Международное право. Международное право Система международного права включает

Система международного права представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность следующих ее структурных элементов (компонентов):

  • – принципов международного права;
  • – международно-правовых норм;
  • – институтов международного права;
  • – отраслей международного права.

Ядром (центром) системы международного права являются основные принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН 1945 г., Декларации "О принципах международного права" 1970 г., Заключительном Акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и иных источниках международного права.

Международно-правовые нормы – это правила поведения субъектов международного права, созданные ими на основе добровольного волеизъявления их воль в целях регулирования международных межгосударственных отношений в различных сферах международного сотрудничества. Нормы международного права содержатся в международных соглашениях и носят общеобязательный для всех субъектов международных отношений характер.

Классификация международно-правовых норм имеет ярко выраженный условный характер. Их можно классифицировать на:

  • императивные (общеобязательные) и диспозитивные (предусматривающие свободу выбора правил поведения для субъектов международного права);
  • персонифицированные (адресованные узкому кругу участников международных отношений, например, содержащиеся в двусторонних международных соглашениях) и не персонифицированные (адресованные всем без исключения субъектам международного права, являющиеся общеобязательными, за невыполнение которых могут последовать меры международно-правовой ответственности).

Институты международного права – это комплекс (совокупность) международно-правовых норм, касающихся разнообразных отношений субъектов международного права по какому-либо объекту международно-правового регулирования либо регламентирующие, устанавливающие международно-правовой статус или режим использования определенного района, объекта, сферы или пространства. Например, институт открытого моря, институт международно-правовой ответственности, правопреемства государств и др.

Институты международного права могут быть классифицированы на две группы:

  • общие для всего международного права институты, например, международно-правовой ответственности, международного правопреемства;
  • отраслевые институты, т.е. функционирующие лишь в рамках одной отрасли международного права, например, институты территориального и открытого моря в международном морском праве.

Отрасли международного права – это более объемный компонент системы международного права, включающий в себя следующие взаимосвязанные друг с другом категории: международно-правовые нормы, отраслевые принципы и институты, регулирующие международные межгосударственные отношения только лишь в одной, более широкой сфере сотрудничества субъектов международного права.

Отрасли международного публичного права можно классифицировать па две группы :

  • традиционные, которые сформировались в таковые достаточно давно, например, право международных договоров, право международной безопасности, международное экономическое право, права человека и др.;
  • молодые отрасли международного права, сложившиеся в таковые относительно недавно: международное экологическое право, международное космическое право и др.

Можно выделить следующие основные особенности современной системы международного права.

  • 1. Все выше перечисленные элементы (компоненты) системы международного права базируются на основных принципах международного права, которые представляют собой логическую, целостную систему основополагающих, императивных и универсальных норм международного права. Они составляют фундамент всей системы современного международного публичного права, им не может противоречить ни одна норма международного права, а наоборот, должны основываться на них.
  • 2. В своей совокупности все структурные компоненты (элементы) системы международного права образуют логическую, взаимосвязанную и целостную систему, в которой каждый компонент (элемент) регламентируется в определенных международных соглашениях.
  • 3. Современная система международного права представляется весьма динамичной категорией, поскольку все изменения, которые происходят в рамках современных международных отношений, безусловно, отражаются в международных соглашениях.
  • 4. Степень реализации всех компонентов системы международного права зависит нс только от добросовестного выполнения собственных международных обязательств субъектов международного права в рамках двухсторонних и многосторонних соглашений, но и обеспечения применения принципов международного права, от уровня международно-правовой культуры субъектов международного права. Только в этом случае возможно достижение глобальной цели международного права – обеспечение всеобщего мира и международной безопасности.

2. Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

1.1. Предмет и система международного частного права Вопрос о предмете и системе МЧП является одним из наиболее сложных и запутанных в современной правовой доктрине. Количество и содержание точек зрения, выдвинутых по этому поводу различными отечественными и зарубежными

автора Глебов Игорь Николаевич

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

Из книги Международное право автора Вирко Н А

II ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право возникло с появлением общества и государства. Коренная форма международного права – это обычай, передаваемый из поколения в поколение. Он издревле являлся особой формой правовой культуры. Возникновение

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

IV СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Субъектом национального права называют носителя индивидуальных прав и юридических обязанностей. Аналогичное понятие используется также и в области международного права, однако имеет свои особенности. Субъект международного

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

V ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право развивается на единых для всех стран началах– основных принципах. Принципы международного права – это наиболее важные нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

2. Система международного права Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

7. Источники международного права Источники международного права – это формы существования международных правовых норм.К источникам международного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права.В международном праве выделяют

Из книги Альтернатива призыву: тем, кто делает выбор [издание 2-ое, дополненное] автора Левинсон Лев Семенович

8. Система основных принципов международного права В международномя праве выделяется ряд принципов.1. Принцип суверенного равенства государств.Является исходным началом международного права, объединяет в себе два важных свойства: суверенитет и равенство с другими

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

2. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Система МЧП схожа с системой гражданского права. Она состоит из Общей и Особенной частей.Общая часть включает в себя: определения основных понятий этой правовой дисциплины (понятие, предмет, история развития МЧП); состав и

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Из книги автора

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

Из книги автора

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

Из книги автора

НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Всеобщая декларация прав человекапровозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (извлечения)Статья 1Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в

Из книги автора

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

Из книги автора

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).
Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.
Система международного права - это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. В отечественной доктрине ему уделили наибольшее внимание Д.Б. Левин, Г.И. Тункин, Д.И. Фельдман, Е.Т. Усенко. Все они исходили из того, что общепризнанной системы международного права не существует.
Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимается внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.
Таким образом, система международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции.
То обстоятельство, что система международного права - сравнительно новое явление, не раз констатировалось в доктрине, например, известным юристом из Финляндии Э. Кастреном. В прошлом существовали разрозненные комплексы норм, регулировавшие либо локальные отношения (союзные договоры), либо общие отношения, обеспечивая в них элементарные правила (дипломатические привилегии). Общих целей и принципов, определяющих характер взаимодействия, международное право не содержало, относилось одинаково к целям мира и целям войны. Критерием была практика прежде всего великих держав. Международное право было беспредельно диспозитивным. Два или несколько государств могли в своих взаимоотношениях отменить действие практически любой международно-правовой нормы.
Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств.
Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм (jus cogens), т.е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.
Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Иерархия норм дает возможность определить их место и роль в системе международного права, упростить процесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы <*>.
Первичный элемент системы международного права - норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию.
Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право, это задача не из легких.
Таким образом, объединение норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие.

Структура М.П:

Являясь правовой нормативной системой, международное право, безусловно, структурировано к предметам регулирования в виде регулирования групп норм, которые в отдельных случаях могут быть обоснованными только совместно с учетом одной или нескольких норм, применяемых в конкретном обстоятельстве. К примеру, в составе международного права выделяются дипломатическое право, морское право, право договоров, основным предметом регулирования которых можно назвать исследование и освоение морских пространств, взаимоотношение государств, а также порядок в заключении и исполнении договоров между различными странами. В необходимых случаях в действие вступают нормы индивидуальной ответственности государств, правопреемство международных договоров, соблюдение соответствующих полномочий Организации Объединенных Наций. Иными словами, все блоки международно-правовых норм, взаимосвязаны между собой в целостной системе международного права. В некотором ряде случаев, при наличии многосторонних или двусторонних договоров между государствами, которые вносят приемлемые изменения в диспозитивные нормы международного права, для стран участвующих в этих договорах в действие вступают соответствующие местные нормы. Международное право пока проигрывает в сравнении с национальным правом в структурированности, в том смысле, что систематического его изложения в каком либо едином (как Национальный свод законов) или нескольких письменных актах связанных между собой (как Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс), на данный момент нет.

Вопрос 3 . Возникновение международного права и периодизация его истории .

История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем мнения ученых и специалистов по вопросу о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся. Как справедливо отмечал профессор И.И. Лукашук, «несмотря на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен. Не решен и такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права».

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.

1. Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы. При этом некоторые ученые начало зарождения международного права связывают с возникновением христианства (например, французский ученый Ш. де Вишер).

2 Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.

3. Международное право появилось в новое время, когда были образованы крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств, а работа «отца» науки международного права Гуго Гроция в начале XVII в. положила начало формированию науки международного права. Представляется более обоснованным относить начало возникновения международного права к древнему миру. В древности общественные отношения и внутри государства, и в межгосударственной сфере возникали, поддерживались и развивались. Государственная власть санкционировала существовавшие догосударственные социальные нормы, регулировавшие как внутриплеменные, так и межплеменные общественные отношения, приспосабливая их к своим интересам и потребностям, а также создавала новые правовые нормы, регулировавшие вновь возникавшие общественные отношения. Поэтому процессы формирования как внутригосударственного, так и международного права распространялись параллельно, но с разной степенью интенсивности.

В условиях натурального хозяйства, неразвитости товарно-денежных отношений общественные отношения развивались преимущественно внутри государств, чем и объясняется более интенсивное развитие внутригосударственного права по сравнению с международным правом. Следовательно, возникновение международного права неразрывно связано с зарождением публичной власти и созданием государств.

Особого внимания заслуживает вопрос периодизации истории международного права. Наиболее часто выделяют следующие временные периоды:

1) до Вестфальского конгресса 1648 г.;

2) от Вестфальского конгресса 1648 г. до Венского конгресса 1815 г.;

3) от Венского конгресса 1815 г. до Парижского конгресса 1856 г.;

4) от Парижского конгресса 1856 г. до конца XIX в.;

5) с начала XX в. по настоящее время.

В голландском издании энциклопедии международного публичного права 1984 г. приводится следующая периодизация:

1) от древности до Первой мировой войны;

2) от Первой мировой войны до Второй мировой войны;

3) от Второй мировой войны до настоящего времени.

Профессор Ф.Ф. Мартене еще в конце XIX - начале XX вв., отрицая саму возможность существования международного права в Древнем мире ввиду «полнейшей разобщенности народов и господства между ними физической силы», тем не менее, делил всю историю международных отношений и международного права на три периода: первый период охватывает Древний мир, средние века и Новое время до половины XVII в. или до Версальского мирного конгресса 1648 г.; второй период - с 1648 г. и до Венского конгресса 1815 г., когда господство грубой силы и изолированности народов заменяется идеей политического равновесия; третий период - продолжается с 1815 г. до настоящего времени.

В современной литературе заслуживает внимания периодизация развития международного права, предложенная профессором И.И. Лукашуком:

Предыстория международного права (с древних веков до конца Средневековья); классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

Переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

Современное международное право - право Устава ООН 1.

Суммируя приведенные выше точки зрения и подходы по вопросу периодизации международного права, наиболее оправданным представляется выделение следующих пяти основных этапов в его развитии:

1) международное право рабовладельческого строя (до V в.);

2) международное право средних веков (V-XVI вв.);

3) международное право в эпоху буржуазных революций (XVII- XIX вв.);

4) международное право первой половины XX в.;

5) современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).


Похожая информация.


Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.

Данная система имеет объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Это подтверждается также тем, что в современных цивилизованных государствах существуют и однородные отрасли права (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). В случае проведения любых законодательных преобразований система права сохраняет свою устойчивость и стабильность, поскольку правовые реформы, как правило, осуществляются в рамках общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю. Благодаря устойчивости к изменениям законодательства, система права является основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, отрасли. При наибольшей согласованности элементов системы права между собой, достигается большая эффективность социальной отдачи права.

Научно обоснованная и правильно сформированная система права имеет прямое и непосредственное влияние на все сферы юридической деятельности. Принимая новый нормативный акт, правотворческий орган обязан внести его в общую систему, не нарушая ее целостность и согласованность. Внутреннее деление права на части дает законодателю информацию о пробелах в законодательстве, противоречиях и несогласованностях между нормами и другими компонентами права. Системное строение права позволяет всесторонне истолковывать и правильно применять его нормы, эффективно осуществлять работы по систематизации законодательства, по приведению его в упорядоченную и согласованную систему, создавать автоматизированные системы правовой информации с использованием компьютерной технологии.

Понятие «правовая система» значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих юридических явлений.

Широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли – публичное право и частное право. До недавнего времени в нашей стране юридическая наука и практика отрицательно относились к теории такого деления. В наше время в условиях развития институтов рыночной экономики, обеспечения равноправного существования разных форм собственности, в том числе и частной, идеи этой теории возрождаются и активно используются в законодательной и правоприменительной деятельности РФ.

Особое место в современной системе права РФ занимают международное публичное право, регулирующее отношения между государствами и устанавливающее статус международных организаций, и международное частное право, определяющее нормы гражданско-правовых взаимоотношений с участием иностранных физических и юридических лиц, а также по поводу имущества, находящегося за границей.

Международное право как понятие .

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой системы права, действующей наряду с системой национального права. Речь идёт о реальном сосуществовании двух правовых систем: правовой системы государства (принятой внутри государства системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит, в первую очередь, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, а международное право – в процессе согласования интересов различных государств.

Международным правом называют совокупность исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. Международное право по его изначальным характеристикам (как совокупность юридических норм и регулятор определённых отношений) родственно праву внутригосударственному, национальному праву, являющемуся традиционным объектом юриспруденции, начиная с теории государства и права. Соблюдение норм международного права обеспечивается индивидуальным либо коллективным принуждением его субъектов, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместной деятельности. Международное право не принадлежит юридической системе ни одного конкретного государства, но оно и только оно регулирует международные властные отношения в мире. Эта система права принципиально отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, способам функционирования, методам обеспечения и т.д.

Нормы международного права создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами.

В нормы международного права преобразуются положения международных организаций. Эти нормы носят скорее рекомендательный характер. Поскольку нормы обычного права (т.е. сложившиеся правила поведения, которые признаются субъектами юридически обязательными) являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении. Таким образом, кодификация международного права – это составление свода норм обычного права.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридической обязательности и относятся к дипломатической деятельности.

Принципы международного права.

Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права – это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов. Эти принципы имеют наиважнейшее значение для соблюдения международного правопорядка.

  • Принцип суверенного равенства государств – гарант полноты власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.
  • Принцип неприменения силы и угрозы силой – запрет на оккупацию территории другого государства, предоставление государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, участие в террористических актах в другом государстве и поощрение банд и наемников для вторжения в другое государство.
  • Принцип нерушимости государственных границ – признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний.
  • Принцип территориальной целостности государств – запрет любых посягательств на территорию суверенных государств, обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства.
  • Принцип мирного разрешения споров – предоставление возможности решить споры разнообразными способами: прямыми переговорами, обследованием (установлением фактов), посредничеством третьей стороны, арбитражным и судебным разбирательством.
  • Принцип невмешательства во внутренние дела государств – право каждого государства выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства, а также запрет на организацию, помощь, розжиг, финансирование, поощрение или допущение вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленную на изменение строя государства путем насилия или вмешательства во внутреннюю борьбу другими государствами.
  • Принцип добросовестного выполнения международных обязательств – создание условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права (применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия).
  • Принцип сотрудничества – осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.
  • Принцип равенства и самоопределения народов и наций – безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, запрет любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение.
  • Принцип уважения прав и основных свобод человека – содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Однако непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации.
  • Принцип защиты окружающей среды – право каждого на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой, приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития, неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами.
  • Принцип ответственности – международная ответственность за любое международно-противоправное деяние субъекта международного права

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находятся также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных международных органов.

Отрасли международного права.

Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов. Отраслью международного права называют совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большей степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право; международное морское, воздушное, космическое, атомное право; природоохранное право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное и другие отрасли права.

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных отраслей международного права.

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения условий договора. Эти нормы составили особую отрасль международного права — право международных договоров .

В соответствии со статьёй 2 Венской Конвенции 1969 года и Венской Конвенции 1986 года, под договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одной, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования документа.

Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, международные договоры не требуют издания какого-либо нормативного акта для своего применения, а действуют непосредственно.

Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана: мореплавание, рыболовство, научно-исследовательскую деятельность, разработку ресурсов морского дна и т.п. Международное морское право являет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.

Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, которые касались в том числе и вопросов морской войны, и морских пределов осуществления власти прибрежных государств. В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву были приняты конвенции о территориальном море и прибрежной зоне; об открытом море, о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

Источниками международного морского права являются и другие договоры, такие как Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года и другие.

Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Международное воздушное право представляет собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства.

Первым международным документом в области международного воздушного транспорта стала Парижская конвенция 1919 года об аэронавигации, участниками которой стали 38 государств. На сегодня основополагающим актом является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (Чикаго). В 1944 году принято Соглашение о транзите, или о «двух свободах воздуха», насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте, или «о пяти свободах воздуха», насчитывающее 11 участников.

В области международного воздушного права действует ряд принципов: принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной территорией; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве; принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Дипломатическое право определяет порядок внешних сношений государств через внутригосударственные и зарубежные органы.

Дипломатическое право - наиболее древняя отрасль международного права. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи по урегулированию международных вопросов, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих международные отношения.

Дипломатическое право возникло и развивалось как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое – в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

В настоящее время основным актом дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Велика роль Конвенции 1969 года о специальных миссиях и Конвенция 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, а также соответствующие внутригосударственные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 14 марта 1995 года, утвердивший Положение о МИДе).

Международное гуманитарное право регулирует сотрудничество по защите прав человека, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и военных конфликтах.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием гражданским лицам, защитить человека – такова цель международного гуманитарного права. Таким образом, гуманитарное право — это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за ее нарушение.

В составе международного гуманитарного права лежат следующие принципы: гуманизация вооруженных конфликтов; международно-правовая защита жертв войн; охрана гражданских объектов и культурных ценностей; защита интересов нейтральных государств; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны.

Основополагающим актом в этой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. В данном акте сформулированы минимальные стандарты прав человека: право на жизнь, на труд, образование, удовлетворительные материальные условия жизни, право на семью, на свободу слова, религии, передвижения, справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.п.

Основные институты международного права

Международное право включает в себя ряд институтов.

Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.п.). Рассмотрим некоторые из них.

Институт признания государств означает признание государства в качестве суверенного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового государства, которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей).

Правопреемство государств – это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству-правопреемнику (или государствам-преемникам). В случае правопреемства при соединении государств, международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.

Государственная территория и границы также представляют собой институт международного права.

Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три категории:

1) государственная территория;

2) международная территория общего пользования;

3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ.

Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).

Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль). Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственной границы.

За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Население – это совокупность лиц, проживающих на территории государства: граждане, иностранцы и лица без гражданства. В этом институте велика роль понятия гражданства , которое представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством. Законы каждого государства определяют порядок приобретения его гражданства.

Проживающие в государстве иностранцы, как правило, пользуются теми же правами, что и граждане данного государства, т.е. национальным режимом.

Заключение.

Хотя изначально международное право и создано государствами, но оно не входит в правовую систему какого-либо государства, хотя в истории и были попытки рассматривать его как отрасль права.

Международное право – совершенно самостоятельная правовая система и как таковая обладает всеми признаками системного правового образования. В современном мире существуют два вида правовых систем: нормативно-правовые системы отдельных государств и нормативно-правовая система мирового сообщества (система международного права). У них много общего. Оба вида правовых систем представляют собой сложно структурированную совокупность различных элементов (норм, принципов, институтов, отраслей, правового сознания, правовой культуры, правоприменительной практики). Многие положения, выработанные в общей теории права для характеристики внутригосударственной правовой системы, применимы и к международному праву. И международное, и внутригосударственное право используют одни и те же юридические конструкции и термины. Профессор С.А.Малинин, проанализировав теоретические основы внутригосударственного права, отмечал, что «общетеоретические положения о системе права, о ее классификационных критериях полностью применимы и к области международного права».

В то же время международное и внутригосударственное право – самостоятельные системы права и каждая из них имеет качественные отличия и признаки, отличающие их друг от друга, что признается специалистами как общей теории права, так и международного права.

Таким образом, международное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Список использованной литературы.

  1. Федеральный закон от 04 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 2.
  2. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие.
  3. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России.
  4. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды)
  5. Глобалистика: Энциклопедия. – М. 2009. С. 558–561
  6. Энциклопедия юриста
  7. Википедия – Свободная энциклопедия

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят, с одной позиции, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории˸

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют ᴇᴦο ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли, в случае если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют из себя мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве межд. оношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты форм-ния представ-ств, ф-ции представительств, иммунитеты и привилегии диплом. представительств, в праве вооруж. конфликтов – группы норм, реглам-щих режимы воен. оккупации, военного плена.

Система межд. права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юр. норм, а также институтов межд. права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования .

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные .

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Виды субъектов МП:

● Государства.

● Союзы государств.

● Международные организации.

● Коалиции государств.

Представителями субъектов МП являются:

● Главы государств, главы правительств, министры иностр. дел, главы диплом. представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств межд. организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров. Гос-ва заключают межд. договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами. Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство:

● Главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

● Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора, следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора.

Таким образом, резюмируется, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать договоры межведомственного характера без предъявления полномочий вытекает из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомства и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

Поделиться: