Что проверяет роспотребнадзор и как сделать проверку взаимно вежливой. Плановые и внеплановые проверки Роспотребнадзора: порядок и особенности проведения Как проходит проверка роспотребнадзора

(673 Голосов)

Что и как проверяет Роспотребнадзор

*Примечание

Эта статья была написана довольно давно, более пяти лет назад. Тем не менее она во многом сохраняет свою актуальность.

Однако жизнь течет, и начиная с осени 2017 года произошли некоторые изменения в предмете плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Речь идет о внедрении проверочных листов (списков контрольных вопросов). Подробнее ознакомится с ними можно

Что такое Роспотребнадзор и каковы его функции?

С июня 2004 года, в рамках проводимой административной реформы, была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор). К ней перешли полномочия ранее существовавшей Госторгинспекции и органов Госсанэпидемнадзора. Таким образом, его полномочия распространяются на сферы торговли, общественного питания, здравоохранения, гигиены и санитарии.

Эта служба имеет следующие полномочия:

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

Государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

Контроль за соблюдением правил продажи отдельных (предусмотренных законодательством) видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

Какие виды проверок бывают и как они проводятся.

Мероприятия по проверкам хозяйствующих субъектов могут быть плановыми и внеплановыми. При этом они могут осуществляться комплексно с другими контролирующими органами (Госстандарта, ФНС, Госпожнадзора, Госветнадзора) с целью выявления нарушений, входящих в компетенцию других контролирующих органов.

Сначала о приятном. В течение трех лет с начала регистрации фирму не беспокоят, и только по истечении этого срока, в соответствии с №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля надзора и муниципального контроля" включают ее в график, заранее согласованный с прокуратурой, контрольных мероприятий. Информация об объектах проверки в которой перечисляются субъекты, подлежащие проверке, а также цель, основание, дата и сроки проведения плановой проверки, должна быть доведена до их сведения посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа http://inspect.rospotrebnadzor.ru, либо через СМИ.

О предстоящей плановой проверке ревизоры должны предупредить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Делают это путем направления копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя контролирующего органа.

Общий срок любой такой проверки не может превышать 20 рабочих дней. А в исключительных случаях контролеры могут продлить ревизию еще на 20 рабочих дней.

Кстати, имейте в виду: если проверяемая торговая фирма – малое предприятие, то выездная проверка не может длиться более 50 часов в год.

Внеплановые проверки .

С 2015 года произошли изменения в части уведомления о предстоящей внеплановой проверке. Подробнее читайте .

Основанием для проведения такой проверки служат:

Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Обращение и заявление граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, по вопросам относящихся к компетенции Роспотребнадзора;

Причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

О внеплановой проверке чиновники обязаны уведомить фирму не менее чем за 24 часа до ее начала. Правда, только в том случае, если проверка не вызвана информацией о деятельности, связанной с угрозой жизни и здоровью граждан, животных и растений, а также если предмет проверки – несоблюдение законодательства о защите конкуренции.

Внеплановую проверку также требуется согласовать с прокуратурой, за исключением случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, в этом случае прокуратура уведомляется о проведенном мероприятии в течение суток.

Когда к вам приходят с подобной проверкой первое, что необходимо сделать, - это попросить предъявить служебное удостоверение всех участников проверки и распоряжение (приказ) о проведении проверки. Это главный документ на начальном этапе проверки, поэтому стоит более подробно рассказать о его содержании. В распоряжении должны присутствовать:

ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

Наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

Цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

Правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

Сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

Перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;

Перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

Даты начала и окончания проведения проверки.

При отсутствии данных документов вы имеете право отказать контролерам в доступе на территорию предприятия.

Кроме того, проверьте, кто именно указан в распоряжении в качестве проверяющего? Тот же сотрудник, который пришел? Дело в том, что проверку может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в документе.

Что обычно интересует санитарных врачей?

При проверке проводятся:

Визуальный осмотр объекта надзора в целях оценки соответствия объекта обязательным требованиям;

Анализ документов;

Анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.

Ниже мы рассмотрим основные нарушения фиксируемые при проверках различных видов деятельности.

Помимо всего прочего, фирма должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими сохранность качества и безопасность товаров при их хранении и реализации, соблюдать надлежащие условия торговли, а также официально изданные санитарные нормы и правила.

Все проверочные мероприятия контролирующих органов юридические лица и частные предприниматели обязаны фиксировать в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. В указанном журнале следует произвести запись о проведенном мероприятии, которая должна содержать сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях. Должны быть также указаны фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и проставлена его (их) подпись.

При этом в фиксации проверки в первую очередь заинтересован руководитель организации, например, в случае, когда надо доказать, что проверка на предприятии уже была осуществлена.

Какие документы оформляются по результатам проведенных проверок?

По окончании проверки представители Роспотребнадзора составляют акт по результатам мероприятия по контролю в 2-х экземплярах. Один экземпляр остается у контролирующих лиц, а другой передается проверяемому лицу. В нем указывается:

Дата, время и место составления акта проверки;

Наименование органа государственного контроля (надзора);

Дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;

ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

Наименование проверяемого юридического лица или ФИО, а также ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки;

Дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

Сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

Сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (индивидуального предпринимателя) указанного журнала;

Подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К данному акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц Роспотребнадзора, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

В зависимости от выявленных проверяющими лицами фактов нарушений санитарного законодательства, может быть составлен протокол о привлечении лиц к административной ответственности. Размер административного штрафа во многом будет зависеть от того, кто признан виновным: фирма, ее должностные лица или сотрудники фирмы. При этом штраф в отношении юридического лица (учреждения, организации, предприятия) по административному законодательству превышает размер штрафа, налагаемого на физическое лицо (продавца, товароведа, частного предпринимателя и др.).

Теперь несколько слов о наиболее распространенных нарушениях, фиксируемых санитарными врачами при проверках.

Салоны красоты, парикмахерские

Основными нарушениями являются недостаточность площадей на одно рабочее место, совмещение помещений по оказанию различных видов услуг. Как правило, нет изолированной системы вентиляции, особенно в помещениях, расположенных на первых этажах жилых зданий

Неудовлетворительно проводятся работы по подготовке маникюрного и парикмахерского инструментария, т.е. не проводится предстерилизационная обработка маникюрного инструментария и нарушается его стерильность, не соблюдаются требования к дезинфекционной обработке парикмахерского инструментария.

Отсутствует документация на дезинфекционные и косметические средства.

Отсутствует в достаточном количестве раздельный уборочный инвентарь.

Нерегулярно ведется журнал учета дезинфекционных средств.

На емкостях для дезинфекционных средств отсутствуют даты разведения и процентный состав.

Чистое белье для клиентов хранится с нарушениями санитарных норм.

Недостаточное количество наборов инструментов для проведения маникюра и педикюра (в наличии по одному набору вместо 3 необходимых)

Использованные инструменты не подвергаются должной дезинфекции и предстерилизационной обработке, а помещаются сразу в стерилизатор.

Отсутствует аптечка анти-ВИЧ.

Отсутствует информация о правилах использования аппарата для загара, а также о периодичности замены ламп в аппаратах.

Не представлен отчет по программе производственного контроля (отсутствуют протоколы исследований в соответствии с графиком, из делается вывод, что программа производственного контроля на предприятии не выполняется).

Не предоставляются данные о прохождении работниками медицинских осмотров и аттестации по программе санитарного минимума.

Отсутствуют педикулицидные средства.

Отсутствуют помещения для хранения мусора и волос, для хранения люминесцентных ламп.

Не предоставляются уведомления о начале и перемене места фактического осуществления деятельности.

Медицинские учреждения

При предоставлении платных медицинских услуг (стоматологии) в договорах, заключаемых с потребителями, не отражены сроки получения медицинских услуг, гарантийные сроки, права потребителя и порядок расчета. Отсутствует информация об обязанностях и об ответственности сторон.

На информационном стенде отсутствует информация о квалификации и сертификации специалиста, оказывающего платные медицинские услуги.

В стоматологических учреждениях отмечаются нарушения санитарно-противоэпидемического режима, обработки стоматологического инструментария и расходных материалов (к примеру, наконечники на стоматологическую установку стерилизуют химическим методом способом протирания, без использования специального парового стерилизатора).

Не осуществляется дезинфекция слепков, протезов, слюноотсасывающих систем, не организована дезинфекция медицинского инструментария на рабочих местах. Выбор концентрации дезинфицирующих средств проводится с нарушением методики. Нарушаются требования санитарного законодательства в части использования бактерицидного оборудования.

В санузле не предусмотрена автономная система вытяжной вентиляции.

Не созданы условия для соблюдения личной гигиены сотрудников (к примеру, отсутствуют отдельные двухсекционные закрывающиеся шкафы для раздельного хранения домашней и рабочей одежды медицинским персоналом)

Не полностью укомплектована ВИЧ – аптечка,

Медицинские инструменты одноразового использования перед утилизацией не подвергаются дезинфекции;

Отсутствуют промаркированные емкости для обработки стен, рабочих поверхностей.

Не соответствие площади и отделки помещений стоматологических кабинетов.

На реализуемые сопутствующие товары (средства по уходу за полостью рта) не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников.

К работам с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих) привлекается персонал, не прошедший инструктаж.

Не проводится индивидуальный дозиметрический контроль персонала, не заполнены карточки учета индивидуальных доз.

Примеры практических результатов проверок сотрудниками Роспотребнадзора можно посмотреть .

Аптечные учреждения

Не соблюдаются требования к микроклимату в помещениях (температурно-влажностный режим), к организации стирки и смены спецодежды, несоблюдение условий и сроков хранения лекарственных средств, а также порядка проведения периодических и предварительных медосмотров персонала.

Не соблюдаются условия и сроки реализации продукции.

Не соблюдается температурный режим хранения термолабильных препаратов.

Не предоставляется потребителю полной информации, например, о составе лекарственного препарата, показаниях к его применению, противопоказаниях, побочных эффектах и цене.

Примеры практических результатов проверок сотрудниками Роспотребнадзора можно посмотреть .

Организации о бщественного питания

Несоответствие площадей организации реализуемому ассортименту.

Нарушены требования к вентиляции (к примеру, вентиляция от механической локальной вытяжки соединена с вентиляцией жилого дома).

Нарушение поточности технологического процесса (допускается пересечение готовой и сырой продукции, чистой посуды и грязной тары).

К работе допускается персонал, не прошедший медицинский осмотр,

Не промаркирован разделочный инвентарь, отсутствует необходимый уборочный инвентарь, отсутствует персонал для мытья помещений.

Среди наиболее распространенных нарушений технологии приготовления продукции – повторная заморозка мяса, несоблюдение сроков хранения полуфабрикатов (овощи пассированные, мясо отварное), несоблюдение режима обработки яиц и приготовления яичной массы.

Не проводится своевременно бракераж всех приготовляемых блюд и полуфабрикатов.

Допускается прием и использование продукции без маркировки, с истекшим сроком годности, без документов, подтверждающих качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов (к примеру, ветеринарные свидетельства на сырые мясо и рыбу).

Используется оборудование, не имеющее гигиенических покрытий, легко поддающихся санитарной обработке.

Продукция маркируется будущей датой.

Не организован производственный и лабораторный контроль за выпускаемой продукцией.

Примеры практических результатов проверок сотрудниками Роспотребнадзора можно посмотреть .

Организации розничной торговли

Неудовлетворительное санитарно-техническое состояние помещений.

В складских помещениях отсутствуют измерительные приборы для осуществления контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции;

Осуществляется складирование пищевых продуктов вне складских помещений.

Не обеспечивается в полном объеме проведение мероприятий по дезинсекции и дератизации.

Не организован производственный контроль в соответствии с разработанной программой производственного контроля, не представлены протоколы лабораторно-инструментальных исследований, не соблюдается объем и кратность лабораторных исследований.

В продаже и на хранении находится продукция без соответствующей маркировки и информации, в т. ч. на русском языке, с неполной маркировкой, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за вес или единицу товара, подписи материально-ответственного лица, даты оформления ценника.

Примеры практических результатов проверок сотрудниками Роспотребнадзора можно посмотреть .

Узнать будет ли в этом году проверена Роспотребнадзором ваша организация вы можете

Роспотребнадзор является контролирующим государственным органом, основной функциональной обязанностью которого является защита прав потребителей продукции и получателей услуг, а также надзор за санитарным и эпидемиологическим благополучием всех проживающих на территории государства граждан.

Что входит в обязанности организации

Атрибуты Роспотребнадзора

Основными элементами функциональных возможностей службы являются:

  • осуществление надзора технологической и производственной деятельности частных и государственных организаций;
  • выдача заключений и разрешительной документации санитарно-эпидемиологического характера, оформленной на основании результатов проведённых проверок;
  • контроль соблюдения нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на защиту потребительских прав;
  • аттестация работников, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, хранения, реализации и транспортировки продуктов питания и воды;
  • сбор, учёт, составление статистики социально-гигиенических производственных параметров.

Кому грозит проверка

В своей деятельности контролирующий орган регламентируется законодательными нормами, в соответствии с которыми проверке могут быть подвергнуты субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в любой организационно-правовой форме.

Однако, с большей вероятностью можно ожидать представителей Роспотребнадзора в организациях, имеющих непосредственное отношение к оказанию бытовых услуг, продаже лекарственных препаратов и продуктов питания.

Статистика нарушений в потребительской сфере

На особом учёте в ведомстве находятся медицинские учреждения, а также дошкольные и школьные заведения.

Алгоритм проведения проверки

Перед тем как допустить специалиста контролирующего органа к проверке, представитель компании должен потребовать у сотрудника Роспотребнадзора удостоверение личности и распоряжение руководства ведомства о проведении проверки. В документе должна быть отражена информация о проверяемом объекте, сроках мероприятия и о данных, направляемого для осуществления мероприятия, инспектора.

Нюансы, касающиеся сроков проведения проверок

Сроки проведения мероприятия не должны превышать 20 дней.

Увеличение параметра может быть только по документально оформленному решению руководства ведомства в ситуациях злостного нарушения законодательства.

Документация, которую следует подготовить к проверке

Руководитель предприятия, получив уведомление о планируемой проверке, заранее должен привести в соответствие и подготовить документы для Роспотребнадзора:

  • учредительную и регистрационную документацию;
  • свидетельство о праве владения предметом недвижимости, в котором осуществляется деятельность или договор на его аренду;
  • подтверждающая документация о наличии договорных отношений с компаниями, берущими на себя ответственность по вывозу мусора, а также за дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы;
  • трудовые книжки;
  • договора, заключённые с работниками о трудовом найме;
  • медицинские книжки;
  • документация, подтверждающая соответствующий уровень квалификации работников;
  • журналы учёта проведения обязательных мероприятий в области охраны труда и санитарно-производственной гигиены;
  • разрешения на ведение деятельности;
  • сертификаты на продукцию;
  • акцизы на товар;
  • утверждённый руководителем компании прейскурант на продукцию или услуги.

Схема организации государственного контроля и надзора

Проверяющий, получив документацию, проводит аналитическую работу, целью которой является оценка её соответствия действующим законодательным нормам.

Проверяемые объекты

Проверяющие при проверке обязательно оценят соответствие санитарным нормам состояние помещения.

Проверка все же назначена, что делать?

В первую очередь необходимо проверить соблюдается ли законодательство в момент деятельности вашего магазина.

В этом случае владельцу магазина необходимо подать заявление в проверяющий орган (который, собственно, и проверяет ваш магазин). Заявление составляется согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Так же к заявлению необходимо приложить следующий пакет документов:

  • Выписку из реестра акционеров общества (если форма собственности АО);
  • Для ИП копию отчета о финансовых результатах или же Книгу учета;
  • Сведения о численности работников.

Решение о прекращении проверки и исключения вашей организации из реестра проверок будет вынесено в течение 10 дней после получения надзорным органом полного пакета документов.

Важно знать! Возможность подачи заявления на исключение организации из реестра проверок есть даже в том случае, если проверка уже идет. В подобной ситуации проверку приостановят на срок рассмотрения заявления.

Если проверка назначена на законных основаниях и инспектор уже находится в вашем магазине необходимо проверить наличие документа, удостоверяющего причастность проверяющего к проверяющему органу и само решение о проведении проверки.

Так же лучше записать ход проверки на видео или, в крайнем случае, в аудио формате. Фото, видео и аудиозапись в собственных помещениях разрешена, более того сотрудники инспекции довольно часто прибегают к таким методам фиксации проверки.

Вам фиксация процесса нужна для того, чтобы впоследствии было проще восстановить хронологию событий и выявить возможные нарушения, допущенные инспектором в ходе проверки. Помимо записи процесса на видео желательно фиксировать ход проверки письменно.

Все требуемые документы необходимо передавать строго по описи, в которой указывается наименование, количество и вид документа (копия или оригинал). Данная опись поможет вам в случае, если какие-либо документы будут утеряны.


Стоит отметить, что чаще всего сотрудникам проверяющих органов передаются копии документов, оригиналы остаются в компании или же передаются в проверяющий орган, но по строгой описи и только в исключительных случаях.

К исключительным случаям относятся ситуации, когда инспекторам недостаточно копий для осуществления контроля или есть основания, что подлинники будут уничтожены проверяемым.

При передаче оригиналов документов с них снимаются копии, которые заверяются должностным лицом, которому передаются оригиналы.

Важно знать! Документы, представляющие собой коммерческую тайну, могут быть изъяты только по решению суда.

Каждая проверка заканчивается составлением акта и протокола, который подписывает и проверяемая и проверяющая сторона.

Перед подписанием протокола тщательно изучите все пункты, убедитесь, что вся изложенная информация является достоверной.

Если у вас есть комментарии о нарушениях, допущенных инспектором, если вы не согласны с информацией, отраженной в протоколе – сделайте запись с подробными комментариями в итоговом документе.

Для предпринимателя акт дополненный его комментариями гораздо лучше, чем отказ от подписи акта или протокола.

После подписания акта и внесения комментариев о несогласии стоит безотлагательно составить обращение в вышестоящие инстанции или прокуратуру. К обращению необходимо приложить заверенные копии всех документов, способных подтвердить факт нарушений, допущенных в ходе проведения проверки.

Ещё одно важное дополнение в момент подготовки к проверке – связаться с юристом, как только информация о грядущем визите инспектора станет известна.

Данный шаг поможет избежать допущения распространенных ошибок:

  • предоставления инспекторам лишних документов,
  • разглашение информации, являющейся ценной,
  • пропуск срока для оспаривания результатов проверки и т.д.

Так же присутствие в организации юриста в момент проведения проверки задаст правильный тон беседе с контролирующими органами.


Где посмотреть график плановых проверок на 2018 год

Еще до момента проведения проверки владельцу магазина лучше уточнить планируется ли она на его предприятии торговли в принципе.

Информацию о плане проведения проверок на 2018 год найти достаточно просто. Нужно всего лишь зайти на сайт Прокуратуры, далее в разделе «Проверки малого бизнеса» ввести данные о предприятии (ИНН, ОГРН, наименование).

Так же, есть возможность проверить информацию по названию проверяющего органа. В этом случае система ознакомит вас с полным перечнем организаций, в которые планируется визит проверяющего органа.

Виды проверок в магазине

Плановая проверка магазина


Плановая проверка проводится в организации в соответствии с графиком плановых проверок. Предметом проверки в этом случае является соблюдение ЮЛ, либо индивидуальным предпринимателем требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Также проверяется соответствие сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности предпринимателя, обязательным требованиям РФ.

Проводятся плановые проверки на основании ежегодных сводных планов, которые формируются Ген. прокуратурой Российской Федерации.

Как было сказано выше сам сводный план и реестр проведения плановых проверок размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в разделе «Проверки малого бизнеса».

Для того, чтобы организация была включена в реестр плановых проверок должно пройти 3 года с момента:

  1. регистрации ЮЛ/ИП в государственном органе;
  2. проведения последней плановой проверки ЮЛ/ИП (точнее с момента её окончания);
  3. представления уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности предпринимателя индивидуальным предпринимателем, либо юридическим лицом.

По закону плановые проверки должны проводиться не чаще 1 раза в 3 года.


Внеплановая проверка магазина

Основаниями для внеплановой проверки могут послужить следующие причины:

  • Сотрудник, покупатель, поставщик подал письменную жалобу на предпринимателя;
  • По итогам предыдущих проверок предпринимателю были назначены предписания, однако он не выполнил их, либо выполнил с нарушением установленных сроков;
  • Предприниматель создал угрозу жизни, здоровью людей/животных;
  • Грубые нарушения требований безопасности.

Так же, если у контролирующего органа появятся подозрения о недобросовестности предпринимателя, проверка вполне может быть назначена. Например, в случае, если на торговой точке без видимых причин резко падает выручка (с введением онлайн-касс отследить это будет довольно легко).



Документарная проверка магазина

Основная масса ошибок в деятельности предприятия выявляется именно в ходе документарных проверок.

Следует отметить, что в момент проведения проверок предприниматель не обязан помогать проверяющим органам в выявлении налоговых ошибок, однако, не стоит забывать, что противодействие представителям органов контроля в проведении проверки повлечет за собой административную ответственность предпринимателя.

На руку предпринимателю играет тот факт, что перед проведением проверки руководителем налоговой инспекции утверждается сама программа поверки.

В данной программе содержится перечень вопросов, которые подлежат выяснению. Так же в перечне указывается конкретный период деятельности предприятия который будет подвергнут проверке.

Важно! Период, за который будет производиться документарная проверка, не может быть больше установленного Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в РФ”.

Непосредственно в саму программу проведения проверки включаются следующие вопросы:

  • правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности о прибыли от работ, услуг, либо реализации продукции, отражение прибыли или убытков от прочей реализации и внереализационных операций, достоверность и законность ведения документации;
  • отражение данных о фактической себестоимости услуг, работ, достоверность информации о фактической себестоимости;
  • расчет налога на прибыль, его достоверность, законность использования предпринимателем всевозможных льгот.

Срок проведения проверки не должен превышать 30 дней и может быть продлен с разрешения руководителя Государственной Налоговой Инспекции и только в исключительных случаях.

Обычно документарная проверка включает в себя три этапа:

  1. Сверяются данные, отраженные в отчетной форме № 2 “Отчет о финансовых результатах и их использовании” с данными по главной книге бухгалтерского учета;
  2. Сверяются данные журналов-ордеров с главной книгой бухгалтерского учета;
  3. Проверяется правильность и законность занесения операций в отчетные документы.

Проверять отчетные документы могут как выборочным, так и сплошным методом.


Выездная проверка магазина

Страшный сон предпринимателя. Во-первых, в ходе проверки могут быть выявлены нарушения. Ну а во-вторых, выездная проверка на то и выездная, что проводится на территории предпринимателя.

Т.е. в течение всего срока проверки представители проверяющего органа будут находиться на территории предпринимателя (в нашем случае магазина), чем будут вызывать нарушения в обычном распорядке компании, не говоря уже о колебаниях в эмоциональном фоне сотрудников.

В случае назначения выездной проверки предприниматель может сослаться на отсутствие подходящего помещения для проведения проверки, однако в этом случае представители проверяющего органа на законных основаниях могут нанести визит на предприятие торговли, чтобы удостовериться в отсутствии подходящего помещения.

Роспотребнадзор объединил в себе сразу несколько ведомств, в связи с чем проверка данным органом является наиболее многогранной для предпринимателя.


Перечень документов, которые могут понадобиться при проверке

Инспекторы в обязательном порядке отмечают:

  • наличие вывески соответствующей предъявляемым требованиям;
  • наличие уголка потребителя;
  • наличие ценников на товарах и цен на услуги (прейскуранты и ценники должны быть заверены подписью руководителя);
  • наличие договора на аренду помещения/свидетельства о праве собственности;
  • наличие договора с компанией ответственной за вывоз мусора и проведение дезинфекций;
  • наличие уставных документов (свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган, устав организации);
  • журнала проверок санитарного состояния помещений;
  • лицензии на осуществление деятельности организации.

Что проверяет Роспотребнадзор в магазинах разной направленности

При проверке магазинов в первую очередь Роспотребнадзор обращает внимание на:

  • состояние и качество продукции, условия в которых продукция производится, хранится и реализуется;
  • действующие мед. книжки у персонала;
  • соблюдение сотрудниками правил торговли;
  • наличие полного пакета документов на товар и т.д.

Т.к. Роспотребнадзор объединил в себе функции и полномочия нескольких ведомств, стоит отметить, что, например, Санэпидемстанция так же находится в подчинении у данного контролирующего органа.

Санэпидемстанция в своих проверках больше всего внимания уделяет предприятиям общественного питания, школам, детским садам, АЗС и, конечно же, продуктовым магазинам.

Первое, на что обращает внимание СЭС в магазине – это товар. Проверять будут всё: сроки годности, условия хранения, условия реализации продукции, её качество (продукты предлагаемые потребителю как минимум должны быть безвредными).

Так же будут проверять технологические процессы, продуктовые технологии (наличие повторной заморозки рыбы, мясных продуктов), наличие просроченного товара на прилавках, технологию работы с просроченным товаром.

Помещение проверят на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, наличие в помещении исправных вентиляций, наличие инвентаря для поддержания чистоты в помещениях.

У всего персонала проверят наличие действующих медицинских книжек. Так же СЭС обязательно проверит наличие соответствующей документации на товар и проконтролирует алгоритм приемки товара сотрудниками.

Оформление результатов проверки


По факту проверки должностное лицо, проводящее данную проверку, в двух экземплярах составляет акт. В акте отмечаются все выявленные нарушения, действия предпринимателя по их устранению в ходе проверки (если таковые имеются), неповиновения законному распоряжению представителя контролирующего органа и т.д.

Обязательными пунктами в акте являются:

  1. Дата и время составления акта. Место, где акт был составлен;
  2. Наименование контролирующего органа, который проводил проверку;
  3. Дата, номер распоряжения на основании которого проверка велась;
  4. ФИО, должность лиц, проводивших проверку;
  5. Наименование проверяемого, ФИО присутствующих;
  6. Место, где проводилась проверка, её дата, время и продолжительность;
  7. Результаты проверки;
  8. Сведения об ознакомлении (отказе от ознакомления) с актом проверки руководителя организации;
  9. Подписи каждого должностного лица проводящего проверку.

Наиболее распространенные нарушения

  • Нарушение санитарно-технических норм;
  • Отсутствие приборов для измерения температуры и влажности, соответственно нарушение температурного и влажностного режимов;
  • Нарушение норм хранения пищевых изделий;
  • Нарушение производственного контроля;
  • Нет в наличии протоколов исследований;
  • Нарушение объёма, кратности исследований;
  • Нарушение норм Законодательства РФ в отношении маркировки товара;
  • Нарушение требований в отношении оформления ценников.

Санкции Роспотребнадзора

Сводная таблица штрафов для ЮЛ и ИП

Нарушение

Ответственность

Несоблюдение санитарных норм и гигиенических правил. Игнорирование осуществления санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.

ИП без юридического образования: АШ 500 - 1 000 руб. или АПД.С юридическим образованием: АШ 10 000 - 20 000 руб. или АПД на 90 дней.

Махинации в отмеривании, обвешивании, обсчете или обман потребителя другим способом.

АШ 20 000 - 50 000 руб.

Обман потребителей относительно свойств, состава и качества товара, во время его производства или реализации.

АШ от 100 000 - 500 000 руб.

Отказ потребителю в его праве на получение информации о товаре, изготовителе, исполнителе, продавце и режиме работы.

П или АШ 5 000 - 10 000 руб.

Неповиновение требованию или распоряжению проверяющего должностного лица осуществляющего муниципальный или государственный надзор без законных оснований.

П или АШ 2 000 - 4 000 руб.

Невыполнение в срок постановления о ликвидации нарушений.

АШ 10 000 - 20 000 руб.

Непредставление необходимых сведений, которые нужны для осуществления проверяющим органом его законной деятельности или несвоевременное предъявление необходимой информации. Представленная информация имеет неполный объем или искаженный, незаконно подправленный вид.

АШ 3 000 - 5 000 руб.

Реализация товаров или оказание услуг ненадлежащего качества, согласно установленным требованиям нормативных актов.

ИП без юридического образования: АШ 10 000 - 20 000 руб. С юридическим образованием: АШ 20 000 - 30 000 руб.

Реализация товаров/предоставление услуг при полном/частичном отсутствии данных про производителя/исполнителя.

АШ 30 000 - 40 000 руб.

Неиспользование ККТ или ее эксплуатация в не соответствующем правилам состоянии, с нарушением требований установленных законом. Отказ в выдаче чека или квитанции клиенту.

Завышение цен, регулируемых государством, или чрезмерное завышение надбавок к ценам. Завышение максимальной стоимости, указанной производителем на пачке при реализации табачной продукции.

АШ 2-я сумма полученной выручки за период нарушения, но не более 1 года.

Намеренная установка низких цен или чрезмерное занижение надбавок к ним. Несоблюдение стандартов контроля ценообразования.

АШ 100 000 руб.

Обман потребителя при реализации товара в любом его проявлении: недомер, недовес, обсчет.

АШ 20 000 - 50 000 руб.

Обман потребителя относительно свойств, качества товара во время производства в целях сбыта неликвида.

АШ 100 000 - 500 000 руб.

Нарушение права потребителя в получении достоверной информации о товаре, изготовителе, продавце.

П или АШ 500 - 1 000 руб.

В договоре есть пункты, рассматривающие открытое ущемление прав потребителя установленных законом.

АШ 10 000 - 20 000 руб.

Отказ в предоставлении преимуществ и льгот потребителю, если те предусмотрены законом.

АШ 5 000 - 10 000 руб.

Нарушение правил реализации некоторых видов специфического товара.

АШ 10 000 - 30 000 руб.

АШ – административный штраф
П – предупреждение
АПД – административное приостановление деятельности

Налоговая проверка магазина

Камеральная проверка

Камеральная проверка проводится непосредственно в налоговом органе. Данный вид проверки включает в себя изучение предоставленных индивидуальным предпринимателем отчетов.

В первую очередь устанавливается факт сдачи налоговой отчетности. Документы проверяют на достоверность и полноту предоставленных данных, правильность налоговых платежей.

Если с точки зрения начисления и уплаты налогов нарушений нет, данный вид проверки пройдет для предпринимателя безболезненно.

Если нарушения установлены, в ряде случаев инспектор вынесет предупреждение и предоставит время для устранения нарушения.

Если же индивидуальный предприниматель проигнорировал предписание или нарушил сроки устранения нарушения, без штрафа будет не обойтись.


Выездная проверка

Выездная проверка проходит уже на территории предпринимателя. Причем у ИП все же есть возможность переноса места проведения проверки в налоговую инспекцию.

Для этого необходимо подать заявление об отсутствии подходящих для проведения проверки площадей в проверяющий орган. Как было сказано выше, в этом случае налоговый инспектор имеет право посетить предприятие лично, для того, чтобы удостовериться в отсутствии помещения.

В случае, если проверка все же состоится, предприниматель обязан предоставить налоговому инспектору полностью оборудованное рабочее место на весь срок проведения проверки.

Обычно выездная налоговая проверка не должна превышать двух месяцев, однако по инициативе руководителя налоговой инспекции проверка может быть продлена.

По факту проведения проверки налоговым инспектором составляется акт выездной проверки, один экземпляр которой остаётся у предпринимателя.

Программа для магазинов Бизнес.Ру позволяет автоматизировать налоговую отчетность, всегда быть в курсе всех взаиморасчетов с сотрудниками, контролировать денежные потоки в компании, а личный календарь напомнит вам о важных событиях.

Основания для проведения внеплановой налоговой проверки:

  • Размер налоговых отчислений не соответствующий среднему по данной отрасли;
  • Размеры платежей, внесенных налогоплательщиком в бюджет, не соответствуют размеру платежей, которые налогоплательщик обязан вносить в бюджет Российской Федерации согласно выбранной системе налогообложения;
  • В результатах показателей финансово-хозяйственной деятельности организации за текущий период наблюдаются значительные отклонения от результатов, достигнутых ранее за аналогичный временной промежуток;
  • В документах, находящихся на предприятии были найдены отличия от документов, переданных предпринимателем в налоговую инспекцию;
  • Предпринимателем были допущены ошибки, нарушения, неточности или же неправомерные действия при формировании налоговой базы;
  • Темп роста доходов и расходов не соответствует друг другу, то есть предприятие работает в убыток;
  • Доля налоговых вычетов предприятия составляет более 89% за предыдущий год;
  • Предприниматель не предоставил ответы на направленные налоговой инспекцией запросы.

Права и полномочия налоговых инспекторов

Предприниматель обязан предоставить налоговому инспектору доступ в помещение предприятия и на территорию, относящуюся к данному предприятию. Однако, для того чтобы получить этот доступ сотрудник налоговой инспекции должен предъявить:

  1. Служебное удостоверение;
  2. Решение руководителя налогового органа, либо его заместителя о начале проведения выездной проверки с указанием даты и полной информации о проверяемом лице.

Стоит отметить, что препятствовать работе представителей налоговой инспекции так же не стоит.

В случае препятствий со стороны представителей проверяемой организации налоговым инспектором составляется соответствующий акт, который подписывают обе стороны.

В случае, если проверяемый отказывается подписывать акт в документ вносится отметка об этом.

Порядок действий

  1. Во-первых, необходимо пригласить юриста, для того, чтобы с вашей стороны было оказано юридическое сопровождение в ходе проверки;
  2. Проверьте у инспектора наличие постановления о проверке и удостоверение сотрудника налоговой инспекции;
  3. Дайте возможность налоговому инспектору ознакомиться с документами, являющимися объектом проверки;
  4. Документы выдавайте лично, по почте (заказным письмом) или же через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней с момента требования (в случае камеральной проверки);
  5. Письменно предупредите налоговый орган о возможной задержке в предоставлении документов с указанием сроков задержки и причин;
  6. Если производится выемка, проверьте у инспектора наличие соответствующего постановления;
  7. Лично проверьте протокол выемки (должно быть указано количество, наименование и по возможности стоимость предметов).

Хитрости, которые помогут выжить при налоговой проверке


  • Первое правило, которого должен придерживаться предприниматель в случае любой проверки – постараться сохранять полное спокойствие. Рассматривайте общение с инспектором как переговоры с деловым партнером;
  • Передавайте всю информацию строго через одно ответственное лицо. Сколько людей, столько и мнений. Один сотрудник посчитает нужным озвучить важную на его взгляд информацию, второй скажет то, в чем до конца не уверен, но слышал где-то в кулуарах. В итоге у представителей инспекции будет масса информации, которая чаще всего играет не в пользу владельца бизнеса;
  • Постарайтесь правильно разместить проверяющего инспектора. Налоговые инспекторы такие же люди, как и вы. Чем комфортнее будет его пребывание в вашей организации, тем выше вероятность построения грамотного диалога в случае возникновения спорных вопросов. Конечно, не стоит приставлять к сотруднику налоговой инспекции личного секретаря, слугу с опахалом и десяток танцующих восточных красавиц, но вот предоставить комфортное рабочее место можно вполне (хотя танцующие красавицы, безусловно, могли бы отвлечь от ошибок в документах);
  • Разработайте регламент поведения сотрудников при проверке. Вид сотрудников в панике бегающих по офису с восклицаниями «нам всем крышка!» не вдохновит ни одного инспектора. А вот вид совершенно спокойных сотрудников, занимающихся своим делом, несмотря на присутствующего в офисе налогового инспектора заставит поверить, в то, что в организации все более чем законно. Хотя проверку документов этот факт конечно же не отменит;
  • Лично фиксируйте каждое действие инспектора, относящееся к ходу проверки (запрошенную информацию, предоставленные документы и т.д.). Одним из основных преимуществ данного правила будет возможность выявления нарушений допущенных инспектором в ходе проверки;
  • Все документы передавайте строго по составленной описи;
  • Перед проведением проверки тщательно проверьте наличие скрытых налоговых переплат (часто в этой категории оказываются расходы на мобильную связь, расходы на содержание офиса и т.д.). Эту проверку своей компании лучше всего проводить совместно с бухгалтером.

Штрафы за нарушения

Нарушение

Размер штрафа

Нарушен способ представления отчетности

200 руб. за каждую декларацию, поданную неверно

Не соблюдается порядок владения заложенным имуществом

Нарушен порядок постановки на налоговый учет

Не представлена налоговая декларация

5 % от не перечисленной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления. Но не менее 1000 руб. и не более 30 процентов от указанной суммы.

Арестованное имущество используется неправильно

В инспекцию не представлены документы

от 50 до 200 руб. за каждый не предоставленный документ

Допущены грубые нарушения правил учета:

в одном налоговом периоде

штраф - 10 000 руб.

более чем в одном налоговом периоде

Нарушения привели к занижению налоговой базы

20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Так же одна из самых строгих проверок. Если на предприятии нарушены нормы пожарной безопасности, значит под угрозой жизнь и здоровье покупателей и сотрудников. Целью МЧС как раз является выявление нарушений в сфере пожарной безопасности.

Под пристальный взгляд сотрудников пожарной службы попадает всё: здания, сооружения на территории предприятия, склады и т.д. На что в первую очередь обратят внимание сотрудники противопожарной инспекции:


Документы при пожарной проверке

Перед проведением проверки предпринимателю необходимо проверить наличие в магазине следующих документов:

  • Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность;
  • Приказ о запрете курения в неположенных местах;
  • Приказ регламентирующий содержание эвакуационных выходов и дверей открытыми на протяжении всего времени нахождения людей в здании;
  • Инструкции о действиях в случае возникновения возгорания и о мерах пожарной безопасности;
  • Инструкция о действиях во время пожара для сотрудников охраны;
  • Копия справки о прохождении обучения ответственного за пожарную безопасность «Противопожарному минимуму»;
  • Копия справки об обучении сотрудников охраны мерам пожарной безопасности;
  • Журнал инструктажа противопожарной безопасности с отметками всех сотрудников организации;
  • Проекта пожарной сигнализации;
  • Договора с компанией, обслуживающей организацию и т.д.

С полным перечнем необходимых документов и требованиями противопожарной безопасности можно ознакомиться, изучив Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Проверка пожарной безопасности помещений

В ходе осмотра здания инспектор обращает внимание на:

  1. Соответствие помещений плану эвакуации;
  2. Отделку стен, потолков и пола;
  3. Состояние, расположение и наличие аварийных выходов;
  4. Если на окнах установлены решётки, они должны открываться изнутри;
  5. Наличие и состояние противопожарного оборудования;
  6. Состояние помещения, наличие захламления;
  7. Наличие на видных местах информационных табличек о направлении движения к выходу;
  8. Для помещений, в которых работают свыше 10 человек – наличие и состояние систем оповещения.

Составление акта проверки пожарной безопасности


По факту проверки составляется акт, в который вносится вся информация о выявленных нарушениях. В акте, составленном пожарным инспектором должны содержаться следующие сведения:

  1. Данные инспектора, проверяемой организации, дата и время проведения проверки;
  2. Резюме о текущем пожарно-техническом состоянии помещения;
  3. Перечисление выявленных нарушений;
  4. Наложенная на нарушителя ответственность;
  5. Объяснения, взятые с ответственных лиц;
  6. Отметка об ознакомлении ответственного лица с составленным актом;
  7. К акту так же прикладываются протоколы, в случае, если были выявлены серьезные нарушения противопожарной безопасности.

В случае, если предприниматель категорически не согласен с ходом проверки, выявленными нарушениями или составленным по факту проверки актом, в акте он должен указать «Не согласен» и далее четко аргументировать принятую позицию.

Ответственность за нарушения

Сводная таблица штрафов за нарушения пожарной безопасности

Статья

Юридические лица

ч.1 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

Предупреждение,

Предупреждение,

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи.

штраф - 6000 - 15000 руб.

штраф - 150000 - 200000 руб.

ч.2 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 15000 - 30000 руб.

штраф - 400000 - 500000 руб.

Те же действия (см. ч.1 ст.20.4) в условиях противопожарного режима.

ч.3 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 20000 - 30000 руб.

штраф - 150000 - 200000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

ч.4 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 30000 - 40000 руб.

штраф - 150000 - 200000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

ч.5 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 40000 - 50000 руб.,

штраф - 200000 - 400000 руб.,

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.

приостановка до 90 суток

приостановка до 90 суток

ч.6 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 40000 - 50000 руб.

штраф - 350000 - 400000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

ч.7 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 15000 - 20000 руб.

штраф - 90000 - 100000 руб.

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно.

ч.8 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.

штраф - 7000 - 10000 руб.

штраф - 120000 - 150000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

ч.12 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

штраф - 3000 - 4000 руб.

штраф - 70000 - 80000 руб.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

ч.13 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

штраф - 5000-6000 руб.

штраф - 90000 - 100000 руб.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

ч.14 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

штраф - 15000 - 20000 руб.

штраф - 150000 - 200000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП.

Ст.19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

штраф - 4000 - 5000 руб.

Проверка магазина органами полиции

Полномочия УЭБ и ПКТУ МВД

Полномочия Управления экономической безопасности и противодействия коррупции и действия сотрудников проверяющего органа регламентируются Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Стоит выделить пункты 25 и 27 статьи 11.

Согласно данным пунктам у сотрудников УЭБ и ПКТУ МВД есть право на:

  • произведение осмотра служебных помещений (в том числе производственных, складских, торговых и других), помещений, в которых осуществляется хранение имущества;
  • изучение документов, отражающих хозяйственную, предпринимательскую, финансовую, торговую деятельность;
  • требование копий указанных документов, заверенных надлежащим образом не более чем в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления;
  • требование любых данных, указывающих на признаки преступления;
  • самостоятельное проведение проверок/ревизий всех видов деятельности предприятия, а также, инициация данного вида проверок в срок не превышающий 30 дней;
  • хранение имущества, которое инспекторы УЭБ и ПК посчитают бесхозным, в установленном порядке решение вопроса о дальнейшей принадлежности данного имущества.

Резюмируя можно отметить, что полномочий у ОБЭП более чем достаточно для того чтобы узнать о фирме все и даже больше. Проверки сотрудниками УЭБ и ПК по праву считаются одними из самых строгих.


Что может послужить основанием для полицейской проверки

Можно выделить три причины, которые, скорее всего, приведут сотрудников УЭБ и ПК в организацию:

  1. Не вызывающие доверия партнеры. Данный вид проверок довольно сложно предугадать. Как правило, к самой фирме у сотрудников ОБЭП претензий нет, но один из партнеров, с которыми работает компания, нарушил закон, тем самым навлекая «тень» и на тех, с кем он сотрудничает.
  2. Сектор, относящийся к разряду ненадежных. В этом случае проверку может вызвать определенная ситуация в регионе, например, «разборки» в криминальных кругах или теракты.
  3. Жалобы поставщиков/покупателей. Например, если покупатель подозревает, что алкогольные напитки, продающиеся в магазине, производятся «кустарным способом», он вполне может написать заявление в ОБЭП, а сотрудники спецслужбы в свою очередь будут обязаны отреагировать на поступивший сигнал.

Как происходит административный процесс

Сотрудники УЭБ и ПК не предупреждают о своих визитах. Перед началом проверки сотрудники компании должны убедиться, что перед ними действительно проверка ОБЭП.

Помимо обязательства назвать свои имена и должности гости так же обязаны предоставить соответствующие документы. После подтверждения личности проверяющих к месту проверки необходимо пригласить директора/и.о. директора и представителя юридической службы организации.

Эти действия необходимы для того, чтобы со стороны представителей фирмы осуществлялся контроль за проведением проверки.

Сотрудники фирмы участвующие в процессе так же должны полностью представиться и назвать свои должности согласно штатному расписанию.

Важно запомнить! Оказывать активное сопротивление сотрудникам проверяющего органа категорически запрещено, не стоит забывать, что сотрудники ОБЭП это все же оперативники, соответственно они вполне могут применять физическую силу и в крайних случаях табельное оружие.

В случае, если физические меры воздействия сотрудники полиции применили в одностороннем порядке сотрудники фирмы смогут отстоять свои права в суде.

Во время проведения проверки сотрудники органов внутренних дел так же имеют право на:

  • Произведение опроса, с использованием фотоаппаратов, диктофонов, полиграфа (детектора лжи) и т.п.;
  • Наведение справок, изучение документов, представляющих интерес;
  • Сбор образцов для сравнительного исследования (образцы крови, отпечатки пальцев, образцы волос, почерка и т.д.);
  • Осуществление проверочных закупок (мнимых сделок купли-продажи);
  • Осуществление негласной слежки за действиями подозреваемых;
  • Обследование зданий и помещений;
  • Произведение контролируемой поставки;
  • Контроль почтовых отправлений;
  • Прослушку телефонных звонков.

Какие документы имеет право проверять сотрудник полиции


В момент проведения проверки сотрудники УЭБ и ПК могут изымать любые документы, которые представляют интерес для следствия.

В момент изъятия документов представитель контролирующего органа обязан составить протокол изъятия. В протоколе подробно прописываются все изъятые документы, а их копии заверяются оперативным работником и передаются сотруднику, у которого документы непосредственно были изъяты.

Бывают ситуации, когда в момент изъятия копии сделать невозможно, в этом случае заверенные копии документов передаются лицу, у которого они были изъяты в течение пяти дней. Все манипуляции с документами должны быть зафиксированы в протоколе изъятия.

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года ( «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ .

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в

Организациям (предпринимателям) пройти проверку Роспотребнадзора без выявления каких-либо нарушений не просто. Однако при условии знания своих прав, порядка проведения проверок и их видов, а также полномочий и обязанностей проверяющих такое мероприятие может пройти с гораздо меньшим уроном.Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей. Согласно Положению о Роспотребнадзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322) он наделен довольно обширными полномочиями. Так, Роспотребнадзор осуществляет профилактику инфекционных заболеваний, лицензирование отдельных видов деятельности, защиту прав потребителей, санитарный надзор и т.д.

Практически любая организация может быть проверена Роспотребнадзором, но особое внимание уделяется юрлицам и предпринимателям, которые занимаются реализацией товаров (работ, услуг) населению. Несмотря на то что по общеустановленному правилу Роспотребнадзор может проводить проверки только один раз в три года (плановая проверка), данные организации (предприниматели) проверяются гораздо чаще (внеплановая проверка). В большинстве случаев это связно с тем, что в Роспотребнадзор поступают обращения граждан с жалобами на нарушение их прав и законных интересов или санитарно-эпидемиологических правил.

При осуществлении контрольных мероприятий Роспотребнадзор может проверить практически все, поэтому организациям (предпринимателям) следует вести всю необходимую документацию и соблюдать соответствующие требования законодательства с момента открытия. Если оставлять это на потом, то в итоге будет очень сложно все привести в порядок и пройти проверку без замечаний или штрафов.

Итак, рассмотрим виды проверок, которые проводит Роспотребнадзор, права и обязанности его должностных лиц, а также допускаемые ими нарушения, на основании которых результаты проверки можно оспорить.

Виды проверок

Порядок проведения проверок Роспотребнадзором регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее — Закон N 294-ФЗ) и положениями Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764.

Согласно ст. ст. 9 и 10 Закона N 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится Роспотребнадзором не чаще чем один раз в три года в отношении одного юрлица или одного предпринимателя на основании утвержденного ежегодного плана проведения проверок. При этом план проведения проверок в отношении юрлица, ведущего свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу либо представительству, расположенному в соответствующем субъекте РФ.

Основанием для проведения у организации или коммерсанта плановой проверки является истечение трех лет со дня:

— государственной регистрации;

— окончания проведения последней плановой проверки;

— начала ведения деятельности в соответствии с представленным уведомлением в Роспотребнадзор о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (уведомление должны представлять лица, которые намерены выполнять работы (оказывать услуги), указанные в Приложении N 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

Данный Перечень является закрытым, и Роспотребнадзор не вправе проводить плановые проверки по не указанным в нем основаниям.

Стоит отметить, что плановые проверки юрлиц (предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, могут проводиться два раза и более в течение трех лет. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944. Например, организации (бизнесмены), согласно данному Перечню осуществляющие деятельность детских лагерей на время каникул, проверяются один раз перед началом каникул и далее не чаще одного раза в смену.

План проверок утверждается ежегодно. Данный план Роспотребнадзор должен доводить до сведения заинтересованных лиц путем размещения в сети Интернет либо иным доступным способом.

Так, с планом проверок на 2014 г. можно ознакомиться на сайте Роспотребнадзора http://inspect.rospotrebnadzor.ru/2014 либо на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Также, согласно пресс-релизу от 01.07.2014, размещенному на сайте Роспотребнадзора, план проверок на 2015 г. будет опубликован в сети Интернет в срок до 31 декабря 2014 г.

Роспотребнадзор обязан уведомить организацию (коммерсанта) о проведении плановой проверки не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, даже несмотря на существование плана в открытом доступе. В качестве уведомления в адрес проверяемого направляется копия распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа Роспотребнадзора о начале проведения проверки (типовая форма утв. Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Нарушение данного срока признается грубым нарушением требований к организации и проведению проверок и может привести к отмене результатов проверки по заявлению проверяемого (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Внеплановая проверка чаще всего проводится из-за поступивших в Роспотребнадзор жалоб от граждан о нарушении их потребительских прав. Однако это не единственное основание для проведения такой проверки. Так, в п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ указаны следующие причины:

— истечение срока исполнения организацией (предпринимателем) ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

— поступление в Роспотребнадзор информации о возникновении угрозы либо о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— Приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Если внеплановая проверка проводится на каких-либо других основаниях, то это является нарушением, которое влечет за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого. Помимо этого, за такое нарушение виновные сотрудники Роспотребнадзора могут быть привлечены к ответственности.

Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемого о внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом, но только в том случае, если она обусловлена истечением срока исполнения ранее выданного предписания либо приказом руководителя органа Роспотребнадзора, изданным в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ. Если данное требование нарушено, то проверяемый может подать заявление, на основании которого результаты проверки будут отменены.

В остальных случаях (нарушения прав потребителей, причинения вреда жизни) внеплановая проверка может проводиться без предупреждения. Однако сотрудники Роспотребнадзора перед непосредственным началом проведения соответствующих мероприятий должны предъявить проверяемому копию распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Поскольку сотрудники Роспотребнадзора должны предъявлять проверяемому распоряжение (приказ) о начале проверки, то следует знать, что в нем должно содержаться. В документе указывается:

— наименование органа госконтроля (надзора) или органа муниципального контроля;

— Ф.И.О. и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

— наименование юрлица или Ф.И.О. предпринимателя, проверка которых проводится, место нахождения организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место жительства предпринимателя, а также место фактического осуществления ими деятельности;

— цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

— сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

— перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

— список документов, представление которых фирмой (бизнесменом) необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

— даты начала и окончания проведения проверки.

Если в документе отсутствует хотя бы один из вышеуказанных пунктов, то проверяемый вправе отказаться выполнять требования контролеров до тех пор, пока в распоряжение не внесут все необходимые сведения. Проверяемый также может отказаться от выполнения требований в том случае, если сотрудники Роспотребнадзора не предъявили ему приказ о начале проведения проверки.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Помимо этого, в распоряжении указывается форма проводимой проверки. Решение о форме проверки принимает руководитель органа Роспотребнадзора. Она может быть как документарной, так и выездной.

Документарная

При документарном контроле инспекторы проверяют документы организации (предпринимателя). Такая проверка проводится по месту нахождения органа Роспотребнадзора.

Предметом документарной проверки являются:

— сведения, содержащиеся в документах фирмы (бизнесмена), устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности;

— документы, используемые при осуществлении юрлицами (коммерсантами) деятельности и связанные с исполнением ими установленных требований, предписаний и постановлений органов контроля.

Роспотребнадзор сначала должен рассмотреть документы проверяемых, которые имеются у него в распоряжении. К ним, например, относятся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и т.д. Если сведения в данных документах вызывают сомнения либо не позволяют оценить исполнение обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, потребительского рынка, то инспектор, проводящий проверку, вправе затребовать у проверяемого иные документы. Для этого в адрес организации (предпринимателя) направляется мотивированный запрос, к которому должна быть приложена копия распоряжения (приказа) о начале проведения проверки.

Проверяющие могут потребовать следующие документы:

— договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения;

— медицинские книжки с отметками о прохождении медобследования;

— приказы о назначении ответственных должностных лиц;

— договоры с организациями, производящими дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию помещения, а также вывоз отходов, журнал учета санитарных проверок и т.п.

Обратите внимание, что требования к наличию тех или иных документов в разных регионах могут отличаться.

Документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя организации (иного уполномоченного должностного лица), индивидуального предпринимателя, должны быть направлены в орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.

За непредставление документов может быть наложен штраф в размере от 100 до 300 руб. — для граждан; от 300 до 500 руб. — для должностных лиц; от трех до пяти тысяч рублей — для юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).

Стоит отметить, что сотрудники Роспотребнадзора при проведении документарной проверки не имеют права:

— требовать у проверяемого сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки;

— требовать нотариального удостоверения копий документов, если это не предусмотрено законодательством РФ;

— требовать сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Если в ходе данной проверки инспекторы выявят ошибки (противоречия) в представленных документах либо несоответствие сведений, то они вправе направить в адрес проверяемого информацию об этом и потребовать представить необходимые пояснения в письменной форме. Пояснения необходимо направить в Роспотребнадзор в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. При этом проверяемый вместе с пояснениями вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Если после рассмотрения пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролеры выявят нарушения, то они имеют право провести выездную проверку.

Поделиться: