Место земельных отношений в системе общественных отношений. Земельные отношения

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми , присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Земельные правоотношения

Земельные правоотношения - это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации , купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;

Подробнее

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

2) по признаку основного хозяйственного назначения земель (ст. 7 ЗК РФ) различают правоотношения по поводу следующих категорий земель (мнемоправило по первым буквам - СНОП ЛВЗ) :

3) по их субъекту:

участниками этих отношений могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

4) по функциональному назначению:

    • регулятивные;
    • правоохранительные.

Подробнее

Регулятивные правоотношения - это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положительных) действий. Это обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

Правоохранительные правоотношения , в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства.

5) по виду норм права - оснований для возникновения правоотношений:

    • материальные (возникают на основании норм материального права),
    • процессуальные (возникаюn на основании процессуальных норм).

Подробнее

Материальные правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и т.д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

Процессуальные нормы устанавливают порядок действий субъектов правоотношений по реализации своих прав и обязанностей. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

Представляют собой взаимодействия между физическими и юридическими лицами, публично-правовыми образованиями и государственными органами, направленные на оптимальное владение, пользование, распоряжение и охрану земельных территорий, как необходимых элементов жизнедеятельности людей, проживающих в пределах одной страны. Понятие и виды земельных правоотношений регулируются Конституцией РФ ( , ), а также рядом федеральных законодательных актов, к числу которых можно отнести:

Надо сказать, что данные законы – основные, но не единственные нормативные правовые акты, регулирующие обширный круг земельных правоотношений.

Сторонами (субъектами) земельных отношений вправе выступать юридические и физические лица, органы муниципалитетов, государственные структуры. При этом, законом предусмотрены конкретные статусы сторон:

  • – это лицо, использующее земельную территорию на основании соглашений аренды, субаренды;
  • – лицо, использующее участок на основании пожизненного наследуемого владения;
  • – лицо, имеющее на пользование чужой земельной территорией;
  • – лицо, которое может пользоваться земельными территориями на основании прав по безвозмездному либо постоянному пользованию;
  • – лицо, являющееся законным собственником данной территории.

Все указанные лица (кроме обладателей сервитута) признаются правообладателями земельного участка .

Земельные отношения по характеру правового регулирования

Земельное право предусматривает две методики регулирования взаимоотношений: диспозитивную и императивную . Каждая из методик обладает общими и специфическими особенностями.

В основу императивной методики заложено закрепление обязанностей, запретов, подлежащих исполнению. Данный способ регулирования имеет большое значение для содержания земельных прав. Установленные законодательными документами обязанности для сторон земельных правоотношений исключают отклонения в их выполнении. В случаях невыполнения сторонами указанных обязанностей или появления признаков уклонения от их выполнения, последует наказание в рамках действующего закона.

Создание запретов – это начертание границ должных и возможных линий поведения для сторон земельных взаимоотношений. Данные действия позволяют:

  • пресечь возможность сторонам взаимоотношений реализовать свои цели и желания в ущерб государственным и общественным интересам;
  • предоставить сторонам способы выполнения возложенных обязанностей и достижения результатов, не противоречащих интересам государства и общества.

При диспозитивной методике сторонам взаимоотношений даётся свобода выбора способа реализации поставленных задач. Существует 3 типа диспозитивной методики урегулирования земельных взаимоотношений:

  1. Рекомендательный. Позволяет участнику самому выбрать альтернативную линию поведения при выполнении возложенных задач. Поэтому, например, рекомендации, которые даёт государство, лишь способствуют правильному выбору решения.
  2. Делегирующий. Предоставляет участнику свободу в очерченном кругу полномочий.
  3. Санкционирующий. Позволяет участнику самостоятельно принять решение о внедрении в жизнь своих полномочий и представить его на утверждение госструктурам. Лишь только после этого решение субъекта обретёт юридическую силу.

Земельные отношения по характеру выполняемой функции

Земельные взаимоотношения по характеру выполняемой функции делятся на две группы: правоохранительную и регулятивную . Каждая из групп наделена некоторыми нюансами.

Регулятивные взаимоотношения отражены в нормах земельного права. Они устанавливают особый порядок действий, которые выполняют стороны таких взаимоотношений.

Правоохранительные взаимоотношения имеют существенное отличие от регулятивных. Основным отличием является причина их возникновения. Такие взаимоотношения появляются в случаях, когда одна из сторон уклоняется от установленных норм законодательных документов в области охраны земли. Тогда и возникает необходимость оказать на субъект юридическое воздействие. Также отношения могут возникнуть в ситуации, когда лишь появилась угроза нарушения земельных законов. Поэтому с целью предупреждения совершения противоправных действий, органом, уполномоченным на осуществление контроля в данной сфере проводятся охранительные мероприятия.

Земельные отношения по целевому назначению

Виды земельных правоотношений по целям использования определяются исходя из принадлежности земель к определенным категориям. Существуют следующие группы земель:

  • – находятся вне зоны населённых пунктов, и используются в сельскохозяйственной сфере;

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения . Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута - лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений - корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан-ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ-ствии с нормами права. В настоящее время с введени-ем института частной собственности на землю и платного землеполь-зования земельные отношения приобрели новое содержа-ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

- по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

- охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

- по степени определенности сторон правоотношения : абсолютные и относительные.

- абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

- относительные правоотношения - правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

- по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

- материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

- процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

- по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

- Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

- Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности . Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае - земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

Санкционирующий - не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

Делегирующий - дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Под земельными отношениями как предметом правового регулирования понимается определенная совокупность общественных отношений, объектом которых оказываются блага, предоставляемые обществу землей.

Общественные отношения по поводу земли многообразны, и взаимосвязь этих отношений достаточно сложна. Это оказывается одной из причин того, почему не всегда просто выделить тот или иной круг отношений по поводу земли для специального правового регулирования. Однако выявление круга этих отношений, работа по определению их особенностей и градации важна именно для выбора и установления способа правового воздействия.

Большинство авторов при определении понятия земельных отношений как предмета правового регулирования согласны с тем, что это объективно сложившиеся в обществе отношения по поводу земли. Земельные отношения предстают в этом случае в виде единой обширной группы, объединенной одним материальным объектом, на который направлена человеческая деятельность.

Так, учебником "Земельное право" под редакцией В.В. Петрова земельные отношения определены как волевые общественные отношения, имеющие своим объектом землю*(1). Н.Г. Станкевич также понимает под земельными отношениями волевые общественные отношения, которые складываются по поводу земли как особого объекта хозяйственной и иной деятельности*(2). Данное понятие отражает три основных момента, позволяющие определить круг земельных отношений, которые могут быть предметом регулирования. Это - общественные отношения, это - отношения волевые, и, наконец, объектом этих отношений является земля.

Ю.Г. Жариков к земельным отношениям как предмету земельного права относит отношения по предоставлению (приобретению) земельных участков, совершению сделок с ними, по организации управления в сфере использования и охраны земель различных форм собственности, реализации прав и использовании обязанностей участниками земельных отношений, другие вопросы обеспечения эффективного использования земель*(3). Автор в данном случае акцентирует внимание на том, что земельными отношениями могут быть любые отношения, связанные с использованием земель, которое можно считать эффективным. С.А. Боголюбов в качестве предмета правового регулирования называет землепользование как вид общественных отношений, при этом обращает внимание на проблемы, возникающие в обществе в связи с реализацией этих отношений, как одну из основных предпосылок специального обращения к этим отношениям правом*(4).

Р.К. Гусев под земельными отношениями понимает волевые осознанные общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые характеризуются триединством цели - обеспечение наиболее рационального использования земель; охрана земель; обеспечение земельных прав и предусмотренных законом интересов граждан и юридических лиц*(5).


В представленных определениях, как представляется, нет принципиальных расхождений. Авторы акцентируют внимание на разных аспектах этого круга отношений. Так, понятие, приведенное в учебнике под редакцией В.В. Петрова, а также учебнике Н.Г. Станкевич, можно считать наиболее общим и наиболее распространенным в учебной литературе. Ю.Г. Жариков приводит понятие земельных отношений, включая в него описание отдельных видов, отличающихся по сути и характеру. С.А. Боголюбов оценивает основную сущность всего круга отношений, который, по мнению автора, дает основания для выделения их в качестве особого вида. При этом "отношения землепользования" и "отношения по поводу земли" в качестве определения земельных отношений не следует рассматривать как абсолютно разные. Отношения землепользования - это не только деятельность по физическому воздействию на землю, хотя именно эта деятельность - стержень всех отношений по поводу земли. Такое представление о данном понятии дает основания для необоснованного сужения всего круга отношений. Отношения землепользования скорее следует рассматривать как всю совокупность отношений в обществе, направленных на воздействие на земельную территорию с целью ее изменения. Р.К. Гусев приводит такое основание объединения земельных отношений в единое понятие, как единство цели их правового регулирования.

Нормативные правовые акты постоянно обращаются к категории "земельные отношения" при определении участников, объекта или круга этих отношений. При этом в основе нормативного понимания земельных отношений находится норма ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определение отношений по поводу земли, данное в ст. 3 ЗК, связало это понятие с земельным законодательством. Исходя из положений ЗК*(6), земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом ст. 2 ЗК установлено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, согласно той же статье ЗК, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

Таким образом, согласно ЗК земельные отношения - это отношения по поводу использования и охраны земель. Регулирование этих отношений должно осуществляться Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ЗК, а также нормами земельного права, закрепленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

Что следует понимать под нормами земельного права и есть ли отличия между нормами земельного права и нормами земельного законодательства, ЗК не поясняет. Но законодатель, устанавливая положение, согласно которому "нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 1 ст. 32 ЗК), стремился охватить как нормы, закрепленные нормативными правыми актами земельного законодательства, так и нормы, регулирующие земельные отношения, закрепленные в нормативных правовых актах иных отраслей российского законодательства. Это согласуется с общими представлениями о нормах законодательства и права. В этом направлении движется применение ст. 2 ЗК. Теоретические споры о наличии или отсутствии земельного права как отрасли на правоприменительную практику в данном случае не влияют*(7).

Четкому определению земельных отношений как особого вида отношений не способствует, к сожалению, отсутствие однозначного толкования категории "использование земель". Эта категория закреплена ЗК как основной критерий отграничения земельных отношений от иных. Так, при установлении требований использования земли в целях их охраны*(8) или если речь заходит об использовании земельных участков*(9), мы понимаем, что речь идет преимущественно о регулировании отношений, связанных с непосредственным воздействием на земельный участок. Но содержание ст. 3 ЗК в целом наводит на мысль о том, что использование земель как часть земельных отношений представляет собой нечто большее, чем только физическое воздействие на землю. В частности, п. 3 той же ст. 3 ЗК, указывает на то, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, иным природноресурсным законодательством. Это, а также нормы ЗК (ст. 22, 23, 24, 30 и др.), регулирующие отношения по приобретению и отчуждению земельных участков, указывают на то, что в круг земельных отношений законодательством включены и отношения по поводу перехода земель от одних лиц другим. Таким образом, под отношениями по использованию земель в смысле ст. 3 ЗК следует понимать в широком смысле деятельность, объектом которой является земля. Следует заметить, что и правовая практика в целом подтверждает эту точку зрения и относит к земельным отношениям общественные отношения в области пользования земельными участками, управления землей, охраны земель и оборота земель. В то же время с тем чтобы не было разночтений, целесообразно было бы при регулировании земельных отношений ЗК и другими нормативными актами, не применять термин "использование" в разных значениях.

Кроме определения субъектов (участников) и объектов земельных отношений (ст. 5, 6 ЗК), ЗК и иные нормативные акты уделяют внимание определению различных видов земельных отношений. Причем самая общая градация в целях определения круга отношений, регулируемых земельным законодательством, установлена той же ст. 3 ЗК.

Земельный кодекс РФ особо обратился к тем отношениям по поводу земли, которые возникают в связи с использованием тесно связанных с землей объектов. В ст. 3 ЗК указано, что к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются нормы соответствующего отраслевого законодательства*(10). Таким образом, ЗК подтверждает, что перечисленные отношения земельными отношениями не являются. К земельным отношениям не относит законодатель и отношения по поводу иной, кроме земельного участка, недвижимости.

Тем не менее, нельзя не обнаружить, насколько сложно и на практике, и при законодательном регулировании разграничить и соотнести между собой эти отношения (как и лежащие в их основе интересы). Многообразие отношений, объектами которых является не только земля, но и тесно связанные с ней иные предметы материального мира, оказывается причиной постоянных дискуссий о механизмах правового регулирования. Фактически российское законодательство, при определении механизма воздействия на земельные и смежные с ними отношения, признает различие в интересах, направленных на землю и на объект, на ней расположенный.

Заметим, что ранее ряд авторов считали, что в состав земельных отношений следует включать также отношения, объектами которых являются недра, леса, воды*(11), а также животный мир и атмосферный воздух, естественная (помимо лесов) растительность*(12). Действующее правовое регулирование земельных отношений отказывается от этого варианта.

В то же время лесное законодательство с принятием Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК) в 2006 году сделало шаг к тому, чтобы вывести из состава лесных отношений отношения по поводу лесных участков. Лесные участки, согласно понятию, данному ЛК, несмотря на отличия в их образовании, объявлены разновидностью участков земельных. Водный кодекс Российской Федерации (далее - ВК) также исключил из состава самостоятельных объектов водные объекты, находящиеся в границах земельного участка. Не до конца решен вопрос регулирования использования земельного участка и расположенного под ним участка недр. Тем не менее можно сказать, что со времени принятия ЗК законодатель, внеся изменения в водное и лесное законодательство, содержание земельных отношений фактически расширил. Это, по сути, должно означать и расширение действия земельного законодательства. Хотя, как мы понимаем, общий принцип разграничения земельных, лесных, водных отношений, отношений по поводу использования недр в законодательстве остается в силе.

Отсутствуют пока что основания считать, что законодательство воспринимает в полной мере и идею, согласно которой отношения по поводу земельных участков следует рассматривать только как отношения по поводу недвижимости*(13). За этим логически должно следовать исключение отношений по поводу земельных участков из состава земельных отношений как предмета регулирования земельным законодательством. Дискуссии и развитие законодательного регулирования говорят о том, что многие вопросы этого круга еще не нашли однозначных ответов.

Так, отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками законодатель выделил в особый вид отношений. Согласно п. 3 ст. 3 ЗК имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Заметим, что в этом случае определение этих отношений как особого вида вполне оправдано. Это отношения по поводу использования конкретных объектов земельных отношений - земельных участков.

ЗК именовал данный вид отношений имущественными, имея в виду признание земельного участка недвижимым имуществом. Но, как представляется, признанием очерченного круга отношений по поводу земельных участков имущественными законодатель не имел в виду отказать данному кругу отношений в статусе отношений и земельных (в противном случае объяснения содержания не только ст. 3 ЗК, но и заложенных в Кодексе принципов регулирования отношений данного круга оказываются противоречивыми). Но при этом законодательством определено, что эти отношения являются предметом регулирования как земельным, так и гражданским законодательством.

Можно сказать, что различие во мнениях заключается в том, могут ли отношения по поду владения, пользования и распоряжения земельными участками быть одновременно предметом регулирования земельным и гражданским законодательствомили же эти отношения надлежит считать предметом регулирования одной отраслью законодательства.

Возражения при этом вызывает возможность включения имущественных по своему характеру земельных отношений в состав предмета регулирования законодательством земельным, поскольку все имущественные отношения - предмет регулирования гражданского законодательства*(14).

Обращаясь к этой дискуссии, хотелось бы заметить, что она является частью общего спора о способах правового воздействия на отношения по поводу земли, которые длятся уже давно и имеют свою историю. Смеем заметить, что для правоведов, специализирующихся в области земельно-правового регулирования, ценность земельного законодательства и права как самостоятельной отрасли заключалась в возможности его использования в качестве инструмента комплексного правового воздействия на избранный круг отношений*(15). В этой связи частноправовой характер взятых в отдельности норм о владении, пользовании и распоряжении земельных участков не вызывает сомнений, как и публично-правовой характер норм о государственном земельном контроле или кадастровом учете земельных участков*(16). Однако для достижения цели правового регулирования земельных отношений существенным оказывается не только характер норм, но и их взаимосвязь и совместное воздействие на конкретные отношения.

Данный подход определяет назначение закрепления в праве специальных частноправовых и публично-правовых норм об использовании земли, а также основания и степень их взаимодействия. При этом целью установления определенных правовых механизмов регулирования земельных отношений оказывается (как уже неоднократно говорилось) обеспечение при использовании земли в обществе баланса публичных и частных интересов.

В целом земельные отношения в целях определения правовых средств воздействия на них следует рассматривать как совокупность связанных между собой устоявшихся видов общественного взаимодействия, направленных на удовлетворение определенных потребностей и интересов посредством использования земли.

В то же время выбор направлений правового регулирования использования земли не в последней степени зависит от того, считает ли общество какие-то из существующих земельных отношений приоритетными или ценность всех видов использования земли считается равной. В этом смысле в основе правового регулирования земельных отношений может оказаться как признание приоритета имущественных земельных отношений, так и признание приоритета взглядов на землю как природный объект. Как мы пониманием, способы правового воздействия на земельные отношения в том и другом случае не будут одинаковыми. История нашей страны и иных государств содержит разные варианты решений. Многое при этом может зависеть от особенностей развития государства, от воли действующей государственной власти, от представлений общества о земельных отношениях.

Прежде чем обратиться к вопросу о возможных способах деления земельных отношений на виды, напомним, что за земельными отношениями признаны и собственные критерии определения их состава. Так, уже ранее замечено, что круг отношений, считающихся земельными, во многом зависит от той роли, которую играет в обществе земля. Кроме того, известно, что, выстраивая отношения по поводу земли, следует считаться с целым рядом особенностей этого материального явления, в том числе с тем, что это ограниченный в пространстве нерукотворный природный объект; что этот объект составляет основу существования всего живого на земле. Эти и другие свойства земли не могут не оказывать воздействия на формирование общественных земельных отношений.

Как считаем, все земельные отношения можно условно подразделить на две большие группы, тесно связанные между собой - отношения по поводу присвоения земли и отношения по поводу использования ее полезных свойств. Основная ценность земли для общества заключается именно в эксплуатации полезных свойств земли или предоставляемых землей благ. Но использование этих благ, распространение на землю тех или иных общественных интересов возможно преимущественно путем присвоения определенной земельной территории.

Таким образом, можно сделать несколько выводов о том, как видит современное право земельные отношения и какие сущностные свойства этих отношений оно намерено поощрять и защищать.

Земельные отношения - это отношения, обеспечивающие деятельность по удовлетворению совокупности человеческих потребностей и интересов, если для их реализации необходима земля.

Земельные отношения выстраиваются при сочетании общественных интересов и законных интересов граждан.

Осознанной общественной ценностью земли является то, что она составляет основу жизнедеятельности людей вообще и народов, проживающих на конкретной территории, в частности.

Отношения по поводу земли должны выстраиваться при сознании того, что земля как материальный объект, на который направлена человеческая деятельность,

сочетает в себе сущностные экологические качества, которые выражаются в признании земли природным объектом, а также экономические качества, выраженные в признании земли природным ресурсом и недвижимостью.

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают вопросы в разграничении предметов правового регулирования и определении, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и появляются проблемы отграничения земельного права от других отраслей права и определения его места в общей системе права России.

Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.

От государственного права земельное право отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов; выращивания лесополос; отведения земли под пашню и т.п.

Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное право отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращаются. Этим кругом земельных отношений являются те отношения, которые влияют на судьбу земли.

Например, недопустимо без разрешения уполномоченных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий уполномоченный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия (т.е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия указанного органа заканчиваются и он не вправе обязывать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.

Отграничение гражданского права от земельного права до принятия нового ГК РФ практически не вызывало особых затруднений и состояло в том, что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.

Закрепление в Конституции РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и т.д. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.

Однако если обычное имущество представляет собой материальные ценности, созданные человеческим трудом, то земля – естественно возникший объект природы и существует по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-правовому регулированию.

Включение земли в отношения собственности (сделки купли-продажи и т.п.) осложнили разграничение земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникают две группы отношений: земельные (касающиеся переоформления купленных земельных участков) и гражданские (возникающие при процедуре купли-продажи этих участков).

Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско- правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются земельно-правовые нормы.

Отличие финансового права от земельного права заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с нормами финансового права лишь в области, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих нерациональному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.

От экологического права земельное право отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли.

Если в предмет эколого-правового регулирования входят отношения, связанные с охраной вод, лесов, недр, дикой фауны и атмосферного воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК РФ лесные, водные отношения, а также отношения по использованию и охране недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, особо охраняемых территорий и объектов, объектов культурного наследия народов России регулируются специальным федеральным законодательством РФ и ее субъектов.

Земельно-правовые и эколого-правовые отношения тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга. Например, земли природоохранного назначения используются с соблюдением установленного природоохранного режима, а этот режим диктуется спецификой объектов, расположенных на данных землях: заказников, лесов, выполняющих природоохранные функции, памятников природы и т.п.

От аграрного права земельное право отлично тем, что предметом аграрного права являются производственные отношения, складывающиеся в сфере производства сельскохозяйственной продукции, как это утверждал М. И. Козырь , а земельно-правовое предписание направлено на создание надлежащих предпосылок для сельскохозяйственной эксплуатации угодий (предоставление земель в пользование, установление критериев рационального их использования, порядка выделения земельных участков для создания крестьянских хозяйств и т.д.).

Если объектом земельно-правовых отношений является только земля, то объектами аграрного права могут быть средства производства, сельскохозяйственные технологии и иные объекты, необходимые для нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия.

Вместе с тем объекты аграрного права отличны и от объектов гражданского права, поскольку первые, находясь в сфере сельскохозяйственного производства, связаны с использованием угодий. Взаимосвязь с землей влияет на юридический статус имущественных объектов. Например, мелиоративная стационарная система используется в режиме, продиктованном объективными законами природы (весенне-летний цикл работы, обеспечение режима почвенной влаги, подчиненность ритма работы фазам роста выращиваемой сельскохозяйственной продукции и т.п.).

Объекты аграрного права (техника, сельскохозяйственные сооружения, мелиоративные устройства и т.п.) являются элементами сельскохозяйственной технологии, правовое регулирование отношений которой в силу их специфики нуждается в наличии определенных норм аграрного права.

От трудового права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго – земельный распорядок.

Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется через трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно взаимосвязаны. Например, сельхозпредприятие обязано эффективно использовать свои угодья, повышая их плодородие и применяя природоохранные технологии, но эта цель может быть достигнута через надлежаще поставленную в данном хозяйстве дисциплину, применение стимулов и других мер воздействия, предусмотренных трудовым законодательством.

Трудовым правом предусмотрены меры ответственности за нарушение земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.

Однако такие меры не могут применять иные лица, кроме администрации предприятия, и процедура применения указанных мер воздействия является исключительно предметом трудового права.

  • Козырь М. И. Аграрное право России. Состояние, проблемы и тенденции развития. М., 2009.
Поделиться: