Введение пропускного режима на предприятии: как всё организовать? Организация дорог, въездов и проездов на территории производственной базы Правила введения пропускного режима.

Введение

Контрольно-пропускной режим - это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.

Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.

Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.

В данной статье рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов.

Общие положения

Контрольно-пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.

Основными целями создания контрольно-пропускного режима являются:

  • защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления;
  • защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование;
  • рост прибылей предприятия;
  • внутренняя и внешняя стабильность предприятия;
  • защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность.

Контрольно-пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
  • предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения);
  • своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;
  • создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции;
  • пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия.

Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.

Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.

Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.

Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-пропускного режима должно проводиться административное расследование.

Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.

Подготовка исходных данных

Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика контрольно-пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумный баланс между необходимыми ограничениями и интересами предприятия.

Разработка мероприятий и нормативных документов контрольно-пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о контрольно-пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных:

1. Организационная структура предприятия, расположение его отдельных элементов и характер производства (деятельности) на них. Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:

  • выделить объекты, площадки, здания и помещения, на которых необходимо организовать контрольно-пропускной режим;
  • определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска сотрудников и транспортных средств.
2. Оценка "суточного объема" потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала фирмы и посетителей), проходящих через КПП и в отдельные здания (помещения). Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно оценить пропускную способность действующих КПП и привести ее в соответствие с задачами основного производства на объекте. Такая оценка позволит выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля прохода (проезда) на охраняемые территории. 3. Выделение (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности.

Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить объекты предприятия (здания, помещения) на общедоступные, закрытые и ограниченного доступа. Определение категорий режима может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.

Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать:

  • условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект;
  • предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;
  • наличие и вид физической охраны;
  • виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.
Разработка инструкции о пропускном режиме

Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде "Инструкции о пропускном режиме". Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:

1. Общие положения. В этом разделе указываются:

  • нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция;
  • определение контрольно-пропускного режима и цель его введения;
  • должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускной системой;
  • санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима;
  • требования к оборудованию различных помещений.

2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. В этом разделе рекомендуется:

  • перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию;
  • изложить требования к оборудованию КПП;
  • установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в категорированные помещения;
  • определить права и основные обязанности контролеров КПП;
  • установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.

3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей. В этом разделе указываются:

  • порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту;
  • порядок въезда и стоянки на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
  • порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
  • порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей;
  • правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.

4. Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяются:

  • виды пропусков, их количество и статус;
  • описание пропусков;
  • порядок оформления и выдачи пропусков;
  • порядок замены и перерегистрации пропусков;
  • мероприятия при утрате пропуска сотрудником.

5. Обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима.

6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.

При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.

На крупных предприятиях, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, постоянно обслуживающих объект. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при хранении таких пропусков в кабине КПП на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются в установленном порядке.

Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам.

Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.

Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.

Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.

Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, могут записываться в специальную книгу учета.

Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.

Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

Оборудование пропускных пунктов

Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:

  • исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
  • способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

КПП для прохода людей

Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:

  • средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;
  • физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
  • основное и резервное освещение;
  • средства связи и тревожной сигнализации;
  • системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

Транспортные КПП

В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
  • исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
  • быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.

На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2 % от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.

На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями "СТОП", выполненными белой краской.

Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись "СТОП". В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак "Движение в один ряд", а в 50 метрах от ворот - знак ограничения скорости до 5 км/час.

Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метра. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные - на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП, могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.

В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются:

  • электродвигатели, привод ворот;
  • концевые выключатели автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот;
  • магнитные пускатели электродвигателей;
  • электрооборудование светофоров;
  • кабельные, силовые линии.

Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.

Допуск на территорию предприятия сотрудников, посетителей, транспортных средств

Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта, в отдельные подразделения и обратно осуществляется через контрольно-пропускные пункты по установленным на объекте пропускам. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) от руководителей подразделений, завизированным начальником службы безопасности, с предъявлением постоянного пропуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.

Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвержденным начальником службы безопасности.

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на объект без пропуска при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся:

  • работники прокуратуры;
  • работники милиции по территориальности;
  • инспекторы труда, котлонадзора, энергонадзора по территориальности;
  • должностные лица и отдельные категории работников санитарно-эпидемической службы органов здравоохранения, осуществляющие санитарный надзор.

В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом директора предприятия утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.

Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.

Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.

Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.

Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на объект (с объекта) запрещенные предметы, задерживаются и передаются сотрудникам службы безопасности предприятия. По каждому факту задержания начальник караула или дежурный по объекту составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.

Допуск на территорию (с территории) предприятия транспортных средств, принадлежащих предприятию, производится при предъявлении водителем личного пропуска со специальным шифром или транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.

Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.

Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.

Железнодорожный транспорт и обслуживающие его бригады пропускаются на предприятие по пропускам установленного образца, по спискам или иным порядком, установленным инструкцией о пропускном режиме.

Опломбированные вагоны и контейнеры пропускаются через КПП после их внешнего досмотра, если оттиски пломб соответствуют оттискам в препроводительных документах или накладных. В случае несоответствия оттисков, обнаружения проломов вагона (контейнера) или обрыва пломбы вагон (контейнер) подлежит вскрытию и досмотру в присутствии представителей администрации и железной дороги.

Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории объекта осуществляется по материальным пропускам установленного образца.

Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.

Строительные и древесные отходы, макулатуру, металлолом, металлическую стружку рекомендуется вывозить с территории предприятия по приказ-счету, как материальные ценности. Вывоз с территории объекта различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.

Заключение

Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности предприятия. Любая система безопасности, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации по принципу "свой/чужой" или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и человека от опасных факторов, если они имеются на объекте.

Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.

Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязательной структурой интегрированных систем безопасности.

В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы безопасности, принципы ее организации, функционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реализации комплекса мер обеспечения безопасности, включая контрольно-пропускной режим.

Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При решении задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все элементы системы: действия подразделений охраны, технические решения и организационно-административные меры. Применение комплексного подхода на этапе разработки системы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы безопасности предприятия.

Почему организация дорог, въездов и проездов на территории производственной базы так важна в проекте? Потому что создает среду действия предприятия и одновременно отражает эмоционально-эстетический эквивалент производственного процесса, который воспринимается потребителем, как наиболее значимый показатель функционального содержания проекта.

  • Каждый архитектурно - строительный проект производственной базы должен разрабатываться в соответствии со СНиП 2.09.02-85. «Производственные здания промышленных предприятий».

Конструкция данного объекта строительства, обычно, представлена крупноразмерными сборными элементами металлокаркаса с максимальной заводской готовностью к проведению строительно-монтажных работ.

План производственной базы содержит в себе унифицированные (типовые) архитектурно-планировочные решения, за исключением предзаводских площадей. Организация дорог, въездов и проездов на территории производственной базы выполняется индивидуально, посредством достижения выразительного материального интерьера, в котором обозначена предметность деятельности предприятия.

Что предусматривает организация дорог, въездов и проездов на территории производственной базы? Прежде всего границы производства, которые должны иметь ограждение. А также соблюдение пропорций. Так, например, расстояние до КПП рассчитывается от входов в санитарно-бытовые помещения основных производств. Также рассчитывается расстояние между проходными с учетом общей площади производственной базы, где предусмотрено движение грузовых машин и личного транспорта сотрудников предприятия.

В свою очередь, грамотная организация дорог, въездов и проездов на территории производственной базы возможна только после аналитического изучения определенных компонентов проекта, которые позволяют рассмотреть качественные характеристики объекта строительства, определить основные средства и приемы композиционного взаимодействия внутрипроизводственных помещений, сооружений, зданий в единстве с дорогами, въездами и проездами.

Организация дорог, въездов и проездов на территории производственной базы начинается с создания концепции, которая подкрепляется реальными компонентами пространственно-формальных представлений планирования архитектурного пространства. Любые ограждения в производственном проекте определяют границы внутреннего пространства, одинарного или составного, а также фиксируют крупные архитектурные формы, согласованные с конструктивной структурой объекта строительства.

Вычислив величину производственной базы, расчлененность земли на отдельные участки, геометрический вид зданий, степень изолированности от других объектов инфраструктуры, можно создать эскизный проект, в котором будут конструктивно и функционально определенны стены, колонны, перегородки, потолки, полы, галереи, балконы, лестницы производственной базы, а также разложены другие плоскости:

  • внутриплощадочные дороги, расположенные на территории предприятия, обеспечивающие технологические перевозки;
  • межплощадочные дороги, соединяющие обособленные территории производственной базы, образующие внутреннюю автотранспортную сеть, на которой расположен разрабатываемый объект строительства. Наряду с технологическими и пассажирскими перевозками межплощадочные дороги проектируются для транспортировки грузов;
  • служебные автомобильные дороги, располагаемые вдоль конвейерных, подвесных канатных дорог, гидравлического и других видов производственного транспорта, линий энергоснабжения и других коммуникаций, а также подъездов к заправочным пунктам, складам и служебным помещениям. Проектируются служебные автомобильные дороги с учетом графика перевозки вспомогательных и хозяйственных грузов, организации проезда пожарных, ремонтных и аварийных машин.

В процессе образования архитектурной формы объекта используются различные инструменты: определяется количество стоянок личного и грузового автотранспорта, количество въездов на территорию предприятия со стороны внешних автомагистралей и улиц (обычно не менее двух), рассчитывается ширина ворот транспортных въездов на территорию производственной базы (по ширине используемого в производстве транспорта +1,5 метра, но не менее 4,5 метров для автомобильных въездов, а железнодорожных въездов — не менее 4,9 метров). Железнодорожные въезды в производственные здания должны быть тупиковыми с отметкой головки рельсов в одном уровне с отметкой пола.

Организация дорог, въездов и проездов на территории производственной базы предусматривает несколько вариантов схем — устройство по кольцевой, тупиковой, и смешанной схеме движения, с самостоятельными выездами на внешнюю сеть дорог. Вместимость стоянок, гаражей, складов, ремонтных мастерских определяется расчётами и функциональным наполнением, создающим условия комфортной производственной и хозяйственной деятельности.

  • Как вы, наверно, сами догадались организация дорог, въездов и проездов на территории производственной базы включена в разработку проекта «под ключ». Связь с архитектурной средой отражается с помощью архитектурно-строительной концепции, разрабатываемой в единстве с эскизным проектом.

По смыслу организация пространства производственной базы должна особенно учитывать те пожелания заказчика, которые стимулируют его к деятельности. Поэтому в проекте учитывается фон, сопровождающий деятельность предприятия, как необходимое условие обобщенного образа структуры дорог с архитектурными и конструктивными формами помещений, сооружений и зданий, входящих в проект производственной базы.

По всем вопросам проектирования производственных предприятий можете проконсультироваться по телефону 391 209-09-40. Ждем звонков!

6.2.8.1. Движение автотранспорта (въезд, выезд) на территорию Предприятия производится через контрольно-пропускные пункты:

 КПП № 1 с _._ до _._ - легковой автотранспорт, автобусы, спецтранспорт.

 КПП № 3 въезд и выезд, пассажирского транспорта и легкового автотранспорта (без груза) круглосуточно в рабочие, выходные и праздничные дни.

 КПП № 4 круглосуточно – въезд, выезд легкового транспорта, имеющего в пропуске отметку КПП Въезд грузового транспорта и ввоз грузов, следующих в адрес Предприятия.

 КПП № 5 круглосуточно – выезд грузового, пассажирского и легкового автотранспорта. Вывоз грузов. Въезд транспорта, ввоз грузов организаций, не относящихся к Предприятия.

Ввоз и вывоз негабаритных грузов осуществляется круглосуточно через КПП №5. В ночное время, в выходные и праздничные дни - по согласованию с руководством по безопасности Предприятия, на основании письменного ходатайства уполномоченного руководителя юридического лица или предпринимателя. Ввоз, вывоз негабаритных грузов может осуществляться по решению начальника караула охраны, на основании письменной заявки руководителя юридического лица или предпринимателя и устного согласования с уполномоченным лицом по безопасности Предприятия. После проезда транспортного средства, провоза груза – заявка передается в отдел пропусков не позднее следующих суток.

6.2.8.2. Допуск служебного и личного автотранспорта осуществляется по пропускам установленного образца.

6.2.8.3. Пропуск на автотранспорт необходимо иметь на лобовом стекле при въезде (выезде) и всего нахождения автомашины на территории Предприятия.

6.2.8.4. На территорию Предприятия беспрепятственно допускается автотранспорт, имеющий административный пропуск на транспортное средство.

6.2.8.5. Автотранспорт иных организаций, не являющихся собственниками или арендаторами объектов недвижимости, расположенных на территории Предприятия, прибывший для проведения работ, допускается на территорию Предприятия при наличии разового пропуска, и регистрируется на КПП.

6.2.8.6. При возникновении чрезвычайных ситуаций специальный автотранспорт (пожарный, аварийный, органов внутренних дел, машины скорой помощи) на территорию Предприятия допускаются беспрепятственно с обязательной регистрацией на КПП.

6.2.8.7. Въезд (выезд) грузового транспорта производится по предъявлению пропуска установленного образца, выданного на основании заявки юридического или физического лица, находящегося на территории Предприятия, а также путевого листа, а при наличии груза - товарно-транспортной накладной установленного образца (действует ТТН сутки: с _._ до _._ следующего дня), при получении груза - доверенности на получение груза.

6.2.8.8. Выезд грузового автотранспорта, грузоотправителем которого является Предприятие, с материальными ценностями (после _._), не прошедшего регистрацию в отделе пропусков может быть разрешен при наличии ТТН, по служебной записке (письму) должностного лица этого общества, по решению начальника караула охраны при устном согласовании с уполномоченным лицом по безопасности Предприятия. Документы, подтверждающие вывоз ТМЦ, регистрируются охранником, и до _._ часов следующего дня передаются в отдел пропусков.

6.2.8.9. Грузовой автотранспорт иных организаций, прибывающий в адрес юридического или физического лица, находящегося на территории Предприятия за продукцией, регистрируется в специальном журнале (работниками отдела пропусков до __.__, охранником КПП - после __.__) на основании заявки. Лица, сопровождающие автотранспорт или груз – регистрируются и пропускаются на территорию Предприятия при наличии документа, удостоверяющего личность. Автотранспорт, прибывающий с какой-либо продукцией в адрес юридического или физического лица, находящегося на территории Предприятия, регистрируется в том же порядке с предъявлением товарно-транспортной накладной.

6.2.8.10. Лица, следующие с транспортом, обязаны иметь разовые или личные пропуска для прохода на территорию Предприятия и выполнять требования работников охраны на КПП при проверке документов, грузов и осмотра транспортных средств.

6.2.8.11. В случае нарушения порядка вывоза материальных ценностей, автотранспорт и лица, причастные к этому, не выпускаются с территории Предприятия работниками охраны до выяснения обстоятельств. О данном факте незамедлительно сообщается руководству по безопасности Предприятия.

6.2.8.12. Водители всех видов транспортных средств обязаны соблюдать на территории Предприятия правила дорожного движения и в случае их нарушения несут ответственность в установленном законом порядке. В случае неоднократного нарушения установленного порядка пользования транспортными средствами на территории, действие пропуска может быть приостановлено.

У организации земля в аренде, построено здание на арендованном земельном участке. Предприятие занимается эксплуатацией электросетей. Имеется служебный автотранспорт. В соответствии, с какими нормами законодательства необходимо организовать выезд с территории организации (участок расположен в жилой зоне)?

Ответ

Необходимость устройства выезда устанавливается для ряда организаций.

К примеру, в ст. 98 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ установлены требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта.

Требования к въездам и проездам также установлены в п.п.5.32 - 5.46 «СП 18.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы промышленных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-89-80*».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Федеральный закон, Технический регламент от 22.07.2008 № 123-ФЗ

«Статья 98. Требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта*

1. Производственные объекты с площадками размером более 5 гектаров должны иметь не менее двух въездов, за исключением складов нефти и нефтепродуктов I и II категорий, которые независимо от размеров площадки должны иметь не менее двух выездов на автомобильные дороги общей сети или на подъездные пути склада или организации.

2. При размере стороны площадки производственного объекта более 1000 метров и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 метров.

3. Огражденные участки внутри площадок производственных объектов (открытые трансформаторные подстанции, склады и другие участки) площадью более 5 гектаров должны иметь не менее двух въездов.

4. К зданиям и сооружениям по всей их длине (за исключением линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд (доставка) мобильных средств пожаротушения с одной стороны при ширине здания или сооружения не более 18 метров и с двух сторон при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

5. К зданиям с площадью застройки более 10000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

6. В случае, если по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 метра в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.

7. Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных автомобилей, до стен зданий высотой не более 12 метров должно быть не более 25 метров, при высоте зданий более 12, но не более 28 метров - не более 8 метров, а при высоте зданий более 28 метров - не более 10 метров.

8. К водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.

9. Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 метра от края проезжей части, но не менее 5 метров от стен здания.

10. Переезды или переходы через внутриобъектовые железнодорожные пути должны быть всегда свободны для пропуска пожарных автомобилей.

11. Ширина ворот автомобильных въездов на площадку производственного объекта должна обеспечивать беспрепятственный проезд основных и специальных пожарных автомобилей».

Российское законодательство однозначно не регламентирует, каким способом необходимо оформить взаимоотношения по предоставлению доступа (ограниченного проезда) к приобретенному объекту недвижимости. Следовательно, стороны вправе урегулировать вопрос об ограниченном владении земельным участком в рамках гражданско-правового поля. Сделать это можно с помощью заключения как отдельного договора (аренды, возмездного оказания услуг и т. п.), так и соглашения об установлении сервитута или с помощью внесения изменений (путем заключения дополнительного соглашения) в договор купли-продажи.

Использование участка

При переходе к другому лицу права собст-венности на здание (строение, сооружение), находящееся на чужом земельном участке, это лицо приобретает право на пользование соответствующей частью земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Такое правило содержится в пункте 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на нее передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимос-тью и необходима для ее использования.

Покупатель здания, строения, сооружения может требовать оформления соответствующего права на земельный учас-ток, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Это отмечено в пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11.

Положения, противоречащие обязательной норме статьи 552 Гражданского кодекса РФ, могут быть признаны судом недействительными на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ по признаку ничтожности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2013 г. по делу № А03-4084/2013).

Сервитут

Согласно нормам гражданского законодательства, проезд транспорта по территории другого собственника можно отнести к ограниченным вещным правам. Одним из видов таких прав является сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Различают публичный и частный сервитуты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом в случаях, если это необходимо для обес-печения интересов государства, местного само-управления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 23 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, иной недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка (а в некоторых случаях и от собственника другого земельного участка) предоставления права ограниченного пользования этим участком.

Сервитут может вводиться для обес-печения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксп-луатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые нельзя обес-печить без сервитута.

Таким образом, отношения по установлению сервитута могут возникать в случае невозможности обеспечения нужд собственника недвижимого имущества.

Следует учесть, что собственник здания должен иметь объективный повод для удовлетворения своих прав, связанных с проездом транспорта по чужой территории на время реконструкции своего здания, - например, невозможность использования других вариантов проезда (подъезда) к зданию. Такой вывод сделан в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 г. № 15АП-8444/2012, ФАС Поволжского округа от 30 января 2008 г. по делу № А55-132/2007 и др.

Иначе суд в предоставлении сервитута организации может отказать (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2009 г. по делу № А42-2393/2008).

Возможные варианты оформления

Что касается непосредственно соглашения о введении частного сервитута земельного участка, то его заключение необходимо в случае невозможности урегулировать отношения в рамках обязательственных правоотношений. Имеется в виду ситуация, когда стороны не могут заключить гражданско-правовой договор (например, договор возмездного оказания услуг и т. п.). Однако заключение договора аренды земельного участка, договора возмездного оказания услуг позволило бы избежать излишних формальностей.

Так, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим предоставления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит госрегистрации в порядке, предусмотренном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ). В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, претендующего на сервитут.

При этом соразмерность платы за пользование земельным участком (кстати, она может и не назначаться) представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник участка в связи с использованием его земли обладателем сервитута. Размер такой платы может быть определен на основании материалов оценки согласно правилам Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (письмо Мин-экономразвития России от 21 октября 2009 г. № Д23-3470).

Важно запомнить

Сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей собст-венника недвижимости.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Поделиться: