Система управления безопасностью труда в организации. Государственное управление безопасностью труда

На каждом предприятии должна быть разработана соответствующая ему определенная инструкция по технике безопасности, а также должна быть регламентированная программа обучения для каждого специалиста.

Важность данной проблемы для современных промышленных предприятий заключается в том, что в процессе трудовой деятельности определенного человека могут преследовать различного рода негативные факторы и необходимо учить человека для борьбы с ними. Работник должен быть подготовлен к различного рода ситуациям и должен уметь правильно вести себя в них. Травматизм на работе достаточно распространенное явление, особенно в наш век развития технологий, разработка и организация системы обучения по технике безопасности на предприятии одна из основных задач руководство любой организации. В свою очередь, государство как гарант основных прав и свобод человека защищает и его трудовую деятельность, разрабатывая определенную нормативную базу, определяющую те границы, в которых человек должен совершать свою трудовую деятельность.

Охрана труда на производстве начинается с организации управления охраной труда. Работодатель обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда в соответствии с нормативно-правовых актов, а также обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в области охраны труда. С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, для чего:

Создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за выполнение возлагаются на них функций, а также контролирует их соблюдение

Разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда;

Внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т.п.;

Обеспечивает устранение причин, вызывающих несчастные случаи, профессиональные заболевания, и осуществление профилактических мер, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;

Организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, аттестации рабочих мест на соответствие нормативным актам об охране труда в порядке и сроки, устанавливаемые законодательством;

Принимает по их итогам меры по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;

Разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие нормативные акты об охране труда, действующие в пределах предприятия и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия;

Осуществляет постоянный контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охране труда;

Организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда;

Принимает срочные меры для помощи пострадавшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушения указанных требований

Целью охраны труда является сведение к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.

Для реализации цели охраны труда необходимо решать следующие задачи:

Соблюдение работающими требований безопасности и гигиены труда;

Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям;

Обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента;

Обеспечение безопасности производственных процессов;

Обеспечение пожарной безопасности;

Обеспечение радиационной безопасности;

Обеспечение лазерной безопасности;

Обеспечение безопасности дорожного движения;

Обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;

Обеспечение безопасности зданий и сооружений;

Нормализация условий производственной среды и трудового процесса;

Санитарно-бытовое обеспечение работающих.

В процессе управления охраной труда на предприятиях машиностроения возникают два типа управленческих задач - это детерминированные, т.е. стабильные или стандартные, задачи управления и слабодетерминированные т.е. задачи из области неопределенности. Если решение первых не вызывает особых затруднений, то вторые требуют отдельной проработки и создания научно-методического аппарата для их реализации.

В практике управления безопасностью труда достаточно ярко проявляется взаимодействие различных групп факторов: технико-технологических, организационно-экономических, социально-правовых, экологических и т.п. Это и обусловливает «повышенную ситуационность», т.е. возникновение разнообразных типов ситуационных задач управления .

Организация охраны труда на предприятии подразумевает использование ряда обязательных документов, необходимых для проведения мероприятий по обучению сотрудников и контролю надлежащего исполнения требований к безопасности.

Одним из главных документов является инструкция по охране труда, разрабатываемая с учетом спецификации предприятия и с привлечением руководителей подразделений. Она составляется не только для каждой профессии, но и для конкретного участка работы. При этом все инструкции периодически пересматриваются силами службы охраны труда на предмет изменений условий, в которых работает персонал, и поправок в законодательстве, относящихся к конкретной специальности.

При составлении инструкции соблюдаются некоторые правила, например, в документе не указываются такие слова, как «обязательно», «особо», «категорически» и прочие, определяющие приоритет осуществления действия. Все требования, указанные в инструкции, должны выполняться неукоснительно в равной степени. Кроме того, в случае, если в нормах указаны определенные безопасные параметры, например, величина зазора или высота оборудования, в документе должно быть определено точное значение. Выдача инструкций осуществляется под роспись в журнале учета каждому работнику предприятия. Допустимо вывешивание документа на рабочих местах или информационных стендах, специально предназначенных для этих целей. Также минимум по одному экземпляру должно храниться у начальника подразделения.

Обязанности руководящего состава. Работодатель также обязан способствовать улучшению рабочих условий для своих сотрудников и участвовать в мероприятиях, которые предполагает охрана труда на предприятии.

Для этого выполняется ряд действий по нормализации обстановки на производстве и созданию благоприятной среды.

Работодатель обязан:

Наладить правильный режим смены труда и отдыха с учетом тяжести работы;

Обеспечить каждого сотрудника рабочим местом, соответствующим всем нормам безопасности;

Снабдить всех участников вредного производственного процесса средствами защиты в соответствии со степенью опасности;

Разработать систему реагирования при возникновении критических ситуаций;

Обеспечить соответствующее лечение сотрудников, пострадавших не по своей вине на производстве, а также в случае профессионального заболевания.

Кроме того, охрана труда на предприятии предполагает соблюдение требований и выполнение обязанностей со стороны работников и младшего руководящего состава.

Охрана труда на предприятии осуществляется силами одного или нескольких специалистов, которые решают большой спектр различных задач. В обязанности этих сотрудников входит не только разработка мер по обеспечению безопасности, но и анализ производства, составление различных документов, контроль и профилактика производственных процессов.

Безопасность рабочей деятельности на производстве обеспечивается с помощью следующих мероприятий:

Общая организация охраны труда на предприятии, что включает в себя безопасность оборудования, строений и производственного процесса;

Оценка потенциальной опасности предприятия и меры по устранению вредных факторов;

Информирование и обучение сотрудников предприятия по охране труда, с также проведение аттестации рабочих мест. Для этого разрабатываются специальные программы обучения и инструктажа;

Изучение норм законодательства и передовых технологий в вопросе безопасности труда и своевременное доведение новой информации до руководства и сотрудников предприятия;

Обеспечение безопасной работы в зданиях и на открытых площадках производства;

Разработка оптимального режима работы и отдыха сотрудников для повышения эффективности производственного процесса;

Контроль выполнения профилактических мер со стороны сотрудников по предупреждению возможных травм, связанных с особенностями производства;

Расследование и анализ несчастных случаев, произошедших на предприятии, и обеспечение мер по предотвращению подобных ситуаций.

Это далеко не полный список всех задач, которыми занимается охрана труда на предприятии. Документы и действия службы в обязательном порядке согласовываются с руководством организации и осуществляются под контролем комиссии. Требования к условиям определяет нормативная документация, которая регламентирует уровень вредных факторов производства, неопасных для здоровья человека.

Таким образом, охрана труда является комплексной социально-технической дисциплиной, включает производственную санитарию, технику безопасности, пожарную безопасность.

Ключевым значением в системе обеспечения безопасности условий труда являются установленные работодателем и документально оформленные цели и задачи (обязательства) в области безопасности труда.

Нужно отметить, что необходимо устанавливать цели в области безопасности условий труда применительно к каждой функции организации и уровню управления внутри нее, по возможности в количественном выражении.

Применяемый сегодня алгоритм управления безопасностью условий труда на производстве существенно отличается от ранее существовавшего.

Нынешний работодатель не надеется на поддержку государства в данной сфере. Ему самому необходимо определять мероприятия исходя из своих финансовых возможностей. В таких условиях часто не удается найти правильное решение, при условии, что обеспечение безопасности условий труда охрану труда часто считают затратным элементом в экономической политике организации.

Безопасная работа требует наличия тщательно разработанной системы производственных и технологических процессов и рабочих процедур, включая регламенты проведения ремонтных работ.

Современная модель системы управления охраной труда основана на известном принципе: "планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй". В основу методов безопасности условий труда положены общеизвестные международные стандарты системы управления (менеджмента):

· ИСО-9000 "Управление качеством",

· ИСО-14000 "Управление охраной окружающей среды",

· OHSAS 18001-99 "Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала".

Модель такого подхода приведена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Модель системы управления охраной труда.

Требования системы обеспечения безопасности условий труда, к данной модели устанавливает ГОСТ 12.0.006-2002 "Общие требования к управлению охраной труда в организации".

Данные требования полностью соответствуют международным стандартам и ориентированы на создание системы управления безопасностью условий труда предприятия. Такая система управления охраной труда в качестве подсистемы могла бы выступать, как часть общей системы управления предприятием.

Создание системы по обеспечению безопасности условий труда предназначено для реализации предприятием политики и своих задач по охране труда.

Руководством предприятия должна быть определена политика, цели и задачи в сфере охраны труда.

Политика предприятия демонстрирует намерения и обязательства его руководства обеспечить соответствующие требованиям нормативно-правовых актов по охране труда условия труда. Принятая на предприятии политика должна быть оформлена документально, и быть доступной для заинтересованных сторон. В ней должны содержаться обязательства руководства по регулярному улучшению условий безопасности труда, формированию соответствующих органов и служб по охране труда, обеспечению социального партнерства, информированию сотрудников об условиях труда на их рабочих местах, о возникших рисках, о полагающейся компенсации за нанесение вреда здоровью.

Планирование на предприятии включает разработку программы улучшения условий труда. В программу необходимо включать мероприятия связанные с внедрением средств коллективной защиты, приобретением спецодежды для работников и средств защиты, организацией обучения опасности труда, проведением медосмотров, контролем вредных и опасных факторов производства.

Начало внедрения и обеспечения функционирования, системы обеспечения безопасности условий труда предполагает распределение между сотрудниками обязанностей и ответственности по безопасности труда. На предприятии необходимо назначить руководителя, несущего ответственность и обладающего полномочиями, позволяющими обеспечить функционирование системы безопасности условий труда, проведением мероприятий для улучшения условий труда и охраны труда, организацией аттестации рабочих мест, проверкой выполнения принятых решений.

Необходимо установить контроль над результативностью охраны труда. Предприятие должно периодически осуществлять оценку соответствия охраны труда требованиям установленных норм, и при выявлении несоответствий применять корректирующие действия. Руководством предприятия должен проводиться анализ функционирования системы по обеспечению безопасности условий труда (контроль эффективности или аудит системы безопасности условий труда).

Представленная модель системы безопасности условий труда адаптирована к международным стандартам.

Создание системы не является обязательным, а определяется лишь намерениями организации совершенствовать свою деятельность в области охраны труда.

В настоящее время каждая организация разрабатывает положение или стандарт предприятия "Об организации работы по охране труда на предприятии". Положение должно включать следующие разделы:

· общие положения;

· обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов организации, в то числе службы охраны труда;

· организацию аттестации рабочих мест по условиям труда;

· планирование мероприятий по охране труда;

· обучение и проверку знаний по охране труда;

· обеспечение работников спецодеждой и средствами защиты.

Во втором разделе "Положения" отражаются обязанности руководителя и специалистов.

Обязанности директора включают:

· организацию работ по охране труда в целом по организации;

· издание приказов, распоряжений, установление обязанностей заместителей руководителей и специалистов структурных подразделений;

· ответственность за охрану труда по организации;

· организацию аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждение ее результатов;

· утверждение планов мероприятий коллективного договора;

· обеспечение финансирования мероприятий по охране труда;

· обеспечение обязательного страхования от несчастных случаев на производстве;

· рассмотрение один раз в полугодие изменения плана мероприятия по охране труда,

· проведение один раз в год комплексного обследования состояния охраны труда;

· издание приказа о проведении медосмотра;

· обеспечение материального и морального стимулирования работников;

· создание совместно с профсоюзами комиссии по охране труда.

В обязанности технического директора (главного инженера) входит:

· осуществление общего руководства по охране труда;

· разделение с директором ответственности за обеспечение безопасности зданий,

· сооружений, оборудования, технических процессов, условий труда на рабочих местах;

· обеспечение назначения ответственных за безопасность эксплуатации ГПМ, сосудов и производства работ;

· разработка списков профессий, для которых необходим обязательный

· медицинский осмотр (предварительный и периодический);

· разработка инструкций по охране труда;

· организация работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;

· оформление наряда-допуска на работы повышенной опасности;

· составление перечня рабочих мест и профессий, которым предусмотрены льготные пенсии.

В обязанности мастера входит:

· обеспечение безопасного производства работ, безопасной эксплуатации оборудования, электроустановок, ГПМ;

· осуществление 1-й ступени производственного контроля,

· контроль в течение смены за соблюдением требований безопасности труда;

· проведение инструктажа;

· обеспечение инструкциями по охране труда;

· руководство сложными и опасными работами;

· организация правильного складирования и хранения материалов, заготовок, деталей;

· организация при несчастных случаях первой медицинской помощи, сообщение о несчастном случае начальнику цеха и содействие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев.

Все работники организации обязаны:

· соблюдать правила охраны труда,

· правильно применять средства защиты;

· немедленно сообщать о несчастном случае или аварийной ситуации;

· оказывать помощь пострадавшим,

· проходить обязательный предварительный и периодический медосмотр.

Служба охраны труда принимает участие в работе других подразделений. Она участвует в составлении списков профессий и должностей работников, которые должны проходить медицинский осмотр, списков на льготы и компенсации за вредные условия труда, организует процесс обучения и проверки знаний по охране труда, согласование инструкций по охране труда, программ инструктажа, участвует в работе комиссий по охране труда.

Служба охраны труда имеет право:

· проверять состояние условий труда;

· предъявлять предписания должностным лицам для устранения нарушения;

· требовать отстранения от работы лиц, не прошедших обучение и инструктаж, проверку знаний, грубо нарушающих правила ОТ, привлечения к ответственности за нарушение охраны труда;

· представлять к поощрению за активную работу по охране труда.

· сообщать о состоянии своего здоровья.

Работники службы охраны труда несут ответственность за:

· последствия, которые могут иметь место вследствие выданных предписаний, противоречащих законодательным и нормативным актам по охране труда;

· несвоевременный контроль обучения, проверки знаний по охране труда, инструктажа и несвоевременный контроль над выполнением предписаний органов государственного надзора;

· несвоевременную проверку знаний у руководителей, специалистов и членов экзаменационной комиссии по охране труда;

· искажение отчетных статистических данных;

· нарушение правил внутреннего трудового распорядка;

· нарушение правил пожарной безопасности.

Мероприятия по охране труда включают:

· модернизацию производственного оборудования;

· внедрение систем автоматического и дистанционного управления, систем контроля и сигнализации уровней опасных и вредных производственных факторов;

· устройство новых, реконструкцию имеющихся вентиляционных систем, пыле- и газоулавливающих установок;

· приведение к нормам естественного и искусственного освещения на рабочих местах;

· снижение до регламентированных уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, неионизирующих излучений и т.п. на рабочих местах;

· механизацию ручных, тяжелых физических работ при складировании, транспортировке сырья, заготовок, готовой продукции;

· приведение зданий, сооружений, оборудования к норам, расширение и реконструкцию санитарно-бытовых помещений.

В раздел "Охрана труда" коллективного договора включаются мероприятия по обеспечению прав и гарантий работников в сфере охраны труда:

· предоставление работникам информации о состоянии условий и охраны труда;

· предоставление работникам средств защиты, компенсаций за вредные условия труда;

· организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

· проведение обучения и проверки знаний по охране труда;

· профессиональную переподготовку и трудоустройство за счет предприятия в случае ликвидации рабочего места из-за неудовлетворительных условий труда или в связи с утратой трудоспособности в результате несчастного случая или профзаболевания.

В коллективном договоре предусматривается порядок финансирования и размер средств, выделяемых на охрану труда, страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве.

· список профессий и работ, дающих право на дополнительный отпуск,

· список профессий и должностей, требующих обеспечения молоком и спецпитанием,

· список работников, обеспечиваемых смывающими и обезвреживающими средствами, спецодеждой и средств защиты;

· список профессий работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение;

· перечень работ, для которых предусматриваются обязательные и периодические медосмотры.

Тенденция последних десятилетий - применение комплексного подхода в обеспечении безопасности на производственных объектах и предприятиях в целом, вне зависимости от отрасли и вида деятельности организации. Это выражается, в первую очередь, в создании системы совокупно взаимосвязанных элементов управления бизнесом, в том числе организационной структуры, технологии, процедуры, ресурсов и комплекса мер, направленных на:

  • предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний;
  • предотвращение негативного воздействия на природную и социальную среду,
  • обеспечение соблюдения законодательных и других требований в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, транспортной безопасности, электробезопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которые компания приняла на себя обязательства соблюдать (например, международные стандарты, стандарты международных финансовых систем и т. п.);
  • предотвращение любых видов происшествий и ущерба репутации компании;
  • повышение производственной эффективности за счет высокого уровня культуры безопасности производств.

Таким образом, это единая система, позволяющая проактивно управлять безопасностью и оперативно реагировать на все изменения на предприятии, напрямую или косвенно влияющие на безопасность и здоровье людей.

В качестве примера можно привести основные элементы, входящие в систему управления производственной безопасностью (далее - СУПБ) (рисунок 1).

На практике это реализуется при помощи качественного планирования, постоянном мониторинга и управления всеми протекающих в организации изменениями, связанными так или иначе с вопросами безопасности.

Этап 1. Оценить и распределить ресурсы

Что делать, если охрана труда «живет» отдельно от остальных управляющих рычагов?Рассмотрим пример выстраивания системы для компании, где существует «классическая» служба охраны труда, но нет системной надстройки.

Для начала нужно правильно оценить и распределить ресурсы, провести оценку проектных рисков и понять, как приоритизировать задачи по построению СУПБ. Иными словами, в первую очередь необходимо заняться планированием, а именно: определить и четко прописать лидирующую роль руководства компании во всех вопросах, связанных с безопасностью. Как правило, это делается в политике компании по вопросам ПБОТОСиГЗ, где кратко и емко декларируется позиция и роль руководства. Также хорошей практикой является утверждение антиалкогольной/антинаркотической политики, политики транспортной безопасности, политики равных возможностей, антикоррупционной политики, политики о вмешательстве в опасные ситуации и т. д.

ПРИМЕР

На крупном производственном предприятии за последние несколько лет участились случаи смертельного травматизма. Руководитель компании обратился с конкретным запросом: ему важно было:

1) выявить коренные причины происходящих несчастных случаев;
2) определить эффективные методы по снижению травматизма;
3) провести комплексную оценку рисков и анализ эффективности всей системы управления производственной безопасности, внедренной на предприятии.

Учитывая наш опыт в подобных непростых задачах, на первом этапе мы провели 15 встреч с руководством и представителями различных производственных участков организации, сделали выборку необходимых для анализа документов и разработали программу выездной диагностики по проекту.

Уже первый этап анализа показал руководству компании, что:
1) существуют систематические несоответствия в работе СУПБ, что приведет к пересмотру основных процедур системы;
2) требуется пересмотр технологических процессов;
3) необходимы существенные изменения в управлении персоналом.

Проблемы, описанные в примере, существовали по причинам неэффективного управления персоналом, неправильной передачи информации, слабого контроля за пересмотром процедур СУПБ и нерегулярного анализа работы системы управления со стороны руководства.

Этап 2. Провести комплексную оценку рисков и внедрить методологию по управлению рисками

После анализа проводится оценка рисков всей деятельности компании и выявляются наиболее проблемные зоны, на которые следует в первую очередь направить усилия по снижению рисков и улучшению ситуации.

Концепцию методологии управления рисками и концепцию методологии оценки рисковможно показать схематично (рисунок 2, рисунок 3).

В ходе диагностики было выявлено порядка 600 рисков, актуальных для данной компании. Основные группы рисков:
1) в компании высокий травматизм при использовании корпоративного или личного транспорта;
2) высокий уровень травматизма при работах на высоте;
3) некоторые технологические процессы устарели;
4) низкий уровень компетенции субподрядных организаций.

Наши эксперты обратили внимание работодателя на следующие действия:
1) нужно уделить внимание регулированию политики транспортной безопасности, дополнительному обучению сотрудников по данному вопросу, оборудованию транспортных средств компании системами контроля скорости;
2) требуется пересмотреть концепцию обучения сотрудников, выполняющих данные работы, а также провести полную проверку всего оборудования, заменить ветхое и неисправное оборудование и провести анализ более современных строп и блокирующих устройств;
3) следует пересмотреть весь технологический процесс, в котором были выявлены устаревшие технологии, для разработки более альтернативных способов реализации технологии;
4) необходимо разработать более эффективную систему мер контроля за подрядными и субподрядными организациями, сделать эту систему встроенной в общую систему управлению производственной безопасностью.

Этап 3. Составить бизнес-план

После того как выявлены основные риски, составляется бизнес-план или ежегодная программа с конкретными целями по вопросам ПБОТОСиГЗ и мероприятиями по разработке и внедрению тех или иных процессов.

Часть этих мероприятий могут быть рутинными, то есть повторяться из года в год, а часть - вновь разработанными или инновационными (схема) .

Разумеется, очень важны компетенции всех руководителей и персонала. Поэтому важно, помимо обязательного согласно российскому законодательству обучения для руководителей и специалистов по охране труда и пожарно-техническому минимуму, а также гражданской защите, вовлечь руководителей в сам процесс становления СУПБ и обучить их требующимся лидерским качествам. Здесь хорошо помогут специализированные тренинги по лидерскому поведенческому аудиту безопасности и другим схожим тематикам, демонстрирующим важность приверженности руководства вопросам безопасности.

Этап 4. Вовлечь всех сотрудников

Если целью компании является создание устойчивой и работающей системы, обучение не должно ограничиваться только руководящим персоналом или же только обязательным по законодательству обучением. Очень полезны и эффективны общие тренинги для всех категорий работников (например, по защитному вождению, оказанию первой доврачебной помощи), различные внутренние обучающие модули, информирующие всех работников о том, что такое система управления, как именно она работает и для чего нужна, как сами работники могут повлиять на вопросы безопасности и т. д.

Одним из хороших инструментов вовлеченности и информированности работников являются, например, молнии безопасности (фото 1, фото 2), рассылаемые всем сотрудникам при возникновении какой-либо опасной ситуации или произошедшем несчастном случае, а также информирующих о каких-либо изменениях в процедурах по ПБОТОСиГЗ.

Фото 1
Молния безопасности (пример 1)

Фото 2
Молния безопасности (пример 2)

Для крупных компаний, особенно имеющих большое количество удаленных подразделений, можно выпускать ежемесячную рассылку с новостями по вопросам производственной безопасности, где будут отражаться последние новости по всем структурным подразделениям, информация о различных конкурсах, инцидентах, важных изменениях и статистике (травматизма, происшествий и т. д.).

Важно также, чтобы все процедуры, описывающие вопросы ПБОТОСиГЗ, были четко задокументированы. Все изменения, вносимые в процедуры, должны также быть централизованно зафиксированы (делается рассылка с оповещением о том, что в такой-то процедуре произошли такие-то изменения и указываться, где с этими изменениями сотрудники могут ознакомиться). При крупных изменениях или внедрении нового документа необходимо проводить несколько информационных сессий (презентаций), где подробно будет рассказано обо всех вносимых изменениях.

Контролирует деятельности по вопросам производственной безопасности: какие «точки замеров»

Контроль деятельности по вопросам производственной безопасности, как правило, осуществляется комитетом по охране труда, куда входят линейные руководители, ответственные за свои процессы, а также представители блока ПБОТОСиГЗ и высшего руководства компании. Если в компании организован профсоюз, то его представитель тоже может входить в состав комитета.

Представители профсоюза на каждом из собраний комитета выражают общее мнение коллектива и осуществляют еще одно направление по передаче информации как «снизу вверх» (от работников к руководству), так и «сверху вниз» (от руководителей к работникам).

Совещания комитета проходят ежеквартально, а при необходимости решения каких-либо остро стоящих вопросов - ежемесячно или даже еженедельно. На них рассматриваются все пункты ежегодной программы с подтверждением текущего статуса выполнения, а также могут решаться какие-либо дополнительные задачи, появляющиеся вне данной программы (экстренные ситуации, введение нового оборудования и т. д.).

Предвидь. Действуй. Упреждай

Крайне важна для всей системы управления подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации и несчастные случаи. Это касается не только крупных производственных компаний, но и административного персонала. Поэтому особое внимание всегда стоит уделять вопросу взаимодействия между всеми вовлеченными службами при реагировании на нештатную ситуацию.

Одна из эффективных мировых практик - создание команды по управлению кризисными ситуациями (CrisisManagementTeam), состав которой, как правило, дублирует состав комитета по охране труда и может варьироваться в зависимости от возникшей ситуации. Эта команда формирует некий оперативный центр.

Оперативный центр действует по заранее разработанной процедуре в зависимости от сценария чрезвычайной ситуации (классическими сценариями являются авария на производстве, несчастный и/или групповой несчастный случай, экстренная эвакуация пострадавшего/ших, стихийное бедствие, взрыв или угроза террористического акта в районе нахождения помещений компании, угроза при транспортных перевозках и т. д.).

Для каждого из сценариев должна быть разработана своя четкая блок-схема действий и коммуникаций, распределены роли для всех участников команды. Также должны проводиться регулярные отработки (тренировочные учения). Обычно у участников команды предполагается наличие специальных дежурных телефонов, по которым любой сотрудник может сообщить о происшествии и инициировать сбор команды в случае необходимости экстренного реагирования. Физически команда должна быть оснащена всем необходимым оборудованием, бесперебойно работающей сотовой связью, запасными ноутбуками, что также является частью процедуры реагирования на чрезвычайную ситуацию.

В течение выполнения программы регулярно проводится мониторинг деятельности по вопросам ПБОТОСиГЗ. Сюда входит анализ карт безопасности, статистическая отчетность по всем возможным происшествиям (пирамида происшествий), результаты обходов рабочих мест, протоколы совещаний комитета по охране труда, статистика молний безопасности и другие измеряемые показатели деятельности, а также проведение ежегодного внутреннего аудита системы управления производственной безопасности. Результаты данного аудита рассматриваются в конце календарного года высшим руководством для определения эффективности работы системы, внесения необходимых изменений и корректировок и разработки программы на следующий год.

Хороший пример информирования и вовлечения работников в процесс - доведение результатов данного анализа со стороны руководства на ежегодном общем собрании сотрудников, где представители высшего руководства компании озвучивают данные результаты и декларируют основные направления работы по вопросам производственной безопасности на следующий год.
Таким образом, соблюдается принцип непрерывного улучшения и системного подхода к вопросам безопасности, что значительно поднимает уровень компании в данной сфере, снижает травматизм и улучшает условия труда.

В частности, в компании, где постепенно внедрялась данная система, был снижен травматизм до уровня 0 травм с временной потерей трудоспособности в год, а показатели по внедрению мероприятий по программе в течение пяти лет держались на уровне более 90 % реализации, что является крайне высоким результатом.

Справка от редакции
В основе принципов создания СУПБ лежат принципы соответствия передовым международным требованиям и практикам (МФК - базовые EHS стандарты, ISO 9001 «Система менеджмента качества», ISO 14001 «Система экологического менеджмента» и ISO 45001 «Система охраны здоровья и безопасности труда»). Многие стандарты были приняты и в Российской Федерации и носят названия, соответственно, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества», ГОСТ Р ИСО 14001-2016 «Системы экологического менеджмента» и ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья»).
В России проводится добровольная сертификация как на отдельные стандарты, так и на так называемую интегрированную систему менеджмента, включающую в себя все три стандарта ISO. Зачастую также при вступлении организации в саморегулируемую организацию по какому-либо виду деятельности одним из обязательных требований является наличие у организации такого сертификата интегрированной системы менеджмента.
В данный момент также активно рассматривается новый проект федерального закона, в который вносятся изменения, включающие раздел по аудитам СУПБ. Инициатором рассмотрения данного проекта явилась Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, что говорит о крайней важности, которую государственные структуры уделяют вопросам развития и продвижения производственной безопасности в нашей стране.

О компании
Союз Специалистов Промышленной и Экологической Безопасности (ССПЭБ) - высокотехнологичная организация, выступающая интегратором интеллектуальных ресурсов и объединяющая высококвалифицированных экспертов в области промышленной, пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды, предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, со знанием международных норм, стандартов и лучшей мировой практики. Наши эксперты и аудиторы регулярно выезжают на опасные производственные объекты крупнейших российских и международных компаний в нефтегазовой, металлургической и других крупных промышленных отраслях. Численность персонала в нашей компании чуть больше ста человек с представительствами в нескольких крупных городах России и ближнего зарубежья.
Система управления производственной безопасностью в нашей компании начала разрабатываться и внедряться около двух лет назад. В течение этого периода Центром интегрированных систем менеджмента и отделом методологии по производственной безопасности было разработано более двадцати стандартов и процедур, содержащих требования к различным элементам данной системы. Поскольку разработка такой системы для собственной компании не несет никаких ограничений с позиции «внешних заказчиков», то мы использовали все лучшие подходы и опыт.

Введение

Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

1.2. Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда

Глава 2. Организация безопасности труда на предприятиях

2.1. Охрана труда как важнейший элемент конкурентноспособности предприятия

2.2. Создание службы охраны труда и организация ее деятельности

Заключение

Литература


Введение

Охрана труда сегодня, как никогда, актуальна. Трудно представить себе успешное предприятие на рынке, руководство которого «спустя рукава» относилось бы к вопросам охраны труда. Как известно, несчастные случаи на производстве выбивают из колеи, часто надолго парализуют работу предприятия, создавая не только нервозную обстановку в коллективе, но и принося существенные финансовые потери.

Опыт крупнейших мировых компаний по­казывает, что охрану труда высшие ру­ководители считают одним из главных приоритетов. Так, из десятков показателей деятельности предприятия охрану труда и здо­ровья своих работников они ставят на второе место, сразу после квалификации и компетент­ности персонала. В странах Европейского сою­за сейчас поднимается вопрос о культуре ох­раны труда, которая является одним из главных элементов управления предприятием.

Хотелось бы, чтобы и для российских руко­водителей это стало нормой. Чтобы работа по охране труда не выполнялась для «галочки», чисто формально, чтобы «отстал» инспектор. Чтобы финансирование этих работ не осущес­твлялось по остаточному принципу. Чтобы мно­гие незначительные несчастные случаи (да и значительные тоже) не скрывались порой в уго­ду «хорошей» статистике. Чтобы охрана труда действительно стала культурой.

А поэтому изучение и решение проблем, связанных с обеспечением здоровых и безопасных условий, в которых протекает труд человека - одна из наиболее важных задач в разработке новых технологий и систем производства. Изучение и выявление возможных причин производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров, и разработка мероприятий и требований, направленных на устранение этих причин позволяют создать безопасные и благоприятные условия для труда человека. Комфортные и безопасные условия труда - один из основных факторов влияющих на производительность и безопасность труда, здоровье работников.

Цель данной работы – дать основные сведения об охране труда на предприятиях и в организациях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

Познакомиться с законодательными, экономическими методами управления охраной труда;

Выявить связь конкурентоспособности предприятия и безопасностью труда;

Рассмотреть цели и задачи службы охраны труда.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Управление безопасностью труда

1.1. Правовые и нормативные основы безопасности труда

Правовое поле для управления, надзора и контроля за безопас­ностью и охраной труда формируется многообразной и развитой си­стемой законодательных и нормативных правовых актов, регулиру­ющих разнообразные вопросы и стороны сложной и комплексной проблемы обеспечения условий и безопасности труда. Для реализа­ции законодательных и нормативных требований создана система управления охраной труда (СУ ОТ), за каждым из элементов и орга­нов которой закреплены свои функции, обязанности и область дея­тельности, ее порядок и процедура.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безо­пасности труда можно подразделить на законодательные акты, нор­мативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной вла­сти Российской Федерации, а также ее субъектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда.

Законодательный акт по охране труда - это акт, устанавливаю­щий право работников на охрану труда в процессе трудовой деяте­льности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда - это акт, устанавли­вающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, на­правленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Рос­сийской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

Законодательные акты, кроме законов, могут включать указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также поста­новления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств.

По общности и действию законодательные и нормативные пра­вовые акты подразделяются на пять уровней.

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, поста­новления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например. Министерством труда и социального развития).

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях эконо­мики без исключения. К ним относятся, например, стандарты сис­темы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разраба­тываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3. Акты субъектов Федерации, действующие только на террито­рии субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при­менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако­нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4. Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрас­ли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или дру­гими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5. Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкрет­ном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, регио­нальные - единым и межотраслевым, предприятий - отраслевым.

Основные законодательные акты по безопасности труда

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Феде­рации» (далее Закон) определяет основные направления государст­венной политики в области охраны труда, которыми являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работ­ников;

Принятие и реализация законодательных и нормативных пра­вовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

Государственное управление охраной труда;

Государственный надзор и контроль за соблюдением требова­ний по охране труда;

Содействие общественному контролю в области охраны труда;

Расследование несчастных случаев на производстве, профес­сиональных заболеваний и их анализ;

Защита законных интересов работников, пострадавших от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний;

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

Координация деятельности в области охраны труда;

Распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

Государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

Подготовка и повышение квалификации специалистов по ох­ране труда;

Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессио­нальных заболеваниях и об их материальных последствиях;

Обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

Международное сотрудничество в области охраны труда;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирую­щей создание безопасных условий труда;

Установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателя.

Реализация перечисленных направлений государственной поли­тики в области охраны труда обеспечивается совместными согласо­ванными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправ­ления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работода­телями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности пред­приятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирова­ния отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

Определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

Управление безопасностью труда - ряд мер со стороны управленческого персонала по обеспечению безопасности труда.

Безопасные условия труда - условий труда, при которых воздействие на работающего опасных и вредных производственных факторов исключено, или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений.

Требования безопасности труда - требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего.

Согласно ст. 211 ТК РФ, требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении любых видов деятельности. Поэтому в любой организации все обязанности по обеспечению безопасных условий труда должны быть возложены на административно- управленческий персонал и распределены между отдельными службами должностями в соответствии с их функциональными обязанностями.

Служба охраны труда в организации: смотреть в ТК РФ ст. 217.

Общее руководство работой всех структурных подразделений по обеспечению охраны труда и техники безопасности возлагается на руководителя (начальника, управляющего). Непосредственное руководство возлагается на главного инженера. К руководству охраной труда через советы трудовых коллективов привлекаются все работающие.

Стандартные меры в рамках системы безопасности труда. На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; санитарно-гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети), теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

Во время работы работник проходит: 1) обучение безопасности труда по действующему оборудованию каждые 2 года, а по новому оборудованию – по мере его поступления на место работу, но до момента запуска этого оборудования в эксплуатацию; 2) проверку знаний безопасности труда (на работах с повышенной опасностью) – ежегодно; 3) осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых и др. кожных заболеваний – ежедневно перед началом смены; 4) проверку знаний по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети) – ежегодно; 5) проверку санитарно-гигиенических знаний – один раз в год; 6) периодический медицинский осмотр.

Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте работник должен проходить один раз в 3 месяца.

Во время работы на работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенный уровень статического электричества; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности инструмента, оборудования, инвентаря, товаров и тары; нервно-психологические нагрузки; физические перегрузки; пониженная температура поверхностей оборудования, продукции; повышенная температура поверхностей оборудования; повышенный уровень электромагнитных излучений).

Поделиться: