Правовые основы конституционного строя рф. Основные элементы конституционного строя российской федерации

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Основы конституционного строя

Конституционный строй – устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

Человек, его права и свободы как высшая ценность;

Народовластие;

Полнота суверенитета Российской Федерации;

Равноправие субъектов РФ;

Единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

Экономическая свобода как условие развития экономической системы;

Разделение властей;

Гарантии местного самоуправления;

Идеологическое многообразие;

Политический плюрализм (принцип многопартийности);

Приоритет закона;

Приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

Особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, – указывается в ст. 2 Конституции, – обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается в том, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем – либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа – характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство – это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов:

  • Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ - исполнительную власть;
  • федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) - судебную власть;
  • Президент РФ - глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура - органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества.

Принцип идеологического многообразия заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического (многообразия) подразумевает многопартийность.

Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции, составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации.

В содержание этого принципа входят два основных положения;

Положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Государственная власть и государственное устройство РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти.

Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Государственное устройство РФ

Государственное устройство является важнейшим элементом государства, представляющим собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.

Государственное устройство зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций, особенностей его политического режима и т.д.

Исторически сложились три основные формы государственного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – это цельное государство, части которого (департаменты, провинции, округа и т.д.) являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У них нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение – «центру» и местным представительным органам.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим институтом государства. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства – федераций и конфедераций. В наше время унитарное государство как явление также существует, но оно не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), мононациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями).

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать быстрому росту благосостояния граждан. Для унитарных государств характерна, как правило, высокая степень централизации государственной власти. В настоящее время унитарными государствами являются Беларусь, Франция, Дания, Швеция, Польша, Португалия и т.д.

Федерация – это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа и т.д.) обладают самостоятельностью, которая не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три «ветви») децентрализации и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относятся внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Федерация как форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII-XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно-демократических революций. Наиболее известным историческим примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (например, Российская Федерация).

Различают федерации, основанные по национальному, территориальному и смешанному (или национально-территориальному) принципам.

Федерации, основанные по национальному принципу, как правило, являются непрочными, поскольку преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а разделить население, подорвать государственную общность. Государства, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (например, СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (например, Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

Территориальный подход (например, в США, Австралии) способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции.
В государственном устройстве Российской Федерации преобладает смешанный подход, что связано с историческими и политическими особенностями развития нашей государственности.

Главное различие между федерацией и унитарным государством заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государство подобные образования или даже государства – субъекты федерации.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Она возникает, как правило, на недолгий срок для решения каких-либо целей внешней и внутренней политики. Конфедерация редко имеет собственные органы управления, чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы. Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Считается, что конфедерация – это переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на непродолжительное время. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Необходимо отметить различие между федерацией и конфедерацией. Оно заключается в том, что федерация – это форма территориального устройства государства, а конфедерация – форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие не всегда просто. Например, официальное название швейцарского государства – Швейцарская Конфедерация, но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство.

Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы, например, парламент, правительство, верховный суд. Однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации не действуют непосредственно на территориях государств-субъектов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и отклонять. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов.

Государственные символы России

Государственные символы России - установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства - Российской Федерации.

В 1993 году была принята Конституция России - Основной закон нашей страны.

Отдельная статья Конституции посвящена государственным символам: в ней говорится, что Россия имеет свои герб, флаг и гимн, и устанавливается, что эти три символа должны быть утверждены специальными федеральными конституционными законами.

25 декабря 2000 года вступили в силу федеральные конституционные законы России «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и «О Государственном гимне Российской Федерации».

Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: Широко распространено изображение Е. Ухналёва. И хотя эта иллюстрация прилагается к закону, она не является обязательным эталоном. Каждый художник может создавать собственный рисунок по официальному описанию.

«…четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос:

верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение длины флага к его ширине 2:3. Российский флаг родился вместе с первыми российскими военными кораблями и до XIX века оставался принадлежностью главным образом флотской культуры.

Начало применения российского бело-сине-красного флага на суше связано с географическими открытиями русских мореплавателей, то XIX века русские моряки водружали на берегу присоединенной земли памятный крест. Но в 1806 году появилась новая традиция. Русская экспедиция обследовала побережье Южного Сахалина и подняла на берегу два флага. Андреевский флаг отмечал заслугу военного флота, государственный бело-сине-красный флаг - новое владение России.

Распространение государственного бело-сине-красного флага было заторможено в 1858 году, когда Гербовое отделение Департамента герольдии Правительствующего Сената выступило с инициативой изменения российского государственного флага.

В течение почти полутора столетий флаг нашей страны многократно изменялся. В ноябре 1990 года правительственная комиссия по разработке новой государственной символики решила проблему флага быстро и почти без разногласий: Россия имела бело-сине-красный флаг с более чем 300-летней историей, и этот флаг должен был вернуться.

25 декабря 2000 года, накануне нового века и нового тысячелетия, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.

Например, в законе сказано, что Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Конституционный строй – это определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Элементы конституционного строя РФ:

1) рес­публиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти - многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

9) организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – это главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет госу­дарства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними мест­ного самоуправления.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) со­циальный характер РФ (т. е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ дея­тельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9) разделение вла­стей;

10) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).


7. Конституционные основы организации государственной власти в Российской Федерации. Разделение властей.

РФ - правовое государство.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы МП и М договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если М договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила М договора.

РФ - демократическое государство.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который, сохраняя исторически сложившееся гос единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ.

Суверенитет РФ как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю её территорию, закреплён Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя. Суверенитет, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность гос власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в М общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий её КП статус.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и ОМС. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ.

Гос власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Гос власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы этих ветвей власти самостоятельны.

Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

РФ - федеративное государство.

Федеративное устройство РФ основано на её гос целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

РФ состоит из республик, краёв, областей, ГФЗ, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов.

Во взаимоотношениях с фед органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос власти. Разграничение полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией, другими договорами о разграничении полномочий. Также в РФ признается МСУ, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративное устройство РФ обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Гос Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в РФ - прямое представительство населения и представительство субъектов РФ. Различна их компетенция.

РФ - государство с республиканской (смешанной) формой правления.

Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избир права при тайном голосовании. Президент РФ назначает с согласия Гос Думы Председателя Правительства РФ.

Федеральное собрание - парламент РФ - является представительным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из 2 палат - Совета Федерации и Гос Думы. В Совет Федерации входят 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос власти. Гос Дума избирается сроком на 5 лет.

Система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных фед средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Президент РФ, являясь главой государства, фактически и юридически «присутствует» во всех властях. Глава государства издает нормативные указы, которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство РФ.

Президент РФ не является главой исполнительной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему гос механизму.

Судебная власть включает в себя суды РФ. КС, ВС имеют право законодательной инициативы. Они в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие фед органы гос власти. В системе разделения властей на фед уровне особое место принадлежит КС РФ. КС разрешает дела о соответствии Конституции ФЗ, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между фед органами гос власти, дает толкование Конституции.


8. Конституционные основы идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

Конституция РФ не закрепляет полит систему общества, исходя из того, что эта система создаётся инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции закрепляет идеологическое и полит многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т.п.

Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.

На идеологическом многообразии основывается многообразие полит, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической полит деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит полит партиям и иным общественным объединениям, преследующим полит цели. Статус различных видов общественных объединений закреплён в ФЗ Об общественных объединениях, других законах и ПА.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит полит партиям. Основная цель деятельности полит партии - борьба за власть и участие в осуществлении публичной власти на различных уровнях. В настоящее время полит партия МБ создана при наличии в её составе не менее 500 человек.

Идеологическая нейтральность гос структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных полит сил со своей идеологией. В этом случае ДЛ законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком». Однако это не должно вести к исключению из жизни других идеологий. В то же время негос учебные заведения (например, религиозные) и СМИ сохраняют право пропагандировать только свою идеологию., Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия является. политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ.

Многопартийность , - свобода образования и деятельности политических партий.

Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением полит плюрализма). Государство оказывает полит партиям поддержку, в ТЧ финансовую. Государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя некоституционным, насильственным путём Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание соц, расовой, нац и религ розни.


9. Понятие и принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Правовой (юридический) статус личности - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

Принципы :

1. равноправия - каждому члену общества государство гарантирует равные права и свободы, требует выполнения равных обязанностей и обеспечивает возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных основаниях. Равенство конст. прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д., равноправие мужчины и женщины. Равенство всех перед судом означает: наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому справедливое и гласное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора; процессуальное равенство сторон. Предоставление отдельных прав и льгот для соц. незащищенных слоев общ-ва не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости;

2. непосредственное действие прав и свобод . Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этот принцип тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия, что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами;

3. неотчуждаемость основных прав и свобод . КРФ признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что они не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации;

4. недопустимость произвольного ограничения прав и свобод . В РФ запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения. На недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Фед. Собранием.

5. осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц . Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, т.к. это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей, предотвратить возможные нарушения прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны др. лиц;

6. гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами;

7. приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяется международный договор. В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля их соблюдения. Важней-шими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Ген.Ассамблеей ООН 10.12.48г.

10. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

Гражданство - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На человека распространяется суверенная власть в пределах и за пределами государства. Человек обладает совокупностью прав и обязанностей, установленных законом, и может пользоваться защитой государства. Гражданство юридически оформляется.

В РФ есть Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (ноябрь 1991 г.)

Принципы:

1) единство гражданства, согласно которому гражданин республики в составе РФ является одновременно гражданином России;

2.) равенство гражданства независимо от оснований и времени приобретения;

3) доступность гражданства, основанная на том, что каждый человек, включая иностранцев и апатридов, обладает правом на гражданство, а РФ устанавливает сравнительно простой и нетрудный, демократический способ приобретения гражданства;

4) свободный характер гражданства, поскольку по закону допускается двойное гражданство и закрепляется право на изменение гражданства;

5) неотъемлемость гражданства, базирующаяся, прежде всего, на признании недопустимости лишения гражданина РФ его гражданства, на сохранении гражданства РФ за теми, кто проживает за ее пределами и др.;

6) признание недопустимости высылки гражданина РФ за ее пределы, выдачи его другому государству и ответственности РФ перед своими гражданами за их защиту и покровительство за пределами России;

7) приоритет принципов и норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

8) Отрицание автоматического изменения гражданства Российской Федерации при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом.

9) Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

10) Законодательство Российской Федерации о гражданстве вводит институт почетного гражданства. Оно может быть предоставлено Президентом Российской Федерации лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.

Основания для приобретения гражданства РФ:

1) в результате его признания (ст. 13);

2) по рождению (ст. 14-17);

3) в порядке регистрации(ст. 18);

4) в результате приема в гражданство (ст. 19);

5) в результате восстановления в гражданстве (ст. 20);

6) путем выбора гражданства при изменении границ РФ (ст. 21);

7) иные основания (усыновление, опекунство, почетное гражданство и др.) (ст. 25-31).

Основания для прекращения гражданства (как правило, добровольные):

1) вследствие выхода из гражданства РФ (ст. 23);

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24);

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении границ РФ и др. (ст. 21);

4) по иным основаниям, связанным, например, с прекращением гражданства детей и не-дееспособных (ст. 25-31).


Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.
Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.
Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:
признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;
демократический характер государства;
правовой характер государства;
социальный характер государства;
федеративная форма государственного устройства;
республиканская форма правления;
признание частной собственности, равенство всех форм собственности;
суверенитет;
единое экономическое пространство.
Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основами конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, которые не соответствуют основам конституционного строя. Например, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.
Политические и духовные основы конституционного строя.
Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.
Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.
Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.
Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.
Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.
Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.
Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.
Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

Еще по теме 5.3. Основы конституционного строя:

  1. РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. §1. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации
  3. РАЗДЕЛ II.ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ИСВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  4. §2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993)? (Извлечение) Раздел I. 5.1.1.9.1 Глава 1. Основы конституционного строя

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, государства и общества. Сегодня в России государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического устройства общества, основы экономической системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений других глав Конституции. Содержание некоторых основ выражено не в одной, а в нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким образом, формируется как конституционное государство, ограничивающее себя рамками Основного закона.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

    человек, его права и свободы как высшая ценность;

    народовластие;

    полнота суверенитета Российской Федерации;

    равноправие субъектов РФ;

    единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

    экономическая свобода как условие развития экономической системы;

    разделение властей;

    гарантии местного самоуправления;

    идеологическое многообразие;

    политический плюрализм (принцип многопартийности);

    приоритет закона;

    приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

    особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, Конституция тем самым определяет порядок взаимоотношений государства и личности. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2 Конституции, - обязанность государства». Этот принцип является основополагающим при установлении правового статуса человека и гражданина в нормах гл. 2 Конституции РФ. а также свидетельствует о возможности формирования правового государства.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Сущность принципа народовластия заключается втом, что народ осуществляет власть непосредственно, путем референдума и свободных выборов, а также через избираемые представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Демократия защищена конституционным запретом присваивать власть в Российской Федерации кем- либо. Захват власти или присвоение властных полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 3 преследуется по федеральному закону.

Полнота суверенитета Российской Федерации составляет основу государственности нашей страны. Содержание этого принципа - характеристики российской государственности: верховенство государственной власти, се единство, независимость в отношениях с другими государствами. Несмотря на федеративное устройство России, она является целостным государством, а Конституция и федеральные законы действуют на всей территории государства. Нормы ст. 4, закрепляющей рассматриваемый принцип, составляют наряду со следующим принципом основу для положений гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции.

Равноправие субъектов РФ впервые закреплено действующей Конституцией. Часть 1 ст. 5 дает полный перечень видов субъектов РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Основой равноправия субъектов РФ является конституционно закрепленное равенство их во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Вместе с тем это положение является программным. Фактического равенства субъекты РФ не достигли, о чем свидетельствует процесс заключения двусторонних договоров о разграничении полномочий между значительной частью субъектов РФ и федеральными органами государственной власти.

Гражданство - это особая политико-правовая связь между личностью и государством, характеризующаяся установлением взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство является основополагающим элементом правового статуса личности. В полном объеме правами и свободами на территории государства пользуются лишь его граждане. Конституция РФ в ст. 6 провозглашает единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения. Впервые установлен конституционный запрет на лишение гражданина российскою гражданства, равно как и запрет на лишение его права изменить российское гражданство на гражданство иного государства.

Рыночные отношения могут развиваться лишь в условиях экономической свободы и равенства всех форм собственности. Статьи 8 и 9 Конституции устанавливают гарантию единообразного гражданско-правового регулирования на всей территории РФ. Это выражается в единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности. Государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе на землю. При этом земля и другие природные ресурсы рассматриваются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Разделение властей характеризует Россию как вступившую в период формирования демократического правового государства. Целью разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную - является избежание произвола в деятельности органов государственной власти, разделение между ними полномочий таким образом, чтобы они своей деятельностью создавали наиболее благоприятные условия для реализации гражданами собственных прав, свобод и исполнения обязанностей. Провозглашение этого принципа в ст. 10 Конституции также является программным, поскольку существует еще два вида органов государственной власти: Президент и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 11 государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды Российской Федерации. Статья 129 Конституции устанавливает, что прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему, не указывая места этого органа в системе разделения властей.

Таким образом, в соответствии с действующей Конституцией образованы следующие виды государственных органов: Федеральное Собрание РФ, олицетворяющее законодательную власть; Правительство РФ - исполнительную власть; федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды) - судебную власть; Президент РФ - глава государства, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80); прокуратура - органы надзора.

Важным принципом формирования правового государства является установление гарантии местного самоуправлении. Конституция не закрепляет системы и видов органов местного самоуправления, так как они не входят в систему органов государственной власти, но указывает (в ст. 12) на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Нормы ст. 13 Конституции устанавливают два принципа, определяющих формирование и развитие политической системы российского общества. Принцип идеологического многообразия заключается втом, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принцип политического плюрализма (политического многообразия) подразумевает многопартийность. Особенностью реализации этих принципов является конституционно гарантированное равенство всех общественных объединений перед законом. Часть 5 ст. 13 Конституции устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Россия - конституционное государство, где Конституция как Основной закон обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие, т. е. применяется судами при отправлении правосудия и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Основным в проявлении принципа приоритета закона является конституционное обязыванис всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 3 ст. 15). Содержание этого принципа дополняется конституционной гарантией, устанавливающей правовые рамки для государства, заинтересованного в соблюдении законов, так как именно оно и является законодателем: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15).

Принцип приоритета норм международного права и международных договоров России перед национальным правом характеризует положение Российской Федерации в международном сообществе государств. Являясь участницей ООН, Совета Европы, других международных организаций, Россия несет обязательства, вытекающие из решений, принимаемых этими организациями. Заключая договоры с другими государствами, Россия принимает на себя обязательство выполнять их условия. В состав российского национального права все эти нормы включаются только после ратификации указанных актов Государственной Думой. Часть 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Гарантией реализации этого принципа является конституционно закрепленное требование: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Особый порядок изменения положении Конституции, составляющих основы конституционного строя России, выступает как основополагающий принцип, обеспечивающий не только стабильность Основного закона, но и незыблемость государственного строя Российской Федерации. В содержание этого принципа входят два основных положения;

положения гл. 1 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации

Основы Конституции Российской Федерации

Правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом, главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ представляет собой основной действующий правовой акт государства, закрепляющий основы конституционного строя РФ, а также непосредственно государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, образование трех ветвей органов власти и системы местного управления. Конституция России состоит из Преамбулы, где закреплены гуманистические и демократические ценности государства и 2х разделов, определяющих основы общественной, политической, экономической, правовой социальной систем в России, фиксирующие основные права и свободы личности, федеральное устройство государства и порядок внесения правок и изменений в высший нормативно-правовой акт страны.

Основы конституционного строя РФ

Для начала следует пояснить, основы конституционного строя Российской Федерации установлены статьями 1-16 главы 1 Конституции РФ. Конституционный строй России являет собой систему политико-правовых, экономических и социальных отношений, которые не только устанавливаются, но и строго охраняются действующей Конституцией. Среди важных признаков конституционного строя можно выделить:

    народный суверенитет,

    нерушимость общепризнанных прав и свобод человека,

    разделение власти. \

Принципы конституционного строя РФ

В соответствии с нормативно-правовым актом основы конституционного строя РФ – есть система принципов, охватывающих все сферы общественной жизни общества и государства в целом – социально-экономическую, политико-правовую, культурно-идеологическую, международную и иную. Рассмотрим на наиболее важных принципах конституционного строя России:

    Политико-правовая сфера:

    принцип народовластия (статья 2) – выборная система избрания верховной государственной власти и местного самоуправления на определенный срок;

    принцип приоритета прав и свобод человека (статья 2) является основным предметом обеспечения и защиты конституционного строя;

    принцип правового характера государства (статья 1) - государ¬ство самоограничивает себя дейст¬вующими в нем правовыми норма¬ми, данным нормам обязаны подчиняться все без исключения должностные лица, государствен¬ные органы, общественные организации и граждане;

    принцип республиканизма (статья 1) – наше государство представляет собой смешанную республику, одновременно обладая признаками парламентской и президентской республики.

    принцип федерализма (статья 1) – устанавливает форму демократизации управления государством; принцип разделения власти (статья 10) - на основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную; принцип местного самоуправления (статья 12);

    принцип отделения религии от государства (статья 14).

    Социально-экономическая сфера:

    принцип многообразия и равенства форм собственности (статья 8,9);

    принцип единого экономического пространства (статья 8);

    принцип социальной направленности политики государства (статья 7) - главной задачей государства определено достижение высокого общественного прогресса, при котором характеризуется рост благосостояния граждан, в том числе, улучшения их жизни, удовлетворение их духовных и материальных потребностей.

    Культурно-идеологическая сфера :

    принцип идеологического плюрализма (статья 13);

    принцип отделения идеологии от государства (статья 13);

    принцип равенства религии и религиозных объединений (статья 14).

    Международная сфера:

    принцип приоритета правил международных договоров РФ над внутренними законами (статья 15);

    принцип открытости российской правовой системы (статья 15).

Таким образом, правовая основа Конституции РФ заключает в себе понятие о том, что современная Россия строится как правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления. При этом, главнейшей обязанностью государства признается соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный строй – это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.

Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный ха­рактер данного государства.

Основами конституиирнного строя согласно Конституции РФ являются:

признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

демократический характер государства;

правовой характер государства;

социальный характер государства;

федеративная форма государственного устройства;

республиканская форма правления;

признание частной собственности, равенство всех форм собст­венности;

суверенитет;

единое экономическое пространство.

Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основа­ми конституционного строя. Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, ко­торые не соответствуют основам конституционного строя. На­пример, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.

Политические и духовные основы конституционного строя.

Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократия – это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ.

Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.

Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа.

Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства.

Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско – парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.

Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.

Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

1. Основные права человека делятся на три большие группы:

Личные права;

Политические права;

Экономические, социальные и культурные права.

Личные права определяют статус человека как биосоциального

организма. К ним относятся: У право на жизнь;

Право на достоинство;

Право на свободу;

Право на личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность жилища;

Право на выбор места жительства и свободное передвижение;

Право на пользование родным языком и определение нацио­нальности;

Право на информацию и защиту информации;

Право на свободу совести; I право на свободу мысли и слова;

Право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности - государства. Как правило, политиче­скими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права челове­ка принадлежат всем лицам, проживающим в данном государст­ве, права гражданина-его гражданам).

Основные политические права человека и гражданина в России:

Право на объединение;

Право на проведение собраний, митингов и демонстраций;

Право участвовать в управлении государством;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления;

Иные политические права.

Экономические, социальные и культурные права определяют ста­тус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа осно­вополагающих экономических, социальных и культурных прав:

Право частной собственности;

Право на свободное предпринимательство;

Право на труд;

Право на отдых;

Право на образование;

Право на забастовку;

Право на жилище;

Право на медицинское обслуживание;

Право на социальное обеспечение;

Право на поддержку в старости;

Право на участие в культурной жизни;

Право на свободу творчества.

Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приве­денной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет дру­гих прав, не названных в Конституции.

5.5. Конституционные обязанности человека и гражданина

Наряду с субъективными правами - мерами возможного пове­дения существуют и обязанности - меры должного поведения человека в обществе. Обязанности необходимы для поддержа­ния жизнеспособности государства и порядка в нем.

Основные обязанности человека и гражданина в России: Обязанности граждан РФ

1. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы страны. Эта норма как самостоятельная в Конституции не сформулирована, но она вытекает из смысла и содержания Основного Закона страны и касается любого лица, находящегося на ее территории. Если в стране не будут соблюдаться законы и существовать режим законности, то все провозглашенные права и свободы останутся пустыми декларациями.

2. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Содержанием ее является необходимость финансирования государства. Налоги и сборы позволяют создать механизм перераспределения доходов людей от более обеспеченных к менее обеспеченным.

Налоги и сборы формируют государственный бюджет, за счет которого и живет страна.

3. Обязанность по охране природы и окружающей среды (ст. 58). Природа и окружающая среда - сфера обитания человека. Если ее не сохранить или нарушить баланс, то встает вопрос о сохранении человека как биологического вида. Следовательно, выполнение этой обязанности каждым - вопрос выживания человечества и каждого отдельного человека.

4. Обязанность защиты Отечества и несение военной службы (ст. 59). Несмотря на то, что эти обязанности содержатся в одной статье Конституции, их объем и субъекты различны. Защита Отечества - это долг каждого гражданина, необходимость его выполнения наступает в экстремальной ситуации - в случае вооруженной агрессии против России. Что же касается военной службы, то обязанность по ее несению касается только лиц мужского пола, достигших 18 лет, на условиях либо профессиональной, либо срочной службы. Действующее законодательство предусматривает и службу в запасе.

По мотивам противоречия воинской службы убеждениям и вере она может быть заменена альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

5. Обязанность получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43). В Российской Федерации оно установлено в объеме 9 классов. Особенность этой обязанности состоит в том, что возложена она на родителей либо лиц, их заменяющих, поскольку в том возрасте, в котором ребенок идет в школу, он еще не может осознать необходимость получения образования.

6. Обязанность по сохранению исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44). Смысл этой нормы состоит в осознании человеком себя как личности, а формирование качеств личности напрямую зависит от уровня культуры и образования, который, в свою очередь, является результатом исторического процесса. Существование любой нации, любого народа невозможно без бережного отношения к его истории и культуре.

Исходя из анализа вышеперечисленных обязанностей видно, что они защищают не только интересы государства, но и всего общества в целом и его отдельных индивидов.

Некоторые права одновременно являются и обязанностью (напри­мер забота о детях, посещение начальной и средней школы).

Поделиться: