Народ Австралийцы. Коренное население Австралии

Предками людей, которые сегодня проживаю в Австралии являются в основном эмигранты из Великобритании. Львиная доля их является именно ирландского или шотландского происхождения. Основной период заселения приводился в колонизационный период. Основной поток пошел после экспедиционных мероприятий Дж. Кука. Первыми желающими остаться в самом дальнем уголке света, помимо людей, отправленных в ссылку, стали офицеры и солдаты британской армии.

Предками людей, которые сегодня проживаю в Австралии являются в основном эмигранты из Великобритании // Фото: world-card.ru


Несколько лет спустя в Австралию прибыли и колонисты, которые занялись фермерством. Но се же самый большой поток людей наблюдался во второй половине ХІХ века. Отдельные группировки колонистов консолидировались только в 1901 году после создания Австралийского Союза. До сих пор можно проследить некоторые различия между выходцами из разных территорий Англии и Ирландии. Различными являются и вероисповедания. Так, дети эмигрантов из Англии (в узком ее значении) исповедуют преимущественно англиканскую веру. Ирландцы, точнее ирланоавстралийцы являются католиками. Потомки шотландцев сторонники пресвитерианства. Большинство из них в конце 18 столетия создали Объединённую церковь Австралии.

Эмигранты из Великобритании

Помимо англичан в Австралию потоками направлялись и люди из Германии и Голландии. Массовое заселение некогда диких земель началось с 1788 года. Приблизительно в этот же период Англия начала высаживать здесь ссыльных преступников. Они, в результате основали порт, который назывался Джексон. Нашему соотечественнику он известен, как город Сидней.


Переселенцы основали порт, который назывался Джексон // Фото: mp-studio.ru


В 19 веке в Австралии достаточно больших масштабов достигло овцеводство. Этот фактор способствовал, чтобы люди ехали сюда абсолютно добровольно. Начиная с 50-ых годов заселение материка англичанами было очень высокое. Люди начали сюда ехать после того, как кто-то нашел богатое месторождение золота. Кроме того, этому способствовала и довольно нестабильная обстановка в островном государстве. За десятки лет, которые прошли с тех пор население увеличилось практически в трое. Сегодня англо-австралийцы насчитывают свыше 1 млн человек.

Европейские колонизаторы вели себя довольно агрессивно с аборигенами. Они их убивали или превращали в рабов. Остальных оттесняли в районы неблагополучные для существования.

В 19 веке в Австралии начало развиваться, не только сельское хозяйство, но и промышленность. Активно проводилось строительство железнодорожных путей и вокзалов. Пути пронизывали абсолютно все уголки материка. Быстрыми темпами проводилась индустриализация. Все эти перемены и привели к тому. Что англо-австралийцы превратились в настоящих коренных жителей. Процесс двинулся еще большими темпами, когда Австралия получила в 1901 году статус доминиона.


Европейские колонизаторы вели себя довольно агрессивно с аборигенами // Фото: infomaniya.com


Следующие пики эмиграции наблюдались только во времена Второй Мировой войны, потому как Великобритания была одной из тех стран, которая наибольшим образом подвергалась бомбардировкам. После 1960 года, когда предоставили независимость Малайзии и Сингапуру был еще один наплыв англичан. Несколько погодя к австро-австралийцам начали прибывать и переселенцы из Африки и Гонконга.

Традиции

Основная часть народов Австралии живут на территории больших городов. Однако, несмотря на это живут люди преимущественно в двухэтажных домах, а не в небоскрёбах. Они работают в сфере торговли, промышленности и др. они уже давно сумели развить сельское хозяйство, даже несмотря на абсолютно неблагоприятный климат. Люди выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец. Культура австралийских жителей чрезвычайно схожа с культурой Великобритании. Потомки максимально хотят свои корни и уважают предков.

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.

Австралийские аборигены считаются возможно самой древней из живущих на Земле цивилизаций. И в то же время одной из самых малоисследованных и понятых. Прибывшие в "Австралию" (тогда она называлась "Новая Голландия") в 1788 году английские колонисты назвали её коренных жителей "аборигенами", заимствовав этот термин из латыни: "ab origine" - "от начала".

До сих пор точно не установлено, и вряд ли когда-нибудь точно будет установлено, когда именно и каким образом попали предки современных аборигенов на этот материк. Но принято считать, что коренные жители Австралии попали сюда через море примерно 50,000 лет назад с территории нынешней Индонезии.

До прихода европейцев в Австралию, аборигены жили по всей территории Австралии и насчитывали около 250 народностей с собственными языками (которые не относятся ни к какой другой языковой группе), большинство из которых в настоящий момент уже "вымерли". Аборигены вели первобытный образ жизни (собирали плоды, охотились на птиц и животных, ловили рыбу, жгли костры и жили в лесах, пустынях, саваннах) на протяжении тысячелетий вплоть до недавнего времени. В то же время нельзя однозначно сказать, что австралийские аборигены являлись первобытными людьми, поскольку у них существовала своего рода религия (верования, мифология "Времени Сновидений", церемонии, традиции, инициации) и поддерживалось собственное культурное наследие (аборигенская музыка, танцы, наскальные рисунки, петроглифы). Аборигены Австралии имели определенные понятия об астрономии, хотя толкование и название звезд и созвездий совсем не совпадало с европейской астрономией.

Самое поразительное, пожалуй, насколько сильно отстал "прогресс" аборигенской цивилизации от европейской, находясь на значительном удалении от Европы и в особых климатических условиях. Эта разница насчитывает, возможно, несколько десятков тысяч лет. Некоторые племена сохраняли такой образ жизни до начала 20 века на удаленных островах севера Австралии, продолжая жить в уединении с природой.

С приходом европейцев жизнь и будущее аборигенов Австралии коренным образом изменились бесповоротно. С 1788 года начинается чёрная полоса в истории исконных жителей Австралии. Большинство коренных жителей Австралии изначально мирно и с интересом встречали пришельцев из Европы, хотя некоторые племена встречали колонистов "в штыки". В течение первых 2-3 лет около половины (а в некоторых случаях и больше) всех австралийских аборигенов, имевших контакт с европейскими пришельцами, вымерли от неизвестных им болезней и вирусов (занесенных европейцами), от которых у коренных жителей Австралии не было никакого иммунитета. Самыми распространенными заболеваниями, от которых гибли аборигены, были оспа и корь.

Кроме того, колонисты убивали аборигенов, прогоняли их с исконных земель, издевались над ними, насиловали их женщин, травили ядом, насильно переселяли и насильно отбирали у них детей. Государственная политика насильственного отъёма детей из аборигенских семей под титулом "Ассимилиция коренных жителей Австралии" продолжалась вплоть до 1970-го года (а в некоторых местах и дольше). Этих детей аборигенов, лишенных собственных родителей, сейчас называют "Украденным Поколением". Большую долю 20-го века у аборигенов Австралии не было даже гражданства до 1967 года.

В наши дни ситуация стала меняться в лучшую сторону. Начиная с 1998 года, 26 мая в Австралии отмечается как "День Сожаления" (или "День Прошения Прощения") перед австралийскими аборигенами за все то, что им пришлось пережить и претерпеть, начиная с 26 января 1788 года, когда английский капитан Артур Филипп основал первую британскую колонию в Австралии. Долгое время австралийское правительство отказывалось принести публичное извинение перед аборигенами за несправедливости, геноцид и целенаправленную политику по искоренению аборигенской расы, которые проводились в течение 19 и 20 веков. Однако 13 февраля 2008 года премьер-министр Австралии Кевин Радд впервые публично принес извинения всем австралийским аборигенам от имени парламента Австралии. Это был важный шаг в "примирении" аборигенов с другой частью населения Австралии. Хотя это извинение было принесено на английском языке и не переведно ни на один из аборигенских языков, что априори можно считать несправедливостью и уничижением аборигенов. Сейчас аборигены не любят вспоминать и говорить на тему "Украденного Поколения", которая является для них "больной".

В наши дни аборигены проживают по всей территории Австралии, хотя в больших городах их редко можно встретить. Большинство аборигенов теперь говорят на английском языке и живут в центральных и северных территориях Австралии. Среди аборигенов распространено злоупотребление алкоголем и наркотиками, среди них выше смертность и преступность и очень высокиий уровень безработицы, что опять же отчасти "стимулируется" государством.

В то же время, среди аборигенов Австралии есть выдающиеся личности: известные спортсмены, талантливые музыканты, ученые, бизнесмены и политики. К сожалению, таких немного. Обычно сами аборигены предпочитают, чтобы их не называли "аборигенами", поскольку все они относятся к разным народностям (племенам) и не любят, когда их обобщают этим термином.

Где посмотреть аборигенов в Австралии? Как увидеть австралийских аборигенов? Где живут аборигены в Австралии?

Большинство австралийских аборигенов в наши дни живут в восточных и северных территориях Австралии (штат Новый Южный Уэльс и штат Квинсленд), хотя их можно найти практически в любом городе. Примерная численность аборигенов составляет около 520,000 человек, т.е. 2,5% от населения Австралии. Практически в каждом городе Австралии есть "центр аборигенской культуры", где можно соприкоснуться с этой культурой, а иногда и встретить аборигена.

Чтобы не просто "поглядеть" на аборигенов, но узнать о них побольше, понять их, и хотя бы немного познакомиться с их культурой и знаниями и историей, я предлагаю Вам приехать в Австралию и побывать на одной (а можно и не одной) из наших индивидуальных экскурсий.

На наших экскурсиях русскоязычный гид расскажет Вам подробно о прежней и нынешней жизни аборигенов в Австралии, об их мифологии и знаниях, об их проблемах и культуре. Мы знаем разные места, где сможем показать Вам настоящих австралийских аборигенов. На некоторых наших экскурсиях Вы сможете увидеть аборигенские танцы, услышать музыку в исполнении аборигенов на традиционных аборигенских инструментах (см. Диджириду), посмотреть как они бросают бумеранги и копья на охоте, и просто пообщаться с настоящими австралийскими аборигенами. Наши русские гиды в Австралии также знают места, где можно увидеть подлинные древние наскальные рисунки и петроглифы аборигенов (от 2000 до 20,000 лет), точильные камни и камни для разведения огня (не в музее!), аборигенские пещеры и церемониальные места, которыми пользовались аборигены в течение тысячелетий.

Всё это Вы можете сами увидеть своими глазами со мной или нашими русскоязычными гидами в Австралии и больше узнать про аборигенов Австралии.

Наши экскурсии в Австралии, на которых Вы можете увидеть настоящих аборигенов, поговорить с ними или посмотреть следы их жизнедеятельности (рисунки, следы, петроглифы, аборигенские места, пещеры):

Сидней :

  • Экскурсия с русским гидом на Север от Сиднея в национальный парк Куринг-Чейс - S5
  • Обзорная экскурсия по Сиднею с частным русским гидом на индивидуальном автомобиле - S2 (полный день)
  • Голубые Горы и парк австралийских животных - тур с русским гидом - S4
  • Путешествие в столицу Австралии - Канберру - тур с русским гидом - S9

Мельбурн :

  • Обзорная экскурсия с русским гидом по достопримечательностям Мельбурна на полный день - М2
  • Турпакет экскурсий из Мельбурна с русскоязычным гидом на 4 дня -TPM4-5-8-2012

Кернс :

  • Экскурсия в Куранду на фуникулёре с русскоговорящим гидом - CR07
  • Экскурсия из Кэрнса с русским гидом по австралийским диким животным и в тропическoe плоскогорье Tablelands на полный день - 10 часов - CR08
  • Многодневный Тур-пакет 3 дня/2 ночи с экскурсиями и проживанием из Кернса с русскоговорящим гидом - TPCR01

Культура австралийских аборигенов

Музыка

Австралийские аборигены испокон веков умели изготавливать музыкальные инструменты. Самый известный из них - Диджириду - труба длиной от 1 до 2-х метров из сука или ствола эвкалипта, проеденная термитами по центру. Очень тяжело научиться на ней играть: для этого требуется очень много практики и нужны сильные лёгкие. Хорошие аборигенские исполнители на Диджириду могут играть на ней беспрерывно в течение часа (без остановки и паузы). Во время игры на Диджируду часто исполнитель разнообразит игру гортанными звуками или языком для придачи дополнительного эффекта и подражает звукам животных и птиц, т.к. кукабарра (смеющаяся кукабурра).

Танцы

Аборигены часто в своих танцах имитируют разных коренных животных Австралии, т.к. кенгуру, валлаби, эму, змея, подражая их походке и движениям.

Многие танцы похожи друг на друга и сопровождаются игрой на диджириду и ударных палках. Некоторые танцы используются аборигенами только в определенных целях или время года, есть ритуальные танцы.

Наскальные рисунки и петроглифы аборигенов

По всей Австралии насчитывается около 50,000 мест, где обнаружены следы аборигенской живописи (рисунки на камнях или петроглифы, выбитые в камне, либо отпечатки ладоней и пальцев, сделанные при помощи охры -высохшей растертой глины с песчанником). Однако в целях избежания вандализма, большая часть этих мест держится в секрете и недоступна для посещения неспециалистами. Есть некоторые места, где все же можно увидеть наскальные рисунки аборигенов.

Для того, чтобы увидеть эти рисунки или петроглифы и познакомиться с аборигенской культурой, мы приглашаем Вас на наши русскоязычные экскурсии с русскими гидами в Австралии. Мы знаем эти места и готовы их показать Вам на наших экскурсиях в Сиднее, Мельбурне и Кернсе.

Бумеранги, щиты и копья

Австралийские аборигены изобрели уникальный вид оружия - бумеранг. Слово бумеранг происходит от аборигенского слова "Вомурранг" или "Боумарранг", что значит "возвращающаяся палка для метания" на языке аборигенского племени Турувал (Turuwal). В основном бумеранги использовались для охоты на птиц, но и применялись как оружие в конфликтах с другими племенами или для охоты на крупных животных. Для того, чтобы бумеранг вернулся, необходимо обладать навыками: уметь его бросать под определенным углом, правильно держать, вовремя отпустить и учитывать ветер. Также, у правильного бумеранга должны быть некоторые срезы на конечностях, без которых он не сможет вернуться.

Аборигены также пользовались разными метательными копьями на охоте и в конфликтах, и некоторые из них могут бросать копья на расстояние до 100 метров с точным попаданием в цель размером с кокосовый орех.

Щиты в основном были узкими и использовались для церемониальных целей и танцев, но и могли применяться для защиты от нападений других племен тоже.

Если Вы хотите посмотреть как правильно бросать бумеранг или копье, попробовать самому бросить бумеранг и познакомиться поближе с аборигенской культурой, мы приглашаем Вас на наши русскоязычные экскурсии с русскими гидами в Сиднее, Мельбурне и Кернсе.

Copyright 2012 Samoorai International

Австралийские аборигены, то есть коренные жители Австралии, численность которых сейчас составляет около полумиллиона человек, живут большей частью в удаленных от городов районах северной половины материка. Еще недавно существование исконных народов, населявших Австралию, было под угрозой. С началом европейской колонизации на их земли пришли эпидемии, вытеснение с родных земель и бесконтрольное физическое уничтожение. Британцы, придя на новые земли и сочтя жившие там племена за примитивнейших людей, недалеко ушедших от обезьяны, не церемонясь вырезали их целыми деревнями. К 1921 году их численность упала до 60 тыс. чел, в то время как ко времени открытия Австралии европейцами их было примерно 1 млн. чел.

Но в 20 веке правительство Австралии озаботилось проблемами коренного населения , стали создаваться резервации, выделялись государственные финансы и собирались пожертвования, так что с учетом большой рождаемости сейчас их численность резко возросла.

Ученые выделяют австралийских аборигенов в отдельную австралийскую ветвь австралоидной расы. Внешне это высокие люди с черными волнистыми волосами, большими выступающими вперед надбровными дугами, крупным носом с широкими ноздрями и глубоко посаженными глазами. Их отличают очень крупные зубы, вытянутая форма черепа с очень толстыми костями черепа и крайне темная пигментация кожи и глаз. Среди аборигенов встречаются натуральные блондины, это мутация, закрепившаяся в результате изоляции. Изначально их относили к негроидной расе, но позднее генетические исследования доказали их близость к монголоидной расе и максимальную удаленность родства с негроидами.

В свои лучшие времена австралийские аборигены занимались собирательством, охотой и рыболовством. Они не занимались сельским или другим производящим хозяйством, у них не было письменности, законов, социальной иерархии. Они не строили городов и крупных поселений, не занимались ремесленничеством. Жили австралийцы группами, основываясь на общности языка и родственных связях. Более примитивная культурная и материальная среда была только у родственных им тасманийцев. Духовная и религиозная сторона жизни коренного населения была более развита. Сотни разрозненных племен разговаривали на своих языках или диалектах, имели богатые устные предания и обширную мифологию.

Коренные австралийцы объединялись примерно в 400 этнических групп, разговаривали на нескольких сотнях диалектов, группируемых в 26 языковых групп. Аборигенными племенами юга Австралии был разработан особый язык жестов, как альтернативная форма общения с носителями других языков. Также языком жестов пользовались в особых случаях табуировании речи. Богатство мифов и преданий у разных племен имеют много общего, выделяются общие линии сюжетов и героев. Они разработали свою систему представления о мире, в котором помимо реального нас окружающего мира, существует еще мир снов, где живут духи предков. На небе эти миры встречаются и от действий предков или живущих людей может зависеть движение Солнца, Луны и звезд. Особое внимание аборигены уделяли звездному небу и движениям, происходящим на нем, но при этом они не пользовались небесными объектами ни для навигации, ни для календарных отсчетов. Структурно общество состояло из общин, руководили им старейшины и наследственные вожди. Существовали инициации – особые обряды, предшествующие вступлению юношами и девушками во взрослую жизнь. Серьезные ограничения на вступления в брак основывались на сложной системе родства. Похоронные обряды включали кремацию, которая была изобретена в Австралии ранее чем где-либо.

К сожалению, новые австралийцы, белокожие переселенцы, мало внимания уделяли коренному населению. Даже тогда, когда прошла эпоха каторжного освоения материка и в города стали съезжаться ученые из Европы, особого отношения к сбору и анализу материалов о сторонах жизни коренных народов не наблюдалось. Поэтому многие знания о культуре и наследии австралийских аборигенов сейчас безвозвратно утеряны. Современные потомки аборигенов практически полностью потеряли традиционные способы жизнеобеспечения, ориентированы на государственную и благотворительную помощь и хранят религиозные традиции. Гражданами государства Австралия с соответствующими правами и обязанностями, аборигены были признаны только в 1967 году. В настоящее время в современной Австралии развиваются движения за сохранение культурной самобытности, выделяются земли в коллективное владение для охраны культурного наследия, работает Национальное аборигенное телевидение, проводятся уроки изучения аборигенных языков. Воочию увидеть как живут аборигены и поближе познакомиться с их культурой можно посетив


Австралийские аборигены – очень загадочный народ. Населяя высокоцивилизованную страну с развитой инфраструктурой и существуя бок о бок с современными гражданами, эти люди продолжают оставаться самобытными и сохранять свою древнюю, почти первобытную культуру. Об уникальности коренного населения Австралии свидетельствует множество удивительных фактов.

1.Самые дикие из всех людей

Аборигены населяют Австралию примерно 50 тысяч лет, и 40 тысяч из них жизнь этих племен оставалась неизменной. Считается, что это самая отсталая из всех народностей мира, и таких древних, диких людей, к слову, на материке почти полмиллиона.


В центральной части континента есть пустынная территория, на которой аборигены живут, как в древние времена – без телевидения, сотовых телефонов и других благ цивилизации. Поскольку тут нет школ, дети обучаются по радио. Население совершает древние обряды, а основной их деятельностью, как и 50 тысяч лет назад, остается охота и собирательство растений и кореньев. При необходимости эти аборигены могут съесть даже личинку насекомого или гусеницу. Здесь живет почти одна пятая всех австралийских аборигенов.

Впрочем, есть среди коренного населения и те, кто добился больших успехов и мирового признания. Это, например, художник Альберт Наматжира, писатель и журналист Дэвид Юнайпон, олимпийская чемпионка по легкой атлетике Кэти Фримен.


2.Их подвергают дискриминации

Коренное население юридически уравняли в правах с обычными гражданам страны только в 1967-м, а до этого на континенте их считали людьми второго сорта.


Теперь у них есть свои школы и свой флаг. Однако во время современных социологических опросов аборигены признаются, что до сих пор чувствуют пренебрежительное отношение со стороны «белых» граждан.


Дети, посещающие обычные школы, также утверждают, что подвергаются дискриминации. Хотя коренные австралийцы по натуре мягкие и генетически лишены агрессии, периодически они выступают с протестами, требуя дать им больше прав.

3.У аборигенов нет общего языка

У коренного населения с некоторых пор есть свой телеканал и он вещает на английском – это сделано для того, чтобы телепрограммы понимали аборигены со всех уголков страны. Ведь, когда в Австралию приплыли Европейцы, на континенте существовало около 600 наречий. Сейчас аборигенов стало намного меньше, но все равно у каждого австралийского племени свой язык, и в общей сложности их около двухсот.


Сейчас, в результате внедрения современного мира в культуру и быт аборигенов, многие из них более или менее знают английский язык. А вот язык аборигенов обычные австралийцы практически не понимают. Из неаборигенных граждан им владеют только старики, да и то не все.

4. В Австралии живут три типа аборигенов

Коренное население этого континента делится на три типа. У первого (барренианского) маленький рост и темная, почти черная кожа. Эти аборигены живут в основном в провинции Северный Квинсленд. У второго типа (карпентарийского) очень высокий рост и тоже довольно темная кожа, на которой практически нет растительности. Третья расовая разновидность (мюррейский тип) – это аборигены среднего роста с очень обильной растительностью на коже и густой копной волос на голове. Живут они главным образом в долине австралийской реки Мюррей.


Все три типа аборигенов много тысячелетий назад приплыли на континент по морю. Предположительно – из Африки. Столь большие антропологические различия у этих групп связаны с тем, что каждая из них прибыла в Австралию в разное время и из разных мест.

5.Некоторые австралийские аборигены темнокожие и светловолосые

Примерно одна десятая часть жителей Соломоновых островов, расположенных на северо-востоке от Австралии – блондины. Сначала исследователи думали, что такие аборигены стали рождаться после контактов с европейскими мореплавателями. Однако генетические исследования показали, что светлые волосы этих диких людей – результат мутации, которая произошла еще несколько тысяч лет назад.



6.Австралийцы изобрели бумеранг

Бумеранг – предмет, который сейчас известен во всем мире, много веков назад изобрели именно австралийцы. Подобные предметы использовали люди палеолита и в Европе, но наскальные изображения бумерангов, обнаруженные в Австралии – самые древние (им 50 тыс. лет). Кроме того, именно жители этого материка придумали возвращающийся тип бумеранга.


Кстати, аборигены до сих пор используют его при охоте. Нижняя часть у австралийского бумеранга плоская, а верхняя – выпуклая. Есть у аборигенов и другие типы бумерангов, отличающиеся по форме и размеру, причем, у каждого свое назначение.

7.Религия аборигенов

По мнению аборигенов, жизнь на Земле сотворило некое божество, которое затем удалилось на небеса. Многие коренные австралийцы считали и продолжают считать, что, помимо физической реальности, есть мир духов (мир снов), с которыми можно встретиться на небе. Такие духи якобы управляют Солнцем, Луной и другими небесными светилами, но на то, что происходит в космосе, могут влиять и живые люди.

Ряд ученых утверждает, что древние наскальные изображения страуса эму, сделанные аборигенами, могут на самом деле быть фигурой, образованной в небе пылевыми облаками Млечного пути, которому австралийцы, как и инки, придавали большое мистическое значение.


Аборигены считают, что духи иногда могут спускаться на Землю, воспользовавшись деревом или лестницей, во время ритуальных обрядов, совершаемых племенами. И таких обрядов у племен много – например, посвящение в шаманы и праздник полового созревания мальчиков или девочек.

8.У аборигенов есть свой Стоунхендж

Множество базальтовых валунов высотой примерно метр, образующих ровные круги, некоторое время назад было обнаружено в пустынной местности примерно в 45 километрах от Мельбурна. Как выяснили ученые, этому сооружению не менее 10 тысяч лет, а значит, оно в два раза древнее известного английского аналога – Стоунхенджа.


Эта группа камней играла у аборигенов какую-то важную роль. Вполне возможно, что данную каменную конструкцию древние люди могли использовать как космический календарь – определитель времени восхода и заката либо наступления времен года. Однако точных подтверждений назначения этой группы валунов, естественно, нет.

В Африке тоже осталось немало удивительных племен, которых нам кажутся весьма странными.

Поделиться: