Социальная поддержка незащищенных слоев населения. Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения

Проект был запущен фондом «Качество жизни» в 2016 году для людей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих инвалидность) при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы. В 2017 году по инициативе «Янссен» проект был расширен: на базе Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева партнеры стали работать с пациентами с психиатрическими расстройствами. После прохождения специальной подготовки сотрудники больницы приняли участие в программе в качестве наставников. Предварительный отбор кандидатов для участия в программе осуществляла группа психологов, трудовых реабилитологов, дефектологов и специалистов по работе с персоналом, которые проводили групповые и индивидуальные собеседования пациентов. По результатам отбора 91 пациент получил направление на прохождение подготовки на предприятии, выбранном на собеседовании. В результате 55 пациентов получили профессиональную подготовку по одной специальности, 5 человек смогли пройти обучение по двум направлениям.

В рамках проекта проводится поэтапная трудовая реабилитация с последующей интеграцией в социум и сопровождением в условиях реального производства. 10 предприятий стали партнерами программы, предоставив пациентам с психиатрическими расстройствами (преимущественно шизофренического спектра, не имеющих инвалидность) трудовые условия для прохождения профессиональной подготовки. По результатам проекта 60 пациентов успешно прошли стажировку, четыре участника получили предложение о трудоустройстве с места прохождения практики. Два пациента смогли самостоятельно устроиться на работу после получения профессиональной подготовки.

Проект «Первый опыт», направленный на профессиональную реабилитацию и подготовку по различным специальностям пациентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с психиатрическими расстройствами, реализуемый при поддержке «Янссен», фармацевтического подразделения «Джонсон & Джонсон», получил награду в категории «Проекты в поддержку социально незащищенных слоев населения» конкурса «Лучшие социальные проекты России» в 2018 году.

О благотворительном фонде «Качество жизни»

Межрегиональный общественный благотворительный фонд «Качество жизни» основан в 2000 году. Фонд реализует социальные программы и проекты научно-исследовательского и практического характера, направленные на оказание помощи социально незащищенным категориям граждан и повышение качества их жизни. Приоритетные направления деятельности Фонда: профессиональная реабилитация и содействие трудоустройству людей с инвалидностью на открытом рынке труда; медико-социальная реабилитация и интеграция в общество взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержка их семей; содействие адаптации представителей старшего поколения в социальной среде и адресная помощь пожилым людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.

Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические возможности, в мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет.

По мере понимания сложных процессов развития бедности в мировом масштабе на каждом историческом этапе формируются соответствующие ему подходы к решению этой проблемы:

– в 50-е - 60-е гг. главным средством решения проблемы считались крупные инвестиции в физический капитал и инфраструктуру;

– в 70-е гг. наряду с крупными инвестициями в основной капитал и инфраструктуру добавились здравоохранение и образование;

– в 80-е гг. основной упор делался на совершенствование экономического управления и повышение роста рыночных сил;

– в 90-е гг. на первый план были выдвинуты аспекты управления и создания надлежащих институтов по изучению и решению проблем бедности на местном и национальном уровнях.

Сегодня на основе накопленного опыта в рамках мирового сообщества выработана стратегия сокращения бедности, отражающая три основных направления:

– создание возможностей;

– содействие использованию возможностей;

– повышение защищенности бедных слоев населения.

Создание возможностей, в первую очередь, касается материальных возможностей бедного населения (рабочих мест, кредитов, энерго- и водоснабжения, услуг здравоохранения, образования и т.д.), которые служат основой для сохранения здоровья, получения профессиональной подготовки, необходимой для работы. Создание возможностей обеспечивается экономическим ростом, его структурой и качеством, развитием местных институтов и структур, расширением равенства, а также использование рынков на благо бедных слоев населения.

Важная роль в создании и расширении возможностей для бедных слоев населения отводится частным и государственным инвестициям и технологическим новациям, являющимся главными факторами роста количества рабочих мест и трудовых ресурсов, способствующим развитию инфраструктуры, повышению квалификации трудовых ресурсов. Огромные возможности по обеспечению роста занятости и доходов открывают выход на международные рынки, создание людских, физических, природных и финансовых активов, которыми владеют или могут пользоваться бедные слои населения. Созданию возможностей содействует развитие инфраструктуры, и в частности, транспорта, телекоммуникаций, школ, здравоохранения и т.д.



Содействие использованию возможностей зависит от выбора и осуществления государственных мер, направленных на удовлетворение потребностей бедных людей, и взаимодействия политических и социальных, государственных и общественных институтов.

Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высоко прибыльные виды деятельности. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов – только часть общей бедности в мировом масштабе. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:

возможность хорошо питаться и быть здоровым (как правило, это оценивается процентом детей в возрасте до пяти лет с недостаточным весом);

возможность здоровой репродуктивной жизни (измеряется через долю деторождения без помощи квалифицированного медицинского персонала);

возможность получать образование и знания (определяется через процент грамотности женщин).

Экономический и Социальный Совет ООН дал следующее определение бедности: «К бедным относятся лица, семьи, группы лиц, ресурсы которых (материальные, культурные, социальные) являются столь ограниченными, что не позволяют им вести минимально приемлемый образ жизни в государствах, в которых они живут».

При характеристике бедности в республике используют также понятие крайней бедности, касающейся населения со среднедушевыми ресурсами вдвое ниже величины бюджета прожиточного минимума.

Для характеристики бедности используются и понятия текучей и застойной бедности. Текучая бедность – это временная бедность. Застойная бедность связана с необратимыми факторами в материальном положении человека и его семьи. Используются такие понятия бедности, как социальная и экономическая бедность. Социальная бедность определяется отсутствием доходов, в то время как экономическая бедность обусловлена невыплатами, задержками, недостаточным уровнем доходов.

Для характеристики бедности можно использовать различные измерители: уровень потребления продуктов питания, коэффициент бедности, дефицит дохода бедных семей, промежуток низкого дохода, индекс бедности, черта (граница) бедности и другие.

Уровень потребления продуктов питания характеризует калорийность питания. Он устанавливается в калориях в расчете на душу населения в сутки и сравнивается с физиологическими нормативами. Эти нормативы разрабатываются по половозрастным группам населения с учетом природно-климатических условий его проживания.

Коэффициент бедности характеризует распространение бедности в обществе и представляет собой долю населения с низкими доходами.

Дефицит дохода бедных семей отражает объем денежных средств, необходимый бедным семьям различного типа для повышения их доходов до границы бедности. Этот показатель рассчитывается по всей группе бедных семей, на одно домохозяйство, на душу населения – как разница между границей бедности и их фактическими доходами. Он отражает степень материального недостатка бедных.

Промежуток низкого дохода – отношение дефицита дохода к прожиточному минимуму. Этот показатель используется при определении суммы социальных трансфертов и при формировании программ борьбы с бедностью.

Черта бедности представляет собой объективно устанавливаемую величину, основанную на минимальных нормах потребления материальных благ и услуг, которые устанавливаются как на национальном, так и на субнациональном уровне. Она означает необходимый для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека предел доходов и определяет те условия и тот порог, за которыми отдельный гражданин или семья переходит в категорию малоимущих.

Черта бедности может исчисляться различными методами:

нормативным, основанным на потребительских бюджетах;

бюджетным, при котором используются данные о положении населения с наиболее низкими доходами;

статистическим, согласно которому бедными считаются первые группы в ряду распределения населения по уровню доходов;

стратификационным – старики, инвалиды, дети и другие ограниченные в самообеспечении категории населения, образующие сферу бедности;

эвристическим – когда сам респондент относит себя к бедным;

экономическим, основанным на возможностях государства поддерживать минимальные нормы потребления.

Для международных сравнений Всемирный банк установил черту бедности, основанную на уровне 1 долл. США в день на человека.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:

скандинавская, отличающаяся разнообразием методов финансирования;

европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;

средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;

американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;

латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости.

Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:

– прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;

– предоставление льгот бедным;

– социальные трансфертные выплаты, субсидии, благотворительные пособия, помощь в натуральном выражении и т.д.

Социальная инфраструктура представляет собой комплекс элементов, обеспечивающих общие условия функционирования, развития и воспроизводства социальной сферы. Она включает здравоохранение, образование, культуру, физическую культуру, спорт и туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство и другие сферы, которые, в свою очередь, образуют предприятия и учреждения различных форм собственности, призванные удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные и другие потребности населения, а также завершать процесс создания материальных благ и услуг, доводить их до потребителя.

Социальная инфраструктура оказывает огромное влияние на формирование человека, его духовный мир, культуру, образ жизни, обеспечивает сохранение и укрепление его здоровья, готовность к активной жизненной позиции и т.д. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры в существенной мере предопределяет уровень и качество жизни населения. Поэтому в Республике Беларусь государственному регулированию социальной инфраструктуры отводится в системе государственного регулирования экономики в целом.

Заключение

1. Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения:прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

2. На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям белорусской экономики, а каждый проект и задание программы – на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика ориентирована на решение главной задачи – подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологи, внедрение в производство инноваций. Главная задача инновационной политики– стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

3. В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности отправным началом является государственная инвестиционная политика,определяющая цели, направления развития и меры государственного вмешательства, обеспечивающие повышение инвестиционной активности и эффективности использования инвестиционных ресурсов, формирование в стране благоприятного инвестиционного климата, расширение неинфляционных источников финансирования, создание единых стандартов обоснования и оценки эффективности инвестиций. Претворение в жизнь государственной инвестиционной политики обеспечивает механизм ее реализации, включающий совокупность мер различного характера – правовых, организационных, экономических.

4. Предпринимательство – движущая сила экономики любой развитой страны. Являясь особым типом воспроизводства, предпринимательство основано на инициативе, самостоятельности предпринимателя и направлено на получение прибыли. Мировой опыт показывает, предпринимательство, и особенно современное, во всех странах формируется и, развивается при действенном участии государства, его регулировании и поддержке. В условиях формирования рыночных отношений роль государственного регулирования в сфере предпринимательства еще более необходима, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике должно обеспечить достижение главной целиразвития предпринимательства в первой четверти XXI века – обеспечить повышение эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной деятельности, а также развития всех видов предпринимательства в сельской местности.

5. Задача современного этапа развития отечественной промышленности– обеспечить постепенный переход от устаревших технологических укладов к пятому и шестому укладам, способным сформировать новый технологический базис промышленного производства и обеспечить высокий уровень эффективности его функционирования. Главной цельюразвития промышленного комплекса Беларуси является более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения республики в средствах производства и товарах народного потребления, промышленных услугах, за счет собственного производства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и достижения устойчивых темпов наращивания производства.

6. Современный механизм государственного регулирования,обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методынепосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методысоздают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы.

7. Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. Состояние и уровень развития социальной инфраструктуры в существенной мере предопределяет уровень и качество жизни населения. Поэтому в Республике Беларусь государственному регулированию социальной инфраструктуры отводится особая роль в системе государственного регулирования экономики в целом.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль выполняют макроэкономические показатели в государственном регулировании экономики?

2. Дайте определение материального и нематериального производства.

3. Представьте систему макроэкономических показателей, используемую в экономике Республики Беларусь на современном этапе, раскройте их экономическое содержание.

4. Раскройте особенности и содержание методов, используемых при расчете валового внутреннего продукта.

5. На чем основана идея устойчивого развития? Что лежит в основе этого понятия?

6. Что представляют собой научно-технический прогресс, научная деятельность?

7. Дайте определение и назовите отличительные особенности инновационной деятельности, инноваций, изобретательства, научных открытий, патентоспособных решений и ноу-хау.

8. Дайте оценку состояния и покажите основные направления развития научно-технического потенциала Республики Беларусь.

9. Что понимается под инвестиционным климатом? Под влиянием каких факторов он складывается?

10. Что представляет собой государственная инвестиционная политика? В каких документах она находит свое отражение?

11. Дайте характеристику правовому регулированию инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

12. Чем предпринимательство отличается от бизнеса?

13. Назовите формы предпринимательской деятельности, охарактеризуйте их.

14. Что представляют собой крупный, средний и малый бизнес? Какова их роль в развитии национальной экономики?

15. Представьте систему показателей, используемую в государственном регулировании промышленного производства.

16. Отразите состояние и проблемы развития промышленности Республики Беларусь в условиях формирования рыночных отношений.

17. Дайте понятие государственной промышленной политики и покажите ее приоритеты.

18. Выделите особенности воспроизводства населения в Республике Беларусь на современном этапе.

19. Что представляет собой система показателей, характеризующих население? Перечислите их.

20. Используя статистические данные, дайте характеристику трудового потенциала и трудовых ресурсов республики на современном этапе.

21. Дайте определение социальной инфраструктуры и покажите ее составляющие.


ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республик. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 40 с.

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Минск, 2006.

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136.

4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

Основная литература ко всем темам:

5. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 1997. - 415 с.

6. Бобкова, И.Н. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Мельника. − Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. − 263 с.

7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.

8. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заоч. и дистанц. форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / [Т.С. Алексеенко и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 374 с.

9. Мега-, мета-, макроэкономика: Курс лекций / [П.Г. Никитенко и др.]; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: БИП-С, 2002. – 269 с.

10. Экономическая теория: учебн. пособие: в 2 ч. / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 261 с.

11. Экономическая теория: Учеб. пособие / А.И. Авраменко, И.Н. Бобкова, В.П. Кунцевич и др. ; под ред. А.И. Авраменко. - 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. − 352 с.

12. Экономическая теория: Практикум / А.И. Авраменко, Ю.Р. Тихонов, А.Я. Коховец; под ред. А.И. Авраменко. – Минск: ФУАинформ, 2008. – 480 с.

Дополнительная литература:

13. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – 9-е изд., дополненное. – М.: Маркет ДС, 2009. - 416 с.

14. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник / Антонова Н.Б. – Мн.: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.

15. Ачаповская, М.З. Практикум по курсу «Макроэкономика» / М.З. Ачаповская. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 134 с.

16. Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009. – 848 с.

17. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: соц.-экон. аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 544 с.

18. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. - 415 с.

19. Макроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 304 с.

20. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. - М.: ИНФРА - М, 2000.

21. Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др. ]; под ред. М.И. Плотникого. - Минск, 2004. - 185 с.

22. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.

23. Мясникович, М.В. Республика Беларусь на пути к новой экономике / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 292 с.

24. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с.

25. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 238 с.

26. Практикум по макроэкономике / И.В. Новикова, М.З. Ачаповская, В.В. Ожигина [и др.]: под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 151 с.

27. Республика Беларусь: макроэкономическая динамика, инновационное развитие, экономическая безопасность: сб. науч. ст. / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 349 с.

28. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / [В.А. Богомолов и др.]; под ред. В.А. Богомолова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 295 с.

29. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1152 с.

30. Экономика: учеб. пособие / под ред. В. Л. Клюни, Н. С. Тихонович. – Минск, 2006. – 398 с.

31. Экономическая теория (Общие основы): Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.К. Радько, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – 392 с.

32. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2008. – 352 с.

Введение

Современное социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними в специализированных учреждениях начинается с адаптации их к жизни в самом учреждении, которая является одной из ступенек адаптации в обществе. От успешности процесса социальной адаптации зависит дальнейшая судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.

Формы государственной поддержки незащищенных слоев населения

Государственная поддержка – это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Главная задача государственной поддержки – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан в новых условиях.

В настоящее время практически все государства являются социальными. Социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество.

Социальное государство должно обеспечивать людям прожиточный минимум, создавать условия для обеспечения граждан работой, перераспределять доходы через государственный бюджет, охранять наемный труд, заботиться об образовании, здравоохранении, культуре, семье, постоянно улучшать социальное обеспечение и другое.

Целью социального государства является обеспечение свободы и социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и т.д.).

Основные направления государственной поддержки:

правовая природа социальной политики;

социальное обеспечение;

предоставление социальных услуг;

доступность социальной поддержки для всех членов общества;

наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.

Основной задачей социального государства является обеспечение равноправия, нравственности и справедливости в отношениях между людьми. Эти принципы могут быть реализованы путем расширения социальных программ, поощрения благотворительной деятельности (в частности, освобождения от налогов предпринимательских структур, осуществляющих благотворительную деятельность).

Государство заинтересовано в поддержке социально уязвимых групп населения. Это объясняется несколькими причинами: государство, которое считает себя цивилизованным обязано «обеспечить населению достойный уровень жизни»; государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; социально-экономическая поддержка неимущих «сглаживает» экономическое состояние различных групп населения.

Особенности социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних

Проблема социальной адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации – одна из актуальных проблем, стоящих перед обществом.

Выстраивание работы по социальной реабилитации, адаптации и интеграции беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление таких детей и подростков, их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних (приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), организацию мероприятий, направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. В таких учреждениях ребенок впервые встречается с социально благополучной средой, которая предоставляет возможность несовершеннолетнему самому приобрести опыт, необходимый для адаптации к окружающему миру, при этом данная среда является достаточно защищенной от негативных влияний.

Несмотря на множество работ отечественных исследователей, посвященных решению проблем безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, является мало изученной. Проведенный нами анализ нормативно-правовых документов показал, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.

Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны, теме социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в научных работах и нормативно-правовых актах уделяется достаточное внимание и подчеркивается важность этого процесса; с другой стороны, на практике этот процесс мало изучен и плохо регламентирован. Это противоречие обусловило проблему исследования: какие существуют особенности процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений для несовершеннолетних?

С целью анализа особенностей процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений нами было проведено эмпирическое исследование процесса социальной адаптации несовершеннолетних в специализированных учреждениях города Казани.

В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: полуструктурированное интервью, наблюдение, контент-анализ дневников воспитанников.

Исследование проводилось в три этапа:

1. изучение документации, отражающей процесс социальной адаптации воспитанников в каждом специализированном учреждении (анализ дневников на каждого воспитанника);

2. проведение интервью со специалистами учреждений;

3. проведение интервью с воспитанниками учреждений.

Итоги проведенного исследования привели нас к следующим результатам и выводам:

1. В процессе социальной реабилитации в условиях специализированных учреждений безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние адаптируются лишь к самому учреждению, а показатели социальной адаптации воспитанников выражены слабо: дети и подростки могут лишь адаптироваться к социальным правилам, нормам и ценностям – без последующего процесса их интериоризации.

2. Несмотря на структурные различия учреждений, различий в осуществляемых учреждениями программах и методиках по социальной адаптации воспитанников, анализ основных показателей ответов респондентов и данных дневников воспитанников показал, что процесс социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних не имеет существенных различий.

3. На процесс социальной адаптации воспитанников влияют социальный статус несовершеннолетнего и длительность проживания несовершеннолетнего в учреждении, а также наличие или отсутствие опыта проживания несовершеннолетнего на улице.

4. В процессе социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений существуют гендерные и возрастные различия.

5. Специалисты учреждений недостаточно владеют знаниями о сущности процесса социальной адаптации, а процесс социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений воспринимают лишь как процесс адаптации к самому учреждению.

Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности процесса социальной адаптации несовершеннолетних в условиях специализированного учреждения, по нашему мнению и с учетом предложений специалистов учреждений, необходима реализация следующих мер:

– разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированного учреждения, введение в действие трудовых мастерских и активное использование методик трудотерапии в социально-реабилитационной работе с несовершеннолетними;

– привлечение средств спонсоров, благотворительных организаций, для улучшения условий жизнедеятельности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в специализированных социальных учреждениях, в том числе и в приемных отделениях (изоляторах);

– повышение профессиональной квалификации персонала специализированного учреждения.

Выше перечисленные меры реализуются на муниципальном уровне управления. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.

Проблемы в студенческой субкультуре

Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды.

Из всех социально - демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

-- [ Страница 2 ] --

  • установление социальной стабильности в обществе, сглаживание социальных конфликтов, диалог между гражданами и государством;
  • уменьшение дифференциации денежных доходов различных групп людей, улучшение пенсионного обеспечения, поддержка занятости;
  • доступность для всех слоев населения важнейших социальных благ, без которых жизнь человека является неприемлемой;
  • формирование новой жилищной политики, которая будет более доступной, пересмотр порядка оплаты жилых помещений и коммунальных услуг для незащищенных слоев населения;
  • развитие качественного здравоохранения и образования, разумное соотношение платных и бесплатных услуг в данных областях.

Проанализировав все сказанное выше, можно сформулировать определение государственной поддержки незащищенных слоев населения. По мнению автора, она представляет собой систему законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, которая направлена на обеспечение условий жизни названных слоев населения, выступая при этом движущей силой в поддержании социального мира и общественного порядка, сглаживая возникающие в обществе социальные конфликты.

  1. Классификация видов государственной поддержки, оказываемой незащищенным слоям населения.

В работе автор исходит из того, что в современной России господдержка представляет собой такой вид деятельности государства, который направлен на сохранение существующего социального порядка в стране, увеличение и развитие трудового потенциала державы, оказание помощи своему народу при различных возникающих обстоятельствах. Это совокупность согласованных методов и средств целенаправленного воздействия для достижения заданных целей (т.е. на общество и отдельные сферы жизнедеятельности оказывается государственное влияние с целью поддержания определенного уровня жизни).

Изучая систему государственной поддержки, которая оказывается незащищенным категориям населения, автор отмечает, что при ее классификации в настоящее время можно использовать разные основания:

  • согласно территориальным ограничениям – общефедеральная (осуществляется на всей территории РФ), региональная (реализуется в конкретном субъекте РФ) и муниципальная (распространяется только на муниципальное образование) господдержка. Все они могут действовать одновременно, но муниципальная поддержка не может превышать региональную, а региональная федеральную.
  • согласно уровню охвата населения - приравненная (единая) и дифференцированная поддержка. Под единой поддержкой понимают, что субъекты определенной сферы деятельности имеют равные возможности для ее получения (например, работники вредных производств). Данный вид поддержки стандартен (т.е. уже выработан перечень определенных мер и услуг) и он не будет изменен исходя из возникающих обстоятельств. Дифференцированная поддержка - это когда помощь оказывается определенным категориям населения, которые непосредственно нуждаются в государственном вмешательстве (при этом дифференцированная господдержка включает в себя такие разновидности как адресная и категориальная поддержка). В целом такая поддержка реализуется в виде льгот и услуг, ежемесячных выплат, единовременных компенсаций и доплат к государственным пособиям.
  • согласно возрастным ограничениям - ювенальная (поддержка детей, подростков и молодежи до 25 лет), поддержка лиц трудоспособного возраста и поддержка лиц, достигших пенсионного возраста.
  • согласно сроку действия - долговременная (или постоянная), среднесрочная и краткосрочная (или разовая) господдержка.
  • согласно форме проявления - материальная, правовая, моральная, психологическая, информационная и иные виды поддержки.

Сегодня государственная поддержка незащищенных слоев населения является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в нашей стране на современном этапе.



По данным мониторинга социальной сферы России 58,4% населения нуждаются в государственной поддержке и защите. При этом осуществляемой господдержкой удовлетворены и считают ее результативной лишь 15,9% респондентов, совершенно противоположную позицию занимают 50,3% опрошенных.19 Чтобы преодолеть такое негативное отношение общества, автор считает, что необходимо при формировании эффективной системы государственной поддержки заложить в нее основы социальной справедливости, социальной ответственности, социального партнерства и социальных гарантий.

  1. Незащищенные категории населения как основные потребители услуг государственной поддержки.

Для того чтобы более точно определить социальные механизмы и способы взаимодействия государства и незащищенных слоев населения, необходимо рассмотреть основных получателей услуг государственной поддержки. В настоящее время существует много категорий населения, пользующихся услугами поддержки со стороны государства. Поэтому автором в работе при исследовании данной проблемы были определены три взаимосвязанных между собой слоя – бедные, безработные и инвалиды. Данные группы со своими ценностными ориентациями и специфическими признаками требуют определенных мероприятий по оказанию государственной поддержки и ее качественному наполнению.

  1. Бедность.

В настоящее время наиболее значительный слой среди незащищенных категорий населения представляют бедные. Причинами появления данного феномена являются многие факторы, каждый из которых воздействует как отдельно, так и в комплексе (безработица, инвалидность, многодетность, низкий уровень заработных плат, инфляция и др.).

По мнению автора, бедность – это такое состояние, когда индивид не может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни с учетом сложившихся в обществе стандартов. В России по данным Росстата в 2010 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (т.е. людей, которые непосредственно относятся к бедным) составила 18,1 млн. человек или 12,8% всего населения страны (в 2009 г. таковых было 18,5 млн. человек или 13,2%). При этом в целом по РФ величина прожиточного минимума на душу населения во 2-ом квартале 2011 составила 6505 руб., а потребительская корзина в этот период установилась на уровне 6058 руб. Безусловно, фактически, эти средства позволяют обеспечить только выживание индивида.

Сегодня можно говорить о том, что в каждом обществе в разное время присутствуют определенные виды бедности (абсолютная, относительная и субъективная, хроническая и «плавающая», первичная и вторичная, экономическая и социальная), требующие разных подходов для решения. Необходимо отметить, что возраст среднестатистического бедного в России составляет 47 лет, в то время как богатого – 33 года, представителя среднего слоя – 42 года.20

На современном этапе в РФ приоритетными направлениями в борьбе с бедностью являются такие мероприятия, которые позволяют увеличивать рост доходов населения и содействуют развитию мелкого и среднего бизнеса. Главная цель состоит в создании эффективной системы поддержки бедных категорий общества и развитии экономики (которая участвует в создании новых рабочих мест с достойным уровнем оплаты труда).

Автор считает, что противостоять такому общественному явлению как бедность возможно только при условии, что политика, проводимая нашим государством, имеет долгосрочные перспективы и проводится на национальном, региональном, муниципальном уровнях комплексно и одновременно.

  1. Безработица.

В диссертационном исследовании автором отмечается, что одной из важных причин бедности является безработица (отсутствие занятости всегда представляло серьезную проблему для общества и государства, выступая при этом дестабилизирующей силой). В настоящее время безработица становится реальным фактором бедности, которая охватывает группы трудоспособного населения, образованного и профессионально подготовленного. Люди, из-за отсутствия подходящих рабочих мест, не могут реализовать свою рабочую силу на рынке труда и вследствие этого лишаются основного источника заработка для поддержания нормального уровня жизни.

Диссертант приходит к выводу, что сегодня характер и типы безработицы зависят от многих причин - экономических, политических, социокультурных. Следовательно, в каждом государстве данная проблема будет иметь свои специфические черты. Но вне зависимости от обстоятельств в любом обществе всегда присутствуют три основных вида безработицы (в разном соотношении), которые в зависимости от причин возникновения делятся на фрикционную, структурную и циклическую.

Основываясь на данных, полученных Росстатом, автор показывает, что в ноябре 2011 года в общей численности экономически активного населения 75,7 млн. человек, или 53% всего населения страны, были заняты экономической деятельностью, хотя еще в августе таких людей было 76,7 млн. (за один квартал данный показатель сократился на 1,2 млн. человек). Вместе с этим 4,8 млн. человек в 2011 г. были признаны безработными в соответствии с критериями МОТ (при этом по сравнению с ноябрем 2010 г. численность безработных уменьшилась на 200 тыс. человек).21 Но количество людей, отнесенных к категории безработных по методике МОТ, и зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости очень сильно различается (в ноябре 2011 г. в службах занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1223 тыс. человек, а это почти в 3,9 раза меньше, чем неработающих согласно критериям МОТ). Это связано с отличиями в охвате категорий населения.22 При этом средний возраст безработных в данный период времени равнялся 35 годам, а молодежь до 25 лет составляла 1/3 от общей численности. Необходимо отметить, что женщинам и сельским жителям гораздо труднее найти работу, чем остальным категориям населения.

Применительно к российской действительности для сдерживания и сокращения масштабов безработицы требуется модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение новых методов государственного управления в области занятости населения. Для этого необходимо: развитие системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда с повсеместным внедрением инновационных методов; обеспечение определенного баланса между профессиональным образованием и спросом на рабочую силу; формирование кадрового потенциала страны в соответствии с потребностями инновационной экономики; оптимизация и контроль использования иностранной рабочей силы на территории РФ; стимулирование экономической активности населения.

Кроме этого, одним из приоритетных направлений в борьбе с безработицей в современной России выступает продолжение финансирования программ по снижению напряженности на рынке труда во всех регионах и областях. В 2011 году на реализацию таких программ в проекте бюджета было предусмотрено 27,8 млрд. рублей (в 2010 г. - 39,5 млрд. рублей).

  1. Инвалидность.

Еще одной важной причиной, часто ведущей к бедности, в настоящее время является инвалидность, а взаимодействие таких групп людей и государства требует специфических форм поддержки.

В структуре факторов, которые обуславливают инвалидность в России, заболеваемость населения не является преобладающей (примерно 25% всех случаев). Остальные факторы, которые приводят к данной проблеме - социально-экономические особенности, демографические характеристики, деятельность учреждений здравоохранения и врачебно-экспертной службы, неблагоприятная экологическая обстановка, большое количество ДТП, травматизм на производстве23 и т.д.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития в 2010 году в России насчитывалось около 13,15 млн. инвалидов или примерно 9% населения страны (например, в сравнении с 2005 г. численность людей с ограниченными возможностями была 12,17 млн. человек, а в 1995 г. инвалидность имело «всего» 6,3 млн. россиян). Из общей численности людей с ограниченными возможностями – 544 тыс. составляют дети; 1,8 млн. человек - с I группой инвалидности; 6,6 млн. человек - со II группой; 3,6 млн. человек – с III группой и т.д. При этом в общей численности инвалидов преобладают пенсионеры - 66%, люди трудоспособного возраста – 29,9% (из которых работают 26%), дети-инвалиды – 4,1%.24

Изучая данную проблему, автор отмечает, что в настоящее время государственная поддержка людей с ограниченными возможностями еще не достаточно развита в нашей стране. Несмотря на то, что законодательство в этой области существует, пока не выработана национальная стратегия в отношении проблем инвалидов. Сегодня одной из составляющих господдержки инвалидов является только трудоустройство. Для того чтобы результативность этого процесса была гораздо выше нынешних показателей, необходимо активно развивать систему квотирования рабочих мест; создавать новые рабочие места на предприятиях для инвалидов и оборудовать уже имеющиеся; организовать резерв профессий, которые они могут замещать; с помощью современных информационных технологий формировать систему дистанционного трудоустройства для людей с ограниченными возможностями; повышать статус компаний, в которых работают данные категории населения и предоставлять этим компаниям реальные налоговые льготы и послабления.

С точки зрения роли государства в решении проблем инвалидов, кроме профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями, важное место занимают социальная адаптация таких людей и создание им достойных условий жизни и равного труда.

  1. Формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения минимальные стандарты и система социального страхования.

Основными механизмами эффективного взаимодействия незащищенных слоев общества и государства в настоящее время являются социальные стандарты и система социального страхования. По степени функционирования данных систем можно судить об уровне организации и качестве господдержки, действующей в обществе.

При изучении минимальных стандартов, автор пришел к выводу, что в большей степени они призваны способствовать защите бедных и социально уязвимых категорий общества, устранению дифференциации граждан в доступе к различным благам и услугам на территории всей РФ (при этом влияя на дальнейшее развитие и совершенствование системы адресной социальной поддержки наиболее нуждающихся людей). Это своего рода черта, ниже которой нельзя опускаться по качеству и объему услуг, предоставляемых населению (социальные стандарты - единые минимальные социальные нормы и нормативы, установленные государством и гарантирующие соответствующий уровень потребления). Такие стандарты выступают механизмом повышения социальной защищенности населения по важнейшим направлениям социальной политики и определяют уровень качества жизни современного человека. Необходимо отметить, что только в 2010 году расходы консолидированного бюджета субъектов РФ на социальную политику составили 1167,3 млрд. руб., на образование – 1450,9 млрд. руб., на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 796,8 млрд. руб.25

Автором, на основе проведенного исследования, доказано, что современная система государственных минимальных социальных стандартов, которая соответствует уровню развития России, должна охватывать не только такие сферы жизнедеятельности человека как здравоохранение, образование, культуру, ЖКХ, но и доходы населения, оплату труда, пенсионное обеспечение (при этом прожиточный минимум, МРОТ, НСОТ и все виды пенсий должны быть именно законодательно закреплены как разновидности государственных социальных стандартов). Но так как все эти стандарты отражают возможности и потребности общественного развития в определенный период времени, то возникает необходимость их постоянного пересмотра с поправкой на настоящее время. Пересматривать и обновлять социальные стандарты необходимо минимум раз в 4 года, а финансовую базу – 1 раз в год26 (сегодня средний срок обновления любых стандартов в России составляет 12 лет, в то время как, например, в Германии - 4 года).27

Основными уровнями организации всей системы минимальных социальных стандартов являются федеральные, региональные и муниципальные стандарты, каждый, организуя нижнюю границу для наполнения стандартов. В случае расширения сфер действия социальных стандартов и внесении определенных поправок, можно решить вполне конкретный круг задач, значительно влияющих на уровень жизни простых людей в российском государстве:

  1. система государственных минимальных социальных стандартов позволит более полно выполнять основные гарантии граждан, закрепленные в Конституции РФ, и как следствие, повлияет на повышение уровня и качества жизни населения;
  2. с помощью полноценно функционирующей системы стандартов между регионами можно практически полностью нивелировать дифференциацию в доступе к различным благам и услугам (причем с учетом природно-климатических, региональных, экономических и других существующих особенностей);
  3. сегодня, благодаря четко определенным и принятым социальным стандартам, удастся добиться того, что финансовые ассигнования, в первую очередь, будут направляться на приоритетные направления социальной политики (важно отметить, что станут известны объемы финансирования в каждом субъекте РФ и уровень его социального развития).

Автор считает, что следствием положительного решения всех перечисленных задач станет то, что качество социальных услуг в стране улучшится, так как контроль за их исполнением будет ужесточен. При этом важно, что повысится «прозрачность» бюджетного и внебюджетного процессов, осуществляемых в социальной сфере, так как изначально будет понятно какой объем средств (и из какого источника) и на какие цели необходим. Одновременно с этим будет обеспечена социальная стабильность в обществе, что непосредственно повлияет на становление единого социального пространства на территории всей РФ, поэтому доступ к основным жизнеобеспечивающим благам и услугам будет одинаков для каждого гражданина страны.

Таким образом, государственная социальная стандартизация непосредственно влияет на социальную сферу и является основой для защиты интересов не только незащищенных и социально уязвимых категорий общества, но и всего населения страны (эффект от ее реализации затрагивает каждого индивида). Субсидирование приоритетных социальных проектов (как и их определение) сегодня тоже проходит с учетом данной системы.

Далее в работе автор отмечает, что еще одним механизмом эффективного взаимодействия общества и государства выступает система социального страхования. Но она в отличие от стандартов главным образом направлена на экономически активное население (главная задача – снижение различных социальных рисков, имеющих массовый характер). Поэтому автор определяет суть социального страхования в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, которые используются в случае наступления страховых ситуаций.

Поделиться: