Избирательное право россии. Избирательное законодательство
Избирательное законодательство - совокупность законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением избирательных прав граждан.
Указанные законы и иные нормативные правовые акты являются источниками избирательного права. См. Избирательное право, .
В структуре избирательного законодательства выделяются:
1. федеральное избирательное законодательство;
2. региональное избирательное законодательство;
3. муниципальные нормативные акты, содержащие предписания избирательного права.
. 2013 .
Смотреть что такое "Избирательное законодательство" в других словарях:
Подотрасль конституционного права. В формально юридическом смысле представляет собой систему правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений, опосредующих реализацию и защиту права граждан избирать и быть избранными в и и… … Российское избирательное право: словарь-справочник
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) В объективном смысле: совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И.п. организуются и проводятся избирательные кампании, а… … Энциклопедия юриста
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления. На базе И. п. организуются и проводятся избирательные кампании, а возникающие на основе И. п.… … Энциклопедический словарь конституционного права
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - 1) в объективном смысле подотрасль конституционного права, представленная совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе проведения выборов. Источниками И.п. в этом значении являются: Конституция РФ,… …
См. Избирательное законодательство … Российское избирательное право: словарь-справочник
Избирательное право субъективное - Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Действующее российское законодательство даёт более широкую трактовку… … Википедия
Избирательное право - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных и судебных органов власти. Избирательное право обычно регламентируется Конституцией и специальными законами о выборах. Оно определяет порядок… … Политология. Словарь.
избирательное право - конституционное право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в выборные государственные и муниципальные органы, участвовать в референдуме. * * * ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ… … Энциклопедический словарь
РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - принцип избирательного права, согласно которому все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Р.и.п. гарантируется закреплением в законодательстве следующих требований: каждый избиратель имеет один голос, голоса избирателей равны;… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Субъективное избирательное право - Субъективное избирательное право право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Действующее российское законодательство даёт более широкую… … Википедия
Книги
- На подступах к федеральным выборам - 2016. Региональные и местные выборы в России 13. 09. 2015 г. , Любарев Аркадий Ефимович, Кынев Александр Владимирович, Максимов Андрей Николаевич. Настоящее издание подводит итоги работы Комитета гражданских инициатив по мониторингу избирательных кампаний, голосование в рамках которых состоялось 13 сентября 2015 года. Основное внимание… Купить за 287 руб
- На подступах в федеральным выборам - 2016. Региональные и местные выборы в России 13 сентября 2015 года , А. Кынев, А. Любарев, А. Максимов. Настоящее издание подводит итоги работы Комитета гражданских инициатив по мониторингу избирательных кампаний, голосование в рамках которых состоялось 13 сентября 2015 года. Основное внимание…
Санкт-Петербургский юридический институт
Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Предмет: «Конституционное (государственное) право России»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Понятие избирательного права в РФ»
Выполнил: студент уч.группы
(тел.дом.)
Санкт – Петербург
П Л А Н:
Вступление.
4. Избирательные комиссии.
6. Предвыборная агитация.
Заключение.
Список используемой литературы.
Вступление.
Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.
В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий
В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и Президента России.
В соответствии с нормами международного права ст 3 Конституции России устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст.32).
Провозгласив себя демократическим правовым государством, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательства привести свою избирательную систему в соответствие с мировыми стандартами Это поставило перед наукой конституционного (государственного) права задачу разработки широкого круга проблем В их числе наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей.
Право граждан набирать и быть набранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права), в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.)
1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 1995 г. были приняты Законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 г.
Право избирать (активное избирательное право) предоставляется гражданам с 18 лет. Этот возраст принят в большинстве государств мира с учетом необходимости исключить дискриминацию молодежи (еще два-три десятилетия назад право избирать предоставлялось в США, Великобритании, Канаде и других странах с 21 года) и в то же время допустить к выборам лиц достаточной гражданской зрелости. Конституция РФ (ст. 60) фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме.
Активное избирательное право означает, что гражданину нельзя отказать во включении в списки для голосования, в выдаче бюллетеней для голосования, в возможности выдвижения кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Это право распространяется и на право отзыва депутатов (там, где оно существует), т.е. включает весь комплекс прав, связанных с влиянием гражданина на формирование органов власти.
Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) фактически реализуется небольшой частью граждан, хотя принадлежит всем. Содержанием этого права является возможность выдвигать себя кандидатом на любые выборные посты, получая соответствующую поддержку государства, требовать при соответствующих условиях признания недействительности выборов, вести предвыборную агитацию в свою пользу и т.д.
Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы - 21 года. Поскольку возрастной ценз установлен Конституцией, он не может быть изменен законом или другим нормативным актом - для этого требуется изменение Конституции.
Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и др.) в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление "абсентеизма" (от английского слова, обозначающего "отсутствие"), т.е. массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей . При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы - показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе и деформирует связь государства с народом.
2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и. все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.
Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
Другой элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом .
Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.
Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации всемерно обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.
Избирательные права граждан Российской Федерации обеспечиваются рядом гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.
3. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.
Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.
Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам .
Избирательный округ - это избирательная территориальная единица, образуемая в порядке, устанавливаемом законодательством, для проведения выборов.
Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ст. 9) избирательные округа образуются на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:
Примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не- более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании" избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми
Актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Это требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы власти, если федеральным законодательством устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации;
Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней со дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границу.избирательных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки.входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам .
4. Избирательные комиссии.
Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательны» комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных комиссий); участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.
Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссии могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению назначившего их органа в случае письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или умершим; а также смерти члена комиссии.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложении общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.
Избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижение кандидатов) которое со»дано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.
Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) общефедеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.
Для совместного участия в выборах общественные объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков. собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей в соответствии с действующим законодательством.
Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа-Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, и не менее 30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборные органы местного самоуправления.
Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).
В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
В случае отказа зарегистрировать кандидата (списка кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, законов и иных нормативных актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах Российской Федерации.
Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивав) им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
6. Предвыборная агитация.
Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей цепью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий. государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.
Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)».
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабин» или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством При это». устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.
8. Финансирование выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан.
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за сче1 средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного).
Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.
Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:
Средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
Собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
Добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, организаций местного самоуправления и региональных объединений.
Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии, после регистрации кандидата (списка кандидатов). Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Заключение.
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. С. Милль (1806 -1873), идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
Изменившаяся общественно-политическая ситуация в стране, существенное обновление всего массива российского законодательства поставили перед органами государственной власти в целом и перед органами внутренних дел в частности новые задачи по соблюдению, охране и защите избирательных прав граждан Российской Федерации. Эта сторона деятельности органов внутренних дел в системе гарантий избирательных прав граждан расширяет характеристику роли ОВД в функционировании механизма реализации конституционных прав граждан.
Список использованной литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных документов. М.: 1986 г., с. 21-30.\\
2. Конституция Российской Федерации 1993 г.
3. Федеральный закон РФ от 21 июня 1995 г. « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // «Российская газета» №123 от 28.06.95 г. \\
4. Федеральный закон РФ от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации». // СЗ РФ, 1995 г., № 21\\
5. Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»(с изменениями от 26 ноября 1996 года). //«Российская газета» №241 от 10.12.94 г., \\
6. Комментарий к Конституции РФ. М.: БЕК, 1994 г.
7. Комментарий к Конституции РФ. Под общей редакцией Ю.В.Кудрявцева, М.: Фонд «Правовая культура», 1996 г.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г.
9. Баглай М.В., Габричидзе В.Н. Конституционное право Российской Федерации. М. 1996 г.
10. Постников А.Е. Избирательное право России – М. Изд. Группа ИНФРА: М – норма. 1996г.
См.: Баглай М.В., Габричидзе В.Н. Конституционное право Российской федерации. М. 1996. С.197
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.307
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.312
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.318
Конституция является основой всего отечественного избирательного законодательства. Во-первых, она закрепляет содержание субъективных избирательных прав граждан РФ: активное и пассивное избирательное право.
Не имеют право избирать и быть избранным только граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, в том числе и избирательные, могут быть ограничены федеральным законом и только в той мерее, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Во-вторых, Конституция перечисляет федеральные органы, формирующиеся путем выборов, и устанавливает уровень их нормативного регулирования. К их числу относятся Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Но, данный перечень не является исчерпывающим. Так, в России пока отсутствует закон «О Конституционном Собрании
РФ», без созыва которого невозможно пересмотреть положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Можно предположить, что с целью обеспечения высокого уровня легитимности данного органа, будет необходимо при создании закона закрепить положения об избрании его членов.
В-третьих, Конституция проводит разграничение компетенции между РФ и её субъектами в сфере регулирования избирательных отношений. Согласно статье 71 п. «а» вопросы формирования федеральных органов государственной власти (п. «г» ст. 71.) находятся в ведении РФ. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в России относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Органы государственной власти субъекта самостоятельно определяют избирательную систему применяемую при формировании законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом должны учитываться стандарты, закрепленные федеральным законодательством.
Конституция РФ не имеет в отличие от предыдущих российских Основных законов отдельной главы, группы статей или специальной статьи, посвященных непосредственно выборам или избирательной системе России.
В статье 3 гл. 1 «Основы конституционного строя» закрепляется, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В ст. 32 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» закреплено право российских граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основы избирательных систем по выборам отдельных органов государственной власти прописываются в главах посвященных данным органам.
В статье 81 гл. 4 «Президент РФ» устанавливается, во- первых, сам способ занятия этой должности - выборы, во- вторых, перечисляются основные принципы проведения выборов: на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Также статья 81 устанавливает
срок полномочий Президента РФ - шесть лет, возраст - не моложе 35 лет, ценз оседлости - десять лет, запрет на занятие должности Президента России более чем двух сроков подряд. Что касается выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, то Конституция закрепляет, что порядок их выборов регламентируется федеральными законами (ст. 96).
Огромное значение в избирательном праве имеют постановления Конституционного Суда РФ. Так, Постановление Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» внесло изменение во внутреннее содержание объективного избирательного права: из него были выделены институт референдума и институт отзыва депутатов и выборных лиц.
В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно выявлял конституционный смысл институтов назначения выборов, их периодичности и сроков, переноса этих сроков (то есть продления или сокращения легислатуры представительных (законодательных) органов государственной власти), определения дня голосования. Установление этих сроков и дат - важное средство обеспечения или, напротив, ограничения избирательных прав граждан избирать и быть избранными. А отступление от принципа периодичности выборов ставит под угрозу гарантии всеобщего и равного избирательного права, препятствует выявлению подлинной воли избирателей.
Стр.
I. Введение………………………………………………………………… 2
II. Избирательное право:
1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды………………… 3
2. Избирательная система и избирательное право……………………… 4
3. Принципы избирательного права………………………………………6
4. Гарантии избирательных прав граждан………………………………. 9
III. Реализация избирательного права:
1. Законодательство о выборах……………………………………………10
2. Порядок проведения выборов…………………………………………. 11
3. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан……… 13
IV. Заключение……………………………………………………………… 14
V. Список литературы……………………………………………………… 15
I . ВВЕДЕНИЕ.
Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако
ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Между тем, есть ряд государств, которые сделали шаг в этом направлении, т.е. к государству с демократическим режимом. К этому стремится и Россия.
Одним из принципов демократического режима является выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их легитимность. Органы государственной власти формируются двумя способами: путём выборов и путём назначения. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления.
Выборы - это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. В демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах. Через борьбу на выборах, в конечном счёте, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.
Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.
II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО.
1. Выборы: юридическая природа, назначение и виды .
Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их, на осуществление принадлежащей ему власти. Но нельзя считать, что путём выборов народ передаёт своим избранникам суверенитет. Путём выборов передаётся лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах.
Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица. Выборы могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы Президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными. Если в первом туре результат не выявляется, то проводится второй тур, что называется повторным голосованием.
Для того, чтобы выборы признавались легитимными, необходимо, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.
Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой (ч.3 ст.3).
Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и тайные выборы при тайном голосовании. Для обеспечения справедливости выборов необходима эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и в ходе подсчёта голосов – от мошенничества и злоупотреблений (присутствие наблюдателей, доступ СМИ и т.д.).
Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупность избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. Однако в законах и на практике Российской Федерации это требование пока не предусмотрено.
2. Избирательная система и избирательное право .
В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и т.д. Эти отношения, связанные с порядком избрания представительных органов власти, называются избирательной системой в широком смысле слова. Термин «избирательная система» имеет и узкий смысл, когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В узком смысле различаются пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) системы. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства
Для того, чтобы избежать прохождение в парламент мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. «Политические объединения – карлики» выражают не столько интересы отдельных классов, социальных слоёв, групп общества, сколько политическое мировоззрение лидера партии и его небольшой команды. Население весьма скептически относится к предвыборным обещаниям многих объединений и партий, о чём свидетельствуют итоги голосования по выборам в Государственную Думу в 1993, 1995 и 1999 гг. Лишь нескольким из них удаётся собрать более 5 % голосов избирателей и провести своих представителей в нижнюю палату парламента. Это КПРФ, ЛДПР. «Яблоко» и впервые принимавшие участие в выборах 1999 г. «Единство», «Отечество», Союз Правых Сил и др.
Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется на выборах Государственной Думы.
«Избирательное право» применяется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право).
Понятия «избирательной системы» и «избирательного права носят собирательный характер. В России можно выделить пять подсистем, которые устанавливают порядок избрания:
Президента РФ;
Депутатов Государственной Думы;
Глав администраций субъектов РФ;
Депутатов законодательных органов субъектов РФ;
Органов местного самоуправления.
Важной чертой российского избирательного права является то, что избрание Президента РФ и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией и федеральными законами, без регулирования со стороны субъектов Федерации. Особенностью России является и то, что в её Конституции нет специального раздела об избирательном праве. Только в самой общей форме избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Однако отсутствие главы не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвящённых основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти.
3. Принципы избирательного права.
Под принципами избирательного права понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, выражающие сущность народовластия в государстве, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. добавляет ещё добровольность.
Всеобщим признаётся такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах. В РФ активное избирательное право предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах. Нередко в субъектах Федерации наблюдается массовое неучастие избирателей в выборах (в конституционном праве обозначается термином «абсентеизм»), это может иметь значение политического решения, но чаще всего выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Поэтому Российское законодательство, устанавливает определённый процент избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными. Например, при выборах Президента РФ это 50 процентов, а при выборах Государственной Думы – 25. На последних выборах Президента РФ, которые состоялись 26 марта 2000 г. явка избирателей составила 68,88 %, а за В.Путина проголосовали 52,64 избирателей. Отсюда получается, что за действующего Президента России проголосовала лишь третья часть населения страны, а остальные либо не голосовали вообще, либо проголосовали против.
Проведение выборов в стране является важной процедурой. Чтобы урегулировать все возникающие вопросы в процессе их проведения было принято несколько Федеральных законов. А знаете ли вы ?
В их положениях описаны:
- условия для выдвижения кандидатов;
- порядок проведения выборов;
- политика проведения предвыборной агитации и другие важные аспекты.
Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:
- ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
- ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
- ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
- ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
- ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.
В дополнение ознакомьтесь с .
Краткое содержание выше указанных законов.
1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.
Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.
Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:
- обладающие гражданством другого государства;
- были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- обладают непогашенной судимостью;
- совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.
Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.
Подробнее ознакомиться с ФЗ-67 можно, скачав его по .
2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.
ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.
Подробнее изучить положения ФЗ-175 можно по .
3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.
Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.
На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.
Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.
Чтобы подробнее ознакомиться с положениями ФЗ-29, скачайте его по .
4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.
ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.
Принципы проведения референдума:
- равное;
- свободное;
- прямое волеизъявление.
- расы;
- пола;
- языка;
- национальности;
- места жительства;
- принадлежности к той или иной группе.
Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.
Подробнее ознакомится с положениями ФКЗ-5 можно, скачав его по .
5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.
Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.
Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его .
Муниципальные выборы - описание
Понятие муниципальные выборы содержится в 23 статье Федерального закона №131. В статье содержится информация о целях проведения муниципальных выборов:
- избрание депутата;
- выбор органа местного самоуправления;
- избрание должностных лиц в местное самоуправление.
Сроки проведения муниципальных выборов устанавливает уполномоченный орган, в соответствии с муниципальным уставом. В исключительных случаях сроки может назначить суд.
Также в статье обозначено, что Федеральный орган устанавливает:
- гарантии россиянам при проведении муниципальных выборов;
- результаты проведения голосования;
- порядок назначения кандидатов;
- проведение голосования;
- виды избирательных систем;
- определение необходимой избирательной системы;
- порядок распределения мандатов для депутатов;
- условия, по которым кандидаты могут попасть в избирательный список.
Изменения в ст 23 ФЗ о «Об общих принципах организации местного самоуправления»
При последней редакции закона от 29 июля 2017 года изменения в ст 23 не были внесены. Поправки были внесены в 11 главу ст 84. Она была дополнена информацией об особенностях, которые возникают при организации местного самоуправления.
Изменения в ФЗ 67 о выборах
Последние поправки в ФЗ-67 были внесены 1 июня 2017 года. Пункт 3.3 ст 33 был дополнен понятием «иностранные финансовые инструменты» и области его использования.
Следующие изменения в закон будут внесены 5 мая 2018 года. Из пункта 2 ст 19 будет удален целый абзац о списке избирательных участков и участков референдума.
Также в ст 19 будет добавлен подпункт 2.1, 2.2 и 2.3. В них идет речь о порядке, предусмотренном для создания участков. Решение о расположении участков должно быть принято не позднее 70 дней до дня голосования.
Скачать последнюю редакцию ФЗ-67 можно по .