О соблюдении общественного порядка на территории челябинской области. Общественный порядок — это… Что такое Общественный порядок? Что значит нарушение общественного порядка

С точки зрения широкого понимания термина «общественный порядок», нарушение общественного порядка можно рассматривать как любые противоправные действия, связанные с нарушением норм морали и права, норм общественных организаций, норм неправовых традиций, обычаев и ритуалов, которые во всей своей совокупности характеризуются как социальный и правовые нормы системы общественных отношений. В действительности же, нарушение общественного порядка, применительно к возможным мерам правовой ответственности, зачастую ассоциируется только с такими действиями, которые, во-первых, прямо закреплены в нормативно-правовых актах, как противоправные, во-вторых, могут повлечь за собой наступление каких-то конкретных видов ответственности.

К сожалению, отсутствие единого подхода к пониманию общественного порядка в теории права и тем более в конкретных нормативно-правовых актах нередко приводит к ошибкам в правоприменительной практике. Однако, как бы, возможно, не показалось это странным, именно правоприменительная (судебная) практика зачастую становится единственной возможностью разобраться в природе правоотношений и прийти к верной квалификации.

Нарушение общественного порядка и ответственность

Общественный порядок - огромный по составу, структуре правоотношений и норм институт. Если же затрагивать только вопрос наказания за различные нарушения общественного порядка, то возможные меры ответственности могут представлять собой:

  • гражданско-правовую ответственность;
  • дисциплинарную;
  • административную;
  • уголовную ответственность.

Следует понимать, что неверным является рассмотрение абсолютно любых нарушений общественного порядка только лишь как хулиганские действия, хотя в обиходе большая часть нарушений общественного порядка именно так и именуется. Но это – только в обиходе, в праве такой подход ошибочен. Хулиганство – отдельная статья за нарушение общественного порядка и только лишь один из всех возможных видов составов правонарушений, охватывающих различного рода нарушения общественного порядка. Вместе с тем, в реальной жизни именно хулиганство и соответствующая статья за нарушение общественного порядка, присутствующая как в административном кодексе, так и в уголовном, являются одними из наиболее распространенных категорий в правоприменительной практике.

Административная и уголовная ответственность за нарушение общественного порядка

И в административном, и в уголовном кодексе составам правонарушений, посягающим на общественный порядок, отведены специальные разделы: в КоАП России – Глава 20, в УК России – Раздел IX. Это огромный массив правовых норм с самыми различными составами и санкциями, причем, если уголовное законодательство, находящееся в ведении государства, содержит единый перечень составов правонарушений, то вот административные правонарушения делятся на две категории: установленные в КоАП РФ, и установленные на уровне субъектов федерации, тем самым, то деяние, которое, по мнению законодателя, является административным правонарушением, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге, может не являться таковым в каком-то ином регионе, и наоборот

Административные нарушения общественного порядка принято относить к менее тяжким действиям, в то время как уголовные всегда рассматриваются как грубые (более тяжкие) нарушения. Такой подход четко прослеживается в статье о хулиганстве, трактуемом в уголовном кодексе именно как грубое нарушение общественного порядка.

Возможные меры наказания за различные нарушения общественного порядка зависят от конкретного содержания действий, наступивших последствий, то есть от конкретного состава правонарушения, и определяются согласно санкциям конкретных статей. Так, например, административно наказуемое хулиганство (ст.20.1 – «мелкое хулиганство») предусматривает, как простое нарушение общественного порядка: штраф до одной тысячи рублей или арест до 15 суток, квалифицированное: штраф до 2,5 тысяч рублей или тот же административный арест. В уголовном кодексе диапазон возможных мер наказания уже более широк – это и штраф, и обязательные, принудительные или исполнительные работы, и лишение свободы (до 5 лет по 1 части и до 7 лет – по второй части).

  1. Нарушение общественного порядка: статья, штраф и меры борьбы

Сущность общественного порядка
Чтобы полностью раскрыть определение этих правонарушений, для начала нужно разобраться, что же такое общественный порядок, и почему он так важен в современном мире. Совокупность нравственных ценностей, традиций и обычаев, законодательно закреплённых и одобренных государством, — вот что такое общественный порядок. Он формируется с течением времени, вместе с развитием человеческих отношений, и служит для их регулирования, особенно если в общество входят лица с различными представлениями о нормах поведения.

Основа общественного порядка – мирное сосуществование всех лиц, формирующих общество при неусыпном контроле со стороны правоохранительных органов.

Прописанные на законодательном уровне нормы поведения очерчивают границы допустимого, унифицируя их для всех участников общества.

Охрана этих норм защищает одних лиц, соблюдающих правопорядок, от других, которые проявляют поведение, выражающее явное неуважение к обществу.
Ответственность за нарушение общественного порядка
Кодекс Российской Федерации об (сокращенно КоАП РФ) предусматривает ответственность за деяния, попадающие под нарушение общественного порядка. Несколько его статей посвящено именно тому, какой грозит за то или иное правонарушение.

  • Статья 20.1 сообщает, что за нецензурную брань в общественных местах, уничтожение или повреждение чужого имущества и оскорбительное приставание налагается административный штраф в размере от 500 до 1500 р. или длительностью до 15 суток.
  • Статья 20.20 раскрывает ответственность в подъездах, на детских площадках и прочих местах, где это запрещено федеральным законом, в виде административного штрафа того же размера: 500-1500 р.
  • Статья 20.21 устанавливает административный штраф в том же размере или административный арест до 15 суток за появление в нетрезвом виде в общественных местах, например, в парках, на улицах, на стадионах и прочих.
  • Статья 6.24 прописывает наказание , включая детские площадки, лифты и прочие помещения общего пользования в многоквартирных домах в виде административного штрафа, который варьируется в зависимости от точного места курения.

Во многих случаях КоАП РФ допускает, что власти каждого региона нашего государства имеют право на собственное законотворчество относительно нарушений общественного порядка. Так, например, не существует единого закона о , поскольку в каждом регионе есть свои установки касательно строгих рамок ночного времени, в течение которого запрещается шум и величина ответственности за нарушение этого запрета. Рассмотрим некоторые примеры.

В Москве ночным временем считается период с 23.00 по 07.00, как и в Орловской области, а в Омской области ночное время начинается в 22.00 и заканчивается в 8.00. Республика Татарстан разделяет ночное время в рабочие дни (22.00 – 06.00) и выходные (22.00 – 09.00).

Соответствующие законодательные акты некоторых регионов предоставляют подробный перечень видов запрещённого шума. Туда попадают и использование различных звуковоспроизводящих устройств (радиоприёмников, телевизоров и т.д.), и игра на всевозможных музыкальных инструментах, и пение, и звук охранной сигнализации, и взрывы пиротехнических средств, и производство различных строительных и ремонтных работ. При этом разные региональные законы о тишине предписывают свои наказания за шум в квартире в неположенное время. В Москве, например, предусмотрены предупреждение и наложение административного штрафа, чей размер зависит от позиции нарушителя:

  • на физических лиц налагается штраф в размере 1-2 тыс. р.;
  • штраф, наложенный на должностных лиц, увеличивается до 4-8 тыс. р.;
  • юридические лица понесут наказание в виде штрафа от 40 до 80 тыс. р.

В Омской области предполагаются те же санкции: и штраф, только его размер гораздо меньше для этих же трёх категорий населения.
Мелкое хулиганство или просто хулиганство?

Вышеуказанные нарушения общественного порядка считаются мелким хулиганством, поэтому они описаны в КоАП РФ, но есть правонарушения, превосходящие их по масштабам и последствиям, поэтому они являются не мелким, а обычным хулиганством, которым занимается уже УК РФ, то есть Уголовный кодекс, который и прописывает, какой размер штрафа выплатит правонарушитель, и сколько лет продлится его арест.

Определить, к какому виду хулиганства относится то или иное правонарушение, можно лишь после выяснения всех обстоятельств произошедшего, включая характер и масштаб ущерба, нанесённый правонарушителем общественному порядку.

Рассматриваются место и время совершения правонарушения, его длительность и тяжесть наступивших последствий. Например, если нанесены серьёзные телесные повреждения, причинён существенный вред здоровью или имуществу, включая его полное уничтожение, то это явно выходит за рамки мелкого хулиганства, поэтому и карается более жёстко.
Хотя хулиганство понимается как тотальное неуважение к обществу, существуют и другие виды нарушения общественного порядка, которые караются гораздо серьёзнее, например, проведение терактов или массовые беспорядки.
Что делать, если вы свидетель нарушения общественного порядка
Итак, на ваших глазах происходит нарушение общественного порядка. Что делать? Разумеется, способствовать наказанию правонарушителя. Для этого нужно выполнить следующие шаги.

1. Внимательно рассмотрите и запомните приметы злоумышленника. Здесь важно всё: рост, комплекция, одежда, характерные примеры, например, шрамы. При возможности снимите злоумышленника на видео или фото с помощью мобильного телефона или фотоаппарата.

2. Как можно скорее позвоните по номеру 102 (или 112) в органы полиции и сообщите о правонарушении, свидетелем которого вы оказались. Старайтесь описать как можно подробнее, не упуская время и место события, приметы правонарушителя и вид его преступления.

3. Если преступник скрылся, оставив после себя пострадавших, постарайтесь оказать им первую медицинскую помощь и вызовите скорую помощь.

4. Дождитесь наряда полиции, изложите ещё раз всё увиденное, продемонстрируйте фото или видео.

Также не стоит молчать, если вам известна информация о готовящемся нарушении общественного порядка. Своевременное сообщение этих сведений органам полиции может спасти жизни и предотвратить преступление.
Итак, сами граждане несут ответственность за поддержку общественного порядка, поскольку обязаны сообщать о правонарушениях, свидетелями которых они оказались. Сокрытие произошедших или готовящихся нарушений общественного порядка считается соучастием в них.

Понятие общественного порядка

Любой человек осознанным или бессознательным образом в собственной деятельности руководствуется какими-либо правилами. Они выражаются в форме моделей, образцов, поведения. Все эти правила являются различными и по содержанию и способам возникновения, но объединяет их единая цель. Данные модели дают возможность предупреждения действий, разрушающих общественный порядок и правопорядок.

Определение 1

Итак, общественный порядок является сложившейся в обществе системой отношений меж людьми, правил взаимного общежития и поведения, которые урегулированы действующим законодательством, традициями и обычаями, а также нормами нравственного характера.

Сущность общественного порядка и его установление

Необходимость в установлении надлежащих условий жизнедеятельности обусловлена самой природой социума. Он имеет нужду в устойчивой, стабильной системе отношений, правилах, дисциплине, которые могут предотвращать эти правовые нарушения.

Общественный порядок не может существовать в мире, в котором царят безнаказанность, распущенность, безнравственность. В теории государства и права устанавливается, что для любого способа производства материальных благ потребуется укрепление социальных связей и взаимодействий. Без этого является немыслимой совместной и целеустремленной людская деятельность.

Понятие в доклассовом обществе предполагает наличие у людей некоторых обычаев и традиций. На основе их население входило во взаимные отношения, исполняло какую-либо деятельность. После образования частной собственности, подразделения труда, образования классовости обеспечение охраны общественного порядка реализуется при помощи юридических и моральных норм, которые установлены государством.

Общественный порядок сформирован из волевых взаимных отношений меж людьми, которые проявляются в их действиях и поведениях. Они выражаются в форме результата их осознанной деятельности. Политическая система и государство оказывают активное влияние на межчеловеческие отношения.

Организация общественного порядка играет роль одной из главных функций власти. Реализация данной задачи реализуется при помощи принятия определенных законов, контролирующих действий над их исполнением и соблюдением. Этим образом, общественный порядок в границах государства представляется социально-юридической категорией, основанной на отношениях меж людьми при следовании ими учрежденным моральным, нравственным, и иным нормам. Неприкосновенность данной системы гарантирована властью. Суть явления сформировала относительно устойчивые, необходимые, закономерные внутренние связи, присущие порядку, соединяющие все его элементы в единый комплекс.

Общественный порядок в форме системы социальных связей и отношений в законодательстве и литературе рассматривают в узком и широком смысле. В первом случае речь заходит о том, что учрежденные правила распространяются не на все имеющиеся взаимодействия, а лишь на их определенную часть. Необходимость этого разделения обуславливается разносторонностью и многообразием отношений меж людьми в любой определенной области, наличием особенных юридических норм, которые направлены на урегулирование таких связей.

Замечание 1

Кроме того, важно учесть и установленные законодательством разновидности ответственности за такие преступления. Общественный порядок невозможен, если государство не предусмотрело определенные инструменты урегулирования. Применять их уполномочены далеко не все властные институты. Для их использования образуются соответственные органы общественного порядка. Их полномочия, обязанности и возможности строгим образом регламентируются законом.

Совместно с этим в системе отведено особенное место и для граждан. В охране общественного порядка в какой-либо степени могут принимать участие все люди, которые проживают на территории государства. Но население не может обладать такими полномочиями, какими наделяются различные инстанции.

В такой связи охрана и безопасность общественного порядка людьми может реализовываться посредством соблюдения установленных в законодательстве предписаний и норм по обеспечению охраны общественного порядка.

Основные цели общественного порядка

Изучая общественный порядок в образе социально-юридической категории, важно отметить обусловленность системы людскими потребностями, удовлетворение которых совершается в процессии взаимного действия меж различными людьми. Отношения формируются в соответственных местах в процессе общения. Целью всей этой системы является обеспечение для жизни человека спокойной обстановки, нормальных условий для труда и отдыха, деятельности учреждений, организаций, инстанций, служб, властных институтов.

Волевой элемент общественного порядка

Он проявлен в поведении лиц, принимающих участие в процессе охраны общественного порядка, его образовании, поддержании. Волевые человеческие акты, принимая роль функции его психики, обладают тесной связью с реальностью, находясь в зависимости от действительности. Какие-либо действия, совершаемые индивидом в сфере общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым требованиям законом. В связи с этим происходит укрепление социального положения в государстве. Человеческое поведение может находить противоречия устанавливаемым нормам. В таком случае его действия при конкретных обстоятельствах могут быть расценены как преступления, направляемые против общественного порядка.

Нормы, действующие в области общественных отношений, могут координировать поведение граждан путем:

  1. Установления запретов на совершение действий, которые вызывают для социума негативные последствия.
  2. Установления правил, предписывающих должное или возможное людское поведение.
  3. Выделения компетенции и урегулирования деятельности уполномоченных субъектов на охрану порядка.
  4. Учреждения ответственности за несоблюдение запретов и предписаний.

Общественный порядок составляют фактически складывающиеся общественные отношения, которые могут иметь как правовой, так и не правовой характер. Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в конечном итоге к поведению людей, то есть их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.

Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.

Правопорядок – это составная часть общественного порядка - итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

Правопорядок представляет собой не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений. Таким образом, правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.

Правопорядок как особое урегулированное правом состояние общественных отношений зиждется на системе основополагающих начал, т.е. принципов.

К принципам правопорядка можно отнести:

    Формальная определенность . Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

    Системность . Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

    Государственная гарантированность . Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

    Устойчивость . Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

    Единство . Правопорядок основан на единых политических и правовых принципах, обеспечивается единством государственной воли и законности и является единым на всей территории страны.

3. Роль ОВД в обеспечении законности

и правопорядка.

Роль органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка определяется, прежде всего, особенностями реализуемой ими правоохранительной функции, а так же спецификой возложенных на них государством задач, обусловленных рассмотренными выше юридическими гарантиями законности. К числу таких задач, в первую очередь, следует отнести:

    обеспечение личной безопасности граждан;

    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    раскрытие преступлений;

    охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

    оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В целях реализации правоохранительной функции, обеспечения законности и правопорядка ОВД осуществляют ряд мер, которые являются юридическими гарантиями законности и правопорядка. К числу таких мер следует отнести:

    Меры выявления (обнаружения) нарушений законности и правопорядка;

    Меры по предупреждению нарушений законности и правопорядка;

    Меры по пресечению нарушений законности и правопорядка;

    Меры по защите и восстановлению нарушенных прав, по устранению последствий правонарушений;

    Меры по привлечению к юридической ответственности нарушителей законности и правопорядка;

    Меры процессуального характера.

Кроме того, следует отметить участие органов внутренних дел в реализации организационных гарантий законности и правопорядка. К ним относятся мероприятия организационного характера, обеспечивающие состояние законности и правопорядка. К числу таких мер относится, например, кадровая работа, образование в системе МВД специальных подразделений по борьбе с коррупцией и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

    Дайте понятие законности.

    Перечислите основные признаки законности.

    В чем выражаются гарантии законности?

    Может ли право на необходимую оборону рассматриваться в качестве юридической гарантии законности?

    Сформулируйте определение общественного порядка.

    Как соотносятся понятия «законность», «правопорядок» и «общественный порядок»?

    В чем на Ваш взгляд заключается специфика правопорядка сложившегося в условиях современной России?

    Охарактеризуйте роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка.

Учебная литература:

    Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С.178 – 181.

    Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.62 – 64.

    Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.206 – 210.

Дополнительная литература:

    Законность в Российской Федерации. М.: Спарк, 1998.

    Лисюткин А.Б. К понятию законности // Государство им право. 1994. №3.

    Матузов Н.И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.

    Правовой режим законности: вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 15 февраля 2001г. Под общ. Ред. Д.И. Луковской. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001.

    Ромашов Р.А. Сальников В.П. Теоретическая модель законности (проблемы формирования в современной России) // Общество, право, полиция. Материалы международной научно-практической конференции. 23 – 24 мая 1996 г. Ч.3/ Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.

Поделиться: