Что такое терроризм. Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России

Если говорят о приверженности определённых организаций, групп и отдельных лиц к крайним мерам, позициям, взглядам относительно общественной деятельности, чаще всего эти явления - не что иное, как экстремизм. Противодействие экстремизму прописано в соответствующих статьях законодательства РФ. Явление это распространяется в сферах общественного сознания и психологии, идеологии, морали, а также в отношениях между отдельными социальными группами и этносами. Определяются и такие виды, как политический и когда неадекватные правилам отношения прослеживаются между партиями и объединениями или между государствами и конфессиями.

Проявления и последствия экстремизма

Такая практика в её политическом аспекте выражается различными формами деятельности, находящейся за рамками Конституции и даже без нарушения её законов. Всё равно эти проявления - экстремизм. Противодействие экстремизму зависит от степени опасности для общества. Действия в конституционных пределах могут породить такие острые явления, как терроризм, повстанческий бунт, мятеж. Первый вариант является разновидностью экстремизма и криминальным толка. Обычно терроризм и экстремизм обусловлены внешними и внутренними противоречиями развития общества отдельных стран.

Они представляют реальную угрозу и обществу, и государству, и жизненно важным интересам, присущим каждой личности. многопланова, поскольку в региональном и глобальном масштабах существует масса разновидностей такого явления, как экстремизм. Противодействие экстремизму оказывается в любом случае как внутри страны, так и в международных отношениях. Сущность этого явления состоит в систематическом, политически и социально мотивированном и идеологически обоснованном применении насилия. Даже простые угрозы о его использовании для устрашения отдельных лиц являются экстремизмом. Поскольку таким образом преступники осуществляют контроль и управление поведением людей для достижения экстремистами собственных целей.

Организованная преступность

В явлении терроризма все элементы взаимосвязаны. Идеология включает в себя идейно-политическую платформу, концепции, теории. К террористическим структурам относятся как национальные, так и международные организации. К экстремистским - националистические, религиозные, правые, левые, их разновидностей огромное количество. Террористическая практика является венцом и основной целью организации такого плана. В современном обществе нет большей опасности, чем экстремизм. Противодействие экстремизму разрабатывается в каждой стране. Ибо нет места на Земле, которого бы эта беда не коснулась. Конечно, и наше государство весьма озабочено ростом таких проявлений.

Профилактика

Правовое противодействие экстремизму начинается с самого малого. Прежде всего - профилактика. Это подготовка и реализация уполномоченными органами целого комплекса мер: социально-экономических, политических, воспитательных, информационных, правовых, организационных, специальных оперативно-розыскных и так далее. Они должны выявить и пресечь терроризм и экстремизм в самом зародыше, установить причины их появления, устранить условия, в которых они появляются, минимизировать их последствия. Эти задачи помимо государства должны выполнять и все представители гражданского общества.

Закон Российской Федерации

В соответствующем законе о противодействии экстремистской деятельности прописано, что в РФ запрещено создавать религиозные и общественные организации и объединения, целью или действиями которых является экстремизм. В это понятие входят следующие виды деятельности. Недопустимо:

  • Насильственно изменять конституционный строй и нарушать целостность РФ.
  • Публично оправдывать терроризм и его деятельность.
  • Возбуждать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.
  • Пропагандировать исключительность, превосходство или неполноценность человека по признакам его расовой, социальной, религиозной, языковой или национальной принадлежности, его отношения к религии.
  • Нарушать права, свободы, законные интересы гражданина по причине его расовой, социальной, религиозной, языковой или национальной принадлежности, а также по поводу его отношения к религии.
  • Препятствовать осуществлению избирательных прав граждан, возможности участвовать в референдумах, а также недопустимо нарушать тайну голосования вкупе с насилием или угрозой применения его.
  • Препятствовать деятельности государственных ведомств и органов самоуправления, избиркомов, любых религиозных и общественных учреждений и объединений вкупе с насилием или угрозой применения его.
  • Совершать преступления по мотивам, которые указаны пунктом «е» первой части статьи 63 УК РФ.
  • Пропагандировать и публично демонстрировать нацистскую символику и атрибутику, а также сходные с ними до степени смешения.
  • Публично призывать к осуществлению этих деяний, а также продавать экстремистские материалы, изготавливать и хранить их для массового распространения.
  • Организовывать и подготавливать эти деяния, подстрекать к их осуществлению.
  • Финансировать указанные деяния, содействовать их организации, а также подготовке и осуществлению, даже путём предоставления базы: материально-технической или полиграфической, телефонной или любого другого вида связи. Сюда же относится и оказание услуг информационного плана.

Правовой аспект подтверждается законом РФ «О противодействии экстремистской деятельности», где даётся определение понятию подобной организации. Это религиозное или общественное объединение, по поводу которого суд вынес решение о запрете деятельности или ликвидации в связи с экстремистской направленностью этой организации.

Министерство юстиции

Материалы, относящиеся к экстремистским и предназначенные для обнародования, это информация на любых носителях, документы, призывающие к подобной незаконной деятельности. Они обосновывают или оправдывают необходимость этой направленности, политики. Сюда относятся работы членов НДСАП Германии, фашистов Италии. Ведь в них обосновываются или оправдываются расовое и национальное превосходство, практика совершения преступлений военных или иных, которые направлены на частичное или полное уничтожение определённой социальной. расовой, этнической, национальной или религиозной общности людей.

У Министерства юстиции РФ и его региональных органов имеются следующие полномочия для того, чтобы принимать меры противодействия экстремизму:

  • При выявлении фактов о наличествующих признаках экстремизма в работе объединения религиозного или общественного характера, в принципе - любой организации, в адрес её выносится письменное предупреждение о недопустимости подобной политики.
  • Закон устанавливает случаи обращения в суд с подачей заявления о ликвидации этого религиозного или общественного объединения.
  • Суд принимает решение в установленных случаях о приостановлении деятельности этого объединения.

Руководство организации может быть привлечено к ответственности за экстремизм, статья УК РФ - соответствующая. От Министерства юстиции ведутся и публикуются списки экстремистских материалов в интернете на сайте министерства. А также пополняется перечень религиозных организаций и общественных объединений, деятельность которых запрещена или приостановлена решением суда в связи с их экстремистской направленностью.

Уголовный кодекс

В статье 282 УК РФ говорится о возбуждении ненависти или вражды и унижении человеческого достоинства. Индивид, действующий в этом направлении против отдельного лица или группы, призывающий к агрессии, унижающий других личностей по признаку расы, пола, языка, национальности, отношения к религии, происхождения, принадлежности к определённой социальной группе, использующий публичность или средства массовой информации, наказывается в зависимости от тяжести вины. Во-первых, его грозит штраф от ста до трехсот тысяч рублей либо в размере дохода осуждённого в течение времени от года до двух лет. Во-вторых, его могут лишить прав на определённую должность или деятельность на 36 месяцев или же присудить обязательные работы до ста восьмидесяти часов. В-третьих, его грозит исправительная деятельность до года либо лишение свободы до двух лет.

Если же человек совершил то же самое, но применил насилие или угрозу применения его, использовал для этой цели своё служебное положение, действовал с организованной группой, то всё наказание значительно возрастает. Это касается и денежной компенсации, и лишения свободы. УК РФ предусмотрен в этом случае либо штраф до пятисот тысяч рублей, либо доход осуждённого за 36 месяцев. Его также могут лишить права на занимание должности до пяти лет, присудить обязательные работы до двухсот сорока часов либо исправительные - на два года. Лишение свободы - до пяти лет.

Стратегия

В 2009 году была разработана до 2020 года относительно противодействия экстремистской деятельности. Источники такой угрозы - националистические, радикальные, религиозные, этнические структуры. Их деятельность направлена на нарушение территориальной целостности и единства РФ, а также на дестабилизацию обстановки в стране как социальной, так и внутриполитической. Это основополагающий документ, определяющий цели, задачи и направления политики борьбы с экстремизмом. В нём учитываются все вызовы и угрозы, стоящие перед государством.

Органы государственной власти РФ и её субъектов, местных самоуправлений объединили усилия всех институтов гражданского общества для пресечения экстремистской деятельности и формирования обстановки нетерпимости к распространению любых идей подобного толка. При этом сохраняется этнокультурное многообразие и межконфессиональное согласие, межнациональное гражданское единство. Религиозный экстремизм и терроризм получает достойный отпор, как, впрочем, и все остальные виды деятельности, противоречащие Конституции РФ.

Понятия, используемые в Стратегии

Можно выделить несколько важных утверждений, которые объясняются в этом документе:

  • Идеология экстремизма как система идей и взглядов насильственного и противоправного толка, представляемая как единственное средство решения расовых, социальных, религиозных, национальных и политических конфликтов.
  • Проявления экстремизма как общественно противоправные и опасные деяния, которые совершаются по политическим, расовым, идеологическим мотивам. Они способствуют возникновению религиозной или национальной вражды и ненависти, межконфессиональных, межнациональных или региональных конфликтов.
  • Субъекты противодействия экстремизму - органы гос. власти РФ и её субъектов, местных самоуправлений. В каждом из них создан отдел по борьбе с экстремизмом. Сюда же относятся все организации гражданского направления и отдельные физические лица.
  • Противодействие экстремизму - деятельность всех субъектов, выявляющая, устраняющая причины его проявлений, предупреждающая, пресекающая, раскрывающая и расследующая преступления такой направленности. А также минимизирующая и ликвидирующая последствия террористических и экстремистских актов.
  • Радикализм - приверженность экстремистской идеологии. Она способствует насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности РФ.

Любые подобные проявления ведут к нарушению гражданского мира, подрывают общественную безопасность, создают реальную угрозу межконфессионального и межэтнического согласия. Центр противодействия экстремизму при ГУ МВД работает не покладая рук, предотвращая террористические акты и обезвреживая экстремистов.

Угрозы внешние и внутренние

В последнее время значительно увеличилось количество подобных угроз как внутренних, так и внешних. Последние - это поддержка иностранными организациями экстремистских проявлений. Так, они пытаются дестабилизировать обстановку в России. Сюда же относят деятельность международных террористических организаций. Внутренние угрозы состоят из экстремистской деятельности религиозных и неформальных объединений, а также отдельных лиц. Это явление уже не знает границ отдельных стран, представляя глобальную угрозу для безопасности всего мира.

Всем известные государства пользуются экстремизмом как инструментом, с помощью которого они пытаются решить геополитические вопросы и захватить новые сферы экономического влияния. С этой целью иностранные государства умышленно искажают историю, возрождают фашизм и нацизм. Наиболее опасны виды экстремизма националистического, религиозного и политического. Призывы к насильственным действиям широко распространяются по информационным сетям, вовлекая всё новых людей в подобную деятельность. Проводятся несогласованные акции, организуются массовые беспорядки, совершаются террористические акты. Сегодня исламский экстремист - необязательно мусульманин по рождению. Ним вполне может стать любой житель Центральной России с православными предками во многих поколениях. Вербовочная машина работает неусыпно.

Возникновение экстремизма

Негативное явление возникает всюду, где есть информационные телекоммуникационные сети, включая интернет. Именно с их помощью привлекаются в противоправные организации новые члены. Также это удобный способ для координации совершающих преступления экстремистского толка и распространения идеологии терроризма и экстремизма. Угроза подрывных актов и будет сохраняться до тех пор, пока эти каналы и источники существуют.

Очень часто используется религия как вербовочный инструмент и средство для обострения межконфессиональных конфликтов. Радикальные течения ислама, например, проникают на территорию РФ и проповедуют не только собственную исключительность, но и насильственные методы распространения этой веры. Идеологи радикального ислама чаще всего являются выпускниками зарубежных теологических центров. Пресекаются попытки создания в разных регионах РФ центров по обучению и даже тренировочных лагерей, которые организовывают международные экстремистские и террористические организации.

В Конституционном праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления. Иными словами синонимами слова терроризм являются «насилие», «запугивание», «устрашение».
Теперь разберем понятие «экстремизм». Словарь даёт следующее толкование: «Экстремизм – приверженность к крайним взглядам, мерам». Среди таких мер можно отметить подготовку и проведение террористических акций.
Нетрудно догадаться, что эти два антигуманных социальных явления очень тесно связаны. На практике это проявляется так: какое-либо крайне националистическое, политическое или религиозное недовольство перерастает в террористические настроения, далее следует череда угроз и начинаются теракты, уносящие жизни людей.
Рассуждая о конкретных проявлениях террора и терроризма, исследователи и журналисты говорят о
— взрывах государственных, промышленных, транспортных, военных объектов, редакций газет и журналов, различных офисов, жилых домов, вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.;
— индивидуальном терроре или политических убийствах чиновников, общественных деятелей, банкиров, сотрудников правоохранительных органов;
— политических похищениях, имеющих цель добиться определенных политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников и т.д.;
— захватах учреждений, зданий, банков, посольств, самолетов и т.д., сопровождающихся захватом заложников;
— взятии заложников с целью получения выкупа;
— несмертельных ранениях, избиениях, издевательствах, преследующих цели психологического давления на жертву и одновременно являющиеся формой так называемой «пропаганды действием»;
— биологическом терроризме (например, рассылка писем со спорами сибирской язвы);
— использовании отравляющих веществ и радиоактивных изотопов;
— кибертерроризме, направленном на вывод из строя систем жизнеобеспечения различных учреждений;
— повреждении промышленных объектов, технологических структур, хранилищ отходов с целью провоцирования экологических катастроф.

Против кого или против чего направлен терроризм?

Отвечая на поставленный вопрос, необходимо подчеркнуть, что терроризм, как и всякая другая деятельность мотивирован. Терроризм, по утверждению французского социолога М.Крозье, – это мотивированное насилие с политическими целями. Значит, стремление к насилию, запугиванию, террору не есть что-то беспричинное или коренящееся в дефектах биологической природы человека. Это явление, прежде всего, социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей. Проблемы и конфликты разного уровня, направленности и масштаба: индивидуалистические, религиозные, идеологические, экономические, политические – потенциальные колыбели для взращивания деятельности террористов.
В список стран, где насчитывается наибольшее число погибших в терактах последнего десятилетия, входят США, Россия, Индия, Израиль, Колумбия, Ирак, Алжир, Пакистан, Уганда, Шри-Ланка.
Например, в преддверье летних Олимпийских игр 2008 года в Китае тибетцы нападали на этнических китайцев (ханьцев). Сцены зверского избиения мирных мужчин и женщин они выкладывали в Интернете и при этом не скрывали, что чистят «свои» территории от чуждого этнического элемента, т.е. прикрывали свои настоящие цели (как правило, быстрое обогащение) националистическими идеями.
Теперь давайте разберемся с терроризмом в России и его особенностями.
Россия в XXI веке принадлежит к числу наиболее «пораженных» терроризмом стран: в 1997 г. в Российской Федерации было совершено 1290, в 2005-м — 1728 преступлений террористического характера. Резко возросло и количество таких уголовно наказуемых деяний террористического профиля, как организация незаконного вооруженного формирования: в 1997 г. зарегистрировано было одно такое преступление, а в 2005-м — 356!
«Рост попыток создания незаконных вооруженных формирований создал терророгенную обстановку в России, когда экстремистско-террористическое подполье планирует, готовит и реализует практически все террористические акты на территориях субъектов Федерации», — пишут исследователи этого вопроса.
Истоки терроризма коренятся, во-первых, в продолжительной истории (так, например, деятельность организации «Народная воля» началась более, чем 150 лет назад), во-вторых, в неоднородности общественного мнения (для нашей страны характерна разная оценка террористической деятельности различными слоями общества, т. е. велико число людей, сочувствующих террористическим методам борьбы за свои требования, считающих одних террористов «хорошими, правыми, правильными»), и в-третьих, деятельность российских террористов носит «смешанный» характер: она индивидуальная и организованная, чисто уголовная и с примесью политики, шовинистическая и религиозная…
Как я упоминал чуть ранее, основные причины возникновения терроризма можно разделить на политические, социально – экономические, экономические, религиозные и духовные. Естественно, в нашей стране преобладают политические, социально – экономические и экономические предпосылки терроризма. И сейчас я попытаюсь объяснить почему.
Среди политических причин возникновения терроризма главной является политическая нестабильность. По статистике именно в период политической нестабильности резко возрастает число террористических актов. Так, в пример можно привести распад СССР и образование России в 1991 году. На протяжении более чем десяти лет страна была политически ослаблена. Это привело к многочисленным террористическим взрывам жилых домов, «Норд – осту» — захвату театра в Москве (кстати, в эти дни близкие и родственники погибших и потерпевшие вспоминают события 10-летней давности, но отнюдь не забытой трагедии на Дубровке), к двум чеченским компаниям, где ярко выразилось политическое недовольство террористов.
Если рассматривать социально – экономические причины, то основной из них можно считать низкий уровень жизни в стране. В России не избавились от такой проблемы, как безработица. Терроризм дает возможность человеку заработать деньги, причем деньги немалые. Вот почему, несмотря на «дерзкие» контрмеры наших правоохранительных органов (16 октября 2012 г. Президент РФ Владимир Путин на совещании по противодействию терроризму так выразился: «Наши службы начали действовать гораздо эффективнее. Вместе с тем, любой просчёт стоит нам очень дорого, поэтому нам нужно работать без пауз, решительно, на опережение, дерзко»), бандгруппы пополняются свежими боевиками.
Касаемо экономических причин, нельзя не отметить то, что терроризм сегодня – это бизнес, который способен приносить своим организаторам немалый доход, сравнимый с доходами от нефтибизнеса. Явными примерами экономического террора являются торговля оружием, наркотрафик по территории России, торговля наркотиками, заложниками, что позволяет получать огромные прибыли.
Теперь мы начинаем хотя бы немного понимать, что экстремизм и терроризм – это две огромные угрозы национальной безопасности России. И стоит поговорить о профилактике экстремистской и террористической деятельности.
В России, как и во всех странах, руководство которых признает необходимость мер борьбы за сохранность жизней своих граждан (то есть там, где ценность человеческой жизни достаточно высока, а гибель мирных людей может вызвать существенный общественный резонанс и повлиять на политику властей), с угрозами борются силовыми методами. Официально антитеррористической деятельностью занимается только ФСБ РФ, но высоко значение формирования общественного мнения, огромную роль в этом играют СМИ (я насчитал в Интернете более 10 официальных сайтов, пропагандирующих противодействие терроризму, особенно впечатляет http://www.terrorunet.ru). И конечно, нельзя не сказать о самом главном: о правовой основе борьбы с терроризмом. 5 октября 2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым утверждена Концепция, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. За осуществление экстремистской и политической деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско–правовую ответственность. Нет террористов «хороших» и «плохих»! Убийцы и вымогатели должны нести ответственность за
гибель более 200 человек (1995, 14-20 июня — рейд банды Басаева на Будённовск, массовый захват заложников в здании больницы);
гибель 4 человек, 16 ранены (1996, 11 июня на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» в вагоне поезда сработало самодельное взрывное устройство мощностью 400-500 г в тротиловом эквиваленте.);
взрывы жилых домов в Москве в 1999г.
гибель 8 человек, 60 получили ранение (2000, 8 августа в центре Москвы, в подземном переходе у Пушкинской площади произошел взрыв);
захват театра в Москве (2002, Норд-Ост — банда террористов уничтожена бойцами спецподразделений, есть жертвы среди заложников);
гибель 39 человек, ранено 120 (2004, 6 февраля произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». В организации взрыва были обвинены чеченские сепаратисты);
87 погибших, в том числе волгоградцев (2004, 24 августа — взрыв двух российских пассажирских самолётов чеченскими террористками-смертницами)4
смерть сотен детей, учителей, родителей (2004 — террористический акт в Беслане — захват школы).

Вот далеко не полная скорбная летопись событий…
Терроризм зло, направленное против человечества.

ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Ф. МУСАЕЛЯН

Мусаелян Марат Феликсович - старший научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства ИЗиСП, кандидат юридических наук, член Российской криминологической ассоциации.

Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет комплексный, многогранный характер и непосредственно связана с необходимостью защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (социально-экономической, экологической, информационной, духовной и т.п.).

Согласно Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. N 24) <1>, под национальной безопасностью РФ понимается безопасность многонационального народа России, система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом, составляющими (объектами) национальной безопасности являются безопасность личности, общественная и государственная безопасность, основополагающей из которых является безопасность личности.

На современном этапе развития российской государственности и общества угрозы национальной безопасности РФ носят преимущественно внутренний характер. Поэтому важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ является борьба с внутренней преступностью, обеспечение государственной, общественной безопасности и охрана общественного порядка. По существу, от того, как обеспечивается безопасность общества, ведется борьба с такими организованными формами преступности, как терроризм, экстремизм, бандитизм, захват заложников и т.п., представляющими реальную угрозу общественной безопасности как составной части национальной безопасности, зависит будущее Российского государства.

Существенную угрозу национальной безопасности РФ представляет наиболее опасная форма организованной преступной деятельности - экстремизм, включая его крайнюю форму - терроризм <2>. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ. Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Выступая 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ Д.А. Медведев отметил рост в 2008 г. в России количества преступлений экстремистского характера на треть и обратил внимание на то, что экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество. экстремизм терроризм преступность национальная безопасность

Несмотря на то что в последние годы властями РФ был предпринят ряд правовых и организационных мер, направленных на противодействие экстремизму (например, принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <4>, внесены соответствующие изменения и дополнения в УК РФ и КоАП РФ, в МВД РФ создан Департамент по борьбе с экстремизмом и т.п.), количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается. Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2008 г. в Российской Федерации зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что на 29% больше, чем в 2007 г. Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве - 93 <5>. По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. на территории Центрального федерального округа РФ зафиксировано 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое выше показателей аналогичного периода 2007 г. <6>. По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве зафиксировано 95 фактов нападений на лиц неславянской национальности, в том числе 47 убийств и 46 случаев причинения тяжкого вреда здоровью, из националистических побуждений. Количество преступлений по мотивам национальной ненависти за 2008 г. в Москве увеличилось на 30% по сравнению с 2007 г. В январе - начале февраля 2009 г. в Москве уже зарегистрировано 16 нападений на национальной почве, обезврежено 4 экстремистских группировки

Как известно, существование любого негативного социально-политического явления в обществе и государстве обусловлено определенными причинами и предпосылками, в том числе политическими. По мнению профессора Я.И. Гилинского, существование экстремизма (фашизма) в современной России обусловлено выполнением им минимум трех функций: 1) экстремизм (фашизм) служит "страшилкой" для режима перед грядущими выборами: "Или мы, или - фашисты!"; 2) "инородцы" - превосходный "козел отпущения" для бездарной власти, не способной решить ни одну из социальных проблем; 3) фашисты (нацисты) - социальная база, "резерв главного командования" в борьбе с предполагаемой "оранжевой революцией", до смерти напугавшей власть <8>. Представляется, что если это так, если власть предпочитает разыгрывать "экстремистскую карту на политической арене" и выпускать время от времени "коричневого джина из бутылки", т.е. манипулировать экстремизмом и экстремистскими идеями для достижения тех или иных политических целей, то все наше многонациональное и многоконфессиональное общество заслуживает лишь сочувствия.

Заметим, что анализ криминальной ситуации, складывающейся в настоящее время в сфере экстремистской преступности, не дает нам веских оснований для безусловной поддержки мнения профессора Я.И. Гилинского, так как властями Российской Федерации предпринимаются определенные меры по противодействию экстремизму. На наш взгляд, проблема в том, что эти меры недостаточны и малоэффективны; нередко "остаются на бумаге" (возможно, вследствие сознательно-умышленных действий (или преступного бездействия) должностных лиц, содействующих экстремистам); не должным образом реализуются (или вообще не реализуются) правоприменителями. В результате этого не обеспечивается безопасность людей от экстремистских посягательств, которые фактически остаются один на один с экстремистской угрозой. Поэтому обеспечение национальной безопасности России в части антиэкстремистской безопасности сегодня во многом зависит не только от принятия, но и от эффективной реализации антиэкстремистских мер по поддержанию безопасности общества, безопасного сосуществования наций и социальных групп на всей территории Российской Федерации.

Анализ экстремистской преступности позволяет выделить следующие криминологические особенности, которые в целом позволяют раскрыть антигосударственный и антиконституционный характер современного российского экстремизма.

1. Активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества.

Проведенные в субъектах РФ прокурорские проверки свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи - скинхеды, Русское национальное единство (РНЕ), Национально-державная партия России (НДПР), Национал-большевистская партия (НБП), идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России <9>. В настоящее время наиболее характерным проявлением молодежного экстремизма является движение скинхедов, которое, будучи наиболее многочисленным, является "собирательным" образом подобного рода движений. По данным Московского бюро по правам человека, ведущего постоянный мониторинг проявлений национальной нетерпимости, в РФ насчитывается около 50 тысяч скинхедов, издается 100 радикальных газет, а ежегодный тираж неонацистской литературы достигает 500 тыс. экземпляров

Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности нередко становятся несовершеннолетние лица в возрасте 14 - 18 лет <11>. Многие члены молодежных экстремистских организаций (группировок) - вчерашние школьники, т.е. лица, недавно окончившие школу <12>. Именно возраст с 14 до 18 лет является наиболее оптимальным для "впитывания" радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей. Учитывая то, что именно подростковая преступность формирует тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем <13>, этот факт вызывает особую озабоченность.

По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве была пресечена деятельность пяти молодежных экстремистских группировок: Салищева - Исакина, Александрова - Сухарева, Берсеньева (Лютого), Михайлова, "МОБ-88", в которые входили 28 человек в возрасте от 15 до 21 года. Члены указанных группировок совершили 36 преступлений из националистических побуждений, в том числе 28 убийств. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст. 282.1 УК РФ "Организация экстремистского сообщества" .

2 февраля 2009 г. группа националистически настроенных молодых людей (скинхедов) численностью не менее восьми человек в возрасте от 15 до 20 лет устроила погром в пригородной электричке рязанского направления на перегоне между станциями Малаховка и Выхино. С криками "Россия - для русских, Москва - для москвичей" нацисты нещадно избивали лиц неславянской национальности, в том числе стеклянными бутылками, наносили им ножевые ранения. На платформе они зверски избили россиянина курдского происхождения и попытались столкнуть его под колеса электрички <15>.

Заметим также, что подростки все чаще выступают не только в качестве исполнителей, но и организаторов (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок).

15 декабря 2008 г. Мосгорсуд вынес приговор банде Рыно-Скачевского, обвиняемой в совершении 20 убийств из националистических побуждений, организаторы (главари) которой - А. Рыно и П. Скачевский - были несовершеннолетними на момент совершения преступлений. Членам банды скинхедов-экстремистов были назначены наказания сроком от 6 до 20 лет лишения свободы, а организаторам (главарям) - по 10 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима с выплатой 4 млн. руб. за моральный вред, нанесенный трем потерпевшим <16>.

Нередко подростки, примкнувшие к экстремистско-националистическим рядам и совершающие варварские по своей жестокости преступления, являются выходцами из вполне благополучных семей.

22 апреля 2006 г. в Москве на станции метро "Пушкинская" ударом ножом в сердце был убит 17-летний армянский подросток В. Абрамянц. Это жестокое преступление было совершено по националистическим мотивам 18-летним учащимся столичного милицейского колледжа, сыном высокопоставленного сотрудника милиции. Молодой человек активно занимался спортом и был кандидатом в мастера спорта по биатлону <17>.

Необходимо также отметить, что в последнее время членами и даже организаторами (главарями) неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности становятся лица женского пола (молодые девушки).

19 января 2009 г. в Москве была обезврежена молодежная экстремистская группировка, состоящая из 4 человек, лидером (главарем) которой была девушка. По версии следствия, на совести этой группировки - попытка подрыва закусочной быстрого питания возле метро "Кузьминки", два террористических акта на железнодорожных путях в Бирюлеве и Булатникове, подрыв храма в Бирюлеве и целая серия убийств лиц неславянской национальности. Заметим также, что один из членов этой банды - 29-летний уроженец Волгограда, сын депутата Волгоградской областной Думы, занимал высокую должность начальника отдела стратегического анализа и выработки госполитики Министерства спорта <18>.

Необходимо также отметить, что существующая в настоящее время почти катастрофическая ситуация в сфере молодежной экстремистской преступности - это еще не предел: если криминальную ситуацию сегодня не изменить, в дальнейшем она еще более усугубится. В частности, существует реальная угроза, что действующие сегодня в РФ разрозненные, порой противоречивые по своим псевдоидеологическим позициям более 300 молодежных экстремистских организаций (группировок) <19> со строгой дисциплиной и иерархией будут объединяться и "выдвинут" единого лидера - их идеолога-вдохновителя (таковой, например, присутствует в крупных террористических организациях), и единую идеологию (псевдоидеологию). Появление такого лидера-идеолога, который объединит все эти молодежные экстремистские организации (группировки), приведет к созданию в стране единого "националистического" фронта, что будет "прямой" угрозой основам конституционного строя и безопасности государства и вполне может привести к вооруженным мятежам и насильственному захвату власти в стране, т.е. к "националистическому" перевороту. В этом случае многонациональное и многоконфессиональное российское общество столкнется с таким масштабом насилия, которому государство с трудом сможет что-либо противопоставить. Безусловно, в целях обеспечения национальной безопасности РФ такого поворота событий нельзя допустить. Правоохранительные органы должны действовать на опережение, предупреждение и оперативное пресечение такой ситуации. Именно от такой тактики сегодня многое зависит в сфере противодействия экстремизму в России.

2. Необходимо отметить также расширение "географии" экстремистской угрозы в РФ и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. - жертв экстремизма.

По данным аналитического центра "Сова", в настоящее время экстремистская угроза охватывает 31 регион РФ. По данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. в РФ зафиксировано 230 случаев нападений и конфликтов на почве национальной ненависти и ксенофобии, в которых погибли 74 человека, 317 получили ранения, а в 2008 г. - 300 нападений, в результате которых погибли 122 человека <20>.

В настоящее время проблема экстремизма и его крайней формы - терроризма вышла далеко за пределы понятия "кавказский экстремизм и терроризм". Рост экстремистских настроений, активизация неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности, нападения на граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан со стороны реакционно настроенных националистов наблюдаются не только в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, но и в других регионах РФ. Очаги экстремисткой напряженности наряду с "традиционными" в этом отношении республиками Северного Кавказа существуют, например, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Калмыкии, Ставропольском и Краснодарском краях. По данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. наиболее неблагополучными с точки зрения экстремистских проявлений являлись: Москва и Московская область, Ингушетия, Санкт-Петербург, Калмыкия, Нижегородская область и Ростов-на-Дону <21>. Замыкают список "экстремистских" регионов относительно благополучные: Волгоградская область, Омск, Ярославль, Пермь, Орел, Мурманск, Новосибирск и Калининград (по одному пострадавшему) <22>. В 2008 г. ситуация несколько изменилась: нападения на почве национальной ненависти и ксенофобии в основном совершались в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ярославской и Ульяновской областях <23>.

Объективным результатом расширения "географии" экстремистской угрозы в России является увеличение количества национальностей - жертв экстремизма. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. по национальному признаку жертвы ксенофобной агрессии подразделяются следующим образом <24>: русские, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, киргизы, цыгане, корейцы, кабардинцы, дагестанцы, калмыки, вьетнамцы, буряты, чеченцы, татары, якуты, афганцы, иранцы, грузины, ингуши, выходцы из Африки, выходцы из арабских стран, евреи, китайцы, малазийцы, турки, индусы <25>.

Жертвами современного российского экстремизма нередко становятся женщины и дети, представители почти всех социальных групп, молодежных субкультур, люди различного социального статуса, в том числе и высокого - министры, консулы, послы, известные музыканты, Герои России и т.п.

Особенно следует отметить нападения экстремистов на сотрудников посольств и консульств зарубежных государств, а также представителей международных организаций, что наносит непоправимый урон межгосударственным отношениям и международной репутации РФ как демократического и правового государства.

  • 4 ноября 2008 г., в День народного единства, возле посольства Туркмении группой экстремистски настроенных молодых людей численностью не менее шести человек был жестоко избит третий секретарь консульства этой страны К. Сапаров. Экстремисты действовали под лозунгом "Черным здесь не место". В результате этого потерпевший с переломами ребер и сотрясением головного мозга был госпитализирован
  • 3. Совершаемые в РФ убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все чаще приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а "профессиональной работой" (точнее говоря, "профессиональной охотой") определенных групп лиц. Указанные лица свою "работу" выполняют "с удовольствием" и даже хладнокровно осуществляют фото- и видеосъемку совершенных нападений и убийств. Эти жестокие "ритуальные" убийства фактически являются дерзким вызовом властям, которые нередко расписываются в своем бессилии противостоять им.
  • 6 декабря 2008 г. группа националистически настроенных молодых людей (скинхедов), вооруженных ножами и травматическими пистолетами, устроила засаду в лесу (недалеко от овощебазы в деревне Жабкино Ленинского района Московской области) и напала на грузчиков овощебазы С. Азизова и Д. Алиева - выходцев из Таджикистана. Один из них, будучи раненным в висок, сумел убежать от преследователей, но другого националисты догнали, исполосовали ножом и обезглавили. Спустя два дня националисты-убийцы по электронной почте разослали в правозащитные организации (в том числе в Московское бюро по правам человека) снимок головы погибшего, сопроводив жуткий фотодокумент угрожающим письмом, адресованным властям. Текст письма был подписан названием националистической организации - "Боевая организация русских националистов"

В указанном письме, в частности, говорилось следующее: "8 декабря в здание управы района Можайский города Москвы была подброшена отрубленная голова оккупанта из Средней Азии. Сюрприз московским чиновникам приготовили неравнодушные русские люди, которым надоело терпеть нашествие иноплеменных в своем родном городе... Нам не нужны здесь миллионы кавказцев и среднеазиатов! Если чиновники будут продолжать заселять Россию инородцами, то нам придется начать уничтожать чиновников! Потому что нет врага хуже предателя с властными полномочиями, продавшего свое русское происхождение. Чиновники, если вы не начнете выселять черных, мы начнем мстить за их преступления вам! И тогда полетят уже ваши головы". См.: Бритоголовые грозят Москве головой // Московский комсомолец. 2008. 12 дек. С. 3.

  • 14 декабря 2008 г. в Москве был убит 18-летний Е. Айтымов, выходец из Казахстана, студент Университета нефти и газа им. Губкина. Убийство было совершено одним профессиональным ударом в печень ножом, завернутым в полиэтиленовый пакет
  • 14 января 2009 г. в Филевском парке Москвы скинхедами был убит уроженец Киргизии. Труп погибшего был истерзан. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы потерпевшему было нанесено более 50 ножевых ранений. Кроме того, убийцами на трупе было оставлено письмо нацистского содержания со свастикой, в котором указывалась причина расправы: "СП. Мы не простим! За наших братьев! Это война! Славянские сепаратисты"
  • 20 января 2009 г. в Москве была обезврежена молодежная экстремистская группировка в составе трех человек (двое из них - несовершеннолетние), члены которой совершали нападения на лиц неславянской национальности и наносили им ножевые ранения, выкрикивая фашистские лозунги. Кроме того, они издевались над приезжими женщинами - выливали им на пальто горючую жидкость и поджигали их. Все совершаемые преступления националисты записывали на видеопленку. Всем членам группировки было предъявлено обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Примечательно, что двое из них являлись успешными учащимися правового колледжа и педуниверситета
  • 4. Различного рода общественные организации, движения и объединения (например, движения против нелегальной иммиграции, благотворительные и религиозные организации и т.п.), военно-патриотические, военно-спортивные, военно-исторические клубы и т.п. создаются с какой-либо определенной, вполне законной целью, однако на практике преследуют экстремистско-националистические цели. В связи с этим полагаем необходимым усилить контроль государства за регистрацией и деятельностью на территории Российской Федерации подобного рода общественных организаций, движений, объединений, клубов и т.п. с целью недопущения экстремистских проявлений в их деятельности.
  • 5. Экстремистско-националистические движения стремятся вовлечь в свои ряды членов различных "агрессивных" молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц, ранее судимых.

Особо следует отметить наиболее многочисленное движение российских футбольных болельщиков (фанатов), которых активно пытаются привлекать к экстремистско-националистическим акциям. Некоторые члены этого движения поддаются такому воздействию.

В 2007 г. в Москве на матче команд КФК (3-й российской футбольной лиги) "Маккаби" - "Альянс" болельщики кричали с трибун футболистам московской команды Еврейского спортивного общества: "Освенцим для вас - лучший лагерь!" и развернули расистский лозунг-баннер: "Счастливого холокоста". Суд признал лозунги "возбуждающими расовую и религиозную рознь" и приговорил троих виновных (возраст - от 21 до 27 лет) к условным срокам лишения свободы: двоих - к шести месяцам, третьего (ранее дважды судимый) - к одному году <32>.

6. Необходимо отметить стремление представителей ряда радикальных партий, общественных движений и объединений манипулировать в своих политических целях членами указанных неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и даже использовать их в качестве боевых структур.

Кроме того, некоторые представители радикальных партий, общественных движений и объединений в своих выступлениях, в том числе с высокой трибуны, и в средствах массовой информации открыто поддерживают или пытаются оправдать экстремистскую деятельность в России. Объективным результатом этого становится то, что в стране все чаще слышны различные националистические лозунги (например, антисемитские, антикавказские и т.п.), устраиваются несанкционированные так называемые русские марши, а экстремистско-националистические организации (группировки), ощущая свою безнаказанность, "воодушевляются" на совершение более дерзких показательных кровопролитных акций.

7. Члены неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности все чаще вооружаются и используют огнестрельное и другие виды оружия для достижения своих целей, в том числе для совершения террористических актов.

Если ранее члены молодежных экстремистских организаций (группировок) в качестве орудия совершения экстремистских преступлений предпочитали использовать холодное оружие (ножи, арматуру, цепи, бейсбольные биты, "розочки" из стеклянных бутылок, кастеты и т.п.), то сегодня фактически появилось качественно новое движение террористов-скинхедов, взявших на вооружение огнестрельное оружие и самодельные взрывные устройства.

В Москве была пресечена деятельность неформальной молодежной экстремистской организации "Спас", основанной на взглядах псевдопатриотизма, шовинизма и национальной нетерпимости. Члены указанной организации (состав: восемь человек, в том числе несовершеннолетний), действовавшей под видом военно-спортивного клуба, способом борьбы избрали совершение не только убийств по националистическим мотивам (совершили 20 убийств, в том числе убийство подростка В. Абрамянца), но и террористических актов. Всего ими было совершено 10 взрывов, в том числе и взрыв в августе 2006 г. на Черкизовском рынке Москвы, в результате которого погибли 14 человек, 49 получили ранения <33>.

В 2004 г. в Санкт-Петербурге на пороге собственной квартиры выстрелами из огнестрельного оружия был убит один из ведущих российских экспертов по проблемам расизма и национализма антрополог Николай Гиренко. Убийство было совершено членами нацистской (скинхедовской) банды (была обезврежена в 2006 г.) в период судебного процесса по делу молодежной экстремистской группировки "Шульц-88" <34>.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о сложившейся в РФ критической криминальной ситуации в сфере экстремистской преступности. Фактически в стране появилась преступная четвертая власть - суд Линча с экстремистско-националистическим уклоном.

Полагаем, что основными причинами, порождающими такую криминальную ситуацию и способствующими росту экстремизма в РФ, являются:

  • 1) распространение в средствах массовой информации экстремистских материалов (например, националистических выступлений в прессе, по телевидению, экстремистских публикаций, фото- и видеоматериалов в Интернете и т.п.);
  • 2) существующие негативные тенденции в сфере правоохранительного противодействия экстремистской преступности в РФ;
  • 3) отсутствие необходимой профилактики в сфере экстремистской преступности.

Таким образом, анализ криминологических особенностей современного российского экстремизма позволяет сделать вывод о существующей сложнейшей криминальной ситуации и складывающихся негативных тенденциях в сфере экстремистской преступности, представляющих реальную угрозу национальной безопасности РФ. Усиление экстремистских настроений, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в РФ - федеративном и многонациональном государстве неминуемо приведет к масштабным межэтническим и межрелигиозным конфликтам, всплеску новой волны терроризма и сепаратизма, состоянию "войны всех против всех". Экстремистско-фашистская идеология и ее пропаганда в федеративном и многонациональном государстве - это бомба замедленного действия, которая способна разорвать страну изнутри. Как отметил Министр МВД России Р. Нургалиев 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, именно дестабилизация социально-политической ситуации в стране является главной целью экстремистских группировок <35>. Поэтому непринятие сегодня властями РФ всех необходимых дополнительных мер правового, организационного, экономического и т.п. характера по противодействию экстремизму и его искоренению как на Северном Кавказе, так и в других регионах РФ (т.е. как "кавказского", так и "славянского", "татарского", "башкирского", "удмуртского", "калмыцкого" и т.п. экстремизма) неминуемо приведет к расколу общества, росту терроризма и сепаратизма в стране и, возможно, последующему распаду РФ <36>. Поэтому деятельность экстремистски настроенных лиц (в том числе несовершеннолетних), их организованных групп, пропагандирующих и реализующих экстремистские идеи в российском обществе, а также лиц, финансирующих экстремизм, должностных лиц, оказывающих содействие экстремистам, "прикрывающих" их или преступно бездействующих в борьбе с экстремизмом, носит антиконституционный характер и представляет реальную угрозу национальной безопасности РФ. Существующие реалии в сфере экстремистской преступности требуют жестких мер по пресечению экстремистских действий антигосударственной направленности и привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовной ответственности по всей строгости закона.

Выборы носили свободный, справедливый и траспарентный характер, позволили гражданам выразить свое волеизъявление и сформировать представительные органы власти.

Вместе с тем в ходе выборов в ряде случаев возникали реальные угрозы конституционному строю, среди которых можно выделить как традиционные (попытки проникновения криминалитета в органы публичной власти, вмешательство иностранных государств и подконтрольных им международных организаций в избирательный процесс), так и новые угрозы (активизация экстремистской деятельности за счет сращивания отдельных праворадикальных и молодежных экстремистских структур (в том числе ультрарадикальных объединений футбольных болельщиков) с оппозиционными политическими силами; попытки срыва и дискредитации избирательной кампании в Крыму)).

Как и в ходе предыдущих выборных кампаний, серьезной угрозой конституционному строю являлась криминализация российских органов публичной власти.

В современных условиях представители организованной преступности стремятся контролировать прибыльные сектора экономики, управлять бюджетными средствами, участвовать в принятии решений органами власти, влиять на законотворческий процесс. Инфильтрация криминальных лидеров, участников преступных групп и их связей в органы власти с помощью выборов позволяет решать большинство из этих задач.

Одним из показателей устремлений преступных организаций выступает официальная статистика избирательных комиссий об участии лиц с криминальным прошлым в избирательных кампаниях по параметру наличия судимости. Вместе с тем информационно-справочные учеты правоохранительных органов содержат и другие, не менее значимые криминологические показатели (данные о криминальных связях, распределении ролей в криминальных структурах, о процессуальных и следственных действиях, проведенных в отношении граждан органами предварительного расследования, а также иная информация об участии в деятельности преступных организаций).

Так, при подготовке выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7 созыва 2016 г. в ходе проведенной ЦИК России проверки 4384 кандидатов по спискам 14 партий и 1280 кандидатов, выдвинутых партиями по одномандатным округам, было выявлено 95 ранее судимых граждан, из которых 60 скрыли сведения об имевшихся у них судимостях .

Применительно к субъектам Российской Федерации данная криминологическая статистика выглядит следующим образом. 5 граждан, имеющих судимость, было выдвинуто в Республике Татарстан по одномандатным округам на выборах депутатов Государственной Думы (представляли политические партии «Яблоко» (2), «Родина» (1), КПРФ (1) и «Единую Россию» (1). По федеральным спискам также выдвигалось 5 человек, привлекавшихся к уголовной ответственности (представляли партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, «Союз Труда» и «Патриоты России»). В Чувашской Республике 2 самовыдвиженцам с криминальным прошлым было отказано в регистрации, в Карачаево-Черкесской Республике по «криминальному» фактору не допущен к регистрации 1 самовыдвиженец. В Краснодарском крае кандидатом по одномандатному округу от партии «Зеленые» был выдвинут лидер рейдерской группировки, специализирующейся на противоправном отчуждении у государства прав на земельные участки. 16 кандидатов были исключены из региональных списков в Красноярском крае. При проведении проверочных мероприятий избирательной комиссией и правоохранительными органами Пермского края выявлены 3 кандидата в депутаты Государственной Думы, аффилированных с лидером региональной организованной преступной группы (в том числе действующие депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и представительного органа власти муниципального образования). В Оренбургской области от участия в выборах отведено 4 кандидата, имеющих судимость (представители партии «Патриоты России»), в Челябинской области – 2 ранее судимых гражданина. 1 кандидату (партия «Справедливая Россия») избирательной комиссией Новосибирской области было отказано в регистрации в связи с сокрытием сведений о наличии непогашенной судимости.

Попытки личного выдвижения и регистрации на парламентских выборах предпринимали бывшие лидеры и активные члены организованных преступных групп, а также их родственные связи (Алтайский край, Иркутская, Оренбургская, Свердловская, Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ) .

Новым элементом избирательной кампании стало проведение некоторыми партиями («Альянс Зеленых», «Единая Россия», Парнас» и «Партия Роста») предварительного голосования по отбору кандидатов на выборы в Государственную Думу и в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (т.н. «праймериз») . Наиболее массовым было предварительное голосование партии «Единая Россия», состоявшееся 22 мая 2016 г.

Представители организованных преступных структур попытались использовать эту форму политической деятельности для легализации своих кандидатов. Правоохранительными органами были выявлены факты включения граждан, в отношении которых имелись сведения о связях с организованными преступными группами и совершении преступлений, в состав т.н. «территориальных групп» кандидатов при проведении праймериз в ряде округов Республики Адыгея, Красноярского края, Кировской области.

Часть выдвинутых и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы имела процессуальный статус подозреваемых (Тюменская область – представитель партии «Коммунисты России») и обвиняемых в совершении преступлений (Псковская область - кандидат от партии «Родина»; Амурская область - самовыдвиженец).

Устойчивое стремление представителей криминалитета к проникновению в органы публичной власти было характерно и для избирательных кампаний по выборам в региональные органы законодательной власти и представительные органы муниципальных образований.

Для наглядности приведем аналогичную криминологическую статистику. Так, в результате проведенной проверки кандидатов в депутаты Народного Собрания Республики Дагестан в отношении 80 кандидатов получены сведения о причастности к совершению экономических преступлений в составе организованных преступных групп, к обеспечению деятельности криминальных структур (12 кандидатов), к экстремистской деятельности (2 кандидата). В отношении 1 кандидата получена информация о его близких связях с осужденным боевиком-террористом.

При подготовке выборов в Орловский областной совет народных депутатов выявлено 12 ранее судимых кандидатов, 192 гражданина с криминальным прошлым баллотировались в представительные органы местного самоуправления Орловской области. В ходе проведения проверочных мероприятий избирательной комиссией Амурской области исключены из областных списков кандидатов в региональное Законодательное Собрание и не допущены к выборам как лица, не предоставившие сведения о судимостях, 22 гражданина. В Свердловской области в связи с сокрытием сведений о судимости отказано в регистрации 9 кандидатам в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и 5 гражданам, баллотировавшимся в депутаты представительных органов муниципальных образований.

На региональных и местных выборах фиксировались попытки финансирования кандидатов со стороны действующих и бывших лидеров организованных преступных групп (Иркутская, Свердловская области, Красноярский край). Следует отметить, что «теневое» финансирование избирательных кампаний осуществлялось как по инициативе криминальных структур, так и по запросам заинтересованных кандидатов в депутаты и на выборные должности (помощь в погашении кредитов).

В Красноярском крае, Калининградской и Свердловской областях члены преступных организаций принимали скрытое участие в предвыборной агитации в пользу своих кандидатов.

Представителями криминалитета с целью воздействия на избирательный процесс продолжает практиковаться направление «бойцов-спортсменов» на избирательные участки, где перед ними стоит задача воздействия на членов избирательных комиссий и сторонников политических оппонентов, а также провокации силовых действий под предлогом нарушений избирательного законодательства. При проведении местных выборов отмечались попытки вбросов избирательных бюллетеней членами таких «спортивных» бригад .

После избрания ставленники криминалитета стремятся формировать свой рабочий аппарат с привлечением советников, помощников и консультантов, связанных с преступными организациями, оказывавшими поддержку в ходе избирательной кампании .

Обобщение электоральной практики свидетельствует о том, что криминализация органов публичной власти в условиях подготовки и проведения выборов осуществляется в следующих формах:

Выдвижение и регистрация на выборах лидеров и активных членов организованных преступных групп, а также их родственных связей ;

Финансирование интересующих кандидатов и подкуп избирателей со стороны организованных преступных групп;

Распространение подложных и анонимных агитационных материалов;

Организация вбросов избирательных бюллетеней и оказание силового воздействия на членов избирательных комиссий и сторонников политических оппонентов;

Привлечение избранными должностными лицами и депутатами в качестве помощников членов организованных преступных групп.

Угрозообразующие факторы криминализации органов публичной власти в условиях выборов связаны с низкой политической и правовой культурой организации и проведения выборных кампаний, ослаблением режима законности, коррупцией партийного и государственного аппарата, зависимостью официальной и теневой экономической деятельности от политической конъюнктуры в Российской Федерации.

Серьезной угрозой конституционному строю являются террористические и иные экстремистские проявления в условиях выборов.

Выборы дают возможность обнародования политических программ и участия сепаратистских, национал-радикальных и экстремистских организаций в массовых мероприятиях, открытой пропаганды их идеологических взглядов.

Формами реализации данной угрозы могут являться:

Протестные акции («антикризисные марши», «антивоенные марши», «марши несогласных», «антикоррупционные протесты» и др.);

Агитация, направленная на разжигание розни;

Подготовка и совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности с целью оказания влияния на ход избирательной кампании и результаты выборов;

Массовые беспорядки.

Выборы, как правило, широко освещаются в СМИ, поэтому любое противоправное посягательство, поданное под прикрытием оппозиционной или радикальной политической деятельности, приобретает широкий общественный резонанс.

Основой инспирирования и активизации экстремистской деятельности в ряде случаев выступает сращивание праворадикальных и молодежных экстремистских структур с оппозиционными и парламентскими политическими силами.

Данная тенденция проявлялась на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Так, радикальный идеолог проекта «5.11.17» В. Мальцев в 2016 г. от партии «Партия народной свободы» (далее - «Парнас») был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации . В ходе избирательной кампании он предпринял попытку создать коалицию либералов, националистов и казаков.

При проведении предвыборной агитации лидерами «Парнаса» допускались высказывания радикального характера, что явилось основанием для подачи представителями партии «Гражданская платформа» административного искового заявления об отмене регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого партией «Парнас» . Отмечались факты ведения предвыборной агитации в пользу партии «Парнас» со стороны правых радикалов и националистов .

В ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2016 г. актив Хабаровского регионального отделения партии «Справедливая Россия» на безвозмездной основе использовал для агитационно-пропагандистской деятельности представителей ультрарадикальной фанатской группировки «IGF» (неформальное объединение болельщиков футбольного клуба «Ска-Энергия») .

Аналогичные процессы были характерны и для ряда региональных и муниципальных выборных кампаний. В частности, лидеры и члены неформальных объединений футбольных болельщиков – молодежных группировок экстремистской направленности г. Самары принимали активное участие в предвыборных кампаниях различного уровня в качестве агитаторов и наблюдателей политических организаций («Партия прогресса», «РПР - Парнас»).

В отличие от легальной оппозиции, осуществляющей свою деятельность в рамках существующего законодательства, радикальная оппозиция преследует цели насильственного изменения конституционного строя и не ограничивает арсенал своих методов действий, средств и источников финансирования правовым полем. Лидерами и функционерами данных структур используются различные угрозообразующие факторы, в числе которых выступают:

Принятие государственными органами непопулярных политических решений в социально-экономической сфере (реформирование ЖКХ, пенсионная реформа, система налогообложения и др.) ;

Наличие очагов социальной напряженности в регионах с высоким уровнем безработицы и неблагоприятной криминогенной обстановкой ;

Снижение реально располагаемых доходов населения, девальвация национальной валюты и рост цен из-за санкционного давления США и стран Евросоюза ;

Высокая дифференциация населения по уровню денежных доходов ;

Проблемы и недостатки антикриминальной и антикоррупционной политики государства и др.

Существующие социально-экономические трудности могут использоваться для организации и координации различного рода протестных акций, дестабилизации общественно-политической ситуации и смены государственно-политического режима по сценариям "цветных" революций .

В числе важных угроз конституционному строю необходимо выделить вмешательство иностранных государств и подконтрольных им международных организаций в избирательный процесс.

Данная угроза является элементом агрессивной политики США и их союзников в отношении России, которая направлена на демонизацию руководства страны средствами пропаганды, дискредитацию российской государственности и смену государственно-политического режима в стране.

Удобным предлогом для достижения поставленных целей послужила возникшая в результате многолетних целенаправленных усилий США кризисная ситуация вокруг Украины. В ней отчетливо проявились попытки Вашингтона дискредитировать Россию в глазах Европы, максимально разрушить ее связи с европейскими государствами, лишить стороны выгод и преимуществ тесного взаимодействия.

В связи с вступлением Крыма в состав Российской Федерации, провозглашением ДНР и ЛНР на Юго-Востоке Украины зарубежные СМИ и политическое руководство США, Канады и Западной Европы вернулись к агрессивной риторике «холодной войны». Было предложено «изолировать» Россию и возродить «демократическую коалицию Запада времен «холодной войны» с главенствующей ролью Соединенных Штатов.

В связи с подготовкой выборов 2016 г. заинтересованными иностранными государствами предпринимались активные попытки дискредитации избирательной кампании в Крыму . В условиях реализации украинским руководством реваншистских планов с использованием террористических методов и т.н. «мягкой силы» в ходе подготовки и проведения выборных кампаний 2016 г. зарубежные идеологи и координаторы антироссийской деятельности сделали ставку на украинских и крымско-татарских националистов, активистов псевдоправозащитных структур. Основными формами данной деструктивной деятельности в ходе избирательной кампании выступали:

Воспрепятствование допуску избирателей на участки для голосования, расположенные на территории Украины ;

Умышленная порча предвыборной агитации;

Нанесение украинской символики и граффити в публичных местах;

Порча избирательных бюллетеней антироссийскими лозунгами;

Заброска и попытки развертывания на территории Крыма диверсионно-разведывательных групп Главного управления разведки Министерства обороны Украины .

Вместе с тем, благодаря гражданской позиции жителей Крыма, четкой организации избирательного процесса, соблюдению законности и профессионализму сотрудников правоохранительных органов попытки воспрепятствовать волеизъявлению граждан, подорвать доверие к выборам и представительным органам власти были сорваны.

В качестве традиционного инструмента внешнего вмешательства в избирательный процесс задействовались ангажированные международные организации по наблюдению за выборами.

Для выборов в Единый день голосования 18 сентября 2016 г. было характерно расширение формата внешнего наблюдения за выборами и активизация использования возможностей избирательного процесса в ущерб интересам защиты конституционного строя.

Так, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) была развернута самая масштабная с 2003 г. миссия мониторинга избирательной кампании в 50 субъектах Российской Федерации . В Российскую Федерацию были направлены 64 долгосрочных и 370 краткосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ (для сравнения: на выборах 2011 г. в России работали 203 наблюдателя БДИПЧ ОБСЕ).

По прибытию в регионы наблюдатели провели консультации с кандидатами «демократически ориентированных» политических партий «Парнас», «Яблоко», «Открытая Россия», журналистами оппозиционных СМИ, а также руководством и координаторами движения «Голос». В ходе встреч осуществлялся целенаправленный сбор тенденциозной информации о социально-политической обстановке в России, нарушениях и злоупотреблениях в избирательном процессе, осуществлялось изучение перспективных молодежных активистов и ангажированных политических деятелей. Для формирования информационных поводов по дискредитации избирательной кампании, компрометации конституционных органов власти и управления задействовался потенциал региональных отделений движения «Голос» и аффилированных с ним псевдоправозащитных структур . С привлечением зарубежных и оппозиционных СМИ предпринимались попытки тиражирования тенденциозной информации о нарушениях выборного законодательства со стороны представителей органов власти и парламентских партий в сочетании с замалчиванием аналогичных нарушений, допущенных иными субъектами избирательного процесса.

Как показывает многолетняя практика выборов, реализация угрозы иностранного вмешательства в избирательный процесс возможна в следующих формах:

Оказание финансовой и консультативной помощи некоммерческим организациям, оппозиционным партиям и движениям, нацеливание их действий на дестабилизацию социально-политической обстановки в стране, подрыв доверия населения к законным органам власти и избирательному процессу;

Методическая помощь интересующим избирательным штабам, кандидатам и их доверенным лицам;

Создание финансируемой извне межрегиональной электоральной сети наблюдения за выборами, ориентированной преимущественно на фиксацию нарушений избирательного законодательства и организацию альтернативного подсчета голосов;

Формирование и поддержка молодежных структур «гражданского неповиновения»;

Инспирирование протестной активности в обществе с использованием подконтрольных СМИ и сети Интернет;

Оказание давления на иностранных и международных наблюдателей;

Объявление официальными лицами иностранных государств и международных организаций (Государственный департамент США, Европарламент, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Бюро по демократическим институтам и правам человека и др.) выборов недемократичными, а их результатов - сфальсифицированными.

В основе всех этих форм лежат технологии консолидации антигосударственных политических сил, вовлечения населения в протестные акции и их умышленного трансформирования в массовые беспорядки.

Угрозообразующие факторы, связанные с возможностью внешнего вмешательства в избирательный процесс, представлены: агрессивными геостратегическими установками лидеров ряда иностранных государств (их союзов) по «сдерживанию» России и вмешательству в ее внутренние дела в целях неконституционной смены власти; увеличением масштабов и скоординированности применения отдельными государствами информационных технологий, направленных на подрыв суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации; «двойными стандартами» во внешней политике и гуманитарной сфере; использованием правозащитных концепций и института международного наблюдения за выборами в качестве инструмента политического давления на органы власти и управления.

С учетом возможности формирования и обострения угроз конституционному строю в условиях выборов, зависимости потенциала угроз от соответствующих угрозообразующих факторов главные устремления антироссийских сил в ходе подготовки к Единому дню голосования 18 сентября 2016 г. были направлены на формирование оппозиционной коалиции, способной по «украинскому сценарию» инспирировать протестные настроения и в последующем изменить политический курс руководства страны неконституционными методами. Важнейшая роль в этом процессе, как и ранее, отводилась организации незаконных массовых публичных мероприятий с участием молодежи.

Благодаря доверию населения к главе государства, широкой поддержке проводимой органами власти политики дестабилизации социально-политической обстановки, подрыва авторитета государства и антиконституционных проявлений удалось избежать.

В ходе выборов 18 сентября 2016 г. проявились новые угрозы конституционному строю, которые позволили вскрыть слабые места в системе защиты конституционного строя и определить дополнительные направления работы уполномоченных органов по защите конституционных основ организации и функционирования государственной власти.

Эти угрозы необходимо учитывать организаторам выборов и правоохранительным органам. Так, требуется комплексная предупредительно-профилактическая работа в молодежной и праворадикальной среде. Необходимо дальнейшее совершенствование контроля за финансированием некоммерческих объединений и общественных организаций, соответствием деятельности филиалов и представительств иностранных неправительственных организаций уставным целям и задачам, соблюдением ими российского законодательства. Нуждается в развитии противодействие на системной основе коррупции и криминализации государственных и муниципальных органов публичной власти. Востребована наступательная работа по пресечению деятельности агитационных площадок антигосударственной пропаганды в СМИ и Интернете. Представляется целесообразным усиление антитеррористической защищенности критически важных объектов в Крыму и других приграничных с Украиной субъектах Российской Федерации.

Нейтрализация традиционных и пресечение новых угроз должны дополняться устранением реальных причин и условий, формирующих уязвимости системы социально-экономических и политических отношений, подлежащих защите со стороны государства.

Поделиться: