Герб чувашии. Чувашская Республика

Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением. Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема "Три солнца".

Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба, независимо от размера его воспроизведения, должна вписываться в условную окружность, нижняя часть которой соответствует нижней кромке девизной ленты с надписью "Чаваш Республики - Чувашская Республика".

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности.

Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой,

Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в киремети {месте языческого моления и жертвоприношения). Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности.

Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты, обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю.

В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита.

Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением.

Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни".

Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

Подробное соотношение пропорций всех элементов герба приводится в его схематическом условно-графическом изображении, прилагаемом к нас гоящему Закону.

За основу измерений взято соотношение элементов герба с диаметром условной окружности, в которую вписана композиция герба.

Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца".

Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю.

В геометрической середине полотнища флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его длины и состоящая из эмблем "Древо жизни" и "Три солнца".

Эмблема "Древо жизни", занимающая 3/5 части ширины флага - знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность композиции "Древа жизни" выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

"Древо жизни" состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики -чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенные симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики.

Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей.

Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5 процентам длины флага. Общая ширина ствола "Древа жизни" составляет 6,5 процента длины флага.

Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага - "Древо жизни", означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением. Высота и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех звезд составляет 2,7 процента длины флага.

Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается над "Древом жизни" в геометрической середине полотнища флага. Нижние окончания звезды опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной части композиции "Древо жизни".

Две боковые восьмиконечные звезды располагаются слева и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции "Древо жизни".

Полотнище флага крепится к древку, завершающимся навершием в виде рельефно-объемного изображения эмблемы "Древо жизни", составляющего по высоте 10 процентов длины флага и но ширине - 7,5 процентов длины флага.

Русская Цивилизация

Описание

Прямоугольный чувашский флаг - это полотнище желтого цвета с красной полосой вдоль нижнего контура, из которого «растет» Древо Жизни - эмблема, изображающая стилизованное орнаментом дерево с тремя солярными знаками над его кроной.

Символика

Сочетание желтого и красного цветов - традиционная расцветка в чувашских традициях. Желтый фон полотнища - самый красивый цвет в местном фольклоре. Желтым цветом изображается все самое светлое и красивое, а в геральдике он трактуется как богатство, справедливость и благородство. Красный цвет присущ большинству народных чувашских орнаментов, а в геральдике он означает силу, достоинство и мужество. На флаге Чувашии желтый фон - это место под солнцем, красный - земля, на которой растет «Древо Жизни», изображенное древнечувашской эмблемой. Эмблема «Три Солнца» в виде трех одинаковых солярных знаков символизирует защиту, благополучие и солнечный свет. Сочетание двух центральных эмблем флага трактуется как «Были, Есть, Будем».

История

Свое современное название Республика Чувашия получила в 1990 году с провозглашением суверенитета. Государственный флаг Чуваши был принят в 1992 году, новый закон 1997 года подтвердил утвержденные ранее герб и флаг Республики.

К XV веку на территории Чувашии образовался самостоятельный этнос - чуваши, который вобрал в себя черты сразу нескольких народностей, пребывавших в регионе. Сегодня республика входит в состав России, но сохраняет индивидуальные черты своей уникальной культуры. Как выглядят флаг и герб Чувашской Республики? Какая символика представляет районы республики? Давайте узнаем об этом.

Чувашия

Чувашская Республика располагается в европейской части России, по соседству с Нижегородской и Ульяновской областями, Мордовией, Татарстаном и Республикой Марий Эл. Большая часть ее территории уходит на юг от правого берега реки Волги, слева от нее находится лишь часть Чебоксарского района.

Предками чувашей - основного населения республики - являются тюркоязычные булгары и сувары, основавшие VII веке на берегах Волги Великую Булгарию. Современная чувашская народность сформировалась только к XV веку. Она представляет собой смесь булгарского и финно-угорского этносов. В настоящее время в республике проживает около 1,2 миллиона человек. Около 68% из них - это чуваши, 26% - русские, 5% - татары и мордва.

К Русскому государству эти земли присоединились в XVI веке. До этого жители Чувашии были язычниками, которые верили в анимизм и многочисленных богов. По их представлениям мир состоял из трех уровней, а небосвод поддерживался Мировым деревом. Земля имела квадратную форму, и в каждом ее углу стоял богатырь-защитник. В XVIII веке народ подвергся христианизации, однако его верования и традиции нашли отражение в официальной символике региона.

Описание герба Чувашской Республики

Современная эмблема Чувашии впервые появилась только в 1992 году. До этого главные символы региона имели совершенно другой вид и часто менялись, в соответствии со сменой власти. Автором герба Чувашской Республики стал художник Юрьев Элли Михайлович. Художник постарался показать в нем особенности чувашской культуры.

Вся композиция герба вписывается в условную окружность, нижний контур которой создает красно-желтая лента с названием республики на русском и чувашском языках. Геральдический щит внутри окружности имеет необычную форму. Он резной и очертаниями напоминает шкуру животного.

Щит герба Чувашской Республики разделен на две неравные горизонтальные области. Нижнее поле составляет ¼ часть от общей высоты и окрашено в красный цвет. От него тянется красное дерево, оформленное в стиле народного орнамента. Задний фон дерева окрашен в сплошной желтый цвет.

Сверху над гербом Чувашской Республики располагаются три желтые восьмиконечные звезды, окаймленные красным контуром. Это древние солярные знаки, которые вместе составляют эмблему «Три солнца». По бокам щит обрамляют желтые веточки хмеля с листьями и плодами, которые располагаются на концах красной ленты.

Флаг республики выглядит идентично гербовому щиту. Его полотно разделено на два горизонтальных поля, а в центре присутствует символ дерева и солярные знаки над ним. Ветки хмеля и лента с надписью отсутствуют.

Что означает герб Чувашской Республики?

Эмблема республики пронизана глубокими смыслами и тесно связана с традициями чувашского народа. Не случайна здесь даже симметричность изображения. Она сообщает о тяге к гармонии и внутреннему равновесию, которые присущи местному народу.

Щит в форме шкуры символизирует древний обряд жертвоприношения, который был популярен во времена язычества. В переносном смысле он представляет собой жертву, которую принесли чуваши для создания собственной государственности.

Центральная фигура на гербе Чувашской Республики - это «Древо жизни» или «Мировое дерево». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Восьмиугольные звезды, расположенные над шитом, являются частым элементом традиционного орнамента. Это солярные знаки, символизирующие дар жизни, благополучие и совершенство.

Цвета герба обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность. Хмель по бокам щита символизирует его богатство. Хмелеводство когда-то было одним из распространенных местных занятий, а домашнее пиво считалось традиционным напитком.

История

Земли, на которых сейчас располагается республика, были частью Волжской Булгарии, и Чувашия по праву считается ее преемницей. Именно поэтому, первым местным гербом можно считать изображение на печати Булгарии - идущий ягненок, несущий в одной из лап хоругвь. В 1672 году она была указана в одном из царских титулярников.

Первый официальный символ, который относился непосредственно к Чувашии, был создан только в 1926 году. Это был герб одноименной автономной области. На нем изображалось восходящее солнце с длинными лучами, слева обрамленное дубовыми и еловыми ветками, а справа - колосьями пшеницы. Поверх лучей размещались серп и молот, а сверху - красная пятиконечная звезда. Ветки и колосья были перевязаны красной лентой с девизом: "Пӗтӗм тӗнчери пролетарисем, пӗрлешӗр!". Все это заключалось в щит круглой формы и обрамлялось надписью с названием области и государства.

Позже область стала республикой, а стили ее эмблемы неоднократно изменялись. При этом все символы оставались на своем месте. Последнее изменение герба Чувашской Республики произошли в 1978 году. Тогда форма щита стала резной, звезда разместилась над ним, а колосья пшеницы окаймляли его с двух сторон. Серп и молот стали крупнее, а над ними на щите располагались надписи РСФСР и «ЧУВАШСКАЯ АССР».

Районы республики

Современная Чувашская Республика занимает территорию всего 18 343 км 2 . Административно она разделяется на 21 район, 5 городов республиканского и 4 - районного значения. Кроме того, в ней выделяют около двух тысяч поселков, городских и сельских поселений.

Гербы районов Чувашской Республики отражают местную природу и историю, однако, они имеют одну интересную особенность. На многих из них изображены мифические персонажи или традиционные символы, связанные с регионом, который они представляют. Так, на эмблемах районов встречаются сказочные воины, почитаемое чувашами дерево дуб, крылатый конь и другие элементы фольклора.

Красночетайский район

Герб района изображает золотого вздыбленного коня с крыльями. Рядом с ним стоит серебряный воин-батыр с красной бородой и волосами, который пытается сдержать коня за узду. Фон сзади них окрашен в красный, а под их ногами - в синий цвет. В верхнем левом углу находится миниатюра герба Чувашии, как знак принадлежности района к республике.

В основу эмблемы легла давняя народная легенда. Она рассказывает о верховном боге Туре, который создавал животных. Самым первым его творением стал крылатый конь, ставший прародителем всех лошадей, и стал проводником народа, приведя их из лесов на плодородные земли.

Это животное всегда играло важную роль в жизни чувашей. Оно ассоциируется с мужеством, верностью, преданностью и отвагой.

Батыревский район

Герб этого района окрашен в сплошной голубой цвет. В центре располагается фигура могучего воина с седой бородой, в серебристых доспехах и золотом шлеме. Он стоит, опираясь двумя руками на меч, лезвие которого на конце превращается в пламя.

Воин Батыр является персонажем чувашского фольклора. Это богатырь, который всегда стоит на страже, защищая родной край. Меч в его руках является символом справедливости и защиты, а пламя вместо лезвия говорит о готовности оборонять свою землю. Оно также символизирует доброту и надежность народа.

Урок по культуре родного края:

«Символика государства – это национальное достояние.

Чувашский флаг, герб и гимн». (2 часа).

учитель МБОУ «Кувакинская СОШ»

Алатырского района Чувашской Республики.

Это первое занятие, рассчитанное на 2 часа и основанное на местном материале. Предназначено для учащихся старшего звена, начиная с 9 класса. Материал урока представлен развёрнуто и усложнено, поэтому предполагается предварительное знакомство с символикой (в 5-7 классе).

Презентация (слайд 2)

Цель урока: сформировать отношение к символике Чувашской Республики как

к национальному достоянию.

Задачи: - познакомить учащихся с историей возникновения символики Чувашской

Республики;

Показать символы как отражение истории происхождения чувашского

государства с его национальными традициями и особенностями хозяйства

и природы;

Познакомить учащихся с эмблемой Алатырского района Чувашской

Республики;

Воспитать у учащихся чувства уважения к символам нашей республики;

Через бережное отношение к символам воспитывать у учащихся

чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: слайд-презентация, плакаты с изображениями флага, герба, запись

гимна ЧР, карточки-задания для учащихся , портреты Э.М.Юрьева,

Г.С.Лебедева, И.С.Семёнова (Тукташ).

Ход 1 урока.

I . Оргмомент. Приветствие учителя. Ознакомление учащихся с задачами и эпиграфом урока:

«Самый распространенный вид гордости – национальная гордость».

Артур Шопенгауэр

II. Изучение нового материала по плану (слайд 3):

1. История Чувашской государственности;

2. Проекты новых государственных символов;

Вводное слово учителя. День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение символики и геральдики, это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, еще и национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл.

Отношение к символам государственности - один из показателей культуры общества. Ведь они отражают историю народа, его прошлое и настоящее, традиции наших предков и новые устремления в будущее. Как отметил Президент Чувашии Николай Васильевич Федоров: "Государственный флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы , призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и емко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен" (слайд 4) .

С символикой нашей республики мы уже кратко знакомились. Сегодня на уроке мы более подробно, более расширенно изучим эту тему.

1. История Чувашской государственности.

История создания государственной символики была непростой. Очень мало сохранилось сведений о первом чувашском флаге, учрежденном на I-м Всероссийском чувашском военном съезде в январе 1918 года. Однако, это небезынтересно, так как это был первый опыт обретения чувашским народом собственных государственных символов. Документы Государственного исторического архива Чувашской Республики могут пролить свет на это исторически значимое событие.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России дала толчок началу национального самоопределения чувашского народа. Начались поиски форм государственного устройства, отвечающих интересам чувашей. На Общечувашском национальном съезде 20-28 июня 1917 года в г.Симбирск были предприняты попытки закрепления демократических завоеваний революции. Образованное на этом съезде Чувашское Национальное Общество, объединяло различные демократические силы чувашского народа. По мнению создателей должно было стать политическим, культурным и интеллектуальным центром всех чувашей.

На этом съезде были приняты резолюции и пожелания депутатам будущего Учредительного собрания в Петрограде. Были пожелания и о будущей государственной символике: «В целях объединения чуваш Съезд находит необходимым немедленно приступить к созданию национального флага и значка (герба) чувашского общества. Флаг с одной стороны должен быть цвета наиболее чувашами любимого в древности и более распространенного в настоящее время, с национальными рисунками и узорами. Другая сторона флага должна по цвету и рисункам выражать идею наступления эры национальной свободы для чуваш, начала культурно-национального объединения и их возрождения. Флаг должен быть по рисунку настолько прост, чтобы его могли делать и разрисовывать крестьянки-чувашки».

Была образована специальная комиссия, которая обсуждала несколько вариантов флага, и остановились на проекте, подготовленном И.С.Максимовым-Кошкинским, П.А.Федоровым и И.В.Васильевым, при разработке которого учитывались пожелания симбирского съезда. Итак, по проекту флаг состоял из полотнища двух цветов – зеленого и белого (с желтоватым оттенком) с национальными узорами. Комиссией было высказано мнение о помещении в углу зеленого цвета изображение солнца. Древко флага имело цвет дубовой древесины. И.С.Максимову-Кошкинскому было поручено составить окончательный проект флага и представить его на съезде. К сожалению, в документах отсутствуют изображение флага и данные о его цветовых пропорциях.

24 января 1918 года на I-м Всероссийском чувашском военном съезде после недолго обсуждения проект был официально учрежден в качестве национального флага чувашского народа. Этот флаг использовался в качестве знамени создаваемого тогда же I-го Чувашского национального полка , только на нем дополнительно было написано красным цветом название полка. Вопрос о гербе остался открытым, в конце работы съезда было решено о передаче этого вопроса образованному на съезде Чувашскому национальному военному совету «Канаш», который, по мнению своих создателей, должен был стать чувашским национальным парламентом.

Незадолго до этого, в начале января 1918 года, был создан и «Чувашский гимн». Стихи сочинил руководитель чувашского хора в г.Казань Т.Д.Алексеев на музыку русского композитора А.Т.Гречанинова «Да здравствует Россия, свободная страна». Сохранился лишь подстрочный перевод этого произведения:

Слава живущему издревле чувашу,

Слава великому в веках народу!

Дружно беритесь за работу,

За построение жизни новой.

Пусть зазеленеют твои поля

И морем волнуются хлеба.

Народ, преодолев темноту,

Умом поднимается высоко.

Тогда и слава его труду

Солнцем засияет высоко!

«Чувашский гимн» впервые был исполнен 14 января 1918 года чувашским хором, быстро стал популярным, исполнялся на всех значимых мероприятиях, но официальный статус не приобрел.

История первых чувашских государственных символов оказалась короткой. Чувашский национальный совет «Канаш» в марте 1918 года потерял свою политическую значимость. Флагом трудящихся любой национальности, по мнению большевистского правительства, должен быть только революционный красный флаг и в качестве гимна - «Интернационал».

В советское время территорию чувашей объединили в единое целое. Это произошло после подписания 24 июня 1920 года декрета ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Чувашской автономной области (ЧАО) с центром в Чебоксарах. Автономная область включала семь уездов Казанской и Симбирской губерний.

В 1925 году ЧАО была преобразована в Чувашскую АССР. В июне того же года в нее вошли часть Алатырского уезда с городом Алатырь Ульяновской губернии. Чувашская Республика полностью обрела территориальную целостность. С преобразованием автономной области в автономную республику впервые возникла необходимость создания национальных символов. Идея своего национального флага не умерла. Уже после образования Чувашской АССР в 1925 году был поставлен вопрос о возвращении национального флага. Утвержденный на 2 (7) съезде Советов 31 марта 1927 года флаг концептуально воспроизводил флаг 1918 года. Флаг представлял собой красное или алое полотнище , в верхнем углу которого находился белый прямоугольник с красными буквами "ЧАССР" и золотым изображением серпа и молота. Место для знака и надписей обрамлял узор, заимствованный со старинных свадебных платков. В оформлении флага выдерживался традиционный и в то же время как бы осовремененный национальный колорит (слайд 5) . Народный орнамент вошел и в оформление герба 1927 года. Герб состоял из двух кругов, между которыми свободно размещались название "Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика" на чувашском и русском языках, а в нижней части - надпись "РСФСР". С правой стороны, парралельно линиям кругов, изображены сноп, колосья пшеницы, с левой - ель, еловые и дубовые ветви. Обе части венка перевивали широкие ленты с геометрическими узорами на концах (слайд 6) .

Н

о в конце 20-х гг. в СССР началась борьба против так называемого «великодержавного шовинизма» и местного национализма». Под критику попал и чувашский флаг. Постановлением этого съезда чувашский флаг стал полностью красного цвета, лишившись белого полотна с национальными узорами. Эти флаг и герб оставались в Чувашской АССР до Конституции 1937 года (слайд 7, 8) . Затем в силу определенной национальной политики в государственных символах всех автономных республик стала преобладать унифицирующая атрибутика. Это в полной мере относится и к символике Чувашской АССР. Согласно статьям 157 и 158 Конституции Чувашской АССР Государственными гербом и флагом республики стали Государственный герб и флаг РСФСР, только к их изображениям добавляли надписи на русском и чувашском языках: "Чувашская АССР" (слайд 9, 10) .

2. Проекты новых государственных символов.

Переосмысление места и роли Чувашской Республики в Российской и Советской Федерации связано с началом демократических преобразований в обществе во второй половине 80-х годов. Важным шагом на этом пути стала принятая 24 октября 1990 г. “Декларация о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики” и Закон Чувашской АССР “О декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР”. Именно эти документы дали необходимый толчок к пересмотру главных атрибутов государственного суверенитета - государственных символов: флага, герба, гимна. В декабре 1990 г. Верховный Совет Чувашской ССР утвердил Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных символов республики и состав конкурсной комиссии. Была обнародована и концепция национально-государственной символики, в разработке которой приняли участие видные общественно-политические деятели новой демократической волны, крупнейшие чувашские ученые и специалисты.

Работа над национально-государственными символами началась с подготовки проекта Положения о концепции символики , суть которой состояла в следующем: национально-государственные символы должны воплощать историческое прошлое чувашского народа, олицетворять нынешний статус республики и выражать перспективу на будущее. В их духе, форме, композиции должны найти выражение народные представления о природе, обществе, трудовых, нравственных и эстетических традициях, идея согласия и мирного сосуществования людей разных национальностей.

Интерес к разработке новых символов был так велик, что еще до объявления о конкурсе в комиссию поступило более 100 самых разнообразных проектов герба и флага. Авторы разработок шли непроторенными путями. Ведь у них, по существу, не было опоры на предшествующие национальные символы. Поэтому процесс создания и законодательного закрепления главных символов государства оказался не простым. Без преувеличения можно сказать, что в их создании приняла участие вся творческая элита Чувашии, тысячи граждан республики, представители чувашской диаспоры со всех концов бывшего СССР и Российской Федерации.

Проекты новых государственных символов, предложенные комиссией, выставили в Чувашском государственном музее в апреле 1991 года, а затем авторы разработок , признанных наиболее интересными, внесли соответствующие исправления.

Один из проектов принадлежал Д.Ф.Мадурову - студенту Московского Высшего художественно-промышленного училища. Автор взял за основу образ ласточки - птицы мира и согласия. В мифологических представлениях она - вестник добра, счастья, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия. Ласточка - любимая птица высшего из чувашских божеств небесного Бога-творца Султи-тура, который дарует дождь на поля, урожай и счастье людям. На груди ласточки - символическое изображение сохи в обрамлении хлебных колосьев. В верхней части герба - изображение небесного свода (Кавак хуппи) и полуденного солнца. Герб обрамляют голубая лента и ветви хмеля.

Флаг представлял собой светло-желтое прямоугольное полотнище с полосами красного цвета сверху, снизу и у древка. На нем изображены основные элементы герба: лемех сохи, небесный свод и золотые хлебные колосья.

Проект С.Н.Михайлова решен в строго орнаментальном ключе, с активным использованием элементов чувашской вышивки. Он представляет модель мира с небесным сводом, тремя солнцами и осью мира в центре. Эта модель мира находилась и в центре герба, и в центре флага.

Третий проект принадлежал Э.М.Юрьеву. В его основе - Вечное дерево - символ возрождающейся Чувашии. Правда, после обсуждений дубовые ветви вокруг гербового щита художник заменил ветвями хмеля. Не случайно, конечно. Хмель - ведущая техническая культура сельского хозяйства Чувашии, так называемое «зелёное золото».

Для полотнища флага , как это дано в описании, взяты пропорции "золотого сечения" (5:8, а не 1:2), именно это соотношение было принято в большинства стран. Верхняя часть флага окрашена в желтый цвет, который, как принято в народной традиции, считается наиболее благородным и возвышенным. Желтое поле флага обозначает "Сара хевел" - пространство под солнцем, населяемое чувашами. Нижняя часть полотнища, означающая землю, на которой проживает чувашский народ, окрашена, как и гербовая эмблема, в сандалово-красный цвет.

После длительного отбора, жарких дискуссий и обсуждений в апреле 1992 г. большинство комиссий отдали свои голоса проекту герба и флага, автором которых был народный художник Чувашской Республики Э.М.Юрьев. 11-я сессия Верховного совета тоже отдала предпочтение проекту этого художника, но внесла в него значительные изменения.

Родился 25 марта 1936 года в селе Исаково Красноармейского района в семье известного чувашского журналиста, художественного критика и поэта М.И. Юрьева. Удивительно , но родители, как бы предчувствуя судьбу сына, нарекли младенца именем Элли (древнечувашское понятие «мастер»). Интерес к искусству проявился у мальчика очень рано. Учился в Чебоксарской детской художественной школе (1949-1951), Чебоксарском художественном училище (1951-1952), окончил Тбилисскую государственную академию художеств (1958-1964). Служил в рядах Советской Армии (1955-1958).

После окончания вуза он вернулся на родину, обосновался в Чебоксарах и стал работать старшим художественным редактором Чувашского книжного издательства. Одновременно преподавал в Чебоксарском художественном училище, а затем на художественно-графичеком факультете Чувашского

государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева.

Первым из художников республики очень серьезно начал заниматься промышленной графикой на профессиональной основе, Элли Юрьев параллельно разрабатывал собственные шрифты и орнаментальные мотивы. Благодаря его таланту, чувашская промышленная графика заговорила собственным языком, имеющим национальные корни.

Элли Юрьев навсегда вошел в историю отечественного искусства как автор Государственного герба и Государственного флага

Чувашской Республики.

Элли Михайлович Юрьев Раскрывая идейно-смысловой строй герба, сам

(1936-2001 гг.) Э лли Михайлович говорил: «Главное в гербе – древо жизни в центре геральдического щита. Корнями древо врастает в землю. Крону древа жизни составляют три этнические ветви: чувашей коренных, что ближе к стволу, затем с краю – ветвь чувашской диаспоры, а между двумя этими ветвями , не достигая корней – ветвь, символизирующая все те народности, что проживают на данный момент в Чувашии. Таким образом, на основе этнической данности складывается общественно-политическая ситуация. Этот аспект мне тоже хотелось отразить в символе герба. Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики».

Без преувеличения можно сказать, что все творчество Элли Юрьева пронизано неустанными поисками и непрерывающейся цепью экспериментов, дававших художнику возможность совершенствовать свой собственный стиль в искусстве и открывать в себе все новые грани дарования. Член союза художников СССР с 1967 г. В 1976 г. присвоено звание заслуженного художника ЧАССР. Присуждена Государственная премия Чувашской Республики им. К.В. Иванова за 1989 г. В 1994 г. присвоено звание народного художника Чувашской Республики.

Сердце художника остановилось 17 января 2001 года. Его имя присвоено Чебоксарской детской художественной школе № 4, земляки из Красноармейского района назвали в честь художника 8 улиц. Учрежден республиканский конкурс детского творчества на приз имени Элли Юрьева.

Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа) (слайд 12) .

Германом Степановичем Лебедевым родился 28 апреля 1913 года в д. Салабайкасы (ныне Чебоксарский район Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье. В 1930-1935 гг. учился в Чувашском государственном музыкально-театральном техникуме. Тогда же начал петь в Чувашском государственном хоре. В 1936-1940 гг. Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. С 1941 г. работает в Чебоксарах: сначала – заведующим учебной
частью, затем – директором музыкального училища. В первые годы войны одновременно он

участвует как баянист-аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного ансамбля песни и танца, в составе которого выезжает на Брянский и Калининский фронты для культурного обслуживания бойцов Советской Армии. С 1943 по 1975 гг. постоянно работает в Чувашском Государственном ансамбле песни и танца.

В 1945 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашии, а в 1970 г.

– заслуженного деятеля искусств Российской

Федерации. Основная область его творчества -

песня. Всего около 400 песен. Скончался Герман

Герман Степанович Лебедев

(1913-1980 гг.)

(Слайд 12). Родился 3 августа 1907 года в д. Большие Токташи Аликовского района Чувашской Республики в бедной крестьянской семье. Окончил Красночетайскую школу-восьмилетку. В 1926-1928 гг. учился в Чебоксарской партийной школе. Затем в течение 2 лет работал ответственным секретарем редакции «Будь готов» и редактором Чувашского книжного издательства. В 1933-1935 гг. он – редактор Чувашского книжного издательства, а в 1935-1942 гг. – научный сотрудник Научно-исследовательского института.

Творческое наследие его богато и разнообразно. Он является автором многих стихов и песен , рассказов и повестей: «Бычий лог» (1931), «Хозяева земли» (1954), сборника стихов в прозе «Букет» (, 1939); очерков «Павел Лаптев» (1944), «Золотая Звезда» (1945), пьесы-сказки «Цветок счастья» (1953) и других. Перу И. Тукташа принадлежат переводы «Слова о полку Игореве » (совместно с И. Ивником),

Илья Семёнович Семёнов первого тома «Тихого Дона» Шолохова, произведений

(Тукташ) Горького, Тагора, песен Лебедева-Кумача, сонетов

(1907-1957 гг.) Шекспира. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

И. Тукташ - участник Великой Отечественной войны (1942-1944 гг.), военный корреспондент.

Ход 2 урока.

Второй урок посвящён Чувашскому гербу, флагу и гимну.

Изучение нового материала по плану (слайд 13):

1. Символика Чувашской Республики: герб;

2. Символика Чувашской Республики: флаг;

3. Символика Чувашской Республики: гимн;

5. Эмблема Алатырского района Чувашской Республики.

1.герб .

(Слайд 14). Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца".

Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство , справедливость , милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в месте языческого моления и жертвоприношения - киремети. Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности. Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты , обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю. В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма , силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. "Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики. Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы , отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос , не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением. Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни". Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

2.Символика Чувашской республики: флаг .


(Слайд 15). Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. В геометрической середине полотнища флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его длины и состоящая из эмблем "Древо жизни" и "Три солнца". Эмблема "Древо жизни", занимающая 3/5 части ширины флага - знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность композиции "Древа жизни" выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. "Древо жизни" состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенные симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5 процентам длины флага. Общая ширина ствола "Древа жизни" составляет 6,5 процента длины флага. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага - "Древо жизни", означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением. Высота и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех звезд составляет 2,7 процента длины флага. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается над "Древом жизни" в геометрической середине полотнища флага. Нижние окончания звезды опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной части композиции "Древо жизни". Две боковые восьмиконечные звезды располагаются слева и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции "Древо жизни". Полотнище флага крепится к древку, завершающимся в виде рельефно-объемного изображения эмблемы "Древо жизни".

3.Символика Чувашской республики: гимн .

Государственный гимн Чувашской Республики - один из государственных символов Чувашской Республики, предназначенный для исполнения во время проведения государственных церемоний (вступление в должность Президента Чувашской Республики, открытие и закрытие важнейших заседаний, собраний). В основу гимна Чувашии положена песня "Тăван Çĕршыв" (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Чувашии и Российской Федерации Герман Лебедев, слова - Член Союза писателей СССР Илья Тукташ. Государственный гимн Чувашской Республики может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении, в том числе - в сокращенном варианте (без второго куплета). Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; родные, отец, мать, дети - круг семьи ; единение и согласие всех родных в чувашском мире - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение (слайд 16) .

Учитель просит учащихся встать. Проводится прослушивание Государственного гимна Чувашской Республики (слайд 17) .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН ЧУВАШИИ

Когда весны высокий свод

Лучи живые щедро льёт, -

На добрый лад судьбу верша,

О крае родном поёт душа.

Припев: Поклон тебе, о Родина,

Красавица на все времена.

Поклон тебе, о Родина,

Да славится Родная страна!

Отцам на смену выйдя в путь,

Ты, юность, им опорой будь.

На добрый лад судьбу верша,

О жизни большой поёт душа.

Припев.


Народ народу – друг и брат,

Отныне и чуваш крылат,

На добрый лад судьбу верша,

О силе людской поёт душа.

6. Эмблема Алатырского района Чувашской Республики.


27 февраля 1997 года районным собранием депутатов утверждена эмблема Алатырского района. В основу принятой с учетом мнения населения эмблемы Алатырского района положено сочетание символов государственной власти Чувашской Республики и присущие Алатырскому району атрибуты. Основой эмблемы является составная часть Государственного герба Чувашской Республики с надписью: "Чувашская Республика" - "Алатырский район", увенчанная дубовыми листьями, как символом стойкости и силы, а так же характеризующими лесные богатства района.

Составной частью эмблемы является композиция, отражающая дела территории Алатырского уезда, когда в 1778 году уездному городу Алатырь был пожалован именной герб и "Три золотых колчана в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие оружие с похвалой употреблять умели", а так же стилизованное изображение хлебных колосьев, символизирующих аграрную направленность экономики района.

Национально-государственные символы Чувашской Республики - одни из немногих, которые помимо своего официального значения являются также художественно-поэтическими образами Родины. Через них мы соприкасаемся к богатству нашей истории и традициям, они подпитывают нашу любовь к родной земле, укрепляют патриотические чувства.

III. Закрепление.

Учащиеся получают листы с заданиями из рабочей тетради «Культура родного края. Вводная часть» Е.В.Александровой (Е.Енькки) – страницы 13-14 (слайд 19) .

VI . Домашнее задание: попробуйте разработать герб своего села (можно семьи, школы).

Работа может выполняться группой.

Использованная литература.

1. Александрова Е.В. (Е.Енькка). Рабочая тетрадь «Культура родного края. Вводная

часть». Чебоксары,2002;

3. Сапрыков В. «"Дерево жизни" - символ Чувашии». Журнал «Наука и жизнь», № 8, 1994. .


Классическая геральдика содержит немного примеров, когда главным элементом герба становится образ, полностью созданный художником, хотя и содержащий явственную ссылку на древний национальный орнамент.

Герб Чувашии - наиболее яркий образец государственного символа подобного типа. Оригинальность и новизна такого решения связаны с тем, что история самоопределения Чувашской республики насчитывает не так много времени, хотя обособленное существование этой поволжской народности прослеживается с XV века.

Из волжских булгар

Начиная с VII века в Северном Причерноморье существовало государство, называвшееся Великой Булгарией. Его населяли тюркоязычные народности, многие из которых уже к тому времени обладали развитой особой культурой, - скифы, сарматы, аланы. Под ударами кочевых племен, главным образом хазар, это государственное образование распалось, а народы, его населявшие, переместились в районы Поволжья и Прикамья.

Здесь произошла их ассимиляция с частью финно-угорских племен. В результате образовалась волжско-булгарская народность, ставшая основой многих поволжских и уральских народов: марийцев, удмуртов, эрзян, башкир. Они находились под двойным давлением: с востока - со стороны Золотой Орды и отколовшегося от неё с запада - от набиравшего силу Московского государства. Современные чуваши считаются "продуктом" смешения булгар с марийцами.

Чувашская автономная республика

Вопрос автономии чувашского народа был впервые поднят только в 1920 году. Тогда была провозглашена Чувашская через 5 лет преобразованная в Чувашскую автономную республику. В 1927 году Съезд Советов ЧАССР утвердил герб Чувашии, созданный художником Павлом Егоровичем Мартенсом.

Взяв за основу он заменил традиционные пшеничные колосья в обрамлении на дубовые и еловые ветки, и украсил ленты, перевивающие их, чувашским национальным орнаментом. Но к 1937 году под предлогом борьбы с местным национализмом даже эти небольшие особенности из символики Чувашской республики были удалены. Герб и флаг Чувашии повторяли всероссийскую советскую геральдическую атрибутику, отличаясь только дублированием надписей на чувашском языке.

Новый этап государственности

Принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Чувашской республики дало начало изменениям во многих областях жизни республики. В процесс создания главных символов включилась творческая элита всей Чувашии и представители других социальных слоёв её населения, в том числе и члены чувашской диаспоры за рубежами России.

Общими усилиями были разработаны условия проведения конкурса по разработке новой государственной символики, а также основные принципы выражаемой ими концепции. Новые флаг и герб Чувашии, её гимн были приняты в 1992 году, после многочисленных отборов и обсуждений. Автором герба, внесенного в Государственный геральдический регистр РФ под номером 207, стал видный чувашский художник Элли Михайлович Юрьев.

«Древо жизни»

Образной основой новой государственной атрибутики стали изображения древнечувашских символов, выполненных в духе национального орнамента. Основной из них - «Древо жизни» - имеет глубокие корни в славянской истории и культуре. Герб Чувашии благодаря ему обрел удивительную многозначность. Это олицетворение исторической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего народа, постоянного движения вперед, возрождения, стойкости, основанных на корневых связях с родной землёй.

Этот знак, силуэтом напоминающий особо почитаемый чувашами дуб, состоит из пяти элементов, олицетворяющих различные народности, которыми заселена республика Чувашия. Центральная линия, исходящая из основания и разделяющаяся на два отростка, заканчивающиеся завитками из национального узора, - символ коренного населения. Внизу и в середине древа попарно расположены два знака, означающие другие национальности, а также чувашей, проживающих за пределами республики.

Описание герба

Современный герб Чувашии венчает другой древний символ - трижды повторенную восьмиконечную звезду, олицетворяющую солнце. Троекратное повторение солярного знака означает древнее чувашское понятие - «Пулна. Пур. Пулатпар», переводимое как «Были. Есть. Будем».

Под ним располагается сложной вырезной формы геральдический щит, на котором находится символическое изображение «древа жизни». Снизу щит обрамляет красная с желтой каймой лента с фигурным уширением внизу. На ленте желтыми литерами написано название республики на чувашском и на русском языке: «Чаваш Республики - Чувашская Республика». Верхние края ленты украшают стилизованные изображения золотых листьев и шишек хмеля - пиво всегда было традиционным праздничным напитком чувашей.

Описание флага

Прямоугольное полотнище с разделением на желтое и красное поля, с расположенным по центру изображением «Древа жизни» и «Трех солнц» - так выглядит один из главных государственных символов, которыми обладает республика Чувашия.

Большое значение имеет цветовая символика. Желтый - по-чувашски «сара» - один из самых красивых в чувашском фольклоре. Он отождествляется с солнечным светом, со всем самым прекрасным и светлым. В классической геральдике этот цвет называется золотом и имеет своё толкование - богатство, силу, верность, постоянство, справедливость и т.д.

Другой цвет герба и флага Чувашии - сандалово-красный. Он также относится к самым популярным в чувашском народном творчестве. В геральдической практике он называется пурпуровым и значит могущество, мужество, достоинство.

Обладающая большой художественной выразительностью и значительной смысловой наполненностью, эта государственная символика вошла в практику и культуру народа. Она активно используется и в праздничном оформлении, и в повседневном городском окружении, при этом столица республики Чувашия - г. Чебоксары - считается одним из самых благоустроенных и красивых городов России.

Поделиться: