Управление интеллектуальным потенциалом региона. Уктура интеллектуального потенциала региона, исследованы методические подходы к его оценке, предложены механизмы управления интеллектуальным потенциалом региона Рекомендации по развитию интеллектуального по

1

Научная проблема, рассмотренная в статье, заключается в исследовании теоретических, методологических и научно-прикладных аспектов формирования интеллектуально-кадрового потенциала региона, что создает научные предпосылки для разработки концептуальных и программно-плановых документов, обеспечивающих перспективное социально-экономическое развитие инновационных предприятий и территорий в целом. В статье авторы анализируют проблемы инновационного развития на мезоуровне; выделяют основные структурные элементы, взаимосвязи и механизмы формирования интеллектуально-кадрового потенциала региона. Концептуальная модель интеллектуально-кадрового потенциала базируется на человеческом капитале инновационной экономики региона. Инвестиции в человеческий капитал обеспечат улучшение экономических способностей людей, что ведет к росту отдачи и дохода. Интеллектуальный потенциал проявляется через совокупность способностей, знаний, навыков и умений специалистов различных категорий, которые используются или могут быть использованы в процессе решения соответствующих задач.

интеллектуально-кадровый потенциал

инновационное развитие

человеческий капитал

1. Егорова М. В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект / М. В. Егорова, В. В. Авилова // Инновации. – 2007. – №6. – С. 66-69.

2. Капелюшников Р. И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: (Критический анализ). – М.: Наука, 1981. – 287 с.

3. Кендрик Дж. Совокупный капитал США и его формирование / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978. – 275 с.

4. Марцинкевич В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. – М.: Наука, 2001. – 239(1) с.

5. Петрухина Е. В. Формирование интеллектуального потенциала общества как основы инновационного развития // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 5. – С. 146-159.

6. Самородова Е. М. Человеческий капитал: особенности функционирования, накопления, использования: монография. – СПб.: Инфо-да, 2008. – 127 с.

7. Сибирская Е. В., Петрухина Е. В., Строева О. А. Формирование региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: www..

8. Тамбовцев В. Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

9. Татаркин А. И., Суховей А. Ф. Ключи к мировому рынку. Инновационное предпринимательство на Урале. – М.: Экономика, 2001.

10. Хохлов Ю. Е. Экономика, основанная на знании: социально–экономические тенденции и политические цели / Ю. Е. Хохлов, С. Б. Шапошник [электронный ресурс]. – URL: http: //emag.iis.ru/arc.

11. Schulz T. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. – N.Y., 1971.

Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние и представляют собой ключевую характеристику экономики, основанной на знании. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня - основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик. Подсчеты экспертов ОЭСР показывают, что экономический рост развитых стран в последние два десятилетия более чем наполовину обусловлен инновациями . Новая экономика требует новых подходов, в связи с чем можно утверждать, что движущей силой является на просто информация и знания как таковые, а инновационные знания.

Традиционно одним из важнейших системообразующих элементов инновационного потенциала экономической системы любого хозяйственного уровня является ее интеллектуально-кадровый потенциал . От состояния интеллектуально-кадрового потенциала, прежде всего, зависят масштабы и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а, следовательно, и сама потенциальная возможность появления инноваций. Тем не менее до сих пор отсутствует единый подход к классификации и способам оценки как инновационного потенциала в целом, так и важнейшего его элемента - интеллектуально-кадрового потенциала.

Под инновационным потенциалом понимается готовность и способность того или иного предприятия, региона и иных хозяйствующих субъектов осуществлять или воспроизводить (воспринимать) нововведение . При этом способность к нововведениям принято рассматривать как наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала (ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности), а готовность - как достаточность развития этих ресурсов . То есть инновационный потенциал - это упорядоченная совокупность ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности субъектом рынка, и совокупность возможностей использования их производительной силы, а также мера способности и готовности экономического субъекта к осуществлению инновационной деятельности. Инновационный потенциал предопределяет возможность дальнейшего развития инновационных процессов, создания новых продуктов, а также диффузии инноваций в другие области практической деятельности.

В структуре инновационного потенциала А. И. Татаркин и А. Ф. Суховей выделяют следующие основные элементы: научные школы, традиции, накопленные научные знания как теоретическую базу для создания нововведений; интеллектуальную собственность как совокупность юридически защищенных результатов интеллектуального труда (изобретений, ноу-хау, патентов, авторских свидетельств по отраслям знаний и др.); кадровые ресурсы; материально-технические ресурсы; технологические ресурсы; финансовые ресурсы и др.

Исходя из проведенного исследования, в качестве базовых показателей для количественной оценки инновационного потенциала региона предлагаются следующие:

Интеллектуально-кадровый потенциал (определяемый количеством специалистов, занятых инновационной деятельностью, в общей численности персонала);

Научно-технический задел по инновациям (патенты, ноу-хау и т.д.);

Удельный вес используемых новых методов;

Удельный вес нового оборудования и инструмента, новых технологий в общем количестве;

Наличие сервисных услуг, пользующихся платежеспособным спросом;

Удельный вес новых видов деятельности в общем объеме выполняемых работ.

Определяющим элементом инновационного потенциала является кадровая составляющая. В ней, в свою очередь, главной характеристикой выступает интеллектуальный потенциал, который понимается как совокупность способностей и приобретенных знаний специалистов, их умений и навыков, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения какой-либо задачи. Научная результативность разработчиков в большой степени связана с состоянием материально-технической базы и размерами финансирования научных исследований. Особую роль в оценке инновационного потенциала играет интеллектуальная собственность, принадлежащая физическим и юридическим лицам региона. Отмечается важность, реальная значимость и состояние научных школ в регионе, для которых основными идентификационными признаками выступают: наличие механизма передачи знаний о методах исследований; общий методологический подход в исследовании определенной научной проблематики; вклад и оказание значительного влияния на развитие науки; обеспечение преемственности в исследованиях.

Научный потенциал региона служит отправной точкой в осуществлении начальных стадий инновационного процесса, являясь одной из наиболее важных составляющих инновационного потенциала. Научный потенциал региона в целом характеризует наличие и сбалансированность ресурсов для научной деятельности, их уровень развития и достаточность для осуществления эффективных научных исследований и разработок. Он может определяться показателями состояния научной сферы региона, в которых отражены количество и разнообразие научных организаций, их материально-техническая, финансовая и информационная база, кадровый состав (остепененность, публикационная активность), объемы выполняемых НИОКР, научные заделы и т.д.

Таким образом, целесообразно в качестве основного элемента инновационного потенциала региона рассматривать именно интеллектуально-кадровый потенциал. Интеллектуально-кадровый потенциал региона рассматривается нами с двух позиций. С одной стороны, в контексте обеспечения научно-технической деятельности - наличия и уровня подготовки научно-исследовательских кадров, а с другой - с позиции обеспечения человеческой основы для использования и распространения нововведений (например, наличия инновационных менеджеров, конструкторских специалистов и др.).

Интеллектуальный потенциал проявляется через совокупность способностей, знаний, навыков и умений специалистов различных категорий, которые используются или могут быть использованы в процессе решения соответствующих задач.

Оценка интеллектуально-кадрового потенциала региона призвана показать образовательный уровень населения в целом и по отдельным возрастным и половым группам; наличие, состав и специализацию профессиональных групп работников; уровень оплаты труда работников различных категорий и специальностей; характер и эффективность использования высокопрофессиональных групп работников; отраслевые особенности занятости населения, а также потребности региона в высококвалифицированных кадрах.

Тамбовцев В. Л. отмечал, что «при производстве информации важнейшее средство производства - интеллект - неотделим от субъекта - автора создаваемой информации. Неотделима от субъекта и мысль как состояние его мозга» . Можно сказать, что человек является собственником интеллектуального капитала. Здесь этот капитал, в отличие от капитала овеществленного, как средство производства неотделим от непосредственного производителя - человека. Интеллектуальный капитал становится важным фактором инноваций и экономического развития, хотя и не отражается в балансе предприятия и не поддается учету традиционными методами.

В настоящее время центральным творческим элементом экономической системы является человек с присущими ему особыми производительными личностными характеристиками и выраженным экономическим интересом. Данная совокупность факторов называется человеческий капитал. Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда.

Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т. е. на его способности приносить доход, другие - на его сущностной характеристике как форме личного фактора производства. Практически во всех определениях человеческого капитала после 60-х гг. ХХ века соблюдается принцип расширительной трактовки: речь идет не только о реализуемых знаниях, навыках и способностях, но и о потенциальных (в том числе и возможностях их приобретения); не только о внешнем стимулировании, но и о внутренней мотивации работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала.

Таким образом, человеческий капитал представляет собой накопленный запас здоровья, знаний, способностей, опыта, культуры, целесообразно используемые для производственной деятельности по созданию продукции и услуг, увеличивая доходы человека, предприятия, общества. Основными составляющими человеческого капитала целесообразно выделить: капитал здоровья; трудовой капитал; интеллектуальный, культурно-нравственный и организационно-предпринимательский капитал.

Для выяснения роли интеллектуально-кадрового потенциала в управлении инновационным развитием региона следует учитывать особенности формирования человеческого капитала:

1. Человеческий капитал формируется конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности. Обособляться и отчуждаться могут лишь продукты интеллектуального и физического труда, а не способности к их созданию.

2. Здоровье, знания, способности, опыт накапливаются и выступают как опре-деленный запас или потенциал, требующий сохранения или воспроизводства.

3. Формирование индивидуального человеческого капитала занимает большой период жизни - 18-25 лет и требует значительных затрат - 100-150 тыс. долл. США .

4. Инвестиции (вложения) в формирование и накопление человеческого капитала осуществляют семья, сам человек, фирмы (предприятия), государство, но их эффект зависит от личной активности и способностей к саморазвитию.

5. Использование человеческого капитала, степень его отдачи (эффекта) во многом зависят от свободного волеизъявления человека, его индивидуальных предпочтений и ценностей, ответственности, общего мировоззрения и культуры, в том числе экономической и инновационной культуры.

6. В современных условиях в любой отрасли экономической деятельности человеческий капитал, его объем, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста, конкурентоспособности и инновационности.

Человеческий капитал характеризуется целым набором количественных и качественных параметров. При этом цель государства, предприятия, индивида - данные характеристики повышать и улучшать, поскольку в перспективе это способствует увеличению доходов носителей человеческого капитала, фирм, а значит, и национального дохода. Для формирования, улучшения качественных и количественных характеристик человеческого капитала необходимы материальные затраты - инвестиции, то есть вложения, обеспечивающие улучшение экономических способностей людей, что ведет к росту отдачи и дохода. Инвестиции могут быть направлены на развитие различных активов человеческого капитала: вложены в образование, в здравоохранение, в сферу рекреации, в обеспечение мобильности рабочей силы, в будущий человеческий капитал - в «производство» и воспитание детей.

Поскольку капитальные блага могут производительно использоваться в течение длительного периода времени, возможно и необходимо измерение не только величины текущих вложений в человеческий капитал (экономический учет подобных затрат важен при решении вопросов об оптимальном распределении ресурсов в масштабе всей экономики), но также и объема аккумулированного человеческого капитала, то есть фондов образования, здоровья, мобильности.

Учет затрат, идущих на формирование человеческого капитала в масштабах национальной или региональной экономики, обусловливает возможность оценить его валовые запасы и позволяет рассчитать норму накопления как соотношение между инвестициями в человеческий капитал и национальным (региональным) доходом: , где НН - норма накопления; ИЧК - издержки накопления человеческого капитала; НД - национальный доход .

Основополагающим компонентом накопления человеческого капитала является образовательно-квалификационный потенциал. Его параметры определяют результаты и возможности развития других форм интеллектуально-кадрового потенциала регионов. При определении величины человеческого капитала (образовательно-квалификационного потенциала) используются как натуральные показатели (простейший способ - измерение в человеко-годах обучения), так и денежные, позволяющие косвенно оценить масштабы накопления человеческого капитала стоимостными мерками издержек его производства.

Стоимостная оценка накопления человеческого капитала по части знаний, навыков, опыта и т.д. выражается в фонде образования или в удельных издержках на образование. Фонд образования равен стоимости одного года обучения каждого уровня (с включением потерянных заработков), умноженной на число человеко-лет образования (с поправкой на неодинаковую продолжительность учебного года), накопленного населения к тому или иному моменту времени. В определенных пределах этот показатель способен дать не только количественную, но и качественную характеристику образовательного потенциала. Это связано со способностью удельных издержек адекватно отражать рост качества образования с течением времени и различия в сложности обучения. Соотношение затрат на год начального, среднего и высшего образования в США составляет 1: 1,6: 3,1 (темпы роста расходов по мере повышения ступени обучения снижаются) . Таким образом, стоимостной фонд образования можно рассматривать как результат многократных вложений общественных средств на цели формирования интеллектуально-кадрового потенциала.

Возможен и другой подход: размер образовательного фонда рассчитывается на основе кумулятивных издержек образования с поправками на величины износа человеческого капитала. Этот метод широко использовался для оценки запасов человеческого капитала США Т. Шульцем, Дж. Кендриком, предпринявшими попытку сопоставить рыночные оценки фонда образования с оценками запасов физического капитала. Использование методов корреляционного анализа способствовало отысканию интересных технико-экономических взаимосвязей между качественными характеристиками рабочей силы и характеристиками материальных средств производства. Результаты, полученные в ходе исследований, позволяют сформулировать общий вывод: темп роста фонда образования значительно опережает темп роста физического капитала . При этом соотношение накопленного физического и человеческого капитала имело тенденцию увеличения в пользу последнего.

Информация об абсолютной величине образовательного фонда является основой построения целого ряда показателей, которые аналогичны таким показателям эффективности, как фондо-, материало- или наукоемкость, исчисляемых как отношение всего национального (регионального) продукта к затратам того или иного вида ресурса или же некоторой их совокупности. Таким образом может быть выведен показатель интеллектуалоемкости, который подобен показателю фондоемкости. Он рассчитывается как отношение фонда образования к ВНП и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую денежную единицу произведенной продукции: , где ОФО - денежная оценка фонда образования; ВНП - денежная оценка валового национального продукта.

Данные аналитические методики могут быть применены к оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал, формирующий интеллектуально-кадровый потенциал инновационного развития региона. Все вышесказанное позволяет заключить, что понятие интеллектуально-кадрового потенциала региона, базирующееся на теории человеческого капитала, представляется сложной, многомерной и неоднозначной категорией, которая является существенным компонентом в оценке и осуществлении инновационных процессов как на региональном, так и на всех других уровнях.

Рецензенты:

Шманёв Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятий ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», г. Орёл.

Ляпина Иннара Рафаильевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой профессионального обучения и бизнеса ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», г. Орёл.

Библиографическая ссылка

Петрухина Е.В., Губарева Л.И. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8363 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты анализа и оценки интеллектуального потенциала региона

    Классификационный состав интеллектуального потенциала региона 9

    Модель комплексной оценки интеллектуального потенциала региона 35

Глава 2. Механизм управления интеллектуальным потенциалом региона

    Концептуальный подход к управлению интеллектуальным потенциалом 65 региона

    Организационно-экономическая модель управления интеллектуальным потенциалом региона 83

Глава 3. Высшая школа в системе управления интеллектуальным потенциалом региона

3.1. Высшая школа как базовый институт управления интеллектуальным
потенциалом региона. 98

3.2. Формирование компетентностного специалиста-профессионала как фактор
увеличения интеллектуального потенциала региона 120

Заключение 138

Библиографический список 145

Приложения 163

Введение к работе

В условиях быстрых изменений и ускорения глобализационных процессов главным фактором, ресурсом и источником роста современной экономики выступают знания. Обмен, распространение и использование знаний становятся приоритетным направлением инновационного развития экономики.

На фоне высоких темпов инновационного развития все более актуализируется проблема формирования и эффективного использования интеллектуального потенциала субъектов экономики, определяемого общим уровнем развития образования, науки и культуры.

Особую значимость данная проблема приобретает при разработке программ социально-экономического развития регионов, которые все более и более становятся субъектами конкурентных отношений. Решающее значение имеют признание интеллектуального потенциала региона не только как фактора экономического роста, но и как фактора роста благосостояния населения региона.

В связи с этим возрастает необходимость в обосновании и разработке современных концептуальных подходов и практических рекомендаций по управлению интеллектуальным потенциалом региона и созданию условий для его наиболее эффективной и полной реализации. В целом актуальной представляется разработка работоспособных механизмов управления интеллектуальным потенциалом региона, функционирующих на основе оценок его эффективности, и обеспечивающих поступательное и устойчивое развитие региона с учетом реалий экономического развития.

Проблема формирования интеллектуального потенциала региона

привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей.

Приоритетные социально-экономические проблемы развития регионов

освещены в трудах отечественных ученых: А.Г. Гранберга, А.И.

Татаркина, О.А. Козловой, Ю.К. Перского, А.В. Гребенкина, Ю.Г. Лавриковой, С.Г. Важенина, А.Н. Пыткина и др.

Отдельные аспекты природы знаний и управление ими, управление интеллектуальным потенциалом отражаются в трудах Р. Акоффа, Э. Брукинг, К. Вига, П. Друкера, Б.-А. Лундвалла, М. Мэлоуна, М. Поланьи, К. Смита, Т. Стюарта, Л. Эдвинссона, А.Л. Гапоненко, Н.В. Казаковой, А.Н. Козырева, Б.Б. Леонтьева, Т.Ю. Лифановой, Ж.А. Мингалевой, С.А. Митрофанова.

Превращение инноваций в главный фактор конкурентоспособности, углубление их системного характера привели к изменению качества общественного развития. Наиболее известными теоретическими концепциями в этой области являются концепции постиндустриального и информационного общества (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, М. Кастельс, Ф. Махлуп, М. Портер и др.), а также идеи и подходы, связанные с решением проблем экономики, основанной на знаниях (П. Друкер, Б.-А. Лундвалл, Р. Нельсон, К. Смит, Д. Форэй и др.).

Приобретающие особую актуальность проблемы и методологические аспекты управления интеллектуальным потенциалом региона и высших учебных заведений система оценки и* мониторинга качества образования рассматриваются в трудах А.А. Аветисова, В.А. Беликова, Т.Б. Бреховой, И.Г. Голубевой, В.А. Качалова, Е.Б. Куртона, О.П. Овчинниковой, В.Г. Садкова, О.А. Силаевой, А.И. Субетто, И.И. Шувалова и др.

Вместе с тем недостаточно исследованными остаются вопросы
регионального и межрегионального анализа состояния интеллектуального
потенциала; отсутствует обобщенная картина состояния

интеллектуального потенциала высшей школы и тенденций его развития в условиях перехода к инновационной экономике. Малоизученными являются также подходы к формирования, интеллектуального потенциала высших учебных заведений региона. Вышесказанное определило выбор темы, предмета, объекта и структурного построения диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка
теоретических и методических положений по формированию
организационно-экономического механизма управления

интеллектуальным потенциалом региона. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Определить предметное содержание понятия «интеллектуальный потенциал региона» в контексте управления им.

    Разработать модель, алгоритм и методику комплексной оценки интеллектуального потенциала региона.

    Определить особенности и структуру организационно-экономического механизма управления интеллектуальным потенциалом региона.

    Обосновать необходимость построения модели управления интеллектуальным потенциалом вуза как инновационной составляющей управления интеллектуальным потенциалом региона. На основе модели интеллектуального потенциала высших учебных заведений разработать модель компетентностного специалиста-профессионала как фактора формирования и наращивания интеллектуального потенциала региона.

Объектом исследования является процесс формирования и развития интеллектуального потенциала региона.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления интеллектуальным потенциалом региона.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные работы отечественных и зарубежных исследователей по актуальным проблемам региональной экономики, стратегического и инновационного менеджмента, управления интеллектуальными ресурсами и интеллектуальным потенциалом экономических субъектов в формирующейся экономике знаний.

В ходе исследования использовались общенаучные принципы и методы познания: системный анализ и синтез, сравнение, дедукция, моделирование, прогнозирование.

Научные положения, сформулированные в диссертации, соответствуют требованиям Паспорта специальностей ВАК и принадлежат области исследований научной специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (раздел 5 «Региональная экономика»):

п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов, условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем»;

п. 5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления; разработка, методическое обоснование; анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления».

Информационную базу исследования составили статистические материалы Федеральной службы и территориальных органов государственной статистики РФ, постановления Правительства РФ,; Министерства образования и науки РФ, доклады и аналитические материалы высших учебных заведений.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Введено в оборот понятие «интеллектуальный потенциал
региона», как системной совокупности образовательного, научного,
инновационного и культурного потенциалов, отражающей влияние
широкого спектра исторически обусловленных признаков региона
(экономических, организационных, политических, этических, этнических,
языковых) на формирование его интеллектуального потенциала.

2. Предложен концептуальный подход к комплексной оценке
интеллектуального потенциала региона, который в отличие от имеющихся
толкований, позволяет получить дифференцированные характеристики
влияния каждой его составляющей (частных потенциалов) на показатели

социально-экономического развития. На этой основе в диссертации

разработана классификация регионов по уровню интеллектуального
потенциала (благополучные, потенциально благополучные,

неблагополучные регионы), что создает необходимые предпосылки" для
разработки механизма управления^ интеллектуальным потенциалом
региона, формирование которого? исходно обеспечивается

интеллектуальным потенциалом высших-учебных заведений региона.

3: Разработана^ организационно-экономическая і модель управления интеллектуальным, потенциалом региона как системной совокупности частных потенциалов; отражающая 5 систему многоуровневых взаимосвязей в процессе: его формирования- и реализации. Особенность и одновременно достоинство данной модели состоит в том, что в ней представлен «совокупный»- субъект управления- в единстве федеральных и; региональных органов власти, академических и отраслевых НИИ; университетов і предприятий^ региона;, функционирование и, развитие которого направлено на-достижение баланса интересов; необходимого для эффективного решения, насущных, проблем региона? в; условиях нарастающих темпов?инноваци6нного?развития«экономики

4. В работе выявлена зависимость между интеллектуальным потенциалом; высших, учебных.заведений, и интеллектуальным; : потенциалом региона,.которая:рассматривается как, основа.для выработки научно-обоснованных решений- «совокупным» субъектомг управления = по формированию интеллектуального потенциала: высших, учебных заведений. На- основе разработанной в диссертации- модели? управления интеллектуальным потенциалом вуза; являющейся! неотъемлемой^ частые модели управления интеллектуальным потенциалом» региона;.предложена модель формирования компетентностного (конкурентоспособного) специалиста-профессионала, как фактора непрерывного роста интеллектуального потенциала региона.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширительном- представлении понятийно-терминологического аппарата, используемого для: обоснования» необходимости управления

-."."" 7

интеллектуальным потенциалом региона, а также для развития теоретико-методических положений о характере и механизмах взаимодействия научного сообщества и органов власти при решении проблемы формирования и использования интеллектуального потенциала в развитии регионов.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования полученных выводов и рекомендации региональными органами власти при управлении интеллектуальным потенциалом региона.

Основные положения и выводы диссертации обсуждались на следующих научно-практических конференциях:

4-я международная научно-практическая конференция «Глобальный научный потенциал» (Тамбов, 2008);

Международная научно-методическая конференция «Университет в системе непрерывного образования» (Пермь, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференции «Формирование компетентного специалиста в высшей школе как основа модульно-рейтингового подхода к профессиональной подготовке» (Казань, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационная экономика и промышленная экономика региона» (Санкт-Петербург, 2008);

Научно-практическая конференция «Формирование стратегии инновационного развития экономических систем» (Санкт-Петербург, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики», (Пермь, 2009).

На правах рукописи

МАКСИМЕНКО ИЛОНА ИГОРЕВНА

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление

народным хозяйством (региональная экономика)

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Пермский государственный университет

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Официальные оппоненты:

Доктор экономических наук, доцент, зав. сектором социального развития региона Института экономики УрО РАН

Кандидат экономических наук, зав. кафедрой экономической теории Пермской государственной фармацевтической академии

Ведущая организация:

Пермский государственный технический университет

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор экономических наук, доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В условиях быстрых изменений и ускорения глобализационных процессов главным фактором, ресурсом и источником роста современной экономики выступают знания. Обмен, распространение и использование знаний становятся приоритетным направлением инновационного развития экономики.


На фоне высоких темпов инновационного развития все более актуализируется проблема формирования и эффективного использования интеллектуального потенциала субъектов экономики, определяемого общим уровнем развития образования, науки и культуры.

Особую значимость данная проблема приобретает при разработке программ социально-экономического развития регионов, которые все более и более становятся субъектами конкурентных отношений. Решающее значение имеет признание интеллектуального потенциала региона не только как фактора экономического роста, но и как фактора роста благосостояния населения региона.

В связи с этим возрастает необходимость в обосновании и разработке современных концептуальных подходов и практических рекомендаций по управлению интеллектуальным потенциалом региона и созданию условий для его наиболее эффективной и полной реализации. В целом актуальной представляется разработка работоспособных механизмов управления интеллектуальным потенциалом региона, функционирующих на основе оценок его эффективности, и обеспечивающих поступательное и устойчивое развитие региона с учетом реалий экономического развития.

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования интеллектуального потенциала региона привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей.

Приоритетные социально-экономические проблемы развития регионов освещены в трудах отечественных ученых: , и др.

Отдельные аспекты природы знаний и управление ими, управление интеллектуальным потенциалом отражаются в трудах Р. Акоффа, Э. Брукинг, К. Вига, П. Друкера, Б.-А. Лундвалла, М. Мэлоуна, М. Поланьи, К. Смита, Т. Стюарта, Л. Эдвинссона, .

Превращение инноваций в главный фактор конкурентоспособности, углубление их системного характера привели к изменению качества общественного развития. Наиболее известными теоретическими концепциями в этой области являются концепции постиндустриального и информационного общества (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, М. Кастельс, Ф. Махлуп, М. Портер и др.), а также идеи и подходы, связанные с решением проблем экономики, основанной на знаниях (П. Друкер, Б.-А. Лундвалл, Р. Нельсон, К. Смит, Д. Форэй и др.).

Приобретающие особую актуальность проблемы и методологические аспекты управления интеллектуальным потенциалом региона и высших учебных заведений, система оценки и мониторинга качества образования рассматриваются в трудах, и др.

Вместе с тем недостаточно исследованными остаются вопросы регионального и межрегионального анализа состояния интеллектуального потенциала; отсутствует обобщенная картина состояния интеллектуального потенциала высшей школы и тенденций его развития в условиях перехода к инновационной экономике. Малоизученными являются также подходы к формированию интеллектуального потенциала высших учебных заведений региона. Вышесказанное определило общий замысел работы, выбор темы, предмета, объекта, а также структурное построение диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по формированию организационно-экономического механизма управления интеллектуальным потенциалом региона. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


1. Определить предметное содержание понятия «интеллектуальный потенциал региона» в контексте управления им.

2. Разработать модель, алгоритм и методику комплексной оценки интеллектуального потенциала региона.

3. Определить особенности и структуру организационно-экономического механизма управления интеллектуальным потенциалом региона.

4. Обосновать необходимость построения модели управления интеллектуальным потенциалом вуза как инновационной составляющей управления интеллектуальным потенциалом региона. На основе модели интеллектуального потенциала высших учебных заведений разработать модель компетентностного специалиста-профессионала как фактора формирования и наращивания интеллектуального потенциала региона.

Объектом исследования является процесс формирования и развития интеллектуального потенциала региона.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления интеллектуальным потенциалом региона.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные работы отечественных и зарубежных исследователей по актуальным проблемам региональной экономики, стратегического и инновационного менеджмента, управления интеллектуальными ресурсами и интеллектуальным потенциалом экономических субъектов в формирующейся экономике знаний.

В ходе исследования использовались общенаучные принципы и методы познания: системный анализ и синтез, сравнение, дедукция, моделирование, прогнозирование.

Научные положения, сформулированные в диссертации, соответствуют требованиям Паспорта специальностей ВАК и принадлежат области исследований научной специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (раздел 5 «Региональная экономика»):

п. 5.9. «Исследование тенденций, закономерностей, факторов, условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем»;

п. 5.16. «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управления; разработка, методическое обоснование; анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления».

Информационную базу исследования составили статистические материалы Федеральной службы и территориальных органов государственной статистики РФ, постановления Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, доклады и аналитические материалы высших учебных заведений.

Научная новизна диссертационного исследования. В процессе исследования получены лично автором следующие результаты, являющиеся предметом защиты и определяющие научную новизну работы:

1. Введено в оборот понятие «интеллектуальный потенциал региона» как системной совокупности образовательного, научного, инновационного и культурного потенциалов, отражающей влияние широкого спектра исторически обусловленных признаков региона (экономических, организационных, политических, этических, этнических, языковых) на формирование его интеллектуального потенциала.

2. Предложен концептуальный подход к комплексной оценке интеллектуального потенциала региона, который в отличие от имеющихся толкований, позволяет получить дифференцированные характеристики влияния каждой его составляющей (частных потенциалов) на показатели социально-экономического развития. На этой основе в диссертации разработана классификация регионов по уровню интеллектуального потенциала (благополучные, потенциально благополучные, неблагополучные регионы), что создает необходимые предпосылки для разработки механизма управления интеллектуальным потенциалом региона, формирование которого исходно обеспечивается интеллектуальным потенциалом высших учебных заведений региона.

3. Разработана организационно-экономическая модель управления интеллектуальным потенциалом региона как системной совокупности частных потенциалов, отражающая систему многоуровневых взаимосвязей в процессе его формирования и реализации. Особенность и одновременно достоинство данной модели состоит в том, что в ней представлен «совокупный» субъект управления в единстве федеральных и региональных органов власти, академических и отраслевых НИИ, университетов, предприятий региона, функционирование и развитие которого направлено на достижение баланса интересов, необходимого для эффективного решения насущных проблем региона в условиях нарастающих темпов инновационного развития экономики.

4. Выявлена зависимость между интеллектуальным потенциалом высших учебных заведений и интеллектуальным потенциалом региона, которая рассматривается как основа для выработки научно-обоснованных решений «совокупным» субъектом управления по формированию интеллектуального потенциала высших учебных заведений. На основе разработанной в диссертации модели управления интеллектуальным потенциалом вуза, являющейся неотъемлемой частью модели управления интеллектуальным потенциалом региона, предложена модель формирования компетентностного (конкурентоспособного) специалиста-профессионала, как фактора непрерывного роста интеллектуального потенциала региона.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширительном представлении понятийно-терминологического аппарата, используемого для обоснования необходимости управления интеллектуальным потенциалом региона, а также для развития теоретико-методических положений о характере и механизмах взаимодействия научного сообщества и органов власти при решении проблемы формирования и использования интеллектуального потенциала в развитии регионов.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования полученных выводов и рекомендаций региональными органами власти при управлении интеллектуальным потенциалом региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на следующих научно-практических конференциях:

4-я международная научно-практическая конференция «Глобальный научный потенциал» (Тамбов, 2008);

Международная научно-методическая конференция «Университет в системе непрерывного образования» (Пермь, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференции «Формирование компетентного специалиста в высшей школе как основа модульно-рейтингового подхода к профессиональной подготовке» (Казань, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационная экономика и промышленная экономика региона» (Санкт-Петербург, 2008);

Научно-практическая конференция «Формирование стратегии инновационного развития экономических систем» (Санкт-Петербург, 2008);

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики», (Пермь, 2009).

Материалы диссертации использованы в учебном процессе при разработке методического обеспечения и подготовке учебных курсов « Экономическая теория» и «Институциональная экономика».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 4,99 п. л. (в том числе авторских – 3,84 п. л.), включая 3 публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертационного исследования . Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 187 наименований, 14 приложений, и содержит 162 стр. основного текста, 59 рисунков, 8 таблиц.

Во введении представлено обоснование актуальности темы диссертационного исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, отмечены степень научной разработанности проблемы, научная новизна и практическая значимость полученных результатов, изложены результаты апробации исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты анализа и оценки интеллектуального потенциала региона» исследованы факторы, закономерности и условия развития интеллектуального потенциала; выявлены принципиальные особенности, характеризующие интеллектуальный потенциал региона и его отдельных составляющих; раскрыто их содержание и определена совокупность показателей, позволяющих оценить интеллектуальный потенциал региона, используя иерархический подход; предложена модель комплексной оценки интеллектуального потенциала региона.

Во второй главе «Механизм управления интеллектуальным потенциалом региона» выявлены основные функции интеллектуального потенциала региона как объекта управления; особенности процесса управления интеллектуальным потенциалом региона; разработан механизм управления интеллектуальным потенциалом региона, который основан на формировании и развитии институциональной среды.

В третьей главе «Высшая школа в системе управления интеллектуальным потенциалом региона» проведен анализ современного состояния и тенденций развития системы высшего профессионального образования и региона; выявлены специфика функционирования и направления развития университетов в инновационной экономике. Разработана модель управления интеллектуальным потенциалом вуза, направленная на повышение эффективности управления интеллектуальным потенциалом региона. Установлена взаимосвязь развития интеллектуального потенциала и особенностей формирования компетентностного специалиста-профессионала.

В заключении работы содержатся основные выводы и рекомендации по результатам диссертационного исследования.

II . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Введено в оборот понятие «интеллектуальный потенциал региона» как системной совокупности образовательного, научного, инновационного и культурного потенциалов, отражающей влияние широкого спектра исторически обусловленных признаков региона (экономических, организационных, политических, этических, этнических, языковых) на формирование его интеллектуального потенциала.

В условиях формирования инновационной экономики главным фактором развития субъектов экономики становится интеллектуальный потенциал. В диссертации рассмотрены теоретические аспекты определения понятия «интеллектуальный потенциал» как системной совокупности его составляющих: культурного, образовательного, научного и инновационного потенциалов (рис 1).

Научно-исследовательская деятельность" href="/text/category/nauchno_issledovatelmzskaya_deyatelmznostmz/" rel="bookmark">научно-технической деятельности , итогов научных исследований, полученных на разных стадиях научно-технического цикла; различных инноваций и высокотехнологичного производственного комплекса, неиспользуемые резервы новой техники и технологий, все разновидности интеллектуальной собственности .

Научно-технический потенциал региона обеспечивает возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач региона, а также позволяет воспринимать и внедрять передовые технологии, созданные в регионе, в стране и за рубежом для обеспечения конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

_______________________________________________________________________________

1В дальнейшем, в диссертации рассматривается только научный потенциал региона как составная часть научно-технического потенциала.

Инновационный потенциал представляет собой результат преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, маркетинговых исследований рынков сбыта товаров в конкурентной среде, управленческих и организационно-экономических решений, направленных на создание инноваций. Инновационный потенциал характеризуется наличием специалистов, обладающих специальными знаниями, а также квалификацией и подготовленностью рабочих.

Структурной частью инновационного потенциала является задел научно-технических разработок и изобретений, необходимых для построения механизмов его развития и использования через повышение уровня качества и конкретности собственных НИОКР, улучшение взаимодействия между промышленными предприятиями и организациями отраслевой науки, формирование рынка интеллектуальной собственности региона.

В целом возникает то, что можно назвать инновационной культурой, составляющей основу обустройства инновационного пространства, широкого использующей достижения науки и техники, обеспечивающей равноправный доступ к высоким технологиям, ноу-хау, высококачественной продукции.

Инфраструктура инновационного процесса в рамках экономического субъекта любого организационно-иерархического уровня обеспечивает последовательное или параллельное прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла вплоть до превращения его в инновацию, т. е. конечный продукт .

Главным фактором в создании и использовании научного и инновационного потенциалов являются знания, определяющие образовательный потенциал региона.

В качестве важнейшей составляющей интеллектуальный потенциал региона включает в себя образовательный потенциал, участвующий в создании и использовании знаний. Компонентами понятия образовательный потенциал являются: возможности обучающихся; фонд действенных знаний; обобщенность мышления; темпы продвижения в обучении. Обучение и подготовка кадров представляет собой главную составляющую процесса формирования кадрового потенциала региона, которая определяет последующую эффективность его использования.

Образовательные учреждения региона являются активным элементом жизни территориального комплекса, поэтому формируются новые отношения между регионами и образовательными учреждениями. Одной из важнейших задач местных органов управления является обеспечение максимально возможной занятости населения, повышение уровня его жизни посредством совершенствования системы образования. Это определяет направления региональной политики относительно расширения числа рабочих мест, роста эффективности производства на основе его технического и технологического обновления.

Важным фактором развития интеллектуального потенциала является культурный потенциал, под которым следует понимать способность системы соответствовать запросам общества в целях повышения его морально-этического и духовного уровня. Культурный потенциал отражает специфику каждого отдельного региона, его исторически обусловленные признаки. Продуктом культурного потенциала является духовная культура и именно она пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Предназначение культурного потенциала выражается в следующих целях: преобразование мира; познание мира; обеспечение условий общения; регулирование деятельности и поведения; установление и поддержание системы ценностей.

В целом следует отметить, что интеллектуальный потенциал является важнейшим ресурсом развития постиндустриального общества.

В диссертации также рассматриваются основные направления влияния интеллектуального потенциала на развитие региона: повышение эффективности и качества образовательного процесса; развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям науки и техники; организация взаимодействия органами исполнительной власти региона при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности ; повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов региона.

2. Предложен концептуальный подход к комплексной оценке интеллектуального потенциала региона, который в отличие от имеющихся толкований, позволяет получить дифференцированные характеристики влияния каждой его составляющей (частных потенциалов) на показатели социально-экономического развития. На этой основе в диссертации разработана классификация регионов по уровню интеллектуального потенциала (благополучные, потенциально благополучные, неблагополучные регионы), что создает необходимые предпосылки для разработки механизма управления интеллектуальным потенциалом региона, формирование которого исходно обеспечивается интеллектуальным потенциалом высших учебных заведений региона.

В диссертации показано, что расчет количественного показателя величины интеллектуального потенциала региона позволяет выявить тенденцию его развития в разрезе отдельных составляющих на протяжении определенного периода времени; сравнивать временной ряд значений интеллектуального потенциала за определенный период в данном регионе с таким же рядом значений в других регионах, а также позволяет сопоставить соответствующие тенденции по региону, стране, группе стран с общемировыми тенденциями.

Для определения индекса интеллектуального потенциала необходимо учитывать вклад всех четырех его составляющих: научного, образовательного, инновационного и культурного потенциалов:

I Р = 0,2ЕР + 0,3 S Р + 0,3 InP + 0,2 CP ,

где IР - индекс интеллектуального потенциала региона;

ЕР - индекс образовательного потенциала региона;

SР - индекс научного потенциала региона;

InP - индекс инновационного потенциала региона;

CP - индекс культурного потенциала региона.

Индексы образовательного потенциала (ЕР), научного потенциала (SР), инновационного потенциала (InР), а также индекс культурного потенциала (CP), отражающие совокупный вклад образовательного, научного, инновационного и культурного потенциалов в общий индекс интеллектуального потенциала региона, может быть исчислен как сумма составляющих их элементов: ЕР = е1 + е2 + е3; SР = s1 + s2+ s3; InP = in1 + +in2; CP = c1 + c2. В свою очередь каждый из приведенных индексов также рассчитывается определенным образом.

Индексы e1, е2, е3, используемые для измерения величины образовательного потенциала региона ЕР, характеризуют соответственно удельные веса студенчества (дневной и заочной форм обучения; обучающихся на курсах переподготовки и повышения квалификации), т. е. долю молодежи, которая является резервом пополнения специалистов умственного труда во всех сферах жизни общества. Этот показатель важен постольку, поскольку отражает изменение роли высшего образования в создании интеллектуального потенциала. В качестве основы для его расчета можно использовать данные численности студентов высших учебных заведений в пересчете начеловек населения. Величина образовательного потенциала характеризует уровень профессиональной подготовки, получаемой молодым поколением после завершения высшего профессионального образования.

Измерение величины научного потенциала (индекс SР) можно производить на основании трех индексов. Первый индекс (s1) характеризует число аспирантов в расчет на 10 тыс. человек населения (индикатор целенаправленной подготовки научных кадров). Второй индекс (s2) характеризует число занятых исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. человек населения (индикатор масштабов занятости научными исследованиями). Наконец, для измерения научного потенциала рассчитывается третий индекс (s3), характеризующий долю внутренних затрат на исследования и разработки в процентах от валового регионального продукта (индикатор интенсивности научных исследований).

Измерение величины инновационного потенциала (индекс InР) можно производить на основании двух индексов, характеризующих количество поданных патентных заявок на изобретения (in1) и количество поданных патентных заявок на полезные модели (in2). Этот показатель отражает процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Измерение величины культурного потенциала (индекс CP) можно осуществлять на основании индексов, характеризующих число зрителей театров на 1000 чел. (c1), число посетителей музеев на 1000 чел. (c2) и численность работников сферы культуры на 1000 чел. (с3). Этот индекс отражает роль культуры в расчетах интеллектуального потенциала и характеризует уровень духовного развития населения.

Индексы e1, е2, е3, s1 s2, s3, in1, in2, c1, c2, с3 рассчитываются следующим способом:

e1, (е2, е3, фактическое значение минус минимальное значение
s1, s2, s3, in1, in2, =---

c1, c2, с3) максимальное значение минус минимальное значение

С помощью предложенной модели была получена оценка интеллектуального потенциала регионов, входящих в Приволжский федеральный округ (рис.2).

Нижегородская обл." href="/text/category/nizhegorodskaya_obl_/" rel="bookmark">Нижегородская область , Самарская область , республика Татарстан с индексами интеллектуального потенциала 1,13; 1; 0,91 соответственно.

Таблица 1.

Индексы составляющих интеллектуального потенциала

в регионах ПФО России (2008 г.)

Тип рег-на

Образовательный потенциал

Научный потенциал

Инновационный потенциал

Культурный потенциал

Интеллектуальный потенциал

благополучные

Нижегородская область

Самарская область

Республика Татарстан

Потенциально благополучные

Пермский край

неблагополучные

Чувашская область

Как следует из табл. 1, потенциально благополучные регионы имеют разные показатели интеллектуального потенциала по различным составляющим интеллектуального потенциала (Саратовская область - 0,63; Пермский край - 0,5; Ульяновская область -0,5), но в целом этот показатель изменяется в диапазоне от 0,5 до 0,6.

К неблагополучным регионам относятся республика Марий Эл (0,16), Кировская область (0,09) и Оренбургская область (0,06), где за весь анализируемый период индекс интеллектуального потенциала не превышал 0,5.

Благополучные регионы обладают:

Густой сетью высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов;

Высокой кадровой составляющей научного потенциала;

Высоким индексом образовательного потенциала;

Высоким индексом инновационного потенциала.

Потенциально благополучные регионы имеют высокие показатели по одному или двум индексам составляющих интеллектуального потенциала. Как правило, это научный и (или) инновационный потенциалы, что позволяет сделать вывод о существующих проблемах в сфере образования на территории данных регионов.

Неблагополучные регионы имеют небольшое количество вузов, низкий показатель индекса образовательного потенциала, что, в свою очередь, отражается на показателях научного и инновационного потенциалов региона. В связи с этим необходимо актуализировать роль вузов при формировании образовательного и интеллектуального потенциала региона, содействовать их инновационному развитию особенно в современных условиях, когда в регионах фактических отсутствуют институты новой экономики, основанной на генерировании и использовании знаний. Тогда вузы могли бы стать важнейшим центром и формирующей системой, способной обеспечить в России прорыв к новому технологическому и социокультурному укладу на основе наращивания интеллектуального потенциала.

3. Разработана организационно-экономическая модель управления интеллектуальным потенциалом региона как системной совокупности частных потенциалов, отражающая систему многоуровневых взаимосвязей в процессе его формирования и реализации. Особенность и одновременно достоинство данной модели состоит в том, что в ней представлен «совокупный» субъект управления в единстве федеральных и региональных органов власти, академических и отраслевых НИИ, университетов, предприятий региона, функционирование и развитие которого направлено на достижение баланса интересов, необходимого для эффективного решения насущных проблем региона в условиях нарастающих темпов инновационного развития экономики.

С использованием корреляционного и регрессионного анализа в диссертации дана оценка влияния интеллектуального потенциала региона на величину валового регионального продукта. Данные по интеллектуальному потенциалу региона и валовому региональному продукту представлены по 14 регионам Приволжского федерального округа России за 2007 г. Методом наименьших квадратов были найдены оценки параметров линейной регрессионной модели, характеризующей зависимость валового регионального продукта от интеллектуального потенциала региона. Модель имеет следующий вид:

Ух = 81202,71 + 37х

(,04), в скобках указаны стандартные ошибки коэф. регрессии.

R = 0,76, R2 = 0,58, F-статистика = 15,27, значимость F = 0,027.

Данная модель показывает, что между переменными наблюдается достаточно сильная взаимосвязь (коэффициент корреляции равен 0,76). Коэффициент при интеллектуальном потенциале является значимым на 5%-ом уровне. При увеличении интеллектуального потенциала региона на 1 пункт, валовый региональный продукт увеличивается в среднем на 37 млн. руб. Поэтому возникает настоятельная необходимость в создании модели управления интеллектуальным потенциалом региона в целях его увеличения (рис. 3).

Для успешного управления интеллектуальным потенциалом важно представлять его как систему именно в качестве объекта управления. В таком контексте интеллектуальный потенциал региона обобщенно можно представить как совокупность различных организаций, осуществляющих конкретную деятельность, выполняющих определенные функции, но в свою очередь являющимися самостоятельными объектами управления.

Управление интеллектуальным потенциалом можно определить как совокупность воздействий на все элементы интеллектуального потенциала в их взаимодействии с целью повышения эффективности его функционирования в соответствии с целями стратегического развития региона.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективов в реализации образовательной, научной и инновационной деятельности определяет интеллектуальный потенциал вузов, а также, способствует развитию и формированию эффективной инвестиционной политики на отдельных предприятиях, в организациях и учреждениях. Одной из основных задач региона является создание и развитие такой организационно-функциональной модели вуза, которая позволяла бы управлять процессом адаптации образования и науки в формирующейся конкурентной среде. Именно в такой среде под влиянием внутренних и внешних факторов должен формироваться интеллектуальный потенциал современного вуза, в единстве его культурной, образовательной, научной и инновационной составляющих (рис. 4).

Для анализа влияния интеллектуального потенциала высших учебных заведений на интеллектуальный потенциал региона также был использован метод корреляционного и регрессионного анализа, а в качестве исходной информации для расчетов были приняты данные по анализируемым регионам ПФО. Были найдены оценки параметров линейной регрессионной модели, характеризующей зависимость интеллектуального потенциала региона от интеллектуального потенциала вузов.

https://pandia.ru/text/78/285/images/image007_99.gif" width="408" height="264">

Рис. 4. Интеллектуальный потенциал вуза

Анализ взаимовлияния между элементами интеллектуального потенциала высших учебных заведений и интеллектуальным потенциалом региона показал их значительную корреляцию (коэффициент корреляции равен 0,92). Это означает, что рост интеллектуального потенциала вуза на 1 пункт приводит к росту интеллектуального потенциала региона в среднем на 1,03 пункта. Учитывая такую высокую положительную зависимость между рассматриваемыми показателями, следует акцентировать внимание на совершенствовании механизма управления интеллектуальным потенциалом высших учебных заведений.

Механизм управления интеллектуальным потенциалом вузов должен быть основан на взаимодействии внешних и внутренних факторов их текущей деятельности, влияющих на конкурентоспособность учебных заведений высшего профессионального образования на рынке образовательных услуг. На основании проведенного анализа современного состояния деятельности высших учебных заведений и сложившихся тенденций ее развития можно сделать следующие выводы.

Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования. В качестве критериев профессиональной компетентности выступают общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет , социально-трудовой статус в конкретной отрасли знаний (деятельности).

https://pandia.ru/text/78/285/images/image010_87.gif" width="408" height="288">Ведомость" href="/text/category/vedomostmz/" rel="bookmark">ведомости СПбГПУ (серия «Экономические науки») № 4, 2008 г. С. 21-,87 п. л. (авт. 0,2).

2. Максименко потенциал в сфере высшего образования // Научно-технические ведомости СПбГПУ (серия «Экономические науки») № 6, 2008. С. 366-371. – 0,8 п. л.

3. , Максименко научной деятельности высших учебных заведений на примере Пермского госуниверситета // Региональная экономика, 2010, №4. С. 14 – 28. – 0, 23 п. л. (авт.0,1).

Публикации в других изданиях:

4. Роль интеллектуального и научного потенциалов современного общества // Сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции «Глобальный научный потенциал».– Тамбов: Издательство ТАМБОВПРИНТ, 2008. С. 86-87. – 0,13 п. л.

5. Перспективы интеграции науки, производства и образования в развитии инновационной экономики // Труды всероссийской научно-практической конференции «Инновационная экономика и промышленная экономика региона» (ЭКОПРОМ – 2008). СПб. Изд-во Политехнического ун-та, 2008. С.626-635. – 0, 56 п. л.

6. , Классические университеты как центры образования в регионах // Материалы Международной научно-методической конференции «УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2008. С.88-90. – 0,35 п. л. (авт. 0,2).

7. Теоретико-методологический подход изучения интеллектуального потенциала // Вестник Пермского университета. Серия экономики. 2008. Выпуск 8 (24). С.100-107. – 1 п. л.

8. Вузовская наука как фактор инновационной политики развития региона // Труды научно-практической конференции «Формирование стратегии инновационного развития экономических систем» СПб. Изд-во Политехнического ун-та, 2008. С.712-715. – 0,2 п. л.

9. Вузы в инновационной экономике // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики». ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», 2009. С.242-248. – 0,2 п. л.

10. , Управление интеллектуальным потенциалом региона // Вестник Пермского университета. Серия экономики. 2010. Выпуск 1 (4). С. 56-62. – 0,65 п. л. (авт. 0,45)


1

В статье предложена система показателей для оценки интеллектуального потенциала регионов. Рассчитаны интегральные индексы интеллектуального потенциала регионов Приволжского федерального округа за 2000–2011 гг. Сравнительный анализ позволил выявить высокий уровень дифференциации регионов по компонентам интеллектуального потенциала. Для структурной и отношенческой составляющих интеллектуального потенциала характерно асимметричное развитие, для образовательного потенциала – гармонический тип развития. В исследуемый период интеллектуальный потенциал у всех регионов увеличился, но его компоненты изменялись несбалансированно. Если образовательный потенциал у всех регионов увеличивался, то большая часть регионов свой научный потенциал сохранить не смогла. Нижегородская область имеет самый высокий интегральный индекс инновационного потенциала на протяжении всего анализируемого периода, но его показатели значительно ниже соответствующих показателей развитых стран.

интеллектуальный потенциал

интегральный индекс

экономика знаний

образовательный потенциал

научный потенциал

1. Задумкин К.А. Кондаков И.А. Научно-технический потенциал региона: оценка состояния и перспективы развития. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 205 с.

2. Киршин И.А., Вашурина Е.В., Овчинников М.Н. Роль федеральных университетов в развитии и реализации интеллектуального потенциала страны и региона. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i3/pdf/12r.pdf (дата обращения: 14.03.14).

3. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Мониторинг общественного мнения. – 2008. – № 3. – С. 17–30.

4. Макаров П.Ю. Механизм управления интеллектуальным капиталом региона в интересах инновационного развития: дис. ... канд. эконом. – Владимир, 2012. – 155 с.

5. Макашева Н.П., Нестерова О.А. Оценка интеллектуального потенциала на рынке труда Томской области // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 2(14). – С. 87–98.

Процессы формирования и становления экономики знаний, в которой главным фактором и ресурсом развития становится производство, распределение и эффективное использование научных знаний и технологий, акцентировали внимание на такой экономической категории, как «интеллектуальный потенциал».

В настоящее время в отечественной и зарубежной науке отсутствует единое понимание феномена интеллектуального капитала. Исследование данной проблемы представлено в трудах зарубежных авторов Д. Белла, Э. Брукинг, Т. Паркинсона, Дж. Тобина, Л. Эдвинсона.

В России при изучении интеллектуального потенциала используются три основных подхода:

  1. Экономический - интеллектуальный потенциал определяется совокупностью знаний и интеллектуальных способностей человека, с помощью которых создается и реализуется продукт.
  2. Социально-экономический - акцентируется внимание на способности системы (страны, региона, предприятия) найти решение для достижения определенных
    результатов.
  3. Социальный - исследуется интеллектуальный потенциал личности и его содержание, изучаются основные составляющие интеллектуальной жизни общества, в частности наука и образование .

Приведем несколько определений интеллектуального потенциала.

Левашов В.К. интеллектуальный потенциал определяет как совокупность человеческих, материальных и финансовых ресурсов, которые задействованы в двух тесно связанных между собой ключевых областях интеллектуальной жизни общества - науке и образовании - и измеренная величина которых показывает созданную и накопленную способность к творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов .

Интеллектуальный потенциал можно рассматривать как меру эффективности инновационной экономики, выражающуюся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития .

Независимый Институт социальной политики трактует интеллектуальный потенциал как способность системы (государства, региона, предприятия и т.п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии и т.д. .

Задумкин К.А. и Кондаков И.А. исследуют научно-технический потенциал как совокупность ресурсов и результатов научно-технической деятельности, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и внешней средой в определенных организационно-управленческих условиях для решения задач текущего и перспективного развития территории (в рамках данного исследования - региона), повышения ее конкурентоспособности и обеспечения устойчивого экономического роста .

Мировой Банк (World Bank) традиционно определяет рейтинг интеллектуального развития стран мира (KAM Knowledge Index) и рейтинг использования научных достижений в реальной экономике (Knowledge EconomyIndex) .

Основными элементами интеллектуального потенциала являются:

  1. человеческий компонент - знания, неотделимые от своего носителя (умения, навыки и т.п.) и потенциал человека как генератора знаний;
  2. структурный компонент - знания, не «привязанные» к конкретному человеку и формирующие региональные условия;
  3. отношенческий компонент - знания, возникающие в ходе отношений, устанавливаемых системой с внешней средой: способность к внедрению и самостоятельной генерации инноваций, востребованность его продукции, привлекательность для инвестиций и совместных проектов .

Материалы и методы исследования

На первом этапе анализа были определены показатели, характеризующие основные элементы интеллектуального потенциала (табл. 1). На выбор показателей существенное влияние оказало наличие статистических показателей за анализируемый период для всех исследуемых регионов. Использование статистических данных повышает объективность полученных результатов и расширяет возможности их применения в части межрегиональных сравнений и изучения динамики состояния интеллектуального потенциала.

Таблица 1

Показатели интеллектуального потенциала региона

Группа показателей

Обозначение

Показатель

Значение

Показатели образовательного потенциала

Доля занятого населения с высшим образованием, %

Доля расходов на образование в ВРП, %

Численность студентов ВПО на 10000 населения

Показатели социального благополучия

Коэффициент Джини

Уровень безработицы, %

Показатели научного потенциала

Численность исследователей на 1000 человек, занятых в экономике

Доля внутренних затрат на НИР в ВРП, %

Показатели информационно-коммуникационной составляющей

Число персональных компьютеров на 100 работников

Удельный вес компьютеров, имеющих выход в интернет, %

Показатели отношенческого капитала

Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб.

Число используемых передовых производственных технологий

Число созданных передовых производственных технологий

Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме товаров, работ и услуг, %

На втором этапе выбранные показатели были преобразованы в сопоставимый вид методом линейного масштабирования, применяемым, например, при расчете Индекса развития человеческого потенциала. При обратной связи оцениваемого показателя расчет производился по следующей формуле:

При прямой связи оцениваемого показателя использовалась формула:

где I - индекс показателя интеллектуального потенциала; X i - фактическое значение i-го показателя; X min и X max - минимальное и максимальное значения показателя в рассматриваемый период среди всех исследуемых регионов, i - количество показателей.

На третьем этапе рассчитывались пять промежуточных индексов методом средней арифметической соответствующих показателей: индекс образовательного потенциала (IEP), индекс социального благополучия (ISW), индекс научного потенциала (ISP), индекс информационно-коммуникационной составляющей (ITC) и индекс отношенческого капитала (IOC).

Интегральный индекс интеллектуального потенциала региона (IP) рассчитывался методом взвешенной средней арифметической промежуточных индексов. Вес коэффициентов определялся на основании экспертной оценки.

Результаты исследования и их обсуждение

В анализируемый период наблюдался значительный рост образовательного потенциала всех регионов, что обусловлено стремительным ростом количества студентов. К 2008 г. численность студентов на 1000 человек населения в среднем увеличилась на 72 % по сравнению с 2000 г., затем численность ежегодно сокращалась, но в среднем показатель в 2011 г. был на 52 % выше, чем в 2000 г. Увеличение численности студентов проходило достаточно равномерно во всех регионах. Среднее значение размаха асимметрии в анализируемый период составило 1,51 раза.

Рост численности студентов предопределил увеличение доли занятого населения с высшим образованием, в среднем по регионам рост составил 32,6 %. Наибольший удельный вес занятых с высшим образованием зафиксирован в Самарской области - 33,6 %, в лидирующей группе (показатель больше 25 %) еще 6 регионов: Ульяновская, Нижегородская и Саратовская области, Республика Татарстан, Чувашская Республика и Мордовская Республика.

Отрицательное влияние на образовательный потенциал оказал показатель «Доля расходов на образование в ВРП» (E2). У большей части регионов расходы на образование даже в номинальном выражении в период с 2009г. по 2011 г. сокращались, что привело к снижению показателя E2 в среднем по регионам на 35,4 %. Лишь у 3 регионов (Нижегородская, Пензенская и Самарская области) показатель E2 в 2011 г. был выше уровня 2000 г.

Оценивая социальное благополучие исследуемых регионов, отметим две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, произошло существенное снижение уровня безработицы, с другой стороны - увеличилась дифференциация населения по доходам.

Научный потенциал у всех регионов снизился, среднее сокращение составило 23 %, что связано прежде всего с оттоком специалистов из отраслей, занимающихся научными исследованиями и разработками. Так, в Республике Марий Эл данный показатель сократился на 90 %.

По внутренним расходам на научно-исследовательские разработки (S2) наблюдается сильная дифференциация среди регионов. В лидирующей группе (показатель S2 больше 1 %) представлены 5 регионов: Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Пензенская области и Пермский край, у остальных регионов (аутсайдеров) данный показатель варьируется от 0,1 до 0,68 %. Динамика показателя S2 у регионов-лидеров имеет общую направленность: с 2000 по 2005 г. наблюдался рост, с 2005 по 2008 г. - значительное сокращение, с 2009 г. по 2011 г. - восстановление до уровня 2005 г. Доля внутренних расходов на НИР в ВРП у регионов аутсайдеров в анализируемый период была стабильной. Размах асимметрии показателя S2 варьировался в рассматриваемый период от 29,8 раза (2008 г.) до 48,3 раза (2011 г.). Размах асимметрии номинальных внутренних расходов на НИР ежегодно возрастал и составил в 2012 г. 325,9 раза.

Существенный прорыв произошел в информационно-коммуникационной составляющей: показатель IT1 в среднем по регионам увеличился в 4 раза, показатель IT2 - в 2,6 раза. При этом дифференциация между регионами значительно сократилась, по показателю IT1 размах асимметрии уменьшился с 1,5 раза в 2000 г. до 1,23 раза в 2011 г., размах асимметрии по показателю IT2 сократился почти в 2 раза.

Абсолютным лидером по объему инвестиций на душу населения (О1) в течение всего анализируемого периода является Республика Татарстан, что связано в первую очередь с реализацией крупномасштабных проектов («Тысячелетие г. Казань», подготовка к летней универсиаде 2013 г.), обеспечивших большой приток инвестиций, в том числе из федерального бюджета. Дифференциация регионов по показателю О1 с 2000 по 2008 г. имела тенденцию к сокращению, размах асимметрии сократился более, чем в 2 раза. После финансового кризиса 2008 г. дифференциация регионов ежегодно усиливалась и к 2011 г. размах асимметрии увеличился на 35 % относительно 2008 г.

Нижегородская область использует самое большое количество передовых технологий (О2), опережая ближайших конкурентов - Республику Башкортостан и Самарскую область - в среднем в 4 раза. Оренбургская область и Республика Марий Эл имеют самые низкие показатели О2, в среднем в 40 раз ниже по сравнению с лидером. Несмотря на сохраняющийся высокий уровень дифференциации по данному показателю (размах асимметрии в 2011 г. равен 17,4 раза), имеет место положительная динамика ее сокращения.

По количеству созданных передовых производственных технологий (О3) лидируют Нижегородская и Самарская области, в которых за 12 лет было создано 667 и 435 технологий соответственно. Высокие показатели О3 (более 100 технологий) зафиксированы еще у двух регионов - Пермский край и Саратовская область. Самые низкие показатели О3 (менее 30 технологий) у 4 регионов - Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Оренбургская и Кировская области.

Высокие темпы роста доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (О4) продемонстрировали Кировская область (654 %), Нижегородская область (417 %), Республика Татарстан (392 %) и Ульяновская область (367 %). В 2011 г. можно выделить 5 инновационно-активных региона ПФО (показатель О4 выше 15 %) - Республика Мордовия, Самарская область, Ульяновская область, Нижегородская область и республика Татарстан. Отметим, что зарегистрированные максимальные значения показателя О4 в регионах ПФО значительно ниже показателей развитых стран.

Результаты расчетов интегрального индекса интеллектуального потенциала представлены в табл. 2.

Таблица 2

Динамика интегрального индекса интеллектуального потенциала регионов ПФО России

Субъекты ПФО

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Таким образом, в анализируемый период интеллектуальный потенциал всех исследуемых регионов увеличился. Лидером по темпам наращивания интеллектуального потенциала является Республика Мордовия (темп роста - 2,5). Высокие темпы роста интеллектуального потенциала также зафиксированы у Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Оренбургской области. Отметим, что данные регионы в 2000 г. находились в группе аутсайдеров с низким значением интегрального индекса. Наименьший прирост интеллектуального потенциала - у Республики Марий Эл. Пять регионов ежегодно наращивали интеллектуальный потенциал - Республика Татарстан, Оренбургская область, Ульяновская область, Республика Мордовия и Самарская область. В течение всего периода у Нижегородской области был самый высокий индекс интеллектуального потенциала, но его показатели значительно ниже соответствующих показателей развитых стран. У большинства регионов наблюдается несбалансированность развития его элементов: если образовательный потенциал у всех регионов увеличивался, то большая часть регионов не смогла сохранить свой научный потенциал.

Заключение

Анализ интеллектуального потенциала регионов ПФО выявил высокий уровень дифференциации по его компонентам. Человеческий капитал в анализируемый период развивался в регионах ПФО по гармоническому типу - размах асимметрии соответствующих показателей снижался. Для структурной и отношенческой составляющих инновационного потенциала характерно асимметричное развитие. Регионы, имеющие относительное преимущество по показателям внутренних затрат на НИР в ВРП и численности созданных передовых производственных технологий в начале исследуемого периода, в дальнейшем его наращивали, а отстающие регионы ухудшали свое положение. Социально-экономическая дифференциация регионов является существенным препятствием формирования экономики инноваций в России. Поэтому необходимо уделять особое внимание сбалансированному развитию интеллектуального потенциала регионов. Только эффективное взаимодействие науки, бизнеса и государства позволит активизировать генерацию инноваций, их коммерциализацию, а инновационный потенциал региона станет основным инструментом систе-
мы мониторинга.

Рецензенты:

Рудольф К.В., д.э.н., профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань;

Сафиуллин Л.Н., д.э.н., профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань.

Работа поступила в редакцию 07.05.2014.

Библиографическая ссылка

Котенкова С.Н. ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-7. – С. 1447-1451;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34359 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Поделиться: