специальных средств, используемых в частной охранной деятельности указан в Приложении №2 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 09.09.2015) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")
  • Количественные характеристики: число охранников на каждом посту, наличие группы быстрого реагирования на автомобиле в составе не менее 3 вооруженных и экипированных охранников (Перечень видов вооружения охранников указан в Приложении №3 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 09.09.2015) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности")
  • Способ оплаты: к примеру, до 10 числа каждого месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя.

Необходимо помнить о том, что установление требований должно быть аргументировано заказчиком в случае возникновения вопросов со стороны антимонопольного органа. Подробное описание закупаемых охранных услуг не означает стремление организатора закупки ограничить конкуренцию среди исполнителей, поскольку заказчик заинтересован приобрести качественные услуги, которые будут отвечать его нуждам и потребностям. (см. Решение УФАС по Иркутской области № 258 от 10.05.2016)

Лот закупки

В состав одного лота нельзя одновременно включать разнолицензируемые товары, работы, услуги. Поэтому в составе лота нельзя закупать охранные услуги и услуги по обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации, поскольку их содержание значительно отличается друг от друга. Такой вывод содержится в Письме ФАС России от 21.05.2014 № АЦ/20578 (далее -Письмо).

ФАС считает, что охранные организации, как правило, не оказывают услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.

В своем письме антимонопольный орган пришел к выводу, что объединение в один предмет вышеназванных услуг может привести к ограничению количества участников закупочной процедуры.

При закупке рассматриваемых услуг заказчику также следует учитывать месторасположение охраняемых объектов. Если они находятся в одном населенном пункте и (или) одном субъекте РФ, где есть определенное число исполнителей, готовых оказать услуги по охране, объединение в один лот всех объектов не будет являться в таком случае ограничением конкуренции среди потенциальных претендентов. Однако если объекты находятся в разных уголках РФ, то целесообразнее провести несколько закупок по каждому отдельному лоту в соответствии с их территориальным расположением.

Договор оказания охранных услуг

Договор на оказание охранных услуг согласно ст. 161 ГК РФ, ч. 4 ст. 12, ст.9 Закона от 11.03. 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» заключается в простой письменной форме. К договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, которые подтверждают его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством РФ.

Особенности требований к договору на оказание охранных услуг указаны в ст. 9, 12 вышеназванного закона, обязательными условиями которого являются:

  • номер и дата выдачи лицензии;
  • вид и содержание оказываемых услуг;
  • срок оказания услуг;
  • стоимость услуг или порядок ее определения;

Также в соответствии со ст. 432 ГК РФ между сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным положениям договора.

Исполнителем по договору оказания охранных услуг может быть только юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию.

Договор оказания охранных услуг схож с договором хранения, который, как и первый, имеет цель обеспечить сохранность имущества. Однако заказникам следует их различать и правильно применять нормы гражданского законодательства.

Отличие договора охранных услуг от договора хранения:

1 См. Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2011 № 498

2 См. Положение о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498

4 См. ст. 4, ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оружии", Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 06.05.2015) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ"

Здравствуйте! Возможно ли заключить контракт с ФГУП "Охрана" по пункту 6 части 1 статьи 93 44-ФЗ, учитывая их преобразование в структуру Росгвардии? 29.11.2016 на сайте ФАС России в блоке "вопросы-ответы" появились разъяснения, что это неправомерно.

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Можно ли на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключить с МВД контракт на обслуживание кнопки вызова быстрого реагирования на пульт охраны и выезд полиции?

У заказчика нет правовых оснований заключать с полицией как единственным поставщиком контракт на обслуживание кнопки вызова быстрого реагирования на пульт охраны и выезд полиции на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), если обслуживаемые по контракту объекты не включены в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе разместить заказ у единственного исполнителя , в случае, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Департамент стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России в письме Минэкономразвития РФ от 18 января 2008 г. № Д04-91, разъясняет, что данный пункт может применяться заказчиком в том случае, если такие органы исполнительной власти или подведомственные им государственные учреждения, государственные унитарные предприятия обладают исключительными полномочиями на территории Российской Федерации в отношении выполняемых ими работ или оказываемых услуг. Исключительные полномочия органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, государственных унитарных предприятий должны быть установлены законом или нормативным правовым актом Президента РФ или Правительства РФ.Напоминаем, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране" государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Обращаем внимание, что в настоящее время в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (далее – Положение № 248) отсутствует прямая ссылка на полномочия МВД России по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций, а в соответствии с пп. 22 п. 12 Положения № 248 МВД России уполномочено организовывать в т.ч. охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам.

В свою очередь Полиция, входящая в структуру МВД России согласно п. 25 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" уполномочена в т.ч. охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. № 1629-р, в который административные здания вашего ФБУ не включены.

Таким образом, если в данный перечень не включены, например, административные здания заказчика и прилегающая к ним территория, то по нашему мнению, у заказчика нет оснований заключать договор с полицией как единственным поставщиком на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. У ФГУП «Охрана» отсутствуют исключительные полномочия по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.Здание заказчика не относится к Перечню объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Данный Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587. Вместе с тем, у ФГУП «Охрана» также отсутствуют исключительные полномочия по охране ГКУ Архангельской области хозяйственное управление, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для заключения контракта по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: стандартный подход

Некоторые нестандартные приемы защиты прав заказчиков универсальны для всех участников системы, не только для крупных организаций. Что представляет из себя официальное толкование 44-ФЗ? Почти все слушатели вебинара проходили обучение в рамках 44-ФЗ. Шаблоны и стереотипы являются одинаковыми на всей территории России. Тон толкования задают, как правило, Москва и Санкт-Петербург. Но когда нормы закона начинают применяться в реальной жизни, то толкование 44-ФЗ может отходить от стандартного. Это значит, что в регионах нет влияния Центрального аппарата, а это значит, что нормы могут применяться независимо от него.

Стандартизированное понимание зацикливается исключительно на сфере закупок. Любой стандартный специалист в сфере закупок замкнут в рамки своего отраслевого закона. Законодательство о лицензировании, к примеру, находится за гранью того, что преподается на курсах. Чтобы работать эффективно, необходимо разбираться во многих вопросах: юридических, экономических и так далее. Многие специалисты действуют в рамках стандартных ограничений и получают проблемы. Это можно назвать и придуманными ограничениями.

Что такое закон? Это разрешение делать все в рамках этого закона.

Правовые основания и порядок осуществления закупок

Правовые основания и порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг за счёт бюджетных средств на уровне публично-правового образования без применения какие-либо положений законодательства РФ о регламентированных закупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ).

Существуют организационно-правовые формы юридических лиц, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, на которые вообще не распространяются требованиями никакого законодательства РФ в сфере закупок — ни Закон № 44-ФЗ, ни Закон № 223-ФЗ.

Это ни ГУПы, ни МУПы, ни акционерные общества с долей государственного участия. Это автономная некоммерческая организация . Самым характерным примером такой организации является «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

«Цель - эффективное использование бюджетных средств… подготовка и осуществление закупок в рамках реализации мероприятий» (А.Улюкаев)

За счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий государственного заказчика вне рамок 44-ФЗ и 223-ФЗ, были выделены 163,104 млн. руб. (2016 г.), 157,384 млн. руб. (2017 г.). И это только в качестве имущественного взноса.

Это значит, что правительство не верит в то, что средства в рамках 44-ФЗ можно использовать эффективно. Такая схема давно применяется во многих субъектах Российской Федерации. Если ГУПы, МУПы, автономные фонды и другие организации переведут на положения 44-ФЗ, все они перейдут в автономные некоммерческие организации. Выход на это дает Министерство экономического развития Российской Федерации.

Как работает эта схема? Средства могут быть переданы в виде имущественного взноса РФ, субъекта РФ, муниципального образования, как учредителя АНО, который можно разбить на несколько лет. В федеральном законе о бюджете, законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, решении представительного органа муниципального образования могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями (см. часть 2 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ). Эти средства поступают автономной некоммерческой организации и организация расходует их без привычного всем контроля.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О некоммерческих организациях» Статья 10. Автономная некоммерческая организация

  • Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.
  • В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, порядок участия их представителей в органах управления автономной некоммерческой организации устанавливается Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

То есть средства являются собственностью этой организации. Также можно передать государственное и муниципальное имущество , минуя Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества":

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона 2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: 8) … государственного и муниципального имущества, передаваемого … иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Эта схема будет применяться организациями успешно, не попадая ни под 44-ФЗ, ни под 223-ФЗ.

Закон 44-ФЗ называется так: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но контракты по факту он не регламентирует: нормы носят отсылочный характер. Отсылка идет к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Кодификация Гражданского законодательства не менялась в течение многих лет.

1 несоответствие в законе. Закон № 44-ФЗ не обязывает фиксировать цену за единицу поставляемого товара по результатам проведения электронного аукциона. При этом в любой момент контракт может быть расторгнут по соглашению сторон.

Пример: необходимо купить 100 позиций канцелярских товаров: бумагу и ручки. Объявляется электронный аукцион. Стоимость единицы товара — 100 рублей. На аукционе предлагается цена 50 рублей. Кто предлагает 50 рублей? Поставщик, с которым организация работает постоянно. Почему он предлагает товар по 50 рублей? Он знает, что будет заключен контракт без составления спецификации, то есть без афиширования цены за единицу продукции. А контракт составляется путем предложения цены контракта, то есть общей суммы. Контракт на 50 рублей заключается, осуществляется поставка по 49 рублей. Далее контракт расторгается по соглашению сторон. Поэтому поставщик может участвовать в аукционах организации постоянно. Это удобно для закупки продуктов питания, расходных материалов. С точки зрения 44-ФЗ, партнеры исходят из стандартного толкования закона. Эти поставки многопозиционны, товары можно быстро списать по документам. Эту схему знают все.

В проект контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона, включается только общая цена контракта, определяемая по результатам эл. аукциона. Фиксация цены за единицу поставляемого товара в спецификации к контракту не является обязательной.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016):

Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

2 несоответствие в законе. В законе не прописаны юридические последствия расторжения контракта.

Правовые последствия расторжения контракта определяется «по соглашению сторон» в самом тексте соглашения о расторжении контракта. Это позволяет через соглашение о расторжении контракта «по соглашению сторон» менять условия исполнения контракта в обход требований статьи 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Пример: у заказчика есть крупный объект на 1 млрд. рублей. Подрядчик не выполнил условия договора. Нужно заставить подрядчика расторгнуть контракт по соглашению сторон. Сроки были нарушены также подрядчиком. Нужно выставить подрядчику штрафные санкции по контракту, но тогда он не подпишет расторжение контракта по соглашению сторон. Что можно сделать в этой ситуации, поскольку правовые последствия расторжения контракта законом не регламентируются?

Можно применить эти нормы:

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016).

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

2. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Статья 453. Последствия изменения и расторжения договора

2. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

То есть вносятся изменения в уже заключенные контракт. Контракт формально не меняется, статья 95 не нарушается. Соглашение подписывается в части контракта. Но по факту запрета на изменение условий контракта нет.

3 несоответствие в законе . Не установлен максимальный размер неустойки (штрафа, пени) для поставщика (подрядчика, исполнителя).

В постановлении Правительства РФ № 1063 от 25 ноября 2013 г. установлен размер законной неустойки. Но по соглашению сторон размер законной неустойки может увеличиваться.

Но здесь вмешался Верховный суд РФ:

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.03.2016 г. № 306- ЭС15-15659. Неустойка по контракту квалифицируется как законная неустойка. Заказчик в проекте контракта вправе увеличивать размер законной неустойки — пени для поставщика (подрядчика, исполнителя) по сравнению с указанным в законодательстве РФ о контрактной системе на основании ст. 332 Гражданского кодекса РФ.

В чём суть позиции Верховного Суда РФ? Согласно статье 332 Гражданского кодекса кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.

Это дает возможность заказчику устанавливать повышенный размер неустойки.

Пример: ГБУЗ Самарской области «Тольяттинский кожно- венерологический диспансер» VS ООО «Прогресс-Строй».

4 несоответствие в законе. Непродуманно установлены основания освобождения сторон контракта от уплаты неустойки (штрафа, пени).

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (см. ч. 9 ст. 34 ФЗ-44).

Наличие данной нормы в законе о контрактной системе позволяет фактически менять условия исполнения контракта.

Пример: заключается контракт на строительство большого объекта. Срок выполнения работ: 60 календарных дней. Цена контракта — 100 млн. рублей. За 60 дней такой контракт выполнить сложно. Это понятно, но закон формально запрещает менять условия контракта. из этого:

4.2. Государственный заказчик обязан:

4.2.2. Передать Генеральному подрядчику в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения Контракта строительную площадку и незавершенный строительством Объекта (в том числе временные здания и сооружения) на период строительства, а также исходно-разрешительную документацию, необходимую для выполнения Работ, на бумажном носителе в 1-м экземпляре, а именно: проектную, рабочую и сметную документацию, в том числе разрешение на строительство Объекта.

Передача оформляется в установленном порядке актом приема-передачи, подписываемым Государственным заказчиком и Генеральным подрядчиком. В случае задержки передачи строительной площадки и незавершенного строительством Объекта, и (или) исходно-разрешительной документации, необходимых для выполнения Работ, срок окончания Работ, переносится на количество дней задержки.

Факт задержки передачи строительной площадки и незавершенного строительством Объекта, и (или) исходно-разрешительной документации должен быть документально подтверждён соответствующим актом, подписанном представителями обеих Сторон.

Что это дает заказчику? Сторона освобождается от уплаты при наличии вины другой стороны. По факту свой участник может получить любой срок выполнения работ. К чему это приводит? Нормы закона могут применить таким образом. Решение вопроса об установлении гражданско-правовой ответственности остается на усмотрение заказчика. Именно так можно применять 44-ФЗ.

5 несоответствие в законе. Не установлен исчерпывающий перечень оснований для удержания заказчиком предоставленного обеспечения исполнения контракта.

Заказчик вправе предусматривать основания удержания предоставленного обеспечения исполнения контракта в извещении и документации о закупке.

Поставщик переводит сумму обеспечения контракта на счет заказчика, как этого требует закон. Далее поставщик допускает то или иное нарушение, к примеру, задержку на 1 календарный день. С точки зрения закона, правовые последствия не прописаны. Если в проекте контракта заказчик прописывает, что имеет право удержать сумму обеспечения в полном объеме в случае нарушений поставщика, а поставщик подпишет этот контракт, то это будет легитимно.

6 несоответствие в законе. Не установлен исчерпывающий перечень оснований для одностороннего отказа сторон от исполнения контракта.

В настоящий момент по закону заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (см. ч. 9 ст. 95 ФЗ-44).

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2015 года по делу № А56- 8466/2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 ноября 2015 года по делу № А56- 2632/2015.

Письмо Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Основания ГК РФ для расторжения контракта в одностороннем порядке:

Статья 717 ГК РФ: …заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.

Статья 782 ГК РФ: …заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. …исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

По контракту заказчик вправе немотивированно отказаться, компенсировав подрядчику нужную сумму. Это дает возможность выходить на такой способ определения поставщика, как запрос предложений. Это позволяет обойти 44-ФЗ.

Запрос предложений: можно использовать любой порядок оценки, любую значимость критерий заявок. То есть заказчик может выбирать как угодно. Если заказчик отказывается от исполнения контракта в одностороннем порядке, он обязан направить сведения о поставщике в территориальный орган ФАС для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно сложившейся практике, участник закупки, уклонившийся от заключения контракта или с которым контракт расторгнут в одностороннем порядке по решению заказчика, подлежит включению в РНП при наличии его вины , так как включение в РНП является мерой юридической ответственности.

  1. от 25 мая 2016 года по делу № А56-53340/2015;
  2. от 26 августа 2015 года по делу № А21-7189/2014;
  3. от 28 сентября 2015 года по делу № А66- 16470/2014;
  4. Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа:

  5. от 17 мая 2016 года по делу № А21-5510/2015;
  6. от 29 апреля 2015 года по делу № А44-5914/2014; 6. от 26 февраля 2016 года по делу № А05-6290/2015.
  7. Таким образом, становится возможно использовать контракт и поставщика для инициирования процедуры запроса предложений, где устанавливаются любые критерии оценки заявок. Контракт подписывается, исполняется, все издержки закладываются заказчиком для достижения цели.

    Неожиданные юридические последствия некоторых норм в № 44-ФЗ в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

    Как определять результат любой процедуры? Можно применить несколько норм:

    1. Запрос предложений. Статья 83.

    Чем это выгодно заказчику?

  • нет ограничения по сумме начальной (максимальной) цены контракта,
  • сокращённый срок проведения - 5 календарных дней,
  • сокращённый срок заключения контракта - 7-20 календарных дней,
  • можно использовать любые критерии и порядок оценки.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд« Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Как выйти на запрос предложений:

  • через несостоявшийся электронный аукцион по основаниям, установленным частью 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе,
  • через осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

4. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся… в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки или по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также… в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений…

Какое это имеет значение? Эта схема будет применяться при проведении строек, Это будет чередоваться с формой 2. Как вариант — форма 2 плюс запрос предложений. Можно отклонить всех и выйти на запрос предложений. Контрольный орган в сфере закупок по действующему законодательству помешать не может.

2) Отстранение участника от участия в связи с предоставлением недостоверной информации.

Чем это выгодно заказчику?

  • отстранить участника закупки можно (подрядчика, исполнителя), то есть на любом этапе определения поставщика даже после размещения итоговых протоколов в ЕИС,
  • Позволяет управлять результатами торгов (как конкурсов, так и аукционов).

Если обнаружится недостоверность информации после размещения итогового протокола, то на любом этапе определения поставщика можно принять решение об отстранении участника за недостоверность информации. Сроков обжалования в законе 44-ФЗ нет. Контракт заключается со вторым победителем аукциона.

Примитивный пример использования в конкурсах: в требованиях к квалификации участников конкурса устанавливается необходимость предоставления информации об опыте выполнения работ сопоставимого характера и объема - копий соответствующих договоров (контрактов).

При этом делается следующая приписка: «Представленные участником закупки договоры (контракты) должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней)».

Поставщик предоставляет контракт, декларирует то, что у него не было случаев уплаты неустойки заказчику, а в Реестре говорится о том, что с него взыскивалась неустойка. Это дает право отклонить не саму заявку, а отстранить участника по части 3.

Также можно использовать ввод подставного участника, который сознательно «демпингует» и искусственно снижает значимость критерия «цена контракта», а впоследствии отстраняется.

3) Часть 3 статьи 66 Закона № 44- ФЗ о контрактной системе - «конкретные показатели товара».

Чем это выгодно заказчику? Толкование данной нормы закона со стороны ЦА ФАС о том, что «конкретные показатели товара», указываемые в составе первой части заявки = «объект закупки» в 1-м полугодии 2016 года было признано несостоятельной арбитражными судами нескольких округов.

Правовая позиция судов: «конкретные показатели товара» это не «объект закупки», а «предмет поставки» (наименование, количество поставляемого товара, срок поставки товара, адрес поставки и наличие заводской упаковки).

  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 июня 2015 г. по делу № А05-11949/2014
  • Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01 июня 2016 г. по делу № А17-6518/2015
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01 июня 2016 г. по делу № А66-6892/2015

Правовые основания и порядок осуществления в соответствии с действующим законодательством РФ о контрактной системе закупок иностранных товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в отношении которых установлен запрет в рамках статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

То есть, по 44-ФЗ, невозможно сделать закупку, если на нее установлены ограничения. Но дело в том, что разработчики 44-ФЗ допустили это в статье 83 допустили это: нормы 44-ФЗ не предусматривают обязанности заказчика устанавливать запреты и ограничения по части 3 статьи 14 при проведении запроса предложений (см. ст. 83) ни в извещении, ни в документации о закупке.

Такие ограничения нужно было устанавливать в рамках запроса предложений!

Можно ли по Закону № 44-ФЗ о контрактной системе приобрести товар, работу или услугу, подпадающие под запреты и ограничения на допуск иностранных товаров, выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами?

Да!

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нормы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не предусматривают обязанности заказчика устанавливать запреты и ограничения по части 3 статьи 14 ФЗ-44 при проведении запроса предложений (см. ст. 83) ни в извещении, ни в документации о закупке.

ЕИС, как инструмент освобождения от административной ответственности за неразмещение информации в сфере закупок.

Было сказано: организациям по обслуживанию могут быть переданы функции по размещению на официальном сайте информации по вопросам контрактной системы в сфере закупок.

Подразумевался оператор ЕИС. Организация по обслуживанию — что это? Об этом не сказано нигде. Под ним может подразумеваться любое юридическое лицо, которому могут быть переданы функции по размещению информации в ЕИС. Такие организации административной ответственности не несут.

Конкретики о том, что передача таких функций может осуществляться только Министерством экономического развития и Федеральным казначействов, нет. Заказчики могут передавать функции с помощью этой нормы.

Какие последствия от ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок с точки зрения интересов заказчиков?

Последствие № 1: Становится возможной передача функций в части размещения в единой информационной системе «организации по обслуживанию».

Последствие № 2: Электронный документооборот в рамках контрактной системы, за исключением подачи заявок (в том числе, подача жалоб в форме электронного документа) должны осуществляться с использованием единой информационной системы.

Участники пока не могут подавать заявки в электронной форме через ЕИС. Однако, такого исключения в ч. 1 ст. 5 не сделано для жалоб.

Всем известно о том, что существует «СТРОЙИНВЕСТ», которая пишет жалобы на крупные строительные закупки. По негласной информации, эта организация создана бывшими сотрудниками ФАС. Очень удобно, когда есть организация, которая позволяет вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций.

Обычно жалоба подается в письменной форме. При этом есть закон об электронной подписи. Жалобы рассматривают в территориальных органах и центральном аппарате ФАС. Но почему жалоба принимается по e-mail, если она должна подаваться с помощью ЕИС? Срок подачи документов через ЕИС не продлен. Все действия ФАС по приему жалоб, поступающих в виде электронных документов в обход ЕИС, нарушают законодательство.

Если поступила и была удовлетворена необоснованная жалоба «СТРОЙИНВЕСТА», то можно связаться с автором данного вебинара. Таким образом, будет сделана коллективная попытка оспаривания этой жалобы.

В вашем случае Вы можете заключить контракт с единственным постащиком, но с соблюдением процедур предустмотренных ст. 93 ФЗ-44, так Вам необходимо будет выложить в систему сведения о заключении контракта с единственным поставщиком и направить в УФАС Вашего региона уведомление о заключении этого контракта с обоснованием цены и причин такого заключения контракта

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением , государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;

2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36 части 1 настоящей статьи.(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется.

Поделиться: